Цель: совершенствование профессиональных компетенций, необходимых учителю истории и обществознания для реализации проектной деятельности на уроках.
Объем: 72 часа.
Принципы реализации проектной деятельности на уроках истории и обществознания.
Требования к учебным проектам и критерии их оценки.
Основные направления проектной деятельности на уроках истории и обществознания.
Реализовывать проектную деятельность на уроках обществознания.
Реализовывать проектную деятельность на уроках истории.
Оценивать результаты проектной деятельности согласно критериям и требованиям к содержанию.
Овладение технологией проектной деятельности на уроках истории и обществознания.
Расширение педагогического инструментария учителя истории и обществознания в рамках применения технологии проектной деятельности.
В последние годы активно обсуждаются вопросы индивидуализации образования, обновления содержания, форматов, методов и технологий обучения, роли учителя в отношении учебного процесса. Это связано с происходящими в современном мире глобальными изменениями (VUCA-мир: нестабильный, неопределенный, сложный и неоднозначный). Они порождены цифровыми технологиями и социальными вызовами, в том числе пандемией и такими инновациями в образовании, как непрерывное (Long Life Learning), неформальное и информальное, симуляционное, горизонтальное (Р2Р), смешанное, асинхронное обучение. Как следствие, меняется и характер развития, приобретения и распространения знаний.
Педагоги сталкиваются с целым комплексом вызовов, когда в большей степени требуется принимать собственные решения, преодолевать стандартные образовательные и поведенческие модели, делать профессиональный выбор и брать на себя ответственность. Одной из важных педагогических технологий в этом случае выступает метод проектов.
Обществознание выполняет функцию интеграции знаний о человеке и обществе, получаемых в рамках изучения курса и других учебных предметов, устанавливает межпредметные связи с другими предметами социально-гуманитарной направленности (историей, литературой, географией, основами религиозных культур и светской этики) и с реализуемой в образовательных организациях программой воспитания обучающихся.
Проектный метод широко применяется многими учителями обществознания как на уроках, так и во внеклассной работе. Правильно организованная проектная деятельность служит средством комплексного решения задач воспитания, образования, развития личности, трансляции норм и ценностей научного сообщества в образовательную систему.
Проект ценен тем, что в ходе его выполнения школьники:
Достижению личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы способствуют педагогически грамотный отбор и применение на уроках обществознания и во внеурочное время продуктивных форм, методов, средств и способов организации учебной деятельности школьников. Так, одним из актуальных направлений работы выступает проектная деятельность.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (далее – ФГОС ООО) устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования:
1. Личностным:
2. Метапредметным:
3. Предметным:
В соответствии с ФГОС ООО одним из метапредметных результатов освоения курса «Обществознание» должна стать способность демонстрировать результаты учебных умений в различных формах. Одна из таких форм – проектная деятельность. При активном применении этой технологии учитель решает педагогические (обучающие, развивающие, воспитательные), практические и социальные задачи.
Концепция преподавания учебного предмета «Обществознание» определяет, что методы преподавания и изучения обществознания должны основываться на системно-деятельностном подходе, обеспечивать формирование способности практического применения полученных знаний. Повышение самостоятельности и мотивации обучающихся в рамках изучения обществознания могут быть достигнуты благодаря активному использованию интерактивных образовательных технологий и методов проектирования (учебного проектирования, учебного исследования, технологии обучения в сотрудничестве).
Проект для обучающегося – это возможность сделать что-то интересное самостоятельно или в группе; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учениками в виде цели и задачи. Результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что важно, интересен и значим для самих открывателей. Ценность работы над проектом – в том, что в процессе выполнения задания школьники способны достигать метапредметных и личностных результатов обучения.
Меняется и роль учителя в современной школе. Из носителя знаний, который дает образцы правильного действия и помогает ребенку следовать этим образцам, педагог превращается в организатора деятельности, коллегу по решению проблемы. Таким образом, проектирование, создание учителем условий и потребностей для формирования навыков исследовательской деятельности и культуры проектирования выступает содержанием современного образования. Проектные технологии требуют активного и системного использования межпредметных связей, что позволяет эффективно синтезировать знания из различных наук, предметов.
При организации проектной деятельности по обществознанию необходимо обеспечить следующие условия:
Метод проектов всегда предполагает решение обучающимися определенной проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности разнообразных методов и средств обучения, а с другой – необходимость интегрирования знаний и умений из различных предметных областей.
