Здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе образовательной организации

В конце страницы к этому курсу прилагается сертификат и удостоверение

Цель: получение компетенций в области реализации здоровьесберегающих технологий в образовательном процесс в школе и организации СПО.

Объем: 56 часов.

Программа:

  1. Здоровьесберегающие технологии: роль и цели в образовательном процессе
  2. Основные направления здоровьесберегающих технологий
  3. Принципы реализации здоровьесберегающих технологий
  4. Показатели рациональности организации образовательного пространства
  5. Современный урок с позиций здоровьесбережения
  6. Приемы здоровьесберегающих технологий в начальной школе
  7. Приемы здоровьесберегающих технологий в старшей и средней школе
  8. Приемы здоровьесберегающих технологий в СПО
  9. Итоговое тестирование

Формируемые знания и компетенции:

  • понимание основных принципов здоровьесберегающих технологий;
  • оценка образовательного процесса с точки зрения рациональности и принципов здоровьесбережения;
  • овладение приемами здоровьесберегающих технологий с учётом возрастных особенностей обучающихся.

Занятие 1. Здоровьесберегающие технологии: роль и цели в образовательном процессе

Вопрос о сохранении здоровья подрастающего поколения стоит сегодня в обществе как никогда остро и требует конкретного решения в повседневной школьной практике.

«Забота о здоровье детей – важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы», — писал В.А. Сухомлинский.

Согласно результатам исследования, проведенным Национальным медицинским исследовательским центром здоровья детей при Министерстве здравоохранения Российской Федерации, здоровье школьников заметно ухудшается на протяжении 11 лет обучения в школе. Если в первом классе абсолютно здоровыми считались 4,3% школьников, то к концу 11 класса их не осталось.

По результатам исследований российских психологов, учащиеся начальных классов, которые учатся на 4 и 5, проводят за письменным столом в школе и дома не менее 2,5-3 часов. К этому нужно добавить время, проведённое перед телевизором и компьютером.

Малоподвижный образ жизни, уличный шум, громкая музыка, излучение от сотовых телефонов, а также неблагоприятные экологические факторы негативно воздействуют на здоровье детей. Результат – рост заболеваемости учащихся, пониженная работоспособность, быстрая утомляемость и как следствие снижение качества знаний. Вот почему проблема здоровьесбережения стала в образовательном процессе приоритетной.

Большинство из этих последствий можно избежать, если вести правильный образ жизни. Но далеко не все люди знают, как его вести, а еще меньше ведут его сами. Именно поэтому необходимо прививать в школах здоровый образ жизни ученикам, и помочь в этом могут здоровьесберегающие образовательные технологии.

Здоровьесберегающие образовательные технологии – совокупность тех принципов, приемов, методов педагогической работы, которые дополняют технологии обучения, воспитания и развития задачами здоровьесбережения.

Здоровье – это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и состояние полного физического, психического и социального благополучия. Поэтому большое внимание уделяется укреплению психического здоровья учащихся, в частности предупреждению и коррекции психоэмоционального напряжения.

Здоровьесберегающие технологии выполняют важную роль в процессе обучения. Они помогают школьникам сохранить и приумножить один из самых важных ресурсов в этом мире – здоровье. Но самое главное – они прививают культуру здорового образа жизни.

Цель здоровьесберегающих технологий обучения – обеспечить учащимся возможность сохранить здоровье в период школьного обучения, сформировать необходимые знания, умения и навыки здорового образа жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Поставленная цель достигается через решение следующих задач:

  • мотивировать потребность учащихся в здоровом образе жизни;
  • создать комфортные условия для психологического и социального развития учащихся;
  • совершенствовать физкультурно-оздоровительные, медико-гигиенические, психолого-педагогические технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности;
  • организовать деятельность класса и родителей учащихся.

Занятие 2. Основные направления здоровьесберегающих технологий

Чтобы быть эффективными, здоровьесберегающие технологии должны действовать в следующих направлениях.

