img_4595

Внедрение Федеральных образовательных программ основного и среднего общего образования: требования и особенности организации образовательного процесса

В конце страницы к этому курсу прилагается сертификат и удостоверение

Описание

Цель: получение педагогами новой компетенции, необходимой для реализации программ основного и среднего общего образования в соответствии с Федеральными образовательными программами.

Объем курса: 72 часа.

Планируемые результаты обучения:

Знать:

  1. Содержание и особенности ФОП ООО, СОО, сопутствующие нормативные документы и сроки.
  2. Последние изменения в ФГОС ООО в связи с внедрением ФОП ООО.
  3. Отличия ФОП ООО, СОО от ПООП.

Уметь:

  1. Корректировать имеющиеся программы с учетом требований ФОП ООО, СОО.
  2. Строить дорожную карту перехода на ФОП ООО, СОО.

Формируемые знания и компетенции:  

  • Знание специфики, структуры и порядка перехода на ФОП ООО, СОО.
  • Навыки построения дорожной карты перехода на ФОП в соответствии с законодательством.
  • Навыки корректировки имеющихся программ с учетом обновленных требований.

Программа

Занятие 1. Общие положения о внедрении ФОП ООО, СОО

Федеральная основная общеобразовательная программа – учебно-методическая документация, определяющая единые для Российской Федерации базовые объем и содержание образования определенного уровня и (или) определенной направленности, планируемые результаты освоения образовательной программы.

Федеральные образовательные программы основного и среднего общего образования действуют с 25 июля 2023 г.  

Переход образовательных организаций на ФОП ООО, СОО – с 1 сентября 2023 года.

Каждая Федеральная программа состоит из трех разделов: целевого, содержательного и организационного.

В целевых разделах изложили в соответствии с требованиями ФГОС трех уровней:

  • пояснительную записку;
  • планируемые результаты освоения ФОП;
  • систему оценки достижения планируемых результатов освоения ФОП.

В организационные разделы включили:

  • федеральный учебный план;
  • федеральный календарный учебный график;
  • федеральный план внеурочной деятельности;
  • федеральный календарный план воспитательной работы.

Характеристику условий реализации программы оставили описывать школам.

Содержательный раздел включает федеральные рабочие программы по учебным предметам.

На уровне ООО это программы по:

  • русскому языку;
  • литературе;
  • истории;
  • обществознанию;
  • ОБЖ;
  • географии;
  • родным языкам субъектов РФ;
  • иностранным языкам – английскому, немецкому, французскому, испанскому, китайскому;
  • вторым иностранным языкам – английскому, немецкому, французскому, испанскому, китайскому;
  • математике (базовый и углубленный уровни);
  • информатике (базовый и углубленный уровни);
  • физике (базовый и углубленный уровни);
  • химии (базовый и углубленный уровни);
  • биологии (базовый и углубленный уровни);
  • ОДНКНР;
  • изобразительному искусству;
  • музыке;
  • технологии;
  • физкультуре.

На уровне СОО представлены ФРП по предметам:

  • русский язык;
  • литература;
  • история;
  • обществознание;
  • ОБЖ;
  • география;
  • родные языки субъектов РФ;
  • иностранные языки на базовом и углубленном уровнях – английский, немецкий, французский, испанский, китайский;
  • второй иностранный язык – английский, немецкий, французский, испанский, китайский;
  • математика (базовый и углубленный уровни);
  • информатика (базовый и углубленный уровни);
  • физика (базовый и углубленный уровни);
  • химия (базовый и углубленный уровни);
  • биология (базовый и углубленный уровни);
  • история, обществознание, география – для углубленного уровня;
  • физкультура.

Дополнительно в трех ФОП есть программа формирования УУД и Федеральная рабочая программа воспитания.

Из содержания трех ФОП видно, что школам придется утвердить свои ООП, так как нужно разработать остальные части программы, которые требуют ФГОС. Поэтому не получится просто использовать ФОП и не разрабатывать ООП, как это описано в части 6.4 статьи 12 Закона «Об образовании в РФ».

Также нельзя не обратить внимания на две близкие аббревиатуры – ФОП и ФООП – и не объяснить значение каждой из них во избежание путаницы.

ФОП используется как синоним ФООП.

Закон «Об образовании в РФ» требует, чтобы ООП разрабатывали в соответствии с ФГОС и ФООП, вводит определение ФООП (п. 10.1 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).

Понятия ФОП в законодательстве нет. Однако вместо ФООП Минпросвещения утвердило ФОП по правилам, которые установили для ФООП (приказ Минпросвещения от 30.09.2022 № 874). Следовательно, считается, что ФОП можно применять в качестве ФООП.

Возможно, Министерство не стало утверждать ФООП, так как в нынешних Федеральных программах есть не все компоненты, которые требуют ФГОС для ООП. Кроме того, в ФОП сказано, что ряд деталей школы и детские сады должны указать самостоятельно с учетом своей и региональной специфики. В таком случае невозможно применять ФОП и не разрабатывать ООП, как предполагается в части 6.4 статьи 12 Закона «Об образовании в РФ». Следовательно, Федеральная программа не может считаться основной.

Занятие 2. Изменения в Федеральном законе № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Федеральным законом № 371-ФЗ от 24 сентября 2022 г. «О внесении изменений в Федеральный закон “Об образовании в Российской Федерации” и статью 1 Федерального закона “Об обязательных требованиях в Российской Федерации”» (далее – ФЗ № 371-ФЗ) введены единые для Российской Федерации ФООП, которые разрабатываются и утверждаются Минпросвещения России. При этом, согласно статьям 1 и 2 ФЗ № 371-ФЗ, термин «примерные образовательные программы» на уровне начального общего, основного общего и среднего общего образования исключен из Закона «Об образовании в РФ».

Организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования, разрабатывают образовательные программы в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами и соответствующими Федеральными основными общеобразовательными программами.

Содержание и планируемые результаты разработанных образовательными организациями образовательных программ должны быть не ниже соответствующих содержания и планируемых результатов Федеральных основных общеобразовательных программ.

Важно отметить, что общеобразовательные организации, согласно части 6.3 статьи 12 ФЗ «Об образовании в РФ», в обязательном порядке используют Федеральные рабочие программы по учебным предметам:

  1. Для начального общего образования:
    • «Русский язык»;
    • «Литературное чтение»;
    • «Окружающий мир».
  1. Для основного общего и среднего общего образования:
    • «Русский язык»;
    • «Литература»;
    • «История»;
    • «Обществознание»;
    • «География»;
    • «Основы безопасности жизнедеятельности».

Федеральные рабочие программы по остальным учебным предметам могут использоваться как в неизменном виде, так и в качестве основы для разработки педагогическими работниками рабочих программ с учетом имеющегося опыта реализации углубленного изучения предмета.

При этом для обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся учебные предметы «Родной язык», «Литературное чтение на родном языке», «Родная литература» и «Второй иностранный язык» по-прежнему могут быть включены в учебный план в случае поступления соответствующих заявлений от обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и при наличии в образовательной организации необходимых условий (Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего (далее – ФГОС НОО), основного общего (далее – ФГОС ООО) и среднего общего образования (далее – ФГОС СОО), утвержденные приказами Минпросвещения России от 31 мая 2021 г. № 286 и от 31 мая 2021 г. № 287, приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413).

