Занятие 1. Общие нормативные положения о ФОП НОО
Федеральная образовательная программа начального общего образования (ФОП НОО) № 992 утверждена 16 ноября 2022 г. («Об утверждении Федеральной образовательной программы начального общего образования»).
Федеральные образовательные программы введены в целях обеспечения единства образовательного пространства Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Федерального закона № 371-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “Об образовании в Российской Федерации” и статью 1 Федерального закона “Об обязательных требованиях в Российской Федерации”» (далее – Федеральный закон № 371-ФЗ) основные общеобразовательные программы (далее – ООП) всех общеобразовательных организаций Российской Федерации подлежат приведению в соответствие с ФООП
не позднее 1 сентября 2023 года.
Согласно части 6.1 статьи 12 Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации») образовательные организации разрабатывают ООП в соответствии с ФГОС и соответствующими ФООП. При этом
содержание и планируемые результаты разработанных образовательными организациями ООП должны быть не ниже соответствующих содержания и планируемых результатов ФООП.
Введение ФООП является
обязательным с 1 сентября 2023 г. для обучающихся 1-11 классов всех образовательных организаций, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования.
Содержание ФОП НОО представлено учебно-методической документацией, в состав которой входят:
- федеральный учебный план;
- федеральный календарный учебный график;
- федеральные рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей);
- федеральная рабочая программа воспитания;
- федеральный календарный план воспитательной работы;
- иные компоненты.
Эта учебно-методическая документация определяет единые для Российской Федерации базовые объем и содержание образования уровня начального общего образования, планируемые результаты освоения образовательной программы.
Дополнительные материалы к занятию
Занятие 2. Изменения в Федеральном законе № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Федеральным законом № 371-ФЗ от 24 сентября 2022 г. введены единые для Российской Федерации ФООП, которые разрабатываются и утверждаются Минпросвещения России. При этом, согласно статьям 1 и 2 Федерального закона № 371-ФЗ, термин «примерные образовательные программы» на уровне начального общего, основного общего и среднего общего образования исключен из ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Согласно пункту 10.1 статьи 2 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
Федеральная основная общеобразовательная программа – это учебно-методическая документация (см. Занятие 1), определяющая единые для Российской Федерации базовые объем и содержание образования определенного уровня и (или) определенной направленности, планируемые результаты освоения образовательной программы.
Организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования, разрабатывают образовательные программы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и соответствующими федеральными основными общеобразовательными программами.
Содержание и планируемые результаты разработанных образовательными организациями образовательных программ должны быть не ниже соответствующих содержания и планируемых результатов федеральных основных общеобразовательных программ.
Важно отметить, что
общеобразовательные организации, согласно части 6.3 статьи 12 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
в обязательном порядке используют федеральные рабочие программы по учебным предметам:
- Для начального общего образования:
-
- «Русский язык»;
- «Литературное чтение»;
- «Окружающий мир».
- Для основного общего и среднего общего образования:
-
- «Русский язык»;
- «Литература»;
- «История»;
- «Обществознание»;
- «География»;
- «Основы безопасности жизнедеятельности».
Федеральные рабочие программы по остальным учебным предметам могут использоваться как в неизменном виде, так и в качестве основы для разработки педагогическими работниками рабочих программ с учетом имеющегося опыта реализации углубленного изучения предмета.
При этом для обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся учебные предметы «Родной язык», «Литературное чтение на родном языке», «Родная литература» и «Второй иностранный язык» по-прежнему могут быть включены в учебный план в случае поступления соответствующих заявлений от обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и при наличии в образовательной организации необходимых условий (федеральные государственные образовательные стандарты начального общего (далее – ФГОС НОО), основного общего (далее – ФГОС ООО) и среднего общего образования (далее – ФГОС СОО), утвержденные приказами Минпросвещения России от 31 мая 2021 г. № 286 и от 31 мая 2021 г. № 287, приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413).
Образовательные организации вправе непосредственно применять при реализации соответствующих основных общеобразовательных программ федеральные образовательные программы, а также предусмотреть применение федерального учебного плана и (или) федерального календарного учебного графика, и (или) федеральных рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей). В этом случае соответствующая учебно-методическая документация не разрабатывается.
Занятие 3. Структурные элементы ФООП
ФООП состоят из трех разделов:
- целевого, который определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации ФООП, а также способы определения достижения этих целей и результатов;
- содержательного, который включает следующие программы, ориентированные на достижение предметных, метапредметных и личностных результатов:
а) федеральные рабочие программы учебных предметов;
б) программу формирования универсальных учебных действий;
в) федеральную рабочую программу воспитания;
- организационного, который определяет общие рамки организации образовательной деятельности, а также организационные механизмы и условия реализации образовательной программы и включает:
а) федеральный учебный план;
б) план внеурочной деятельности;
в) федеральный календарный учебный график;
г) федеральный календарный план воспитательной работы.
Такая структура ФООП соответствует требованиям федеральных государственных образовательных стандартов (далее – ФГОС) к структуре основной образовательной программы.
При этом в структуре ФООП отсутствует раздел, содержащий требования к условиям реализации федеральных основных общеобразовательных программ. Соответствующий раздел основных общеобразовательных программ, включая финансовые, кадровые, материально-технические, психолого-педагогические и информационно-методические условия реализации образовательных программ, формируется образовательной организацией самостоятельно, исходя из имеющихся у неё условий и возможностей.
Требования к условиям реализации образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования определены в ФГОС общего образования и включают:
- общесистемные требования;
- требования к материально-техническому и учебно-методическому обеспечению;
- требования к психолого-педагогическим, кадровым и финансовым условиям.
В ФОП НОО представлены пять вариантов федерального учебного плана с учетом режима работы школы, языка обучения, возможности изучения родного языка/родной литературы.
Также необходимо учитывать требования санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (далее – Гигиенические нормативы), утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. № 2 (зарегистрировано в Минюсте России 29 января 2021 г. № 62296), а также санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее – Санитарно-эпидемиологические требования), утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 (зарегистрировано в Минюсте России 18 декабря 2020 г. № 61573).
Функционирование электронной информационно-образовательной среды образовательной организации должно соответствовать Федеральному закону № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27 июля 2006 г., Федеральному закону № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27 июля 2006 г., Федеральному закону № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» от 29 декабря 2010 г.
При этом необходимо учитывать региональные/муниципальные нормы и требования в случае их закрепления нормативными правовыми актами.
Занятие 4. Организация методической поддержки педагогических работников и управленческих кадров
В марте-апреле 2023 года запланировано проведение окружных и всероссийских совещаний по вопросам введения ФООП.
Одновременно
во втором квартале 2023 года ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» представит методические рекомендации по реализации федеральных рабочих программ по учебным предметам и единый подход к формированию календарно-тематического планирования.