1.   Гигиена

Гигиенические условия, в которых находится человек, напрямую влияют на его здоровье. Это относится не только к школьникам, но и ко взрослым людям. Именно поэтому необходимо обращать внимание на следующие аспекты: температура окружающей среды, свежесть воздуха, достаточность освещения, отсутствие раздражителей. Но это все относится к разделу общественной гигиены.

Если человек будет пренебрегать личной гигиеной, то он в любом случае не сможет сохранить свое здоровье. Она включает в себя множество правил и мероприятий. Необходимо ухаживать за кожей, полостью рта, половыми органами, одеждой, обувью, питанием, и так далее. Выполнять все рекомендации очень трудно, но необходимый минимум под силу каждому.

2.   Учебный процесс

Школьникам, особенно младших классов, трудно сохранять высокую работоспособность в течение длительного времени. Эффективность усвоения учебного материала распределяется следующим образом:

  • 5 – 25 минут: 80%,
  • 25 – 35 минута: 60 — 40%,
  • 35 – 40 минута: 10%.

За 5 минут ученик входит в продуктивное состояние. Ему нужно время, чтобы переключиться на тему урока.

Следующие 20 – 25 минут он находится в продуктивном состоянии. В нем он активно усваивает новую информацию, знакомится с новым материалом.

Оставшиеся 10 – 15 минут урока школьник занимается повторением, усваивает пройденный на уроке материал. Именно поэтому важно правильно распределить задачи урока на временной шкале, чтобы не навредить психическому состоянию учеников.

3.   Физическая активность

Физическая активность — ключевой фактор здорового образа жизни, потому что лучшает здоровье, позитивно влияет на продолжительность жизни, в первую очередь активной ее части.

Регулярная физическая активность обеспечивает снижение риска:

  • внезапной смерти, в первую очередь ранней, острых сосудистых заболеваний сердца и мозга;
  • артериальной гипертензии (при ее наличии — обеспечивает более качественный контроль артериального давления);
  • сахарного диабета 2 типа (при его наличии — обеспечивает более качественный контроль за его течением и развитием осложнений);
  • рака толстой кишки;
  • психических нарушений (тревожно-депрессивных состояний);
  • увеличения массы тела;
  • появления остеопороза, нарушения прочности костной ткани.

Это касается как детей, так и взрослых. В последние годы многие серьезные заболевания “помолодели”, поэтому их профилактика в виде регулярной физической активность так важна.

4.   Формирование здорового образа жизни и профилактическая работа

В формирование здорового образа у детей и подростков входят следующие направления просветительской деятельности: правильное питание, полноценный сон, гигиена, двигательная активность.

Пропаганда здорового образа жизни должна стать обязательным элементом образовательного процесса, но, в то же время, быть убедительной и интересной.

Также не стоит забывать об элементах профилактической работы в школе или СПО, направленной на коррекцию потенциальных проблем в рамках образовательной организации. Это могут быть лекции о вреде курения или тематическое физкультурное занятие, посвященное правильной осанке. Содержание профилактической работы выбирается исходя из конкретных потребностей образовательной организации.

Занятие 3. Принципы реализации здоровьесберегающих технологий

Здоровьесберегающие технологии основываются на следующих принципах:

  1. Создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессобразующих факторов учебно-воспитательного процесса.

Атмосфера доброжелательности, вера в силы ребёнка, индивидуальный подход, создание для каждого ситуации успеха необходимы не только для познавательного развития детей, но и для нормального психофизиологического состояния.

  1. Творческий характер образовательного процесса.

Возможность для реализации творческих задач достигается использованием на занятиях, уроках и во внеурочной работе активных методов и форм обучения.

  1. Обеспечение мотивации образовательной деятельности.

Ребёнок – субъект образования и обучающего общения, он должен быть эмоционально вовлечён в процесс социализации, что обеспечивает естественное повышение работоспособности и эффективности работы мозга не в ущерб здоровью.

