Специфика читательского развития детей младшего школьного возраста

В конце страницы к этому курсу прилагается сертификат

Цель курса: углубить представления педагогов-библиотекарей о возрастных особенностях читательского развития детей младшего школьного возраста и проблемах, которые возникают в процессе приобщения обучающихся к чтению.

Объём: 18 часов

Программа курса:

  1. Проблемы школьного обучения чтению
  2. Особенности развития младших школьников
  3. Развитие младшего школьника как читателя
  4. Возрастные периоды чтения
  5. Психолого-педагогические ресурсы развития потребности в чтении младших школьников
  6. Ресурсы чтения в младшем школьном возрасте

Дополнительные материалы:

  1. Родителям о семейном чтении
  2. Вебинар «Семейное чтение: трудности и возможности реализации»
  3. Вебинар «Приобщение к чтению детей дошкольного и младшего школьного возраста  современных условиях»
  4. Вебинар «Детские страхи: чтение как средство поддержки ребёнка»

Формируемые знания и компетенции:

  • Знание возрастных особенностей по программам начального, основного и среднего общего образования.
  • Осуществление педагогической поддержки семейного чтения, консультирование родителей по организации детского чтения.
  • Знание способов формирования у детей интереса к чтению.
  • Использование форм и методов пропаганды детского чтения.
  • Знание педагогических технологий мотивации обучающихся к чтению.

Занятие 1. Проблемы школьного обучения чтению

Возрастной подход к пониманию специфики чтения заключается в том, что динамика личностного и читательского становления человека прослеживается по горизонтали в рамках возрастных периодов, начиная с дошкольного и заканчивая этапом старшего школьного возраста.

Чтобы знать и ориентироваться в возрастных особенностях детей, педагог-библиотекарь должен знать: 

  • возрастную физиологию;
  • возрастную психологию;
  • психофизиологию учебного процесса и преодоления школьных трудностей. 

В жизни ребёнка начинается новый этап, когда он приходит в школу. Для этого этапа характерен переход от игровой деятельности к познавательной. 

Цель учебного процесса в школе — активизировать работу левого полушария, отвечающего за абстрактное мышление. Познание строится по модели, которая упорядочивает владение языком. При этом остаётся без внимания игра фантазии. 

Психология чтения школьников изучается слабо, и система обучения чтению строится на количественных критериях. 

При обучении чтению превалирует одностороннее понимание процесса чтения. Чтение воспринимается как беседа автора с читателем и ни в коем случае не наоборот. 

Игнорируется мнение читателя, субъективность его восприятия, диалоговый характер чтения. Беседа между читателем и автором превращается в монолог автора. Это лишает ребёнка права высказываться по поводу прочитанного, рассказывать о своём понимании происходящих в книге событий, выражать свои мысли и чувства по поводу прочитанного. 

Ребёнок в системе обучения чтению в начальной школе становится объектом читательского развития, а не его субъектом.

Занятие 2. Особенности развития младших школьников

Младшие школьники — дети 7-9 лет. Психологи называют этот возраст периодом усвоения, впитывания, накопления знаний. 

Дети в этом возрасте доверчивы, обладают повышенной восприимчивостью, внимательностью и наивно-игровым отношением к действительности. 

Их интересуют разные факты окружающего мира: предметы, растения, животные, явления природы. Они подробно запоминают факты и явления, долго находятся под их впечатлением, ярко переживают. 

Ведущая деятельность младших школьников — учебная. Л.И. Божович отмечает, что взаимодействие в школьном коллективе развивает у детей сложные социальные чувства, помогает овладеть важными нормами и правилами общественного поведения, формирует чувство товарищества и ответственности. Учебная деятельность развивает логическое мышление, восприятие и память.

Познавательная деятельность младшего школьника осуществляется в основном через взрослых.

Занятие 3. Развитие младшего школьника как читателя

С 7 до 9 лет — трудный период читательского развития. Упор на технику чтения препятствует осмыслению и творческому восприятию прочитанного. 

Большинство детей сосредотачиваются на воспроизведении графического изображения слов в звуковое, а суть чтения заключается 

  • в понимании значения слова в контексте,
  • в эмоциональном включении в мир образов,
  • в активном сотворчестве с автором. 

Техника чтения сама по себе не делает ребёнка успешным в дальнейшем обучении. При этом появляется проблема бездумного, поверхностного, фрагментарного, непродуктивного и незаинтересованного чтения. Такое чтение может стать привычным для школьника и затормозить его личностное развитие, успехи по всем предметам, где необходимо перерабатывать текстовую информацию. 

