В конце страницы к этому курсу прилагается сертификат и удостоверение
Цель: сформировать у педагогов дошкольного образования компетенции, необходимые для организации экспериментальной деятельности на занятиях с дошкольниками.
Объём: 56 часов.
Формируемые компетенции:
Экспериментальная деятельность (экспериментальное обучение, экспериментирование) — это форма деятельности и познания, основанная на опытном восприятии явлений действительности.
Для дошкольного возраста такая деятельность актуальна, поскольку экспериментирование в дошкольной педагогике считается необходимым условием развития познавательного интереса и целостного восприятия окружающего мира, формирования основ логического и критического мышления, успешного становления личности дошкольника.
В зарубежных исследованиях под экспериментальным обучением понимается процесс обучения через опыт. Экспериментирование связывают с другими формами активного обучения, например, с ситуативным и совместным обучением.
Основатель современной теории экспериментального обучения — Д. Колб, специалист по психологии обучения взрослых и один из ведущих теоретиков экспериментального обучения.
Опираясь на работы Дж. Дьюи, К. Левина и Ж. Пиаже, Колб разработал подход, основой которого является непосредственный процесс обучения, подразумевающий экспериментирование и получение знаний из первых рук в противовес пассивному восприятию опыта других.
Для описания эффективной модели обучения Колб вводит понятие цикла, основанного на поэтапном формировании умственных действий: непосредственный опыт — наблюдение и рефлексия — формирование абстрактных понятий и представлений — активное экспериментирование.
То есть опыт становится основным результатом учебной деятельности, что согласуется с представлениями об экспериментальной деятельности других зарубежных исследователей, которые полагают, что знание в ходе экспериментирования приобретается через опыт.
Экспериментальная деятельность похожа на научное исследование, так как дошкольники учатся планировать процесс получения знаний на доступном им уровне.
Даже на примитивном уровне экспериментальная деятельность формирует у дошкольников умение критически оценивать и сопоставлять информацию, чтобы решить конкретную задачу. Они определяют имеющуюся информацию и выделяют новую, выясняя, нужны или не нужны эти знания.
Если дети в дошкольном возрасте познакомятся с экспериментальной деятельностью, то в дальнейшем у них будет меньше трудностей при обучении в начальной школе, их успеваемость будет выше, повысится мотивация к восприятию нового учебного материала и обучения в целом.
Экспериментальная деятельность может быть представлена и на уровне познавательного процесса дошкольника, и на уровне научного исследования в виде трёх этапов:
У экспериментальной деятельности много общего с игровой деятельностью. Экспериментирование — самостоятельный процесс: ребёнок проверяет предмет на вкус, разбирает игрушку на детали, проверяет реакцию родителей на своё поведение, передвигает предметы и так далее. Это помогает в более старшем возрасте развить умение обрабатывать информацию.
При этом важно иметь в виду, что цель экспериментирования дошкольников — это не результат, а процесс. Организуя экспериментальную деятельность, необходимо использовать доступные методы проведения эксперимента, учитывать возрастные и личностные особенности дошкольников.
В дошкольном возрасте необходимо создать условия для развития познавательной активности ребёнка. Это будет способствовать успешному обучению в школе.
Дошкольники любопытны, стремятся познать окружающий мир, поэтому сегодня разработано много авторских программ по экспериментированию в детском саду.
Экспериментальная деятельность также влияет на развитие творческих способностей, речи и логического мышления. Она рассматривается как способ организации учебно-воспитательного процесса, направленный на формирование условий, при которых ребёнок развивает мышление в процессе активной познавательной деятельности.
Благодаря экспериментированию создаются условия и для решения сложных ситуаций, и для организации на доступном уровне процедуры эксперимента и оценки полученных результатов. Экспериментальная деятельность позволяет ставить конкретную задачу, которую надо решить с помощью имеющихся и новых знаний.
В своей работе воспитатель может использовать одну из программ, представленных в таблице.
Авторские программы экспериментальной деятельности с дошкольниками
Авторские программы и методики, основанные на экспериментальной деятельности, предусматривают всестороннее освоение основных образовательных областей: познавательное, речевое, художественно-эстетическое развитие.