Образовательные организации вправе непосредственно применять при реализации соответствующих основных общеобразовательных программ Федеральные образовательные программы, а также предусмотреть применение федерального учебного плана и (или) федерального календарного учебного графика, и (или) федеральных рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей). В этом случае соответствующая учебно-методическая документация не разрабатывается.

Занятие 3. Особенности содержательного раздела ФООП

Содержательные разделы утвержденных Федеральной образовательной программы основного общего образования (далее – ФОП ООО) и Федеральной образовательной программы среднего общего образования (далее – ФОП СОО) включают федеральные рабочие программы учебных предметов «Русский язык», «Литература», «Обществознание», «История», «География» и «Основы безопасности жизнедеятельности». Работу по включению в ФООП федеральных рабочих программ остальных учебных предметов, являющихся обязательными для изучения в соответствии с требованиями ФГОС, планируется завершить до 1 июня 2023 года.

В содержательных разделах ФООП реализован принцип единства образовательного пространства и преемственности начального общего, основного общего и среднего общего образования, выраженный в том числе в детализированном описании планируемых личностных и метапредметных результатов за весь период обучения на отдельном уровне общего образования, а также планируемых предметных достижений обучающегося за каждый год обучения.

В ФОП ООО предусмотрена возможность изучения учебных предметов («Математика», «Информатика», «Физика», «Химия», «Биология») на углубленном уровне за счет добавления учебных часов из части федерального учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений.

Для реализации модуля «Введение в Новейшую историю России» в учебном курсе «История России» количество часов на изучение учебного предмета «История» в 9 классе рекомендуется увеличить на 14 учебных часов.

При переходе на ФООП не в первый год изучения учебного предмета необходимо предусмотреть особый порядок учебного планирования на соответствующем уровне общего образования (переходный период).

Так, например, программой учебного предмета «Математика» и федеральным учебным планом в рамках как базового, так и углубленного уровня предусмотрено введение в 7-9 классах нового учебного курса «Вероятность и статистика». ФОП ООО определено введение этого курса с выделением соответствующего для изучения учебного времени, начиная с 7 класса. Чтобы обеспечить реализацию требований ФГОС основного общего образования учащимися 8 и 9 классов, овладение программой учебного курса «Вероятность и статистика» целесообразно организовать в рамках учебного курса «Алгебра». Для этого следует добавить в курс вероятностно-статистическое содержание, предусмотренное программой к изучению в настоящий и предшествующие годы обучения, а также добавить один час в учебный план.

Также возможно использование ресурса часов внеурочной деятельности, что позволило бы в большей степени реализовать деятельностный и практико-ориентированный подходы к овладению содержанием учебного курса «Вероятность и статистика». Необходимо обратить внимание и на организацию текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации по указанному курсу.

При этом в учебном плане образовательной организации, а также при ведении классного журнала в 7-9 классах указывается наименование конкретного учебного курса «Алгебра», «Геометрия» или «Вероятность и статистика», а при выставлении итоговой оценки в аттестат указывается наименование учебного предмета «Математика» и проставляется оценка. Она рассчитывается как среднее арифметическое годовых отметок по трем учебным курсам и экзаменационной отметки выпускника.

Если в 2022-2023 учебном году в образовательной организации не реализовывалось преподавание в 5 классе учебного предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России», то при внедрении ФОП ООО целесообразно предусмотреть в учебном плане 6 класса, помимо одного часа, предусмотренного федеральным учебным планом, дополнительно один час в неделю в рамках внеурочной деятельности на освоение образовательной программы по учебному предмету «Основы духовно-нравственной культуры народов России» за 5-6 классы в течение одного учебного года.

Занятие 4. Рабочая программа воспитания ФОП

В ФООП всех уровней образования содержится Федеральная рабочая программа воспитания, которая соответствует обновленной примерной рабочей программе воспитания. Федеральная рабочая программа воспитания из ФООП будет основой для разработки рабочей программы воспитания. В ней – обязательные требования к организации и содержанию воспитания. На её основе можно внести изменения во все разделы Федеральной рабочей программы воспитания, кроме целевого.

Цели, задачи, направления и целевые ориентиры воспитания для всех образовательных организаций одинаковы, а вот в содержательный и организационный разделы программы необходимо внести дополнения. Например, добавить к обязательным модулям воспитательной работы дополнительные. Описать вариативные виды и формы воспитательной работы с учетом специфики региона или традиций образовательной организации.

Организационный раздел ООП к 01.09.2023 г. необходимо скорректировать полностью. Привести в соответствие с ФООП придется учебный план, план внеурочной деятельности, календарный учебный график и календарный план воспитательной работы.

Образовательная организация ежегодно уточняет и конкретизирует учебный план на соответствующий уровень общего образования в зависимости от своих потребностей. К 01.09.2023 г. все образовательные организации должны привести свои учебные планы в соответствие с федеральными.

ФООП всех уровней образования содержат несколько вариантов федеральных учебных планов. Учебные планы уровней ООО и СОО имеют особенности. В федеральном учебном плане ООО на физическую культуру отводится два часа. При этом третий час образовательная организация должна реализовать за счет часов внеурочной деятельности или спортивных секций. На уровне СОО учебный план универсального профиля предназначен для старшеклассников, чей выбор предметов для углубленного изучения не подходит под остальные профили. Универсальный профиль позволяет как ограничиться базовым уровнем изучения учебных предметов, так и выбрать предметы для углубленного изучения.

При составлении учебных планов на 2023-2024 учебный год необходимо проконтролировать выполнение федеральных рабочих программ по обязательным предметам. На эти предметы часов должно быть не меньше, чем в федеральном учебном плане.

На уровне ООО и СОО образовательная организация вправе перераспределить часы учебного плана (Федеральный закон от 24.09.2022 г. № 371-ФЗ). Например, сократить количество часов по предметам, по которым не проводят ГИА, и организовать углубленное изучение отдельных предметов. Учебный план для СОО на 2023-2024 учебный год разрабатывается с учетом обновленного ФГОС СОО.

Занятие 5. Календарный учебный график ФОП

Федеральные календарные учебные графики в программах всех уровней образования представлены по учебным четвертям. Однако образовательным организациям оставили право организовать учебный год по триместрам.

Если на 1 сентября приходится выходной день, то учебный год начинается в первый, следующий за ним, рабочий день. Для 9 и 11 классов окончание учебного года определяется графиком ГИА.

Также зафиксировали продолжительность учебных четвертей и каникул для всех уровней образования.

Целесообразно составить календарные учебные графики для трех уровней образования – НОО, ООО и СОО. График включен в образовательную программу уровня образования (п. 9 ст. 2 Закона «Об образовании в РФ»), поэтому для каждой ООП, в том числе и по новым ФГОС НОО и ООО, нужно составить свой календарный учебный график на весь уровень образования.

Чтобы учесть все нормативные акты, нужно подготовить проект календарного учебного графика в апреле-мае. Окончательный график следует утвердить в составе ООП до 1 сентября нового учебного года.