Поэтому если мы говорим о методе проектов, то имеем в виду именно способ достижения дидактической цели (субъектом которой выступает педагог) через детальную разработку проблемы (её субъект – ученик) и её решение, что должно завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным конкретным образом.
Результаты выполненных проектов, которые получают обучающиеся, должны быть «осязаемыми»: если это теоретическая проблема, то конкретное её решение, оформленное в информационном продукте, если практическая – конкретный продукт, готовый к потреблению. Результатом с позиции педагога будет изменение уровня сформированности ключевых компетентностей, который демонстрирует обучающийся в ходе проектной деятельности.
К структуре и содержанию проектов предъявляются следующие требования:
Проект по обществознанию имеет следующие структурные элементы:
Для формулировки проблемы проекта ученик задает себе вопрос «Почему?», объясняя важность учебно-исследовательской деятельности для самого себя, тем самым обосновывая актуальность работы.
Гипотеза – это предположение, позволяющее разрешить проблему. Формулировка предполагаемых результатов развивает способности школьников к прогнозированию.
Для успешного выполнения проекта обучающемуся необходимо правильно определить цель проекта, задав вопрос «Зачем?» («Мы делаем этот проект, чтобы…»).
Грамотная постановка задач позволить ученику наиболее эффективно достичь цели. Вопрос для формулировки – «Что?» («Для этого мы делаем…»).
Объект (что необходимо изучить?) исследования – часть объективно существующей реальности (процесс или явление), на которую направлено исследование. Выделению объекта предшествует вопрос «Что предстоит изучать?». Однако в рамках одного исследования рассмотреть объект исследования во всей полноте его аспектов и проявлений невозможно.
Необходимо выделить предмет исследования – определенный «угол зрения», аспект рассмотрения объекта, отвечающий на вопрос «Что именно нас интересует в объекте?». Поскольку объект и предмет – важнейшие методологические характеристики исследования, а их определение зачастую вызывает затруднения (особенно у начинающих исследователей), легче и проще всего показать механизм их выделения на примере.
Примеры формулировки объекта и предмета исследования проектной деятельности представлены в таблице 1.
Таблица 1. Примеры предметов исследования в границах объекта исследования (учебный предмет «Обществознание»)
Объект исследования | Предмет исследования |
Регулирование поведения людей в обществе | Роль морали в жизни человека и общества |
Этикет как социальная норма | |
Механизм защиты и реализации прав и свобод человека и гражданина | |
Закон как регулятор поведения человека в обществе | |
Политическая сфера жизни общества | Государство как организация политической власти |
Взаимосвязь гражданского общества и правового государства | |
Причины возникновения общественно-политических движений | |
Экономика и её роль в жизни общества | Проблема ограниченности ресурсов при неограниченности потребностей человека |
Особенности формирования основных экономических систем | |
Конкуренция – главный мотор рыночной экономики | |
Способы воздействия государства на экономику |
Отбор методов и способов позволяет обучающемуся спланировать свою деятельность, отвечая на вопрос «Как/при помощи чего мы будем решать поставленные задачи?».
И, наконец, обучающиеся определяют сам результат проекта, отвечая на следующие вопросы: «Что получилось?», «Подтвердилась ли выдвинутая гипотеза?». В этом случае формируются такие компетентности, как способность к самоконтролю, анализу, сравнению, рефлексии.
Процедуру работы над проектом можно разбить на 6 этапов. Последовательность этапов работы над проектом соответствует этапам продуктивной познавательной деятельности: проблемная ситуация → проблема, заключенная в ней и осознанная человеком → поиск способов решения проблемы → решение.
Этапы работы над проектом можно представить следующим образом:
Чаще всего исследовательскую деятельность путают с проектом. На самом деле, исследование и проектирование – это разные виды деятельности, которые часто дополняют друг друга. То есть в случае реализации проекта в качестве одного из средств может выступать исследование, а в случае проведения исследования – одним из средств может быть проектирование.
Важное отличие проектной деятельности от исследовательской – в проекте важно реализовать проектный замысел, а цель исследования – найти новые, неизвестные знания.
Проект, как правило, заключается в решении конкретной задачи по заранее известной, хорошо формализованной методике. Исследование предполагает научное творчество, научный поиск. Даже если вы использовали хорошо известные методы, у вас всё равно будет независимая обработка и понимание результатов.
Исследование подразумевает выдвижение гипотез и теорий, их экспериментальную и теоретическую проверку. В проекте же гипотезы могут и вовсе отсутствовать, то есть проект реализуется без исследования (например, творческие, социальные, информационные проекты).