  1. Осознание ребёнком успешности в любых видах деятельности.
  1. Рациональная организация двигательной активности.

Сочетание методик оздоровления и воспитания позволяет добиться быстрой и стойкой адаптации ребёнка к условиям школы: до 50% снижаются общая заболеваемость, обострение хронических заболеваний, пропуски по болезни.

  1. Обеспечение адекватного восстановления сил.

Смена видов деятельности, регулярное чередование периодов напряжённой активной работы и расслабления, смена произвольной и эмоциональной активации необходимо во избежание переутомления детей.

  1. Обеспечение прочного запоминания.

Научно обоснованная система повторения – необходимое условие здоровьесберегающих технологий.

Какие же технологии можно назвать здоровьесберегающими?

Здоровьесберегающие технологии должны обеспечивать:

  • мотивацию обучения;
  • построение обучения в соответствии с закономерностями становления психических функций;
  • обучение с учетом принципов природосообразности, здоровья, пола, целостности, уникальности личности, безусловной любви и др.;
  • прочное запоминание;
  • адекватное восстановление сил;
  • осознание успешности обучения.

Занятие 4. Показатели рациональности организации образовательного пространства

Рассмотрим показатели рациональной организации учебного процесса, использующиеся в образовательном пространстве.

  1. Рациональное расписание учебных занятий.

При составлении расписания учебная часть учитывает, что работоспособность во время учебной деятельности учащихся меняется.

  1. Двигательная активность студентов.

Как известно, недостаток двигательной активности (гиподинамия) — одна из наиболее распространенных причин снижения адаптационных ресурсов организма обучающихся. Профилактика гиподинамии складывается из ежедневной (утренняя гимнастика, пешая ходьба, подвижные перерывы между занятиями и т.п.) и периодической активности, которая осуществляется в основном на занятиях по физической культуре и в различных спортивных секциях, на занятиях в тренажерном зале.

  1. Организация здорового горячего питания.
  2. Профилактическая вакцинация и диспансеризация.

Профилактическая вакцинация и диспансеризация являются связующим звеном физического и социального благополучия, так как снижается заболеваемость социально значимыми болезнями, такими как туберкулез, сахарный диабет, СПИД, инфекции, передающиеся половым путем.

Профилактическая вакцинация проводится согласно приказу Минздравсоцразвития РФ от 31.01.2011 N 51н «Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям». Профилактическая диспансеризация включает ежегодную флюорографию, проведение медицинского осмотра.

Занятие 5. Современный урок с позиций здоровьесбережения

При планировании урока в процессе внедрения здоровьесберегающих технологий на регулярной основе, стоит обращать внимание на:

  1. Обстановку и гигиенические условия в учебном кабинете: температура и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т.д.;
  2. Количество видов учебной деятельности (опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, ответы на вопросы, самостоятельная работа и др.).

Норма: 4-7 видов за урок в зависимости от возраста (чем младше школьники – тем чаще смена видов деятельности);

  1. Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности.

Ориентировочная норма – 7-10 минут (у младших школьников такой интервал может быть короче, в старших классах – до 15 минут);

  1. Количество методов обучения: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д.

Норма — не менее трех;

  1. Применение методов/элементов метода, способствующих активизации познавательной деятельности учащихся (игра, работа в группах, решение ситуативных задач, коллективный способ обучения, дискуссия, взаимооценка выполненных заданий и др.);
  2. Место и длительность применения технических средств обучения (в соответствии с гигиеническими нормами), умение учителя использовать их, как средство для инициирования дискуссии, обсуждения;
  3. Поза учащихся, чередование позы (наблюдает ли учитель за посадкой учащихся; чередуются ли позы в соответствии с видом работы);
  4. Наличие, место, содержание и продолжительность оздоровительных моментов на уроке: физкультминутки, минутки релаксации, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, массаж активных точек.