Анализ программ показывает, что в дошкольной образовательной организации применять экспериментальную деятельность можно при изучении окружающего мира, проблем экологии, мира физических явлений, иностранного языка, музыки и других областей. Возраст детей охватывает весь период дошкольного обучения: младшая, средняя и старшая дошкольные группы, дети в возрасте от 3 до 7 лет.
Чаще всего экспериментальную деятельность используют при изучении окружающего мира, мира физических явлений и для развития музыкальных способностей. Реже экспериментирование используется при изучении иностранных языков и математики.
Это связано со сложностью применения экспериментальной деятельности на занятиях по этим предметам. А вот подобрать материал для проведения экспериментов и опытов при изучении явлений окружающего мира или физических явлений гораздо проще.
Чаще всего педагоги используют наблюдение и демонстрацию материала. Это основные формы работы при организации образовательной деятельности.
Чтобы организовать совместную деятельность дошкольников, необходимо использовать дидактические игры, проведение опытов и экспериментов, обсуждение результатов, совместное моделирование ситуаций.
На рисунке представлено процентное соотношение отдельных форм работы с дошкольниками при организации экспериментальной деятельности. Анализ проведён Гималетдиновой Г.К., кандидатом филологических наук, доцентом Казанского федерального университета.
По данным исследователей, авторы программ по экспериментальной деятельности считают, что больше внимания надо уделять формам работы, связанным с деятельностью педагога. Менее существенную роль играют самостоятельная деятельность детей и взаимодействие с родителями.
Специфика экспериментальной деятельности в дошкольной образовательной организации заключается в использовании различных форм работы. Из них наиболее значимые — игра и собственно экспериментирование.
Экспериментирование хорошо интегрируется в игровую деятельность. Если правильно организовать экспериментальную деятельность на занятиях, то можно повысить мотивацию и способствовать успешному обучению детей в школе.
Прежде всего в дошкольной образовательной организации необходимо создать благоприятные педагогические условия для экспериментирования. К их числу относятся:
Если правильно организовать РППС, удастся одновременно включить в активную познавательно-творческую деятельность всех детей группы. РППС должна соответствовать требованиям безопасности, здоровьесбережения, эстетической привлекательности. Кроме этого, она должна быть открытой, незамкнутой системой, которую можно изменить и скорректировать, наполнить материалами, чтобы организовать опытно-экспериментальную деятельность детей.
Для экспериментирования в группе создаётся центр экспериментирования или центр науки и мини-лаборатория. Здесь необходимо разместить:
В центре экспериментирования размещаются дидактические материалы:
Также в центре экспериментирования должны быть резиновые перчатки, фартуки и халаты для детей.
Чтобы развивать самостоятельность у детей старшего дошкольного возраста, в центре необходимо создать картотеку экспериментов и опытов.
Структура карточки:
Картотека позволяет систематизировать материалы по экспериментированию с учётом возраста детей, тематики опытов, программного содержания и результатов.
Педагог играет важную роль в процессе организации экспериментальной деятельности. В зависимости от уровня сформированности исследовательских навыков и умений у детей изменяется доля активности педагога.
Первые представления об экспериментировании
Педагог ставит перед детьми проблему и выстраивает ход её разрешения.
Дети находят решения поставленной задачи.
Дальнейшее развитие исследовательской активности
Самостоятельность дошкольников растёт. Для её формирования детей можно объединить в мини-группы, чтобы они могли коллективно искать решение поставленной проблемы.
Педагог помогает.
Проявление активности и самостоятельности на всех этапах эксперимента
Дети сами ставят проблему, выбирают средства для её решения, ищут способы и формулируют выводы.
Педагог наблюдает.
Таким образом, педагог может выполнять роль активного участника, помощника или наблюдателя. Но в любом случае он помогает раскрывать потенциал детей, развивать их исследовательскую активность, формировать субъектную позицию в деятельности.
Педагог выступает в роли равноправного партнёра, включённого в деятельность наравне с детьми и обеспечивающего добровольное присоединение детей к деятельности без принуждения.
Экспериментируя, дети учатся ставить цель, определять задачи, решать проблемы опытным путём, выдвигать предположения, проверять гипотезы и делать выводы по результатам эксперимента. Это в свою очередь развивает детскую любознательность, на основе которой формируется познавательный интерес.
