В конце страницы к этому курсу прилагается сертификат и удостоверение
Цель: познакомить педагогов с нетрадиционными технологиями, позволяющими повысить результативность школьников на уроках и занятиях изобразительного искусства.
Объем курса: 72 часа
Формируемые компетенции:
На сегодняшний день все большее внимание уделяется развитию творческих способностей детей: чем разнообразнее детская занятость, тем успешнее идет многостороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Важную роль в этом играет изобразительное искусство.
Учитель изобразительного искусства должен исходить из традиционного, нетрадиционного, творческого подхода к использованию уроков в организации. Одной из важных задач художественных уроков с нетрадиционной организацией учебного процесса является развитие воображения и развитие творческих способностей учащихся.
Во время урока учителя изобразительного искусства должны разнообразить свои методы преподавания, а также сосредоточиться на жанрах изобразительного искусства. Занятия могут проводиться в разных формах:
Многие учителя ИЗО сталкиваются с учениками, которые не уверены в своих силах, и перед учителем встают вопросы:
В этом помогают нетрадиционные техники рисования. Их уникальность состоит в том, что они позволяют детям быстро и весело достичь желаемого результата, стать более творческими, эмоционально устойчивыми, уверенными в своих способностях. Они стимулируют развитие воображения и творческого мышления, проявление инициативности и самостоятельности, формирование индивидуальности каждого ученика.
В процессе такого рисования у детей совершенствуется наблюдательность, формируется индивидуальное восприятие искусства и красоты. Они пробуют создавать нечто прекрасное. А еще нетрадиционное рисование приносит детям массу позитивных эмоций.
Далее в таблице представлены основные виды нетрадиционных техник рисования и их содержание.
Наименование техники | Необходимые материалы | Содержание техники |
Монотипия — это рисунок, который создается на ровной поверхности. Это возможно бумага или стекло. | Плотная бумага, картон, пластик, плитка, стекло или металлическая пластина. Главное, чтобы материал не пропускал влагу. Краски для детей — гуашь, пальчиковые краски, акварель. Обращайте внимание на безопасность и срок годности. Инструменты – кисти разной степени жесткости, ватные палочки, валики, тампоны из поролона. Неплохой инструмент – руки юного художника. Материалы для картины – бумага, фанера, картон, плотная ткань. | Рисунок наносят на гладкую поверхность, переносят его на чистый лист бумаги, надавливают руками или валиком. Получается оттиск, напоминающий очертания облаков, холмов, ветвей деревьев, водорослей. |
Кляксография. | Акварельные краски, плотная бумага, кисточки,трубочки, ватные палочки, цветная бумага, пластилин. | На бумаге ставят крупную кляксу, затем опускают в нее трубочку для сока и раздувают пятно в разных направлениях. Делать это следует под наклоном. На рабочую поверхность капают кляксы, затем наклоняют ее, позволяя пятнам приобретать разнообразные формы. Процедуру можно повторять до тех пор, пока результат не начнет устраивать художника. |
Граттаж — это техника рисованием царапания поверхности. | Бумага, гуашь, мелки, скотч и зубочистка. | Лист бумаги закрашивают гуашью или мелками. Контур основного рисунка наносят карандашом. После чего линии рисунка процарапываются острым инструментом, например, зубочисткой. |
Рисование пальчиками и ладошками. | Бумага и пальчиковые краски (можно использовать готовые пособия и шаблоны). | Рисунок создается с помощью отпечатков пальчиков и ладошек. |
Печать из ниток. | Бумага, гуашь, тушь или акварель, перо, кисть, нитки разной толщины, игла, салфетки. | С помощью ниток можно создать полноценную картину. Распечатать репродукцию любого художника и обклеить поверхность цветными нитками. Картина получается объёмной. |
Печать из картофеля или моркови. | Половина картошки или моркови, лист бумаги, гуашь. | Поверхность овоща покрывают гуашевой краской и печатают на бумагу. |
Рисование мыльными пузырями. | Трубочка, бумага и любые краски, мыльная основа. | В стакан с краской добавляется мыльная основа. Готовую смесь набираем в трубочку и выдуваем на поверхность бумаги. |
Рисование солью. | Соль, клей, бумага, краски. | Контур рисунка наносится клеем ПВА. Обильно посыпается солью. Через 5–7 минут нужно стряхнуть остатки, которые не приклеились. Кисточкой или пипеткой набирают разведенную водой акварель. Слегка притрагиваются краской к рисунку. Соленый клей быстро впитает пигмент. |
Фроттаж — нетрадиционная техника переноса на записываемую поверхность текстуры материала рельефа посредством натирающих движений не заточенного карандаша. | Плотная белая бумага формата А4; цветные восковые мелки, цветные и простые карандаши, сухая и масляная пастель, уголь; фактурная основа для оттиска (листья деревьев, тканевые салфетки, кора дерева, рельефные подставки под горячее, терка для овощей и т. д). | Нужно придумать и выложить композицию на столе, комбинируя разные фактурные материалы. Если это листочки или бумажные шаблоны, можно приклеить их клеем ПВА к листу А4. Накрыть композицию белой бумагой и натереть восковыми мелками (боковой стороной) или заштриховать карандашом. |
Рисование губкой, шариками, ватными палочками, щеткой и т.д. | Бумага, краски, губки, ватные палочки, щетки и пр. | Выбранный предмет опускается в краску и на бумагу наносятся отпечатки. Можно выбрать готовые шаблоны или придумать основной рисунок самим. |
Таким образом, использование нетрадиционных техник рисования не требует особых навыков и работы с профессиональными инструментами. Для создания творческих работ потребуются простые материалы и фантазия педагога и ученика.
Реформирование различных сфер жизнедеятельности в России определяет необходимость воспитания личности активной, способной нестандартно мыслить при решении жизненных ситуаций, а значит, творческой и инициативной.
Проблемой развития творческого воображения занимались такие видные психологи и педагоги, как Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин. Но в практике школы вопросы влияния на развитие творческого воображения у обучающихся конкретных методик, применяемых на уроках изобразительного искусства, разработаны недостаточно.
