Цель: совершенствование профессиональных компетенций учителей биологии в области оценки достижения планируемых предметных результатов освоения учебной дисциплины «Биология» на уровне основного общего образования.
Объем: 72 часа.
Значение, функции и формы оценки достижения планируемых результатов.
Критерии и нормы оценивания в рамках текущего, тематического и итогового контроля в соответствии с планируемыми результатами.
Критерии и нормы оценки достижения планируемых результатов при проведении различных оценочных процедур (включая устную и письменную оценку, лабораторные работы и проектную деятельность).
Применять различные виды и формы оценки достижения планируемых результатов.
Проводить текущую, тематическую и итоговую оценку достижений в соответствии с планируемыми результатами.
Проводить оценку достижения планируемых результатов при проведении различных оценочных процедур (включая устную и письменную оценку, лабораторные работы и проектную деятельность).
Навыки проведения текущего, тематического и итогового контроля в соответствии с планируемыми результатами освоения биологии.
Навыки оценки устных и письменных работ, включая биологический диктант, тестирование и биологические задачи, с опорой на планируемые результаты овладения программой ООО по биологии.
Навыки оценки лабораторных и проектных работ на уроках биологии согласно планируемым предметным результатам.
Контроль учебных достижений школьников, включающий их проверку и оценку, – важная составляющая (наряду с содержанием, методами, средствами, формами организации учебной деятельности) образовательно-воспитательного процесса. Оценивание рассматривается как процедура определения соответствия индивидуальных достижений обучающихся планируемым результатам (далее – ПР). Итогом оценивания служит оценка – суждение о ценности, уровне, значении выявленного результата. Свое количественное выражение оценка находит в отметке.
Оценивание как компонент контроля выполняет ряд значимых функций:
Точность, объективность и полнота оценки обеспечивают выявление успешности движения к намеченным целям, а также служат основанием корректировки педагогических и управленческих решений.
Оценивание – одно из действенных средств, находящихся в распоряжении педагога. Учет в преподавании результатов оценочной деятельности помогает отбирать и использовать действенные методические средства и приемы, способствует индивидуализации обучения и, в конечном счете, повышению его качества.
Ориентированная на образовательные результаты система оценивания призвана обеспечить эффективную обратную связь, предполагающую вовлеченность в оценочную деятельность самих обучающихся.
Основные цели и характеристики системы оценивания содержатся в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (ФГОС ООО). В документе указано, что система оценки достижения ПР освоения программы ООО должна:
Система оценки достижения ПР освоения программы ООО должна включать описание организации и содержания промежуточной аттестации обучающихся в рамках урочной и внеурочной деятельности; оценки создания ученических проектов.
Как отмечается в «Методических рекомендациях по системе оценки достижений обучающимися планируемых результатов освоения программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» Министерства просвещения РФ, установленная в ФГОС ООО система оценки достижения обучающимися ПР образовательных программ на всех уровнях образования имеет единую структуру и строится на общих для всех уровней принципах и положениях.
Одними из основных направлений обновления ФГОС ООО стали уточнение и конкретизация требований к результатам освоения образовательных программ по всем предметам, входящим в Федеральный учебный план.
Реализация системно-деятельностного подхода обусловила двойственный характер этих требований: они включают как опорные знания, так и учебные действия по их использованию. Многие из этих действий с полным основанием могут быть отнесены к универсальным учебным действиям (УУД), представленным в разделе Стандарта, отражающем требования к метапредметным результатам освоения образовательных программ. Таким образом, система оценивания выходит за рамки контроля знаний: отмечаются достижения как предметных, так и большей части метапредметных результатов овладения образовательными программами.
Это требует особых подходов к созданию и отбору оценочных средств, а также к определению критериев оценки достигнутого результата, в которых должны найти отражение как полнота, глубина и другие характеристики приобретенных знаний, так и степень овладения необходимым учебным действием.
