Цель: совершенствование профессиональных компетенций слушателей в области методической работы.
Объём: 72 часа.
Нормативно-правовые основы методической деятельности.
Формы и методы организации методической работы.
Возможности оптимизации методического ресурса образовательной организации.
Проектировать направления методической работы.
Планировать методическое мероприятие.
Оценивать эффективность методической работы в образовательной организации.
Организация и координация работы методических объединений педагогических работников.
Оказание консультативной и практической помощи по соответствующим направлениям педагогической деятельности.
Участие в работе организации повышения квалификации и переподготовки по соответствующим направлениям педагогической деятельности.
Научно-методическое обеспечение содержания образования.
Разработка необходимой документации по проведению методических мероприятий в различных формах.
Цели методической работы
Методическая служба образовательного учреждения формировалась с целью повышения уровня профессионального мастерства педагогов. На протяжении почти столетия, в ситуации стабильного функционирования системы образования это служило основной целью работы методической службы. Однако сегодня, в ситуации перехода образования на качественно иной уровень, не менее важной целью становится научно-методическое обеспечение условий работы педагогов и всего образовательного учреждения в режиме развития.
Основные задачи методической службы образовательного учреждения:
Основные направления деятельности методической службы
К основным направлениям деятельности методической службы относятся:
Аналитическая деятельность:
Информационная деятельность:
Организационно-методическая деятельность:
Консультационная деятельность:
Формы методической работы, направленные на повышение квалификации и профессионального мастерства педагогических и руководящих работников учреждения образования:
Формы методической работы, направленные на получение, обобщение, представление и распространение опыта инновационной деятельности:
Формы информационно-методической работы:
По широте одновременного охвата методической работой ее формы можно разделить на коллективные и индивидуальные.
К коллективным формам работы можно отнести:
К индивидуальным формам работы относятся:
Безусловно, это лишь приблизительные перечни форм методической работы и в реальной практике они должны активно пересекаться и дополнять друг друга.
Под методическим объединением понимается объединение учителей, работа которого нацелена на преломление общепедагогических положений, применительно к педагогической практике конкретного образовательного учреждения.
Есть разные принципы и способы формирования методического объединения, из которых наиболее частыми являются предметный и проблемный. При формировании методического объединения учитываются конкретные условия: количество учителей данного предмета, возможность продуктивной работы в рамках методического объединения учителей разных предметов. На практике выяснено, что в каждое методическое объединение должно входить не менее трех учителей. Для категории учителей, численность которых ограничена (учителя ИЗО, музыки, технологии, ОБЖ), оправдано создание межпредметных методических объединений.
Заседания методического объединения, как правило, проводятся раз в четверть, в период школьных каникул. А при возникновении проблемных ситуаций — чаще. Однако более одного раза в месяц собираться методическому объединению не рационально, так как за небольшой промежуток времени не успевает накопиться достаточное количество информации для обсуждения.
Возглавляет методическое объединение наиболее опытный, теоретически подготовленный учитель. Это особенно важно, так как одной из основных функций методической работы является сохранение стабильности образовательного процесса в данном образовательном учреждении.
В обязанности руководителя входит планирование работы методического объединения, подготовка и проведение заседаний, организация и подготовка открытых уроков и внеурочных занятий учащихся, подведение итогов работы и выработка на их основе рекомендаций.
Руководитель методического объединения имеет право посещать и анализировать уроки учителей (с их согласия), внеклассные мероприятия, проводить контрольно-диагностические мероприятия по изучению уровня обученности учащихся и уровня профессиональной компетентности педагогов.
Желательно, чтобы при планировании работы методического объединения на год отбирались наиболее существенные вопросы педагогической практики, рассмотрение которых поможет учителям реально повысить результаты обучения и воспитания. Неплохо составлять долгосрочное планирование работы методического объединения, опираясь на программу развития образовательного учреждения.
Важным видом деятельности методических объединений являются открытые уроки, организация взаимопосещения уроков и воспитательных мероприятий с последующим их анализом. Здесь необходимо отметить, что для полноценного анализа открытого урока он должен пройти три стадии. Сначала это сообщение учителя до урока о целях и задачах будущего урока, о применяемой технологии, ее особенностях, о специфике учащихся. Затем сам урок, на котором приглашенные коллеги могут стать зрителями или активно участвовать в процессе урока, работать вместе с учениками. И только потом может состояться полноценный анализ на основании тех целей и задач, которые ставил перед собой и учениками учитель.
Для работы методического объединения классных руководителей характерно применение методики коллективного изучения личности школьников и особенностей классных коллективов (например, в форме «педагогического консилиума»). На методических объединениях заслушиваются творческие отчеты учителей, информации о ходе самообразовательной работы.
Семинары сегодня являются самой востребованной формой методической работы в образовательных учреждениях. Однако часто семинары по названию по сути таковыми не являются.
Изначально семинар — это форма интерактивного обучения, которая хорошо дополняет лекцию. Обмен мнениями в течение всего семинара, открытый разговор между его участниками, то есть именно интерактивность — отличительная особенность этой формы. Если же выступающие, намеченные заранее, один за другим выходят перед пассивными слушателями с докладами, то такая форма не может быть признана семинаром. Сегодня форма общения, при которой докладчики сменяют друг друга, чаще называют конференцией.
С другой стороны, нужно четко отделять семинар от еще одной распространенной формы методической работы — круглого стола. Здесь интерактивное общение проходит особенно интенсивно. Сообщения на круглом столе должны быть очень короткими (до 5 минут), а их обсуждение, наоборот, явно превышать время выступления. На семинаре же выступления более продолжительны (15-20 минут) и примерно равны по времени с их обсуждением.
Таким образом, семинар является промежуточной формой между конференцией и круглым столом.
Семинары требуют высокой квалификации организаторов методической работы и часто прямых связей с учеными, представителями НИИ, педагогических институтов. При проведении семинаров особенно необходимо обеспечить обстановку творчества, неформального общения. В ряде случаев после творческого сообщения удается организовать учительскую дискуссию, диспут. В некоторых образовательных учреждениях именно в рамках семинаров проводят так называемые «мозговые атаки», в ходе которых учителя, концентрируя мышление на решение сложных педагогических проблем, коллективно создают более совершенную методику учебно-воспитательной работы. В ходе работы семинара возможно и коллективное решение специальных учебно-педагогических задач, проведение деловых педагогических игр и применение других наиболее активных методов повышения квалификации учителей. Практика показывает, что работа такого семинара в течение ряда лет заметно повышает общую и педагогическую культуру учительского коллектива.
Данные формы методической работы часто становятся своеобразным подведением итогов работы коллектива образовательного учреждения, отдельных педагогов над актуальными методическими проблемами, выступают как формы выявления и обобщения лучшего практического опыта. Центральным событием конференции является доклад, сообщение. Здесь очень важна тематика выступлений. С одной стороны, при проведении конференции на уровне образовательного учреждения наибольшего внимания заслуживают темы выступлений, непосредственно связанные с практикой данного учреждения. Но с другой стороны, и слушателям, и самим выступающим интересно увидеть место проблемы, поднятой в докладах, в общем образовательном пространстве округа, города, страны. А такое возможно только при достаточной степени научного обобщения. Именно потому проведение научно-практических, а не научных и не практических, конференций сегодня наиболее целесообразно.
Успех таких конференций часто зависит от грамотного подбора выступающих и тщательной работы с ними. Очень неплохо поинтересоваться у коллектива образовательного учреждения, кого они сами хотят видеть в роли «научного представителя», решения каких проблем они ждут от приглашенных «ученых». Ведь именно проблемные научно-практические конференции сегодня являются одной из самых востребованных форм методической работы.
Эти формы методической работы все чаще появляются в практике образовательных учреждений. Часто так называют ряд докладов, сопровождающихся небольшими комментариями и обсуждениями. Чаще всего педагогические чтения устраивают для подведения итогов за год, для того, чтобы учителя поделились своими педагогическими находками с другими. Это прекрасная форма обмена опытом. Но педагогические чтения нужно четко отделять от методических чтений.