Что касается реферата, то он представляет собой систематизированный обзор мнений других авторов. Отличие реферата от исследования состоит не в характере источников, а в методике получения результатов и выводов. Если основные рассуждения логически выведены из материалов работы – это исследование. Если они представляют собой более или менее систематизированное изложение чужих мнений – это реферат.
Сегодня существуют большие возможности для реализации проектной деятельности в условиях дистанционного обучения и решения проблем удаленных команд в проекте – организации задач и их прозрачности. Наиболее популярные облачные программы для управления проектами небольших групп – Trello, Miro и Padlet.
Три элемента, на которых держится структура организации проектов в Trello, – это доска (board), список (list), карточка (card).
Доска – это один рабочий экран, который логически разделен на списки. Списки, в свою очередь, представляют собой вертикальные ряды для хранения карточек. Карточки – это специальные формы для описания задач. Их можно двигать как внутри одного списка, так и свободно перемещать между списками или досками. Списки тоже можно перемещать. Для любой задачи можно назначить людей, ответственных за её выполнение.
С помощью Trello можно вести работу над несколькими проектами сразу и отслеживать степень их готовности. Эта функция особенно полезна, когда ученик не может приступить к задаче, пока не выполнена часть работы другого члена команды. Список дел создается из интерактивных карточек с кратким описанием задач. Можно отметить их цветом, поставить срок выполнения, прикрепить ответственных за выполнение задачи, добавить нужные для работы файлы. Для сложных многоуровневых задач создаются чек-листы для поэтапной проработки.
Весь список задач может быть довольно обширным, поэтому для удобства их можно группировать по столбикам. Поставьте крайний срок выполнения, и по мере приближения к дедлайну карточка будет менять цвет маркера на оранжевый, а затем – на красный.
Как только описанный в карточке этап работы будет завершен, её нужно перенести в столбец выполненных задач, чтобы участник проекта мог приступить к делам. Увидев новую переданную в работу задачу, ученик сигнализирует о её принятии, по завершении карточку в списке выполненных задач можно будет удалить. Если рабочие задачи периодически повторяются, полезной будет функция копирования задач списками – так процесс планирования занимает гораздо меньше времени.
Интерактивная доска Miro обеспечивает эффективное взаимодействие команды при работе над общим проектом, проведении мозгового штурма, составлении плана действий или организации рабочих процессов при помощи цифровых заметок. Инструмент предоставляет одновременный доступ к одному проекту с возможностью распределения на блоки и разделения по зонам ответственности, чтобы у каждого участника проекта была своя роль в общем деле.
Таким образом, использование интерактивных онлайн-досок позволяет учителю отслеживать работу над проектом каждого члена команды или всей группы учеников. Учителя, использующие в своей работе проектные методы, могут выбрать для себя именно тот вариант интерактивной онлайн-доски, который будет наиболее эффективным в процессе преподавания предмета.
Началу проектной деятельности предшествует создание проблемной ситуации, побуждающей обучающегося искать новый способ объяснения или действия для решения учебной задачи. Стимулировать поисковую деятельность учеников на уроках обществознания помогает проведение работы с различными педагогически неадаптированными источниками социальной информации, включая современные средства коммуникации (в том числе ресурсы интернета), и решение задач, отражающих актуальные проблемы социально-гуманитарного знания.
Далее проводятся проектно-исследовательские работы по социальной проблематике, разрабатываются индивидуальные и групповые ученические проекты. И, наконец, подготавливаются документы проекта (проектной папки) и осваиваются приемы оформления результатов исследования актуальных социальных проблем.
Работа над проектом начинается с создания на уроке проблемной ситуации. Проблемная ситуация определяется как «противоречие между уровнем общественных знаний об объекте и его реальными характеристиками».
После создания проблемной ситуации необходимо поставить учебную цель и включить в работу обучающихся. Это достигается за счет мотивации, заложенной в этой ситуации.
Создание мотивационно-проблемных ситуаций или постановка специальных учебно-познавательных проблемных задач, в которых заключается практический смысл изучения определенной темы, не только формирует систему гуманитарного знания, но и естественным образом развивает у школьников творческую активность. Ситуация затруднения обучающегося в решении задания приводит к пониманию учеником недостаточности имеющихся у него знаний. Это вызывает интерес к познанию и вырабатывает установку на приобретение новых.
Мотивационный этап позволяет достигнуть эффекта быстрого включения обучающихся в учебно-познавательную деятельность, ведь мотивация – это процесс, в результате которого определенная деятельность приобретает для школьника личностный смысл, превращает внешне заданные цели во внутренние потребности человека.