Экспериментировать можно в любой сфере деятельности дошкольников: в игровой, непосредственно образовательной, на прогулке, при приёме пищи.
На прогулке дети могут предполагать, как и что происходит со снегом, сосульками, льдом, когда их нагревает солнце, как устроена снежинка и почему скрипит снег.
Развивая исследовательскую активность, необходимо организовать наблюдение. Тогда дети познакомятся с внешними признаками самых разных объектов окружающего мира, сформируют необходимые навыки и умения, помогающие познавать окружающий мир и преобразовывать его.
В младшем дошкольном возрасте экспериментальная деятельность детей носит поисковый характер и связана с действиями по обследованию объектов и явлений.
Педагог на этом этапе должен работать над развитием интереса детей к окружающему миру. Дошкольники активно интересуются миром природы, поэтому разные природные объекты можно использовать для развития познавательного интереса и исследовательской активности в ходе наблюдений, опытов и экспериментов.
Например, понаблюдав за изменением цвета камней на улице до и после дождя, можно организовать опыт и ещё раз намочить камни водой, когда они высохнут.
Элементарные опыты с воздухом, снегом, водой и другими объектами неживой природы сформируют у детей представления о их многообразии, вызовут новые вопросы познавательного характера, разовьют активность и инициативу.
В среднем дошкольном возрасте содержание экспериментальной деятельности усложняется. Эксперименты становятся продолжительными и могут состоять из серии простых опытов.
Разнообразие объектов для опытно-экспериментальной деятельности, вариативность практических действий с ними стимулируют развитие исследовательской активности детей.
Интерес и чувство радости от небольшого самостоятельного открытия вызывают такие эксперименты, как «Свойства мокрого песка», «Солнечные лучи», «Бумажные кораблики», «Волшебная кисточка» и другие.
Старшие дошкольники стремятся установить причинно-следственные связи в изучаемых явлениях, самостоятельно найти недостающую информацию. Поэтому опыты и эксперименты становится отличным источником развития исследовательской активности ребёнка.
С детьми можно проводить эксперименты «Невидимые чернила», «Живой кусочек», «Воздух работает», «Звенящая вода». Уже названия этих опытов заставляют мышление и воображение ребёнка работать.
При проведении экспериментов важно отвечать на многочисленные вопросы детей, не оставлять их без внимания, предоставлять детям возможность действовать самостоятельно, поощрять исследовательскую активность, стремление размышлять, аргументировать свою позицию и обобщать результаты.
Чтобы повысить качество занятий с использованием экспериментальной деятельности, необходимо организовать методическое сопровождение. Для оценки его эффективности можно использовать следующие критерии:
Основываясь на данных критериях, можно выделить уровни владения методикой экспериментирования.
Педагог:
Педагог:
Педагог:
Дети средней группы (4-5 лет) уже готовы к экспериментированию, потому что умеют контролировать свои действия, сосредотачивать внимание и понимают результат эксперимента и его суть.
В этом возрасте необходима поддержка воспитателя. Педагог обеспечивает безопасность эксперимента, поощряет и направляет действия маленьких экспериментаторов. Без поддержки дети быстро теряют интерес или могут отклониться от экспериментирования.
Воспитанники средней группы готовы к инструктажу взрослого и учатся в точности выполнять его инструкции. Воспитатель помогает дошкольникам строить предположения, находить способы и варианты хода эксперимента.
Воспитатель, организуя экспериментальную деятельность в средней группе, должен учитывать возрастные особенности детей.
Детей легко увлечь чем-либо новым. Ключевой аспект эксперимента — не заучивание, а игра с заинтересованностью детей, мотивация к получению информации.
Дети способны к первичному анализу и уже могут сделать вывод по результату эксперимента.
К 4-5 годам моторика у детей достаточно развита. Дети могут легко и аккуратно использовать инструменты, приборы, мелкие детали и объекты.
Дети уже не просто наблюдатели, а активные участники процесса. Они выдвигают свои предположения, формулируют вопросы, прогнозируют результат.
Процесс организации эксперимента предусматривает формирование, проектирование и моделирование мнений и представлений ребёнка о свойствах и возможностях объектов окружающего мира с практической точки зрения.
Также ключевой задачей проведения экспериментов становится формирование и развитие мыслительных процессов за счёт наблюдения за предметами окружающего мира и экспериментирования с ними.