Выход из создавшегося положения — налаживание семейного чтения, обсуждение прочитанного, развитие фантазии. Ключевыми фигурами этого процесса становятся родители и педагог-библиотекарь.  

Задача развития воображения в большинстве случаев ложится на внеурочную деятельность, в которой ключевую роль играет педагог-библиотекарь. Для этого разрабатываются программы активации чтения младших школьников, в которые  необходимо включить творческую реализацию ребёнка в процессе чтения. 

Чтобы подключить родителей, педагог-библиотекарь может порекомендовать две книги о чтении. 

  1. Л.И Беленькая “Ребёнок и книга”

В книге показано, как дети 8-9 лет читают художественную литературу. Большое внимание уделено психологии восприятия ребёнком лучших произведений и сказок. 

  1. И.Н. Тимофеева “Что и как читать вашим детям от года до десяти”

Классическое пособие для родителей, которые хотят приобщить детей к хорошим книгам и беседовать с ними о чтении. Книга нацеливает взрослых на развитие у ребёнка творческого восприятия читаемых книг. 

На основе содержания этих книг можно организовать беседы с родителями, встречи о чтении и дискуссии. 

Дополнительный материал

Занятие 4. Возрастные периоды чтения

В каждом возрасте ребёнок по-разному взаимодействует с книгой:
  • В дошкольном возрасте преобладает эмоционально-творческий характер.
  • В начальной школе чтение обретает познавательную составляющую.
  • В подростковом возрасте ребёнок приобщается к миру ценностей и вырабатывает отношение к ним.
  • В старшем школьном возрасте ученик получает результат. При благоприятном читательском развитии в начальной и основной школе старшеклассник становится читающей личностью. При неблагоприятном — из школы уходит человек с негативным отношением к книге.
В каждом периоде детства можно найти широкий разброс культурных и социальных черт личности. Поэтому учитель начальных классов и педагог-библиотекарь должны обладать художественным талантом. От возраста к возрасту варьируются педагогические задачи. Возрастные особенности становятся ресурсом воспитания и приобщения к чтению. Знать возрастные потребности детей — это заглядывать на шаг вперёд, видеть перспективы читательского развития, а не механически следовать за возрастом.

Дополнительный материал

Занятие 6. Ресурсы чтения в младшем школьном возрасте

Снижение у младших школьников потребности в чтении становится проблемой целого поколения. Этому есть ряд причин:

  • сокращение количества свободного времени;
  • влияние информационной культуры;
  • резкие изменения цивилизационно-техногенных условий жизни. 

Поэтому необходимо искать новые пути развития потребности чтения у младших школьников. Средством решения этой задачи являются психолого-педагогические ресурсы. 

Понятие “ресурс”

В психологии ресурсы входят в понятие человеческого и личностного потенциала и связаны с возможностями адаптации человека к меняющимся условиям, психологической устойчивости в стрессогенных ситуациях. Также они рассматриваются как средства к существованию, возможности людей и общества, то, что человек использует. 

В социологии ресурсы — это неоднократно используемые, относительно стабильные и дефицитные объекты.

В педагогике ресурс — способ к действию при наличии цели. Педагогические ресурсы — это условия, обеспечивающие процесс воспитания и обучения, усвоения и передачи знаний, умений и навыков, необходимых в подготовке личности к жизни в обществе. В целом педагогические ресурсы являются образовательными. К ним относятся следующие ресурсы: информационный, коммуникативный, технологический и ресурс самообразования. 

Ресурсы чтения — это условия, обеспечивающие читательскую деятельность. Они подразделяются на внутренние и внешние.

Внутренние ресурсы чтения:

  • уровень информационной культуры и читательского развития личности;
  • уровень образованности;
  • образ жизни на данном жизненном этапе;
  • социальный статус (школьник, студент, мать, пенсионер);
  • структура жизненных целей и ценностей личности.

Внешние ресурсы:

  • состояние рынка информационных источников (состояние книгоиздания);
  • степень доступности источников информации для рядовых граждан;
  • кадровое и методическое обеспечение развития информационной культуры населения, достаточное для полноценного использования современных возможностей получения информации всеми гражданами;
  • информированность разных слоёв населения о существующих источниках информации, о новинках книгоиздания, о том, где можно с ними ознакомиться и работать;
  • традиционные и вновь складывающиеся представления о культуре взаимодействия с информацией, включая взгляды на чтение, в семье, в среде сверстников, в социуме. 