Чтобы создать проблемную ситуацию, перед детьми следует поставить такой вопрос, ответ на который потребует открытия новых знаний и овладения новыми умениями. Речь может идти о социальных процессах, явлениях, фактах, об общих закономерностях и т. п.
Рассмотрим примеры создания проблемных ситуаций.
В 9 классе в ходе проведения проблемного урока по теме «Политические режимы» обучающимся предлагается в начале урока ознакомиться со следующим отрывком текста:
Еще в VI веке до н.э. в Древней Греции состоялся разговор между рабом и рабовладельцем:
– Знаешь ли ты, раб, что я могу поступить с тобой так, как захочу?
– Да, – ответил раб, – я опутан оковами рабства, но мысли мои не знают оков.
История не сохранила имени рабовладельца, а имя мудрого раба – Эзоп.
В продолжение темы педагог может задать проблемные вопросы, например:
При изучении раздела «Право. Права и свободы человека и гражданина» можно создать следующую проблемную ситуацию. Обучающимся предлагается ознакомиться с двумя утверждениями:
Далее необходимо сравнить эти утверждения. Противоречие, которое здесь возникает: телевидение приносит пользу или вред? Школьники должны, опираясь на собственный социальный опыт и знания из обществоведческого курса, разрешить проблему.
Существуют варианты проблемных вопросов по обществознанию, например:
Метод анализа конкретных ситуаций развивает у школьников аналитические способности, а также помогает правильно использовать имеющуюся у них информацию, вырабатывает самостоятельность и инициативность в решениях проблемных ситуаций.
Решая проблемные ситуации на уроках обществознания, ученики приобретают умения:
а) поиска информации по заданной теме из различных источников;
б) оценки действий субъектов социальной жизни (включая личность, группы, организации) с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
в) формулирования собственных суждений и аргументов по определенным проблемам на основе приобретенных обществоведческих знаний.
Проектная деятельность – это деятельность, направленная на получение конкретного результата в виде продукта, который ученик создает в ходе решения поставленной проблемы. Она также нацелена на овладение:
Продукт проектной деятельности зафиксирован в документации ученика – это окончательный результат, который будет получен по итогам работы над проектом и удовлетворит сформулированную в начале работы проблему. Замысел (представление о продукте) и конечный продукт должны совпадать в основных параметрах. Результат проекта шире, чем продукт деятельности: он включает в себя предметные знания и способы деятельности, которыми школьник овладел в ходе работы над проектом.
Секрет успеха проектной методики на уроках обществознания – в том, чтобы связать проект с реальной жизнью. Когда обучающиеся осознают, что они имеют дело с «настоящими проблемами», уровень их мотивации к проектированию резко возрастает.
Наиболее популярные виды проектов – исследовательские, социальные, информационные, творческие.
Выбор формы продукта проектной деятельности – важная организационная задача участников. От её решения в значительной степени зависит, насколько выполнение проекта будет увлекательным, защита проекта – презентабельной и убедительной, а предложенные решения – полезными для решения выбранной социально значимой проблемы. Наиболее удачными примерами продуктов проектной деятельности при изучения обществознания можно назвать:
Форма итогового продукта | Содержание продукта |
Презентация | «Ценности моей семьи» |
Буклет |
|
Социальная модель | Модель организации ученического самоуправления в классе/школе |
Деловая игра | «Наш семейный бюджет: как сделать так, чтобы он не трещал по швам» |
Проект закона |
|
Статистика | Результаты социологического опроса на тему: «Воздействие рекламы на сознание подростков» |
Плакат | «Социальная реклама ценностей» |
Мини-фильм | «Зачем и как люди занимаются бизнесом» (социальные видеоролики, отражающие социальные проблемы) |
Презентация результатов проекта – важный этап представления работы обучающихся. На этом этапе оформляются различные демонстрационные материалы в виде презентации, стендовых материалов, раздаточных материалов (с фотографиями, рисунками, схемами, диаграммами, наглядно представляющими суть проекта). Необходима подготовка устной презентации проекта (изложение проблемы, сути её решения с применением наглядных средств – слайдов, видеофильмов и других технических средств).
Защита проектных работ заканчивается их экспертизой и оцениванием. Это необходимо для стимулирования исследовательского труда учеников. Четкая система экспертизы позволяет оценить качество работы автора проекта с возможностью мониторинга удачных и неудачных элементов в ходе реализации проекта.