Педагогические чтения призваны обеспечить обмен опытом. Здесь принято обмениваться конкретными практическими разработками. Причем их осмысление, теоретизирование вокруг них, зачастую не нужно. Это сугубо практическое мероприятие. Именно здесь уместны разработки конкретных, пусть даже единичных уроков и мероприятий, рассказ о конкретных практических педагогических находках.
На методических чтениях обмен опытом происходит на уровне педагогических методик и технологий. Ключевым словом в словосочетании «методические чтения» является «методические». Здесь конспект урока, мероприятия сами по себе значат мало, а главным становятся методические выводы из представленного материала. Сам же материал, являясь содержанием приложения, становится примером методических выводов.
На методических чтениях коллеги ждут от авторов рассказа
Если даже автор берет чужую методику или технологию, то коллегам интересно как она применяется в данном конкретном случае, какие возникают трудности, как их преодолеть, что можно получить в результате получения данной методики. Другими словами, каждый выступление на методических чтениях должно быть небольшими методическими рекомендациями, отражающими опыт конкретного педагога или администратора.
Данная форма методической работы возникла как результат творческих поисков учителями новых эффективных форм обучения. В отличие от методических объединений, которые часто формируются как обязательная форма работы и характеризуются постоянным, фиксированным составом участников, и где основой общности является преподаваемый предмет, основой образования творческих групп (3-6 человек) является, прежде всего, взаимная симпатия, личная дружба, психологическая совместимость. Такие группы создаются в коллективе на исключительно добровольной основе, когда необходимо освоить какой-то новый передовой опыт, новую методику, идею. Каждый член группы сначала самостоятельно изучает опыт, разработку, потом излагает ее своим коллегам, они его дополняют, поправляют, спорят, углубляют, обмениваются мнениями, затем реализуют изучаемую идею в своей практике; ходят друг к другу на уроки, мероприятия, подготовленные по осваиваемой методике, обсуждают их и, когда новое освоено, первые умения приобретены, группа распадается. Обычно в группе возникают лидеры, которые берут на себя обязанности руководителя.
В этой форме творческое освоение нового происходит в 3-4 раза быстрее, чем другими путями. Для таких групп характерно неформальное общение, минимум заседаний, главное внимание они уделяют поисковой, исследовательской деятельности, с результатами которой знакомят весь коллектив на общешкольных форумах. Состав групп может при необходимости расширяться, однако практика показывает, что большие размеры групп себя, как правило, не оправдывают.
Данная форма методической работы создается при школах при наличии одного или нескольких учителей — мастеров педагогического труда и служит для передачи опыта, его освоения другими учителями. Участники школы знакомятся с уроками и внеклассными мероприятиями своего наставника, с планами его работы и другими методическими документами, приглашают наставника на свои уроки, совместно с ним и при его консультативном участии планируют очередные уроки, классные часы и т.п. Наставничество следует рассматривать как очень важное направление работы опытных учителей, требующее соответствующего морального стимулирования со стороны коллектива школы, общественных организаций.
Обычно эту форму методической работы активно применяют для погружения молодых специалистов в атмосферу педагогического поиска, знакомства с особенностями конкретного образовательного учреждения.
Эти формы работы способствуют обогащению интересов и духовных потребностей учителей, их общей культуры, помогает выявить общественное мнение коллектива учителей по многим актуальным проблемам школы и жизни. Предметом обсуждения на читательской конференции, как правило, становятся наиболее значительные произведения художественной или публицистической литературы или педагогические книги, или статьи, вызывающие особый интерес.
На зрительских конференциях обсуждаются коллективно просмотренные кинофильмы, театральные спектакли, а в последнее время — и телевизионные программы, посвященные школе. Эти формы работы требует высокого уровня доверительности в общении педагогов, наличия учителей, обладающих высоким уровнем художественной и педагогической эрудиции и вкуса, т.е. таких учителей, которые могут возглавить обсуждение, сделать его интересным и квалифицированным.
Помня о необходимости экономии времени учителей, не следует проводить конференции слишком часто. Иногда краткие обсуждения могут проходить в рамках заседания методического объединения, неформальных общений учителей и т.д. Нередко после проведения таких конференций между учителями стихийно возникает обмен мнениями о книгах, фильмах, спектаклях, т.е. такой обмен мнениями, впечатлениями постепенно превращается в потребность, что особенно ценно для повышения мастерства и культуры учителей.
Поскольку методическая работа требует наглядности, то хорошей формой ее реализации является методическая выставка. На ней учителя представляют свои методические разработки. В рамках выставки может быть организовано общение учителей по методическим вопросам (тематический педагогический совет, тематические заседания методических объединений, мастер-классы отдельных учителей и пр.).
Широкое распространение получили также методические бюллетени (педагогические стенгазеты) с информацией для всех педагогов о ценных методических приемах, находках. Подобную информацию можно получать у педагогов своего образовательного учреждения, других учреждений округа, города, России. Таким образом, творческое изобретение одного учителя оперативно может стать достоянием его коллег. Здесь важно только, чтобы данная форма работы оставалась методической, а не превращалась в управленческую, когда стенгазеты наполняются указаниями и инструкциями.
В методических уголках в учительских или кабинете заместителей руководителей образовательных учреждений по учебно-воспитательной работе обычно отражается текущая методическая информация. В школах с развитой системой методической работы при наличии свободного помещения оборудуются отдельные методические кабинеты, которые становятся основной базой для проведения всех видов методической работы и организационных форм самообразования учителей.
В методических кабинетах хранятся наиболее интересные монографии и методические пособия, вырезки из журналов и газет, картотеки педагогической литературы и т.д. Во главе методического кабинета ставится один из опытных высококвалифицированных учителей, заместитель руководителя по УВР или освобожденный методист.
В методическом кабинете учителя могут познакомиться с планами изданий педагогических издательств, получить другую информацию, необходимую для самообразования, работы над собой. Современный методический кабинет должен быть оборудован компьютерной техникой с обязательным выходом в Интернет.
Данная форма широко применяется руководителями образовательных учреждений, наиболее опытными учителями в работе с молодыми учителями, стажерами, а также с учителями, испытывающими затруднения в решении ряда педагогических проблем. Большую роль в такой работе играют хорошее знание возможностей, сильных и слабых сторон, затруднений, личностных качеств учителя, а также умение руководителей и наставников анализировать ход и результаты деятельности учителей, формулировать на основе анализа конкретные рекомендации и советы в адрес учителей и классных руководителей. Здесь особенно важен педагогический такт, уважение к учителю в сочетании с высокой принципиальностью и целеустремленностью. Не менее важно обучение каждого учителя, воспитателя самоанализу. Особенно ценно собеседование руководителя образовательного учреждения с учителем до урока или даже совместное продумывание плана урока, которое сопровождается затем посещением и обсуждением урока.
Помощь конкретным учителям может быть сиюминутной, откликающейся на проблемы сегодняшнего дня, но предпочтительней перспективный подход, связанный с созданием долговременной «программы выращивания творческого учителя». Наличие таких программ — признак высокого уровня постановки методической работы.
Практически все формы методическое работы в школе прямо или косвенно, рано или поздно, но становятся связанными с показом практических умений учителя коллегам. Открытые уроки и мероприятия ничем не заменимы и потому их значение в системе форм и методов методической деятельности любого образовательного учреждения исключительно велико. В данном случае, речь идет не о простом взаимопосещении уроков и мероприятий членами одного педагогического коллектива. У открытых уроков особое предназначение: учителя идут к своему коллеге, чтобы увидеть новую методику на практике; их приглашают на открытый экспериментальный урок, когда новая методика только создается.
Другими словами, открытым мероприятием решаются обе задачи методической работы — обмен опытом и поиски новых педагогических методов. Так или иначе, но открытый урок означает не только открытые для всех гостей двери класса, но и показ нового, пусть маленького, но обязательно открытия. При ином подходе происходит девальвация открытых уроков, начинается гласное или негласное соревнование (кто даст большее число открытых уроков). Такой формализм резко снижает их качество.
Однако часто эффект от посещений уроков низок потому, что сама методика их проведения неправильна, так как посетившие уроки учителя чаще всего не знают задумок учителя, особенностей класса, традиций и т.д.
