В конце страницы к этому курсу прилагается сертификат и удостоверение
Цель: совершенствовать педагогическое мастерство музыкальных руководителей путём расширения спектра используемых методов, подходов и технологий, способствующих музыкально-творческому развитию дошкольников в соответствии с ФГОС ДО.
Объём: 36 часов.
Формируемые компетенции:
Проблема развития детского музыкального творчества на протяжении нескольких десятков лет изучается теоретиками и практиками дошкольного музыкального образования. Интерес к ней возрос в значительной степени, когда развитие детского творчества стало одним из приоритетных направлений музыкального воспитания детей, а дошкольные учреждения получили возможность выбирать образовательные программы, в том числе и музыкальные.
Потенциал музыкального искусства в развитии креативных качеств личности ребенка ни у кого не вызывает сомнения, но дискуссии идут по поводу подходов к развитию детского музыкального творчества в условиях массового музыкального образования.
Ведущими в современной теории и практике дошкольного музыкального образования по-прежнему остаются концептуальные идеи и подходы периода 40-60-х годов прошлого столетия.
Среди них ключевое место занимает идея музыкального воспитания детей на основе творческого музицирования К. Орфа. Австрийский композитор использовал синтетические формы музицирования: сочетание пения и движения, ритмизованного чтения стихов, игру на музыкальных инструментах.
Продуктивным оказалось и обращение к истокам детского фольклора. Отобранный композитором музыкальный, поэтический, игровои материал: народные попевки, считалки, дразнилки, — выразителен и доступен детям.
Немаловажное значение имело большое разнообразие детских музыкальных инструментов, мелодических и ударных, на которых легко играть, а также разработка инструментов нового типа с резонаторами. Всё это создавало особую атмосферу творческого общения.
К сожалению, система музыкального воспитания К. Орфа не получила должной поддержки и распространения в нашей стране несмотря на то, что мысли о синтетической природе детского творчества, о том, что творчество детей носит импровизационный характер высказывали в своих работах известные отечественные ученые Л.С. Выготский и Б.М. Теплов.
Только в 2003 г. в нашей стране Татьяна Эдуардовна Тютюнникова разработала программу и методику элементарного музицирования, в которой воплотилась идея австрийского композитора.
У автора она сформулирована так: «Идея творческого музицирования как коллективной синкретической деятельности» [Тютюнникова Т.Э. «Учусь творить. Элементарное музицирование: музыка, речь, движение»: Программа. — М., 2005. — 24 с.].
Способом организации музыкальной деятельности выступает игра и детское импровизационное творчество. Виды деятельности, используемые Т.Э. Тютюнниковой, аналогичны системе К. Орфа:
Они нацелены на привитие детям первоначальных навыков совместного творческого музицирования. Важно, что процесс творческого обучения, хотя и предполагает большую свободу детей, не является хаотичным, а следует принципу «от простого к сложному». Отсюда разделение его на ступени:
Системность творческого обучения обусловливает и перспективное планирование содержания занятий для каждой возрастной группы.
Отечественными учеными и методистами изначально был предложен другой путь, отличный от системы К. Орфа: развитие детского музыкального творчества осуществлялось на основе специально разработанных и последовательно усложняющихся творческих заданий (Н.А.Ветлугина, К.В. Головская). Такой подход к развитию творчества не требовал изменения основного содержания и традиционной структуры музыкальных занятий, характер взаимодействия ребенка и взрослого также оставался прежним.
Творческое развитие рассматривалось как необходимый компонент в структуре развиваемых способностей ребенка. Этой идеи придерживаются и современные педагоги-исследователи: М.А. Михайлова, О.А. Скопинцева, Г.П. Новикова и другие.
Аналогично Н.А. Ветлугиной, Ольга Амуровна Скопинцева условно разделяет процесс формирования детского песенного творчества на три этапа:
Упражнения на развитие у детей музыкально-слуховых представлений (соотношение звуков по высоте, длительности, динамике и так далее) предлагаются одновременно с начальными творческими заданиями: ритмизация стихов, сочинение ритмического сопровождения песен, импровизация окончаний мелодий и другое.
Таким образом, процессы развития музыкальных способностей, обучения элементарным музыкальным знаниям и формирования песенного творчества идут параллельно.
Творческие задания на развитие собственно песенного творчества: мелодические вопросы и ответы, сочинение небольших песенок на предложенные стихи, сочинение песенок в определенном жанре, — соответствуют системе последовательно усложняющихся заданий Н.А. Ветлугиной.
Отметим, что, несмотря на основную направленность методики О.А. Скопинцевой на формирование песенного творчества, педагог-исследователь широко использует на занятиях игровые технологии К. Орфа и Э. Нотдорф: импровизации голосом дополняются импровизациями инструментальными, ритмическими, пластическими, что развивает у детей творческое мышление, делает процесс сочинения «своей» музыки увлекательным, формирует интерес к сочинительству.
М.А. Михайлова начинает формирование песенного творчества у дошкольников в раннем возрасте. Особенностью методики является то, что все задания предлагаются в игровой форме. Детям от 2-х до 4-х лет предлагаются задания на подражание (вокализацию) звуков окружающего мира: машины, птички, лошадки. Затем на подражание интонациям колыбельной, плясовой музыки: дети, укладывая куклу спать или танцуя с куклой, поют на слоги «баю-баю», «ля-ля-ля».
В примечании к творческим заданиям этой возрастной группы автор отмечает: «Предлагаемые и подобные игры являются предварительным, первоначальным этапом формирования музыкально-творческих проявлений у детей. На этом этапе ставится цель: развивать у детей ориентацию в различных свойствах музыкального звука через игру, в которой ребенок комбинирует музыкальные звуки, отличные друг от друга по высоте, длительности, динамике» [Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей: популярное пособие для родителей и педагогов. — Ярославль: «Академия развития», 1997. — 238 с.].