Критерии оценки проекта педагог может создать совместно с обучающимися. Школьники должны заранее знать критерии оценивания выполненного проекта/задания. При выборе критериев оценки необходимо помнить, что они должны быть однозначными (т. е. результат оценивания не должен зависеть от личностей оценивающего и оцениваемого), конкретными, понятным не только учителю, но и ученикам, чтобы они могли проводить самооценку и взаимооценку своих работ. Критерии не должны содержать абстрактные формулировки, как, например, «хорошо понимает», или «успешно освоил». Они должны давать возможность однозначно оценить результат деятельности автора.
В таблице 2 представлены примерные критерии и баллы, на основании которых можно оценивать проектные работы (критерии и количество баллов педагог может скорректировать самостоятельно).
Таблица 2. Критерии оценивания проектной работы
№ п/п |
Критерии и показатели | Баллы |
1. | Постановка цели, планирование путей её достижения (максимум 3 балла) | |
Цель не сформулирована | 0 | |
Цель сформулирована, но план её достижения отсутствует | 1 | |
Цель определена, дан краткий план её достижения | 2 | |
Цель определена, ясно описана, дан подробный план её достижения | 3 | |
2. | Глубина раскрытия темы проекта (максимум 3 балла) | |
Тема проекта не раскрыта | 0 | |
Тема проекта раскрыта фрагментарно | 1 | |
Тема проекта раскрыта, автор показал знание темы в рамках содержания ООП | 2 | |
Тема проекта раскрыта исчерпывающе, автор продемонстрировал глубокие знания, выходящие за рамки содержания ООП | 3 | |
3. | Разнообразие источников информации, целесообразность их использования (максимум 3 балла) | |
Использована неподходящая информация | 0 | |
Большая часть представленной информации не относится к теме | 1 | |
Работа содержит незначительный объем подходящей информации из ограниченного числа однотипных источников | 2 | |
Работа содержит достаточно полную информацию из разнообразных источников | 3 | |
4. | Соответствие требованиям оформления письменной части (максимум 3 балла) | |
Письменная часть проекта отсутствует | 0 | |
В письменной части проекта отсутствуют установленные правилами порядок и четкая структура, допущены серьезные ошибки в оформлении | 1 | |
Предприняты попытки оформить работу в соответствии с установленными правилами, придать ей соответствующую структуру | 2 | |
Работа отличается четким и грамотным оформлением в точном соответствии с установленными правилами | 3 | |
5. | Качество проектного продукта (максимум 3 балла) | |
Проектный продукт отсутствует | 0 | |
Проектный продукт не соответствует требованиям качества (эстетика, удобство использования, соответствие заявленным целям) | 1 | |
Продукт частично соответствует требованиям качества | 2 | |
Продукт полностью соответствует требованиям качества | 3 | |
6. | Качество проведения защиты проекта (максимум 3 балла) | |
Презентация не проведена | 0 | |
Материал изложен с учетом регламента, однако автору не удалось заинтересовать аудиторию | 1 | |
Автору удалось заинтересовать аудиторию, но он вышел за рамки регламента | 2 | |
Автору удалось вызвать интерес аудитории и выдержать регламент | 3 | |
7. | Качество подготовки презентации для защиты проекта (максимум 3 балла) | |
Презентация отсутствует | 0 | |
Однообразие содержания слайдов (представлены только текстовая информация или только иллюстративный материал) | 1 | |
Слайды разнообразны по содержанию, однако нарушены общепринятые правила оформления презентации (отсутствие титульного листа, сведений об авторе, списка использованных информационных источников; излишне большое количество слайдов и т. п.) | 2 | |
Высокое качество презентации с соблюдением её структуры | 3 | |
8. | Грамотность и речевое оформление продукта (максимум 3 балла) | |
Низкое качество речи, в том числе речевые ошибки, грамматические, орфографические, пунктуационные ошибки затрудняют понимание текста | 0 | |
Проектный продукт создан со значительным количеством речевых, грамматических, орфографических, пунктуационных ошибок, которые не затрудняют понимание текста | 1 | |
Проектный продукт создан с незначительным количеством речевых, грамматических, орфографических, пунктуационных ошибок, которые не затрудняют понимание текста | 2 | |
| 3 |
Обязательное условие проектной деятельности – наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов.
Также при подведении итогов по проекту необходимо проводить обсуждение результатов с участниками исследовательской работы. Организуя процесс обсуждения, педагог должен затронуть различные аспекты работы над проектом: процесс и результат, позитивные и негативные моменты, объективную оценку продукта и субъективную удовлетворенность участников.
Вопросы для обсуждения могут быть сформулированы следующим образом:
Реализация системно-деятельностного подхода, обеспечивающая возможность применения полученных знаний на практике, может быть достигнута благодаря активному использованию таких интерактивных форм обучения, как проектирование, учебное исследование, групповая работа.