Чтобы существенно повысить эффективность открытых уроков и внеурочных мероприятий учитель, дающий открытый урок, до его начала рассказывает коллегам проект будущего урока:
Иначе говоря, знакомит приглашенных со своей творческой лабораторией, включает их в осознанный процесс анализа урока на этапе проектирования. Только в этом случае можно выявить сильные и слабые стороны проекта урока (планирования урока).
Далее учитель проводит открытый урок, на котором коллеги присутствуют уже не просто как наблюдатели, бесстрастные созерцатели опыта, а как соучастники, сотворцы.
Затем учитель делает анализ урока, раскрывает, что ему удалось из намеченного реализовать, что не удалось и почему, как он использовал запасные методические ходы, оценивает эффективность примененных приемов. Присутствовавшие на уроке задают уточняющие вопросы, и только потом высказывают свои мнения, предлагают рекомендации по дальнейшему развитию опыта, решают, что из увиденного они возьмут на вооружение, где, когда и в какой форме используют.
Важно помнить, что реально проведенный урок может оказаться как хуже, так и лучше своего проекта, может быть проведен и по совершенно новому, экспромтом возникшему, варианту. Во всех этих случаях анализ обогащает и автора урока, и его коллег.
Значение данной формы методической работы определяется тем, что при правильном выборе единой методической темы и неформальной работе по избранной проблеме она организует, делает целостными все другие формы работы по повышению мастерства учителей и воспитателей. Наличие единой темы, которая действительно способна увлечь, захватить все педагогов, выступает как важный и необходимый фактор сплочения коллектива единомышленников. Поэтому так важен выбор единой методической темы образовательного учреждения.
Какой должна быть единая методическая тема?
Единая методическая проблематика должна пронизывать все формы методической работы (заседания педсовета, производственные совещания, семинары и практикумы). В соответствии с единой методической темой планируются и индивидуальные темы методической работы учителей, темы их самообразования.
К сожалению, данные требования нередко нарушаются, что ведет к формализму в методической работе, и превращению ее в бессвязный набор мероприятий. Встречаются ситуации, когда учителя даже не знают единой методической темы своей школы, не говоря уже о понимании тех научных идей, которые лежат в основе темы. Организуя работу школы по единой методической проблеме, необходимо своевременно подводить промежуточные итоги, вносить в работу оперативные коррективы, стимулировать передовых учителей и отстающих.
Именно на этих советах как одном из высших органов коллективного руководства школой правомерно ставить важнейшие проблемы мастерства учителей. В значительной мере эти проблемы могут не только ставиться, но и решаться на заседании педагогического совета. В рамках педсовета возможны теоретические сообщения, выступления из опыта работы учителей, их творческие отчеты.
Однако для проведения полноценного педагогического совета, связанного с методическими проблемами, он должен быть тематическим. Тщательный выбор темы педагогического совета позволяет заранее выстроить его сценарий. Выбор темы педагогического совета лучше всего осуществлять после исследования наиболее актуальных проблем коллектива. Общепедагогические темы, которые мало волнуют коллектив конкретного образовательного учреждения, будут вяло обсуждаться. Например, в коллективе наметился явный волюнтаризм в оценивании учебного труда учащихся, появилось много неоправданных двоек. В том случае нелишней на педагогическом совете будет тема «Отметка и оценка — в чем разница?». Или коллектив «застоялся», явно тяготится старыми формами обучения, невольно ищет новое. Тогда уместным будет организовать педагогический совет с освещением новых педагогических технологий.
Тематический педагогический совет нужно тщательно готовить. Особо внимательно нужно выбирать форму проведения педагогического совета. Дискуссионную тему лучше выстроить в форме диспута. Темы с творческим началом тяготеют к игровым формам (деловая игра). В любом случае, тематический педагогический совет в форме выслушивания докладов принесет мало пользы.
Очень полезно начинать коллективную работу над темой педагогического совета заранее. За недели до педагогического совета можно ознакомить коллектив с его тематикой, специально заострив полемичность проблемы. Тогда в коллективе начнется невольное обсуждение заявленной темы, которому педагогический совет подведет итог.
Обычный педагогический совет должен завершаться решением. Он ведь и собирается, чтобы что-то решить. Но для тематического педагогического совета итоговые решения — настоящая беда. Большинство полемических тем не терпят формального «пришпиливания», у них и решение-то не всегда есть. Хорошим итогом тематического педагогического совета будет продолжающаяся после его завершения полемика в коллективе.
Как ясно из определения современной методической работы, освоение педагогического опыта является одной из двух основных целей работы всей методической службы образовательного учреждения.
Значение выявленного передового педагогического опыта для методической работы школы трудно переоценить. Он обучает, воспитывает, развивает учителей, показывает рубеж, к которому может приблизиться каждый член коллектива.
В процессе освоения опыта изучаются:
Важно отметить, что исключительную роль при изучении опыта играет не только результат, то есть сам сложившийся опыт, но и весь процесс его создания. Часто «творческая лаборатория» учителя и есть наиболее ценная составляющая данного опыта. Ведь при его воспроизведении педагогам приходится проходить путь, проделанный создателем опыта, еще раз.
Передовой характер опыта может определяться по следующим критериям:
Нельзя забывать, что в передовом опыте находит свое практическое выражение идея свободы выбора учителем оптимального варианта структуры, методов, форм, средств обучения.
Выявленный передовой опыт должен быть распространен в школе с помощью всех возможных форм методической работы. Опыт, остающийся багажом одного учителя, потерян для коллектива. Внедрение же и освоение передового опыта представляет собой управляемые (планируемые, организуемые, контролируемые) процессы.
Особое место в методической работе занимает направленная организация педагогического опыта на тех участках, которые явно западают, являются трудными, и потому тормозят ускоренное развитие школы. Направленная организация педагогического опыта приближает методическую работу школы к экспериментальной, исследовательской. Особенно актуален сейчас подход, при котором направленный поиск, направленная организация изучения передового опыта осуществляется не только отдельными учителями, а целыми педагогическими коллективами.
Из разнообразных форм методической работы в образовательном учреждении консультирование педагогов отличается особенной направленностью воздействия. Это индивидуальные и групповые консультации, консультации по основным направлениям работы всего коллектива, по актуальным проблемам педагогики, по заявкам отдельных педагогов.
Прежде всего, хочется напомнить, что любая консультация требует проводящего ее особой подготовки и профессиональной компетентности. В связи с этим нелишним будут напомнить, что в отличие от «чистого знания», «компетентность» предполагает присвоение и практическое применение знания. Компетентный человек не только хорошо знает предмет консультации, но и имеет свое мнение о нем, умеет его применить на практике в различных ситуациях. Только тогда процесс консультации пройдет плодотворно.
Во многих образовательных учреждениях консультации проводятся по плану, составленному на учебный год. Основные консультации записываются в годовой план работы учреждения. Но при этом, обязательно отводится время на спонтанные консультации, необходимость в которых возникает довольно часто.
Сами консультации, особенно индивидуальные, обычно проводится в форме бесед. При этом, важным фактором являются коммуникативные качества консультанта, умение создать теплую, доверительную атмосферу. Поистине губительной для этой формы методической работы стала «начальственная» манера проведения консультаций. Такая консультация ничего, кроме раздражения у педагога не оставляет.
Используя разные методы при проведении консультаций, консультант не только ставит задачи передачи определенных педагогам, но и стремится сформировать у них творческое отношение к деятельности. Например, при проблемном изложении материала формируется проблема, и вместе ищутся пути ее решения. При использовании частично-поискового метода проведения консультаций участники активно принимают участие в выдвижении гипотез, составлении планов деятельности, самостоятельно решают проблему. Чаще всего при проведении консультаций используется метод объяснения. Этот метод обладает целым рядом положительных качеств: достоверностью, экономным отбором конкретных фактов, научностью трактовки рассматриваемых явлений.
При обмене опытом между участниками консультации, выявлении знаний, анализе конкретных ситуаций может использоваться метод эвристической беседы. Предметом беседы лучше избирать практически значимый, актуальный вопрос, который требует всестороннего рассмотрения.