Норма: на 15-20 минут по 1 минуте из 3-х легких упражнений с 3-4 повторениями каждого;

  1. Наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни, прослеживание этих связей. Выработка понимания сущности здорового образа жизни и формирование потребности к нему, выработка индивидуального способа безопасного поведения и т.д.;
  2. Наличие мотивации деятельности учащихся на уроке.

Внешняя мотивация: оценка, похвала, поддержка, соревновательный момент и т.п.

Стимуляция внутренней мотивации: интереса к изучаемому материалу, стремления больше узнать, радости от активности, и т.п.

  1. Психологический климат на уроке. Взаимоотношения на уроке:
  • между учителем и учениками (комфорт — напряжение, сотрудничество — авторитарность, индивидуальные — фронтальные, учет возрастных особенностей: достаточный — недостаточный);
  • между учениками (сотрудничество — соперничество, дружелюбие — враждебность, заинтересованность — безразличие, активность — пассивность);
  1. Наличие «эмоциональных разрядок»: шутка, улыбка, юмористическая или поучительная картинка, поговорка, известное высказывание с комментарием, небольшое стихотворение и т.п.;
  2. Плотность урока, то есть количество времени, затраченного школьниками на учебную работу.

Норма: не менее 60% и не более 75 — 80%.

  1. Момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности. Определяется в ходе наблюдения за динамикой двигательных и пассивных отвлечений у детей в процессе учебной работы.

Норма: не ранее 25-30 минут в 1 классе, 35-40 минут в начальной школе, 40 минут в средней и старшей школе;

  1. Темп окончания урока:
  • быстрый темп, «скомканность»; нет времени на вопросы учащихся, домашнее задание не прокомментировано;
  • спокойное завершение урока; учащиеся имеют возможность задать учителю вопросы, педагог комментирует домашнее задание, учитель и учащиеся прощаются;
  • задерживание учащихся в классе после звонка (на перемене).

Занятие 6. Приемы здоровьесберегающих технологий в начальной школе

Внедрять здоровьесберегающие приемы нужно начинать с первого дня обучения в школе. Рассмотрим базовые приемы здоровьесберегающей технологии. Эти приемы универсальны, не требуют специальной подготовки и, что важнее всего, эффективны.

Физкультурная минутка — динамическая пауза во время интеллектуальных занятий. Проводится по мере утомляемости детей. Время — 2-3 минуты.

Физкультминутка «Мы осанку исправляем»

Дети выполняют движения по тексту.

Мы осанку исправляем

Спинки дружно прогибаем

Вправо, влево мы нагнулись,

До носочков дотянулись.

Плечи вверх, назад и вниз.

Улыбайся и садись.

Физкультминутка «На зарядку»

Дети выполняют движения по тексту.

А теперь ребята, встали!

Быстро руки вверх подняли,

В стороны, вперед, назад,

Повернулись вправо, влево,

Тихо сели, вновь за дело.

Физкультминутка «Ванька-встанька»

Дети выполняют движения по тексту.

Мы ногами топ-топ,

Мы руками хлоп-хлоп,

Мы глазами миг-миг,

Мы плечами чик-чик.

Раз сюда, два туда,

Повернись вокруг себя.

Раз – присели, два – привстали,

Руки кверху все подняли.

Сели – встали, сели – встали,

Ванькой-встанькой словно стали.

Пальчиковая гимнастика — применяется на уроках, где ученики много пишут. Это недолгая разминка пальцев и кистей рук.

Предлагаем вооружиться одной из готовых гимнастик, “Семья пальчиков” или “Моя семья”. Пальчиковая гимнастика рассчитана на обучающихся 1-4 классов.

Моя семья

Перед началом игры пальцы зажаты в кулачки.

Первый палец — папочка.

Поднять большие пальцы.

Второй палец — мамочка.

Разогнуть указательные пальцы.

Третий палец — дедушка.

Разогнуть средние пальцы.

А четвертый — бабушка.

Разогнуть безымянные пальцы.