Результат применения проектов на уроках обществознания – необходимость интеграции знаний, умений и навыков, полученных в рамках изучения курса, и усиления межпредметных связей с другими предметами. Это значительно повышает уровень эрудиции учеников и стимулирует их познавательную активность.
Применение проектного метода при изучении учебного предмета «Обществознание» имеет множество преимуществ. Во-первых, проектная деятельность на уроках обществознания дает возможность разграничивать уровень изучения материала для удовлетворения потребностей обучающихся.
Во-вторых, проектная технология на уроке обществознания мотивирует учеников на приобретение новых знаний об обществе. Так, они не только получают знания, но и применяют их на практике.
В-третьих, в проектной деятельности школьники учатся ставить конкретные цели, отбирать оптимальные средства их достижения и ресурсы, нести ответственность за результаты своего труда. Развитие таких умений – залог успеха обучающихся во взрослой жизни.
В-четвертых, в ходе проектной деятельности дети получают возможность проявить свои творческие способности, навыки коммуникации, лидерские качества. Защита проектов – полезный и значимый опыт публичного выступления.
В-пятых, применение метода проектов при изучении обществознания позволяет обучающимся развить навыки разработки нескольких вариантов решений, поиска нестандартных решений, анализа результатов поиска и выбора наиболее приемлемого решения, в том числе в ситуациях неопределенности.
И, наконец, приобретение опыта проектной деятельности воспитывает самостоятельность, инициативность, ответственность, повышает мотивацию школьников и эффективности их учебной деятельности в целом.
В существующих рабочих программах по обществознанию есть модули или разделы рабочей программы, которые объединяют в себе уроки, в рамках которых школьники разрабатывают индивидуальные или коллективные проекты. Разделы рабочей программы, представляющие собой систему уроков, объединенных логикой развертывания проектной деятельности обучающихся и направленных на овладение ими определенными универсальными учебными (проектными) действиями.
Выполнение учебных проектов и проектных заданий рассчитано на формирование индивидуальных способностей школьников.
Групповая и коллективная образовательная деятельность, направленная на создание совместного продукта, может быть реализована с помощью организации проектной деятельности обучающихся (на уроках – отдельными этапами, во внеурочной деятельности – реализацией всей технологической цепочки «метода проектов»).
В процессе разработки и реализации исследовательских проектов школьники учатся самостоятельно добывать знания из различных источников. Кроме того, проектное обучение создает положительную мотивацию для самообразования обучающихся. Проектная деятельность требует от учеников определенных навыков научной работы. Она формирует у детей исследовательские компетентности благодаря освоению приемов и методов научного познания.
Метод проектов – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых, в том числе и с помощью самообразования. Активное включение учеников в создание проектов дает им возможность осваивать новые способы человеческой деятельности в социокультурной среде. Это развивает умение адаптироваться к изменяющимся условиям жизни человека и общества в целом.
Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным. В одних случаях учитель определяет тематику с учетом учебной ситуации, например, формулирует проектное задание, направленное на исследование теоретического вопроса по предмету для углубления знаний обучающихся по этому вопросу. В других случаях тематика проектов, как например, исследовательских или проектов, предназначенных для внеурочной деятельности, может быть предложена самими учениками, которые ориентируются при этом на собственные интересы – не только чисто познавательные, но и творческие, прикладные.
Темы проектных работ могут быть подобраны исходя из особенностей материально-технической базы образовательной организации, местных социально-экономических условий и национальных, культурных традиций.
Приведем примеры тем проектных работ по обществознанию.
Проект – это специально организованный педагогом и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий по решению субъективно значимой проблемы ученика, завершающийся созданием продукта и его представлением в рамках устной или письменной презентации.
Метод проектов всегда предполагает решение конкретной проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, с другой – интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. В основе метода проектов лежит развитие у обучающихся:
а) познавательных навыков;
б) критического мышления;
в) умения самостоятельно конструировать свои знания;
г) умения ориентироваться в информационном пространстве,
Классификация проектов, которые можно предложить школьникам в курсах отечественной и всеобщей истории, может быть представлена по нескольким разным критериям.
К этой группе относится проект «Имена на обелиске». Он предполагает установление имен солдат Великой Отечественной войны, похороненных в братских могилах или как неизвестные солдаты, а также поиск родственников и однополчан героев, чьи имена носят школа, улица и т. п. Материалы поисковой работы собираются и оформляются в специальных папках, представляются в экспозициях школьных музеев, сайтов и кабинетов истории, кладутся в основу сценариев «Вечера памяти», «Дня школы», «Праздника улицы» и т. д. Такие проекты, таким образом, перерастают в любые другие виды учебных проектов – исследовательские, творческие, ролевые, информационные и др.