В настоящее время, в связи с развитием в образовании деятельностных методов, все больше появляется активных форм методической работы. Вот некоторые из них:
Дискуссия
Это коллективное обсуждение теоретических вопросов для вовлечения учителей в активное обсуждение проблем современного образования, выявления противоречий между житейскими представлениями и наукой, овладения навыками применения теоретических знаний для анализа действительности.
На стадии подготовки дискуссии ее организаторы:
В процессе проведения дискуссии ее ведущий:
Основная роль в дискуссии отводится ведущему. Он должен
Но, прежде всего, обладать отличными коммуникативными способностями, ведь в дискуссии часто важно не столько найти правильное решение (его может и не быть), сколько максимально со всех сторон осветить заявленную проблему. В заключительном слове ведущий отмечает активность или пассивность аудитории, оценивает ход дискуссии, при необходимости аргументировано опровергает неправильные суждения, дополняет неполные ответы, делает общий вывод по результатам обсуждения и благодарит учителей за участие в обсуждении.
Методический ринг
Отличается от дискуссии соревновательностью. С одной стороны, это хорошо, так как добавляет азарта и заинтересованности. С другой стороны, чрезмерное увлечение соревнованием превращает содержательную полемику в игру, где главная задача — выиграть, а не прояснить проблему.
Для организации методического ринга часто формируют группы: оппонентов (они противостоят друг другу), поддержки (поддерживают оппонентов) и анализа (оценивает аргументированность высказываний оппонентов).
При наличии двух противоположных взглядов на обсуждаемую проблему можно строить методический ринг как разновидность дискуссии. Например,
Заранее готовятся оппоненты. Каждый собирает группу поддержки, которая помогает ему в случае необходимости. Группа анализа оценивает уровень аргументации оппонентов, качество защиты определенной версии, подводит итоги.
Другой вариант методического ринга — это соревнование методических идей в реализации одной и той же проблемы. Например, на методический ринг по теме «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках» могут выйти группы применения игровых заданий, использования активных форм обучения, организации группового взаимодействия учащихся, повышения роли самостоятельной работы учащихся в процессе обучения и др.
Методический диалог
Чаще всего проводится в форме круглого стола для обсуждения насущных педагогических и организационных проблем, выстраивания плана деятельности. Участники заранее знакомятся с темой обсуждения и даже получают теоретическое домашнее задание (например, продумать свой вариант плана определенного мероприятия). Диалог здесь ведется между ведущим и участниками или между группами участников. Активность участников методического диалога прямо зависит от актуальности предложенной темы. Большое значение имеет общая эмоциональная атмосфера, которая позволяет вызвать чувство внутреннего единства. В заключение делается вывод по теме и принимается решение о дальнейших совместных действиях.
Деловая игра
Сегодня деловая игра стала чуть ли не самой распространенной формой профессионального общения. В процессе деловой игры отрабатываются определенные профессиональные навыки, апробируются педагогические технологии, решаются сложные проблемы и организационные вопросы. Коренное отличие данного вида игры состоит в том, что ее участники здесь выступают от себя самих, не привлекая никаких «ролей».
Процесс организации и проведения деловой игры можно разделить на 4 этапа: конструирование игры, организационная подготовка, проведение игры и подведение итогов.
На этапе конструирования игры нужно четко сформулировать общую цель игры и частные цели для участников (как правило, это группы учителей). Здесь же разрабатываются общие правила игры, которые должны быть предельно простыми.
Организационная подготовка конкретной игры включает:
На третьем этапе (проведение игры) участники разбиваются на группы (3-5 человек). Иногда это происходит по жребию, чаще участники сами выбирают себе группу. Все группы могут получить одно задание, чтобы затем вступить в дискуссию. Но можно каждой группе дать свое задание на отработку своей части общей проблемы. Тогда на этапе подведения итогов усилия групп объединяются, и их выводы дополняют друг друга.
Третий этап жестко регламентируется по времени. При недостатке времени группа может не получить результата, а при избытке — пуститься в посторонние досужие разговоры.
Некоторые организаторы деловых игр считают, что каждой группой должен руководить специально подготовленный «игротехник». Другие считают, что группа сама должна выбрать лидера (внутреннего ведущего) из своих рядов.
На четвертом этапе (подведение итогов) группы выступают с найденными решениями, дается общая оценка игры, иногда подробный ее анализ.
Ролевая игра
Ролевая игра — это игра-драматизация. Существенно отличается от деловой игры существованием ролей, в которых предстают участники. В такой игре часто участвуют учителя проблемных творческих групп, методических объединений, кафедр, распределяющие между собой роли учителя, учащихся, заместителя директора, директора, методиста и т. д.
Руководитель игры сообщает тему, проводит инструктаж о ходе игры, фиксирует эмоциональную реакцию каждого из играющих, вводит в ситуацию и меняет ее по ходу игры.
Подведение итогов проводится на основе эмоционально пережитых участниками суждений.
Такая игра активизирует внимание, переживания, мышление участников. И, самое важное, учителя должны увидеть, какими возможностями обладает дидактическая игра в сочетании с эмоциональной рефлексией.
Тренинг
Тренинг (англ., специальный тренировочный режим, тренировка) может быть самостоятельной формой методической работы или использоваться как методический прием при проведении семинара. При проведении тренинга широко специально создаются педагогические ситуации, в ходе «проживания» которых участники получают новые представления, знакомятся с новыми понятиями. Главное в тренинге — дать учителям в действии новый опыт, которому они потом сами могут найти обоснование и применение. Здесь часто используют раздаточный материал, технические средства обучения.
Целесообразно проводить тренинг в группах численностью от 6 до 12 человек. Основные принципы в работе тренинговой группы: доверительное и откровенное общение, ответственность в действиях и при обсуждении результатов тренинга.
Педагогический КВН
Данная форма методической работы способствует активизации имеющихся теоретических знаний, практических умений и навыков, созданию благоприятного психологического климата в коллективе. Отличительной особенностью данной формы является ее подчеркнуто юмористический характер. Здесь ищется не самое верное решение педагогических проблем, но самое необычное, смешное. Это часто позволяет взглянуть на проблемы образовательного учреждения с иной, необычной точки зрения.
Формируются две команды, жюри, остальные участники являются болельщиками. Команды предварительно знакомятся с темой КВН, получают домашние задания. Помимо того, они готовят взаимные шутливые приветствия по теме данного КВН. Руководитель предлагает занимательные, требующие нестандартных решений задания (в том числе «Конкурс капитанов»).
Педагогический КВН проводится по типичной для этого вида конкурсов схеме:
Методический мост
Данная форма родилась на волне распространения сетевых компьютерных технологий. Методический мост часто является разновидностью дискуссии. Но к проведению этой формы методической работы привлекаются учителя разных образовательных учреждений округа, города, родители. Важным является факт дистанционного общения участников, удаленных друг от друга. Главная цель методического моста — обмен передовым педагогическим опытом, распространение инновационных технологий обучения и воспитания.
Это один из методических приемов, способствующий развитию практических навыков, творческого мышления, выработке правильной точки зрения на определенные вопросы педагогической теории и практики. Этот прием удобно использовать при обсуждении методики изучения какой-то темы, для принятия решений по определенной проблеме. Иногда его применяют внутри деловой игры.
Метод мозгового штурма (мозговой штурм, мозговая атака, англ. brainstorming) — это оперативный метод решения проблем на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.
Правильно организованный мозговой штурм включает три обязательных этапа. Этапы отличаются организацией и правилами их проведения:
Мастерство учителя проявляется в том, как он анализирует, исследует педагогическую ситуацию, как формулирует на основе многостороннего анализа цель и задачи собственной деятельности. Поэтому выполнение таких заданий поможет научить выделять из многообразия явлений существенное, главное. Ситуативные педагогические задачи стимулируют творческое отношение к педагогической деятельности. Ведь, как правило, лучшим, наиболее приемлемым решением оказывается внешне парадоксальное, нестандартное действие.
Анализ школьной практики показывает, что наиболее оперативно и, к сожалению, часто учителями предлагаются решения авторитарные и либеральные, но отнюдь не лучшие, не самые эффективные. Выбор подобных решений отражает как сложившуюся в школе систему отношений, так и уровень профессиональной подготовки, личностные качества педагога.