Если конкретизировать понятие “ресурсы чтения”, то получится, что это намеренно созданные условия, формирующие потребность в чтении.

Занятие 6. Ресурсы чтения в младшем школьном возрасте

Из всего многообразия ресурсов для школьной системы образования самые доступные — навык чтения и библиотерапевтическое свойство книги.

Навык чтения — основной ресурс младшего школьного возраста. Он помогает воспитать литературный вкус и жизненную потребность в книге. Умение правильно и бегло читать влияет на развитие личности ученика, поэтому навык чтения — это психолого-педагогический ресурс чтения.

Библиотерапевтическое свойство книги — ещё один психолого-педагогический ресурс, влияющий на развитие интереса к чтению. В его основе:

  • смысловое содержание художественного слова;
  • эмоциональное восприятие произведения;
  • идентификация себя с литературным героем.

Книга рассказывает о чужом опыте душевной жизни, наводит на размышления, расширяет сознание, подсказывает, как от безысходности прийти к созидающей активности. Такое терапевтическое воздействие помогает ребёнку развивать потребность в чтении. Следовательно, этот ресурс в школе нужно использовать как активизирующий читательскую деятельность.

При выборе библиотерапевтических произведений необходимо учитывать следующее:

  • книги по объёму, стилю, жанру, языку должны соответствовать возрасту ребёнка;
  • герои произведений должны быть духовно близки читателю;
  • ситуации, описанные в книге, должны быть понятны и значимы;
  • сведения, полученные из прочитанных книг, должны побуждать младшего школьника к чтению;
  • цель таких книг — произвести впечатление на ребёнка, чтобы активизировать читательскую деятельность.

Терапевтический эффект, формирующий потребность в чтении, также достигается во время индивидуальной беседы. Для этого можно выделить значимые моменты, классифицировать положительных и отрицательных героев, составить словесные портреты любимых героев, обсудить важность чтения, сопоставить личность ребёнка с героем произведения.

Не стоит забывать и о том, что младшие школьники могут написать по мотивам произведений сказки, подготовить сочинения на темы «Книга в моей жизни», «Книга — мой лучший друг», «Читатель».

Ниже предложен список книг, обладающих терапевтическим эффектом и доступных для младших школьников.

Список книг для младших школьников

  1. А. Машковский «Книга». Рассказ
  2. А. Волков «Волшебник Изумрудного города»
  3. М. Энде Бесконечная книга. Сказочная повесть
  4. Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей»
  5. Т. Висландер, Ю. Висландер «Мама Му читает»
  6. М. Твен «Приключения Тома Сойера»
  7. Б. Степанцев «Вовка в тридевятом царстве»
  8. П. Трэверс «Мэри Поппинс»
  9. А. Битов «Сад»
  10. Л. Кэрролл «Алиса в стране Чудес»
  11. Ф. Искандер «Чик и Пушкин». Рассказы
  12. А. Толстой «Приключения Буратино»
  13. Каверин «Освещенные окна»
  14. Н.Носов «Фантазеры»
  15. С.Маршак «В начале жизни». Повесть
  16. В.Драгунский «Денискины рассказы»
  17. Д. Дефо «Робинзон Крузо»
  18. М. Бременер «Толя Трилли». Рассказ.
  19. Р. Даль «Чарли и шоколадная фабрика»
  20. Е. Богат «Узнавание». Эссе.

Экспериментально доказано, что если уделять внимание этим двум психолого-педагогическим ресурсам, то можно увеличить показатели чтения и повысить уровень читательской потребности в книгах у детей младшего школьного возраста.

Дополнительный материал

В каких направлениях должен ориентироваться педагог-библиотекарь, чтобы знать и использовать возрастные особенности детей?
Учебный процесс в школе направлен:
Младший школьный возраст — это период
Какие проблемы существуют в процессе развития младшего школьника как читателя?
Как решить проблемы развития читателя в младшем школьном возрасте?
Что характерно для взаимодействия с книгой для младшего школьного возраста?
Почему снижается потребность в чтении у младших школьников?
Два основных психолого-педагогических ресурса чтения в младшем школьном возрасте:
Какие приёмы для достижения терапевтического эффекта может использовать педагог-библиотекарь?
Ресурсы чтения — это

 

Поздравляем! Вы успешно завершили этот курс!

Сертификат отправим на указанный адрес электронной почты в течение 24 часов.

Образец сертификата