Темы экспериментов выбираются в соответствии с утверждённой образовательной программой. Каждое занятие должно быть безопасным и контролируемым.
В средней группе экспериментальная деятельность решает целый комплекс педагогических задач.
Виды экспериментальной деятельности в средней группе различаются по характеру и типу построения эксперимента. Рассмотрим каждый из них.
Дети самостоятельно подбирают способы исследования для достижения необходимого результат. Практическая часть эксперимента стимулирует решение познавательных задач воспитанниками.
Пример: игра-эксперимент «Звери в плену льда».
Эксперимент начинается со сказочной истории: «Жили-были на далеком теплом острове звери (маленькие игрушки из шоколадных яиц). Вдруг однажды налетела ледяная буря и звери замерзли».
Детям нужно помочь животным освободиться из ледяного плена, предложив свои варианты решения задачи: растопить лёд в ладонях, окунуть льдинку в горячую воду, положить на солнечный подоконник или на батарею.
Эксперимент помогает детям узнать о физических способах передачи тепла.
Поиск ответов на поставленный вопрос с помощью очевидных опытов.
Пример
Дети знаю, что растения надо поливать, они питаются водой. Но взрослые не объясняют детям, что вода поднимается постепенно от корней до самого верха растения.
Чтобы заполнить этот пробел, воспитатель предлагает эксперимент с окрашиванием листьев китайской капусты.
Каждый ребёнок получает стакан с водой, в котором нужно развести акварельную краску. У каждого ребёнка свой цвет.
В стакан опускают лист китайской капусты и оставляют на ночь. Утром дети видят, что листья стали цвета воды, которую пили всю ночь. Становится очевидно, что окрашенная вода движется снизу вверх.
Пояснительный эксперимент
Подтверждает известные факты, результаты действия над объектом.
Пример
В 4-5 лет дети знают, что люди дышат воздухом, но никто его не видит. Чтобы его увидеть, проводится эксперимент с выдуванием воздуха через трубочку в стакан с водой.
Ещё одним примером может стать подтверждение того, что разные фигуры из песка лучше держатся, если песок влажный. В этом помогут эксперименты над способностью песка впитывать влагу и приобретать заданную форму.
Для организации экспериментальной деятельности не нужны специальные условия и тщательная подготовка. Эксперименты можно организовать во время прогулок спонтанно, на площадке, на праздниках, на занятиях физкультурой и музыкой.
Для эксперимента можно привлечь родителей, чтобы они помогли детям провести эксперимент дома.
Чтобы дети не потеряли интерес, занятия должны длиться не более 20 минут. Работая над планом занятия, воспитатель должен учитывать возрастные и психологические особенности детей, подбирать подходящие возрасту формы деятельности.
После проведения эксперимента важно провести анализ и самоанализ. Дети должны обсудить, что они делали, чтобы получить результат, какова их роль в организации процесса и что они узнали.
С раннего детства ребёнка окружают различные явления неживой природы: днем он видит солнце и ощущает дуновение ветра; вечером он может увидеть луну и звездное небо; дождь, гроза, снег и другие явления — все это даёт ему новую информацию, помогающую развиваться.
Дети играют с водой, строят песочные замки, собирают камни, находят кусочки глины и пытаются что-то из них смастерить. Всё это — объекты для наблюдений и игры, позволяющие систематически и целенаправленно знакомить дошкольников с неживой природой.
Для ознакомления с окружающим миром можно использовать разные формы занятий:
Дошкольники с удовольствием изучают песок и глину, узнавая их свойства: песок — сыпучий, глина — плотная. Дети выясняют, что песок и глина по-разному пропускают воду.
С ними можно обсудить вопрос, почему при сильном ветре нельзя играть с песком? Они приходят к выводу, что песчинки маленькие, мелкие, не прилипают друг к другу. При сильном порыве ветра поднимаются вверх. Затем выдвигают версии, что можно сделать, чтобы можно было играть. Для этого надо смочить песок.
У старших дошкольников формируется представление о том, что солнце — источник света. Предлагаем детям посмотреть на солнце и ответить на вопросы:
Способствует закреплению знаний о значении воды в жизни человека, причинах выпадения осадков.