Педагогические задачи целесообразно брать из повседневной педагогической практики. Приступая к решению задачи, необходимо внимательно разобраться в ее условии, оценить позицию каждого действующего лица, представить себе возможные последствия каждого предполагаемого шага.
Вот два примера таких задач, предложенных И. В. Лещинским.
Задача 1
«Урок литературы в восьмом классе. Учительница «в ударе». Момент вдохновения. Интересно рассказывает, блестяще читает стихи. Сама она такое состояние называет «звенящая струна». Истинное вдохновение посещает нечасто, сегодня посетило. Класс внимает с восторгом. На «Камчатке», у стеночки, сидит «местный хулиган» Сережа, духовная конституция которого недотягивает до уровня высокой поэзии, а вдохновение — ему не передалось. Сережа пытается поговорить с соседями. Молодым баском вторит «звенящей струне»: бу-бу-бу, бу-бу-бу. Отвлекает и класс, и учительницу. Учительница, продолжая объяснение, ловит взгляд Сережи. Сережа на минуту замолкает. Потом — снова: бу-бу-бу. Учительница мягко кладет ему на плечо руку. Снова минута тишины. И опять невыносимое «бубнение». «Сережа, — наконец обращается к нему учитель, — помолчи, пожалуйста». Не помогает. Секунды затишья и снова попытка поговорить, прокомментировать.
Что делать? Что бы вы сделали на месте учительницы? Нет-нет, еще минуту внимания. Ситуацию мы «собрали» из двух историй. Первая — воспоминание учителя, вторая — эпизод из детского сочинения. Так вот, в сочинении финал следующий: учительница, сорвавшись, кричит: «Сколько можно издеваться? Выйди немедленно из класса. Смотрела, просила — бесполезно. Кирпич вместо сердца. Я сказала: выметайся из класса». В ответ ученик бубнит, что он «ничего такого не делал, подумаешь, слово сказал». «Не выйду, — говорит ученик, — за что выгоняете?». И — до конца урока — пререкания, взаимные обвинения и оскорбления. «Струна порвана», урок — насмарку. Итак — решение».
Задача 2
«Семиклассники решили сорвать урок математики нового учителя. Прежний позволял учиться спустя рукава, ставил «ни за что» хорошие отметки. Новый — назовем его А.Ф. — требовал учиться и в своих требованиях был тверд, казалось, слишком строг. Его невзлюбили, решили с ним бороться. Смысл борьбы: он нам «делает плохо» — мы ему «сделаем плохо».
Инициатором бойкота стал Витя Лобов, — крепкий, сильный, но, скажем так, не очень умный и трудолюбивый лидер. «Братва, — предложил он, — А.Ф. заходит в класс, а мы его не видим, поняли? Орем, разговариваем, пишем, читаем. Делаем маленький бедламчик. Пусть хоть оборѐтся – не реагируем. Проверка на вшивость».
А.Ф. входит в класс. В классе шум, на учителя никакого внимания ученики не обращают. По глазам ребят, по фальшивой их оживленности, по ряду других деталей учитель догадывается о бойкоте.
Что делать? Что бы сделали вы?»
Анализ конкретных педагогических ситуаций
Анализ конкретных педагогических ситуаций может выступать как самостоятельная форма работы и как прием, используемый в любой другой форме. Такой анализ помогает формированию умений вычленять проблемы, содержащиеся в педагогической ситуации, намечать возможные пути и способы их решения.
Для полноценного анализа необходимо тщательно отобрать ситуаций, отвечающих целям и задачам методической работы. Источниками здесь могут быть педагогическая практика, материалы по состоянию преподавания, периодическая печать.
Работа по анализу конкретных педагогических ситуаций начинается с анализа причины возникновения ситуаций. Затем конструируются варианты решения ситуаций. В заключение разрабатываются методические рекомендации педагогу, столкнувшемуся с похожей ситуацией на практике.
Можно разнообразить данную форму методической работы игровыми моментами. Тогда участников знакомят с ситуацией, распределяют между ними роли. Участники (не обязательно все) получают описание ситуации, в котором содержится объяснение занимаемой каждым из них (по роли) позиции. После проигрывания педагогической ситуации все приступают к ее обсуждению.
Методическая мозаика
Это просмотр видеозаписей фрагментов уроков по заданной тематике с применением различных технологий и форм работы. После просмотра следует анализ увиденного и готовятся рекомендации по применению данных форм в повседневной практике. Данная методика часто применяется на семинарских занятиях. Она позволяет сократить затраты времени на достижение конечного результата, стимулирует познавательную деятельность учителей, позволяет включить в работу большее количество участников.
Продленная конференция
Данная методика помогает выстраивать обсуждение вокруг открытого урока. При подготовке к проведению открытого урока учитель обсуждает с членами методического объединения всю технологию проведения урока, а после урока обсуждается эффективность полученных результатов. Данная методика нередко применяется при работе с молодыми специалистами и учителями второй категории, поскольку они получают помощь при подготовке к уроку, его проведению и последующему анализу. Однако она полезна и опытным учителям, поскольку позволяет взглянуть на свой урок со стороны.
Виртуальный методический кабинет — это целостная многофункциональная информационно-образовательная среда, ориентированная на активную и немедленную методическую поддержку образовательного процесса. Виртуальный методический кабинет позволяет организовать методическое пространство для всех его участников, создает оптимальный доступ к необходимой информации, обеспечивает оперативную методическую помощь, дает возможность поделиться опытом работы.
Виртуальный методический кабинет – это:
Виртуальный методический кабинет позволяет создавать педагогические сообщества для:
В настоящее время виртуальные методические кабинеты создаются как отдельными педагогами, так и педагогическими коллективами. Как правило, виртуальный методический кабинет включает:
Необходимо напомнить, что виртуальное общение, как бы насыщено оно не было, никогда не заменит живого общения. Любое виртуальное общение лишь активизирует реальное общение, готовит его, снабжает собеседников информацией, позволяет предварительно обменяться мнениями.
Методическая продукция — один из самых востребованных сегодня видов педагогической издательской продукции. В ситуации постоянно меняющихся приоритетов вопрос «как преподавать?» оказывается гораздо важнее вопроса «что преподавать?». Однако культура изданий, как общих, так и специальных, в настоящее время оставляет желать лучшего. Именно поэтому мы включили данный раздел в методические рекомендации.
Создание методической продукции обусловлено функциональными обязанностями методиста и является одним из направлений его деятельности. Но и учитель, владеющий навыками создания методической продукции, быстро становится проводником передовых педагогических идей, лидером методико-педагогического процесса в образовательном учреждении.
Виды методической продукции могут быть классифицированы:
Любой из видов методической продукции может быть представлен как типографское издание, публикация в периодическом издании, буклет, электронное издание (CD, DVD, публикация в сети Интернет) или печатный вариант рукописи методист, набранный на компьютере.
К методическим продуктам предъявляются определенные требования:
Необходимо обратить внимание на культуру оформления издания, лаконичность изложения, целостность и логичность структуры. Методическая продукция обязательно утверждается на Методическом совете (Педагогическом совете) образовательного учреждения.
Типовая структура методического издания
Титульный лист:
Оборот титульного листа (либо 2-я страница).
На обороте титульного листа указывается название редакционного совета, по решению которого выпускается данная продукция (например, «Печатается по решению научно-методического совета ГОУ СОШ № ____»), далее идут выходные данные, состав редакционной коллегии, рецензенты.
Для издания пишется краткая аннотация (1-2 абзаца), в которой указывается, для кого предназначена продукция, что она содержит.
Содержание должно включать:
В зависимости от вида методической продукции издание может включать приложения (сценарии, планы, программы, схемы, рекомендуемая литература).
В изданиях этого вида излагается опыт для распространения, анализ конкретного опыта, разъяснение отдельных педагогических приемов и методов, описание педагогических действий. В основе данных изданий лежат факты, их оценки и методические выводы из педагогической практики.
Методическое описание
Это рассказ о проведенном деле, увиденном событии из педагогической практики или о том, как его можно провести. С одной стороны, это самый простой вид методической продукции, который предполагает подробное описание события, действия, некоторые комментарии. С другой стороны, методическое описание часто подменяют общепедагогическим или вовсе бытовым.