Существует мнение, что история не может быть объектом проектирования, т. е. нельзя перенести в нереальное будущее уже состоявшиеся события, явления и процессы. Единственно приемлемым вариантом, по мнению сторонников этой идеи, могут быть ретроспективные (альтернативистские) («Что было бы, если…») и прогностические («Каким будет мир в третьем тысячелетии?» и т. п.) проекты. На наш взгляд, в том, что школьники на уроках истории и во внеклассной работе занимаются учебными проектами, нет никаких логических или этических противоречий. Вспомним социальные функции истории, её педагогические эффекты в современной школе и добавим в типологию проектов еще два оригинальных вида.
В совокупности видовое разнообразие учебных проектов по ведущей деятельности школьников обеспечивает системный подход к их использованию на уроках истории в средней и старшей школе, а также во внеклассной работе по предмету в рамках отдельных курсов и направлений («Ремесло историка», «Мифы и фальсификации Второй мировой войны», «Школа юного краеведа» и др.).
Эффективное средство планирования проектной работы учеников в урочной и внеурочной работе по истории – расширенное тематическое планирование со специальными графами.
Рассмотрим образец тематического планирования – фрагмент третьей части рабочей программы по курсу «История Древнего мира».
|
| ||
Введение (2 ч.) | |||
1. Увлекательный мир истории. Источники исторических знаний. Науки и профессии, изучающие жизнь людей в прошлом. «Отец истории» Геродот. История Древнего мира как часть всеобщей (всемирной) истории. Древние народы и государства на карте мира. 2. Время и история. Многообразие способов счета лет в древности: эра, век, календарь, даты. Линия времени. Правила определения последовательности и длительности исторических событий, решения элементарных хронологических задач | 1. На элементарном уровне раскрывать предмет и задачи исторической науки, различать виды исторических источников и основные формы изучения прошлого. Рассказывать о жизни и научной деятельности Геродота на основе самостоятельно собранной и обработанной информации, приводить аргументы в обоснование оценки его трудов. 2. Определять хронологические рамки истории Древнего мира и характеризовать её как часть всеобщей истории. Различать и показывать на исторической карте факты и границы Древнего мира, сравнивать их с географией современного мира. Объяснять значение опорных понятий темы, использовать их при решении хронологических и познавательных задач. Чертить линию времени, находить и расставлять на ней даты по условию заданий. С помощью линии времени выполнять элементарные действия с датами и решать хронологические задачи | ||
3 | 4 | 5 | 6 |
Информационные проекты: «Клио: науки и профессии», «Древний мир в домашней библиотеке» и др. | Рабочая тетрадь: задание 1. Контурные карты: № 1. Диаграмма «Часы истории» и т. д. | Информационные проекты: «Хранилища истории в нашем городе/районе, нашей школе», «Историки-краеведы» и др. | Экскурсия в местный архив/исторический музей. Тематический вечер – встреча с родителями школьников, чьи профессии связаны с историей |
Тренировочные задания № … . Контрольные упражнения № … . Задачи повышенного уровня сложности № … | Рабочая тетрадь … . Сборник заданий … | Исследовательский проект: «Календарь народов, в древности, проживавших на территории нашего края» |
Нумерация граф во второй части тематического плана включает:
3. Вопросы и задания учебника, обеспечивающие указанные во второй графе виды деятельности ученика. Система опережающих/проективных/контрольных заданий, диагностирующих предметные, метапредметные и личностные результаты изучения истории в рамках каждого тематического блока/курса истории в целом.
4. Дополнительные и вспомогательные ресурсы УМК.
5. Способы реализации национального/национально-регионального компонента содержания исторического образования школьников, в том числе с помощью проектов.
6. Формы внеурочной деятельности (включая проекты), сопряженные с темами уроков, программой воспитания и социализации обучающихся в конкретном образовательном учреждении.
По другим, скорее формальным критериям, учебные проекты делятся на:
На наш взгляд, нет оснований выделять в особую группу проекты, формирующие историческое мышление школьников, или использовать это качество как критерий для новой классификации учебных проектов. Согласно определению, «историческое мышление – это способность рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, умение выявлять историческую обусловленность различных версий и оценок событий прошлого и современности, определять и аргументированно представлять собственное отношение к дискуссионным проблемам истории».