В игре используются приём фантазирования и метод эмпатии. Дети рассматривают схему и передвигают по ней маленьких человечков. Каждый этап процесса обыгрывается.
Для изучения свойств воздуха.
Дети выясняют, что внутри у них есть воздух. Его можно увидеть, если подуть в трубочку, подставив ладошки под струю воздуха. Или опустить конец трубочки в стакан с водой — тогда образуются пузыри.
Для закрепления знаний о свойстве воды растворять другие вещества.
Дошкольники сами готовят цветной мыльный раствор. Делают из него мыльные пузыри и на край стакана помещают лист бумаги. Остаётся цветной мыльный отпечаток, который затем можно дорисовать фломастерами или цветными карандашами.
Художественное экспериментирование — деятельность поискового характера, направленная на познание ребёнком свойств и качеств художественных материалов и их нетрадиционного использования в процессе создания изображения.
Технология экспериментирования в процессе изобразительной деятельности состоит из трёх этапов.
Направлен на создание положительно-эмоциональной атмосферы и интереса дошкольников к экспериментированию, преодолению скованности детского мышления, боязни ошибок и неверных действий в решении познавательных и творческих задач.
Для этого можно использовать сюрпризные моменты и игровых персонажей, создать игровую мотивацию, продемонстрировать новое оборудование, инструменты и художественные материалы. Эти приёмы вызовут у детей удивление, эмоциональный отклик, разовьют наблюдательность, умение анализировать и сравнивать.
Пример
В некотором царстве, в Гуашевом государстве жили-были три прекрасные царевны — Красная, Желтая и Синяя.
Красная царевна была самой горячей, яркой, величественной, веселой и смелой.
Желтая царевна была доброй, солнечной, золотой и богатой.
А Синяя царевна была спокойной, тихой и печальной.
Однажды прекрасным царевнам захотелось нарисовать радугу, и они обратились к вам за помощью: как три цвета превратить в радугу?
Педагог стимулирует познавательную активность дошкольников в условиях постепенно усложняющегося экспериментирования.
Для этого подходят создание проблемных и проблемно-игровых ситуаций, помогающих развивать такие исследовательские умения, как принятие проблемы, поставленной взрослым, выдвижение гипотез, совместный с воспитателем поиск способов проверки гипотез в процессе экспериментирования.
Пример
Ребята, пираты украли все карандаши и краски. Как же мы теперь будем рисовать?
На этом этапе особое внимание уделяется побуждению детей к самостоятельному воспроизведению различных способов художественного экспериментирования в новых условиях. В этом помогут элементы соревнования между дошкольниками.
Пример
В конце занятия мы с вами выберем самый сказочный лес.
Также можно использовать приём точных установок.
Пример
Дальше каждый из вас сам выберет необычную технику изображения существ, населяющих сказочных лес.
На этом этапе продолжается работа по формированию экспериментирования с художественными материалами, их свойствами и способами применения в условиях самостоятельного детского экспериментирования.
Педагог стимулирует познавательную и творческую активность детей. При этом необходимо обеспечить свободу выбора объектов экспериментирования, партнёров, схем, вариативных решений.
Поэтапная организация работы предполагает последовательное освоение разных видов художественного экспериментирования:
Величина предмета — относительная характеристика, подчёркивающая протяжённость отдельных частей и определяющая его место среди однородных предметов. Это свойство предмета, воспринимаемое разными анализаторами: зрительным, тактильным и двигательным.
Дошкольники воспринимают величину на сенсорной основе с помощью мышления и речи. Также восприятие зависит от опыта практического использования предметов, развития глазомера, мыслительных процессов: сравнения, анализа, синтеза и других.
При формировании представлений о величине у детей старшей группы детского сада ставятся следующие задачи:
Для формирования представлений о величине у детей старшего дошкольного возраста можно использовать серию образовательных ситуаций.
Первый блок ситуаций — упражнения с условной меркой: «Пластилиновые колбаски», «Бантики», «Кто к нам пришёл?», «Строим поезд» и другие.
Пример: образовательная ситуация «Цветы».
Цель: закрепить умения детей измерять протяжённые объекты условной меркой.