А вот этот пальчик — я!

Выпрямить мизинцы.

Это вся наша семья!

Хлопать в ладошки.

Семья пальчиков

В ходе игры дети держат ладошки перед собой, повернув их внутренними сторонами друг к другу. Затем, в процессе рассказывания стихотворения, они должны соединять соответствующие пальцы.

Пальчик, пальчик, где ты был?

Сжать пальцы в кулачок, поднимая вверх большие пальцы.

С этим братом в лес ходил!

Соединить указательные пальцы.

С этим братом суп варил!

Соединить средние пальцы.

С этим братом кашку ел!

Соединить безымянные пальцы.

С этим братом песню пел!

Соединить мизинцы.

Гимнастика для глаз. Проводится в ходе интеллектуальных занятий. Время — 2-10 минут.

Упражнение «Домик из ладошек»

Поможет улучшить кровообращение в глазах и станет хорошей разминкой перед следующими упражнениями.

Предложите детям сложить ладони, перекрестив пальцы, чтобы получился «домик». Этот «домик» нужно установить над переносицей так, чтобы скрещенные пальцы касались лба, а глаза оказались прикрыты ладонями. К глазам при этом должно проникать как можно меньше света.

Теперь нужно моргать, двигать глазами влево-вправо и «рисовать» ими цифры, буквы, несложные геометрические фигуры.

Делать это упражнение нужно в течение одной-двух минут. «Домик из ладошек» можно использовать в качестве перерыва во время чтения, просмотра телевизора или работы за компьютером.

Упражнение «Воображаемая картина»

Помогает улучшить аккомодацию, то есть способность четко воспринимать предметы, которые находятся на разном расстоянии от глаз, а также способствует развитию фантазии.

К выполнению упражнения нужно подготовиться заранее. Нарисуйте с детьми картину, на которой изображено много деталей, например, морской берег со скалами и маяком на них, птицами над волнами, плывущим вдали корабликом. Закрепите картину на стене, дверце шкафа или доске для занятий. Пусть дети всматриваются в картинку, рассматривает детали.

Спросите, что бы они хотели добавить на рисунок, попросите, не прикасаясь к картине руками, рассказать, где могло бы появиться то, что они предложили. Если у них нет собственных идей, предложите что-нибудь свое и попросите развить эту мысль. Через некоторое время можно попробовать делать то же самое, но уже без рисунка.

Пусть морской берег на стене будет полностью воображаемым. Оптимальное время выполнения этого упражнения – 5-7 минут. Но если вы чувствуете, что дети заскучали, можно остановиться и раньше.

Упражнение «Рисование носом»

Предполагает, что школьники будут рисовать воображаемые рисунки, используя не взгляд, как это было в предыдущем комплексе, а кончик своего носа. Делать это можно и стоя, и сидя, и даже лежа, но лучше занять сидячее положение.

Можно при этом закрыть глаза. В данном случае важно снять напряжение не только с глаз, но и с мышц шеи. Если долго сидеть за партой или перед телевизором, кровоток в области шеи ухудшается, а это ведет к ухудшению кровоснабжения глаз. Упражнение «Рисование носом» позволяет предотвратить эти неприятные последствия.

Смена видов деятельности — это целесообразное чередование различных видов деятельности на уроке (устная работа, письменная, игровые моменты и пр.). Проводится с целью предупреждения быстрой утомляемости и повышения интереса учащихся.

Артикуляционная гимнастика. К ней можно отнести работу по развитию речи, считалки, ритмические стихи, устные пересказы, хоровые повторения, которые используются на уроках не только для умственного, психологического и эстетического развития, но и для снятия эмоционального напряжения.

Игры. Любые: дидактические, ролевые, деловые — игры призваны решать не только учебные задачи. Вместе с этим они развивают творческое мышление, снимают напряжение и повышают заинтересованность учащихся к процессу познания.

