В конце страницы к этому курсу прилагается сертификат и удостоверение
Цель курса: углубить представления педагогов-библиотекарей о возрастных особенностях читательского развития детей младшего школьного возраста и проблемах, которые возникают в процессе приобщения обучающихся к чтению.
Объём: 18 часов.
Формируемые знания и компетенции:
Возрастной подход к пониманию специфики чтения заключается в том, что динамика личностного и читательского становления человека прослеживается по горизонтали в рамках возрастных периодов, начиная с дошкольного и заканчивая этапом старшего школьного возраста.
Чтобы знать и ориентироваться в возрастных особенностях детей, педагог-библиотекарь должен знать:
В жизни ребёнка начинается новый этап, когда он приходит в школу. Для этого этапа характерен переход от игровой деятельности к познавательной.
Цель учебного процесса в школе — активизировать работу левого полушария, отвечающего за абстрактное мышление. Познание строится по модели, которая упорядочивает владение языком. При этом остаётся без внимания игра фантазии.
Психология чтения школьников изучается слабо, и система обучения чтению строится на количественных критериях.
При обучении чтению превалирует одностороннее понимание процесса чтения. Чтение воспринимается как беседа автора с читателем и ни в коем случае не наоборот.
Игнорируется мнение читателя, субъективность его восприятия, диалоговый характер чтения. Беседа между читателем и автором превращается в монолог автора. Это лишает ребёнка права высказываться по поводу прочитанного, рассказывать о своём понимании происходящих в книге событий, выражать свои мысли и чувства по поводу прочитанного.
Ребёнок в системе обучения чтению в начальной школе становится объектом читательского развития, а не его субъектом.
Младшие школьники — дети 7-9 лет. Психологи называют этот возраст периодом усвоения, впитывания, накопления знаний.
Дети в этом возрасте доверчивы, обладают повышенной восприимчивостью, внимательностью и наивно-игровым отношением к действительности.
Их интересуют разные факты окружающего мира: предметы, растения, животные, явления природы. Они подробно запоминают факты и явления, долго находятся под их впечатлением, ярко переживают.
Ведущая деятельность младших школьников — учебная. Л.И. Божович отмечает, что взаимодействие в школьном коллективе развивает у детей сложные социальные чувства, помогает овладеть важными нормами и правилами общественного поведения, формирует чувство товарищества и ответственности. Учебная деятельность развивает логическое мышление, восприятие и память.
Познавательная деятельность младшего школьника осуществляется в основном через взрослых.
С 7 до 9 лет — трудный период читательского развития. Упор на технику чтения препятствует осмыслению и творческому восприятию прочитанного.
Большинство детей сосредотачиваются на воспроизведении графического изображения слов в звуковое, а суть чтения заключается
Техника чтения сама по себе не делает ребёнка успешным в дальнейшем обучении. При этом появляется проблема бездумного, поверхностного, фрагментарного, непродуктивного и незаинтересованного чтения. Такое чтение может стать привычным для школьника и затормозить его личностное развитие, успехи по всем предметам, где необходимо перерабатывать текстовую информацию.
Выход из создавшегося положения — налаживание семейного чтения, обсуждение прочитанного, развитие фантазии. Ключевыми фигурами этого процесса становятся родители и педагог-библиотекарь.
Задача развития воображения в большинстве случаев ложится на внеурочную деятельность, в которой ключевую роль играет педагог-библиотекарь. Для этого разрабатываются программы активации чтения младших школьников, в которые необходимо включить творческую реализацию ребёнка в процессе чтения.
Чтобы подключить родителей, педагог-библиотекарь может порекомендовать две книги о чтении.
В книге показано, как дети 8-9 лет читают художественную литературу. Большое внимание уделено психологии восприятия ребёнком лучших произведений и сказок.
Классическое пособие для родителей, которые хотят приобщить детей к хорошим книгам и беседовать с ними о чтении. Книга нацеливает взрослых на развитие у ребёнка творческого восприятия читаемых книг.
На основе содержания этих книг можно организовать беседы с родителями, встречи о чтении и дискуссии.
Снижение у младших школьников потребности в чтении становится проблемой целого поколения. Этому есть ряд причин:
Поэтому необходимо искать новые пути развития потребности чтения у младших школьников. Средством решения этой задачи являются психолого-педагогические ресурсы.
В психологии ресурсы входят в понятие человеческого и личностного потенциала и связаны с возможностями адаптации человека к меняющимся условиям, психологической устойчивости в стрессогенных ситуациях. Также они рассматриваются как средства к существованию, возможности людей и общества, то, что человек использует.
В социологии ресурсы — это неоднократно используемые, относительно стабильные и дефицитные объекты.
В педагогике ресурс — способ к действию при наличии цели. Педагогические ресурсы — это условия, обеспечивающие процесс воспитания и обучения, усвоения и передачи знаний, умений и навыков, необходимых в подготовке личности к жизни в обществе. В целом педагогические ресурсы являются образовательными. К ним относятся следующие ресурсы: информационный, коммуникативный, технологический и ресурс самообразования.
Ресурсы чтения — это условия, обеспечивающие читательскую деятельность. Они подразделяются на внутренние и внешние.
Внутренние ресурсы чтения:
Внешние ресурсы:
Если конкретизировать понятие “ресурсы чтения”, то получится, что это намеренно созданные условия, формирующие потребность в чтении.
Из всего многообразия ресурсов для школьной системы образования самые доступные — навык чтения и библиотерапевтическое свойство книги.
Навык чтения — основной ресурс младшего школьного возраста. Он помогает воспитать литературный вкус и жизненную потребность в книге. Умение правильно и бегло читать влияет на развитие личности ученика, поэтому навык чтения — это психолого-педагогический ресурс чтения.
Библиотерапевтическое свойство книги — ещё один психолого-педагогический ресурс, влияющий на развитие интереса к чтению. В его основе:
Книга рассказывает о чужом опыте душевной жизни, наводит на размышления, расширяет сознание, подсказывает, как от безысходности прийти к созидающей активности. Такое терапевтическое воздействие помогает ребёнку развивать потребность в чтении. Следовательно, этот ресурс в школе нужно использовать как активизирующий читательскую деятельность.
При выборе библиотерапевтических произведений необходимо учитывать следующее:
Терапевтический эффект, формирующий потребность в чтении, также достигается во время индивидуальной беседы. Для этого можно выделить значимые моменты, классифицировать положительных и отрицательных героев, составить словесные портреты любимых героев, обсудить важность чтения, сопоставить личность ребёнка с героем произведения.
Не стоит забывать и о том, что младшие школьники могут написать по мотивам произведений сказки, подготовить сочинения на темы «Книга в моей жизни», «Книга — мой лучший друг», «Читатель».
Ниже предложен список книг, обладающих терапевтическим эффектом и доступных для младших школьников.
Список книг для младших школьников
Экспериментально доказано, что если уделять внимание этим двум психолого-педагогическим ресурсам, то можно увеличить показатели чтения и повысить уровень читательской потребности в книгах у детей младшего школьного возраста.
Вы можете приобрести этот курс, выбрав один или несколько документов, подтверждающих освоение программы:
Печатный экземпляр отправляем Почтой России в течение 3 недель после оплаты. Стоимость - 1090 рублей.
Электронное удостоверение отправляем на электронную почту в течение 3 дней после оплаты. Стоимость - 610 рублей.
Электронный или электронный + печатный. Стоимость от 390 до 590 рублей.
2020 — 2024 © Центр развития компетенций «Аттестатика» — все права защищены.