
Специфика читательского развития детей младшего школьного возраста
В конце страницы к этому курсу прилагается сертификат и удостоверение
Цель курса: углубить представления педагогов-библиотекарей о возрастных особенностях читательского развития детей младшего школьного возраста и проблемах, которые возникают в процессе приобщения обучающихся к чтению.
Объём: 18 часов
Программа курса:
- Занятие 1. Проблемы школьного обучения чтению.
- Занятие 2. Особенности развития младших школьников.
- Занятие 3. Развитие младшего школьника как читателя.
- Занятие 4. Возрастные периоды чтения.
- Занятие 5. Психолого-педагогические ресурсы развития потребности в чтении младших школьников.
- Занятие 6. Ресурсы чтения в младшем школьном возрасте
- Дополнительные материалы.
- Итоговое тестирование.
Формируемые знания и компетенции:
- Знание возрастных особенностей по программам начального, основного и среднего общего образования.
- Осуществление педагогической поддержки семейного чтения, консультирование родителей по организации детского чтения.
- Знание способов формирования у детей интереса к чтению.
- Использование форм и методов пропаганды детского чтения.
- Знание педагогических технологий мотивации обучающихся к чтению.
Занятие 1. Проблемы школьного обучения чтению
Возрастной подход к пониманию специфики чтения заключается в том, что динамика личностного и читательского становления человека прослеживается по горизонтали в рамках возрастных периодов, начиная с дошкольного и заканчивая этапом старшего школьного возраста.
Чтобы знать и ориентироваться в возрастных особенностях детей, педагог-библиотекарь должен знать:
- возрастную физиологию;
- возрастную психологию;
- психофизиологию учебного процесса и преодоления школьных трудностей.
В жизни ребёнка начинается новый этап, когда он приходит в школу. Для этого этапа характерен переход от игровой деятельности к познавательной.
Цель учебного процесса в школе — активизировать работу левого полушария, отвечающего за абстрактное мышление. Познание строится по модели, которая упорядочивает владение языком. При этом остаётся без внимания игра фантазии.
Психология чтения школьников изучается слабо, и система обучения чтению строится на количественных критериях.
При обучении чтению превалирует одностороннее понимание процесса чтения. Чтение воспринимается как беседа автора с читателем и ни в коем случае не наоборот.
Игнорируется мнение читателя, субъективность его восприятия, диалоговый характер чтения. Беседа между читателем и автором превращается в монолог автора. Это лишает ребёнка права высказываться по поводу прочитанного, рассказывать о своём понимании происходящих в книге событий, выражать свои мысли и чувства по поводу прочитанного.
Ребёнок в системе обучения чтению в начальной школе становится объектом читательского развития, а не его субъектом.
Занятие 2. Особенности развития младших школьников
Младшие школьники — дети 7-9 лет. Психологи называют этот возраст периодом усвоения, впитывания, накопления знаний.
Дети в этом возрасте доверчивы, обладают повышенной восприимчивостью, внимательностью и наивно-игровым отношением к действительности.
Их интересуют разные факты окружающего мира: предметы, растения, животные, явления природы. Они подробно запоминают факты и явления, долго находятся под их впечатлением, ярко переживают.
Ведущая деятельность младших школьников — учебная. Л.И. Божович отмечает, что взаимодействие в школьном коллективе развивает у детей сложные социальные чувства, помогает овладеть важными нормами и правилами общественного поведения, формирует чувство товарищества и ответственности. Учебная деятельность развивает логическое мышление, восприятие и память.
Познавательная деятельность младшего школьника осуществляется в основном через взрослых.
Занятие 3. Развитие младшего школьника как читателя
С 7 до 9 лет — трудный период читательского развития. Упор на технику чтения препятствует осмыслению и творческому восприятию прочитанного.
Большинство детей сосредотачиваются на воспроизведении графического изображения слов в звуковое, а суть чтения заключается
- в понимании значения слова в контексте,
- в эмоциональном включении в мир образов,
- в активном сотворчестве с автором.