Все этапы проектной деятельности и педагогическая концепция учебных проектов в целом ориентированы на требования ФГОС к личностным, метапредметным и предметным результатам исторического образования, а значит, связаны с такими действиями школьников, как:
В совокупности все эти действия кардинальным образом меняют представления учеников о факторах, влияющих на историческое мышление, историческое сознание, историческую память человека и общества. История, исторические исследования и тексты по истории перестают восприниматься школьниками как нечто «абстрактно объективное» (аналогичное естественно-научным исследованиям) и свободное от субъективного воздействия.
В итоге учебные проекты помогают преобразовать историческое мышление школьников в надпредметное (метапредметное), востребованное не столько в узкопрофессиональной сфере или учебной деятельности, сколько в адаптации и самореализации личности в условиях открытого, плюралистичного и информационно насыщенного мира.
«Когда ты, бывало, сидел за своим письменным столом, торопливо составляя реферат профессору для зачета полугодия и помышляя тоскливо о пропущенной “Руслане и Людмиле»”, ни перед собой, ни в себе ты не мог бы найти предмета неисторического: бумага, перо, профессор, опера, самая тоска по ней, наконец, ты сам, как студент, зачитывающий полугодие, – всё это целые главы истории, которые тебе не читали в аудитории, но которые ты должен понимать на основании тебе читанного» – это мысли российского историка В. О. Ключевского о безграничности истории из XIX века.
Содержание общего исторического образования в рамках учебного предмета или его отдельного курса, как правило, описывают с помощью внешних характеристик, в частности:
а) объема учебных часов;
б) хронологических и географических границ;
в) тематических разделов;
г) структуры содержания учебного материала.
Следуя этой традиции, сложно перейти к качественно новому уровню образования учеников, когда целью становится «образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности».
В соответствии с требованиями ФГОС ООО характеристика учебного предмета «История» разрабатывается и на основе нового дидактического параметра – содержательной линии. Конкретного определения этого понятия нет. Поэтому для него мы предложим собственную трактовку.
Содержательные линии – это комплекс принципов отбора, конструирования и изучения содержания в соответствии с особенностями учебного предмета и составляющих его курсов. В то время как разделы, темы, блок представляют учебное содержание в структурном аспекте, содержательные линии пронизывают все его компоненты, создают своеобразный ценностный каркас (архитектонику) образовательного проекта в целом. Из этого определения следует, во-первых, что каждый учебный предмет из-за специфики целей и задач его изучения в средней школе, может быть сущностно охарактеризован на основе свойственных ему содержательных линий.
Во-вторых, содержательные линии не просто представляют учебный предмет, а выполняют важную функцию отбора и конструирования учебного содержания на этапах подготовки рабочих программ и вариативных школьных учебников, а далее – сценариев учебных занятий. Причем в комплекс принципов разработки учебного содержания могут войти все известные дидактике критерии: психолого-педагогические, утилитарные (практико-ориентированные), академические, аксиологические (ценностные) и др.
В-третьих, содержательные линии могут влиять на образовательный процесс, задавая разнообразные ценностные ракурсы формулирования вопросов и заданий, формы и виды самостоятельных работ, темы творческих проектов и социальных акций. Тогда результаты общего образования школьников не замыкаются на предметных достижениях и выходят на качественно новые уровни: метапредметные и личностные результаты общего образования, социальные и культурные эффекты познавательной деятельности обучающихся.
Возможности содержательных линий – в разработке учебных проектов по истории как для отдельных уроков и мероприятий внеурочной деятельности, так и для целенаправленной работы по развитию исторического мышления школьников, противодействию фальсификациям истории и т. п.
В учебном предмете «История» основными содержательными линиями выступают параметры, которые задают координаты и векторы изучения прошлого, а именно:
Последняя из перечисленных линий пронизывает и связывает все предыдущие и предполагает характеристику:
а) условий жизни и быта людей в различные исторические эпохи, их потребностей, интересов, мотивов действий;
б) восприятия мира;
в) ценностей.
Электронные ресурсы:
Вы можете приобрести этот курс, выбрав один или несколько документов, подтверждающих освоение программы:
Печатный экземпляр отправляем Почтой России в течение 3 недель после оплаты. Стоимость - 1090 рублей.
Электронное удостоверение отправляем на электронную почту в течение 3 дней после оплаты. Стоимость - 630 рублей.
Электронный или электронный + печатный. Стоимость от 390 до 690 рублей.
2020 — 2024 © Центр развития компетенций «Аттестатика» — все права защищены.