Методическое описание всегда должно содержать ответ на вопросы «Как это было сделано?» и «Почему это сделано так, а не иначе?». Так простой конспект урока, сценарий мероприятия не является методическим материалом. Такой конспект, чтобы стать методикой, должен рассказать читателю:
Это только некоторые вопросы, ответ на которые превращает простой конспект в методическое описание. Часто можно слышать рассуждения о том, что не дело учителя так смотреть на свой труд со стороны, его дело — проводить уроки. Однако поверьте, что без такого взгляда учителя «на себя сверху», без обобщения своего повседневного опыта, развития не будет.
Методический комментарий
Это очень неплохой способ получить методическую продукцию из простого общепедагогического описания. Более или менее объемные методические комментарии могут сопровождать практически любую педагогическую продукцию. Часто один автор описывает свой опыт (например, представляет конспект урока), а второй, обладая большим методическим опытом или просто чутьем, его комментирует. Создание таких пар очень полезно для методической работы образовательного учреждения. При этом учитель, описывающий свой опыт, имеет уникальную возможность повышать свою методическую культуру.
Интересен вариант методического комментария, при котором несколько комментаторов независимо друг от друга комментируют один опыт. Завершением такой работы может стать круглый стол автора опыта и всех комментаторов, материалы которого составят уникальный методический продукт.
Информационный плакат
Позволяет ознакомить широкий круг людей с теми или иными методическими идеями. Чтобы стать методической продукцией, а не быть просто объявлениями, они должны быть регулярными, нацеленными на определенную аудиторию и обладать чертами методических рекомендаций. С другой стороны, как всякий плакат, они должны быть лаконичны по языку и броски оформлению. Примером подобного типа методической продукции могут служить многочисленные плакаты психологической службы. Также в виде плаката часто оформляют методические указания ученикам, помещая их в классе. Точное понимание целевой аудитории позволяет правильно расположить такой плакат на территории образовательного учреждения.
Аннотация и реферат
Это две распространенные формы методической продукции. К сожалению, их смысл сегодня претерпел очень большие искажения. Поэтому, прежде чем приступать к аннотированию или реферированию, неплохо было бы познакомиться с ГОСТ 7.9-95, где изложены основные принципы построения аннотации и реферата.
Реферат здесь определен как «краткое точное изложение содержания документа, включающее основные фактические сведения и выводы, без дополнительной интерпретации или критических замечаний автора реферата». А аннотация — «краткая характеристика документа с точки зрения его назначения, содержания, вида, формы и других особенностей».
Обратите внимание, оба определения начинаются установлением размера данных продуктов. Там же даются и приблизительный объем аннотации и реферата: аннотация – около 500 печатных знаков, реферат — около 850 печатных знаков. Для наглядного представления достаточно сказать, что аннотация должна занимать один абзац в 7–8 строк, а реферат — два абзаца по 6–7 строк. Поэтому не надо путать методический реферат и учебный, который пишут наши ученики, и который подчас достигает размеров хорошей диссертации.
Вторым важным условием правильно составленных аннотации и реферата является отсутствие субъективной точки зрения их автора. Это бесстрастное изложение самой сути реферируемого или аннотируемого источника.
При правильном использовании эта форма методической продукции может оказать немалую услугу в распространении передовых методических идей, особенно при постоянном дефиците времени. Важно только не забывать, что сами методические идеи уже должны содержаться в источнике. Так реферат простого конспекта урока бессмыслен, так как в самом конспекте методического наполнения почти нет. А вот реферативное изложение какого-нибудь интересного периодического методического издания — дело весьма перспективное. В этом случае каждая статья издания превращается в отдельный небольшой реферат.
В случае регулярного и многочисленного реферирования логично собрать все небольшие рефераты в реферативное издание (периодически издаваемый реферативный журнал или непериодический реферативный сборник).
Рецензия
Это «произведение, содержащее анализ и аргументированную оценку авторского оригинала или вышедшего в свет издания» (ГОСТ 7.5–98). По сравнению с аннотацией и рефератом, здесь уже не только можно, но и нужно выказывать свое субъективное отношение. Данное обстоятельство позволяет использовать и неметодическую продукцию, придавая ей с помощью рецензии методический характер.
Нужно только помнить, что читатель методической рецензии может быть не знаком с источником рецензирования. Поэтому в рецензии нужно давать не только оценку первичного материала, но и фрагментарно представлять сам материал. Так не лишним будет указание на основную идею, структуру, главные положения исходного материала.
Автор хорошей рецензии всегда стремиться показать первичный материал с точки зрения общих процессов, проходящих в системе образования, общих проблем. Именно с точки зрения этих общих проблем и дается оценка авторского материала. При этом в методическую рецензию активно вводятся методические понятия, возможно и не присутствовавшие в первоисточнике.
И последняя рекомендация: стремитесь к краткости рецензии. Хорошая, добротная методическая рецензия должна занимать 2-3 страницы текста. И обязательно завершаться очень краткими методическими рекомендациями по сути процессов, описанных автором.
Методическая справка
Это итоговый аналитический документ по результатам изучения конкретных методических процессов в учреждениях системы образования. В справке отражаются особенности изученных процессов, определяются пути устранения или уменьшения факторов, отрицательно воздействующих на проведение методической работы, и усиления факторов, влияющих положительно. Подготовленный документ должен быть объективным, обоснованным, конкретным, системным, кратко, лаконично и логично изложенным.
Примерная структура изложения материала в методической справке:
Необходимо помнить, что методическая справка — документ официальный. Он, как правило, готовится по поручению вышестоящей организации, либо по просьбе самого образовательного учреждения. Поэтому все формулировки должны быть выверены и опираться только на проверенные факты. К тому же это не справка о состоянии дел в образовательном учреждении, не описание проведенного мероприятия. Нельзя забывать, что это методическая продукция. А значит, составитель справки должен обращать свое внимание, прежде всего, на методические процессы и описывать мероприятия с точки зрения методики их проведения.
Методический бюллетень
Этот вид методической продукции позволяет быстро и регулярно оповещать всех заинтересованных лиц и организации о том новом, что имеется с точки зрения методических процессов в рассматриваемой области или деятельности учреждения. В бюллетене публикуются краткие официальные методические материалы. Специфической чертой бюллетеня является официальный характер включаемых в него сведений.
Самым важным в правильном использовании этой формы методической продукции является «быстрота и регулярность». Если эти условия соблюдаются, то педагогический коллектив очень скоро привыкает получать официальные методические сведения из небольших брошюр бюллетеней.
Ошибкой, к сожалению очень распространенной, является включение в методический бюллетень административных распоряжений и указаний. Такие бюллетени быстро становятся органом администрации образовательного учреждения, и перестают отражать методические процессы.
Методический информационный справочник
Подобные справочники содержат объяснение основной методической терминологии, ответы на самые актуальные вопросы участников образовательного процесса в конкретном образовательном учреждении. Такого рода методическая продукция весьма актуальна сегодня при намечающемся падении общей методической культуры.
Существуют справочники методической терминологии, насчитывающие более 500 страниц (например, Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). – М.: Издательство ИКАР, 2009). Однако такого рода издания предназначены и востребованы, как правило, профессиональными методистами. Кроме того, они часто не отражают реалии конкретного образовательного учреждения. Например, при введении в данном образовательном учреждении некоторой общей педагогической технологии, неплохо было бы составить методический справочник по данной технологии для повседневной работы с ним учителей.
Положение о методической службе или методическом мероприятии
Положение — это локальный нормативный акт, рассчитанный на более или менее длительное действие, устанавливающий права, обязанности, формы, порядок деятельности. Другими словами, положение — это формальный договор всех участников какого-либо процесса. Если это «Положение о методической службе образовательного учреждения», то оно должно устанавливать порядок взаимодействия всех участников методической службы в данном учреждении. Если это «Положение о проведении…» какого-либо методического мероприятия, то оно регламентирует действия всех его участников.
Создание грамотного положения — задача нелегкая. Нужно учесть все аспекты описываемой деятельности, не забыть никого из участников, тщательно регламентировать начало и завершение деятельности, а возможно, и ее продолжение. Практика показывает, что хорошее, устраивающее всех, положение ежегодного мероприятия, подвергаясь корректировке каждый год, обретает свою завершенность через 3-4 года. Поэтому не следует создавать положение в одиночку. Это принципиально коллективный продукт, в котором заключено коллективное предвидение будущих процессов.