На
портале Единого содержания общего образования доработан и обновлен
конструктор рабочих программ – удобный бесплатный онлайн-сервис для индивидуализации федеральных рабочих программ по учебным предметам.
Конструктор рабочих программ обновлен в соответствии с ФООП в части шаблонов учебных программ по предметам
непосредственного применения для начальной школы – Русский язык, Литературное чтение, Окружающий мир.
Индивидуальную консультативную помощь по вопросам введения ФООП учитель или руководитель образовательной организации может получить, обратившись через
ресурс «Единое содержание общего образования» на
горячую линию по вопросам содержания образования.
Также в открытом доступе находятся материалы
Всероссийских просветительских мероприятий «Федеральные основные общеобразовательные программы и федеральные рабочие программы учебных предметов начального, основного и среднего общего образования: изменения в Федеральном законе “Об образовании в Российской Федерации”».
Целесообразно не только проинформировать педагогов и образовательные организации о возможности получить консультативную поддержку на федеральном уровне, но и подключить к этой работе региональные, муниципальные и школьные методические службы и объединения, а также лидеров методических сообществ субъекта Российской Федерации.
Занятие 5. Целевой раздел ФОП НОО: содержание
ФОП НОО является основным документом, определяющим содержание общего образования, а также регламентирующим образовательную деятельность организации в единстве урочной и внеурочной деятельности при учете установленного ФГОС НОО соотношения обязательной части программы и части, формируемой участниками образовательного процесса.
Цели ФОП НОО:
- Обеспечение реализации конституционного права каждого гражданина Российской Федерации на получение качественного образования, включающего обучение, развитие и воспитание каждого обучающегося.
- Организация учебного процесса с учетом целей, содержания и планируемых результатов начального общего образования, отраженных в ФГОС НОО.
- Создание условий для свободного развития каждого обучающегося с учетом его потребностей, возможностей и стремления к самореализации.
- Организация деятельности педагогического коллектива по созданию индивидуальных программ и учебных планов для одаренных, успешных обучающихся и (или) для детей социальных групп, нуждающихся в особом внимании и поддержке.
Задачи ФОП НОО:
- Формирование общей культуры, гражданско-патриотическое, духовно-нравственное воспитание, интеллектуальное развитие, становление творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья.
- Обеспечение планируемых результатов по освоению обучающимся целевых установок, приобретению знаний, умений, навыков, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.
- Становление и развитие личности в её индивидуальности, самобытности, уникальности и неповторимости.
- Обеспечение преемственности начального общего и основного общего образования.
- Достижение планируемых результатов освоения ФОП НОО всеми обучающимися, в том числе обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (далее – обучающиеся с ОВЗ).
- Обеспечение доступности получения качественного начального общего образования.
- Выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе лиц, проявивших выдающиеся способности, через систему клубов, секций, студий и т.д., организацию общественно полезной деятельности.
- Организация интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества и проектно-исследовательской деятельности.
- Участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников в проектировании и развитии социальной среды образовательной организации.
Занятие 6. Принципы реализации обучения в соответствии с ФОП НОО
ФОП НОО базируется на следующих принципах:
- Принцип учета ФГОС НОО: ФОП НОО основывается на требованиях, предъявляемых ФГОС НОО к целям, содержанию, планируемым результатам и условиям обучения в начальной школе.
- Принцип учета языка обучения: принимая во внимание условия функционирования образовательной организации, ФОП НОО характеризует право получения образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации и отражает механизмы реализации данного принципа в учебных планах, планах внеурочной деятельности.
- Принцип учета ведущей деятельности обучающегося: программа обеспечивает конструирование учебного процесса в структуре учебной деятельности, предусматривает механизмы формирования всех компонентов учебной деятельности (мотив, цель, учебная задача, учебные операции, контроль и самоконтроль).
- Принцип индивидуализации обучения: программа предусматривает возможность и механизмы разработки индивидуальных программ и учебных планов для обучения детей с особыми способностями, потребностями и интересами с учетом мнения родителей (законных представителей) обучающегося.
- Принцип преемственности и перспективности: программа обеспечивает связь и динамику в формировании знаний, умений и способов деятельности между этапами начального общего образования, а также успешную адаптацию обучающихся к обучению по образовательным программам основного общего образования, единые подходы к их обучению и развитию на уровнях начального общего и основного общего образования.
- Принцип интеграции обучения и воспитания: программа предусматривает связь урочной и внеурочной деятельности, разработку мероприятий, направленных на обогащение знаний, воспитание чувств и познавательных интересов обучающихся, нравственно-ценностного отношения к действительности.
- Принцип здоровьесбережения: при организации образовательной деятельности не допускается использование технологий, которые могут нанести вред физическому и (или) психическому здоровью обучающихся; приоритет использования здоровьесберегающих педагогических технологий. Объем учебной нагрузки, организация учебных и внеурочных мероприятий должны соответствовать Гигиеническим нормативам и Санитарно-эпидемиологическим требованиям.
ФОП НОО учитывает возрастные и психологические особенности обучающихся. Наиболее адаптивный срок освоения ООП НОО – четыре года. Общий объем аудиторной работы обучающихся за четыре учебных года не может составлять менее 2954 академических часов и более 3345 академических часов в соответствии с требованиями к организации образовательного процесса и учебной нагрузке при 5-дневной (или 6-дневной) учебной неделе, предусмотренными Гигиеническими нормативами и Санитарно-эпидемиологическими требованиями.
Занятие 7. Планируемые результаты освоения ФОП НОО
Планируемые результаты освоения ФОП НОО соответствуют современным целям начального общего образования, представленным во ФГОС НОО как система
личностных, метапредметных и предметных достижений обучающегося.
Личностные результаты
Личностные результаты освоения ФОП НОО достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности образовательной организации в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития; формированию внутренней позиции личности.
Личностные результаты сформулированы к овладению следующими предметными областями:
1. «Русский язык» – в результате изучения русского языка на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:
- Гражданско-патриотического воспитания:
- становление ценностного отношения к своей Родине, в том числе через изучение русского языка, отражающего историю и культуру страны;
- осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, понимание роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения народов России;
- осознание своей сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, в том числе через обсуждение ситуаций при работе с текстами на уроках русского языка;
- проявление уважения к своему и другим народам, формируемое в том числе на основе примеров из текстов, с которыми идет работа на уроках русского языка;
- первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений, в том числе отраженных в текстах, с которыми идет работа на уроках русского языка.
- Духовно-нравственного воспитания:
- осознание языка как одной из главных духовно-нравственных ценностей народа;
- признание индивидуальности каждого человека с опорой на собственный жизненный и читательский опыт;
- проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе с использованием адекватных языковых средств для выражения своего состояния и чувств;
- неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых средств языка).
