v4А — 8 ОКТЯБРЯ 2019

Центр развития компетенций

9ce5f75b13a1a368de9f4e622ab0dc84_original

Обеспечение безопасности и развития обучающихся начальной школы в информационном пространстве

В конце страницы к этому курсу прилагается сертификат и удостоверение

Описание

Цель:  совершенствование профессиональных компетенций педагогов в области информационной безопасности детей.

Объем:  72 часа.

Формируемые знания и компетенции: 

  • Развитие навыков, связанных с информационно-коммуникационными технологиями.
  • Понимание основных принципов информационной безопасности.
  • Формирование навыков поведения в мире виртуальной реальности и социальных сетях.
  • Овладение технологиями сопровождения детей в освоении ими Интернета.

Программа

Модуль 1. Теоретические и практические аспекты обеспечения информационной безопасности детей

Занятие 1. О состоянии информационной безопасности детей в России

Сегодня дети рано знакомятся с цифровым миром, который дает им огромные возможности для развития, общения и развлечений. В России 88 % детей в возрасте от 7 до 10 лет уже имеют собственный смартфон или планшет. Детская аудитория является крайне уязвимой с точки зрения информационной безопасности.

Чем дети заняты в сети Интернет? По данным исследования «Лаборатории Касперского» в 2022 году:

74% — используют ресурсы глобальной сети для игр,

71% — просмотр фото и видео/сериалы, слушают музыку,

68% — общаются с друзьями,

46 % — учатся, делают уроки,

35% — применяют для оперативного получения тех или иных интересующих сведений.

Особую обеспокоенность у специалистов вызывает сильная вовлечённость детей в социальные сети и онлайновую коммуникационную среду.

58% школьников активно общаются во «ВКонтакте»,

53% смотрят YouTube-ролики,

47% — увлечены просмотром коротких видео в TikTok.

52% школьников имеют чат с одноклассниками или учениками других школ, о котором не знают учителя или родители.

Данные показатели невольно заставляют задуматься о будущем подрастающего поколения, особенно в свете популярности TikTok, YouTube Shorts и прочих подобных сервисов, контент которых часто балансирует на грани дозволенного, лишён морально-нравственной составляющей и пропагандирует деструктивные ценности среди молодёжи.

Почти каждый второй ребёнок (49%) знакомится с новыми людьми в социальных сетях, и больше трети из них (36%) потом встречаются с новыми знакомыми в реальности. Общение с незнакомыми или подозрительными людьми в сети может представлять угрозу не только для психологической, но также и для физической безопасности ребенка.

Ещё одна проблема связана с тем, что в своей насыщенной онлайн-жизни дети редко уделяют внимание вопросам приватности. Исследование показало, что юные пользователи размещают в интернете довольно много личных данных. В частности:

50% — указывают в социальных сетях свой настоящий возраст и рассказывают о своих увлечениях,

27% — отмечают номер школы,

13% — выкладывают фотографии, на которых видно обстановку квартиры,

12% — указывают имена родственников (родителей),

10% — публикуют номер мобильного телефона.

Личная и семейная информация нередко используется злоумышленниками в противоправных целях. Немаловажным является и тот факт, что треть родителей не знают, какая информация об их ребёнке находится в открытом доступе не только в соцсетях, но и в целом в интернете.

Кибербуллинг — это травля с использованием цифровых технологий. Только 8% родителей знают, что их ребенок сталкивался со случаями кибербуллинга (в качестве свидетеля, жертвы или участника), в то время как среди детей эта цифра в три раза выше (27%).

Еще одна проблема — это неподходящий по возрасту контент. Больше половины детей (53%) за последний год смотрели в сети видео с жестоким или взрослым содержанием.

Задача школы и родителей, так же как и в реальном мире — обеспечить юным пользователям безопасную и благоприятную среду в онлайн-пространстве. Достичь этого возможно благодаря современным техническим средствам, повышению цифровой грамотности.

Дополнительные материалы

Сиденко А. Взрослые и дети в интернете: цифровые привычки    

Дети в Интернете — 2022

Занятие 2. Государственная политика в области информационной безопасности детей и механизмы реализации 

Государственная политика в области информационной безопасности детей

Концепция информационной безопасности детей утверждена правительством Российской Федерации 28 апреля 2013 г.

Стратегической целью государственной политики в области информационной безопасности детей является развитие безопасного информационного пространства, защита российского общества от деструктивного информационно-психологического воздействия.

Концепция определяет приоритетные задачи государственной политики в области информационной безопасности, в частности:

— проведение мероприятий, направленных на повышение грамотности детей по вопросам информационной безопасности, формирование навыков законопослушного и ответственного поведения в цифровой среде;

  • совершенствование форм и методов обеспечения информационной безопасности детей;
  • защита детей от внешнего деструктивного информационно-психологического воздействия, пресечения деятельности, направленной на разрушение традиционных ценностей в российской Федерации;
  • развитие творческих способностей детей;
  • повышение родительских компетенций в сфере безопасного поведения детей в информационном пространстве.

Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» устанавливает правила информационной безопасности детей при обороте на территории России

продукции средств массовой информации, печатной, аудиовизуальной продукции на любых видах носителей, программ для ЭВМ и баз данных, а также информации, размещаемой в информационно-телекоммуникационных сетях и сетях подвижной радиотелефонной связи. В статье 2 закона дается определение понятий:

1) Информационная безопасность детей — состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией вреда их здоровью и (или) физическому, психическому, духовному, нравственному развитию

2) Информация, причиняющая вред здоровью и (или) развитию детей, — информация (в том числе содержащаяся в информационной продукции для детей), распространение которой среди детей запрещено или ограничено в соответствии с настоящим Федеральным законом

В законе конкретизируется, какая информация запрещена для распространения среди детей,  либо распространение которой среди детей определенных возрастных категорий ограничено.

Механизмы реализации государственной политики в области информационной безопасности

Анализ международного опыта показывает, что из существующих вариантов регулирования информационного потребления в целях обеспечения безопасности детей наиболее эффективным является сорегулирование медиа и государства.

Учет психолого-педагогического и художественно-культурного аспектов при оценке содержания информационной продукции в контексте обеспечения информационной безопасности детей позволяет обеспечить личностное, нравственное и культурное развитие детей – участников глобального информационного процесса.