Занятие 6. Календарный план воспитательной работы ФОП

Федеральный календарный план воспитательной работы содержит единый для всех образовательных организаций перечень основных государственных и народных праздников, памятных дат. Каждая образовательная организация вправе проводить и другие мероприятия. Главное, чтобы они соответствовали Федеральной рабочей программе воспитания и ключевым направлениям воспитания и дополнительного образования детей. Федеральный календарный план воспитательной работы может быть реализован в рамках урочной и внеурочной деятельности.

Рекомендуется сопоставить мероприятия с содержанием рабочей программы воспитания и проследить, чтобы каждое мероприятие решало воспитательную задачу. Необходимо также привлечь ресурсы других организаций в рамках сетевой формы реализации образовательных программ: совместные мероприятия, дополнительные общеобразовательные (общеразвивающие) программы. Форму проведения мероприятий следует зафиксировать в плане.

Необходимо осуществлять контроль над выполнением требований федеральных программ со стороны рабочей группы. Этим может заняться директор или назначенный им заместитель. При разработке документации члены рабочей группы должны выполнять требования учебно-методических документов для всех уровней образования. Задача – проконтролировать, все ли требования ФООП соблюдает рабочая группа при обновлении ООП; выполнены ли требования федеральных учебно-методических документов.

Следующий этап – подготовка педагогического коллектива к переходу на новые ООП. На этом этапе важно организовать методическую поддержку учителей. Дело в том, что не все могут понимать смысл перехода на ФООП и федеральные рабочие программы по учебным предметам. Необходимо это пояснить, а также подробно проконсультировать об изменениях в ООП всех уровней образования. Отдельное выступление следует обязательно посвятить нововведениям на итоговом педсовете в конце 2022-2023 учебного года, а также на августовском педагогическом совете перед началом 2023-2024 года. Предварительно необходимо провести диагностику образовательных потребностей и профессиональных затруднений педагогов. По её результатам можно будет выявить, какие дефициты в знаниях есть у учителей. После этого нужно отправить на повышение квалификации тех педагогических работников, у кого результаты диагностики окажутся неудовлетворительными.

Далее следует представить изменения в программах родителям. Рассказать обо всех изменениях нужно до конца 2022-2023 учебного года. Лучше всего это сделать в рамках общешкольного родительского собрания. До родителей необходимо донести, какие изменения коснутся их и детей, а также для чего необходимо такое нововведение. Чтобы выявить запросы родителей и сформировать проекты учебных планов и планов внеурочной деятельности в соответствии с ФООП, нужно провести анкетирование учеников и родителей.

Завершающий этап – утверждение изменений в ООП. Рассматривают и принимают изменения обычно на педсовете. После этого директор утверждает изменения приказом. Заранее необходимо запланировать в повестке вопросы о работе с ООП. Выступить необходимо как минимум два раза: на февральском собрании педагогов, когда необходимо начинать работу по приведению ООП в соответствие с ФООП, и на августовском педсовете, когда придет время утверждать изменения перед новым учебным годом. Утвердить изменения в ООП можно одним из способов:

  • утвердить поправки в ООП отдельным приказом для каждого уровня образования;
  • утвердить поправки в ООП единым приказом сразу для трех уровней образования.

Таким образом, ФООП – это программа возможностей, и она вовсе не означает унификацию программы. И программы, и школы, и педагоги – все могут быть разными. Но будут треки, обеспечивающие доступность всех программ, независимо от места проживания и доходов родителей, от местонахождения школы.

Занятие 7. Варианты Федеральных учебных планов

В ФОП НОО, ФОП ООО, ФОП СОО представлены варианты федерального учебного плана с учетом возможности изучения родного языка/литературного чтения на родном языке и родной литературы, изучения второго иностранного языка для 5- и 6-дневной учебной недели.

Для каждого из профилей обучения на уровне среднего общего образования предлагается учебный план с учетом соблюдения требований ФГОС среднего общего образования:

  • включение не менее 13 учебных предметов («Русский язык», «Литература», «Иностранный язык», «Математика», «Информатика», «История», «Обществознание», «География», «Физика», «Химия», «Биология», «Физическая культура», «Основы безопасности жизнедеятельности»);
  • изучение не менее 2 учебных предметов на углубленном уровне.

Необходимо учитывать, что все профили обучения (в том числе универсальный профиль) предусматривают обязательное изучение предметов на углубленном уровне. При этом в случае с универсальным профилем обучения комбинация учебных предметов, выбранных для углубленного изучения, может быть индивидуальной (по выбору участников образовательных отношений). Например, для изучения на углубленном уровне может быть выбрана комбинация учебных предметов «Математика» и «Иностранный язык» или любые другие сочетания учебных предметов.

При разработке учебного плана образовательной программы среднего общего образования в классах психолого-педагогической направленности за основу целесообразно выбирать один из вариантов учебного плана гуманитарного профиля с учетом положений Концепции профильных психолого-педагогических классов, разработанной в 2021 году ФГАОУ ДПО «Академия реализации государственной политики и профессионального развития работников образования Министерства просвещения Российской Федерации».

В интересах обучающихся и их родителей (законных представителей) в учебный план может быть включено изучение 3 и более учебных предметов на углубленном уровне. При этом образовательная организация самостоятельно распределяет количество часов, отводимых на изучение учебных предметов.

Программы профильного обучения (в том числе программы по учебным предметам, изучаемым на углубленном уровне) реализуются за счет комбинации учебных часов, отводимых на урочную деятельность, и учебных часов, предусмотренных на внеурочную деятельность.

Федеральные учебные планы также обеспечивают в случаях, предусмотренных законодательством, изучение родных и (или) государственных языков народов Российской Федерации, а также возможность обучения на родных языках.

При разработке учебного плана на уровне основного и среднего общего образования образовательная организация вправе предусмотреть перераспределение времени, предусмотренного в федеральном учебном плане на изучение учебных предметов, по которым не проводится государственная итоговая аттестация, в пользу изучения иных учебных предметов, в том числе на изучение родных и (или) государственных языков народов Российской Федерации.

Вместе с тем необходимо соблюдать принцип, который гласит, что содержание и планируемые результаты разработанных образовательными организациями образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования должны быть не ниже соответствующих содержания и планируемых результатов ФООП.

ФООП предусматривают возможность и механизмы разработки индивидуальных программ и учебных планов для обучения детей с особыми способностями, потребностями и интересами с учетом мнения родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.

В целях удовлетворения образовательных потребностей и интересов обучающихся могут разрабатываться индивидуальные учебные планы, в том числе для ускоренного обучения, в пределах осваиваемой образовательной программы в порядке, установленном локальными нормативными актами образовательной организации.

В интересах обучающихся с участием обучающихся и их родителей (законных представителей) могут разрабатываться индивидуальные учебные планы, в рамках которых формируется индивидуальная траектория развития обучающегося (содержание учебных предметов, курсов, модулей, темп и формы образования).

Реализация индивидуальных учебных планов, программ сопровождается тьюторской поддержкой.

Занятие 8. Обеспечение учебниками

Федеральным законом № 371-ФЗ внесены изменения в пункт 1 части 4 статьи 18 Закона «Об образовании в РФ», согласно которым организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования, при реализации указанных образовательных программ используют учебники и разработанные в комплекте с ними учебные пособия из числа входящих в федеральный перечень учебников (далее – ФПУ).