Дальнейшая детализация планируемых предметных результатов (далее – ППР) нашла отражение в федеральных рабочих программах (ФРП) по учебным предметам. В каждой из них ППР распределены по годам обучения в соответствии с логикой развертывания учебного содержания. Это дает возможность обоснованно выделять объекты проверки для итогового оценивания. В ряде дисциплин ПР группируются также по крупным темам и содержательным блокам, что позволяет определять компоненты оценивания в рамках тематических и промежуточных проверок.
Таблица 1
Виды оценивания | Объекты оценивания |
Тематическое | Планируемые результаты освоения отдельных тем курса каждого года обучения. Если они не указаны в федеральной образовательной программе основного общего образования (далее – ФОП ООО), то определяются учителем самостоятельно на основе программы и тематического планирования). |
Промежуточное | ПР изучения крупного блока содержания, включающего несколько тем, или комплекса взаимосвязанных УУД (указаны во ФГОС ООО и ФОП ООО), например:
|
Итоговое | ПР освоения курса конкретного года обучения (указаны в ФОП ООО как итог годичного изучения дисциплины). |
Комплексный подход к оцениванию предполагает взаимосвязанное использование его разнообразных видов и форм.
К видам внутришкольного оценивания предметных результатов освоения образовательных программ, развертываемых по периодам обучения, относятся:
Согласно закону «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании), школа по определенным ею формам и установленному порядку проводит промежуточную аттестацию учеников. Использование термина «аттестация», т. е. подтверждение уровня, говорит о том, что речь идет не просто об оценивании качества усвоения образовательной программы с учетом полученных результатов в организации учебной деятельности, а о принятии в отношении каждого аттестуемого определенных обязывающих решений.
В законе разъясняется, что неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации признаются академической задолженностью, которую обучающийся должен ликвидировать. Если ученик по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования не ликвидировал её, он по усмотрению родителей (законных представителей) отправляется на второй год в тот же класс или переводится на обучение по адаптивным образовательным программам либо по индивидуальному плану.
Таким образом, промежуточную аттестацию можно рассматривать как форму контроля достижения ПР в объеме определенного уровня обучения, т. е. проводимую образовательной организацией в конце 4-х, 9-х и 11-х классов. Во всех других в конце года проводится итоговое оценивание. Промежуточная итоговая аттестация по завершении основной школы не распространяется на обучающихся, которые решили сдавать основной государственный экзамен по предмету.
Итоговая аттестация, согласно Закону об образовании, завершает освоение образовательных программ, имеющих государственную аккредитацию. Она выходит за рамки внутришкольного контроля.
Школьники показывают свои достижения с помощью устных ответов, письменных работ (сочинение, изложение, самостоятельные и контрольные работы, тестирование и др.). В систему внутришкольной проверки знаний входит также оценка проектов, лабораторных, практических и творческих работ обучающихся.
При реализации различных форм внутреннего оценивания целесообразно применять критериальный подход.
Учителю он дает ясные ориентиры для:
Обучающимся заранее известные критерии оценивания помогают лучше понимать учебные цели, принимать оценку как справедливую.
Родители получают:
Использование критериального подхода к описанию достижения ПР для оценки предметных и метапредметных результатов при выполнении типовых контрольных заданий позволит повысить объективность традиционной 5-балльной системы оценки и обеспечить индивидуальное развитие обучающихся.
Критериальное оценивание – процесс, основанный на анализе и оценке образовательных достижений учеников по комплексу взаимосвязанных показателей. В этом отношении критериальное оценивание сходно с традиционным нормативным, при котором отметка выставляется с учетом степени достижения определенных требований (полнота изложения, выражение мысли своими словами, приведение примеров и т. п.). При этом критериальное оценивание осуществляется «методом прибавления», когда каждое проявленное умение или усвоенное положение добавляет баллы к уже полученному результату, а нормативное – «методом вычитания» ошибок и промахов ученика из эталонного ответа на 5 баллов.
Условие критериального оценивания – предварительное ознакомление всех участников образовательного процесса, прежде всего обучающихся, с используемыми критериями. При этом и нормативная модель оценивания не утрачивает своего значения в современных условиях, особенно применительно к определенным видам и формам оценивания, например, устного ответа в ходе текущего контроля.