По сути, это предварительные упражнения на формирование музыкально-слуховых представлений, которые были предложены Н.А. Ветлугиной, но более простые и в игровой форме.
Игровые задания для детей 5-7-и лет также начинаются со звукоподражаний. Детям предлагается самостоятельно
Для закрепления навыков сочинения предлагается игра «Музыкальное лото»: текст карточек-картинок читает взрослый, а ребенок сочиняет короткую песенку. Например:
Утром на опушке
Квакали лягушки (М. Картушина)
Или:
Дождик льет как из ведра
Загрустила детвора (А. Ганчева)
В своей методике развития творческой активности дошкольников Галина Павловна Новикова также опирается на систему творческих заданий Н.А. Ветлугиной, но широко использует народный фольклор. Автор, основываясь на собственном опыте, полагает, что «использование фольклора в развитии детского музыкального творчества значительно облегчает и ускоряет процесс овладения средствами музыкальной речи для создания детьми собственных сочинений» [Новикова Г.П. Эстетическое воспитание и развитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста. — М.: АРКТИ, 2003. — 220 с.].
Кроме традиционных творческих заданий, Г.П. Новикова использует оригинальные. Например, простучать ритм на барабане (ксилофоне, металлофоне) и на основе ритмического рисунка сочинить мелодию; сочинить песню, сочетающую два лада: мажорный и минорный и другие.
Таким образом, взяв за основу разработанную еще в 60-х годах систему творческих заданий Н.А. Ветлугиной, современные педагоги-исследователи интерпретировали ее по-своему, привнесли в нее оригинальные идеи и методические приемы.
Подход к развитию детского творчества на основе последовательно усложняющихся творческих заданий показал себя как достаточно эффективный. Применение системы творческих заданий в игре на детских музыкальных инструментах: звукоподражания, импровизированные аккомпанементы песенкам и пьесам, импровизации на инструментах в процессе рассказывания сюжетных историй, сочинение мелодий на заданный текст и других, — приводит к тому, что дети с удовольствием музицируют, их творческие проявления со временем становятся всё более осмысленными. Продуктивные формы музицирования способствуют и качественному освоению исполнительских навыков, развитию устойчивого интереса к этому виду музыкальной деятельности.
Качественно новый подход к решению проблемы развития детского музыкального творчества предложила Э.П. Костина — крупный ученый в области дошкольного музыкального образования. Она полагает, что будущее в развитии детского музыкального творчества за инновационными креативными педагогическими технологиями.
В 2007 году Костина разработала и апробировала «Креативную педагогическую технологию музыкального образования дошкольников». Эта педагогическая технология от традиционной системы музыкального образования дошкольников отличается креативностью содержания музыкально-педагогического процесса и взаимодействия субъектов.
Основные положения креативной педагогической технологии Э.П. Костиной:
Содержательная часть технологии изложена в авторской программе Э.П. Костиной «Камертон» [Костина Э.П. Камертон: программа музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2006. — 223 с.].
Отметим, что сейчас идет процесс создания педагогических технологий (хотя и немногочисленных), которые включают в себя подбор нового предметного содержания, новых методов и приемов его реализации.
Так, например, развитие музыкального творчества дошкольников в танце Е.В. Горшковой основано на идее взаимопроникновения обучающих и творческих моментов в едином процессе [Горшкова Е.В. От жеста к танцу: Методика и конспекты занятий по развитию у детей 5-7 лет творчества в танце. — М.: «Гном и Д», 2004. — 120 с.].
Осмысление ребенком выразительности движений происходит параллельно с освоением музыкально-двигательных навыков. С помощью упражнений, этюдов дети знакомятся с обобщенно-образными значениями отдельных пантомимических и танцевальных движений, учатся передавать различные настроения, отношения.
Обучение детей языку движений постепенно подводит их к пониманию, что каждое движение, композиция танца несут в себе определенное смысловое содержание. Использование танцев на сюжетной основе способствует развитию композиционного творчества.
В возрасте 5-6 лет происходит наиболее активное развитие музыкально-творческих способностей детей. В условиях ДОУ задачи развития воспитанников в театрализованной игре расширяются. Одной из приоритетных задач является развитие музыкально-творческих способностей старших дошкольников, а жизненный опыт, собственные интересы, предпочтения в музыкальной деятельности детей учитываются и концентрируются в театрализованной игре.
К этому возрасту уже накоплен опыт восприятия музыки, осознания содержания разнохарактерных доступных музыкальных произведений, достаточно развиты певческие способности и простейшее песенное творчество, имеются элементарные навыки игры на детских музыкальных инструментах, музыкально-ритмические движения, образные движения животных, людей, а также возможность передать в движении мир природы и так далее.
Театрализованная игра как средство развития музыкально-творческих способностей старших дошкольников содержит в себе все виды музыкальной деятельности и сообразный дошкольному детству вид деятельности — игру.
Чтобы успешно реализовать данную задачу, педагог должен включить в программный материал театрализованных игр яркие музыкальные произведения, вызывающие эмоциональный отклик в душе ребёнка.
На желание участвовать в театрализованной игре будут влиять:
Играя, воспитанники проявляют собственное творческое отношение к жизненным явлениям. Подготавливая ребёнка к непрерывному творческому процессу в жизни, приспосабливаясь к новым условиям в процессе театрализованной игры, дети становятся более подготовленными к новым творческим достижениям, отказываются от старого способа действия.
Исследователи считают, что на развитие музыкально-творческих способностей влияют два аспекта: воображение и мыслительные качества.
Развитие воображения позволяет понять, что есть возможность воплотить образ, новую идею, изменить представление о создаваемом объекте. Воображение развивается в игровой деятельности. Ребёнок во время игры создаёт воображаемые объекты, например, ставит стулья и объясняет, что это город, корабль, поезд, пианино.
Развитие мыслительных качеств обеспечивает развитие креативности, расширяет возможности придумывать новое с помощью нестандартных алгоритмов мышления. Креативность появляется там, где можно использовать необычные детали и предметы в непривычных обстоятельствах.