Возрастно-психологический подход к оценке вредного воздействия информационной продукции на здоровье и психологическое благополучие детей показал свою эффективность. Возрастная маркировка информационного продукта сигнализирует родителям о том, что он содержит информацию, которая может представлять угрозу для ребенка.

Проведение профилактической работы с детьми и их родителями – один из механизмов решения задач информационной безопасности. Необходимо на обязательной основе проводить мероприятия, направленные как на обеспечение информационной безопасности детей, так и на привлечение внимания родителей (законных представителей) к вопросам информационной безопасности.

Важным элементом процесса решения задач информационной безопасности является привлечение журналистских сообществ и общественных организаций. Формированию безопасной информационной среды для детей будет способствовать поддержка средств массовой информации и массовых коммуникаций, а также общественных объединений и ассоциаций потребителей, осуществляющих функции общественного контроля.

Формирование у детей  безопасного алгоритма поведения в сети Интернет. Для этого необходимо  проводить на постоянной основе просветительские мероприятия, направленные на информирование о правилах безопасного пользования детьми сетью Интернет, разработать и интегрировать в образовательный процесс уроки информационной безопасности и цифровой грамотности детей.

Принципы реализации государственной политики в области обеспечения безопасности детей:

  • укрепление ведущей роли государства в обеспечении информационной безопасности детей;
  • сохранение и укрепление традиционных ценностей, противодействие распространению деструктивной информации;
  • приоритетность прав родителей (законных представителей) в обеспечении информационной безопасности детей;
  • повышение эффективности сотрудничества представителей средств массовой информации и массовых коммуникаций и государственных органов в интересах защиты детей от информации, способной причинить вред их здоровью и развитию;
  • обучение детей вопросам информационной безопасности;
  • взаимодействие различных ведомств при реализации мероприятий, касающихся обеспечения информационной безопасности детей;
  • безопасность использования интернет-технологий в образовательных организациях.

Занятие 3. Нормативные документы о защите персональных данных

Работа с персональными данными регулируется законами Российской Федерации в сфере защиты персональных данных.

Закон «О персональных данных» создает правовую основу обращения с персональными данными физических лиц в целях реализации конституционных прав человека, в том числе права на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну.

Определены принципы и условия обработки персональных данных. Устанавливая общий запрет на обработку персональных данных без согласия субъекта персональных данных, закон предусматривает случаи, когда такое согласие не требуется.

Персональными данными признаются любые сведения о физическом лице, в том числе его фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы, другая информация.

Персональные данные, разрешенные субъектом персональных данных для распространения, — персональные данные, доступ неограниченного круга лиц к которым предоставлен субъектом персональных данных путем дачи согласия на обработку персональных данных, разрешенных субъектом персональных данных для распространения в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.

Распространение персональных данных — действия, направленные на раскрытие персональных данных неопределенному кругу лиц.

Персональные данные, разрешенные субъектом персональных данных для распространения — такие персональные данные, доступ неограниченного круга лиц к которым предоставлен их субъектом.

К общедоступной информации относятся общеизвестные сведения и иная информация, доступ к которой не ограничен. Общедоступная информация может использоваться любыми лицами по их усмотрению при соблюдении установленных федеральными законами ограничений в отношении распространения такой информации.

Операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Любой человек теперь сам может принять решение в отношении того, какие персональные данные могут использоваться публично. Субъект персональных данных имеет право обратиться к любому оператору персональных данных с требованием удалить его персональные данные из общего доступа. Важно обратить внимание, что субъект персональных данных вправе обратиться с таким требованием к любому лицу, обрабатывающему его персональные данные, в случае несоблюдения положений законодательства.

Владелец сайта и (или) страницы сайта в сети «Интернет»  обязан соблюдать требования законодательства Российской Федерации (Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ (ред. от 29.12.2022) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»), в частности:

  • не допускать размещение информации несущей риск, связанный с причинением информацией вреда здоровью и (или) физическому, психическому, духовному, нравственному развитию граждан;
  • не допускать распространение информации с целью опорочить гражданина;
  • информации, направленной на склонение или иное вовлечение несовершеннолетних в совершение противоправных действий, представляющих угрозу для их жизни и (или) здоровья либо для жизни и (или) здоровья иных лиц;
  • информации, выражающей в неприличной форме, которая оскорбляет человеческое достоинство и общественную нравственность, явное неуважение к обществу, государству, официальным государственным символам Российской Федерации.
  • информации, направленной на склонение или иное вовлечение несовершеннолетних в совершение противоправных действий, представляющих угрозу для их жизни и (или) здоровья либо для жизни и (или) здоровья иных лиц.

С 27 марта 2023 г. вступили в силу поправки об ужесточении ответственности за нарушение положений законодательства о персональных данных (Федеральный закон от 24 февраля 2021 г. № 19-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях). Штрафные санкции для граждан предусматривают штраф в размере от 6 тыс. до 10 тыс. руб.

Занятие 4. Ошибки детей в сети

Основные ошибки детей, связанные с размещением информации в сети – это 1) несоблюдение принципов «приватности» и «конфиденциальности»  в Интернете; 2) овершеринг.

  • Конфиденциальность – доступ к информации имеют только определенные лица.
  • Приватность в Интернете — это право человека на сохранение в

секрете своей персональной информации.

  • Овершеринг – избыточная публикация информации о себе.

Разберемся, какая информация попадает в сеть. Конкретные действия самого пользователя:

  • Заполняем анкету при регистрации сайте (возраст, номер мобильного телефона, номер школы, электронная почта);
  • Участвуем в сомнительных онлайн-опросах;
  • Публикуем посты или сториз в социальных сетях, где рассказываем

что-то о себе, отправляем данные в чатах;

  • Выкладываем фотографии, на которые случайно попадает персональная информация, например, табличка с названием улицы и номером дома;
  • Оставляем геолокацию.

Также есть способы размещения информации, не контролируемые пользователем. Например:

  • Публикации других людей о нас. Например, друзья размещают совместную с вами фотографию без разрешения.
  • Шерентинг — это регулярное использование родителями социальных сетей для обмена новостями, изображениями и другой информацией о детях. Публикуя посты о своих детях, родители сами создают цифровой портрет ребенка в интернете, тем самым вмешиваясь в его цифровую идентичность. Они также раскрывают конфиденциальную информацию о своих детях, которая может включать полное имя детей, дату рождения, вес, рост, геолокацию и другие данные.
  • История наших поисковых запросов и посещенных сайтов. Ее обычно собирают поисковые системы, чтобы предложить вам более подходящую рекламу.