ФГОС НОО говорит о необходимости творческого развития обучающихся, которое происходит в большей степени на уроках эстетического цикла, то есть на уроках ИЗО в том числе. Такие уроки как ИЗО и технология имеют большой потенциал в разностороннем развитии личности учащегося, кроме того, особенно влияют на отдельные психические процессы, отвечающие за воображение и творчество. Если на этих уроках сочетать разнообразные методы и приемы обучения, то можно повысить эффективность уроков изобразительного искусства.
Одним из эффективных средств развития творческого воображения младших школьников является нетрадиционная техника рисования. При использовании нетрадиционных техник рисунок создается с помощью различных средств и материалов, которые отличаются от традиционных карандаша и кисти.
Нетрадиционная техника рисования появилась как результат экспериментирования в практике педагогов дошкольного образования. Поскольку рисование является действенным способом познания мира и обладает огромным потенциалом в приобщении к искусству, очень важно, чтобы ребенок любил рисовать.
Бесспорно, каждый любит рисовать, когда у него это хорошо получается. В раннем детском возрасте рисование кистью или карандашом требует высокого уровня владения техникой рисования, должны быть сформированы навыки, многие дети испытывают трудности, что в свою очередь может привести к отвращению от рисования.
Чтобы избежать возникающие трудности, педагоги начали системно реализовывать нетрадиционную технику рисования. Она заключается в использовании материалов, инструментов, способов рисования, которые не считаются традиционными.
Многие виды нетрадиционного рисования способствуют повышению уровня развития зрительно-моторной координации (например, рисование по стеклу, роспись ткани, рисование мелом, ватой по бархатной бумаге и т.д.). Координации мелкой моторики пальцев рук, способствует, например, такая нетрадиционная техника изображения, как рисование по клейстеру руками.
Эта и другие техники требуют точности быстроты движений, терпения, усидчивости, развивается творчество, мышление, воображение, память. Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию, вызывает радостное настроение, снимает страх перед процессом рисования, является важнейшим средством эстетического воспитания.
Следовательно, рисование в целом, и рисование с использованием нетрадиционных техник в частности, дает толчок к развитию воображения, творчества, у ребенка развивается самостоятельность, инициативность, он способен к выражению индивидуальности.
Первый этап развития творческого воображения младших школьников — диагностика. Для её проведения используются методики «Круги», «Неполные фигуры» (Е.П. Торренс) и «Нарисуй что-нибудь» (Р.С.Немов).
В методике «Круги» оценивается разнообразие создаваемых образов, широта воображения, эмоциональность рисунков. За ограниченное время испытуемому предлагается придумать и нарисовать максимальное количество объектов, включающих в себя круг, или некоторое их количество. Можно пририсовывать к контурам любые детали и объединять фигуры в один рисунок. Время работы 15-20 минут. Основным показателем оценки уровня воображения и творческого мышления у ребенка служит количество отображенных идей. Если ребенок воспроизвел 9 и более тем, то у него высокий уровень развития творческого воображения, если изображено от 6 до 8 тем, то уровень считается средним, а низкий уровень определяется при 1-5 темах.
Методика «Нарисуй что-нибудь» предполагает рисование чего-нибудь необычного по собственному желанию. На выполнение задания отводится 5 минут. Результаты оцениваются по следующим критериям:
Например, если ребёнок нарисовал свое настроение, хотя изображение сложно назвать чем-то совершенно новым, однако ярко проявляется фантазия ребенка в выборе красок и форм, рисунок получился очень эмоциональным, запоминающимся, при этом хорошо проработаны детали картины, то это средний уровень.
При низком уровне рисунки детей отличаются простотой, шаблонностью, слабой прорисовкой деталей, использованием 2-3 цветов и отсутствием оттенков.
Цель методики «Неполные фигуры» (Е.Торренса) — изучение особенностей творческого воображения, тест предназначен для диагностики креативных (творческих) способностей детей.
Каждый испытуемый получает карточку с элементами геометрических фигур, которые надо дорисовать. По мнению С.А. Павловой: «Ребенок, достраивая фигуры до предметных изображений, осуществляет операцию синтеза». Однако это возможно лишь через предварительный анализ данной фигуры, вычленение ее из ряда объектов, выделение ее свойств, изучение ее функциональных особенностей и так далее.
От уровня сформированности операций анализа и синтеза во многом зависит продуктивность деятельности воображения. Одной из характеристик творческого воображения является гибкость использования идей, в результате все детские работы можно разделить на творческие и нетворческие.
К нетворческим относятся типичные рисунки, когда одна и та же фигура превращается в один и тот же элемент изображения (круг — колесо машины, самоката, велосипеда, мотоцикла). Рисунки, в которых разные эталоны превращаются в один и тот же элемент изображения (круг, квадрат, треугольник превращаются в часы). Такого рода композиции расцениваются как повторяющиеся, из их общего числа при дальнейшем анализе учитывается только одна композиция (как идея).
К творческим относятся рисунки, в которых на основе заданных эталонов создаются неповторяющиеся изображения. Данный критерий при анализе работ позволяет выделить из общего числа созданных композиций те изображения, которые являются оригинальными.
Второй этап предполагает на основе полученных данных организацию уроков ИЗО таким образом, чтобы получился комплекс последовательных и взаимодополняющих занятий с применением нетрадиционных техник рисования.
Например, в МБОУ «III Мальжагарская основная общеобразовательная школа им. И.А.Федорова» с. Чкалов Хангаласского района Якутии разработали такой комплекс занятий:
Очень важно в работе с ребенком пытаться проникнуть в его состояние, понять настроение, ход его размышлений. В этом помогают разговоры о мечтах и рефлексия. Для этого можно спросить:
Приобщение к художественному творчеству и искусству является необходимым составляющим в разностороннем развитии личности каждого ребенка. На уроках ИЗО дети знакомятся с красивым и одухотворённым миром живописи, узнают интересные факты из истории создания шедевров и т.д.
Как правило уроки по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования позволяют повысить уровень творческого воображения детей. У обучающихся расширяются горизонты восприятия искусства в целом, и рисунка в частности, они учатся, не стесняясь, придумывать и рисовать образы.