- Эстетического воспитания:
- уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
- стремление к самовыражению в искусстве слова;
- осознание важности русского языка как средства общения и самовыражения.
- Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
- соблюдение правил безопасного поиска в информационной среде дополнительной информации в процессе языкового образования;
- бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся в выборе приемлемых способов речевого самовыражения и соблюдении норм речевого этикета и правил общения.
- Трудового воспитания:
- осознание ценности труда в жизни человека и общества (в том числе благодаря примерам из текстов, с которыми идет работа на уроках русского языка);
- интерес к различным профессиям, возникающий при обсуждении примеров из текстов, с которыми идет работа на уроках русского языка.
- Экологического воспитания:
- бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с текстами;
- неприятие действий, приносящих вред природе.
- Ценностей научного познания:
- первоначальные представления о научной картине мира, в том числе первоначальные представления о системе языка как одной из составляющих целостной научной картины мира;
- познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании.
2. «Литературное чтение» – в результате изучения литературного чтения на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:
- Гражданско-патриотического воспитания:
- становление ценностного отношения к своей Родине, малой родине, проявление интереса к изучению родного языка, истории и культуре Российской Федерации, понимание естественной связи прошлого и настоящего в культуре общества;
- осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, проявление уважения к традициям и культуре своего и других народов в процессе восприятия и анализа произведений выдающихся представителей русской литературы и творчества народов России;
- первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений.
- Духовно-нравственного воспитания:
- освоение опыта человеческих взаимоотношений, проявление сопереживания, уважения, любви, доброжелательности и других моральных качеств к родным и другим людям, независимо от их национальности, социального статуса, вероисповедания;
- осознание этических понятий, оценка поведения и поступков персонажей художественных произведений в ситуации нравственного выбора;
- выражение своего видения мира, индивидуальной позиции посредством накопления и систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске;
- неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям.
- Эстетического воспитания:
- проявление уважительного отношения и интереса к художественной культуре, к различным видам искусства, восприимчивость к традициям и творчеству своего и других народов, готовность выражать свое отношение в разных видах художественной деятельности;
- приобретение эстетического опыта слушания, чтения и эмоционально-эстетической оценки произведений фольклора и художественной литературы;
- понимание образного языка художественных произведений, выразительных средств, создающих художественный образ.
- Трудового воспитания:
- осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда;
- навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям.
- Экологического воспитания:
- бережное отношение к природе, осознание проблем взаимоотношений человека и животных, отраженных в литературных произведениях;
- неприятие действий, приносящих вред окружающей среде.
- Ценностей научного познания:
- ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной картине мира, понимание важности слова как средства создания словесно-художественного образа, способа выражения мыслей, чувств, идей автора;
- овладение смысловым чтением для решения различного уровня учебных и жизненных задач;
- потребность в самостоятельной читательской деятельности, саморазвитии средствами литературы, развитие познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в познании произведений фольклора и художественной литературы, творчества писателей.
Важно отметить, что планируемые личностные результаты обеспечиваются не только за счет вышеуказанных областей («Русский язык» и «Литературное чтение»), но и интегрировано – в других предметных областях, а также в рамках воспитательной работы и внеурочной деятельности.
Например, задачи воспитания обучающихся в образовательной организации:
- усвоение обучающимися знаний, норм, духовно-нравственных ценностей, традиций, которые выработало российское общество (социально значимых знаний);
- формирование и развитие личностных отношений к этим нормам, ценностям, традициям (их освоение, принятие);
- приобретение соответствующего этим нормам, ценностям, традициям социокультурного опыта поведения, общения, межличностных социальных отношений, применения полученных знаний;
- достижение личностных результатов освоения общеобразовательных программ в соответствии с ФГОС НОО.
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности познавательных, коммуникативных и регулятивных универсальных действий, которые обеспечивают успешность изучения учебных предметов, а также становление способности к самообразованию и саморазвитию. В результате освоения содержания программы начального общего образования обучающиеся овладевают рядом междисциплинарных понятий, а также различными знаково-символическими средствами, которые помогают обучающимся применять знания как в типовых, так и в новых, нестандартных учебных ситуациях.
Предметные результаты
В рамках ФОП НОО планируется достижение предметных результатов (по областям),
утвержденных в рамках ФГОС НОО (с учетом последних изменений в связи с внедрением ФОП НОО). Подробно изменения ФГОС НОО в соответствии с ФОП НОО рассмотрены в Занятии 14.
Занятие 8. Система оценки достижения планируемых результатов освоения ФОП НОО
Целевой раздел ФОП НОО включает
систему оценки достижения планируемых результатов освоения ФОП НОО.
Основой объективной оценки соответствия образовательной деятельности и подготовки обучающихся, освоивших ООП НОО, установленным требованиям является ФГОС НОО, независимо от формы получения начального общего образования и формы обучения.
Таким образом, ФГОС НОО определяет основные требования к образовательным результатам обучающихся и средствам оценки их достижения.
Система оценки призвана способствовать поддержанию единства всей системы образования, обеспечению преемственности в системе непрерывного образования.
Система оценки выполняет следующие функции:
- Ориентация образовательного процесса на достижение планируемых результатов освоения ФОП НОО.
- Обеспечение эффективной обратной связи, позволяющей осуществлять управление образовательным процессом.
Основными направлениями и целями оценочной деятельности в образовательной организации являются:
- Оценка образовательных достижений обучающихся на различных этапах обучения как основа их промежуточной и итоговой аттестации, а также основа процедур внутреннего мониторинга образовательной организации, мониторинговых исследований муниципального, регионального и федерального уровней.
- Оценка результатов деятельности педагогических работников как основа аттестационных процедур.
- Оценка результатов деятельности образовательной организации как основа аккредитационных процедур.
Система оценки включает процедуры внутренней и внешней оценки.
Внутренняя оценка |
Внешняя оценка |
Стартовая диагностика |
Независимая оценка качества образования |
Текущая и тематическая оценка |
Мониторинговое исследование муниципального, регионального и федерального уровней |
Портфолио |
— |
Психолого-педагогическое наблюдение |
— |
Внутренний мониторинг образовательных достижений обучающихся |
— |
В соответствии с ФГОС НОО система оценки образовательной организации реализует системно-деятельностный, уровневый и комплексный подходы к оценке образовательных достижений.