Техника чтения сама по себе не делает ребёнка успешным в дальнейшем обучении. При этом появляется проблема бездумного, поверхностного, фрагментарного, непродуктивного и незаинтересованного чтения. Такое чтение может стать привычным для школьника и затормозить его личностное развитие, успехи по всем предметам, где необходимо перерабатывать текстовую информацию.
Выход из создавшегося положения — налаживание семейного чтения, обсуждение прочитанного, развитие фантазии. Ключевыми фигурами этого процесса становятся родители и педагог-библиотекарь.
Задача развития воображения в большинстве случаев ложится на внеурочную деятельность, в которой ключевую роль играет педагог-библиотекарь. Для этого разрабатываются программы активации чтения младших школьников, в которые необходимо включить творческую реализацию ребёнка в процессе чтения.
Чтобы подключить родителей, педагог-библиотекарь может порекомендовать две книги о чтении.
- Л.И Беленькая “Ребёнок и книга”
В книге показано, как дети 8-9 лет читают художественную литературу. Большое внимание уделено психологии восприятия ребёнком лучших произведений и сказок.
- И.Н. Тимофеева “Что и как читать вашим детям от года до десяти”
Классическое пособие для родителей, которые хотят приобщить детей к хорошим книгам и беседовать с ними о чтении. Книга нацеливает взрослых на развитие у ребёнка творческого восприятия читаемых книг.
На основе содержания этих книг можно организовать беседы с родителями, встречи о чтении и дискуссии.
Дополнительный материал
Занятие 4. Возрастные периоды чтения
- В дошкольном возрасте преобладает эмоционально-творческий характер.
- В начальной школе чтение обретает познавательную составляющую.
- В подростковом возрасте ребёнок приобщается к миру ценностей и вырабатывает отношение к ним.
- В старшем школьном возрасте ученик получает результат. При благоприятном читательском развитии в начальной и основной школе старшеклассник становится читающей личностью. При неблагоприятном — из школы уходит человек с негативным отношением к книге.
Дополнительный материал
Занятие 6. Ресурсы чтения в младшем школьном возрасте
Снижение у младших школьников потребности в чтении становится проблемой целого поколения. Этому есть ряд причин:
- сокращение количества свободного времени;
- влияние информационной культуры;
- резкие изменения цивилизационно-техногенных условий жизни.
Поэтому необходимо искать новые пути развития потребности чтения у младших школьников. Средством решения этой задачи являются психолого-педагогические ресурсы.
Понятие “ресурс”
В психологии ресурсы входят в понятие человеческого и личностного потенциала и связаны с возможностями адаптации человека к меняющимся условиям, психологической устойчивости в стрессогенных ситуациях. Также они рассматриваются как средства к существованию, возможности людей и общества, то, что человек использует.
В социологии ресурсы — это неоднократно используемые, относительно стабильные и дефицитные объекты.
В педагогике ресурс — способ к действию при наличии цели. Педагогические ресурсы — это условия, обеспечивающие процесс воспитания и обучения, усвоения и передачи знаний, умений и навыков, необходимых в подготовке личности к жизни в обществе. В целом педагогические ресурсы являются образовательными. К ним относятся следующие ресурсы: информационный, коммуникативный, технологический и ресурс самообразования.
Ресурсы чтения — это условия, обеспечивающие читательскую деятельность. Они подразделяются на внутренние и внешние.
Внутренние ресурсы чтения:
- уровень информационной культуры и читательского развития личности;
- уровень образованности;
- образ жизни на данном жизненном этапе;
- социальный статус (школьник, студент, мать, пенсионер);
- структура жизненных целей и ценностей личности.