Чтобы воплотить сценарий музыкальной театрализованной игры, необходимы:
Целесообразно начинать погружение в игру с ознакомления с произведением. Рассмотрим музыкальное и литературное произведения.
Восприятие музыкального произведения происходит в спокойной обстановке. Дети внимательно слушают музыку, высказывают своё мнение о ней. Вместе с педагогом анализируют его, сопоставляют с художественным образом, передаваемым композитором в музыке, говорят о том, как поняли этот образ.
Педагог погружает детей в изучаемое произведение, обращая внимание на выразительные средства музыки. Это позволяет понять суть эмоционального содержания, почувствовать развитие и силу музыкального эмоционального воздействия.
Язык музыки и её содержание помогает ребёнку раскрыть личную эмоционально-чувственную сферу, понять своё отношение к происходящему, обрести творческое и эмоциональное восприятие, реализоваться в творческом процессе в своём интерпретируемом образе.
В процессе слушания музыки, используемой в театрализованной игре, у детей возникает образ, воплощая который ребёнок использует средства театрализованной игры, помогающие передать своё понимание и чувства.
Музыкальный руководитель предлагает использовать эти средства по собственному выбору, помогает определиться в выборе вида музыкальной деятельности: пение, музицирование или двигательная импровизация.
Какой образ воплотят дети, зависит также от полученных ранее знаний в других областях (например, знания о характере и повадках животных, природных явлениях), от владения выразительными возможностями танца, песенного творчества, от возможности играть на простейших музыкальных инструментах.
Способность детей перевести собственные ощущения по отношению к музыкальному произведению в активно-творческое свидетельствует о развитии их музыкально-творческих способностей на основе театрализованной игры.
Восприятие эмоционально представленного литературного произведения происходит также в спокойной обстановке, сидя на ковре. Музыкальная театрализованная игра формируется на основе сюжета.
Так, например, русская народная сказка «Теремок» или «Колобок», знакомая детям, организуется музыкальным руководителем в форме театрализованной игры.
Начало сказки разучивается с фиксированной мелодией, а продолжение имеет музыкально-творческое задание. Воспитанники старшего дошкольного возраста, имеют опыт песенного и образно-двигательного творчества, им предлагается пропеть слова «Кто, кто в теремочке живёт? Кто, кто в невысоком живёт?» на собственный мотив и ответы персонажей «Я — Мышка-Норушка, а ты кто?» и т. д.
Яркие музыкальные произведения, поддерживающие сюжет, необходимые для образной двигательной импровизации «Зайцы и медведь» Т. Попатенко, «Мышка», «Лягушата» представляются детям как музыкальные загадки, которые они должны разгадать и коротко проанализировать музыку, её средства музыкальной выразительности, подчёркивающие художественный образ: скачки, акценты, ритм, динамику, высоту.
Обязательным фактором развития музыкально-творческих способностей является доступность творчества всем детям, поэтому вхождение в образ, отражение содержания музыки первоначально воплощается в движении всеми детьми, а затем только выбранными персонажами.
Импровизация на простейших детских музыкальных инструментах может развиваться в двух направлениях: как озвучка образа, героя и как собственный аккомпанемент к песенной импровизации.
Организация и проведение театрализованных игр происходит на музыкальных, речевых, познавательных занятиях, а также в специально отведённое время для развлечений и как самостоятельная ежедневная деятельность по желанию ребёнка в условиях группы.
В групповых комнатах можно создать два центра: «Мир музыки» и «Мой театр». Что входит в структуру этих центров?
Центр «Мир музыки» включает:
Центр «Мой театр» включает:
В музыкальном зале хранятся необходимые для организации театрализованных игр и развития музыкально-творческих способностей воспитанников материалы: набор масок, медальонов, музыкальных инструментов, разных видов театра, атрибутов, элементы декораций.
Театрализованным играм можно выделять вторую половину дня в пятницу. Выбор времени обусловлен необходимостью эмоциональной разгрузки детей, их усталостью к концу недели и возможностью привлечь родителей для совместной театрализованной игры.
Участие родителей в совместной музыкальной с детьми и педагогами театрализованной игре имеет непродолжительное время: 20 минут, — но такая совместная деятельность заинтересовывает, укрепляет и поддерживает детей, создаёт предпосылки для дальнейшего активного развития музыкально-творческих способностей.
В свободной деятельности в условиях группы театрализованные игры организовываются детьми ежедневно: утром до занятий и вечером. Развлечения в виде театрализованной игры в группе также планируются по пятницам во вторую половину дня. Для развлечения используется передвижная сцена с кулисами, сделанные руками детей декорации, элементы костюмов, музыкальные инструменты, перчаточные куклы и другие атрибуты.
Поскольку в 5-6 лет творческие способности активно развиваются, необходимо организовать работу так, чтобы дети могли попробовать себя в разнохарактерных ролях и создавать театрализованные игры собственного коллективного или индивидуального творческого содержания. Например:
Принципы организации театрализованных игр предложила Э.Г. Чурилова. Основу для детского творчества создают:
Тематика театрализованных игр зависит от комплексно-тематического планирования на год. Сам процесс организации состоит из нескольких этапов.
Первый этап
Второй этап
Третий этап
Первый этап — самый важный в развитии музыкально-творческих способностей детей.
Педагог использует метод импровизации, который создаёт атмосферу искренности и индивидуальной значимости. На выбор способа выражения своих эмоций средствами пения, движения, музицирования влияет желание детей сейчас, в данный момент.
Ребёнок даёт быстрый разряд своим чувствам «творит в один приём». Результатом импровизации могут быть мелодии, небольшие песни, фразы, ритмические и двигательно-образные модели, инсценировка песен, сказок, собственного сюжета. Это является творческой площадкой, обеспечивающей развитие музыкально-творческих способностей детей 5-6 лет.