Уже накопленный опыт критериального оценивания показывает многообразие подходов к определению оснований, признаков, на основе которых принимается решение об оценке. Их диапазон колеблется от предельно обобщенных положений (знать, понимать, применять), служащих общим ориентиром в оценочной деятельности, до критериев выполнения отдельных заданий.
В методических рекомендациях критериальный подход реализован, в первую очередь, применительно к оценке интегрированных и практико-ориентированных результатов освоения программы:
Выработать обоснованные критерии оценивания позволила проведенная детализация (декомпозиция, операционализация) отдельных образовательных результатов.
В ряде случаев показан «балльный вес» каждой критериальной позиции, который затем переводится в привычные 5-балльные отметки. Чтобы оценивание было более дифференцированным и точным, выделяются возможные уровни достижения конкретного параметра, которые также соотносятся с традиционным нормативным оцениванием. Они относятся как к знаниевой (воспринимает, распознает, представляет в преобразованном виде и др.), так и к деятельностной (применяет по образцу и в измененной ситуации, понимает способ действий и преобразует их) составляющим ПР освоения образовательной программы.
К наиболее важным документам, которые определяют содержание биологического образования в основной школе, относят ФГОС ООО. Фактически требования, сформулированные в Стандарте, позволяют определить планируемые результаты освоения содержания биологического образования и конкретизировать основные группы умений, которыми должны овладеть обучающиеся.
Стандарт ориентирует на то, чтобы ученики в процессе обучения достигали ПР освоения основных образовательных программ и получали объективную информацию о своих успехах. Эти достижения должны быть представлены системой предметных знаний и действий, обеспечивающих применение, преобразование и получение нового знания, а также рядом метапредметных и личностных результатов.
Необходимое условие реализации требований Стандарта – оценка результатов обучения, выявление уровня овладения системой биологических знаний и умений.
Объект итоговой оценки по биологии в основной школе – это достижение ПР, которые отражают способность учеников решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, построенные в рамках содержания биологического образования: знание отличительных особенностей живой природы, её многообразия и эволюции, представление о человеке как биосоциальном существе. Отбор и конкретизация учебного материала обусловлены его значимостью для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры детей, для сохранения окружающей среды и собственного здоровья, повседневной жизни и практической деятельности.
Изучение курса биологии в основной школе в соответствии со Стандартом предусматривает:
а) способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на его здоровье;
б) выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
в) осознание необходимости мер по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных.
Важная составляющая ПР – предметные знания, которые обеспечивают решение учебно-познавательных задач на уровне ООО и служат основой для последующего обучения биологии в рамках СОО. Они необходимы для полноценного интеллектуального развития и воспитания школьников. При изучении биологии формируются разнообразные приемы мыслительной деятельности:
Предметные результаты освоения ФРП по биологии включают:
а) специфические для этой дисциплины знания, умения и способы действий по освоению, интерпретации и преобразованию научных фактов;
б) виды деятельности по получению новых знаний и их применению в различных учебных ситуациях, а также в реальной жизни.
В ФГОС ООО предметные результаты по биологии представлены по годам обучения.
Приведем обобщенную структуру ППР во всех разделах биологии на уровне ООО:
Планируемые результаты неразрывно связаны с процессом их формирования и с оценкой их достижения.
Система оценки достижения ПР освоения основной образовательной программы включает:
А. Описание организации и содержания государственной (итоговой) аттестации обучающихся.
Б. Промежуточную аттестацию в рамках урочной и внеурочной деятельности.
В. Итоговую оценку по предмету, который не выносится на государственную аттестацию.
Г. Оценку проектной деятельности учеников.