Риски, связанные с размещением личной информации в сети:

  • Кража, сбор и эксплуатация персональных данных

Это подразумевает доступ к личным данным детей и сбор этой информации незаконным способом и дальнейшее неправомерное использование. Чаще всего дети сами указывают личную информацию в интернете и свободно делятся ею с другими людьми. При этом они считают конфиденциальной информацией только контактные данные и не испытывают беспокойства за фото- и видеоконтент, который публикуют. Доступ к личным данным открывает возможности для онлайн-мошенничества и других правонарушений, связанных с опасностью для психического и физического здоровья жертвы.

  • Доксинг

Сбор и публикация личной информации ребенка без его согласия с целью запугать, шантажировать или иным образом навредить жертве.

Чтобы посторонние люди не имели доступ к информации на странице, нужно использовать настройки приватности. Настройки приватности — это способ установить, кто может видеть ваши записи, фото и другую информацию на вашей странице.

Также дети должны знать, что за распространение чужой личной информации без разрешения (например, фото своих одноклассников) и недостоверной информации в социальных сетях по законодательству установлена административная и уголовная ответственность.

Дети должны понимать, что в Интернете действуют те же правила безопасности, что и в реальной жизни:

  • Не размещай адрес и номер телефона
  • Не показывай фотографии с дорогими подарками, вещами
  • Не делись своим точным местоположением
  • Не публикуй компрометирующие снимки (себя, друзей, родственников) в открытом доступе

Занятие 5. Сетевые угрозы безопасности детей

Ростелеком в 2021-2022 г. провел исследование, связанное с киберрисками. Команда специалистов компании проанализировала риски, с которыми сталкиваются дети и подростки в сети, изучила технологические меры по противодействию киберрискам, спрогнозировала угрозы, с которыми дети и подростки могут столкнуться в будущем. Было выявлено 23 риска, угрожающих безопасности детей и подростков в интернете.

Выделено 6 групп рисков (угроз):

  • Криминализация, втягивание в криминальные практики
  • Личностная атака, психологическое насилие
  • Информационное давление, информация не предназначенная для детей и подростков
  • Аддикция, формирование зависимости от интернет-среды
  • Цифровая эксплуатация, использование ребенка для создания цифрового контента
  • Маркетинговое давление, рискованные денежные отношения

Подробно об угрозах, подстерегающих детей в сети Интернет можно прочитать в исследовании «Технологии защиты детей в интернете». Рассмотрим некоторые из них.

ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТЬ. Выделяется 6 основных типов интернет-зависимости:

  1. Навязчивый веб-серфинг — бесконечные путешествия по Всемирной паутине, поиск информации.
  2. Пристрастие к виртуальному общению и виртуальным знакомствам — большие объёмы переписки, постоянное участие в чатах, веб-форумах, избыточность знакомых и друзей в Сети.
  3. Игровая зависимость — навязчивое увлечение компьютерными играми по сети.
  4. Пристрастие к просмотру фильмов через интернет, когда больной может провести перед экраном весь день не отрываясь из-за того, что в сети можно посмотреть практически любой фильм или передачу.
  5. Киберсексуальная зависимость — навязчивое влечение к посещению порносайтов.

Интернет-зависимость – это навязчивая потребность в использовании Интернета, сопровождающаяся социальной дезадаптацией и выраженными психологическими симптомами. Патология проявляется в разрушении обычного образа жизни, смене жизненных ориентиров, появлении депрессии, нарастании социальной изоляции.

При появлении указанных зависимостей следует обратиться за медицинской (психологической и (или) психиатрической) помощью, так как в запущенном состоянии

Интернет-зависимость и игромания значительно хуже поддаются коррекции.

ОНЛАЙН-МОШЕННИЧЕСТВО. Интернет-сервисы или программное обеспечение

с доступом в интернет может использоваться для обмана жертв. К видам онлайн-мошенничества можно отнести фишинг, лотереи, подарочные акции, спам с заманчивыми предложениями, поддельные кошельки платежных систем и т.д. Дети и подростки наиболее подвержены внушению. Последствия онлайн-мошенничества имеют как финансовые, так и социально-психологические последствия, включающие в себя ощущение разочарования и несправедливости, стресс.

КИБЕРБУЛЛИНГ. Кибербуллинг подразумевает повторяющиеся эпизоды агрессивного поведения, направленные на то, чтобы напугать, унизить или разозлить человека. Такая форма поведения встречается в социальных сетях, мессенджерах, игровых платформах и других онлайн-площадках. Кибербуллинг может совершаться и детьми, и взрослыми. Кибербуллинг негативно влияет на поведение, психоэмоциональное и физическое здоровье жертвы. Изменения в эмоциональном состоянии характеризуются резкой переменой настроения в сторону негативных эмоций — злости, раздражительности, уныния, боязливости, одиночества.

СТАЛКИНГ. Сталкинг — паттерн поведения, проявляющийся в навязчивом преследовании, выслеживании и продолжительных домогательствах до жертвы. Отличается высокой длительностью, пристальным вниманием к действиям жертвы. Сталкер может использовать широкий спектр тактик и подходов в своих домогательствах и слежке за жертвой. Например, обычные и электронные письма, звонки, сообщения и другие действия в соцсетях, установка программного обеспечения для мониторинга на устройства жертвы. Сталкинг вызывает у жертвы спектр негативных эмоций, главными из которых являются страх и ощущение потери контроля над жизнью.

Занятие 6. Меры защиты

Эффективная защита детей от потенциальных угроз интернет-пространства может быть достигнута при условии скоординированных усилий со стороны всех заинтересованных сторон. Ключевая роль в обеспечении интернет-безопасности заключается в содействии процессу формирования ребенка как осознанного и опытного субъекта, активно использующего цифровые ресурсы для своего развития.

Пути обеспечения безопасности детей в Интернете:

  • Защита личной информации (ФИО, домашний адрес, телефон, личные фото и видео, банковская карта, e-mail, пароли).
  • Правила безопасного поведения (не встречаться с виртуальными знакомыми; не переходить по рекламным ссылкам; не сообщать незнакомым людям информацию о себе; прекратить общение, если тебя оскорбили и др.).
  • Соглашение детей и взрослых об использовании Интернета (куда можно ходить и куда нет; сколько времени можно быть в Интернете; программы родительского контроля и др.).
  • Безопасный поиск (программы родительского контроля и интернет-фильтры; пользовательский поиск по избранным сайтам, детские поисковые системы).
  • Защита компьютера (антивирусные программы, семейные фильтры, защита браузера, настройка учетных записей).