Рисунки детей становятся более разнообразными, яркими, сочетающими много различных форм и цветов. Кроме того, дети начинают предпринимать попытки самостоятельно продумывать композицию рисунка, использовать различную технику по своему желанию. Занятия с использованием нетрадиционных техник рисования создают личностно значимый для каждого ребенка мотив деятельности и обеспечивают высокую результативность в развитии творческого воображения.
Ребенок, познавая окружающий мир, старается отразить его в своем творчестве. Прекрасные возможности в этом отношении представляет изобразительная творческая деятельность.
Чем разнообразнее будут условия, способствующие формированию творческой среды, тем ярче станут проявляться художественные способности ребенка. Поэтому с малых лет надо развивать навыки рисования с помощью ознакомления с нетрадиционными техниками рисования. Они открывают широкий простор для развития детской фантазии, дают ребенку возможность увлечься творчеством, развить воображение, проявить самостоятельность и инициативу, выразить свою индивидуальность.
В дошкольном возрасте подходят такие нетрадиционные техники рисования:
Они помогают детям развить воображение, дают эмоциональный настрой на дальнейшее творчество.
С детьми школьного возраста можно освоить более сложные техники:
Преподаватели студии рисования для учащихся при кафедре «Технология» Педагогического института ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» предложили следующие критерии, определяющие развитие художественных способностей:
В соответствии критериями выделены высокий, средний и низкий уровень.
В таблицах приводятся критерии по уровням.
Диагностика проводится до начала занятий с использованием нетрадиционных техник рисования и во время обучения.
Творческие способности — это синтез свойств и качеств личности, которые служат необходимым условием для создания нового, уникального, присущего только для него художественного произведения.
В последнее время в художественном образовании особую популярность получили нетрадиционные техники рисования, которые создают условия для всестороннего развития и способствуют развитию художественно-творческих способностей.
Нетрадиционные техники позволяют избежать копирования, потому что непредсказуемы и неповторимы, что дает толчок к развитию воображения, творчества, самостоятельности, инициативы. Педагог вместо готового образца демонстрирует лишь способ действия с нетрадиционными материалами. Это способствует развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражению индивидуальности.
Изучив особенности нетрадиционных техник рисования учитель имеет возможность не только отобрать для своих учащихся необходимые виды этих техник, но и с помощью вариативности и их разнообразия решать конкретные учебно-творческие задачи, что позволит сделать художественный процесс желанным, интересным, познавательным.
Нетрадиционные техники рисования, такие как монотипия, ниткография, кляксография и другие, могут быть использованы на уроках изобразительного искусства и во внеурочной деятельности.
Педагоги утверждают, что нетрадиционные техники рисования позволяют заинтересовать учащихся изобразительной деятельностью, которая помогает не только «удивлять» маленьких художников, но и «работает» как мощное средство арт-терапии, способное приносить радость, удовлетворение, успех, которые способствуют развитию творческих способностей.
Несмотря на то, что их применение не предусмотрено Федеральным государственным образовательным стандартом, учителя активно пользуются ими в своей педагогической деятельности.
Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности.
Она способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных творческих способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, в том числе к художественной.
Одной из распространенных форм внеурочной деятельности является кружок по интересам учащихся изобразительно-художественной направленности, где возможно создать благоприятные условия, так как нет четкой регламентации занятий, обучающиеся мотивированы, учитываются их интересы.
Рассмотрим методы обучения, которые можно использовать на кружке изобразительно-художественной направленности. В методике Т.Я. Шпикаловой по программе «Изобразительное искусство и художественный труд» (1-4 классы) можно выделить такие методы, как «повтор», «вариация» и «импровизация».
Метод «повтор» на начальном этапе изучения элементов нетрадиционных техник неизбежен. Потому что ученик начальных классов не имеет еще достаточный художественный опыт, с тем чтобы «придумывать», «изобретать» новые художественные образы. Кроме того, повтор или копирование «новых техник» за показом учителя позволяют запомнить характерные особенности нетрадиционных техник рисования.
Например, во время показа учителем новой техники рисования может быть использован метод «мастер-класс» с комментариями: бучающиеся пошагово повторяют действия за учителем, тем самым происходит процесс получения определённых художественных навыков, способствующих в дальнейшем развитию творческих способностей.
Метод «вариации» используется после того, как учащиеся практически изучили нетрадиционные техники и усвоили выполнение алгоритма.
Например, учитель может предложить метод творческого задания на закрепление полученных знаний по монотипии и предложить выполнить самостоятельно, где учащиеся подбирают свою цветовую гамму и пробуют получить «отпечаток» с дорисовкой различных предметов окружающей действительности. При этом у учащихся наряду с развитием художественных живописных навыков развивается воображение, которое является необходимым условием для создания нового, уникального, присущего только для него художественного произведения.
«Импровизация» расширяет творческие возможности, дает «свободу» замыслу и ее реализации.
Например, это может быть творческое задание использовать различные нетрадиционные техники рисования в одной композиции, где обучающиеся уже могут «экспериментировать». Результатом такого эксперимента может стать творческая работа, когда учащийся использует кляксографию поверх монотипии или вариации монотипии с флоротипией (отпечатки природных материалов, отпечатки листьев).
Таким образом, развитие творческих способностей средствами нетрадиционных техник рисования во внеурочной деятельности (кружок по интересам учащихся изобразительно-художественной направленности) возможно при использовании эффективных методов обучения таких, как «мастер-класс» с комментариями, методы повтора, вариации и импровизации, метод творческого задания, метод «эксперимента»).
Развитие чувства цвета у детей младшего школьного возраста играет большую роль в формировании эстетических качеств личности. Художественно-эстетическое развитие является одной из основных задач, стоящих перед начальной школой. Освоение младшими школьниками содержания изобразительного искусства, средств его выразительности, в том числе и цвета, способствует формированию эстетического сознания школьников, развитию эмоционально-чувственной сферы, предоставляет возможности для самосовершенствования и самореализации.
Освоение детьми цвета от тактильных ощущений к эмоциональным реакциям на цвет и от них к собственно чувству цвета, «включение» в работу с цветом всех органов чувств ребенка, использование разнообразных нетрадиционных техник способствуют возникновению эмоциональной реакции на цвет и формированию умения выражать свое отношение к цвету, получать оттенки цвета, их гармоничные сочетания, что в итоге способствует развитию чувства цвета.