Можно предложить следующую примерную структуру положения:
Методическая газета
Это редко встречающаяся форма методического продукта. Хотя бы потому, что она очень трудоемка. Хорошая методическая газета должна быть регулярной и включать в себя методические новости, заметки, интервью, репортажи, неформальные отчеты, очерки, зарисовки, фельетоны и пр. Сегодня такая работа требует привлечения немалого количества энтузиастов. Но зато и результаты дает превосходные, так как позволяет неформально обмениваться мнениями по самым разным поводам.
Опасности, которые подстерегают методическую газету, состоят в потере ею методической направленности и слишком формализованном характере материалов. Однако распространение в образовательных учреждениях компьютерных технологий позволяет создавать Интернет-газету, в которой материалы могут собираться, помещаться и комментироваться по мере их появления. Разновидностью такой газеты может стать методический «живой журнал», где каждый участник образовательного процесса может писать свои заметки.
Методический вестник
Такого типа методическая продукция носит более научную направленность, чем, например, методическая газета. Это выпускаемое учреждением периодическое или продолжающееся издание, в котором публикуются материалы, статьи научного, информационного, методического характера, нормативные правовые акты. Как правило, выпускается одни-два вестника в год. Необходимо только следить за хорошим уровнем печатаемых там материалов, иначе методический вестник превратится в сборник мало интересных статей.
Методическое портфолио
Сегодня существует много разных вариантов портфолио. Портфолио происходит от англ. portfolio — портфель или папка для документов. Сегодня в образовании словом портфолио называют собрание более или менее официальных документов представляющих умения, навыки и знания ученика, учителя. В основном, это достижения. Портфолио тем и отличается от других форм самопрезентации, что принципиально сосредоточено на достижениях.
В методической работе принцип портфолио в настоящее время применяется не слишком активно. Если учителя еще собирают личные портфолио, в которые входят и их методические наработки, то, например, портфолио методического объединения или методической службы всего образовательного учреждения практически не встречаются. И в результате интересные методические разработки трех–четырехлетней давности исчезают из поля зрения методической службы.
Создание документа всегда преследует какую-либо цель. Так целью создания коммерческого портфолио является убеждение потенциального работодателя или клиента в необходимости работы с автором портфолио. Часто целью создания учительского портфолио становится успешное прохождение аттестации. А что же может стать целью создания методического портфолио образовательного учреждения?
Современные процессы в образовании убедительно показывают, что время обособленных образовательных коллективов проходит. Все большее число образовательных учреждений вступает в многочисленные сетевые взаимодействия как внутри системы образования, так и вне нее. А такое взаимодействие требует представительства одного образовательного учреждения перед другими. В том числе, и методического представительства. В сетевом взаимодействии каждый педагогический коллектив не только должен осознать свое методическое своеобразие, но и уметь предъявить его. Только тогда станет возможен нормальный сетевой методический обмен.
Структура методического портфолио может быть самой свободной. Но портфолио будет более успешным, если оно меньше будет ориентировано на рекламу образовательного учреждения. Не стоит загромождать методическое портфолио полными текстами положений и методических разработок. Вполне достаточно будет кратких рефератов, аннотаций и рецензий с указанием адреса, по которому можно ознакомиться с полным текстом.
Необходимо также помнить, что методическое портфолио — это динамичный, постоянно изменяющийся и пополняющийся продукт. Даже наработки многолетней давности должны в нем постоянно перерабатываться и изменяться. С той точки зрения прекрасной формой методического портфолио станет Интернет-портфолио.
Издания этого вида методической продукции разъясняют цели и порядок действия учителя, методику организации, проведения мероприятия, акции, процесса, представляют возможные методические приемы и технологии.
Инструктивно-методическое письмо
Включает указания и разъяснения, вытекающие из какого-либо нормативного документа, как правило, направленного из вышестоящих организаций. В письме определяется функции и круг деятельности педагога или коллектива по выполнению решений вышестоящих органов. Такое письмо должно более полно раскрывать содержание нормативных документов, положений, приказов, однако, без разъяснения частных методик и рекомендаций.
Схема инструктивно-методического письма может быть такой:
Методическая инструкция
Данный вид методической продукции более полно, чем предыдущий раскрывает последовательность действий, операций. Применяется обычно при описаниях условий дидактических игр или функций какого-либо органа, не допускающего различных толкований одного и того же вопроса. Но чаще всего методическая инструкция пишется для использования вновь созданного учебного пособия.
Примерная схема составления методической инструкции:
Инструкция пишется лаконичным языком, простыми предложениями, без сложных грамматических оборотов.
Методическая памятка
Очень похожа на методическую инструкцию, но гораздо меньше объемом. Памятка содержит краткие, самые важные сведения о выполнении какой-либо операции или осуществлении каких-либо функций. В сжатой форме дает алгоритм действий, круг обязанностей, перечень советов. Как правило, памятка имеет точный адресат в виде краткого обращения или просто названия. Изложение материала дается предельно лаконично, конкретно, без повторений, как правило, по пунктам.
Методическая записка
Это вспомогательный методический продукт, который помещают в начале сборника материалов, пособия.
Методическая записка дает пояснения к последующим методическим материалам, изложенным сжато (планам, графикам, таблицам). Обычно в записке даются ответы на следующие вопросы:
Методические рекомендации
Это основной вид методической продукции. По своей сути все остальные виды, так или иначе, содержат в себе методические рекомендации. Однако очень часто данный вид представлен самостоятельно.
Методические рекомендации создаются в образовательном учреждении для оказания методической помощи коллективу, педагогу. Методические рекомендации содержат в себе раскрытие одной или нескольких частных методик, технологий, выработанных на основе положительного педагогического опыта.
Рекомендации всегда имеют точный адрес и, в связи с этим, терминология, стиль и объем методической рекомендации строго регламентируется.
Вариант схемы методических рекомендаций:
Не общеупотребительные термины в рекомендациях желательно растолковывать, давая четкие, ясные определения. Объем методических рекомендаций прямо зависит от материала, который является их источником. Так методические рекомендации к уроку вряд ли стоит делать более 10 страниц. А методические рекомендации к учебному пособию нуждаются в гораздо большем объеме.
Однако самым важным в методических рекомендациях является их стиль. Автор рекомендаций должен остаться на грани между чистой практикой (простым пересказом конспекта, последовательности действий) и педагогической наукой. Каждое действие, описанное в рекомендациях должно получить обоснование. Например, в методических рекомендациях к уроку учитель должен увидеть как общую картину педагогического процесса и место в этом процессе конкретного урока, так и мельчайшие детали своих и ученических действий. Именно поэтому методические рекомендации часто пишутся от целого к частностям.
Авторская программа
Авторская программа — это спроектированный самим учителем (автором) на основе собственной методической концепции учебно-воспитательный процесс, предназначенный для обновления школьного образования и получения определенных (повышенных) результатов.
Авторская программа должна:
Структура авторской программы должна содержать все необходимые любой учебной программе элементы:
Пояснительная записка представляет технологическую основу программы; в ней раскрываются:
К дополнительным материалам относятся:
Педагогическая технология
Педагогическая технология — это система действий для достижения педагогических целей. Любая педагогическая технология должна удовлетворять некоторым основным методологическим требованиям (критериям технологичности):
Описание педагогической технологии можно представить в следующей структуре:
Методическая разработка
Это тоже один из основных видов методической продукции. Если методические рекомендации нередко составляются на методическую продукцию других авторов, то есть являются вторичными, то методическая разработка — это авторский методический продукт. Более того, это, чаще всего, первичный методический продукт, рожденный непосредственно практиком в ходе его педагогической деятельности. Именно эта практичность методической разработки (урока, мероприятия, выступления, выставки и пр.) делает ее особенно ценной.
Методическая разработка — это пособие, раскрывающее формы, средства, методы обучения, элементы современных педагогических технологий или сами технологии обучения и воспитания применительно к конкретной теме урока, теме учебной программы, преподаванию курса в целом.