Достижение планируемых результатов подлежит оценке, которая, согласно требованиям Стандарта, предусматривает проверку ПР, объединенных в несколько блоков:
I. «Введение в биологию» – 5 класс.
II. «Биология растений (на примере покрытосеменных): строение и жизнедеятельность» – 6 класс.
III. «Биология растений (многообразие покрытосеменных; нецветковые растения). Грибы и лишайники. Бактерии» – 7 класс.
IV. «Биология животных» – 8 класс.
V. «Биология человека» – 9 класс.
Достижение ПР оценивается на основе сформированности разнообразных практических умений:
В содержание системы оценки также входит контроль за овладением интеллектуальными умениями:
Содержание оценки составляют и общеучебные умения:
Обязательный компонент оценки – компетенции, необходимые современному человеку для успешной работы, для постоянного приобретения новых знаний, саморазвития и самореализации.
К числу предметных компетенций по биологии в первую очередь относятся:
При обучении биологии используются все виды оценки, каждая из которых выполняет определенные функции. Среди них:
а) стартовая:
б) текущая;
в) тематическая;
г) промежуточная;
д) итоговая.
Одна из главных задач текущего и тематического контроля – подготовка обучающихся к промежуточной и итоговой оценке (за четверть, полугодие, в конце учебного года). Промежуточная и итоговая оценки позволяют выявить эффективность учебной деятельности в течение всех периодов обучения. Положительные итоги годовой аттестации становятся основанием для перевода учеников в следующий класс. Итоговая аттестация выпускников основной и средней школы проводится на государственном уровне в соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации».
Главные объекты оценивания – это элементы предметных знаний и умений, которые обязательно должны освоить все школьники по итогам обучения. Основным фактором при оценке достижения ППР становится представленное в каждом из них указание на уровень овладения биологическими знаниями.
Оценивание как компонент контроля образовательных достижений школьников при обучении биологии имеет свои особенности. Они обусловлены не столько целями и задачами изучения предмета, а главным образом спецификой самого биологического знания и учебного материала, предлагаемого на каждом последующем этапе обучения. Так, например, на начальной ступени изучения биологии (5 класс) к приоритетным задачам относится последовательное формирование целого комплекса метапредметных и предметных умений, необходимых для освоения содержания курса на уровне:
Реализация этих задач предполагает формирование таких специфических для биологии умений, как:
Все перечисленные умения – это структурные единицы ППР, потому постоянное отслеживание уровня их сформированности имеет важное значение для установки соответствия учебных достижений обучающихся требованиям ФГОС ООО к результатам освоения ФРП по биологии.
Виды и формы системы оценивания в практике обучения биологии разнообразны. При выделении видов оценивания (устного, письменного, практического, тестирования) учитываются особенности деятельности учеников.
Рассмотрим более подробно виды и формы оценивания, в рамках которых проектируется система оценки предметных результатов по биологии.
Стартовая диагностика представляет собой проверку готовности обучающихся к усвоению биологии в основной школе. Она позволяет определить уровень сформированности знаний, умений, навыков, способов действий учеников 5 класса по биологии перед началом её изучения. При составлении заданий и проведении стартовой диагностики учитываются результаты освоения обучающимися естественно-научной составляющей курса «Окружающий мир», сформулированные в ФГОС НОО и ФРП дисциплины «Окружающий мир». В стартовые диагностические работы (далее – СДР) также могут включаться вопросы, содержание которых выходит за рамки этого курса. Такие задания позволяют определить уровень природной любознательности и внешкольных знаний детей.
При проведении стартовой диагностики нужно оценивать уровень сформированности нескольких компонентов:
Результаты СДР носят не оценочный, а диагностический характер и позволяют учителю:
Стартовая диагностика проводится в начале учебного года на одном из первых уроков биологии. Она может быть организована в форме тестирования, устного опроса, письменной работы. Наиболее эффективный вариант проведения стартовой диагностики – комплексная диагностическая работа. Она представляет собой набор заданий разных типов, соответствующих контрольным измерительным материалам по биологии:
а) задания с выбором 1 верного варианта из 4;
б) задания с выбором 3 вариантов из 6;
в) задания с выбором 2 вариантов из 5;
г) задания на установление соответствия или последовательности;
д) задания с развернутым ответом;
е) задания на работу с текстом, рисунками.
На выполнение СДР отводится 45 минут.
В приложении 1 (см. Дополнительные материалы к курсу) приведен пример одного варианта диагностической работы для стартового контроля обучающихся 5 класса, а также система оценивания, позволяющая определить уровень сформированности различных учебных действий.