При этом последовательный цикл «разработка → экспертиза → апробация → доработка → включение в ФПУ» учебника и разработанного с ним в комплекте учебного пособия занимает не менее 2 лет. В течение этого периода будет действовать федеральный перечень учебников, в который включены учебники, не имеющие комплектных учебных пособий, утвержденный приказом Минпросвещения России от 21 сентября 2022 г. № 858 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и установлении предельного срока использования исключенных учебников» (далее – новый ФПУ № 858).

В свою очередь, сохранит силу действующий Перечень организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые могут дополнительно использоваться при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 9 июня 2016 г. № 699).

Следует обратить внимание, что новым ФПУ № 858 установлены предельные сроки использования учебников, исключенных из числа учебников, входивших в ФПУ, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 20 мая 2020 г. № 254.

Учитывая изложенное, приобретение учебников может быть осуществлено в соответствии с действующим новым ФПУ № 858.

Занятие 9. Формы методической поддержки внедрения ФООП

В марте-апреле 2023 года прошли окружные и всероссийские совещания по вопросам введения ФООП.

ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» представил методические рекомендации по реализации федеральных рабочих программ по учебным предметам и единый подход к формированию календарно-тематического планирования.

На портале Единого содержания общего образования доработан и обновлен конструктор рабочих программ – удобный бесплатный онлайн-сервис для индивидуализации федеральных рабочих программ по учебным предметам.

Конструктор рабочих программ обновлен в соответствии с ФООП в части шаблонов учебных программ по предметам непосредственного применения.

Индивидуальную консультативную помощь по вопросам введения ФООП учитель или руководитель образовательной организации может получить, обратившись через ресурс «Единое содержание общего образования» на горячую линию по вопросам содержания образования.

Также в открытом доступе находятся материалы Всероссийских просветительских мероприятий «Федеральные основные общеобразовательные программы и федеральные рабочие программы учебных предметов начального, основного и среднего общего образования: изменения в Федеральном законе “Об образовании в Российской Федерации”».

Целесообразно не только проинформировать педагогов и образовательные организации о возможности получить консультативную поддержку на федеральном уровне, но и подключить к этой работе региональные, муниципальные и школьные методические службы и объединения, а также лидеров методических сообществ субъекта Российской Федерации.

Дополнительный материал к занятию

Занятие 10. Корректировки ФГОС в соответствии с ФОП

Минпросвещения утвердило приказ, который вносит изменения во ФГОС ООО. Этот документ действует с 17.02.2023 и предполагает корректировку текста стандартов во избежание разночтений между ними и федеральными программами, по которым необходимо разрабатывать ООП школы уже с 2023 года.

Ниже в таблице приведен перечень таких изменений по пунктам ФГОС ООО.

ФГОС ООО
Пункт ФГОСКак стало Как было

 

Абз. 16 п. 4

 

Организация, осуществляющая образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию ООП ООО, разрабатывает ООП ООО в соответствии со Стандартом и ФООП ООО.

Организация, осуществляющая образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию ООП ООО, разрабатывает основную ООП ООО в соответствии со Стандартом и с учетом примерной основной образовательной программы ООО.
Абз. 6 п. 3

объем финансового обеспечения реализации образовательной программы определяется по каждому виду и направленности (профилю) образовательных программ с учетом форм обучения…

нормативные затраты на оказание государственной или муниципальной услуги в сфере образования определяются по каждому виду и направленности (профилю) образовательных программ с учетом форм обучения…

Занятие 11. ФОП и ПООП: сравнение документов

Раздел ООПФООП (ФОП) ПООП
Целевой раздел
Планируемые результаты

Не дают готовых формулировок планируемых результатов, в разделе
представлена лишь общая характеристика.Школа формулирует личностные, метапредметные и предметные результаты самостоятельно на основе ФГОС уровня образования в соответствии с ФООП (п. 6.1 ст. 1 Федерального закона от 24.09.2022 № 371-ФЗ).

Планируемые результаты в ООП должны быть не ниже планируемых результатов ФООП (п. 6.2 ст. 1 Федерального закона от 24.09.2022 № 371-ФЗ).

В содержательном разделе ФООП планируемые результаты прописаны только в Федеральных рабочих программах.

Школа формулирует личностные, метапредметные и предметные результаты самостоятельно на основе ФГОС уровня образования и с учетом ПООП.

Планируемые результаты прописаны в содержательном разделе ПООП по каждому учебному предмету.

Содержат личностные, метапредметные и предметные результаты.

Предметные результаты разделены на классы по уровням образования.

Содержательный раздел

Рабочие программы учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей

Содержат Федеральные рабочие программы учебных предметов.

Содержат примерные рабочие программы по всем учебным предметам, которые обязательны для изучения на уровне образования.

Программа формирования/

развития УУД

ФООП всех уровней образования содержат программы формирования УУД у школьников.

В программах описываются взаимосвязи УУД с содержанием учебных предметов, а также особенности реализации основных направлений и форм учебно-исследовательской деятельности в рамках урочной и внеурочной деятельности.

ПООП НОО и ООО включают примерные программы формирования УУД. ПООП СОО – примерную программу развития УУД.

Рабочая программа воспитания

В ФООП всех уровней обучения содержится Федеральная рабочая программа воспитания, которая соответствует обновленной примерной рабочей программе воспитания.В ПООП всех уровней образования представлены примерные программы воспитания в соответствии с ФГОС уровня образования.
Организационный раздел
Учебный планФООП всех уровней образования содержат несколько вариантов Федеральных учебных планов.
В ФООП НОО включили пять вариантов Федеральных учебных планов, в ФООП ООО – шесть вариантов. В ФООП СОО – 19 вариантов федеральных учебных планов по профилям обучения. 

В ПООП всех уровней включены варианты примерных учебных планов.
В ПООП НОО – пять вариантов примерных учебных планов.В ПООП ООО – шесть вариантов примерных учебных планов.
ПООП СОО содержит восемь вариантов примерных учебных планов:

  • по одному варианту для технологического, естественно-научного, социально-экономического и гуманитарного профилей;
  • четыре варианта для универсального профиля.

План внеурочной деятельности

ФООП на уровнях НОО и ООО содержат описание направлений федеральных планов внеурочной деятельности. Конкретной формы плана и примерного распределения часов нет.

Дополнительно ФООП НОО предлагает перечень курсов внеурочной деятельности по направлениям, описание которых содержит название курсов, формулировку цели и указание формы организации.

Федеральный план внеурочной деятельности на уровне СОО в проекте ФООП модифицируется в соответствии с профилями обучения. Инвариантный компонент плана внеурочной деятельности одинаков и обязателен для всех профилей. А вариативный компонент прописывается по отдельным профилям. При этом ФООП описывает внеурочную деятельность по полугодиям и каникулярным периодам для 10 и 11 классов по профилям.

ПООП всех уровней содержат примерные планы внеурочной деятельности. Конкретных форм плана и распределения часов нет.

В примерных планах прописаны направления и формы внеурочной деятельности для каждого уровня образования.

Календарный учебный график

Федеральные календарные учебные графики в программах всех уровней образования конкретизированы.

КУГ представлены по учебным четвертям. Однако школам оставили право организовать учебный год по триместрам.

ФООП не содержат конкретной формы федерального календарного учебного графика, только его описание.

В описании указаны конкретные сроки начала и окончания учебного года для всех уровней образования: 1 сентября и 20 мая. Для 9 и 11 классов окончание учебного года определяется графиком ГИА.