Технологические решения по защите детей в интернете

Выделено 8 кластеров технологических решений:

Подробнее с технологическими решениями можно ознакомиться, изучив материалы  исследования «Технологии защиты детей в интернете» (Ростелеком, 2022).

Занятие 7. Информационная безопасность образовательного учреждения

В соответствии с ФГОС ООО «Функционирование электронной информационно-образовательной среды обеспечивается соответствующими средствами ИКТ и квалификацией работников, ее использующих и поддерживающих. Функционирование электронной информационно-образовательной среды должно соответствовать законодательству Российской Федерации (Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ (ред. от 29.12.2022) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»)

Информационная безопасность образовательного учреждения представляет собой комплекс мер различного характера, направленных на реализацию двух основных целей:

  1. защита персональных данных и информационного пространства от несанкционированных вмешательств, хищения информации и изменения конфигурации системы со стороны третьих лиц;
  2. защита учащихся от любых видов пропаганды, рекламы, запрещенной законом информации.

Требования к административным и организационным мерам, техническим и программно-аппаратным средствам защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию

К административным мерам защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, относятся следующие:

  • Издание локальных актов, определяющих процедуры обеспечения информационной безопасности детей
  • Ознакомление педагогических работников с положениями законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, с локальными актами, изданными в образовательной организации
  • Назначение работника, ответственного за применение административных и организационных мер защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию

К организационным мерам защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, относятся следующие:

  • Размещение на информационных стендах в местах, доступных для детей, их родителей сведений об изданных в образовательной организации локальных актах об обеспечении информационной безопасности, информации о безопасном поведении и использовании сети Интернет
  • Размещение на официальном сайте в сети «Интернет» локальных актов о мерах обеспечения безопасности детей в сети интернет, изданных в образовательной организации, информационных материалов по обеспечению информационной безопасности детей в Интернете, а также сведений о применении административных и организационных мер, и обеспечение возможности свободного доступа к указанным документам

К техническим и программно-аппаратным средствам защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, относятся:

  • Средства ограничения доступа к техническим средствам доступа к сети «Интернет»
  • Средства ограничения доступа к сети «Интернет» с технических средств третьих лиц
  • Средства ограничения доступа к запрещенной для распространения среди детей информации, размещенной на сайтах в сети «Интернет»

Модель организации безопасного интернета в школе

Дополнительные материалы

  1. Приказ Министерства связи и массовых коммуникаций РФ от 16 июня 2014 г. N 161 «Об утверждении требований к административным и организационным мерам, техническим и программно-аппаратным средствам защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию»
  2. Основы психолого-педагогического сопровождения детей в процессе киберсоциализации

Занятие 8. ФГОС НОО и информационная безопасность детей

В области образования вопросы обучения детей информационной безопасности также нашли свое отражение. ФГОС НОО обеспечивает формирование у обучающихся культуры пользования информационно-коммуникационными технологиями (ИКТ).

ФГОС НОО в части предметных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы (ООП) подчеркивает важность обучения детей навыкам и знаниям в сфере информационной безопасности.

Личностные результаты освоения ООП начального общего образования (НОО) должны отражать формирование у обучающихся навыков безопасного образа жизни в окружающей среде, в том числе информационной (п.41.1.4 ФГОС)

Метапредметные результаты освоения ООП НОО должны отражать формирование у обучающихся навыков информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет (п.42.1 ФГОС)

Программа развития универсальных учебных действий у обучающихся при получении начального общего образования должна обеспечивать результативное взаимодействие с участниками совместной деятельности (высказывание собственного мнения, учет суждений других собеседников, умение договариваться), в том числе в условиях использования технологий неконтактного информационного взаимодействия (п.2.2.2 ПООП НОО)

В планируемых результатах практически всех учебных предметов указаны следующие требования:

  • использование для расширения своих знаний ресурсов Интернет (в условиях контролируемого входа);
  • соблюдение с помощью взрослых элементарных правил информационной безопасности при поиске информации в Интернете.

Соответствующие предметные умения отражены в учебном предмете  «Окружающий мир» (п.43.5 ФГОС):

  • приобретение базовых умений безопасного использования ресурсов сети Интернет;
  • формирование безопасного образа жизни на основе выполнения правил безопасного поведения в окружающей среде, в том числе знаний о небезопасности разглашения личной и финансовой информации при общении с людьми вне семьи, в сети Интернет.

ПООП НОО предусматривает включение в содержание предмета «Технология» модуля «Информационно-коммуникационные технологии», в рамках которого обучающиеся изучают следующие вопросы:

  • работа с различными видами информации,
  • знакомство с компьютером и правилами безопасной работы,
  • использование средств ИКТ для решения учебных и практических задач, в том числе Интернета (под руководством учителя).

Метапредметные результаты учебного предмета «Изобразительное искусство» обеспечивают формирование следующих умений:

  • использовать для получения информации поисковые системы Интернета;
  • осуществлять виртуальные путешествия по архитектурным памятникам, в отечественные и зарубежные музеи;
  • соблюдать правила информационной безопасности при работе в сети Интернет (ПООП НОО)

Модуль 2. Организация обучения информационной безопасности школьников и их родителей (законных представителей)

Занятие 1. Подходы к организации обучения детей основам информационной безопасности в образовательной организации

Перед образовательными учреждениями стоит комплексная задача, связанная одновременно с безопасным включением онлайн-технологий в учебный процесс, реализацией учебных программ и дисциплин, посвященных интернет-безопасности,

а также цифровой социализацией детей и подростков.

Образовательные модули по кибербезопасности и цифровой грамотности должны стать сквозным направлением в образовании детей и подростков на всех этапах обучения.

