Инновационные педагогические технологии развития личности на уроках ОРКСЭ

В конце страницы к этому курсу прилагается сертификат и удостоверение

Описание

Цель: расширить спектр используемых на уроках ОРКСЭ педагогических технологий, позволяющих развивать личность детей младшего школьного возраста.  

Объём курса: 24 часа.

Формируемые компетенции:

  • Использование в практике своей работы психологических подходов: культурно-исторического, деятельностного и развивающего. 
  • Поиск ценностного аспекта учебного знания и информации, обеспечение его понимания и переживания обучающимися. 
  • Организация воспитательной деятельности с учётом культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей. 
  • Разработка, освоение и применение современных психолого-педагогических технологий, основанных на знании законов развития личности и поведения в реальной и виртуальной среде.

Программа

Занятие 1. Значение нравственного воспитания в развитии и формировании личности

Во все времена нравственному воспитанию личности уделялось огромное значение. Педагоги прошлого отмечали, что формирование личности не может ограничиваться только образованием и умственным развитием. На первый план необходимо выдвинуть нравственное формирование. 

Я.А. Коменский в трактате «Наставление нравов» приводит цитату из древнеримского философа Сенеки: «Научись сперва добрым нравам, а затем мудрости. Ибо без первой трудно научиться последней». 

Есть в этом трактате и народное изречение:

«Кто успевает в науках, но отстает в добрых нравах, тот больше отстаёт, чем успевает».

Современное образование приходит к тому, что необходимо пересмотреть и уточнить понятие “воспитание” и активнее использовать личностно ориентированную педагогику. 

На сегодняшний день при формировании педагогического сознания происходит отказ от практики прямого воздействия педагога на ребёнка. Всё чаще делается вывод о том, что необходимо организовать такое педагогическое пространство, в котором у ребёнка появится возможность самостоятельного развития. 

Применение инновационных технологий, помогающих воздействовать на когнитивную сферу ребёнка, позволяют передать знания, расширить кругозор, сформировать необходимые учебные компетенции, но не в их силах подготовить и совершить качественный сдвиг в духовно-нравственном плане. 

Возможно, изменения проявятся в отдалённом будущем. Однако воздействовать на эмоциональную сферу ребёнка и формировать его нравственные устои, чтобы он осознавал смысл своих действий и испытывал чувство морального удовлетворения от выполнения этических норм, нужно уже сейчас.

Занятие 2. Эмоции, самосознание, рефлексия

Эмоции — психофизиологическая реакция в форме непосредственного переживания жизненного смысла объектов, явлений, образов, ситуаций, обусловленного их отношением к потребностям индивида. 

Они являются такими психологическими образованиями, которые окрашивают содержание образа, словно добавляясь к нему. Их задача — выразить значимость содержания для субъекта и побудить его к определённой деятельности. 

Переживания развивают самосознание. Следом за самосознанием происходит развитие самоопределения, самовыражения, самоутверждения, самореализации и саморегуляции. 

Эти психологические процессы входят в состав рефлексивной природы саморазвития личности. 

Рефлексии невозможно научить без действий. Освоение культуры возможно лишь в том случае, если ребёнок оказывается в роли путешественника, а не следует за экскурсоводом. Его деятельность должна быть осознанной и самостоятельной. Тогда познавательный маршрут будет состоять из четырёх этапов:

  1. Удивление.
  2. Вопросы к самому себе.
  3. Поиск ответа на них.
  4. Открытие нового. 

Ещё Аристотель утверждал, что удивление побуждает познание. О том же говорил Рене Декарт: познание начинается с удивления, в том числе и познание человека человеком. 

То есть эмоции — это форма отражения действительности, связанная с когнитивной деятельностью, процессами познания, в которых интеллектуальный и эмоциональный компоненты едины. 

Рубинштейну принадлежат слова: «Эмоциональные процессы… никак не могут противопоставляться процессам познавательным как внешние, друг друга исключающие противоположности. Сами эмоции человека представляют собой единство эмоционального и интеллектуального, так же как познавательные процессы обычно образуют единство интеллектуального и эмоционального» (Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М.: Питер, 2006. С. 552).

Занятие 3. Зарубежный и отечественный опыт нравственного воспитания

В последние десятилетия в США правительство разработало и внедрило национальную программу по социальным и эмоциональным аспектам обучения. 

В английских школах успешно внедрена Пенсильванская программу по воспитанию эмоциональной устойчивости. 

Педагоги всего мира приходят к выводу о том, что если взрослые хотят, чтобы дети не курили, не употребляли алкоголь и наркотики, избегали дурных привычек, их нужно поощрять развивать позитивные отношения и интересы, а не говорить, что не нужно делать. 

Педагоги и родители могут тренировать чувства детей, напрямую воздействовать на негативные чувства и замещать их позитивными, опираясь на всё лучшее в ребёнке и на духовный опыт поколений. 