Подход |
Реализация |
Системно-деятельностный |
Системно-деятельностный подход к оценке образовательных достижений обучающихся проявляется в оценке способности обучающихся к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач, а также в оценке уровня функциональной грамотности обучающихся. Он обеспечивается содержанием и критериями оценки, в качестве которых выступают планируемые результаты обучения, выраженные в деятельностной форме. |
Уровневый |
Уровневый подход к оценке образовательных достижений обучающихся служит важнейшей основой для организации индивидуальной работы с обучающимися. Он реализуется как по отношению к содержанию оценки, так и к представлению и интерпретации результатов измерений.
Уровневый подход к оценке образовательных достижений обучающихся реализуется за счет фиксации различных уровней достижения обучающимися планируемых результатов базового уровня и уровней выше и ниже базового. Достижение базового уровня свидетельствует о способности обучающихся решать типовые учебные задачи, целенаправленно отрабатываемые со всеми обучающимися в ходе учебного процесса. Овладение базовым уровнем является границей, отделяющей знание от незнания, выступает достаточным для продолжения обучения и усвоения последующего учебного материала. |
Комплексный |
Комплексный подход к оценке образовательных достижений реализуется через:
- оценку предметных и метапредметных результатов;
- использование комплекса оценочных процедур как основы для оценки динамики индивидуальных образовательных достижений обучающихся и для итоговой оценки;
- использование контекстной информации (об особенностях обучающихся, условиях и процессе обучения и другое) для интерпретации полученных результатов в целях управления качеством образования;
- использование разнообразных методов и форм оценки, взаимно дополняющих друг друга: стандартизированных устных и письменных работ, проектов, практических (в том числе исследовательских) и творческих работ;
- использование форм работы, обеспечивающих возможность включения обучающихся в самостоятельную оценочную деятельность (самоанализ, самооценка, взаимооценка);
- использование мониторинга динамических показателей освоения умений и знаний, в том числе формируемых с использованием информационно-коммуникационных (цифровых) технологий.
|
Система оценки включает оценку нескольких групп результатов.
Группа результатов |
Цель оценки |
Личностные |
Получение общего представления о воспитательной деятельности образовательной организации и её влиянии на коллектив обучающихся. |
Метапредметные результаты |
Определение сформированности:
- познавательных универсальных учебных действий;
- коммуникативных универсальных учебных действий;
- регулятивных универсальных учебных действий.
|
Познавательные универсальные учебные действия |
Определение сформированности:
- базовых логических действий;
- базовых исследовательских действий;
- базовых навыков коммуникации, взаимодействия;
- умения работать с информацией.
|
Регулятивные универсальные учебные действия |
Определение сформированности:
- умения самоорганизации;
- умения самоконтроля.
|
Предметные результаты |
Определение сформированности:
- навыков и умений овладения знаниями предметной области;
- навыков применения знаний.
|
Занятие 9. Содержательный раздел ФОП НОО
Содержательный раздел ФОП НОО включает федеральные рабочие программы по учебным предметам, обязательным для уровня начального общего образования:
- Русский язык
Программа по русскому языку на уровне начального общего образования составлена на основе требований к результатам освоения программы начального общего образования ФГОС НОО, а также ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в федеральной программе воспитания. На уровне начального общего образования изучение русского языка имеет особое значение в развитии обучающегося. Приобретенные знания, опыт выполнения предметных и универсальных учебных действий на материале русского языка не только станут фундаментом обучения на уровне основного общего образования, но и будут востребованы в жизни.
- Литературное чтение
Литературное чтение – один из ведущих учебных предметов уровня начального общего образования, который обеспечивает, наряду с достижением предметных результатов, становление базового умения, необходимого для успешного изучения других предметов и дальнейшего обучения; читательской грамотности, а также закладывает основы интеллектуального, речевого, эмоционального, духовно-нравственного развития обучающихся.
Литературное чтение призвано ввести учащегося в мир художественной литературы, обеспечить формирование навыков смыслового чтения, способов и приемов работы с различными видами текста и книгой, знакомство с детской литературой. Вместе с тем предмет направлен на общее и литературное развитие обучающегося, реализацию его творческих способностей; на обеспечение преемственности в изучении систематического курса литературы.
- Окружающий мир
Изучение окружающего мира, интегрирующего знания о природе, предметном мире, обществе и взаимодействии людей в нем, соответствует потребностям и интересам обучающихся на уровне начального общего образования и направлено на достижение следующих
целей:
- формирование целостного взгляда на мир, осознание места в нем человека на основе целостного взгляда на окружающий мир (природную и социальную среду обитания);
- освоение естественно-научных, обществоведческих, нравственно-этических понятий, представленных в содержании данного учебного предмета;
- формирование ценности здоровья человека, его сохранения и укрепления, приверженности здоровому образу жизни;
- развитие умений и навыков применения полученных знаний в реальной учебной и жизненной практике, связанной как с поисково-исследовательской деятельностью (наблюдения, опыты, трудовая деятельность), так и с творческим использованием приобретенных знаний в речевой, изобразительной, художественной деятельности;
- духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России, понимание своей принадлежности к Российскому государству, определенному этносу;
- проявление уважения к истории, культуре, традициям народов Российской Федерации;
- освоение обучающимися мирового культурного опыта по созданию общечеловеческих ценностей, законов и правил построения взаимоотношений в социуме;
- обогащение духовного опыта обучающихся, развитие способности ребенка к социализации на основе принятия гуманистических норм жизни, приобретение опыта эмоционально-положительного отношения к природе в соответствии с экологическими нормами поведения;
- становление навыков повседневного проявления культуры общения, гуманного отношения к людям, уважительного отношения к их взглядам, мнению и индивидуальности.
Центральной идеей конструирования содержания и планируемых результатов обучения окружающему миру является раскрытие роли человека в природе и обществе, ознакомление с правилами поведения в среде обитания и освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах:
- «Человек и природа»;
- «Человек и общество»;
- «Человек и другие люди»;
- «Человек и познание».
Важнейшей составляющей всех указанных систем является
содержание, усвоение которого гарантирует формирование у обучающихся навыков здорового и безопасного образа жизни на основе развивающейся способности предвидеть результаты своих поступков и оценки возникшей ситуации.
Программа формирования универсальных учебных действий
Цель развития обучающихся на уровне начального общего образования реализуется через установление связи и взаимодействия между освоением предметного содержания обучения и достижениями обучающегося в области метапредметных результатов. Это взаимодействие проявляется в следующем:
- предметные знания, умения и способы деятельности являются содержательной основой становления УУД;
- развивающиеся УУД обеспечивают протекание учебного процесса как активной инициативной поисково-исследовательской деятельности на основе применения различных интеллектуальных процессов, прежде всего теоретического мышления, связной речи и воображения, в том числе в условиях дистанционного обучения (в условиях неконтактного информационного взаимодействия с субъектами образовательного процесса);
- под влиянием УУД складывается новый стиль познавательной деятельности – универсальность как качественная характеристика любого учебного действия и составляющих его операций. Это позволяет обучающемуся использовать освоенные способы действий на любом предметном содержании, в том числе представленном в виде экранных (виртуальных) моделей изучаемых объектов, сюжетов, процессов, что положительно отражается на качестве изучения учебных предметов;
- построение учебного процесса с учетом реализации цели формирования УУД способствует снижению доли репродуктивного обучения, создающего риски, которые нарушают успешность развития обучающегося, и формирует способности к вариативному восприятию предметного содержания в условиях реального и виртуального представления экранных (виртуальных) моделей изучаемых объектов, сюжетов, процессов.