Метод активизации творческих проявлений ребёнка (Т.Э.Тютюнникова) предполагает развитие музыкального творчества детей.
Метод создания композиций (Л.В. Горюнова, Д.Б. Кабалевский) служит для общения воспитанника с музыкой в рамках произведения, например, напевание мелодии произведения, отражение музыки в образных движениях, в иллюстрировании музыки, что расширяет и насыщает исполнительские возможности детей.
Метод размышления о музыке (Л.В. Горюнова, Д.Б. Кабалевский) развивает музыкальное сознание, музыкальное мышление. Он нацелен на индивидуализацию музыкального восприятия, собственного понимания и выражения музыки, развитие способности переживать, оценивать, отображать.
Метод уподобления характеру звучания музыки (О.П. Радынова) способствует осознанному созданию творческого музыкального образа. Перечислим виды уподобления музыке:
Метод моделирования художественно-творческого процесса (Л.В. Школяр, М.С. Красильникова, Е.Д. Критская и др.) повышает активное освоение искусства. Метод требует проявление воображения, креативности, чувственности, осуществляющих восприятие и интерпретацию (переработку) музыки по-своему. Технология метода моделирования художественно-творческого процесса полностью подходит к технологии организации театрализованных игр и действий ребёнка, так как включает:
Для повышения эффективности развития музыкально-творческих способностей детей средствами театрализованных игр рекомендуется соблюдать ряд условий:
Педагогический процесс по развитию музыкально-творческих способностей детей — постоянно меняющаяся, динамически развивающаяся система взаимодействия педагога и ребенка, одним из элементов которой могут быть здоровьесберегающие технологии. Перечислим некоторые из них:
При использовании вышеперечисленных технологий, прежде всего, необходимо учитывать состояние здоровья воспитанников. Например, при работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи предпочтение отдается пальчиковым играм, фонетическим и артикуляционным гимнастикам, аурикулотерапии, логоритмике. Целью такой работы становится создание условий для повышения адаптивных возможностей детского организма, развития двигательных кинестезий и артикуляционного праксиса, просодики, навыков общения, эмоционального выражения и раскрепощения.
Успех развития музыкально-творческих способностей воспитанников зависит не только от музыкального руководителя, но и от всего педагогического коллектива. Установление контактов со специалистами ДОУ необходимо для реализации индивидуально-дифференцированного подхода, проектирования коррекционной работы с целью достижения здоровьесберегающего эффекта сопровождения.
В таблице приводим, каким образом может быть организована такая работа.
Формы взаимодействия со специалистами ДОУ для достижения здоровьесберегающего эффекта музыкальных занятий
Специалисты | Формы взаимодействия |
Медицинская сестра |
|
Учитель-логопед |
|
Педагог-психолог |
|
Инструктор по физической культуре |
|
Организация системы работы позволяет:
Активные методы обучения — система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала.
Данные методы ориентированы на развитие активности ребенка и формируют умения взаимодействовать, представлять и прогнозировать собственную позицию, получать результат, овладевать социальными навыками и формами поведения. Все эти качества — основа готовности дошкольников к условиям современной жизни.
Активные методы обучения активизируют учебно-познавательную деятельность, побуждают дошкольников к активной мыслительной, практической и творческой деятельности в процессе овладения материалом, развитию их музыкальных способностей, речи. Использование активных методов — необходимое условие подготовки детей к школе и ресурс для получения положительных результатов в музыкальном развитии дошкольников.
Сегодня усложняется содержание образования. Внимание педагогов дошкольного образования акцентируется на развитии творческих и интеллектуальных способностей детей. На смену традиционным методам приходят активные методы обучения и воспитания, направленные на активизацию познавательного развития ребенка.
Среди целей образования, которые ставит государство, общество и семья, кроме приобретения определенного набора знаний и умений, большую роль начинают играть раскрытие и развитие потенциала ребенка, создание благоприятных условий для реализации его природных способностей.
Естественная игровая среда, в которой отсутствует принуждение и есть возможность для каждого ребенка найти свое место, проявить инициативу и самостоятельность, свободно реализовать свои способности и образовательные потребности, является оптимальной для достижения этих целей. Включение активных методов обучения в образовательный процесс позволяет создать такую среду на занятиях в дошкольных учреждениях.
Сегодня существуют различные классификации активных методов обучения. Это связано с тем, что пока нет общепринятого определения активных методов.
По одному из определений, активные методы обучения (АМО) — методы, позволяющие активизировать учебный процесс, побудить обучающегося к творческому участию в нем.
Задача активных методов обучения — обеспечить развитие и саморазвитие личности обучающегося с опорой на выявления его индивидуальных особенностей и способностей, причем особое место занимает развитие теоретического мышления, которое предполагает понимание внутренних противоречий изучаемых моделей.
Суть активных методов обучения, направленных на формирование умений и навыков, состоит в том, чтобы обеспечить выполнение детьми тех задач, в процессе решения которых они самостоятельно овладевают умениями и навыками. Активные методы обучения — один из наиболее эффективных способов вовлечения детей в учебно-познавательную деятельность.
Активные методы обучения основываются на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы. Эти методы характеризуются высоким уровнем активности обучающихся.
Возможности различных методов обучения по активизации учебной и учебно-производственной деятельности различны. Прежде всего они зависят от природы и содержания соответствующего метода, способов их использования, мастерства педагога.
Каждый метод активным делает тот, кто его применяет. И, конечно же, активным метод остается вне зависимости от того, кто его применяет, другое дело, что для достижения качественных результатов использования активных методов обучения необходима соответствующая подготовка педагога.
К непосредственно активным методам относятся методы, использующиеся внутри образовательного мероприятия, в процессе его проведения. Для каждого этапа образовательной деятельности используются свои активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа:
Методы активного обучения в сравнении с традиционными готовят обучающихся к творческой самостоятельной деятельности.
Они подразделяются на неимитационные и имитационные.