В начальной школе нетрадиционным техникам уделяется не столь большое внимание, как в программах для дошкольных образовательных организаций. Между тем, работа в нетрадиционных техниках создает возможности для увлечения искусством, проявления себя в качестве художника. В процессе рисования происходит развитие мелкой моторики, тактильной чувствительности, воображения, речи, цветоразличения, формируется умение выбирать материалы и техники в соответствии с замыслом.
Большую роль использование нетрадиционных техник играет в развитии чувства цвета у младших школьников. Данный процесс происходит, начиная с тактильных ощущений и переходя к эмоциональной реакции на цвет и умения создавать и использовать в работе гармоничные цветовые сочетания.
Способность человека к восприятию цвета через кожный анализатор изучалась во второй половине XX века и получила название кожно-оптическая чувствительность. Кожно-оптическая чувствительность в разной степени присуща всем людям и является одним из компонентов высокой сенсорной одаренности человека.
Исследования тактильного восприятия цвета показали, что как при контактном распознавании цвета, так и при определении цветовой поверхности рукой на расстоянии не более 20 см, у человека появляются ощущения, характеризующие тот или иной цвет. Выявлены пороги цветовой чувствительности для каждого цвета.
Чувствительность кожи к цветным образцам основывается на теплообмене излучением между кожным покровом человека и окрашенными в разные цвета предметами. Тактильные ощущения цвета ребенок получает при непосредственном контакте с цветной поверхностью при работе в техниках аппликация и коллаж, при работе с краской в технике пальцеграфия, в процессе рисования пластилином.
При работе в технике пальцеграфия изображение выполняется кончиками пальцев, используются гуашь или пальчиковые краски, при этом рисующий ощущает цвет краски через кожный анализатор. Прикосновения могут быть точечными и смазанными. Желательно использовать при выполнении работы несколько цветов, подбирая их так, чтобы получались гармоничные сочетания и смеси красок.
При работе в технике рисование пластилином небольшие кусочки пластилина разного цвета перемешиваются пальцами или накладываются на поверхность листа картона рядом и размываются, в результате чего получаются живописные сочетания и оттенки цвета.
При работе в техниках аппликация и коллаж также происходит соприкосновение поверхности руки с материалами разного цвета, что дает возможность получения ребенком ощущения цвета и возможность проанализировать данные ощущения.
При работе в популярной технике эбру изображение получается на поверхности воды и может быть зафиксировано (отпечатано) на листе бумаги. Аналогичным способом изображение с поверхности воды можно получить, используя масляные краски.
При работе в технике акватипия гладкую пластину натирают кусочком мыла, затем выполняют рисунок акварелью или гуашью. Выполненный рисунок полностью просушивается. Лист акварельной бумаги увлажняют и накладывают на рисунок, плотно приглаживают рукой или прокатывают валиком. Можно слегка сдвинуть лист, получится дополнительный живописный эффект.
Для выполнения работы в технике акватушь нужна плотная бумага, на которой гуашью выполняется яркий, достаточно крупный и обобщенный рисунок. Рисунок просушивается, затем весь лист полностью закрашивается черной тушью и вновь просушивается. Лист с рисунком помещается в воду и осторожно промывается, тушь и гуашь частично смываются, частично остаются, создавая неожиданные сочетания осветленного цвета с черным и серым тоном.
В этих техниках на уроках изобразительного искусства можно выполнять пейзажи, натюрморты, создавать фантастические композиции. В данном случае полученные цветовые сочетания вызывают эмоционально-эстетическую реакцию детей, способствуют возникновению желания закрепить и повторить полученный результат, стимулируют интерес к изобразительной деятельности в целом.
Понимание взаимосвязей цвета и звука, вкуса, запаха, цвета и формы способствует развитию всех органов чувств ребенка, обогащению его жизненного опыта, умению соотносить информацию, полученную от разных анализаторов, способствует развитию способностей к синестезии.
Возможность изображения звука рассматривается в программе «Изобразительное искусство» Л. Г. Савенковой: детям предлагается выполнить задания «Хрустальный звук», «Крик вороны» и тому подобное. Звон, жужжание, шум, шорох, шелест, журчание ручья, шум мотора машины могут быть изображены младшими школьниками как в технике граттаж, так и рисованием окрашенной ниткой, акварелью, восковыми мелками].
Чтобы показать взаимосвязь цвета и вкуса на занятии детям предлагается вспомнить ощущения вкуса яблока, шоколада, классифицировать знакомые им вкусы на приятные и неприятные, кислые, сладкие, пресные, подобрать цветовую гамму к каждому из вкусов. Вкус в представлениях детей более конкретен и материален, чем запах, поэтому изображается вкус отпечатками — штампами разной формы, кистью крупными мазками, следя за тем, чтобы дети не переходили на изображения конкретных объектов.
Для изображения вкуса и запаха можно предложить подобрать цветовые сочетания и выполнить работу в технике акварель по сырой бумаге, начиная с центра листа, где краска наиболее концентрирована, кругообразными движениями размывать цвет, одновременно вводя новые оттенки. Можно выполнить рисунок акварельными карандашами и затем размывать его, передавая усиление и ослабление запаха. Попробовать изобразить запахи травы, дыма, запахи сладкие, приторные, приятные и неприятные и прочее. Показать, как запах волнами расходится по комнате из какого-либо источника, как перемешиваются несколько запахов. Учащиеся создают композиции, которые называют «Мамины духи», «Фруктовый салат», «Вкус торта», «Запахи леса» и так далее. В своих работах младшие школьники показывают умение решать поставленные перед ними задачи, соотносить цвет и вкус, цвет и запах, передавать свое отношение к изображаемому при помощи цветовых сочетаний и оттенков цвета.
Большую роль в обучении рисованию играет умение получать цвета и оттенки. Такое умение развивается обычно при работе в традиционной технике «лессировка», суть которой заключается в послойном наложении нескольких слоев краски после высыхания предыдущего слоя. Такая техника работы представляет достаточную сложность для учащихся начальных классов.