Внешние ресурсы:
- состояние рынка информационных источников (состояние книгоиздания);
- степень доступности источников информации для рядовых граждан;
- кадровое и методическое обеспечение развития информационной культуры населения, достаточное для полноценного использования современных возможностей получения информации всеми гражданами;
- информированность разных слоёв населения о существующих источниках информации, о новинках книгоиздания, о том, где можно с ними ознакомиться и работать;
- традиционные и вновь складывающиеся представления о культуре взаимодействия с информацией, включая взгляды на чтение, в семье, в среде сверстников, в социуме.
Если конкретизировать понятие “ресурсы чтения”, то получится, что это намеренно созданные условия, формирующие потребность в чтении.
Занятие 6. Ресурсы чтения в младшем школьном возрасте
Из всего многообразия ресурсов для школьной системы образования самые доступные — навык чтения и библиотерапевтическое свойство книги.
Навык чтения — основной ресурс младшего школьного возраста. Он помогает воспитать литературный вкус и жизненную потребность в книге. Умение правильно и бегло читать влияет на развитие личности ученика, поэтому навык чтения — это психолого-педагогический ресурс чтения.
Библиотерапевтическое свойство книги — ещё один психолого-педагогический ресурс, влияющий на развитие интереса к чтению. В его основе:
- смысловое содержание художественного слова;
- эмоциональное восприятие произведения;
- идентификация себя с литературным героем.
Книга рассказывает о чужом опыте душевной жизни, наводит на размышления, расширяет сознание, подсказывает, как от безысходности прийти к созидающей активности. Такое терапевтическое воздействие помогает ребёнку развивать потребность в чтении. Следовательно, этот ресурс в школе нужно использовать как активизирующий читательскую деятельность.
При выборе библиотерапевтических произведений необходимо учитывать следующее:
- книги по объёму, стилю, жанру, языку должны соответствовать возрасту ребёнка;
- герои произведений должны быть духовно близки читателю;
- ситуации, описанные в книге, должны быть понятны и значимы;
- сведения, полученные из прочитанных книг, должны побуждать младшего школьника к чтению;
- цель таких книг — произвести впечатление на ребёнка, чтобы активизировать читательскую деятельность.
Терапевтический эффект, формирующий потребность в чтении, также достигается во время индивидуальной беседы. Для этого можно выделить значимые моменты, классифицировать положительных и отрицательных героев, составить словесные портреты любимых героев, обсудить важность чтения, сопоставить личность ребёнка с героем произведения.
Не стоит забывать и о том, что младшие школьники могут написать по мотивам произведений сказки, подготовить сочинения на темы «Книга в моей жизни», «Книга — мой лучший друг», «Читатель».
Ниже предложен список книг, обладающих терапевтическим эффектом и доступных для младших школьников.
Список книг для младших школьников
- А. Машковский «Книга». Рассказ
- А. Волков «Волшебник Изумрудного города»
- М. Энде Бесконечная книга. Сказочная повесть
- Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей»
- Т. Висландер, Ю. Висландер «Мама Му читает»
- М. Твен «Приключения Тома Сойера»
- Б. Степанцев «Вовка в тридевятом царстве»
- П. Трэверс «Мэри Поппинс»
- А. Битов «Сад»
- Л. Кэрролл «Алиса в стране Чудес»
- Ф. Искандер «Чик и Пушкин». Рассказы
- А. Толстой «Приключения Буратино»
- Каверин «Освещенные окна»
- Н.Носов «Фантазеры»
- С.Маршак «В начале жизни». Повесть
- В.Драгунский «Денискины рассказы»
- Д. Дефо «Робинзон Крузо»
- М. Бременер «Толя Трилли». Рассказ.
- Р. Даль «Чарли и шоколадная фабрика»
- Е. Богат «Узнавание». Эссе.
Экспериментально доказано, что если уделять внимание этим двум психолого-педагогическим ресурсам, то можно увеличить показатели чтения и повысить уровень читательской потребности в книгах у детей младшего школьного возраста.
Дополнительный материал
Поздравляем! Вы успешно завершили этот курс!