Имитационные методы делятся на игровые и неигровые. К игровым методам относится проведение игр, игрового проектирования и тому подобное, а к неигровым — анализ конкретных ситуаций, решение ситуационных задач и другие.
Данные методы ориентированы на развитие активности ребенка и формируют умения взаимодействовать, представлять и прогнозировать собственную позицию, получать результат, овладевать социальными навыками и формами поведения.
Рассмотрим некоторые из активных методов, применяемых на музыкальных занятиях с детьми старшего дошкольного возраста.
При закреплении песенного репертуара можно использовать метод морфологического анализа песни. В качестве наглядности использовать «Морфологическую таблицу».
В разделе «Игра на детских музыкальных инструментах» можно использовать «Морфологическую таблицу для придумывания с детьми нового музыкального инструмента»: в таблице по горизонтали расположены картинки с изображением предметов-емкостей, по вертикали — изображения предметов, которыми можно заполнить емкости. На соединении осей координат получается новый инструмент. Дети придумывают название получившихся шумовых музыкальных инструментов, могут сами их изготовить и сыграть на них аккомпанемент.
Еще один вид морфологического анализа — «Круги Луллия».
С помощью «Кругов Луллия» можно закреплять и систематизировать знания детей о музыкальных инструментах и музыкальных жанрах:
На выпавшем в круге музыкальном инструменте ребенок должен исполнить аккомпанемент в выпавшем жанре.
В разделе «Музыкально-ритмические движения» можно применить такие «Круги Луллия»:
Задание: раскрутив оба круга, выполнить движение в характере выпавшего героя.
Подходит для активизации мышления и расширения словарного запаса детей.
Выбирается предмет, который нужно усовершенствовать или придать ему другие необычные свойства. Например, «Мелодия».
Детям предлагается придумать несколько слов-объектов. Например, «королева», «снег», «ветер». Эти предметы характеризуются, а затем сформулированные свойства переносятся на выбранный фокальный объект.
К примеру: «мелодия суровая, колючая, холодная, ветреная, как Снежная Королева».
Этот метод очень эффективно используется в разделе «Слушание музыки», когда дети с трудом подбирают слова для характеристики музыкальных произведений. Благодаря методу активизируется словарный запас, дети начинают размышлять, рассуждать о характере и содержании музыкального произведения.
Можно использовать практически на каждом музыкальном занятии для активизации мыслительных операций, развития ассоциативных связей, как групповое и индивидуальное обсуждение разнообразных проблемных ситуаций.
Например, нужно придумать и рассказать сказку, но без слов. Как быть? Что делать? Ставится некая задача, решение которой дети предлагают сами.
Например: с помощью музыки, жестов, движений, костюмов и так далее. Главное, чтобы дети сами выдвигали разные, даже самые невероятные и нереалистические идеи и решения.
Можно применить при ознакомлении дошкольников с музыкальной грамотой. Например, мелодию дети сравнивают с узором на ткани, где идет чередование мотивов.
В музыкальном развитии дошкольников уместно применение таких приемов, как:
Творческие задания для развития образного мышления и выразительности речи:
Эти приемы развивают способность к творческому самовыражению в движении под музыку, подводят детей к творческой интерпретации музыкального произведения, формируют умение самостоятельно подбирать и комбинировать знакомые движения и придумывать собственные, оригинальные упражнения.
Этот метод можно рассмотреть на примере инсценирования песен. Детям предлагается прослушать песню, вникнуть в текст, затем попытаться выразить в движениях содержание песни.
Роль педагога — наблюдать за проявлениями детей, поддерживать их, помогать в подборе образных движений и оформлении целостной композиции, но инициатива остается за детьми.
Это врожденный метод мышления. Решая какую-либо задачу, мы поочередно выдвигаем идеи, оцениваем их. Если они нам не нравятся, отбрасываем и выдвигаем новые. Например, с детьми подбираем звучание музыкального инструмента к какому-нибудь предмету или явлению (шуршание листьев, тиканье часов, музыка дождя, звон капели).
Использование активных методов обучения на музыкальных занятиях в дошкольном учреждении активизирует учебно-познавательную деятельность, способствует побуждению дошкольников к активной мыслительной, практической и творческой деятельности в процессе овладения материалом, развитию их музыкальных способностей, речи.
Чтобы понять музыкальное произведение, важно его эмоционально пережить и уже на этом основании поразмыслить над ним. Эстетические переживания и эмоции являются основой эстетического восприятия. Чем раньше ребенок будет иметь возможность познакомиться с произведениями «золотого» фонда мировой классики, тем успешнее будет проходить формирование его музыкального вкуса.
Приобщение к мировому музыкальному наследию должно проходить через овладение, проживание содержания музыкальных произведений. Наиболее эффективно оно осуществляется на действенно-практическом уровне: от первоначального интереса ребенка, через дифференцирование средств выразительности к осознанию и переживанию музыкального произведения в разных видах практической деятельности (игровой, исследовательской, художественно-продуктивной, театрализованной).
Для этого хорошо подходит проектный метод, позволяющий осуществлять интегрированный подход к ознакомлению дошкольников с музыкальными произведениями.
Рассмотрим реализацию этого метода на примере проекта «Давай услышим море».
Цель: развить интерес к классической музыке через восприятие музыкальной сюиты К. Дебюсси «Море».
Участники проекта: педагоги, дети старшей группы и их родители.
Задачи проекта:
Море можно увидеть, почувствовать. А как услышать море? Для большинства детей ответ на этот вопрос кажется очевидным: море — это шум волн. На решение этой проблемы направлены основные мероприятия исследовательского этапа проекта.
Оживить впечатления детей поможет рассматривание фотоматериалов о летнем отдыхе на море. Вместе с детьми можно совершить виртуальное путешествие на морское побережье, где дети под фонограмму звуков морского прибоя выполнят релаксационные этюды «На берегу моря», «Море».