Смешение цветов можно получить при работе в технике пуантилизм, появившейся в живописи конца XIX в. Чистые цвета накладываются точками концом кисти рядом друг с другом, в результате восприятия изображения вблизи глаз видит точки, при отдаленном расположении рисунка точки сливаются друг с другом, создавая новый цвет и более четкое изображение объекта. Таким образом можно показать, как получить оранжевый, зеленый и фиолетовый цвет. Дети осваивают не только приемы работы в новой технике и получения производных цветов, но и прием «приближение — отодвигание».
При помощи скотча разных цветов можно создавать композиции как на плоскости, отрезая и наклеивая внахлест куски скотча, так и полуобъемные композиции. При наклеивании скотча послойно получаются производные цвета и сложные оттенки цвета. Создавая такую работу, учащийся запоминает правила смешения цветов и экспериментирует, получая новые неожиданные цветовые сочетания. Скотч можно скручивать, сминать, создавая, таким образом, полуобъемные изображения цветов, животных, пейзажи и натюрморты.
Получать оттенки цвета и осваивать их названия дети могут при работе в техниках рисование полоской картона и фроттаж. Интересные работы получаются в технике рисования полоской картона (лучше линолеума). Гуашь наносится на полоску линолеума или на поверхность листа бумаги и растирается по поверхности. Ширина мазка зависит от ширины полоски, получаются интересные переходы цвета, ребенок может варьировать направление движения и силу нажима на полоску.
Техника фроттаж (натирание) заключается в следующем. Под лист бумаги подкладывают материалы с четко выраженной фактурой — гофрированный картон, сетку, тисненую кожу, засушенные листья и прочее. Лист бумаги натирается положенным плашмя грифелем карандаша, масляной пастелью или восковыми мелками. Натирание можно проводить в несколько слоев, наблюдая при этом за получением оттенков в зависимости от нажима на мелок, подкладывая под лист с рисунком карандашом материалы с разной фактурной поверхностью.
Использование нетрадиционных техник создания изображения и нетрадиционных материалов на уроках изобразительного искусства и во внеурочной деятельности дает возможность самовыражения не только через рисунок, но и через пластические упражнения, сочинение историй о цвете, игру с музыкальными инструментами (подбор звучания каждого цвета). Пластические упражнения (представить себя в образе какого-либо цвета, показать его характер, движение) помогают ребенку вжиться в образ цвета. Подбор звучания того или иного цвета на доступных детям музыкальных инструментах также способствует пониманию характера цвета, развитию способностей к синестезии.
Творческие способности затрагивают все периоды развития ребёнка, начиная уже с дошкольного возраста, и развивают уверенность в себе, способствуют формированию таких качеств, как самостоятельность, упорство, гибкость и нестандартность мышления. У учащихся с ОВЗ отмечается специфичность развития познавательных процессов, эмоционально-волевой и личностной сфер, в связи с чем дети данной категории испытывают значительные трудности в учебном процессе, в отношениях с учителями и сверстниками.
В задачи обучения и воспитания детей данной категории входят:
С помощью изобразительной деятельности ребёнок начинает усваивать и получать социальный опыт. У обучающихся, таким образом, развивается наблюдательность, самостоятельность, смекалка, и в целом формируется творческая личность.
Среди различных видов деятельности учащиеся с ОВЗ особенная роль принадлежит рисованию. Рисование является наиболее интересным и занимательным уроком и больше напоминает игру по своей доступности, наглядности и простоте выражения. Осваивая как можно большее количество разнообразных изобразительных техник, ребёнок обогащает и развивает свой внутренний мир.
На современном этапе в области специальной психологии и педагогики используются различные эффективные средства коррекции. Необходимо разделять традиционные и нетрадиционные техники рисования.
К традиционным техникам рисования относится рисование с помощью цветных и простых карандашей, восковыми мелками, фломастерами, а также рисование кистью (акварель или гуашь).
Нетрадиционные техники рисования несколько отличаются и более разнообразны по своему содержанию. Рисование нетрадиционными техниками открывает широкие возможности для развития умственно отсталых детей, способствует проявлению самостоятельности и инициативы, также помогает познакомить учащихся с сенсорными эталонами формы, цвета, величины в интересной форме, выразить чувства и эмоции при помощи цвета.
К таким техникам относят рисование:
Процесс овладения навыками и умениями изобразительной деятельности у учащихся с ОВЗ отличается своеобразием и имеет некоторые особенности, связанные с неточностью зрительного и слухового восприятия, с нарушением внимания и запоминания, с трудностями планирования последовательности действий, с некритичностью к собственному результату.
Эти особенности проявляются в «графических штампах» изображений (отражение заученных изображений – дом, дерево, солнце, самолёт), «графических пережёвываниях» одной и той же формы, примитивности, схематичности, стереотипности изображения, наличии разного рода нелепостей, трудностей в расположении предметов в пространстве листа.
Специфика работы педагога очень важна ещё и потому, что у детей с ОВЗ часто имеются нарушения мелкой моторики, координации движений, недостаточно сформированы реальные представления о предметах и явлениях окружающего мира. Но несмотря на это, опыт работы специальных (коррекционных) школ показывает, что дети с нарушением интеллекта проявляют наибольшую активность именно в рисовании, часто отдают предпочтение данному виду деятельности, чем другим, поэтому при систематическом обучении учащиеся данной категории могут в достаточной мере овладеть техникой рисования.
Чтобы ребёнок рисовал с удовольствием и желанием, взрослые, как педагоги, так и родители, должны своевременно помогать ему, поддерживать, рисовать вместе.
Необходимо также помнить про индивидуальный подход к ребёнку, который реализовывается на всех этапах обучения детей. Выполнение данного принципа требует от педагога и родителей знаний об особенностях развития каждого учащегося, о его желаниях и интересах.
На начальном этапе работы важно научить детей пользоваться кистью, красками, различать цвета и формы предметов и др. Однако только технических навыков недостаточно, нужно передать через рисунок свои эмоции и чувства, личные переживания и жизненный опыт.