Детям предлагается поэкспериментировать с условной меркой (полоска или карандаш), чтобы измерить длину растений и распределить их по порядку. Аналогичным образом можно реализовать ситуации с лентами, пластилином и другими предметами.
Второй блок ситуаций — упражнения, основанные на сравнении предметов по величине на глаз: «Орехи», «Измерь дорожки шагами», «Сложи дощечки», «Сказочные персонажи» и другие.
Пример: образовательная ситуация «Длинный — короткий».
Цель: научить детей подбирать и сравнивать предметы по величине на глаз.
Собираясь с детьми на прогулку, можно предложить им сравнить свои шарфики. Для этого можно задать вопросы:
Дети выскажут свои предположения и выберут самый эффективный способ проверки гипотезы.
Экспериментирование в процессе формирования у дошкольников представлений о величине поможет:
Кроме объектов живой и неживой природы и искусственных объектов, дошкольники могут исследовать людей и отношения между ними. Чтобы изучить мир людей, дошкольники используют разные стратегии социального экспериментирования.
Социальное экспериментирование — это способ познания себя и внутреннего мира других людей, который осуществляется путём опробования на взрослых или сверстниках различных форм своего поведения в поисках наиболее приемлемых вариантов.
Н.Н. Поддьяков выделяет несколько видов социального экспериментирования дошкольников:
Социальное экспериментирование — это в большей степени самостоятельная исследовательская активность ребёнка. В педагогической литературе ей уделяется мало внимания. Однако, если целенаправленно организовать социальное экспериментирование то удастся решить ряд важных задач:
Для проведения социальных экспериментов можно использовать несколько типов ситуаций:
Программа социальных экспериментов может состоять из двух блоков.
Первый блок включает ситуации во взаимодействии со взрослым: «Получение желаемого», «Взрослый грустит», «Нежелание выполнять поручение взрослого».
Второй блок — ситуации во взаимодействии со сверстниками: «Обидел друга», «Помогаем друзьям», «В игру не принимают».
Алгоритм проведения ситуации:
Пример: ситуация «Получение желаемого».
Педагог ставит проблему: “У всех ребят были такие ситуации, когда чего-то очень хочется получить, а тебе это не дают. Давайте подумаем, что можно сделать, чтобы человек все-таки захотел вам отдать то, что он отдавать не хочет? Например, многим ведь хочется получить эту игрушку (педагог показывает новую игрушку)».
Дети сначала могут предлагать социально одобряемые способы: вежливо попросить, сказать “Пожалуйста” и так далее.
Во время поиска путей решения проблемы дети могут предложить другие варианты: обменяться игрушками, назвать жадиной, чтобы отдал.
Педагог задаёт наводящие вопросы: “Вспомните, вы в магазине наверняка видели, что ребёнок хочет, чтобы ему что-то купили, но ему не покупают. Что он при этом делает?” Дети могут ответить, что он плачет или говорит, что ему очень надо.
Также педагог может намеренно ошибаться: “Ребята, может, игрушку лучше просто отобрать?”
На этапе проверки гипотезы дети проводят апробацию предложенных способов, а воспитатель в случае затруднений задаёт наводящие вопросы.
На этапе обсуждения результатов дети оценивают эффективность способов. Они могут прийти к выводу, что если вежливо попросить, то можно получить игрушку, а слово “жадина” не поможет в этом.
При формулировании выводов дети называют эффективные способы решения ситуации.
В процессе проигрывания каждой ситуации дети становятся всё активнее и быстрее находят способы решения.
Социальное экспериментирование обладает рядом достоинств:
Экспериментальная деятельность на музыкальных занятиях
Опыты с воздухом
Занятие в средней группе «Волшебная соль»
Опыты с магнитом
Познавательно-исследовательская деятельность в подготовительной группе
Занятие «Удивительный песок»
Занятие «Как очистить воду»
Вы можете приобрести этот курс, выбрав один или несколько документов, подтверждающих освоение программы:
Печатный экземпляр отправляем Почтой России в течение 3 недель после оплаты. Стоимость - 1200 рублей.
Электронное удостоверение отправляем на электронную почту в течение 3 дней после оплаты. Стоимость - 700 рублей.
Электронный или электронный + печатный. Стоимость от 700 до 1200 рублей.
2020 — 2024 © Центр развития компетенций «Аттестатика» — все права защищены.