Релаксация — проводится во время интеллектуальных занятий для снятия напряжения или подготовки детей к восприятию большого блока новой информации. Это может быть прослушивание спокойной музыки, звуков природы, мини-аутотренинг.

Технологии эстетической направленности. Сюда относятся походы в музеи, посещение выставок, работа в кружках, то есть все мероприятия, развивающие эстетический вкус детей.

Оформление кабинета. Санитарно-гигиеническое состояние помещения, в котором проходят занятия, также относят к здоровьесберегающим технологиям. При этом учитываются не только чистота, но и температура, свежесть воздуха, наличие достаточного освещения, отсутствие звуковых и прочих раздражителей.

Позы учащихся. Если в начальной школе учителя еще следят за осанкой и правильным положение ребенка за партой во время письма или чтения, то в старших классах этим зачастую пренебрегают. Вместе с тем, осанка формируется у человека только к 15-17-летнему возрасту. А неправильные позы, которые принимает ребенок во время уроков, могут привести не только к нарушению осанки, но и быстрой утомляемости, нерациональному расходованию энергии и даже заболеваниям.

Технологии, создающие положительный психологический климат на уроке. Сюда относят не только методы и приемы, повышающие мотивацию, но и приемы, которые учат работе в команде, внимательности, улучшают микроклимат в коллективе, способствуют личностному росту и самоуважению.

Эмоциональные разрядки — это мини-игры, шутки, минутки юмора, занимательные моменты, в общем, все, что помогает снять напряжение при больших эмоциональных и интеллектуальных нагрузках.

Занятие 7. Приемы здоровьесберегающих технологий в старшей и средней школе

В старшей и средней школе направления деятельности в области здоровьесбережения не отличаются от начальной школы, может немного измениться наполнение, в зависимости от возраста учащихся.

Применение игры, приемов релаксации, внимание к позам учащихся, условия работы в кабинете – все эти направления остаются.

Что касаемо изменений, они требуются для всех направлений физической активности (гимнастика для глаз, пальчиковая, физкультминутка), а также после окончания начальной школы в образовательный процесс можно вводить просветительские лекции о здоровом образе жизни и тематические мероприятия. Рассмотрим на примерах эти направления деятельности.

Физкультминутка для учащихся 5-11 классов

В старшей и средней школе физкультминутка представляет собой мини-комплекс упражнений для разминки и не требует стихотворной или сказочной формы. Это касается и гимнастики для глаз, и для рук. Тем не менее, эти элементы в образовательном процессе крайне важны.

Комплекс упражнений

  1. И.п. – 1 дугами вперед руки вверх, потянуться. Посмотреть на руки – вдох, 2 и.п. выдох, 3 круг головой влево, 4 то же вправо.
  2. И.п.о.с. руки на пояс. 1 левую в сторону на носок, наклон влево, 2 и.п., 3 – 4 и.п. то же в другую сторону.
  3. И.п.о.с. руки за голову. 1 полуприсед, руки вперед, 2 и.п., 3 наклон назад, 4 и.п.
  4. И.п.о.с. руки на пояс. Ходьба на месте, каждый четвертый счет поворот на 90 градусов.
  5. И.п.о.с. стойка ноги врозь, руки вверх. 1 – 3 наклоны влево, 4 и.п., 5 – 8 то же вправо.
  6. Ходьба на месте

Пальчиковая гимнастика для учащихся 5-11 классов

Пальчиковая гимнастика — стереотипно “детское” занятие. Учащимся старшей и средней школы можно предложить сыграть в игру “Камень-ножницы-бумага”. Это простой и интересный вариант не только жеребьевки, но и возможность размять руки и пальцы. В процессе игры можно определить, например, кто первый пойдет к доске или назначить дежурных.

Гимнастика для глаз для 5-11 классов

Также, как и с другими направлениями физической активность, здесь также важно отказаться от “детских” вариантов: стишки-потешки будут лишними. Подойдет простой комплекс упражнений, на 2-5 минут.

