В конце страницы к этому курсу прилагается сертификат и удостоверение
Цель: получение компетенций в области реализации здоровьесберегающих технологий в образовательном процесс в школе и организации СПО.
Объем: 56 часов.
Формируемые знания и компетенции:
Вопрос о сохранении здоровья подрастающего поколения стоит сегодня в обществе как никогда остро и требует конкретного решения в повседневной школьной практике.
«Забота о здоровье детей – важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы», — писал В.А. Сухомлинский.
Согласно результатам исследования, проведенным Национальным медицинским исследовательским центром здоровья детей при Министерстве здравоохранения Российской Федерации, здоровье школьников заметно ухудшается на протяжении 11 лет обучения в школе. Если в первом классе абсолютно здоровыми считались 4,3% школьников, то к концу 11 класса их не осталось.
По результатам исследований российских психологов, учащиеся начальных классов, которые учатся на 4 и 5, проводят за письменным столом в школе и дома не менее 2,5-3 часов. К этому нужно добавить время, проведённое перед телевизором и компьютером.
Малоподвижный образ жизни, уличный шум, громкая музыка, излучение от сотовых телефонов, а также неблагоприятные экологические факторы негативно воздействуют на здоровье детей. Результат – рост заболеваемости учащихся, пониженная работоспособность, быстрая утомляемость и как следствие снижение качества знаний. Вот почему проблема здоровьесбережения стала в образовательном процессе приоритетной.
Большинство из этих последствий можно избежать, если вести правильный образ жизни. Но далеко не все люди знают, как его вести, а еще меньше ведут его сами. Именно поэтому необходимо прививать в школах здоровый образ жизни ученикам, и помочь в этом могут здоровьесберегающие образовательные технологии.
Здоровьесберегающие образовательные технологии – совокупность тех принципов, приемов, методов педагогической работы, которые дополняют технологии обучения, воспитания и развития задачами здоровьесбережения.
Здоровье – это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и состояние полного физического, психического и социального благополучия. Поэтому большое внимание уделяется укреплению психического здоровья учащихся, в частности предупреждению и коррекции психоэмоционального напряжения.
Здоровьесберегающие технологии выполняют важную роль в процессе обучения. Они помогают школьникам сохранить и приумножить один из самых важных ресурсов в этом мире – здоровье. Но самое главное – они прививают культуру здорового образа жизни.
Цель здоровьесберегающих технологий обучения – обеспечить учащимся возможность сохранить здоровье в период школьного обучения, сформировать необходимые знания, умения и навыки здорового образа жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Поставленная цель достигается через решение следующих задач:
Чтобы быть эффективными, здоровьесберегающие технологии должны действовать в следующих направлениях.
Гигиенические условия, в которых находится человек, напрямую влияют на его здоровье. Это относится не только к школьникам, но и ко взрослым людям. Именно поэтому необходимо обращать внимание на следующие аспекты: температура окружающей среды, свежесть воздуха, достаточность освещения, отсутствие раздражителей. Но это все относится к разделу общественной гигиены.
Если человек будет пренебрегать личной гигиеной, то он в любом случае не сможет сохранить свое здоровье. Она включает в себя множество правил и мероприятий. Необходимо ухаживать за кожей, полостью рта, половыми органами, одеждой, обувью, питанием, и так далее. Выполнять все рекомендации очень трудно, но необходимый минимум под силу каждому.
Школьникам, особенно младших классов, трудно сохранять высокую работоспособность в течение длительного времени. Эффективность усвоения учебного материала распределяется следующим образом:
За 5 минут ученик входит в продуктивное состояние. Ему нужно время, чтобы переключиться на тему урока.
Следующие 20 – 25 минут он находится в продуктивном состоянии. В нем он активно усваивает новую информацию, знакомится с новым материалом.
Оставшиеся 10 – 15 минут урока школьник занимается повторением, усваивает пройденный на уроке материал. Именно поэтому важно правильно распределить задачи урока на временной шкале, чтобы не навредить психическому состоянию учеников.
Физическая активность — ключевой фактор здорового образа жизни, потому что лучшает здоровье, позитивно влияет на продолжительность жизни, в первую очередь активной ее части.
Регулярная физическая активность обеспечивает снижение риска:
Это касается как детей, так и взрослых. В последние годы многие серьезные заболевания “помолодели”, поэтому их профилактика в виде регулярной физической активность так важна.
В формирование здорового образа у детей и подростков входят следующие направления просветительской деятельности: правильное питание, полноценный сон, гигиена, двигательная активность.
Пропаганда здорового образа жизни должна стать обязательным элементом образовательного процесса, но, в то же время, быть убедительной и интересной.