Также зафиксировали продолжительность учебных четвертей и каникул для всех уровней образования. В начальной школе закрепили неделю дополнительных каникул для первоклассников.

ПООП не содержат конкретной формы календарного учебного графика, только его описание.

В описании указано, что календарный учебный график реализации ООП образовательная организация составляет самостоятельно с учетом требований санитарных правил и мнения участников образовательных отношений. График составляется с учетом системы организации учебного года: четвертной, триместровой, биместровой, модульной и др.

Календарный план воспитательной работы

Федеральный календарный план воспитательной работы содержит единый для всех школ перечень основных государственных и народных праздников, памятных дат.

Школа вправе проводить и другие мероприятия. Главное, чтобы они соответствовали Федеральной рабочей программе воспитания и ключевым направлениям воспитания и дополнительного образования детей.

Федеральный календарный план воспитательной работы может быть реализован в рамках урочной и внеурочной деятельности.

В ПООП приведена примерная структура плана. Возможно построение плана по основным направлениям воспитания, по календарным периодам – месяцам, четвертям, триместрам – или в иной форме.

Занятие 12. Изменения в основных общеобразовательных программах образовательных организаций

В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Федерального закона № 371-ФЗ основные общеобразовательные программы (далее – ООП) всех образовательных организаций Российской Федерации подлежат приведению в соответствие с ФООП не позднее 1 сентября 2023 года.

Согласно части 61 статьи 12 Закона «Об образовании в РФ», образовательные организации разрабатывают ООП в соответствии с ФГОС и соответствующими ФООП.

Таким образом, введение ФООП является обязательным с 1 сентября 2023 г. для обучающихся всех классов (с первого по одиннадцатый) всех образовательных организаций, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования.

В соответствии с ФОП СОО в 2022/2023 и 2023/2024 учебных годах образовательная организация может реализовывать в 11 классе учебный план соответствующего профиля обучения для обучающихся, принятых на обучение на уровень среднего общего образования в соответствии с ФГОС СОО. При этом образовательная организация приводит в соответствие с ФОП СОО рабочие программы по учебным предметам, включенным в учебный план.

Еще раз обращаем внимание, что образовательные организации вправе непосредственно применять при реализации соответствующих ООП Федеральные основные общеобразовательные программы, а также предусмотреть применение Федерального учебного плана и (или) Федерального календарного учебного графика, и (или) не указанных в части 6.3 ст. 12 Закона «Об образовании в РФ» федеральных рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей). В этом случае соответствующая учебно-методическая документация образовательной организацией не разрабатывается.

Данный подход позволит не только обеспечить общие требования к качеству учебно-методической документации, используемой педагогическими работниками при реализации основных образовательных программ, но и снять часть документарной нагрузки с руководителей и педагогов.

При этом в соответствии с частью 62 статьи 12 Закона «Об образовании в РФ» образовательные организации вправе перераспределить время, предусмотренное в Федеральном учебном плане на изучение учебных предметов, по которым не проводится государственная итоговая аттестация, в пользу изучения иных учебных предметов, в том числе на организацию углубленного изучения отдельных учебных предметов и профильное обучение.

Занятие 13. Переход на ФОП

Чтобы осуществить переход на ФООП, необходимо последовательно выполнить несколько шагов:

  1. Изучить законодательство и новые учебно-методические документы.
  2. Составить план перехода на ФООП.
  3. Создать рабочую группу.
  4. Составить проект новых общеобразовательных программ в соответствии с федеральными ООП.
  5. Проконтролировать, как рабочая группа соблюдает требования ФООП.
  6. Подготовить педагогов к переходу на новые требования; ознакомить с изменениями родителей.
  7. Издать приказ об утверждении новых ООП.

На первом этапе необходимо изучить новое законодательство: Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями, которые обязывают школы работать по ФООП, Федеральный закон от 24.09.2022 г. № 371-ФЗ, а также сами Федеральные программы с учебно-методическими материалами. Минпросвещения России их разработало и опубликовало на официальном сайте.

Второй этап – определение перечня работ по переходу на ФООП в образовательной организации. Для этого составляют дорожную карту. В ней прописывают все этапы перехода. Самый удобный вариант – в виде таблицы, где указываются направления работы, мероприятия, сроки исполнения, ответственные исполнители, планируемые результаты. Работа ведется по нескольким направлениям:

  • организационные мероприятия;
  • нормативно-правовая работа;
  • работа с кадрами;
  • методическое обеспечение;
  • информационное обеспечение;
  • финансовое обеспечение.

Для каждого мероприятия необходимо отметить контрольные сроки и назначить ответственных. Отдельно следует сделать колонку для планируемых результатов мероприятия. Это может быть как отдельный документ, так и пакет документов. Например, пакет методических материалов по теме реализации ООП в соответствии с ФООП. Далее нужно утвердить дорожную карту приказом.

Третий этап – создание рабочей группы, которая будет реализовывать мероприятия из дорожной карты перехода на ФООП. В состав рабочей группы чаще всего входят директор образовательной организации, заместители директора. При необходимости можно включить работников библиотеки, руководителей ШМО, педагога-психолога, учителей-предметников. Можно создать одну рабочую группу, которая будет приводить в соответствие с ФООП программы всех уровней общего образования. Другой вариант – организовать работу трех групп, отдельно для каждого уровня общего образования. Но возглавлять рабочую группу будет директор. Другие члены группы – ответственные за определенный раздел дорожной карты. Состав рабочей группы утверждает в приказном порядке руководитель. Этим же приказом утверждают и само положение о рабочей группе.

Четвертый этап – подготовка основных общеобразовательных программ для каждого уровня образования в соответствии с ФООП. Можно выбрать один из вариантов: разработать новые ООП или внести изменения в действующие ООП.

Чтобы сделать выбор, необходимо проанализировать ООП для каждого уровня образования: НОО, ООО и СОО. Нужно учитывать, что изменений будет много, и они будут присутствовать во всех разделах программы – целевом, содержательном и организационном. В некоторые разделы можно вставить готовые фрагменты из федеральных программ. Например, можно вставить готовую федеральную рабочую программу воспитания.

Образовательные организации обязаны использовать федеральные рабочие программы для ООО и СОО по следующим предметам: «Русский язык», «Литература», «История», «Обществознание», «География», «ОБЖ». Тогда учебно-методическую документацию разрабатывать не нужно.

Программа формирования УУД

Во ФГОС СОО название программы другое – «Программа развития УУД», а не «формирования». Возможно, разработчики допустили опечатку в федеральных ООП или планируют изменения во ФГОС, чтобы привести названия всех программ к единообразию.

Чтобы составить программу формирования УУД, необходимо изучить требования к программам в соответствии с уровнем образования и ФГОС и дополнить разделы программы в соответствии с ФООП. Например, на уровне ООО включить в программу описание взаимосвязи УУД с содержанием учебных предметов из ФООП.

Занятие 14. Разработка дорожной карты перехода на ФОП ООО и СОО

Дорожная карта – это документ, в котором отображены основные этапы реализации стратегии, указаны исполнители и сроки завершения каждого этапа. Для простоты восприятия информация чаще всего представлена в графическом виде, но иногда используется и текстовый формат.