Нетрадиционные техники рисования позволяют не слепо следовать предложенному образцу, а создать нечто новое доступным и простым для детей способом. Вместо привычного прямоугольного листа подойдут вырезанное сердце, круг, большой цветочек, квадрат и т. д., а рисовать можно руками (пальчиками, раскрытой и закрытой ладонью, кулаком), отпечатком половинки яблока или других продуктов, изобразить красивые листья на дереве помогут ватные палочки, а чтобы ещё и укрепить дыхательную систему и силу лёгких – выдувание трубочкой различных клякс.
Данные техники рисования активизируют познавательный интерес, способствуют творческому воображению, стимулируют положительную мотивацию к обучению, снимают эмоциональное перенапряжение, что позволяет учесть возрастные и образовательные возможности детей с разной степенью умственной отсталости.
Специалисты, которые работают с детьми с ОВЗ отмечают, что нетрадиционные техники рисования очень удобны и просты в применении, дают положительные результаты. Поэтому в семье родители могут успешно организовать рисование дома в форме игры, и, таким образом, это поможет лучше понять ребёнка, узнать его сильные и слабые стороны, актуальный уровень развития, преодолеть его недостатки.
Для повышения познавательного интереса на занятиях можно использовать несложные загадки, пальчиковые игры, чтение коротких сказок или стихов, можно включить музыку, звуки животных или проговаривать их.
Таким образом, неоднократное использование нетрадиционных техник рисования под чутким руководством родителей и педагога позволяет создать доброжелательную атмосферу на занятиях, повышает возможности ребёнка к успешной адаптации в обществе, учит детей с нарушением интеллекта выражать свои эмоции и чувства, стать более внимательными и сосредоточенными.
Можно сделать вывод о том, что применение различных приёмов и материалов в процессе рисования формирует мотивационно-потребностную сторону продуктивной деятельности учащихся, способствует развитию умственных, речевых и двигательных способностей ребёнка.
Включение детей с особыми образовательными потребностями в массовые образовательные учреждения предусматривает специализированную помощь и психологическую поддержку, задачами которых являются контроль за развитием ребенка, успешность его обучения, оказание помощи в решении проблем адаптации в среде здоровых сверстников.
Нетрадиционное рисование помогает детям с ОВЗ адаптироваться в новой для них среде. Использование таких технологий на уроках оказывает заметное коррекционно-развивающее воздействие на развитие моторики рук.
Нетрадиционное рисование можно также применять во внеурочной деятельности. Основным нормативным правовым документом, определяющим внеурочную деятельность, является федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. В требованиях к структуре основной образовательной программы начального общего образования определено, что внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное), в том числе через такие формы как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и др.
Основным преимуществом внеурочной деятельности является предоставление обучающимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие. В связи с этим, целесообразным является введение программы по внеурочной деятельности для детей с ОВЗ, основанной на нетрадиционной технике рисования.
Нетрадиционные техники рисования – это способ развития воображения, творчества, проявления самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дети с ОВЗ учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным.
Рисунок для ребенка является не искусством, а речью. Рисование дает возможность выразить то, что в силу возрастных ограничений он не может выразить словами. В процессе рисования рациональное уходит на второй план, отступают запреты и ограничения. В этот момент ребенок абсолютно свободен.
Именно поэтому, нетрадиционные методики доступны для детей с ОВЗ, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражения в целом. Занятие превращается в созидательный творческий процесс педагога и детей при помощи разнообразного изобразительного материала, который проходит те же стадии, что и творческий процесс художника.
Нетрадиционные приемы, которые могут быть использованы педагогами в своей работе приведены в таблице.
Наименование техники | Пример использования техники |
«Прием рисования пальцами» | Намочим бумагу и разместим ее на основном листе, акварельным мелком нарисуем все что угодно. Например: «Поплыли по небу облака или зайцы на поляне». |
«Выдувание» | С помощью трубочки или соломинки можно нарисовать дерево. Возьмем гуашь черного или коричневого цвета, нарисуем маленький треугольник на альбомном листе. Затем начинаем выдувать, трубочку или соломинку направляем вправо, влево. Капли разбегаются и получаются ветки дерева. |
«Цветные ниточки» | Возьмем нитки длинной 25-30 сантиметров, окрасим их в разные цвета, выложим на одной стороне сложенного пополам листа. Концы ниток выведем наружу. Сложим половинки листа, прижмем их друг к другу, разгладим. Затем, не снимая ладони с бумаги, правой рукой осторожно выдернем одну нитку за другой. |
«Рисование на наждачной бумаге» | Восковыми карандашами рисуем на наждачной бумаге. Накроем наждачную бумагу, с изображением, белой бумагой. Прогладим лист белой бумаги так, чтобы на нем отпечатался рисунок |
«Точки–точки» «Рисуем штрихами» | Этот прием посвящен технике пуантилизм – создание изображения при помощи одних лишь точек, черточек. Используем как можно больше разнообразных изобразительных материалов и инструментов: карандаши цветные, кисточки, маркеры, восковые карандаши, краски, мел, ватные палочки, масляная пастель. |
Перечислим инструменты для творчества в нетрадиционном рисовании:
Нетрадиционные техники рисования – это способы создания нового, оригинального использования необычных методов и приемов рисования. Использование таких необычных методов и приемов – это огромная возможность для детей фантазировать, экспериментировать, самовыражаться.
Нетрадиционные техники рисования позволяют развивать у школьника сенсорную сферу не только за счёт изучения свойств изображаемых предметов, выполнения соответствующих действий, но и за счёт работы с разными изобразительными материалами: с помощью кляксографии, ниткографии, пластилинографии, отрывной аппликации и пальцевой живописи.
Для развития уверенности ребенка в своих способностях эффективно использовать на занятиях такие методы, как рисование мыльными пузырями, использование точечного и поролонового рисунка. Все это способствует снятию детских страхов, вызывает у ребенка желание творить.
Использование разнообразных приемов и техник рисования, как традиционных, так и нетрадиционных, помогают им самовыражаться, развивая художественные способности и формируя их словарь. В процессе деятельности на занятиях изобразительного искусства происходит развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления, активизация самостоятельной мыслительной и речевой деятельности детей, создаются условия для преодоления общей моторной неловкости и развития мелкой моторики.