В ходе реализации проекта в группе можно пополнить коллекцию морских раковин, звезд. Необычные формы и окраска ракушек пробудят детское воображение, в котором возникнут картины подводного царства.
Вместе с детьми можно подготовить и просмотреть мультимедийную презентацию «Обитатели морских глубин». Яркие рыбки, причудливые морские коньки, разноцветный подводный мир вызовут у детей восторг и удивление.
После просмотра слайдов можно провести игру «Изобрази жителя подводного царства». Пусть дети выберут одного из понравившихся морских обитателей и изобразят его движения.
Важной частью проекта является опытная деятельность детей. Ученые считают, что звуки, заблудившись в лабиринтах ракушки, отражаются от стенок, и, кажется, мы слышим, как шумит море. Проверить это ребята смогут, приложив к уху морскую ракушку. В ней каждый может услышать шум далекого морского прибоя и проверить, что крохотный кусочек моря все-таки остался в ракушке.
Из энциклопедии дети могут узнать, что волны, которые мы привыкли видеть на поверхности воды, образуются главным образом под действием ветра. Однако волны могут вызываться и подводными землетрясениями или извержениями подводных вулканов.
Детям можно предложить имитировать морскую бурю, выдувая воздух из коктейльных трубочек в ёмкость с водой, получатся бурлящие пузырьки на поверхности воды.
Изучая природу возникновения звуков моря, дошкольники могут совместно с родителями искать ответы на многочисленные ответы в интернете, а потом делиться друг с другом полученной информацией. Например, так можно выяснить, что грохот прибоя объясняется тем, что внутри гребня высокой волны воздух сильно сжимается, а когда волна падает вперед, сжатый воздух резко вырывается и раздается своеобразный «взрыв».
Затем дети могут прослушать фонограммы с записями звуков, издаваемых морскими обитателями, и учиться определять на слух голоса дельфинов, китов, чаек. Угадав звук, дети показывают карточку с изображением этого животного.
Главное мероприятие проекта — знакомство детей с сюитой К. Дебюсси «Море», названной автором «Три симфонических эскиза». Композитор создал полный красок и поэзии музыкальный рассказ из трех различных по характеру частей. При восприятии сюиты в воображении детей возникнет живое, изменчивое море, то спокойное, то бурно вздымающее волны.
На повторном прослушивании внимание детей необходимо привлечь не только к художественному воплощению общего замысла композитора, но и к отдельным выразительным средствам. Активизировать детское восприятие помогут музыкально-дидактические игры, зрительные образы. Так, в игре «Настроение моря» дети определят характер музыки с помощью карточек-моделей: карточки светлых тонов обозначают тихую, спокойную музыку, карточки насыщенных мрачных тонов — тревожную, взволнованную.
Чтобы проиллюстрировать различные настроения, состояния моря, дети подберут репродукции И. Айвазовского к разным частям музыкального произведения.
Образ музыки — есть образ движения, который является ассоциацией слуховых, зрительных, временных и пространственных представлений. Поэтому детям можно предложить по-своему передать музыкальный образ в танцевальных импровизациях.
С помощью движений с воздушными шарфиками и лентами ребята нарисуют картины борьбы двух стихий, моря и ветра, под полный напряженного драматизма финал пьесы «Море».
Воплощение детьми в продуктивной деятельности замыслов, возникающих на основе слушания музыкального произведения, способствует обогащению их слухового восприятия зрительными образами.
На основе накопленной информации по теме проекта дети определят: звуки моря можно услышать не только в плеске волн, шуме прибоя, но и в рокоте шторма, голосах обитателей морского побережья и морских глубин, и конечно, в звуках музыки. Дети придут к выводу, что возможности выразительных средств музыкального произведения позволяют в наибольшей степени отразить всю палитру звучания моря.
Презентацией проекта на заключительном этапе станет развлечение «Морское путешествие», для которого дети вместе родителями могут изготовить маски с изображением различных обитателей подводного мира.
Ребята совершат путешествие в подводное царство, примут участие в карнавале в честь морского царя Нептуна и его пластических этюдах, дети нарисуют настроение музыки Дебюсси.
В дидактических играх «Чудесный мешочек», «Угадай звук», «Море волнуется» закрепят умение узнавать морских обитателей, их голоса, различать состояния моря.
Материализация, «опредмечивание» содержания музыкального произведения в процессе проектной деятельности позволяют расширить эмоционально-практический опыт общения ребенка с музыкой, проявить индивидуальный творческий потенциал в передаче музыкального образа различными выразительными средствами. Использование разных видов деятельности разовьёт у дошкольников их музыкальное воображение, обогатит их слуховое восприятия. У детей появится интерес к классической музыке.
Кроме того, повысится компетентность педагогов и родителей в вопросах формирования музыкальной культуры и музыкально-эстетического сознания детей.
Развитие музыкального творчества дошкольников можно осуществлять через интеграцию художественных видов деятельности. Для этого используются творческие методы, позволяющие одновременно воздействовать на зрительные, слуховые, тактильные органы восприятия, что обеспечивает более глубокое погружение ребенка в мир цвета и звука.
Активным средством развития музыкального творчества являются творческие задания.Творческие задания в искусстве, с одной стороны, обращены к чувствам и мыслям ребенка, к его внутреннему миру, с другой — направлены на поиски выразительной и понятной другим формы воплощения чувства, мысли, оценки изображаемого.
Благодаря таким заданиям ребенок понимает, что значит быть автором художественного произведения. При определении темы и средств работы создаются обстоятельства, в которых развернется собственное творчество ребенка.
Такие задания ставят ребенка в позицию творца, вплотную подводят к той черте, за которой может начаться порождение собственных художественных замыслов.
Систему взаимосвязанных творческих заданий, отражающих последовательность этапов развития творческих проявлений детей дошкольного возраста, разработала Н.А. Ветлугина. К таким заданиям она относит:
При разработке творческих заданий необходимо обращать внимание на систематизацию отобранного для занятий музыкального и изобразительного материала по признаку его познавательности и эмоциональной насыщенности, доступности содержания, форме вовлечения детей в самостоятельную творческую деятельность.