В России таким опытом стали уроки ОРКСЭ, которые дают возможность начать работу в этом направлении. Ведь они знакомят детей с позитивным опытом духовного совершенствования в религиозных традициях мира. 

Внешне стратегии духовного совершенствования религиозных конфессий различаются. Например, в буддизме техника развития позитивной силы человека — это медитация, в православии — молитва, в католицизме — “Духовные упражнения” Игнатия Лойолы. 

У них есть базовый посыл о пользе веры, что есть цель, и мы можем использовать нашу позитивную силу и отказаться от неверных ценностных установок и целей сами. 

Важность этого сложно переоценить. Не приобретя правильного отношения к жизни в раннем возрасте, человек попадает в такие ситуации, в которых учиться труднее. Нищета духа заразительна, поэтому воспитание духа — общественное благо. 

Акцент уроков ОРКСЭ стоит не на усвоении фактов, а на развитии личности путём освоения ценностей разных религиозных культур, способности поставить себя на место других людей и понять их мысли и поступки. 

Занятие 4. Формирование эмпатии на уроках ОРКСЭ

Эмпатия — сопереживание, постижение эмоционального состояния, проникновение в чувства и переживания другого человека. Она состоит из трёх элементов:

  • личностное слушание;
  • вчувствование;
  • сопереживание.

Основа эмпатии — умение поставить себя на место другого, взглянуть на ситуацию его глазами, почувствовать его состояние и учесть это в своём поведении и поступках. 

Эмпатический подход уже стал специфичным для современной коммуникативной культуры. Каждый собеседник для выстраивания эффективной коммуникации должен мысленно проникнуть в мир другого человека, его чувства, мысли, ожидания, стремления. 

Для формирования эмпатии на уроках ОРКСЭ необходимо использовать информацию, которая содержит проблему, личностно значима, затрагивает эмоциональную сферу, соответствует возрастным и психологическим особенностям обучающихся. 

К учебной деятельности детей мотивирует то, что во время эвристической беседы решается речемыслительная задача. Они должны выявить проблему и дать рекомендации по её устранению. 

Разрешая конфликт, обучающиеся перемещаются в позицию медиатора культур и сравнивают ценности обеих культур, выделяют общее в них. 

Занятие 5. Приём “Сюжетный повествовательный рассказ” для развития эмпатии

Сюжетный повествовательный рассказ — один из традиционных приёмов формирования эмпатии. Чтобы у детей формировалась эмпатия, необходимо использовать разные средства конкретизации. Это поможет достичь большей убедительности изложения и лучше раскрыть своеобразие изучаемых культурных явлений. 

Можно использовать:

  1. конкретизацию моментов, характерных для времени возникновения и развития той или иной религии, исторического события, связанного с развитием религиозных учений, чтобы создать картину события, представить обстановку, в которой оно происходило;
  2. актуальные для детей примеры из жизненного опыта”
  3. художественные произведения для создания ярких образов и конкретизации культурного феномена;
  4. житийную литературу, исторические свидетельства и мемуары. 

При повествовательном рассказе нужно использовать разную наглядность: предметы религиозной культуры и произведения искусства (живопись, мультфильмы, фрагменты кино- и документальных фильмов). Это поможет ученикам пережить ощущение сопричастности к культурным традициям и понять их особенности. 

Занятие 6. Использование на уроках по ОРКСЭ притч

Использование на уроках притч — один из эффективных способов развития эмпатии. Особую ценность представляют притчи, положенные на музыку. 

Например, на уроках православной культуры можно использовать притчи иеромонаха Романа и Светланы Копыловой. 

На уроке по основам православной культуры по теме «Иисус Христос и его крест» можно использовать притчу «Хитрец».

Прослушать в аудиоформате

Текст

По дороге шла толпа людей, 

Каждый нёс по тяжкому кресту, 

Двигались они немало дней, 

Отмеряя за верстой версту.

Был среди тех путников хитрец, 

Незаметно к лесу он свернул, 

И спилил он у креста конец, 

Чтобы крест не так плечо тянул.

И, довольный, путников догнал, 

С лёгкой ношей весело идти! 

Только об одном хитрец не знал, 

что ущелье было впереди.

И кресты над пропастью легли 

Прямо от начала до конца, 

По крестам они перебрались —

Все, за исключеньем хитреца.

Крест его теперь был слишком мал, 

Выбрал жребий сам себе хитрец, 

Свой же крест ему никто не дал,

ведь спасти чужой не может крест.

В жизни крест у каждого есть свой, 

Не спеши свернуть в манящий лес. 

Знает Бог, несешь ты для чего 

Этот тяжким кажущийся крест.

Занятие 7. Приёмы персонификации для формирования эмпатии

В основе персонификации лежит придуманный сюжет о судьбе, действиях, условиях жизни, поступках вымышленного человека. 