Подходы к организации обучения школьников информационной безопасности

Образовательная организация может организовать обучение школьников информационной безопасности путем:

  • Обращения внимания вопросам обеспечения информационной безопасности в рамках действующих в образовательной организации учебных дисциплин;
  • Внедрения в образовательную программу самостоятельной учебной дисциплины или увеличения количества учебных часов на изучение данной проблематики при изучении учебных предметов в рамках вариативной части учебного плана образовательной программы;
  • Организации соответствующих мероприятий или обучения в рамках тематической внеурочной деятельности и дополнительного образования:
  • Организации соответствующих мероприятий или обучения в рамках программ воспитания и социализации обучающихся.

Алгоритм формирования системы непрерывного обучения информационной безопасности школьников

  1. Выявление уровней обучения информационной безопасности (далее – ИБ) школьников
  2. Классификация угроз на каждом этапе обучения ИБ.
  3. Обеспечение непрерывности в изучении ИБ при переходе от одного этапа обучения к другому. Обеспечение непрерывного обучения за счет четкого выделения понятийного аппарата на каждом этапе.
  4. Определение содержания обучения на каждом этапе.
  5. Согласование действий и распределение меры ответственности семьи, школы, системы дополнительного образования по обеспечению ИБ школьников в учебно-воспитательном процессе.
  6. Определение форм внедрения мер по обеспечению ИБ в учебно-воспитательный процесс школы.

Психолого-педагогическое сопровождение детей и их родителей (законных представителей)

Образовательная организация в соответствии с ФГОС НОО должна обеспечить детям и их родителям (законным представителям) психолого-педагогическое сопровождение в вопросах информационной безопасности.

Психолого-педагогические условия реализации программы НОО должны обеспечивать в частности:

  • формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни;
  • формирование психологической культуры поведения в информационной среде;
  • формирование психологической культуры в области использования ИКТ.

Образовательные ресурсы по формированию информационной грамотности педагогов, школьников и их родителей

Методическое пособия

Методическое пособие «Интернет: возможности, компетенции, безопасность».

Методическое пособие направлено на повышение цифровой компетенции учителей и подростков.

Интернет-ресурсы

  1. Образовательный ресурс «Альянс по защите детей в цифровой среде». На сайте представлены различные проекты и образовательные материалы по информационной безопасности для преподавателей, детей и родителей (видеолекции, мультфильмы, уроки и методические рекомендации). Например, материалы проекта «Цифровой ликбез» представлены в виде видеороликов-мультфильмов и могут быть легко интегрированы в учебный процесс на уроках ОБЖ, информатики или родительских собраниях.
  2. Урок цифры – всероссийский образовательный проект в сфере информационных технологий. Материалы для проведения уроков (видеолекции, тренажеры, методические материалы).

Дополнительные материалы

Письмо Минобрнауки России от 14.05.2018  N 08-1184 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями о размещении на информационных стендах, официальных интернет-сайтах и других информационных ресурсах общеобразовательных организаций и органов, осуществляющих управление в сфере  образования, информации о безопасном поведении и использовании сети «Интернет»).

Занятие 2. Обучение младших школьников основам информационной безопасности

Особенности возраста

Согласно ФГОС НОО процесс просвещения в области безопасности личности при работе с информацией в сети Интернет необходимо начинать с начальной школы.

Рассмотрим, какие особенности данного возрастного периода могут способствовать эффективному и позитивному формированию основ информационной безопасности.

Во-первых, для младших школьников система «ребенок-учитель» становится преобладающей и влияет на отношения ребенка с родителями, одноклассниками. Для учеников начальной школы авторитет учителя очень высок, и ребенок всегда открыт для общения со своим наставником и полностью доверяет той информации, которую он ему дает.

Во-вторых, ведущей деятельностью в младшем школьном возрасте является учебная. Поэтому очень важно, чтобы процесс формирования информационной безопасности был организован как процесс обучения.

В-третьих, у ребенка начинают формироваться основы нравственного поведения. Он уже понимает значение понятий «добро-зло», «хорошо-плохо», но не имеет субъективного отношения к моральным нормам и системам ценностей. Таким образом, заложение основы безопасности с помощью категорий моральных ценностей и норм имеет большое значение для активизации внутренней силы ребенка в плане саморазвития.

Выбор тем в работе с детьми

Младшие школьники, как правило, уже наслышаны о том, какая информация существует в Интернете. Совершенно нормально, что они хотят это увидеть, прочесть, услышать.

Выбор тем для  работы с детьми определяется теми аспектами информационной безопасности, которые уже заложены в планируемые результаты освоения ООП НОО.

Ребенок должен научиться определенным навыкам безопасного использования интернет-ресурсов:

  • вести безопасный поиск информации в сети Интернет;
  • использовать только проверенную информацию;
  • осторожно обращаться с персональной информацией;
  • умение самостоятельно организовывать время, проведённое за гаджетами;
  • умение защищать информацию, создавая надёжные пароли;
  • взаимодействовать с участниками совместной деятельности (высказывание собственного мнения, учет суждений других собеседников, умение договариваться), в том числе в условиях использования технологий неконтактного информационного взаимодействия.

Следует уделять больше внимания образовательной деятельности для учащихся младших классов, направленной на преодоление негативного воздействия ИКТ-среды.

Один из способов решения проблемы информационной безопасности — научить детей оценивать информацию в соответствии с моральными и культурными ценностями. И дети, и родители должны знать, что в виртуальном мире существует список правил, которые необходимо соблюдать при работе и  онлайн-общении.

Учитель должен ознакомить учащихся на мероприятиях по обеспечению безопасности в Интернете:

  • с правилами ответственного и безопасного поведения в информационной среде, способами защиты от незаконных атак в Интернете и мобильной связи;
  • с информацией о том, что следует критически относиться к новостям СМИ, мобильным телефонам, показать разницу между правдивой и ложной информацией и способами нейтрализации информации, которая вредна и опасна для личности ребенка;
  • с правилами общения в социальных сетях;
  • с адресами помощи в случае интернет-угрозы.

Формы и методы работы

Для формирования безопасного поведения в интернете у младших школьников можно использовать различные методы:

  • Методы формирования сознания личности (убеждение): рассказ, объяснение, пример.
  • Методы организации деятельности и формирования опыта безопасного поведения в Интернете: упражнение, приучение, воспитывающие ситуации.
  • Методы стимулирования поведения и деятельности (мотивация): соревнование, поощрение.

Для начальной школы целесообразно проводить занятия по информационной безопасности в форме игровых путешествий, викторин.  Правильнее  показывать все правила на конкретных примерах. Благодаря этому методу информация у младших школьников будет лучше усваиваться.