Также не стоит забывать об элементах профилактической работы в школе или СПО, направленной на коррекцию потенциальных проблем в рамках образовательной организации. Это могут быть лекции о вреде курения или тематическое физкультурное занятие, посвященное правильной осанке. Содержание профилактической работы выбирается исходя из конкретных потребностей образовательной организации.
Здоровьесберегающие технологии основываются на следующих принципах:
Атмосфера доброжелательности, вера в силы ребёнка, индивидуальный подход, создание для каждого ситуации успеха необходимы не только для познавательного развития детей, но и для нормального психофизиологического состояния.
Возможность для реализации творческих задач достигается использованием на занятиях, уроках и во внеурочной работе активных методов и форм обучения.
Ребёнок – субъект образования и обучающего общения, он должен быть эмоционально вовлечён в процесс социализации, что обеспечивает естественное повышение работоспособности и эффективности работы мозга не в ущерб здоровью.
Сочетание методик оздоровления и воспитания позволяет добиться быстрой и стойкой адаптации ребёнка к условиям школы: до 50% снижаются общая заболеваемость, обострение хронических заболеваний, пропуски по болезни.
Смена видов деятельности, регулярное чередование периодов напряжённой активной работы и расслабления, смена произвольной и эмоциональной активации необходимо во избежание переутомления детей.
Научно обоснованная система повторения – необходимое условие здоровьесберегающих технологий.
Какие же технологии можно назвать здоровьесберегающими?
Здоровьесберегающие технологии должны обеспечивать:
Рассмотрим показатели рациональной организации учебного процесса, использующиеся в образовательном пространстве.
При составлении расписания учебная часть учитывает, что работоспособность во время учебной деятельности учащихся меняется.
Как известно, недостаток двигательной активности (гиподинамия) — одна из наиболее распространенных причин снижения адаптационных ресурсов организма обучающихся. Профилактика гиподинамии складывается из ежедневной (утренняя гимнастика, пешая ходьба, подвижные перерывы между занятиями и т.п.) и периодической активности, которая осуществляется в основном на занятиях по физической культуре и в различных спортивных секциях, на занятиях в тренажерном зале.
Профилактическая вакцинация и диспансеризация являются связующим звеном физического и социального благополучия, так как снижается заболеваемость социально значимыми болезнями, такими как туберкулез, сахарный диабет, СПИД, инфекции, передающиеся половым путем.
Профилактическая вакцинация проводится согласно приказу Минздравсоцразвития РФ от 31.01.2011 N 51н «Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям». Профилактическая диспансеризация включает ежегодную флюорографию, проведение медицинского осмотра.
При планировании урока в процессе внедрения здоровьесберегающих технологий на регулярной основе, стоит обращать внимание на:
Норма: 4-7 видов за урок в зависимости от возраста (чем младше школьники – тем чаще смена видов деятельности);
Ориентировочная норма – 7-10 минут (у младших школьников такой интервал может быть короче, в старших классах – до 15 минут);
Норма — не менее трех;
Норма: на 15-20 минут по 1 минуте из 3-х легких упражнений с 3-4 повторениями каждого;
Внешняя мотивация: оценка, похвала, поддержка, соревновательный момент и т.п.
Стимуляция внутренней мотивации: интереса к изучаемому материалу, стремления больше узнать, радости от активности, и т.п.
Норма: не менее 60% и не более 75 — 80%.
Норма: не ранее 25-30 минут в 1 классе, 35-40 минут в начальной школе, 40 минут в средней и старшей школе;
Внедрять здоровьесберегающие приемы нужно начинать с первого дня обучения в школе. Рассмотрим базовые приемы здоровьесберегающей технологии. Эти приемы универсальны, не требуют специальной подготовки и, что важнее всего, эффективны.
Физкультурная минутка — динамическая пауза во время интеллектуальных занятий. Проводится по мере утомляемости детей. Время — 2-3 минуты.
Физкультминутка «Мы осанку исправляем»
Дети выполняют движения по тексту.
Мы осанку исправляем
Спинки дружно прогибаем
Вправо, влево мы нагнулись,
До носочков дотянулись.
Плечи вверх, назад и вниз.
Улыбайся и садись.
Физкультминутка «На зарядку»
Дети выполняют движения по тексту.
А теперь ребята, встали!
Быстро руки вверх подняли,
В стороны, вперед, назад,
Повернулись вправо, влево,
Тихо сели, вновь за дело.
Физкультминутка «Ванька-встанька»
Дети выполняют движения по тексту.
Мы ногами топ-топ,
Мы руками хлоп-хлоп,
Мы глазами миг-миг,
Мы плечами чик-чик.
Раз сюда, два туда,
Повернись вокруг себя.
Раз – присели, два – привстали,
Руки кверху все подняли.
Сели – встали, сели – встали,
Ванькой-встанькой словно стали.
Пальчиковая гимнастика — применяется на уроках, где ученики много пишут. Это недолгая разминка пальцев и кистей рук.