Перечислим виды заданий, в которых используется приём персонификации. 

Воображаемое путешествие

Ученики описывают, что мог бы видеть человек, который знакомится с религией:

  • «Мы приехали в Туву, подошли к буддийскому дацану и видим…», 
  • «Мы вместе с русскими послами вошли под своды византийского храма. Мы услышали.., увидели., нас поразила…», 
  • «Давайте пройдемся по улицам Мекки времен пророка Мухаммеда… ». 

Это задание помогает обратить внимание на интересные детали, которые помогают эмоционально прочувствовать атмосферу культуры и времени. 

Метод реального или воображаемого интервью

В качестве примера такого задания на уроке по теме «Русская икона» можно предложить одному ученику перевоплотиться в Андрея Рублёва, а класс будет задавать ему вопросы. 

Чтобы выполнять такие задания, класс должен быть хорошо подготовлен, так как это опережающее задание.

Ещё один вариант такого задания: встреча с сестрой милосердия, рассказ о своей деятельности и ответы на вопросы детей. 

Метод незаконченного предложения

Этот метод хорошо знаком детям. Надо продолжить фразу от первого лица, предложить окончание притчи, истории, цитаты, высказывания. 

Ситуация выбора

Задания такого типа:

  • «Как бы вы поступили, если..?», 
  • «Чья точка зрения вам ближе и почему?», 
  • «Что вы будете чувствовать, если…?». 

Выполняя такие задания, ученики показывают знания культурологического материала, анализируют имеющиеся знания и предлагают свою точку зрения по проблеме. 

Учитель и ученики должны выделить моральное содержание ситуации: моральные нормы, заповеди, установления, нравственный выбор, мотивы поступка, помогающие увидеть ситуацию нарушения норм с разных сторон. Кроме этого, необходимо выделить и осознать чувства и эмоции, которые переживают люди, находящиеся в такой ситуации. 

Рассмотрим примеры ситуаций выбора.

Близнецы

Древние греки рассказывают о двух братьях-близнецах — Геракле и Ификле. Близнецы как близнецы, они родились совершенно одинаковые, на одно лицо. Росли в одном доме. Один учитель учил их. Но выросли братья непохожими друг на друга.

Рано поднимался из-за гор огненный Гелиос. Мальчикам еще хочется спать. Ификл натягивает на голову одеяло, чтобы и дальше смотреть интересные сны. Геракл отбрасывает одеяло прочь, выбегает из дому и бежит босиком по росистой траве к холодному ручью умываться.

Ификл и Геракл идут по дороге. На пути лужа. Геракл отходит назад, разбегается и перепрыгивает через препятствие. Ификл, недовольно ворча, ищет обходной путь.

Братья видят на высокой ветке красивое яблоко. «Слишком высоко, — бормочет Ификл, — не больно-то хочется этого яблока!» Геракл прыгает — раз, другой, третий… И плод у него в руках!

Когда устали ноги и губы пересохли от жажды, а до привала было еще далеко, Ификл говорил: «Отдохнем здесь под кустиком». Геракл отвечал: «Лучше побежим. Так мы скорее одолеем дорогу».

Бежать, когда устал. Прыгать, когда можно обойти. Вставать, когда хочется понежиться в теплой постели. Таков путь к маленьким, незаметным, очень трудным ежедневным победам над собой.

Вопросы учителя:

  • Как вы думаете, кто из братьев по легенде совершил 12 великих подвигов?
  • Случайно ли, что Геракл и Ификл — близнецы?
  • Может ли один и тот же человек совмещать в себе столь противоположные качества?
  • Может ли человек один день быть Гераклом, а другой — Ификлом?
  • Каким человеком вы стремитесь стать: похожим на Геракла или на Ификла?
  • Как вы думаете, почему люди воспевали путь Геракла?

Зависть

Сергей завидует своему другу Ивану: ему купили новый компьютер. И хотя Иван разрешил Сергею на нем играть, все-таки недоброе чувство не только не ослабевало, но и возрастало. Иван это чувствовал, но виду не подавал. Сергея же последнее время стал мучить вопрос о том, почему же он испытывает зависть, а не радуется за друга.

Вопросы учителя:

  • Поставьте себя на место Сергея, постарайтесь прочувствовать его состояние.
  • Как вы думаете, способен ли Сергей по-настоящему дружить?
  • Почему Иван не сказал Сергею о своем чувстве-догадке?
  • При каких условиях мучительная зависть сможет Сергея покинуть?
  • Что он должен для этого сделать?
  • Что бы вы сделали на месте Сергея?

Ожившая картина

Это задания, при выполнении которых обучающиеся придумывают монологи или диалоги персонажей картин. Тут можно использовать приём “словесное рисование” и начинать со слов: “Если бы я умел отлично рисовать, я изобразил бы…”

Здесь важно услышать каждого, потому что у каждого ребёнка свои впечатления и эмоции. 