Происходит формирование активного и пассивного словаря за счёт использования слов, обозначающих, действия, признаки и предметы с учётом грамматически правильного согласования слов в роде, числе и падеже. Это способствует коррекции грамматического строя речи школьников. Систематическая работа, в процессе которой идет тренировка рук и кисти, способствует формированию правильной речи детей и пополнению их словарного запаса.
Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа любого ребёнка индивидуальна, неповторима. Создавая ситуацию успеха для каждого, корректируем его эмоционально-волевую сферу, что также положительно сказывается на динамике его речевого развития.
Для развития речи широко используют такие виды рисования, как:
За счёт использования различных изобразительных материалов, новых технических приёмов, требующих точности движений, но не ограничивающих пальцы ребёнка фиксированным положением (как в правильном держании карандаша или кисти), создаются условия для преодоления общей моторной неловкости, развития мелкой моторики руки. Ведь вместо традиционных кисти и карандаша ребёнок использует для создания изображения собственные ладошки, различные печатки, трафареты.
В подростковом возрасте остро проявляется потребность в самовыражении. Реализации этой потребности может способствовать искусство. Однако не всегда подростки владеют средствами и способами выражения своих чувств, настроений и эмоций.
Для этого на уроках предметной области «Искусство» и, в частности на уроках изобразительного искусства, необходимо развивать у них художественно-творческие способности, которые позволят подросткам свободно и позитивно выражать себя в творчестве. Особым потенциалом для этого развития, благодаря своей образности, глубокой символичности, максимальной выразительности и сюжетной доступности, обладает китайская живопись.
Китайская художественная культура является одной из самых древних на земле, а ее примеры, артефакты до сих пор поражают точностью, глубиной и образностью. В мире хорошо известны произведения китайской художественной культуры: китайская опера, инструментальное творчество и поэзия, примеры которой можно найти даже в работах великих философов Китая – Конфуция и Лао Цзы, и, конечно, изящная и тонкая китайская живопись.
К сожалению, сегодня российское художественное образование не всегда учитывает этот огромный художественный и образовательный потенциал художественной культуры Китая, который может быть использован для развития художественно-творческих способностей школьников.
В программах по изобразительному искусству авторы обращаются к изучению других культур, в том числе и Китая, но их возможности не учитываются школьными учителями. Несмотря на модернизацию системы образования, возникают сложности в решении проблемы художественно-творческого развития школьников, так как образовательный процесс ориентирован в большей мере на репродуктивное обучение.
Кроме того, общеобразовательная программа предусматривает развитие творческих способностей младших школьников различными видами искусства, но уже в старшей школе предметы, связанные с искусством, практически отсутствуют, недостаточно используются для развития художественно-творческих способностей обучающихся возможности других культур.
Возникают противоречия между потребностью общества в активных личностях, способных решать сложные задачи и генерировать оригинальные идеи, с одной стороны, и узостью образовательной политики, выражающейся в позиции сокращения предметов гуманитарного цикла, с другой, между возможностями китайской художественной культуры в развитии творческого потенциала школьников и недостаточным их использованием в сфере художественного образования.
Развитие художественно-творческих способностей в сфере художественного образования является проблемой значимой, требующей поиска новых адекватных средств и способов ее решения.
Подростковый возраст является одним из ключевых этапов в процессе становления личности ребенка и подготовки его к взрослой жизни. В этом возрасте у школьников появляется острая потребность в самовыражении, в том числе и в творческой самореализации, являющейся основой для удовлетворения всех остальных базовых потребностей.
Изобразительно-художественная деятельность является наиболее распространенным способом удовлетворения потребности в самореализации и самовыражении подростков. В обучении изобразительному искусству необходимо задействовать различные методические системы, сложившиеся в рамках той или иной художественной культуры.
Одним из эффективных средств развития художественно-творческих способностей школьников является нетрадиционная техника рисования, к которой относится техника китайской живописи. Благодаря интернету, можно оценить культурное своеобразие любой страны, в том числе особую самобытность китайского искусства. Использование в художественном образовании выразительных средств китайской живописи для развития новых творческих качеств личности делает возможным последующий личностный рост человека.
Обучение школьников технике китайской живописи является именно той альтернативной художественной деятельностью, которая с помощью четких инструкций и отработанных двигательных навыков развивает образное восприятие, творческие способности детей. Для ребенка это увлекательное занятие, творческий процесс и одновременное снятие психоэмоционального напряжения, познание себя, обретение положительных эмоций через художественную деятельность.
В процессе занятий китайской живописью школьники приобретают такие качества, как гибкость мышления, усидчивость, наблюдательность, способность нестандартно мыслить и создавать новые образы, – всё это имеет значение для развития их художественно-творческих способностей.
Традиционная китайская живопись – это больше, чем просто изображения на рисовой бумаге. Это своеобразная художественная философия, объединяющая в себе не только культурные, но и социально-этические функции.
Художественный образ в китайской живописи практически не содержит случайных деталей, читается лишь в контексте определенной культурной традиции. В одном и том же живописном образе житель Китая и европеец увидят разные смыслы. О работах китайских мастеров говорят, что их нужно уметь «читать», ведь в живописи Китая ярко проявляется сюжетное своеобразие и символизм.
Отличительными чертами живописных произведений традиционных китайских мастеров являются глубокий символизм и одновременно сюжетная доступность, соотношение религиозного и светского, где в целом можно лицезреть максимально выразительные полотна при минимальных, даже скупых средствах художественной выразительности.
Неразрывно связаны между собой живопись и каллиграфия как два главных направления в искусстве Китая. Каждый художник Китая одновременно является и каллиграфом, и живописцем.
Подобную параллель можно провести с музыкальным искусством эпохи барокко, когда композитор одновременно являлся и исполнителем, и сочинителем музыкальных произведений.
Каллиграфия – один из значимых элементов восточной живописи, часто именно каллиграфический иероглиф, отображенный на картине, интерпретирует смысл всего изображения. Художники Поднебесной считают, что совершенное произведение изобразительного искусства – это связанные между собой элементы: живопись, каллиграфия, поэзия и печатная резьба (печать художника).
В живописной работе часто каллиграфией прописываются строки стихов. А личная печать художника – квадрат или другая геометрическая форма с вписанными в него иероглифами красного или белого цвета – становится полноценным участником общей композиции.
