Организационно-педагогические условия здоровьесбережения в учебно-воспитательном процессе в классе

В конце страницы к этому курсу прилагается

Цель курса: познакомить педагогов и классных руководителей с основными способами организации здоровьесберегающего процесса в классе.

Курс состоит из четырёх занятий. После каждого — вы можете пройти тест, чтобы проверить свои знания.

В качестве дополнительных материалов предлагаются вебинары.

После прохождения курса вы можете заказать сертификат участника.

Без изучения дополнительных материалов курс можно пройти за 1 час.

Занятие 1. Этапы организационно-педагогической деятельности по здоровьесбережению в классе

О чём пойдёт речь? 

В этой части расскажем, какие этапы необходимо пройти, чтобы создать систему здоровьесбережения в классе. 

Этапы 

Модель организационно-педагогической деятельности по здоровьесбережению в классе состоит из пяти этапов.

1 этап: создайте ситуацию, в которой классный коллектив будет вынужден решать два противоречия:

  • между существующим плохим здоровьем у педагогов и учащихся и задачей его улучшения/сохранения в процессе обучения;
  • между необходимость сделать педагогический процесс здоровьесберегающим и отсутствием знаний и средств для этого. 

2 этап: разработайте организационно-методическое обеспечение здоровьесбережения в учебно-воспитательном процессе.

3 этап: объедините всех, кто отвечает за организацию здоровьесбережения в классе.

4 этап: займитесь повышением компетенций в области здоровьесбережения, проведите просветительскую и исследовательскую работу.

5 этап: осуществите мониторинг «Изменение здоровья и мировоззрения ученика и родителей».

Подробнее о каждом из этапов вы узнаете в практическом курсе, а сейчас выполните задание.

Занятие 2.1. Подходы к организации здоровьесберегающего учебно-воспитательного процесса в классе

1) Здоровьесберегающая концепция школы затрагивает класс как одну из составляющих школьной системы.

О чём пойдёт речь? 

Первый подход к организации здоровьесберегающего учебно-воспитательного процесса в классе основан на реализации единой концепции, которой придерживается вся школа.

Суть подхода

Школьная концепция отражается на работе класса. Она проявляется

  • — в создании психологически комфортной атмосферы,
  • — в обеспечении развития личности,
  • — в рациональном с точки зрения сохранения здоровья ученика режиме школы,
  • — в организации образовательного процесса на основе творчества.

В учебный план вводятся уроки здоровья.

Чтобы реализовать этот подход, необходимо описать:

  • — стиль взаимоотношений детей и взрослых в школе, детей друг с другом;
  • — способы создания атмосферы дружелюбия;
  • — возможность самореализации личности через организацию разнообразной деятельности;
  • — возможность учиться и развиваться соответственно своим психофизиологическим особенностям и интересам;
  • — условия создания атмосферы творчества и красоты.

В рамках медико-профилактической работы создаются условия, отвечающие санитарно-гигиеническим нормам, проводится мониторинг состояния здоровья учащихся и профилактическая деятельность.

Профилактика может включать:

  • — витаминизацию с применением лекарственных трав;
  • — профилактику воспалительных заболеваний горла;
  • — профилактику и коррекцию понижения остроты зрения;
  • — профилактику и коррекцию нарушений осанки.

Недостатки подхода

Способы достижения цели обобщены, нет чёткого разграничения условий здоровьесбережения в школе и в классе.

Занятие 2.2. Подходы к организации здоровьесберегающего учебно-воспитательного процесса в классе

2) Создание здоровьесберегающей службы.

О чём пойдёт речь?

Расскажем, чем занимается здоровьесберегающая служба школы. 

Суть подхода

Здоровьесберегающая служба школы осуществляет:

1) мониторинг состояния здоровья детей, пришедших в школу;

2) коррекцию и профилактику состояния ребёнка во время обучения. 

Недостаток этого подхода

Обычно служба не выполняет воспитательные и обучающие задачи оздоровления. Эти функции иногда осуществляют другие службы, например психолого-валеологические центры.

Занятие 2.3. Подходы к организации здоровьесберегающего учебно-воспитательного процесса в классе

3) Учитель инициирует создание здоровьесберегающего учебно-воспитательного процесса в классе.

О чём пойдёт речь?

Расскажем о роли учителя как инициатора здоровьесберегающего учебно-воспитательного процесса в классе.