Предлагаем вооружиться одной из готовых гимнастик, “Семья пальчиков” или “Моя семья”. Пальчиковая гимнастика рассчитана на обучающихся 1-4 классов.
Моя семья
Перед началом игры пальцы зажаты в кулачки.
Первый палец — папочка.
Поднять большие пальцы.
Второй палец — мамочка.
Разогнуть указательные пальцы.
Третий палец — дедушка.
Разогнуть средние пальцы.
А четвертый — бабушка.
Разогнуть безымянные пальцы.
А вот этот пальчик — я!
Выпрямить мизинцы.
Это вся наша семья!
Хлопать в ладошки.
Семья пальчиков
В ходе игры дети держат ладошки перед собой, повернув их внутренними сторонами друг к другу. Затем, в процессе рассказывания стихотворения, они должны соединять соответствующие пальцы.
Пальчик, пальчик, где ты был?
Сжать пальцы в кулачок, поднимая вверх большие пальцы.
С этим братом в лес ходил!
Соединить указательные пальцы.
С этим братом суп варил!
Соединить средние пальцы.
С этим братом кашку ел!
Соединить безымянные пальцы.
С этим братом песню пел!
Соединить мизинцы.
Гимнастика для глаз. Проводится в ходе интеллектуальных занятий. Время — 2-10 минут.
Упражнение «Домик из ладошек»
Поможет улучшить кровообращение в глазах и станет хорошей разминкой перед следующими упражнениями.
Предложите детям сложить ладони, перекрестив пальцы, чтобы получился «домик». Этот «домик» нужно установить над переносицей так, чтобы скрещенные пальцы касались лба, а глаза оказались прикрыты ладонями. К глазам при этом должно проникать как можно меньше света.
Теперь нужно моргать, двигать глазами влево-вправо и «рисовать» ими цифры, буквы, несложные геометрические фигуры.
Делать это упражнение нужно в течение одной-двух минут. «Домик из ладошек» можно использовать в качестве перерыва во время чтения, просмотра телевизора или работы за компьютером.
Упражнение «Воображаемая картина»
Помогает улучшить аккомодацию, то есть способность четко воспринимать предметы, которые находятся на разном расстоянии от глаз, а также способствует развитию фантазии.
К выполнению упражнения нужно подготовиться заранее. Нарисуйте с детьми картину, на которой изображено много деталей, например, морской берег со скалами и маяком на них, птицами над волнами, плывущим вдали корабликом. Закрепите картину на стене, дверце шкафа или доске для занятий. Пусть дети всматриваются в картинку, рассматривает детали.
Спросите, что бы они хотели добавить на рисунок, попросите, не прикасаясь к картине руками, рассказать, где могло бы появиться то, что они предложили. Если у них нет собственных идей, предложите что-нибудь свое и попросите развить эту мысль. Через некоторое время можно попробовать делать то же самое, но уже без рисунка.
Пусть морской берег на стене будет полностью воображаемым. Оптимальное время выполнения этого упражнения – 5-7 минут. Но если вы чувствуете, что дети заскучали, можно остановиться и раньше.
Упражнение «Рисование носом»
Предполагает, что школьники будут рисовать воображаемые рисунки, используя не взгляд, как это было в предыдущем комплексе, а кончик своего носа. Делать это можно и стоя, и сидя, и даже лежа, но лучше занять сидячее положение.
Можно при этом закрыть глаза. В данном случае важно снять напряжение не только с глаз, но и с мышц шеи. Если долго сидеть за партой или перед телевизором, кровоток в области шеи ухудшается, а это ведет к ухудшению кровоснабжения глаз. Упражнение «Рисование носом» позволяет предотвратить эти неприятные последствия.
Смена видов деятельности — это целесообразное чередование различных видов деятельности на уроке (устная работа, письменная, игровые моменты и пр.). Проводится с целью предупреждения быстрой утомляемости и повышения интереса учащихся.
Артикуляционная гимнастика. К ней можно отнести работу по развитию речи, считалки, ритмические стихи, устные пересказы, хоровые повторения, которые используются на уроках не только для умственного, психологического и эстетического развития, но и для снятия эмоционального напряжения.
Игры. Любые: дидактические, ролевые, деловые — игры призваны решать не только учебные задачи. Вместе с этим они развивают творческое мышление, снимают напряжение и повышают заинтересованность учащихся к процессу познания.
Релаксация — проводится во время интеллектуальных занятий для снятия напряжения или подготовки детей к восприятию большого блока новой информации. Это может быть прослушивание спокойной музыки, звуков природы, мини-аутотренинг.
Технологии эстетической направленности. Сюда относятся походы в музеи, посещение выставок, работа в кружках, то есть все мероприятия, развивающие эстетический вкус детей.