Основным видом деятельности школьника является учебная  деятельность, и процесс развития информационной безопасности важно организовать как процесс обучения. Занятия должны основываться на системно-деятельностном подходе в соответствии с ФГОС.

Модель урока по информационной безопасности

Тема урока: Социальные сети

Цель: обсуждение особенностей интернет-сообществ и их возможностей для общения, сотрудничества, поиска нужных людей, установления связей с другими людьми.

Упражнение 1. Опутанные паутиной

Задачи:

  1. Введение в тему урока;
  2. Обсуждение особенностей социальных сетей.

Необходимые материалы: небольшой клубок ниток, карточка с рассказом о человеке в маске.

Время проведения: 10 минут.

Процедура проведения

Упражнение проводится в кругу. Ведущий берет в одну руку клубок, другой рукой держит конец нитки. Не отпуская нитки, ведущий кидает клубок случайному участнику и говорит что-то, что его с ним связывает (например, «у нас с Васей Ивановым день рождения в один день» или «нам с Олей Петровой нравятся кошки»). Участники должны кидать друг другу клубок, держа нить в руке, получивший клубок называет, что их связывает. Каждый, получая клубок в руки, удерживает нить и бросает клубок следующему. Так продолжается, пока клубок не закончится. В итоге все должны оказаться запутанными в сети из ниток.

Далее появляется фигура в маске (незнакомец) и подает клубок одному из детей и говорит, почему он хочет с ним общаться (например, «Коля, я тоже коллекционирую марки», или «Миша, ты увлекаешься велогонками. Я хочу пригласить тебя на велопрогулку»). Ребенок должен решить, брать ему клубок от незнакомца или нет.

Обсуждение

  • Можно ли сравнить эту паутину со Всемирной паутиной?
  • Легко ли освободиться из паутины?
  • Легко ли было принять предложение незнакомца? Если сомневались, то почему? (После обсуждения вопроса учитель достает карточку и рассказывает о человеке в маске)
  • В чем плюсы социальных сетей?
  • В чем минусы социальных сетей?

Подводя итоги

Социальная сеть представляет собой глобальное сообщество людей. Представляет большие возможности для общения. Знакомясь с человеком онлайн, никогда нельзя быть полностью уверенным, что он тот, за кого себя выдает. Безопаснее общаться с теми, кого знаешь в реальной жизни.

Рекомендуется предусмотреть после проведения занятий раздачу обучающимся наглядных материалов об основных аспектах информационной безопасности. 

Например, памятка к уроку:

 

Дополнительные материалы

  1. Принципы ситуационного обучения информационной безопасности в начальной школе
  2. Проект «Цифровой ликбез»
  3. Младшие школьники и Интернет: риски и угрозы цифрового мира

Занятие 3. Обучение основам информационной безопасности родителей и законных представителей обучающихся

Образовательные организации должны предпринимать различные меры по повышению уровня знаний обучающихся в сфере информационной безопасности, а для реализации данной функции также взаимодействовать с их родителями и законными представителями обучающихся для повышения их уровня знаний в данной сфере.

Ключевая роль родителей в формировании навыков безопасного поведения в Интернете у детей

Родителям принадлежит ключевая роль в первичной социализации детей, организации их повседневных практик. Во-первых, необходима вовлеченность родителей в виртуальную жизнь своих детей, проявление уважения и интереса к этой части социализации личности. Во-вторых, следует использовать все возможности для повышения собственных компетенций в области цифровой грамотности и кибербезопасности. В-третьих, необходимо делиться лучшими практиками организации интернет-активности детей, учитывающих баланс между их приватностью и контролем над действиями. И наконец, не стоит игнорировать доступные технологические инструменты информационной безопасности детей.

Формы работы

Образовательная организация может для повышения уровня знаний родителей и законных представителей обучающихся в вопросах обеспечения информационной безопасности детей предпринимать различные регулярные меры информационного и организационного характера, в частности:

  • Освещение вопросов информационной безопасности детей в рамках проводимых родительских собраний и проведение тематических собраний для родителей с участием педагогических работников и представителей администрации образовательной организации, в частности для демонстрации видеоматериалов по данным вопросам;
  • Организация индивидуальных и групповых консультаций классными руководителями, специалистами психологической службы и администрации образовательной организации для обеспокоенных родителей и законных представителей обучающихся, находящихся в группе риска;
  • Проведение семинаров, лекций и вебинаров с участием экспертов и сотрудников правоохранительных органов для родителей и законных представителей обучающихся;
  • Раздача информационных материалов об обеспечении безопасности детей в сети «Интернет», в частности памятки, флаеры и другие материалы;
  • Проведение анкетирования родителей и законных представителей обучающихся по вопросам организации дома мер по обеспечению защиты детей в информационном пространстве;
  • Размещение на сайте образовательной организации, средствах массовой информации образовательной организации, сообществах в социальной сети и сервисе электронных дневников для родителей и законных представителей обучающихся информации по обеспечению информационной безопасности детей.

Основные темы для обучающих мероприятий

В ходе мероприятий для родителей и законных представителей обучающихся рекомендуется отметить следующие темы:

  1. Важность обеспечения цифровой и информационной грамотности детей и подростков;
  2. Рекомендации и советы по обеспечению информационной безопасности детей как особо незащищенных пользователей сети Интернет;
  3. Методы и функции родительского контроля.

Образовательные интернет-ресурсы по формированию информационной грамотности родителей

  1. Как защитить ребенка от рисков в интернете: онлайн-курс для родителей.

Курс состоит из 11 уроков. В видеоуроках взрослые погрузятся в особенности и специфику каждого риска (угрозы), услышат советы психолога, познакомятся с оценкой экспертов, мерами защиты и степенью их эффективности, реальными примерами столкновения детей с киберугрозами, а также узнают о рисках будущего.

  1. Советы психолога
  2. Криминализация и втягивание в криминальные практики. Советы от психолога.
  3. Личностная атака, психологическое насилие. Советы от психолога.
  4. Аддикция, формирование зависимости от интернет-среды. Советы от психолога.
  5. Как защитить ребенка от интернет-угроз? Общие рекомендации.

Дополнительные материалы

  1. Методические рекомендации для родителей (законных представителей) о возможностях организации родительского контроля за доступом детей в сеть Интернет
  2. Чек-лист: Готов ли мой ребенок к использованию своего собственного смартфона?