Суть подхода

Для реализации этого подхода можно разработать модель деятельности педагога, которая затрагивает все уровни, необходимые для развития здоровой личности:

  • — уровень телесных ощущений и реакций,
  • — уровень образов и представлений,
  • — уровень самосознания и рефлексии,
  • — уровень межличностных отношений и социальных ролей,
  • — уровень социокультурной детерминации личности,
  • — уровень экзистенциальных переживаний,
  • — уровень самоактуализации.

Этот способ представляет собой интеграцию воспитательного, обучающего и здоровьесберегающего аспектов деятельности педагога, но не учитывает влияния на ребёнка трёх сред: родителей, школы, внешней среды. Также не формулируются организационно-педагогические условия здоровьесбережения в учебно-воспитательном процессе в классе.

Дополнительный материал

Пример использования здоровьесберегающих технологий в начальной школе.

Занятие 3. Типовые мероприятия для решения задач оздоровления

О чём пойдёт речь?

Расскажем о типовых мероприятиях, которые позволяют решать задачи оздоровления в классе.

Типовые мероприятия по направлениям

Воспитательные

Классный руководитель создаёт и ведёт паспорт здоровья, чтобы привлечь внимание учащихся к проблемам здоровья. С помощью паспорта здоровья можно создать соревновательный эффект, выделить учеников с лучшей памятью и вниманием, поощрить усилия по укреплению здоровья, развитию памяти, внимания и других характеристик.

Обучающие

В программу обучения вводится предмет «Здоровье и здоровый образ жизни». Также можно запланировать серию классных часов по ЗОЖ.

Оздоровительные

К этому направлению относятся уроки физической культуры и участие в спортивных секций, проведение оздоровительных пауз во время уроков и недель здоровья.

Психологические

В этом направлении проводится мониторинг психического состояния учащихся. На основе мониторинга формулируются рекомендации по комплектованию классов , разрабатываются авторские развивающе-коррекционные программы.

Также в эту систему необходимо добавить:

  • — обеспечение учащихся полноценным питанием;
  • — соответствующее оформление классных комнат и школы в целом;
  • — создание возможностей для соблюдения правил гигиены.

Акцент делается на физические упражнения как на наиболее эффективный способ оздоровления. Для этого разрабатывается комплекс оздоровительных физкультурных мероприятий, которые реализуются в ходе образовательного процесса, во внеклассной и внеурочной работе.

Дополнительный материал

Вебинар «Игровые здоровьесберегающие технологии в образовательной организации»

Мастер-класс «Здоровьесберегающие технологии в практике педагога дополнительного образования»

Занятие 4. Условия эффективности организационно-педагогической деятельности по здоровьесбережению в классе

О чём пойдёт речь?

Расскажем об условиях, которые повышают эффективность организационно-педагогической деятельности по здоровьесбережению в классе.

На что необходимо обратить внимание классному руководителю?

Работа по здоровьесбережению в классе будет эффективной, если соблюсти ряд условий:

  1. Создать специальную ситуацию в классе, которая будет основана на здоровьесберегающей мотивации.
  2. Разработать организационно-методическое обеспечение, учитывая внешнесредовые и внутрисредовые условия и возможности каждого элемента педагогической системы в сохранении здоровья.
  3. Осуществлять координацию здоровьесберегающей деятельности валеолога, психолога, родителей, классного руководителя и других педагогов класса.
  4. Проводить просветительскую работу среди всех участников здоровьесберегающего процесса. Эту работу необходимо направить на те аспекты, по которым у членов команды ещё не сформировался опыт.
  5. Проводить мониторинг изменения здоровья ученика, мировоззрения родителей с помощью анкетирования, наблюдения, психологических и физиологических обследований. 

Дополнительный материал

Вебинар «Здоровьесберегающие технологии в общем образовании»

Выберите верную последовательность этапов деятельности по здоровьесбережению
При каком подходе необходимо описать стиль взаимоотношений?
Выберите признаки подхода, при котором инициатор процесса — учитель (выделите 3 правильных варианта):
Выберите направления типовых мероприятий по здоровьесбережению в классе (выделите 4 правильных варианта):
Что необходимо сделать, чтобы работа по здоровьесбережению была эффективной? (выделите 3 правильных варианта)

 

Поздравляем! Вы успешно завершили этот курс!

Сертификат отправим на указанный адрес электронной почты в течение 24 часов.

Образец сертификата

Корзина