Методическая разработка может представлять собой:
Требования, предъявляемые к методической разработке:
Примерная схема методической разработки:
Сегодня нередко встречаются методические разработки, авторы которых стремятся все содержание поместить в таблицу. Такой способ расположения методического материала возможен и иногда даже желателен, но лишь в качестве вспомогательного. Он более компактен, но, к сожалению, плохо отражает временное течение урока, мероприятия. Такое компактное табличное изложение лучше поместить в приложение.
Учебно-методический комплекс
Учебно-методический комплекс — это система нормативной и учебно-методической документации, описание средств обучения и контроля, необходимых и достаточных для качественной организации основных и дополнительных образовательных программ, согласно учебному плану.
Структура и содержание УМК:
Учебно-методический комплекс — один из самых громоздких и трудных для создания методических продуктов. Поэтому не всякий педагогический коллектив возьмется за его разработку. Однако даже сама работа над таким значительным методическим материалом может стать замечательной школой для учителей.
Сценарий
До недавнего времени данный вид методической продукции применялся исключительно для описания внеклассных мероприятий. И до сих пор этот вид педагогического сценария продолжает существовать. Это более или менее подробная запись праздника, вечера, любого дела. Здесь дословно приводятся слова ведущих, чтецов, актеров, текст песен, В ремарках даются сценические указания (световая партитура, движение участников на сцене и т. д.).
Схема данного сценария может быть такой:
Как правило, сценарий снабжен методическими советами, что позволяет разрабатывать собственные варианты, избежать ошибок.
Однако в последнее время, в связи с переходом на новые федеральные государственные образовательные стандарты сценарии стали создаваться и для урочных занятий. Здесь сценарий приобрел совершенно иную форму. В таком сценарии реплики участников и их действия не выписываются подробно, а лишь намечаются. Больше внимания уделяется созданию обучающей полуигровой среды, в которой ученикам захотелось бы действовать самим. При этом для учителя заранее продумываются варианты «отклика» на разные действия учащихся.
В этом случае схема сценария может быть следующей:
Такого рода сценарии занятий позволяют каждому учителю, используя общий сценарий, выстраивать «свой» неповторимый урок.
Графики (диаграммы)
Являются вспомогательной методической продукцией. Необходимо, однако, заметить, что их нужно строить таким образом, чтобы смысл и тенденция развития процесса, на них изображенные, были понятны без дополнительных объяснений. Большой методической ошибкой выглядят объяснения диаграмм. А вот выводы из тенденций, которые явно просматриваются на графиках, нужны. Без них сами графики теряют ценность.
Информационный каталог
Данный вид методической продукции хорошо помогает учителям ориентироваться в огромном информационном поле. Это могут быть каталоги фильмов, аудиозаписей, ссылок на ресурсы Интернета, методические материалы. Как правило, такие каталоги делаю тематическими.
Содержание каталога может быть, например, таким:
По форме — это могут быть каталожные карточки, объединенные в картотеку, либо текст, сформированный в сборник, брошюру, или папка-файл, или массив перекрестных ссылок в интернете.
Как и всякий анализ деятельности, анализ методической работы образовательного учреждения является одной самых трудных задач в деятельности администрации. Но поскольку анализ — это одна из последних стадий осуществления любого процесса, то он проходит наиболее успешно, если остальные стадии выполняются тщательно и грамотно. Так успешное планирование методической работы во многом определяет глубину ее анализа. Немалую роль для последующего анализа играет привычка регулярного документирования методических мероприятий (не нужно вспоминать, что было сделано или проведено).
Большое подспорье для итогового анализа всей методической работы образовательного учреждения оказывает анализ конкретных мероприятий по мере их осуществления. Ведь все равно после проведенного мероприятия оно более или менее активно обсуждается в коллективе. Нужно только умело направить такое обсуждение и зафиксировать его результаты, которые потом войдут в общий анализ.
Одной из самых больших ошибок при анализе методической работы является его принципиально хвалебный тон. Вместо четкого, ясного критического анализа деятельности получается ее презентация, в которой то, что «получилось» выставляется на передний план, а то, что не получилось, скрывается. Такой анализ приносит большой вред коллективу образовательного учреждения, не позволяя ему совершенствоваться.
Большим недостатком анализа является его превращение в отчет по учебно-воспитательной работе. Методическая работа, провидимая в образовательном учреждении, должна быть в конечном итоге нацелена на повышение качества учебно-воспитательного процесса. Однако зависимость между ними не прямая. Так, низкое качество образования в образовательном учреждении почти всегда свидетельствует о невысоком качестве методической работы. Однако повышение качества образования не может прямо свидетельствовать об улучшении работы методических служб. Ведь на качество образования в данном учреждении, кроме методической работы, влияет еще множество факторов (внешние условия, материально-техническое обеспечение, качество управления и т. д.).
Здесь необходимо помнить, что методическая работа в образовательном учреждении связана, прежде всего, с организацией деятельности педагогического состава. Некоторые интересные формы методической работы, направленные, например, на расширение кругозора учителей, оказывают опосредованное и часто отсроченное влияние на учащихся. Другие формы могут ставить своей задачей формирование педагогического коллектива, его сплочение, что опять-таки сказывается на качестве ученического образования лишь опосредовано.
Необходимо также сказать о дальнейшей судьбе проведенного анализа. Пока еще довольно часто встречается случай, когда администрация проводит анализ исключительно своими силами и его результаты не становятся достоянием коллектива образовательного учреждения. Тогда у учителя складывается впечатление, что его, например, открытый урок ценен сам по себе, но вне общей картины всей методической деятельности образовательного учреждения. Рядовые сотрудники просто не видят целого, что значительно снижает эффективность их конкретной работы. Это значит, что в плане методической работы обязательно должны быть указаны действия по ознакомлению с анализом всего коллектива.
Выявить ошибки и ознакомить с ними — еще не значит их исправить. Поэтому обязательно нужно запланировать «работу над ошибками» — более или менее расширенное заседание (совещание, круглый стол и пр.), на котором все участники прошедшего и заслужившего критику мероприятия наметят пути исправления ситуации. Кстати, это же станет хорошей основой для плана работы на следующий период. Например, при обсуждении недостаточно четко проведенной методической выставки могут (и должны) быть высказаны предложения по оптимизации этой формы методической работы в следующем учебном году. Важно только, чтобы в таком обсуждении принимали участие все, кто участвовал в данном мероприятии. Обидно, например, если хорошая методическая задумка рушиться из-за некачественной работы заместителя директора по АХЧ, часто просто не понимающего смысл в данном мероприятии.
Традиционно анализ методической работы включает следующие разделы:
Еще раз хочется напомнить, что прямой зависимости повышения качества образования от успешности методической работы нет. Продуктивность методической работы в школе определяется использованием учителем ее результатов в практике учебно-воспитательного процесса, но не результатами этого процесса. Поэтому такие критерии, как мониторинг учащихся, результаты сдачи ЕГЭ и ГИА, для оценки методической работы применяться не могут. Достаточно сказать, что многие педагогические технологии, которые начинали методически разрабатываться еще в 20-х годах XX века, только в начале XXI века получают массовое распространение, а значит, могут активно влиять на качество массового образования. Учитель, только вчера узнавший на курсах о новой методике, а сегодня ее впервые попробовавший, может не получить никакого нового результата от учеников. И вероятно не получит, поскольку всякий результат в системе образования отсрочен и куммулятивен, то есть накапливается постепенно, благодаря усилиям очень многих отдельных людей и всего социума в целом.
Поэтому критерии, применяемые в оценке методической работы, вряд ли могут быть количественными. Данные критерии скорее располагаются в психолого-педагогической сфере:
Please wait...
Вы можете приобрести этот курс, выбрав один или несколько документов, подтверждающих освоение программы:
Печатный экземпляр отправляем Почтой России в течение 3 недель после оплаты. Стоимость - 1200 рублей.
Электронное удостоверение отправляем на электронную почту в течение 3 дней после оплаты. Стоимость - 700 рублей.
Электронный или электронный + печатный. Стоимость от 700 до 1200 рублей.
2020 — 2025 © Центр развития компетенций «Аттестатика» — все права защищены.