Можно прибегнуть к “Методике Аветисова”.

Эдуард Сергеевич Аветисов — профессор офтальмологии. Он разработал специальную лечебно-профилактическую гимнастику для глаз. Ее основой является тренировка аккомодации (адаптации глаза к изменениям). Выполнять гимнастику могут все желающие, но максимально эффективной она является в раннем возрасте.

Комплекс

  1. Закройте глаза и расслабьтесь. Теперь откройте веки. Сделайте небольшую паузу.
  2. Поморгайте 15-20 секунд.
  3. Закройте глаза и легко надавите на веки. Повторите 4 раза.
  4. Закройте глаза и легко надавите на надбровные дуги. Также повторите действие 3-4 раза.

Темы просветительских занятий о здоровом образе жизни для 5-11 классов

В средней и старшей школе, классный руководитель может ввести тематические занятия о здоровом образе жизни в рамках классного часа с учащимися. Темы могут быть следующими:

  • Основы учения о здоровье и здоровом образе жизни.
  • Современная государственная политика РФ в области здоровьесбережения.
  • Рациональное питание и здоровье.
  • Физическая активность и ее роль в формировании здорового образа жизни.
  • Психологические основы здоровья.
  • Стресс и его влияние на здоровье.
  • Терморегуляция и здоровье.
  • Профилактика простудных и простудно-инфекционных заболеваний.

Формат классного часа разнообразен: лекция, семинар, открытая конференция, просмотр видео-материалов по теме и так далее.

Занятие 8. Приемы здоровьесберегающих технологий в СПО

Среднее профессиональное образование предполагает обучение и после 9, и на базе 11 класса. В учреждениях СПО обучаются учащиеся, в основном, от 15 до 20 лет, поэтому приемы и внедрение здоровьесберегающих технологий должно соответствовать этому возрасту.

Приемы физической активности (физкультминутка, пальчиковая гимнастика и гимнастика для глаз) те же, что и для старшей школы.

Приоритеты меняются в просветительской деятельности. В этом возрасте особое внимание стоит уделить отказу от вредных привычек и основам полового воспитания.

Предлагаем следующие темы для тематических мероприятий:

  1. Влияние алкоголя на здоровье.
  2. Стратегия государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактики алкоголь-ассоциированной патологии среди населения.
  3. Психологическое и физиологическое влияние табакокурения, употребления наркотических и токсических веществ на организм человека.
  4. Концепция государственной антинаркотической политики и политики в области снижения масштабов потребления табака.
  5. Инфекции, передающиеся половым путем и пути их предотвращения.
  6. Основы полового воспитания.

Так же, как и на любом другом этапе образовательного процесса, стоит уделять внимание профилактике здоровья, способствовать регулярному прохождению медицинских осмотров, пропагандировать здоровый образ жизни.

Для выявление проблемных мест и потенциальных проблем следует регулярно проводить анкетирования и беседы. Диагностической работой в СПО подобной направленности занимается социальный педагог или педагог-психолог. При отсутствии специалистов в штате, этим занимается куратор групп.

Дополнительные материалы

Анкета “Здоровый образ жизни” для учащихся старшей школы и СПО

Чек-лист “Здоровая образовательная среда” 

Здоровьесберегающие образовательные технологии – это:
Обеспечить учащимся возможность сохранить здоровье в период школьного обучения, сформировать необходимые знания, умения и навыки здорового образа жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни — это:
Задачей здоровьесберегающей технологии НЕ является:
К направлениям здоровьесберегающих технологий относится: (выберите несколько вариантов ответов)
Атмосфера доброжелательности – это:
Возможность для реализации творческих задач достигается:
Признаком здоровьесберегающих технологий НЕ является:
К показателям рациональной организации учебного процесса относится:
Физкультминутка должна присутствовать:
Психологический климат на уроке складывается исходя из отношений:

 

Поздравляем! Вы успешно завершили этот курс!

Образцы документов