Федеральная рабочая программа включает:
- Пояснительную записку.
- Содержание обучения: пункт разбит на годы обучения.
- Планируемые результаты освоения программы по предмету.
Занятие 10. Варианты федеральных учебных планов
В ФОП НОО, ФОП ООО, ФОП СОО представлены варианты федерального учебного плана с учетом возможности изучения родного языка/литературного чтения на родном языке и родной литературы, изучения второго иностранного языка для 5- и 6-дневной учебной недели.
При разработке учебного плана на уровне основного и среднего общего образования образовательная организация вправе перераспределить время, предусмотренное в федеральном учебном плане на изучение учебных предметов, по которым не проводится государственная итоговая аттестация, в пользу изучения иных учебных предметов, в том числе родных и (или) государственных языков народов Российской Федерации.
Вместе с тем необходимо соблюдать принцип, который гласит, что
содержание и планируемые результаты разработанных образовательными организациями образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования должны быть не ниже соответствующих содержания и планируемых результатов ФООП.
ФООП предусматривают возможность и механизмы разработки
индивидуальных программ и учебных планов для обучения детей с особыми способностями, потребностями и интересами с учетом мнения родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.
В целях удовлетворения образовательных потребностей и интересов обучающихся могут разрабатываться
индивидуальные учебные планы, в том числе для ускоренного обучения, в пределах осваиваемой образовательной программы в порядке, установленном локальными нормативными актами образовательной организации.
В интересах обучающихся с участием обучающихся и их родителей (законных представителей) могут разрабатываться
индивидуальные учебные планы, в рамках которых формируется индивидуальная траектория развития обучающегося (содержание учебных предметов, курсов, модулей, темп и формы образования).
Реализация индивидуальных учебных планов, программ сопровождается тьюторской поддержкой.
Занятие 11. Федеральная рабочая программа воспитания
Федеральная рабочая программа воспитания для образовательных организаций служит основой для разработки рабочей программы воспитания ООП НОО.
Программа воспитания основывается на единстве и преемственности образовательного процесса всех уровней общего образования, соотносится с рабочими программами воспитания для образовательных организаций дошкольного и среднего профессионального образования.
Программа воспитания:
- предназначена для планирования и организации системной воспитательной деятельности в образовательном учреждении;
- разрабатывается и утверждается с участием коллегиальных органов управления образовательной организацией, в том числе советов обучающихся, советов родителей (законных представителей);
- реализуется в единстве урочной и внеурочной деятельности, осуществляемой совместно с семьей и другими участниками образовательных отношений, социальными институтами воспитания;
- предусматривает приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, включая ценности своей этнической группы, правилам и нормам поведения, принятым в российском обществе на основе российских базовых конституционных норм и ценностей;
- предусматривает историческое просвещение, формирование российской культурной и гражданской идентичности обучающихся.
Программа воспитания включает три раздела:
- Целевой.
- Содержательный.
- Организационный.
Цели воспитания обучающихся в образовательной организации:
- развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства;
- формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде.
Задачи воспитания обучающихся в образовательной организации:
- усвоение обучающимися знаний, норм, духовно-нравственных ценностей, традиций, которые выработало российское общество (социально значимых знаний);
- формирование и развитие личностных отношений к этим нормам, ценностям, традициям (их освоение, принятие);
- приобретение соответствующего этим нормам, ценностям, традициям социокультурного опыта поведения, общения, межличностных социальных отношений, применения полученных знаний;
- достижение личностных результатов освоения общеобразовательных программ в соответствии с ФГОС НОО.
Ориентиры воспитания на уровне начального общего образования включают следующие направления:
- Гражданско-патриотическое воспитание.
- Духовно-нравственное воспитание.
- Эстетическое воспитание.
- Физическое воспитание.
- Трудовое воспитание.
- Экологическое воспитание.
- Ценности научного познания.
Федеральная программа воспитания включает виды, форму и содержание воспитательной деятельности, разбитые по модулям.
В Программе воспитания представлено описание воспитательной работы в рамках основных (инвариантных) модулей, согласно правовым условиям реализации образовательных программ (урочная деятельность, внеурочная деятельность и другое). Раздел можно дополнить описанием дополнительных (вариативных) модулей, если такая деятельность реализуется в общеобразовательной организации (дополнительное образование, детские общественные объединения, школьные медиа, школьный музей, добровольческая деятельность (волонтерство), школьные спортивные клубы, школьные театры, наставничество), а также описанием иных модулей, разработанных образовательной организацией.
Последовательность описания модулей является ориентировочной, в рабочей программе воспитания образовательной организации их можно расположить в последовательности, соответствующей значимости в воспитательной деятельности образовательной организации по самооценке педагогического коллектива.
Модули федеральной программы воспитания:
- Урочная деятельность.
- Внеурочная деятельность.
- Классное руководство.
- Основные школьные дела.
- Внешкольные мероприятия.
- Взаимодействие с родителями (законными представителями).
- Самоуправление.
- Профилактика и безопасность.
- Социальное партнерство.
- Профориентация.
Занятие 12. Федеральный календарный учебный график
ФООП включают федеральный календарный учебный график, которым определено, что
организация образовательной деятельности осуществляется по учебным четвертям.
Продолжительность учебного года при получении начального общего образования составляет 34 недели, в 1 классе – 33 недели.
Учебный год в образовательной организации начинается 1 сентября. Если этот день приходится на выходной день, то в этом случае учебный год начинается в первый, следующий за ним, рабочий день.
Учебный год в образовательной организации заканчивается 20 мая. Если этот день приходится на выходной день, то в этом случае учебный год заканчивается в предыдущий рабочий день.
С целью профилактики переутомления в федеральном календарном учебном графике предусматривается чередование периодов учебного времени и каникул.
Продолжительность каникул должна составлять не менее 7 календарных дней.
Продолжительность учебных четвертей составляет:
- I четверть – 8 учебных недель (для 1-4 классов);
- II четверть – 8 учебных недель (для 1-4 классов);
- III четверть – 9-10 учебных недель (для 2-4 классов);
- IV четверть – 8 учебных недель (для 1-4 классов).