Цель разработки дорожной карты перехода на ФОП ООО, СОО – помочь педагогам своевременно подготовиться к переходу на ФОП.

Напомним, что ФОП должны быть реализованы с 1 сентября 2023 года.

Дорожная карта может быть разработана как на уровне образовательной организации, так и педагогом самостоятельно (в целях самоподготовки).

Рассмотрим, какие этапы и мероприятия должны быть проведены. Предложенные мероприятия и этапы носят рекомендательный характер.

  1. Организационно-управленческое обеспечение:
    • Изучение нормативно-правовых документов, регламентирующих введение и реализацию ФОП.
    • Формирование банка данных нормативно-правовых документов, регламентирующих введение и реализацию ФОП.
    • Издание приказа «О переходе на ФОП».
    • Разработка и утверждение дорожной карты по переходу на осуществление образовательной деятельности с непосредственным полным применением ФОП.
    • Проведение совещания с педагогами «О мерах по переходу на полное применение ФОП».
    • Организация деятельности рабочей группы по разработке основной образовательной программы в соответствии с ФОП.
    • Организация и проведение педагогических советов с рассмотрением вопросов подготовки к непосредственному применению ФОП.
    • Проведение экспертизы локальных актов на соответствие требованиям ФОП.
    • Издание приказа об утверждении локальных актов учреждения в сфере образования, актуализированных в соответствии с требованиями ФОП.
    • Мониторинг готовности ОО к реализации ФОП с 1 сентября 2023 года.
  1. Кадровое обеспечение:
    • Проведение анализа укомплектованности штата для обеспечения реализации ФОП. Выявление кадровых дефицитов.
    • Проведение анализа образовательных потребностей и профессиональных затруднений педагогических работников по вопросам перехода на полное применение ФОП.
    • Обеспечение курсовой подготовки педагогов по вопросам перехода на реализацию ФОП.
  1. Методическое обеспечение:
    • Обеспечение педагогов методическими материалами по сопровождению реализации ФОП.
    • Внесение в план методической работы мероприятий по методическому обеспечению реализации ФОП.
    • Обеспечение педагогов методическими материалами по сопровождению реализации программы коррекционно-развивающей работы.
    • Обеспечение участия педагогов в семинарах, конференциях и других мероприятиях по внедрению ФОП.
    • Разработка и утверждение основной образовательной программы и рабочих программ педагогов в соответствии с ФОП.
  1. Информационное обеспечение:
    • Изучение содержания ФОП (выделить смысловые блоки, рассмотреть преемственность задач по возрастным группам и их интеграцию по образовательным областям).
    • Сравнение реализуемой основной образовательной программы и ФОП, создание плана корректировки имеющейся ООП или разработки новой образовательной программы.
    • Обеспечение педагогам доступа к электронным образовательным ресурсам, размещенным в федеральных и региональных базах данных в интернете.
    • Проведение родительских собраний для рассмотрения вопросов применения ФОП с 1 сентября 2023 года.
    • Размещение на сайте учреждения информации о подготовке к введению и порядке перехода на ФОП.
  1. Материально-техническое обеспечение:
    • Анализ ресурсного обеспечения учреждения в соответствии с требованиями ФОП.
    • Обеспечение оснащенности учреждения в соответствии с требованиями ФОП к минимальной оснащенности учебного процесса и оборудованию учебных помещений.
    • Определение учебно-методических пособий, электронных и образовательных ресурсов, используемых в образовательном процессе в соответствии с ФОП.
    • Закупка/приобретение методических и дидактических материалов для реализации ФОП.

При подготовке школы к внедрению ФОП следует ориентироваться на критерии Минпросвещения (письмо Минпросвещения от 03.03.2023 № 03-327), где выделены семь параметров готовности школы:

  • утвержден план-график мероприятий по введению ФОП;
  • утверждены ООП, соответствующие ФОП;
  • локальные акты приведены в соответствие с требованиями ФОП или утверждены новые, чтобы ввести ФОП;
  • разработан план работы внутришкольных методических объединений с ориентацией на рассмотрение и методическую помощь педагогам по вопросам реализации ФОП;
  • управленческая и педагогическая команда направлена на повышение квалификации по вопросам введения ФОП;
  • сформирована система мониторинга готовности каждого учителя к реализации ФОП;
  • обеспечены кадровые, финансовые, материально-технические и иные условия реализации ООП, соответствующей ФОП.

Дополнительный материал к занятию

Занятие 15. Корректировки ООП ООО в соответствии с ФОП ООО: целевой и содержательный разделы

Основное требование к ООП ООО – содержание и планируемые результаты должны быть не ниже тех, что указаны в ФОП ООО (п. 3 ФОП ООО, ч. 6.1 ст. 12 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).

При разработке ФОП ООО учитывали сразу оба ФГОС ООО: старый 2010 года и новый 2021 года (приказ Минпросвещения от 16.11.2022 № 993). Однако в деталях содержание Федеральной программы им не соответствует.

Полностью заменить ООП на ФОП, как предполагалось в части 6.4 статьи 12 Закона «Об образовании в РФ», пока нельзя, так как отсутствуют компоненты программы, установленные стандартами. Можно копировать компоненты из ФОП и не разрабатывать свои.

Следует проверить и скорректировать в соответствии с ФОП ООО и стандартами все разделы ООП – целевой, содержательный и организационный.

Целевой раздел ООП ООО

Целевой раздел ФОП ООО включает пояснительную записку, планируемые результаты освоения ФОП ООО и систему оценки достижения планируемых результатов. Такая структура соответствует обоим ФГОС ООО. Однако компоненты разделов отличаются. Подробнее – в таблице. Она поможет проанализировать различия и скорректировать целевой раздел ООП ООО по новым требованиям.

Как изменить целевой раздел ООП ООО по ФОП ООО и ФГОС

Название подразделаСодержание подразделаВывод
ФОПФГОС-2021Старый ФГОС
Пояснительная записка

Содержит:

  • цели реализации ФОП ООО;
  • принципы формирования и механизмы реализации ФОП ООО, в том числе посредством реализации индивидуальных учебных планов;
  • общую характеристику ФОП ООО.

Содержит:

  • цели реализации ООП ООО, в том числе адаптированной;
  • принципы формирования и механизмы реализации ООП ООО, в том числе посредством реализации индивидуальных учебных планов;
  • общую характеристику ООП ООО.

Содержит:

  • цели и задачи реализации ООП ООО;
  • принципы и подходы к формированию ООП ООО.
Лучше скопировать подраздел из ФОП. Можно добавить особенности школы в общую характеристику программы.
Планируемые результаты освоения

Включают общую характеристику личностных и метапредметных результатов по ФГОС-2021.

Предметные результаты описаны в части обязательных федеральных рабочих программ.

Должны:

  • обеспечивать связь между требованиями ФГОС, образовательной деятельностью и системой оценки результатов освоения программы основного общего образования;
  • являться содержательной и критериальной основой для разработки других компонентов ООП ООО.

Достижение школьниками планируемых результатов освоения ООП ООО определяется после завершения обучения в процессе ГИА.

Должны:

  • адекватно отражать требования ФГОС, передавать специфику образовательной деятельности, соответствовать возрастным возможностям учащихся;
  • уточнять и конкретизировать общее понимание личностных, метапредметных и предметных результатов с позиций организации и оценки их достижения.