Модуль 3. Обеспечение развития детей в информационном пространстве

Занятие 1. Учимся в Интернете

Наряду с вопросами информационной безопасности рекомендуется рассмотреть и вопросы практического использования сети Интернет для развития и образования.

Сегодня у школьников есть уникальная возможность — учиться не только с помощью книг, но, и задействуя различные интерактивные ресурсы в интернете.

Направления использования детьми ресурсов сети Интернет в учебе

Учебная деятельность детей в интернете:

  • Помощь с домашним заданием.
  • Ликвидация пробелов в знаниях путем прочтения и прослушивания уроков по предмету.
  • Школьные проекты.
  • Поиск дополнительной информации по предметам.
  • Подготовка к ВПР.

Виды учебных материалов

В сети Интернет предлагаются следующие виды учебных материалов:

  • Видео- и аудио-лекции.
  • Видеоуроки.
  • Тренажеры.
  • Тесты.
  • Интерактивные задания.
  • Интерактивные обучающие игры.
  • Текстовые материалы.

Особенности интернет-ресурсов для учебы

Электронное обучение для школьников может быть очень интересным. Современные сервисы для удаленного обучения детей активно используют геймификацию.

В основе работы тренажеров, интерактивных заданий лежит  диалог с учеником и электронный ресурс реагирует на действия ученика: проверяет правильность ответа, при ошибке задает наводящие вопросы, дает подсказки, которые приводят к правильному решению.

Разнообразные развивающие и интеллектуальные игры не только позволят снять напряжение и заинтересовать учеников. Они помогают осваивать новый материал в активной и интересной форме.

Задачи на логику — это такая своеобразная “гимнастика для ума”, средство для утоления
естественной для каждого мыслящего человека потребности испытывать и упражнять силу собственного разума. Решение задач, головоломок, разгадывание анаграмм и загадок – это и отдых и тренировка памяти одновременно.

Онлайн-экскурсии (путешествия) могут заинтересовать детей своей необычностью и красочностью.  Например, интернет-ресурс “Музеи мира” предлагает посетить музеи в разных городах и странах. Есть очень необычные музеи: музей карет (Лиссабон), музей живых бабочек (Санкт-Петербург) и другие.

«Плюсы» и «минусы» обучения детей в Интернете

Плюсы:

  1. Индивидуальный темп и график обучения.
  2. Личная заинтересованность ребенка.
  3. Разнообразие и большой объем доступных учебных ресурсов.
  4. Выстраивание индивидуальной образовательной траектории.
  5. Психологический комфорт (индивидуальный темп занятий, нет страха перед вызовом к доске).

Минусы:

  1. Нерегулярность занятий.
  2. Сложность встраивания  мотивационных компонентов (которые должны постоянно поддерживать высокий уровень интереса к процессу) обучения в дистанционные формы.
  3. Отсутствие навыков самоорганизации.
  4. Отсутствие живой коммуникации.

Общие рекомендации: как помочь детям

Если подростки сами способны найти в интернете интересующую их информацию, специальные тематические сайты, сообщества, то родителям младших школьников нужно оказать ребенку помощь.  Среднестатистический ребенок знает, как запустить компьютерную игру, но не знает, как и где найти нужную информацию, как использовать современные информационные ресурсы для решения конкретной задачи.

Есть набор общих рекомендаций, которые следует помнить родителям детей любого возраста:

  • Определите с ребенком цель обучения: освоение школьной программы или желание расширить свой кругозор и углубить знания.
  • Окажите помощь детям в поиске нужного учебного ресурса, удобного и понятного.
  • Сделайте закладки на сайты, чтобы дети быстро ориентировались.
  • Организуйте физминутки.
  • Помните, что ребенку все дается не так легко. Покажите, что Вы верите в него и в любой момент готовы прийти помогать. 
  • Очень хорошо, если взрослые будут вместе с ребенком изучать какие-то тематические сайты. Старайтесь интересоваться успехами в онлайн-обучении на регулярной основе. Для многих детей (особенно младших классов) именно проявление внимания со стороны родителей является лучшей мотивацией.
  • Поддерживайте связь с учителем. Он может дать рекомендации по поиску учебного материала.
  • При необходимости помогите оборудовать рабочее место.

Образовательные интернет-ресурсы

Приведем примеры интересных образовательных ресурсов сети Интернет, которые предоставляют детям возможности закрепить или углубить знания по школьной программе, получить или развить свои познания в каких-то других областях.

Учи.ру (UCHi.RU) Учи.ру – интерактивная образовательная онлайн-платформа разработана для изучения школьных предметов в интерактивной форме для 1-11 классов. Каждый ученик получает возможность самостоятельно изучить курс в комфортном темпе с необходимым количеством повторений и отработок вне зависимости от уровня подготовки. Учи.ру строит диалог с учеником и реагирует на действия ученика: в случае правильного решения, хвалит его и предлагает новое задание, а при ошибке задаёт уточняющие вопросы, которые помогают прийти к верному решению. Таким образом, для каждого ребенка система автоматически подбирает персональные задания, их последовательность и уровень сложности.

Важной особенностью контента является его практико-ориентированная направленность, позволяющая ребенку погружаться в ситуации, смоделированные с реальных жизненных задач, и решать их.

Видеоуроки по предметам начальной школы. Видеоуроки, которые помогут ликвидировать пробелы в знаниях, подготовиться к контрольным, тестам, вспомнить ранее изученный материал и систематизировать имеющиеся знания.

ГРАМОТА.РУ – Справочно-информационный портал – русский язык для всех. Универсальный интернет-проект, посвященный русскому языку и адресованный всем, кто его знает, изучает или хочет выучить, а главное – любит. Библиотека, словари, новости о русском языке, игры, учебный класс.

Дополнительные материалы

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа  социально- педагогической направленности  «Развитие творческих способностей детей посредством дистанционных образовательных технологий»

Занятие 2. Использование ресурсов сети Интернет для развития детей

Говоря о развитии детей мы будем иметь в виду дополнительное образование: развитие интеллектуальных и творческих способностей.

Каждый ребенок по-своему талантлив. Кто-то проявляет талант в учебе, кто-то — в различных творческих объединениях или спортивных секциях.