Продолжительность каникул составляет:
- по окончании I четверти (осенние каникулы) – 9 календарных дней (для 1-4 классов);
- по окончании II четверти (зимние каникулы) – 9 календарных дней (для 1-4 классов);
- дополнительные каникулы – 9 календарных дней (для 1 классов);
- по окончании III четверти (весенние каникулы) – 9 календарных дней (для 1-4 классов);
- по окончании учебного года (летние каникулы) — не менее 8 недель.
Продолжительность урока не должна превышать 45 минут, за исключением 1 класса и компенсирующего класса, продолжительность урока в которых не должна превышать 40 минут.
Продолжительность перемен между уроками составляет не менее 10 минут, большой перемены (после 2 или 3 урока) – 20-30 минут. Вместо одной большой перемены допускается после 2 и 3 уроков устанавливать две перемены по 20 минут каждая.
Продолжительность перемены между урочной и внеурочной деятельностью должна составлять не менее 20-30 минут, за исключением обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, обучение которых осуществляется по специальной индивидуальной программе развития.
Занятие 13. План внеурочной деятельности
ФОП НОО включает также план внеурочной деятельности.
Назначение плана внеурочной деятельности – психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с учетом успешности их обучения, уровня социальной адаптации и развития, индивидуальных способностей и познавательных интересов. При формировании плана внеурочной деятельности образовательная организация предоставляет участникам образовательных отношений право выбора направления и содержания учебных курсов.
Основными задачами организации внеурочной деятельности являются:
- поддержка учебной деятельности обучающихся в достижении планируемых результатов освоения программы начального общего образования;
- совершенствование навыков общения со сверстниками и коммуникативных умений в разновозрастной школьной среде;
- формирование навыков организации своей жизнедеятельности с учетом правил безопасного образа жизни;
- повышение общей культуры обучающихся, углубление их интереса к познавательной и проектно-исследовательской деятельности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей участников;
- развитие навыков совместной деятельности со сверстниками, становление качеств, обеспечивающих успешность участия в коллективном труде – умения договариваться, подчиняться, руководить, проявлять инициативу, ответственность; становление умений командной работы;
- поддержка детских объединений, формирование умений ученического самоуправления;
- формирование культуры поведения в информационной среде.
Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности обучающегося с учетом намеченных задач внеурочной деятельности. Все её формы представляются в деятельностных формулировках, что подчеркивает их практико-ориентированные характеристики.
При выборе направлений и отборе содержания обучения образовательная организация учитывает:
- особенности образовательной организации (условия функционирования, тип школы, особенности контингента, кадровый состав);
- результаты диагностики успеваемости и уровня развития обучающихся, проблемы и трудности их учебной деятельности;
- возможность обеспечения условий для организации разнообразных внеурочных занятий и их содержательную связь с урочной деятельностью;
- особенности информационно-образовательной среды образовательной организации, национальные и культурные особенности региона, где находится образовательная организация.
Направления и цели внеурочной деятельности.
- Спортивно-оздоровительная деятельность направлена на физическое развитие школьника, углубление знаний об организации жизни и деятельности с учетом соблюдения правил здорового безопасного образа жизни.
- Проектно-исследовательская деятельность организуется как углубленное изучение учебных предметов в процессе совместной деятельности по выполнению проектов.
- Коммуникативная деятельность направлена на совершенствование функциональной коммуникативной грамотности, культуры диалогического общения и словесного творчества.
- Художественно-эстетическая творческая деятельность организуется как система разнообразных творческих мастерских по развитию художественного творчества, способности к импровизации, драматизации, выразительному чтению, а также становлению умений участвовать в театрализованной деятельности.
- Информационная культура предполагает учебные курсы в рамках внеурочной деятельности, которые формируют представления обучающихся о разнообразных современных информационных средствах и навыки выполнения разных видов работ на компьютере.
- Интеллектуальные марафоны организуются через систему интеллектуальных соревновательных мероприятий, которые призваны развивать общую культуру и эрудицию обучающегося, его познавательные интересы и способности к самообразованию.
- «Учение с увлечением!» включает систему занятий в зоне ближайшего развития, когда учитель непосредственно помогает обучающемуся преодолеть трудности, возникшие при изучении разных предметов.
Занятие 14. Корректировка ФГОС НОО в соответствии с ФОП
С 17 февраля 2023 года вступил в силу приказ Минпросвещения РФ от 8 ноября 2022 года № 955 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства образования и науки Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных государственных образовательных стандартов общего образования и образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)». Этот документ предполагает корректировку текста стандартов во избежание разночтений между ними и федеральными программами, по которым необходимо разрабатывать ООП школы и детского сада уже с 2023 года.
Ниже в таблице приведен перечень таких изменений по пунктам ФГОС НОО.
ФГОС НОО |
Пункт |
Как было |
Как стало |
п.11 |
На основе ФГОС органом исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющим государственное управление в сфере общего образования, и учредителем Организации формируются и утверждаются нормативы финансирования государственной (муниципальной) услуги по реализации программы НОО и нормативов затрат на обеспечение условий её реализации. |
Утратил силу. |
п.12 |
На основе ФГОС с учетом потребностей социально-экономического развития регионов, этнокультурных особенностей населения разрабатываются примерные образовательные программы начального общего образования (далее – ПООП), в том числе предусматривающие углубленное изучение отдельных учебных предметов. |
На основе ФГОС с учетом потребностей социально-экономического развития регионов, этнокультурных особенностей населения разрабатывается федеральная основная образовательная программа начального общего образования (далее – ФООП), в том числе предусматривающая углубленное изучение отдельных учебных предметов. |
п. 13 |
Содержание НОО определяется программой НОО, разрабатываемой и утверждаемой Организацией самостоятельно. Организация разрабатывает программу НОО в соответствии со ФГОС и с учетом соответствующих ПООП.
|
Содержание НОО определяется программой НОО, разрабатываемой и утверждаемой Организацией самостоятельно. Организация разрабатывает программу НОО в соответствии с ФГОС и ФООП.
Содержание и планируемые результаты разработанных организациями, осуществляющими образовательную деятельность, образовательных программ должны быть не ниже соответствующих содержания и планируемых результатов ФООП. |
п. 14 |
Организация, имеющая статус федеральной или региональной инновационной площадки, разрабатывает и реализует программу НОО, соответствующую требованиям ФГОС к результатам освоения программы НОО, самостоятельно определяя достижение промежуточных результатов по годам (этапам) обучения вне зависимости от последовательности достижения обучающимися результатов, определенных соответствующими ПООП. |
Утратил силу. |
п. 39.2 |
Финансовое обеспечение реализации программы НОО должно осуществляться в соответствии с нормативами финансирования государственных (муниципальных) услуг (за исключением малокомплектных и сельских Организаций), утверждаемыми федеральными органами власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации с учетом требований ФГОС. |
Финансовое обеспечение реализации образовательной программы НОО должно осуществляться в объеме не ниже определенного в соответствии с бюджетным законодательством РФ и Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». |
п. 39.3 |
Формирование и утверждение нормативов финансирования государственной (муниципальной) услуги по реализации программ НОО осуществляются в соответствии с общими требованиями к определению нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования. |
Утратил силу. |
Абз. 1.