Оформление кабинета. Санитарно-гигиеническое состояние помещения, в котором проходят занятия, также относят к здоровьесберегающим технологиям. При этом учитываются не только чистота, но и температура, свежесть воздуха, наличие достаточного освещения, отсутствие звуковых и прочих раздражителей.
Позы учащихся. Если в начальной школе учителя еще следят за осанкой и правильным положение ребенка за партой во время письма или чтения, то в старших классах этим зачастую пренебрегают. Вместе с тем, осанка формируется у человека только к 15-17-летнему возрасту. А неправильные позы, которые принимает ребенок во время уроков, могут привести не только к нарушению осанки, но и быстрой утомляемости, нерациональному расходованию энергии и даже заболеваниям.
Технологии, создающие положительный психологический климат на уроке. Сюда относят не только методы и приемы, повышающие мотивацию, но и приемы, которые учат работе в команде, внимательности, улучшают микроклимат в коллективе, способствуют личностному росту и самоуважению.
Эмоциональные разрядки — это мини-игры, шутки, минутки юмора, занимательные моменты, в общем, все, что помогает снять напряжение при больших эмоциональных и интеллектуальных нагрузках.
В старшей и средней школе направления деятельности в области здоровьесбережения не отличаются от начальной школы, может немного измениться наполнение, в зависимости от возраста учащихся.
Применение игры, приемов релаксации, внимание к позам учащихся, условия работы в кабинете – все эти направления остаются.
Что касаемо изменений, они требуются для всех направлений физической активности (гимнастика для глаз, пальчиковая, физкультминутка), а также после окончания начальной школы в образовательный процесс можно вводить просветительские лекции о здоровом образе жизни и тематические мероприятия. Рассмотрим на примерах эти направления деятельности.
В старшей и средней школе физкультминутка представляет собой мини-комплекс упражнений для разминки и не требует стихотворной или сказочной формы. Это касается и гимнастики для глаз, и для рук. Тем не менее, эти элементы в образовательном процессе крайне важны.
Комплекс упражнений
Пальчиковая гимнастика — стереотипно “детское” занятие. Учащимся старшей и средней школы можно предложить сыграть в игру “Камень-ножницы-бумага”. Это простой и интересный вариант не только жеребьевки, но и возможность размять руки и пальцы. В процессе игры можно определить, например, кто первый пойдет к доске или назначить дежурных.
Также, как и с другими направлениями физической активность, здесь также важно отказаться от “детских” вариантов: стишки-потешки будут лишними. Подойдет простой комплекс упражнений, на 2-5 минут.
Можно прибегнуть к “Методике Аветисова”.
Эдуард Сергеевич Аветисов — профессор офтальмологии. Он разработал специальную лечебно-профилактическую гимнастику для глаз. Ее основой является тренировка аккомодации (адаптации глаза к изменениям). Выполнять гимнастику могут все желающие, но максимально эффективной она является в раннем возрасте.
Комплекс
В средней и старшей школе, классный руководитель может ввести тематические занятия о здоровом образе жизни в рамках классного часа с учащимися. Темы могут быть следующими:
Формат классного часа разнообразен: лекция, семинар, открытая конференция, просмотр видео-материалов по теме и так далее.
Среднее профессиональное образование предполагает обучение и после 9, и на базе 11 класса. В учреждениях СПО обучаются учащиеся, в основном, от 15 до 20 лет, поэтому приемы и внедрение здоровьесберегающих технологий должно соответствовать этому возрасту.
Приемы физической активности (физкультминутка, пальчиковая гимнастика и гимнастика для глаз) те же, что и для старшей школы.
Приоритеты меняются в просветительской деятельности. В этом возрасте особое внимание стоит уделить отказу от вредных привычек и основам полового воспитания.
Предлагаем следующие темы для тематических мероприятий:
Так же, как и на любом другом этапе образовательного процесса, стоит уделять внимание профилактике здоровья, способствовать регулярному прохождению медицинских осмотров, пропагандировать здоровый образ жизни.
Для выявление проблемных мест и потенциальных проблем следует регулярно проводить анкетирования и беседы. Диагностической работой в СПО подобной направленности занимается социальный педагог или педагог-психолог. При отсутствии специалистов в штате, этим занимается куратор групп.
Анкета “Здоровый образ жизни” для учащихся старшей школы и СПО
Вы можете приобрести этот курс, выбрав один или несколько документов, подтверждающих освоение программы:
Печатный экземпляр отправляем Почтой России в течение 3 недель после оплаты. Стоимость - 1090 рублей.
Электронное удостоверение отправляем на электронную почту в течение 3 дней после оплаты. Стоимость - 610 рублей.
Электронный или электронный + печатный. Стоимость от 390 до 590 рублей.
2020 — 2024 © Центр развития компетенций «Аттестатика» — все права защищены.