Перечислим требования к творческим заданиям:
В процессе организации творческой деятельности старших дошкольников решаются задачи на формирование у детей умений интегрировать выразительные средства музыкального и изобразительного искусства в создании представлений о художественном образе в процессе вокальных, двигательных, игровых импровизаций.
Для этого целесообразно использовать прием «Цветовое моделирование музыки» (Н.А. Терентьева), направленный на передачу представлений о художественном образе средствами изобразительного искусства. Этот прием развивает у детей художественно-творческое воображение через самостоятельное моделирование динамичного музыкального образа и предполагает несколько вариантов заданий:
При выполнении этих заданий педагог помогает детям обратить внимание на связь средств музыкальной выразительности, цветового решения с эмоциональным содержанием музыкального образа. Так дети смогут осознать возможность передачи настроения музыкального произведения с помощью разного характера линий и штрихов, соответствующего сочетания красок.
Наиболее эффективным оказался практический метод, позволяющий выразить во внешних проявлениях свои переживания о музыке («пропустить музыку через себя»). Б.М. Теплов доказал факт сопровождения восприятия музыки двигательными реакциями (вокализациями, движениями пальцев и так далее). Поэтому движения успешно используются в качестве приемов, активизирующих осознание детьми характера мелодии, качества звуковедения, средств музыкальной выразительности.
Двигательно-пластические задания-импровизации «Создаем музыкально-сценический образ», связанные с перевоплощением, уподоблением конкретному образу, можно использовать в контексте раскрытия темы, а также с целью научить детей творческим способам действий, предусматривающим самостоятельное нахождение выразительно-изобразительных средств в исполнении, передаче в движениях задуманного характера.
Данные задания позволяют детям пропустить образ через себя, вжиться в него. Движение помогает проследить за развитием образа, мобилизовать детей на вслушивание в музыкальную ткань, различать смену ее формы, средства музыкальной выразительности.
Большое значение имеет словесная установка вместе со звучащей музыкой, которые побуждают детей к поиску образной пластики движений для выражения представлений о художественном образе. Двигательная импровизация дошкольников соответствует музыкальному и живописному образу, что включает в себя адекватность поиска выразительно-изобразительных средств для передачи музыкально-сценического образа, оригинальность созданных образов.
Ещё один вид творческих заданий предполагает изображение характера природных явлений, увиденных на репродукциях пейзажной живописи, с помощью звуковых импровизаций: голосом, хлопками, постукиванием и тому подобным. Это более сложные задания, поэтому они проводятся в сочетании с проблемной и воображаемой ситуацией. Они помещают ребёнка в ситуацию активного действия, поиска на интуитивно-чувственном уровне тех выразительных средств музыкального и изобразительного искусства, которые необходимы для создания представлений о художественном образе в творческой деятельности.
В процессе творческого задания «Сочиняем мелодии на контрастные по настроению поэтические тексты к пейзажным репродукциям» решаются задачи на формирование способов сочинения детьми простейших попевок контрастного характера на заданный текст, развитие художественно-творческого воображения в процессе вокальной импровизации, подбор адекватных живописному образу элементов музыкального языка.
После выразительного прочтения четверостиший дети соотносят их с определенной картиной, соответствующей по настроению. Рассматривание контрастных репродукций помогает детям сравнивать их по цвету, колориту, ритму, линиям, форме, что в дальнейшем способствует осознанию мелодии контрастного характера в своих собственных сочинениях.
Действуя совместно со взрослыми, дети получают представление о том, что музыка может так же, как и картина, выражать различные чувства. Перед сочинением мелодий внимание детей необходимо обратить на яркие средства выразительности: краски, выбранные художником для характеристики живописных образов, ритм цветовых пятен, композиционное построение.
Анализируя вокальные импровизации, можно сказать, что темная палитра красок в репродукции И. Левитана «Дождь» отражает в музыке детей мрачный, грустный характер образа картины. Это выражается в умеренно-громкой динамике, восходящей или нисходящей мелодии, в быстром темпе, упругом ритме, минорном ладе.
Светлая яркая палитра репродукции В. Ван-Гога «После дождя» отражает в музыке детей веселое радостное настроение образа картины. Это выражается за счет громкой динамики, волнообразной мелодии, умеренного темпа, равномерного ритма, мажорного лада.
Для сочинения мелодий детям можно предложить такие ситуации, как «Весенние голоса», «Летний день» и другие. После выбора ситуации ребенок вместе со взрослым размышляет о логике и оригинальности развития образного содержания будущего произведения искусства. Дети воплощают свой замысел голосом, сопровождая пластикой, игрой на детских музыкальных инструментах.
Такие творческие задания, составленные на основе музыкального и изобразительного искусства, стимулируют восприятие художественной образности песенного творчества, позволяют лучше ориентироваться в творческой деятельности: подбирать необходимую мелодическую линию, разнообразную ритмическую сторону песни, применять при исполнении нюансы (громко, тихо, протяжно, легко и т. д.) в соответствии с характером и настроением картины, а также развивают творческую активность детей.
Диагностика — это педагогическое средство, способствующее выявлению предпосылок, условий и результатов педагогического процесса в целях его оптимизации.
За длительный период дошкольного музыкального образования в России накоплен большой опыт исследования музыкальных способностей детей, но проявление способностей всегда индивидуально, что требует вариативности, надежности, поиска новых адекватных методов и однозначной интерпретации результатов диагностирования. Кроме того, для получения объективной информации о ребенке проверка лишь музыкального слуха, чувства ритма и музыкальной памяти не позволяет выявить всей картины.
В нашей стране широко известны авторские методики Н. А. Ветлугиной, О. П. Радыновой, Ю. Б. Алиева, А. Н. Зиминой, в которых авторы делают попытки расширения набора диагностируемых качеств.