Линия в китайской живописи сама является формой, а изображения на китайских полотнах в основном плоскостные, в отличие от объемно-пространственной европейской живописи.
Таким образом, главные особенности живописного китайского произведения – это гармония всех компонентов, символизм и духовный смысл рисунка, связь с каллиграфией и доминирующее положение изысканной линии.
Художественное творчество детей – это своеобразная форма их самовыражения и самоутверждения, в которой раскрывается их индивидуальность и самобытность.
Основная цель, которая стоит перед учителями изобразительного искусства, – не просто научить детей рисованию, умению выражать свои мысли на бумаге, а привлекать учеников к творческой деятельности, которую важно понимать достаточно широко. Она включает и практические занятия детей каким-либо видом искусства, и знания произведений художников, и умение созерцать красоту окружающей природы, и эстетическую оценку человеческих отношений.
Развитие художественно-творческих способностей предполагает не только владение техническими приемами рисования или живописи, но и наличие базовых знаний в истории и теории изобразительного искусства, знание его законов, особенностей той или иной культуры, в данном случае – специфики китайской живописи.
Необходимость выполнения методически обоснованных китайской традицией заданий, разработанных по принципу «от простого к сложному» и опирающихся на копирование классических произведений и рисование с натуры, приводит к развитию таких умений, после чего творческий процесс выходит на качественно новый уровень.
Для организации такого обучения используются следующие направления деятельности учителя:
Методы и приемы развития художественно-творческих способностей подростков средствами китайской живописи:
Темы занятий | Домашнее задание |
Эстетический феномен китайской живописи. Жанры: портрет, пейзаж, каллиграфическое письмо. Символическая нагрузка цвета | Материалы для китайской живописи и каллиграфии (в формате видео-урока) |
Китайская живопись в технике У-син | Китайская пейзажная живопись У-син «Классический китайский горный пейзаж 山水 Шань Шуй (горы-воды)» (в формате видео-урока) |
Горы-Воды | Слива Мэй 梅花 в живописи У-Син (в формате видео-урока) |
Китайская миниатюра. Рисование бамбука | Обучение китайской каллиграфии Базовые линии почерка кай шу, восемь черт иероглифа «Вечность 永» (в формате видео-урока) |
Китайская каллиграфия | Изготовление открытки (в формате видео-урока) |
Данный прием предусматривает, что, приступая к написанию картины в технике китайской живописи, необходимо правильно организовать рабочее пространство. Баночка с водой и кисть располагаются в дальнем правом углу, в случае, когда ребенок правша. Если ребенок левша, то кисть с баночкой располагаются в дальнем левом углу. Вода и тушь должны располагаться на таком расстоянии, чтоб до них можно было легко дотянуться.
Центр стола должен быть максимально свободен, так как при такой технике рисования не запрещается вращать лист бумаги и передвигать его по столу, в некоторых случаях это необходимо.
Важно правильно держать кисть и удобно сидеть, чтобы характерные для китайской живописи мазки наносились правильно. Сидеть необходимо с прямой спиной и расслабленными плечами, ноги должны упираться в пол. Расстояние между глазами и бумагой – около 30 см.
Крупномасштабные работы рекомендуется писать стоя. Творческий процесс осуществляется под звучание китайской музыки: музыкальные произведения «Дикие гуси Пинша», «Девушка народности Мяо» в сопровождении китайского национального струнного инструмента пипа, народное произведение «Цветок лотоса» в исполнении цитры, «Музыка ветра», исполняемая на китайских колокольчиках. Такая медитативная, спокойная, размеренная организация рабочего пространства способствует снятию нервного напряжения, настраивает сознание на продуктивную работу.
Большое количество информации, социальная напряженность, повышение ответственности, способствуют появлению сложностей в поведении школьников. Актуальными становятся вопросы коррекции детской агрессивности.
Педагогу необходимо понимать, что поведенческие проблемы детей обусловлены:
В связи с этим необходимо провести работу по гармонизации эмоциональной сферы ребенка. Реализовать это можно разными способами. Одним из способов выразить свои осознаваемые и неосознаваемые переживания является метод арт-терапии.
Арт-терапия опирается на идеи классического психоанализа о том, что мысли и переживания, возникающие в подсознании, чаще всего выражаются в форме образов и символов.
Арт-терапевтические образы отражают все виды подсознательных процессов: страхи, конфликты, воспоминания детства, предоставляют возможность для выражения агрессивных чувств в социально-приемлемой манере. Этому способствует работа с гуашью, песком, водой, бумагой.
Действия с гуашью:
При использовании техники “Рисование пальчиками и ладошками” у ребенка получаются следы, привлекающие его, и он повторяет эти действия снова, нанося на лист все новые и новые цвета, смешивая их. Цвета перемешиваются и в баночках, и на поверхности.
Еще одна повторяющаяся особенность рисования: начиная работать яркими светлыми красками дети постепенно переходят к более темным. На листе цвета смешиваются, превращаясь в бурое пятно, поглощающее в себе любые краски.
Третья особенность заключается в цветовой многослойности, когда накладывают краски слой за слоем. Эти признаки можно считать критериями того, что в работе происходит регрессия на ранние стадии развития Для лучшего коррекционного эффекта изобразительные техники должны быть нетрадиционными. Раз опыт необычен, то снижается контроль сознания, ослабевают механизмы защиты.
Таким образом, применение нетрадиционных техник рисования в работе учителей является важным аспектом в деятельности, направленной на общее и художественно-эстетическое развитие школьника. Применение описанных техник позволит раскрыть творческий потенциал ребенка, обеспечить психо-эмоциональный комфорт и улучшить основные навыки.
Простые арт-техники для всех
23 техники рисования
Вы можете приобрести этот курс, выбрав один или несколько документов, подтверждающих освоение программы:
Печатный экземпляр отправляем Почтой России в течение 3 недель после оплаты. Стоимость - 1200 рублей.
Электронное удостоверение отправляем на электронную почту в течение 3 дней после оплаты. Стоимость - 700 рублей.
Электронный или электронный + печатный. Стоимость от 550 до 950 рублей.
2020 — 2024 © Центр развития компетенций «Аттестатика» — все права защищены.