Достижение планируемых результатов учитывается при оценке результатов деятельности школы, педагогов.

Лучше скопировать подраздел из ФОП. Его следует дополнить спецификой школы и планируемыми результатами освоения остальных обязательных предметов и курсов по ФГОС.
Система оценки достижения планируемых результатов

Содержит:

  • направления и цели оценочной деятельности;
  • описание процедуры внутренней и внешней оценки;
  • описание системно-деятельностного, уровневого и комплексного подходов к оценке;
  • перечень и описание форм оценки.

Есть требование, что особенности оценки по отдельному учебному предмету фиксируются в приложении к ООП ООО.

Должна:

  • отражать содержание и критерии оценки, формы представления результатов;
  • обеспечивать комплексный подход к оценке, чтобы оценивать предметные и метапредметные результаты;
  • предусматривать оценку и учет результатов использования разных методов и форм обучения, дополняющих друг друга, в том числе проектов, практических, командных, исследовательских работ и т.д.;
  • предусматривать оценку динамики учебных достижений;
  • обеспечивать возможность получения объективной информации о качестве подготовки учащихся.

Должна включать описание организации и содержания:

  • промежуточной аттестации обучающихся в рамках урочной и внеурочной деятельности;
  • оценки проектной деятельности обучающихся.

Должна:

  • определять основные направления и цели оценки, описывать объект и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария, формы представления результатов, условия и границы применения системы оценки;
  • ориентировать образовательную деятельность на духовно-нравственное развитие и воспитание;
  • обеспечивать комплексный подход к оценке результатов – предметных, метапредметных и личностных;
  • обеспечивать оценку динамики индивидуальных достижений детей;
  • предусматривать использование разнообразных методов и форм, дополняющих друг друга;
  • позволять использовать результаты итоговой оценки выпускников как основу оценки деятельности школы.

Должна включать описание организации и содержания:

ГИА;

  • промежуточной аттестации в рамках урочной и внеурочной деятельности;
  • итоговой оценки по предметам, не выносимым на ГИА;
  • оценки проектной деятельности.

Следует скопировать раздел из ФОП, но доработать: описать особенности оценки предметных результатов по отдельному предмету в приложении к ООП ООО.

Необходимо скорректировать подраздел, если есть особенности школы, в том числе описать специальные условия текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации для детей с ОВЗ.

Содержательный раздел ООП ООО

Основное требование к содержательному разделу – включать федеральные рабочие программы по предметам «Русский язык», «Литература», «История», «Обществознание», «География» и «Основы безопасности жизнедеятельности» (п. 4 ФОП ООО, ч. 6.3 ст. 12 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).

Содержательный раздел ФОП ООО включает:

  • обязательные федеральные рабочие программы по русскому языку, литературе, истории, обществознанию, географии и ОБЖ;
  • программу формирования универсальных учебных действий;
  • федеральную рабочую программу воспитания.

Следует добавить в обязательные рабочие программы тематическое планирование. В ФОП его упоминают, но не приводят. Однако тематическое планирование обязательно по требованиям обоих ФГОС ООО. Необходимо указать количество академических часов, отводимых на освоение каждой темы. Также можно добавить, как учитывается при обучении рабочая программа воспитания. В ООП по новому ФГОС нужно описать возможность использования электронных образовательных ресурсов по каждой теме.

Педагогам необходимо включить в раздел рабочие программы по оставшимся обязательным предметам и модулям, предметам и курсам из формируемой части, в том числе курсам внеурочной деятельности. При необходимости надо включить и программу коррекционной работы, если в ОО обучаются дети с ОВЗ, для которых не нужна АООП (п. 32.1 ФГОС ООО-2021, п. 14 ФГОС ООО). Эти компоненты можно взять из ООП ООО организации.

Занятие 16. Корректировки ООП ООО в соответствии с ФОП ООО: организационный раздел

Организационный раздел ФОП ООО содержит не все компоненты, которые требуют ФГОС ООО. Решение этой проблемы – в таблице.

Что включить в организационный раздел ООП по ФОП ООО

Название подразделаЧто есть в ФОПЧто делать школе
Учебный планШесть вариантов Федерального учебного плана для школ, в которых обучение ведется на русском или родном языке и с учетом наличия или отсутствия предметов «Родной язык» и «Второй иностранный язык».

Следует обсудить с коллегами, какой вариант учебного плана больше подходит вашей школе. При выборе необходимо учесть количество учебных дней в неделе – пять или шесть. Если нет подходящего варианта, можно оставить план из своей ООП ООО. Например, перераспределить время изучения предметов, по которым не проводится ГИА, в пользу других, в том числе на организацию углубленного изучения и профильное обучение (ч. 6.2 ст. 12 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).

При копировании Федерального учебного плана нужно скорректировать количество часов обязательной и формируемой части программы так, чтобы соблюдалась пропорция 70/30 (п. 26 ФГОС ООО-2021, п. 15 ФГОС ООО). Проверяющие выпишут предписание, если будут нарушены требования ФГОС.

Необходимо внести формы промежуточной аттестации – они должны быть в учебном плане по Закону об образовании.

Следует проверить название предметных областей и предметов. Например, в первом варианте Федерального учебного плана нет области «Родной язык и родная литература», а предмет «Родной язык» указан в области «Русский язык и литература». Это противоречит обоим ФГОС ООО.

Перечень предметов не соответствует старому ФГОС ООО – нет «Истории России» и «Всеобщей истории», но есть «Вероятность и статистика».

План внеурочной деятельностиВ подразделе «План внеурочной деятельности» нет направлений, форм организации внеурочной деятельности и распределения объема часов.Лучше оставить план внеурочной деятельности из ООП ООО школы. Можно скорректировать его с учетом идей из плана ФОП. Например, разработчики разрешили перенести образовательную нагрузку, реализуемую через внеурочную деятельность, на каникулы, но не более половины от общего количества часов. Внеурочную деятельность в каникулярное время можно реализовывать в рамках лагеря с дневным пребыванием на базе школы, в походах, поездках и т.д.
Календарный учебный графикФедеральный календарный учебный график не содержит триместров и конкретных дат каникул, сроков промежуточной аттестации.Лучше оставить календарный учебный график из ООП ООО школы. Разработчики ФОП указывают, что школа составляет график с учетом мнения участников образовательных отношений, региональных и этнокультурных традиций, плановых мероприятий учреждений культуры региона (п. 28.14 ФОП ООО).
Календарный план воспитательной работыФедеральный календарный план воспитательной работы.Нужно добавить в план мероприятия из собственного календарного плана воспитательной работы. ФОП устанавливает, что Федеральный план един для всех, но школы вправе проводить иные мероприятия согласно федеральной рабочей программе воспитания, по ключевым направлениям воспитания и дополнительного образования детей (п. 30.3 ФОП ООО).
Система условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями ФГОС ОООНет.Рабочей группе следует оставить подраздел «Система условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями ФГОС ООО» из действующей ООП ООО. Также необходимо проверить, соответствует ли он ФГОС.

Занятие 17. Корректировки ООП СОО в соответствии с ФОП СОО: целевой и содержательный разделы

Основное требование к ООП СОО – содержание и планируемые результаты должны быть не ниже тех, что указаны в ФОП СОО (п. 3 ФОП СОО, ч. 6.1 ст. 12 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).