п. 43.2 |
Предметная область «Родной язык и литературное чтение на родном языке» предусматривает изучение государственного языка республики и (или) родных языков из числа народов РФ, в том числе русского языка.
Распределение предметных результатов освоения и содержания учебных предметов «Родной язык и (или) государственный язык республики РФ» и «Литературное чтение на родном языке» разрабатывается в соответствии с требованиями ФГОС с учетом ПООП по учебному предмету и утверждается Организацией самостоятельно. |
Предметная область «Родной язык и литературное чтение на родном языке» предусматривает изучение государственного языка республики и (или) родных языков из числа народов РФ, в том числе русского языка. Распределение предметных результатов освоения и содержания учебных предметов «Родной язык и (или) государственный язык республики РФ» и «Литературное чтение на родном языке» разрабатывается в соответствии с требованиями ФГОС и ФООП по учебному предмету и утверждается Организацией самостоятельно. |
Занятие 15. Дорожная карта перехода на ФОП НОО
Дорожная карта – это документ, в котором отображены основные этапы реализации стратегии, указаны исполнители и сроки завершения каждого этапа. Для простоты восприятия информация чаще всего представлена в графическом виде, но иногда используется и текстовый формат.
Цель разработки дорожной карты перехода на ФОП НОО – помочь педагогам своевременно подготовиться к переходу на ФОП НОО.
Напомним, что
ФОП НОО должны быть реализованы с 1 сентября 2023 года.
Дорожная карта может быть разработана как на уровне образовательной организации, так и педагогом самостоятельно (в целях самоподготовки).
Рассмотрим, какие этапы и мероприятия должны быть проведены. Предложенные мероприятия и этапы носят рекомендательный характер.
- Организационно-управленческое обеспечение:
-
- Изучение нормативно-правовых документов, регламентирующих введение и реализацию ФОП.
- Формирование банка данных нормативно-правовых документов, регламентирующих введение и реализацию ФОП.
- Издание приказа «О переходе на ФОП».
- Разработка и утверждение дорожной карты по переходу на осуществление образовательной деятельности с непосредственным полным применением ФОП.
- Проведение совещания с педагогами по теме: «О мерах по переходу на полное применение ФОП».
- Организация деятельности рабочей группы по разработке основной образовательной программы в соответствии с ФОП.
- Организация и проведение педагогических советов с рассмотрением вопросов подготовки к непосредственному применению ФОП.
- Проведение экспертизы локальных актов на соответствие требованиям ФОП.
- Издание приказа об утверждении локальных актов учреждения в сфере образования, актуализированных в соответствии с требованиями ФОП.
- Мониторинг готовности ОО к реализации ФОП с 1 сентября 2023 года.
- Кадровое обеспечение:
-
- Проведение анализа укомплектованности штата для обеспечения реализации ФОП. Выявление кадровых дефицитов.
- Проведение анализа образовательных потребностей и профессиональных затруднений педагогических работников по вопросам перехода на полное применение ФОП.
- Обеспечение курсовой подготовки педагогов по вопросам перехода на реализацию ФОП.
- Методическое обеспечение:
-
- Обеспечение педагогов методическими материалами по сопровождению реализации ФОП.
- Внесение в план методической работы мероприятий по методическому обеспечению реализации ФОП.
- Обеспечение педагогов методическими материалами по сопровождению реализации программы коррекционно-развивающей работы.
- Обеспечение участия педагогов в семинарах, конференциях и других мероприятиях по внедрению ФОП.
- Разработка и утверждение основной образовательной программы и рабочих программ педагогов в соответствии с ФОП.
- Информационное обеспечение:
-
- Изучение содержания ФОП (выделить смысловые блоки, рассмотреть преемственность задач по возрастным группам и их интеграцию по образовательным областям).
- Сравнение реализуемой основной образовательной программы и ФОП, создание плана корректировки имеющейся ООП или разработки новой образовательной программы.
- Обеспечение педагогам доступа к электронным образовательным ресурсам, размещенным в федеральных и региональных базах данных в интернете.
- Проведение родительских собраний для рассмотрения вопросов применения ФОП с 1 сентября 2023 года.
- Размещение на сайте учреждения информации о подготовке к введению и порядке перехода на ФОП.
- Материально-техническое обеспечение:
-
- Анализ ресурсного обеспечения учреждения в соответствии с требованиями ФОП.
- Обеспечение оснащенности учреждения в соответствии с требованиями ФОП к минимальной оснащенности учебного процесса и оборудованию учебных помещений.
- Определение учебно-методических пособий, электронных и образовательных ресурсов, используемых в образовательном процессе в соответствии с ФОП.
- Закупка/приобретение методических и дидактических материалов для реализации ФОП.
Занятие 16. Корректировка целевого раздела ООП НОО с учетом требований ФОП НОО
Целевой раздел ФОП НОО включает пояснительную записку, планируемые результаты освоения программы и систему оценки достижения планируемых результатов. Такая структура соответствует и старому, и новому ФГОС НОО, а вот компоненты разделов отличаются. Обратимся к таблице, которая поможет проанализировать различия и скорректировать целевой раздел ООП НОО по новым требованиям.
Название подраздела |
Содержание подраздела |
Вывод |
ФОП |
ФГОС-2021 |
Старый ФГОС |
Пояснительная записка |
Содержит:
- цели реализации ФОП НОО;
- принципы формирования и механизмы реализации ФОП НОО, в том числе посредством реализации индивидуальных учебных планов;
- общую характеристику ФОП НОО.
|
Содержит:
- цели реализации ООП НОО;
- принципы формирования и механизмы реализации ООП НОО, в том числе посредством реализации индивидуальных учебных планов;
- общую характеристику ООП НОО.
|
Содержит:
- цели реализации ООП НОО;
- принципы и подходы к формированию ООП НОО и состава участников образовательных отношений;
- общую характеристику ООП НОО;
- общие подходы к организации внеурочной деятельности.
|
Лучше скопировать подраздел из ФОП.
Можно добавить в общую характеристику программы особенности школы. |
Планируемые результаты освоения |
Включают общую характеристику личностных и метапредметных результатов по ФГОС-2021 без конкретизации.