Сочинение от первого лица

Рассказ о культурном феномене, явлении или процессе с использованием разных жанров. Это могут быть письмо, воспоминание, дневниковая запись. 

Например, можно предложить ученикам ответить на такие вопросы: 

  • Каким могло быть письмо Сергия Радонежского к современным школьникам? 
  • О чём мог бы рассказать нам церковный колокол? 

Оценивать работы можно по таким критериям:

  1. Умение встать на позицию человека или представителя той или иной культурной традиции, понять, чем такая позиция обусловлена, передать переживания и настроение.
  2. Умение почувствовать и выразить эмоциональную атмосферу исторической ситуации.
  3. Эстетичность, выразительность и оригинальность оформления. 

Занятие 8. Приём драматизации

Приём не новый. Его использовали ещё в дореволюционной школе. Тогда под драматизацией понимались мини-постановки, которые ученики готовили на уроке. 

Сегодня драматизация интересна тем, что создаёт возможности для осуществления работ разных видов и помогает большинству школьников в самовыражении с учётом их склонностей и интересов. 

Приёмы драматизации создают условия, которые максимально близки реальности. Учебно-познавательная деятельность преобразуется в игру, в которой участники берут на себя определённые роли. Перед ними стоит задача, вызывающая интеллектуальное затруднение или состояние эмоционального напряжения. Каждый участник решает проблемную ситуацию в соответствии с интересами своей роли. 

К формам драматизации относятся:

  • импровизация,
  • драматические игры,
  • инсценировки, 
  • “живая” газета, 
  • коллективные сообщения,
  • праздники и другое. 

Их основа — учебная деятельность. Организуются они на принципах добровольности, свободы выбора, активной позиции обучающихся, новых партнёрских отношениях во взаимодействии “учитель — ученик”, более полного удовлетворения интересов и духовных потребностей личности.

Приёмы драматизации реализуются в ролевых играх и сценариях. Один из педагогических приёмов, относящихся к группе активных способов обучения ОРКСЭ — ролевое моделирование.

Обучающиеся действуют в воображаемой мнимой ситуации, которая моделирует какие-либо аспекты реальной жизни. Действуя в рамках сюжета, ученики осваивают учебное содержание в процессе решения ситуационной задачи и учатся планировать свои действия с учётом действий других, осваивают новые социальные роли, включаются в совместную деятельность по освоению социальных явлений окружающей действительности.

Основной элемент сценария — проблема, конфликт, который ученики должны разрешить, учитывая принципы толерантного взаимодействия. 

Благодаря сценарию учитель может заложить в обучение социальные, духовные, культурные контексты, которые необходимы для ценностного, нравственного, культурного самоопределения. 

Занятие 9. Метод проблематизации

Этот метод будет эффективен на уроках ОРКСЭ, если проблемы будут лично значимыми для учащихся, связанными с удовлетворением их потребности в самовыражении и самопознании. 

Этапы реализации метода:

  1. Актуализация имеющихся знаний, создание проблемной ситуации, постановка проблемы. 
  2. Анализ и обсуждение проблемы, во время которого формируются умения и навыки мыслительной деятельности.
  3. Определение общих идей, выводов, вынесенных из опыта совместного обсуждения, удалось ли реализовать поставленные на уроке задачи. 

Чтобы применение этого приёма было результативным, учащиеся должны знать правила коммуникативно-информационного взаимодействия. 

Пример задания

Учащиеся получают карточки, на которых написаны определения понятия “икона”. Им необходимо выбрать одно, которое понравится, и высказать аргументированное мнение, почему они выбрали именно это определение.

Среди определений есть одно некорректное. Учащиеся должны найти это определение и высказать своё мнение о нём. А также выяснить, почему возникли такие разные позиции в оценке одного явления. 

Приём развивает умение понимать точку зрения другого человека, проявлять терпимость к иным взглядам, осмысливать свои ценности, вырабатывать общечеловеческие ценности, формировать личностное отношение к проблемам окружающей жизни, осознавать общечеловеческие нравственные нормы, развивать социально-значимые качества учащихся. 

Дополнительные материалы

Итоговое тестирование

Почему важно обращать внимание на эмоции в процессе обучения и воспитания?
Можно ли рефлексии научить без действия?
Из каких этапов состоит маршрут освоения культуры, чтобы обучающийся был самостоятельным и осознанным?
Как лучше воспитывать хорошие привычки у детей?
На чём необходимо акцентировать внимание на уроках ОРКСЭ?
Что такое эмпатия?

 

Оформление сертификата / удостоверения

Вы можете приобрести этот курс, выбрав один или несколько документов, подтверждающих освоение программы:

Благодарим за участие!

Корзина