ФОП составлена так, что пока не может заменить ООП полностью, как предполагалось в части 6.4 статьи 12 Закона об образовании. В ней отсутствуют компоненты программы, установленные стандартами. Однако допускается копировать части из ФОП и не разрабатывать свои.

Следует внести изменения во все разделы ООП – целевой, содержательный и организационный.

Целевой раздел ООП СОО

Целевой раздел ФОП СОО включает пояснительную записку, планируемые результаты освоения программы и систему оценки достижения планируемых результатов. Такая структура соответствует ФГОС СОО.

В пояснительной записке рабочей группе следует написать общую характеристику ООП СОО и определить общие подходы к организации внеурочной деятельности. Этих сведений нет в ФОП, но их требует ФГОС (п. 18.1.1 ФГОС СОО).

При копировании подраздела «Планируемые результаты освоения программы» необходимо дополнить его планируемыми результатами освоения предметов и курсов, которых нет в ФОП – обязательных по ФГОС СОО и дополнительных, включенных с учетом мнения детей и особенностей школы.

Подраздел «Система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП СОО» можно оставить из ООП СОО школы. При необходимости его следует скорректировать с учетом содержания ФОП. Если подраздел копируется полностью из ФОП, то его нужно доработать под специфику школы. Дополнительно надо указать особенности оценки по отдельным учебным предметам в приложении к ООП СОО (п. 18.26 ФОП СОО). В приложение следует включить:

  • список итоговых планируемых результатов с указанием этапов их формирования и способов оценки (например, текущая или тематическая, устно или письменно, практика);
  • требования к выставлению отметок за промежуточную аттестацию;
  • график контрольных мероприятий.

Содержательный раздел ООП СОО

Основное требование к содержательному разделу – включать федеральные рабочие программы по предметам «Русский язык», «Литература», «История», «Обществознание», «География» и «Основы безопасности жизнедеятельности» (п. 4 ФОП СОО, ч. 6.3 ст. 12 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).

В содержательном разделе ФОП СОО представлены:

  • обязательные федеральные рабочие программы по русскому языку, литературе, истории, обществознанию, географии и ОБЖ;
  • программа формирования универсальных учебных действий;
  • федеральная рабочая программа воспитания.

Следует добавить в обязательные рабочие программы тематическое планирование (п. 18.2.2 ФГОС СОО). В ФОП его упоминают, но не приводят. Необходимо указать количество академических часов, отводимых на освоение каждой темы. Также нужно добавить примечание, как учитывается при обучении рабочая программа воспитания.

Педагогам необходимо добавить в раздел рабочие программы по оставшимся обязательным предметам, предметам и курсам из формируемой части, в том числе курсам внеурочной деятельности. При необходимости надо включить и программу коррекционной работы, если в ОО обучаются дети с ОВЗ, для которых не нужна АООП (п. 14 ФГОС СОО). Эти компоненты можно оставить из ООП СОО школы.

Занятие 18. Корректировки ООП СОО в соответствии с ФОП СОО: организационный раздел

Организационный раздел ФОП СОО содержит не все компоненты, которые требуют ФГОС СОО. Решение этой проблемы – в таблице.

Что включить в организационный раздел ООП по ФОП СОО

Название подразделаЧто есть в ФОПЧто делать школе
Учебный план

Федеральный учебный план, в котором распределено углубленное изучение по предметам. При этом такой возможности нет для русского и родного языка, родной литературы, второго иностранного языка, физкультуры и ОБЖ, что противоречит ФГОС СОО.

19 примерных учебных планов по профилям с вариациями предметов, изучаемых на углубленном уровне.

Следует обсудить с коллегами, какие варианты учебных планов больше подходят вашей школе. Если нет подходящего, необходимо скорректировать предложенные. Например, перераспределить время изучения предметов, по которым не проводится ГИА, в пользу других, в том числе на организацию углубленного изучения и профильное обучение (ч. 6.2 ст. 12 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).

При копировании Федерального учебного плана нужно изменить количество часов обязательной и формируемой части программы так, чтобы соблюдалась пропорция 60/40 (п. 15 ФГОС СОО). Проверяющие выпишут предписание, если будут нарушены требования ФГОС.

Необходимо внести формы промежуточной аттестации – они должны быть в учебном плане по Закону об образовании.

План внеурочной деятельностиВ подразделе «План внеурочной деятельности» есть примеры форм организации внеурочной деятельности в зависимости от профиля класса, но нет направлений и распределения объема часов.

Лучше оставить план внеурочной деятельности из ООП СОО школы. Можно скорректировать его с учетом идей из плана ФОП. Например, разработчики разрешили перенести образовательную нагрузку, реализуемую через внеурочную деятельность, на каникулы – в рамках лагеря с дневным пребыванием на базе школы, в походах, поездках и т.д. Можно также ввести инвариантную часть плана, которая не зависит от профиля. В нее следует включить:

●      организацию жизни ученических сообществ в форме клубных встреч, участие детей в делах классного ученического коллектива и в общих коллективных делах школы;

●      проведение ежемесячного учебного собрания по организации учебного процесса, индивидуальных и групповых консультаций;

●      поездки учеников 10-х классов на весенних каникулах в организации профессионального и высшего образования и их обсуждение.

Календарный учебный графикФедеральный календарный учебный график не содержит триместров, сроков каникул и промежуточной аттестации.Лучше оставить календарный учебный график из ООП СОО школы. Разработчики ФОП указывают, что школа составляет график с учетом мнения участников образовательных отношений, региональных и этнокультурных традиций, плановых мероприятий учреждений культуры региона (п. 28.14 ФОП СОО).
Календарный план воспитательной работыФедеральный календарный план воспитательной работы.Нужно добавить в план мероприятия из собственного календарного плана воспитательной работы. ФОП устанавливает, что Федеральный план един для всех, но школы вправе проводить иные мероприятия согласно федеральной рабочей программе воспитания, по ключевым направлениям воспитания и дополнительного образования детей (п. 30.3 ФОП СОО).
Система условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями ФГОС СООНетРабочей группе следует оставить подраздел «Система условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями ФГОС СОО» из действующей ООП СОО. Также необходимо проверить, соответствует ли он ФГОС.

Дополнительные материалы

Итоговое тестирование

Переход на ФОП ООО, СОО обязателен с:
Какой раздел НЕ включают Федеральные образовательные программы?
В ФОП ООО не включена рабочая программа по:
В ФОП СОО включена рабочая программа по:
В связи с введением ФОП внесены изменения в следующие нормативные документы (2 варианта ответа):
Предусмотрена ли в рамках ФОП ООО возможность изучения учебных предметов на углубленном уровне?
Учебный предмет «Математика» включает среднеарифметическую оценку дисциплин «Алгебра», «Геометрия» и ____:
При составлении учебных планов на 2023-2024 учебный год необходимо проконтролировать выполнение Федеральных рабочих программ по ____ предметам.
Для 9 и 11 класса окончание учебного года определяется:
Предусмотрена ли в рамках ФОП возможность изучения родного языка и родной литературы?

 

Оформление сертификата / удостоверения

Вы можете приобрести этот курс, выбрав один или несколько документов, подтверждающих освоение программы:

Благодарим за участие!

Корзина