Известный педагог-музыкант Н.А. Ветлугина любое исследование музыкальных способностей детей предлагала проводить в игровой форме, используя музыкальные игры и упражнения. Для этой цели она разработала пособие «Музыкальный букварь», которое представляет большой интерес и в наше время.
Свою методику диагностирования она дополнила изучением следующих компонентов: способности оценивать красивое в музыке и движении, степени сформированности навыков игры на элементарных музыкальных инструментах и ритмической выразительности.
Профессор Ю. Б. Алиев предлагает выявлять уровень развития музыкальных способностей детей в форме тестов (с обязательным измерением гармонического восприятия музыкальной высоты и слуховых ощущений верной гармонизации), дополненных педагогическим наблюдением за музыкальной деятельностью ребёнка.
Большое значение при наблюдении уделяется наличию яркого эмоционального переживания музыки, интереса к ней и желания заниматься музыкальной деятельностью. По его словам, «это является залогом того, что подобная разносторонняя проверка будет содержать в себе необходимый запас объективности».
Большой интерес представляет сравнительно новая диагностическая методика определения уровня развития музыкальных способностей детей, разработанная В. П. Анисимовым. Он предлагает комплекс апробированных тестов, включающих диагностику чувства музыкальной формы, диагностику когнитивного, операционального и мотивированного компонентов музыкально-эстетических вкусов детей.
В. П. Анисимов рассматривает влияние типологических особенностей темперамента и тактильно-кинестетических, моторных особенностей личности как основных предпосылок развития музыкальности ребенка. Автор подчеркивает тем самым возможность прогнозировать успешность в той или иной специальной деятельности (в том числе и музыкальной). И, наоборот, подобрав тот или иной специальный вид деятельности, можно активно способствовать развитию сенсомоторных способностей человеческого организма в целом, типологических свойств его темперамента.
Данная методика позволяет получить более полное представление о личности ребенка, помогает выявить его перспективные возможности при подборе определенных видов деятельности, учитывает такие важные психические особенности, как темперамент и сенсомоторные способности.
В настоящее время продолжается разработка и поиск рациональных методик диагностирования музыкальности детей, они постоянно совершенствуются. Возможно, это связано с формирующимся сегодня более широким взглядом на личность ребенка, на внутренний мир его желаний и интересов.
При выборе диагностической методики необходимо учитывать следующие принципы:
Исходя из этих принципов, основными задачами диагностики музыкально-творческого развития дошкольников являются:
Диагностический процесс включает в себя три этапа:
Диагностические задания должны выявлять уровни трех степеней: высокого, среднего и низкого.
При проведении диагностических мероприятий необходимо соблюдать ряд условий. Прежде всего диагностическое исследование должно проходить в виде пробных музыкально-игровых занятий в течение двух недель.
Диагностическую работу лучше проводить, когда ребенок находится в благоприятном физическом и психоэмоциональном состоянии. Длительность одного занятия не должна превышать 30—35 минут.
При быстром утомлении детей необходимо использовать психокоррекционные методы и приемы (релаксацию, активную музыкотерапию, упражнения на снятие мышечного и эмоционального напряжения).
Обследование необходимо проводить в специализированном помещении, где имеется вся необходимая атрибутика.
Изучать детские музыкальные интересы и предпочтения можно с помощью устной открытой анкеты. Желательно завести дневник музыкальных интересов и предпочтений детей, в котором будут фиксироваться ответы.
Для изучения наиболее предпочитаемых видов музыкально-творческой деятельности можно использовать метод шкалирования на основе методики изучения самооценки по Дембо-Рубинштейну. В конце учебного года можно графически изобразить динамику изменения и расширения сферы интересов и предпочтений детей.
Изучение музыкально-творческих способностей проводится в виде игровых упражнений и заданий. Методика диагностирования музыкально-творческих способностей включает определение звуковысотного слуха, диапазона голоса, чувства ритма и темпа, выявление уровня развития координации движений, пластики, моторики, музыкально-слуховых представлений, музыкально-творческого воображения, эмоциональной отзывчивости.
Психоэмоциональное состояние ребенка определяется перед началом занятия и после его окончания при помощи карточек М. Люшера. Для оценивания результатов используется интерпретационная кодировка цветовой раскладки И. Соломина.
Для лучшего запоминания музыкального произведения, выявления музыкального воображения, музыкальной памяти, эмоциональной отзывчивости на музыку применяется тест-рисунок «Цветомузыка» или музыкальное фантазирование. Оценивание работ производится по сводному списку тестовых показателей к интерпретациям рисуночных тестов по А. Л. Венгеру.
Музыкальное фантазирование — это универсальный метод самораскрытия и самовыражения ребёнка, а в сочетании с музыкой — и коррекционный метод. Л. С. Выготский говорил: «Осознание окружающего происходит у ребёнка быстрее, чем накопление слов и ассоциаций. Рисование предоставляет ему возможность наиболее легко, в образной форме выразить то, что он знает и переживает, несмотря на нехватку слов. Изобразительная деятельность — своеобразный аналог графической речи».
В заключение отметим, что диагностические задания должны давать представление не только об отдельных структурных компонентах музыкальных способностей, но и, по возможности, объективно определять уровень музыкального развития ребенка в целом, что позволит разработать индивидуальную тактику развития музыкальности в контексте общего развития личности ребенка.
Вебинар «Развитие креативности дошкольников через элементарное музицирование»
Вы можете приобрести этот курс, выбрав один или несколько документов, подтверждающих освоение программы:
Печатный экземпляр отправляем Почтой России в течение 3 недель после оплаты. Стоимость - 1500 рублей.
Электронное удостоверение отправляем на электронную почту в течение 3 дней после оплаты. Стоимость - 700 рублей.
Электронный или электронный + печатный. Стоимость от 550 до 950 рублей.
2020 — 2024 © Центр развития компетенций «Аттестатика» — все права защищены.