Саморазвитие детей в сети Интернет

Что касается саморазвития, то и с этим Всемирная паутина справляется на «отлично». Для самосовершенствования здесь ежедневно размещаются сотни бесплатных материалов. Это могут быть видеоуроки по программированию, рисованию, музыке, обучающий канал для детей по шахматам или танцам. Можно принимать участие в различных конкурсах, тренингах и обучающих курсах. Выбора много. Если Вам что-то не пришлось по вкусу, всегда можно отыскать более качественный вариант.

У младших школьников интересы ещё не сформированы, увлечений много и они не могут решить, чем заняться основательно. Педагогам и родителям нужно разобраться, что нравится ребенку и помочь определиться с выбором – хочется ему рисовать или вырезать лобзиком.

Дети 3-4 классов уже начинают “стримить”, например, ведут прямую трансляцию своих игр -”стрелялок”. Создают страницы в популярных соцсетях, публикуют видео и фото и хотят, чтобы их заметили.  И здесь не помешает совет родителей пройти курс дополнительного образования “Я — блогер” или «Создание крутых видеороликов», что впоследствии поможет создавать качественный контент и стать интересным для аудитории.

Направления развития

Обозначим основные направления развивающей деятельности:

  • Проектная деятельность.
  • Олимпиадное движение.
  • Творческие конкурсы.
  • Развитие определенных творческих способностей.
  • Развитие в определенных областях знаний.
  • Начальная профориентация.
  • Развитие навыков soft skills.

Виды интернет-ресурсов

Рассмотрим некоторые виды ресурсов сети Интернет для развития:

  1. Курсы и мастер-классы от профессионалов и известных людей
  2. Онлайн-школы для развития в каких-то определенных областях знаний
  3. Социальные сети. В социальных сетях очень много тематических групп, где можно получить новые знания, опыт, задать вопрос и получить разъяснения.
  4. Электронные библиотеки. Дети могут найти в электронных книгах и в периодике необходимую информацию для своей творческой деятельности или проекта.
  5. Использование досуговых сервисов (в том числе компьютерных игр). В данное время уже разработан ряд мультимедийных игровых программ, предназначенных для познавательного и творческого развития. Например, существуют компьютерные обучающие игры «Мастерская художника», «Школа маленьких художников», в которых изучаются разнообразные техники: живопись, графика, коллаж, аппликация. Игрок сможет свободно творить и проявить фантазию в создании своих произведений. Также существуют приложения для развития воображения и пространственного мышления.

Мотивация детей

Детей важно мотивировать, чтобы у них не пропал интерес и желание достичь каких-то целей в своем развитии.

  • Записывайте успехи ребенка! Это помогает мотивировать. Каждое небольшое достижение можно записывать на цветные листочки и прикалывать к пробковой доске. Наглядно видно, как ребенок поработал.
  • Устраивайте домашние выставки
  • Ребенок может рассказать в классе о своем интересном занятии
  • Свои достижения дети могут освещать на своей странице в социальных сетях, а это – самопрезентация, внимание, признание.

Образовательные интернет-ресурсы

Приведем примеры интересных перспективных образовательных ресурсов сети Интернет, которые предоставляют детям возможности развить свои познания, творчество, профессиональные навыки.

Онлайн-курс «ШКОЛА БЛОГЕРОВ» для детей 8-16 лет. Предлагается  детям и подросткам 8−16 лет освоить блогинг на практике, попробовать себя в профессии блогера и понять, куда развиваться.

ШАХМАТНЫЙ КАНАЛ на YouTube.   На данном канале вы сможете найти обучающие видео как для новичков, так и для тех, у кого уже есть шахматный разряд. Также есть возможность общаться с другими шахматистами – подписчиками канала.

Класс!ная физика (class-fizika.ru). «Класс!ная физика» — это сайт не только для учеников 7-11 классов, изучающих физику. Также присутствует физика в картинках, играх, загадках и опытах для любознательных младших школьников.

ОНЛАЙН-ПЛАТФОРМА для развития талантов. «Поколение М» – это бесплатный творческий благотворительный проект для детей всей России. На сайте любой школьник 6-18 лет может выбрать творческое направление, бесплатно обучаться у звездных наставников и загружать фото или видео своих работ на конкурс. Если ребенок хорошо рисует, танцует, поет, любит фотографировать, видит себя блогером или мечтает снимать кино – ему понравится «Поколение М», тем более, там можно участвовать одновременно в нескольких номинациях

Курсы, которые реализуются в рамках проекта:

  • Курс тележурналистики от Оксаны Федоровой. Очень интересно будет ознакомиться с детскими работами, представленными на конкурс «Стань телеведущим».
  • Экспресс-курс по фотографии.
  • Курс для вокалистов от Полины Гагариной.
  • Танцевальный тренд из TikTok. Мастер-класс «DANCE» от Никиты Мусатова и «Поколения М».
  • Мастер-классы по живописи.
  • Мастер-классы от педагогов знаменитой фабрики талантов «Непоседы».

Дополнительные материалы к курсу

  1. Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (с изменениями и дополнениями).
  2. Концепция информационной безопасности детей в российской Федерации (утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2023 г. № 1105-р).
  3. Закон «О персональных данных».
  4. Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ (ред. от 29.12.2022) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
  5. Примерная основная образовательная программа начального общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол № 6/22 от 15.09.2022 г.).
  6. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утв. приказом Минпросвещения России от 31.05.2021 г. № 286).

Итоговое тестирование

Защита ребенка от информации, наносящей вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, гарантируется:
Информационная безопасность детей это:
К информации, запрещенной для распространения среди детей, в соответствии с законодательством РФ НЕ относится информация:
Основными рисками информационной безопасности являются:
Когда получен спам по e-mail с приложенным файлом, следует:
Ребенок может стать потенциальной жертвой преступников, если на веб-странице поместит следующую информацию:
Существует ли у родителей возможность с помощью веб-обозревателя получать сведения о посещенных детьми веб-ресурсах?
Укажите понятие, синонимичное понятию «интернет-аддикция»:
Проанализируйте ситуацию и дайте рекомендацию родителю: Мама Ани увидела, что её дочь общается в интернете с незнакомой девочкой и эта девочка предлагает ей встретиться.
Кто несет ответственность за материал, который публикуется в Интернете?

 

Оформление сертификата / удостоверения

Вы можете приобрести этот курс, выбрав один или несколько документов, подтверждающих освоение программы:

Благодарим за участие!

Корзина