Ничего не сказано о предметных результатах. |
Структура и содержание планируемых результатов должны отражать требования ФГОС и передавать специфику образовательной деятельности – целей изучения отдельных предметов, курсов (в т. ч. внеурочной деятельности), модулей; соответствовать возрастным возможностям детей.
Также они должны давать общее понимание формирования личностных результатов, уточнять и конкретизировать предметные и метапредметные результаты с позиций организации и оценки их достижения. |
Должны уточнять и конкретизировать общее понимание личностных, метапредметных и предметных результатов с позиций организации и оценки их достижения. |
Лучше составить самостоятельно.
Этот подраздел ФОП не соответствует ни одному, ни другому ФГОС.
Часть можно скопировать из подраздела «Система оценки достижения планируемых результатов ФОП». |
Система оценки достижения планируемых результатов |
Содержит:
- направления и цели оценочной деятельности;
- процедуры внутренней и внешней оценки;
- системно-деятельностный, уровневый и комплексный подходы к оценке образовательных достижений;
- описание процедур текущего, тематического, промежуточного и итогового контроля.
Есть указание на то, что особенности оценки предметных результатов по отдельному предмету фиксируются в приложении к ООП НОО.
Описание должно включать:
- список итоговых планируемых результатов с указанием этапов их формирования и способов оценки;
- требования к выставлению отметок за промежуточную аттестацию;
- график контрольных мероприятий.
|
Должна:
- отражать содержание и критерии оценки, формы представления результатов оценочной деятельности;
- ориентировать образовательную деятельность на личностное развитие и воспитание детей, достижение планируемых результатов освоения предметов, курсов, модулей и формирование УУД;
- обеспечивать комплексный подход к оценке, позволяющий оценивать предметные и метапредметные результаты;
- предусматривать оценку динамики учебных достижений;
- обеспечивать возможность получения объективной информации о качестве подготовки учащихся.
|
Должна:
- закреплять основные направления и цели оценочной деятельности, описание объекта и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы представления результатов, условия и границы применения системы оценки;
- ориентировать образовательную деятельность на духовно-нравственное развитие и воспитание, достижение планируемых результатов освоения содержания предметов и формирование УУД;
- обеспечивать комплексный подход, позволяющий оценивать предметные, метапредметные и личностные результаты;
- предусматривать оценку достижений учащихся и эффективности школы;
- позволять оценивать динамику учебных достижений.
|
Лучше скопировать подраздел из ФОП, но с доработками: можно описать особенности оценки предметных результатов по отдельному предмету в приложении к ООП НОО. |
Занятие 17. Корректировка содержательного и организационного разделов ООП НОО с учетом требований ФОП НОО
Содержательный раздел ООП НОО
Основное требование к содержательному разделу – включать федеральные рабочие программы по предметам «Русский язык», «Литературное чтение», «Окружающий мир».
Содержательный раздел ФОП НОО включает:
- обязательные федеральные рабочие программы по русскому языку, литературному чтению и окружающему миру;
- программу формирования универсальных учебных действий учащихся;
- федеральную рабочую программу воспитания.
Педагогам необходимо скопировать из ФОП обязательные рабочие программы и добавить в них тематическое планирование – оно также обязательно по требованиям и старого, и нового ФГОС НОО. В планировании надо указать количество академических часов, отводимых на освоение каждой темы. Также можно добавить, как учитывается рабочая программа воспитания.
В ООП по новому ФГОС необходимо описать возможность использования электронных образовательных ресурсов по каждой теме. Также следует добавить в раздел рабочие программы по оставшимся обязательным предметам и модулям, предметам и курсам из формируемой части, в том числе курсам внеурочной деятельности.
В ООП, разработанную по старому ФГОС НОО, нужно дополнительно включить программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни и программу коррекционной работы, если среди обучающихся есть дети с ОВЗ, для которых не нужна АООП (п. 16 ФГОС НОО).
Организационный раздел ООП НОО
Организационный раздел ФОП НОО содержит не все компоненты, которые требуют ФГОС НОО. В таблице представлено, что необходимо включить в организационный раздел ООП по ФОП НОО.
Название подраздела |
Что есть в ФОП |
Что делать школе |
Учебный план |
Представлено пять вариантов федерального учебного плана для трех типов школ, где:
1) обучение ведется только на русском языке (с изучением родного языка или без него);
2) обучение ведется частично на родном языке, но наряду с ним изучается один из языков народов России;
3) обучение ведется только на родном языке.
Также различается количество учебных дней в неделе – пять или шесть. |
Обсудите с коллегами, какой вариант больше подходит вашей школе. При копировании федерального учебного плана скорректируйте количество часов обязательной и формируемой части программы так, чтобы соблюдалась пропорция 80/20 (п. 25 ФГОС НОО-2021, п. 15 ФГОС НОО).
Несмотря на то, что федеральный учебный план можно применять без изменений вместо собственного, сохраняется требование ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», что ООП должна соответствовать ФГОС (ч. 6.1 ст. 12 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Юридическая сила закона выше приказа министерства, поэтому проверяющие вправе выписать предписание, если вы не будете соблюдать требования ФГОС.
Допишите формы промежуточной аттестации – они должны быть в учебном плане по ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». |
План внеурочной деятельности |
Есть характеристики организации внеурочной деятельности в федеральном учебном плане и отдельно – подраздел «План внеурочной деятельности». |
Конкретизируйте план под задачи и особенности школы с учетом мнения учеников.
План из ФОП предлагает примерные направления и формы организации внеурочной деятельности, но не отражает распределение объема часов. Укажите его самостоятельно. |
Календарный учебный график |
Федеральный календарный учебный график. |
Скорректируйте федеральный график с учетом особенностей школы. Например, укажите триместры вместо четвертей, если обучение организовано по триместрам.
Внесите сроки каникул. В ФОП дана только примерная их продолжительность, но оба ФГОС требуют указать конкретные даты (п. 32.3 ФГОС НОО-2021, п. 19.10.1 ФГОС НОО).
Напишите сроки проведения промежуточных аттестаций – в ФОП их нет. |
Календарный план воспитательной работы |
Федеральный календарный план воспитательной работы. |
Добавьте в план мероприятия из собственного календарного плана воспитательной работы. ФОП устанавливает, что федеральный план единый для всех. Но школы вправе проводить иные мероприятия согласно федеральной рабочей программе воспитания, по ключевым направлениям воспитания и дополнительного образования детей (п. 28.3 ФОП НОО). |
Система условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями ФГОС НОО |
Нет |
Поручите рабочей группе оставить подраздел «Система условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями ФГОС НОО» из вашей действующей ООП НОО. Проверьте, соответствует ли он ФГОС. |
Дополнительный материал к занятию
Дополнительные материалы