Предложенный пример СДР для 5 класса включает 20 заданий. Их распределение по типам дается в таблице 2.
Таблица 2
Распределение заданий по типам
Типы заданий | Количество заданий | Максимальный первичный балл | Процент от максимального первичного балла для заданий каждого типа |
Задания с кратким ответом в виде одной цифры | 13 | 13 | 46 |
Задания с кратким ответом | 5 | 9 | 32 |
Задания с развернутым ответом | 2 | 6 | 22 |
Итого | 20 | 28 | 100 |
Соотношение количества заданий по разным элементам содержания отражает учебное время, которое отводится при изучении курса на тот или иной вопрос темы. В таблице 3 приведено распределение заданий стартовой диагностики по элементам содержания темы.
Таблица 3
Распределение заданий СДР по элементам содержания темы
Элементы содержания | Количество заданий |
Биология как наука. Методы биологии | 3 |
Признаки живых организмов | 5 |
Система, многообразие живой природы | 6 |
Человек и его здоровье | 2 |
Взаимосвязи организмов и окружающей среды | 4 |
Итого | 20 |
В работе предусмотрена проверка усвоения конкретных знаний и умений на трех уровнях:
а) воспроизведение знаний;
б) применение знаний и умений в знакомой ситуации;
в) применение знаний и умений в измененной ситуации.
Воспроизведение знаний предполагает оперирование несколькими учебными умениями:
Применение знаний в знакомой ситуации требует овладения более сложными умениями: объяснять, определять, сравнивать, классифицировать, распознавать и описывать типичные биологические объекты, процессы и явления.
Использование знаний в измененной ситуации предусматривает оперирование такими учебными умениями, как:
Таблица 4
Распределение заданий по уровням усвоения содержания
Уровни усвоения содержания | Количество заданий |
Воспроизведение знаний | 7 |
Применение знаний и умений в знакомой ситуации | 8 |
Использование знаний и умений в измененной ситуации | 5 |
Итого | 20 |
На уроке стартовой диагностики дополнительные материалы и оборудование не используются.
Приведем систему оценивания отдельных заданий и диагностической работы в целом:
I. Каждое правильно выполненное задание 1-14 оценивается 1 баллом.
II. Задания 15-18 – 2 баллами (если допущена одна ошибка – 1 балл, 2 и более – 0 баллов).
III. За задания 19 и 20 максимально дается по 3 балла (учитель, заметив неточности или ошибки в ответах на эти вопросы, может отнять 1 или 2 балла, не засчитать объяснение ученика).
Таблица 5
Перевод баллов в отметки по 5-балльной шкале
Отметка по 5-балльной шкале | «2» | «3» | «4» | «5» |
Баллы | 0-10 | 11-15 | 16-22 | 23-28 |
Достижение образовательных результатов по биологии, в том числе предметных, невозможно без эффективной системы контроля, диагностики и оценки результатов обучающихся.
Особенно важен текущий контроль знаний, умений, способов действий, так как он позволяет педагогу своевременно и регулярно получать обратную связь о результатах, достижениях, или, наоборот, о проблемах усвоения тех или иных разделов и тем курса биологии. Это дает учителю возможность оценивать динамику достижения ПР и при необходимости корректировать виды и формы педагогической деятельности для отбора наиболее эффективных методик и технологий, позволяющих успешно достигать нужных результатов.
В учебном процессе текущий контроль выполняет несколько функций:
а) получение обратной информации о понимании изучаемого материала;
б) подготовка к усвоению нового материала;
в) углубление и развитие знаний;
г) выявление результатов обучения.
Формами текущего оценивания могут быть:
Все перечисленные формы текущего оценивания служат средством для проведения оценочных процедур.
В практике преподавания биологии чаще всего для оценки достижения ПР используются различные типы заданий. Они классифицируются по разным основаниям:
Вместе с тем при всём разнообразии задания даются детям с одной целью: нужно не просто установить, что обучающиеся знают и умеют, а еще обеспечить объективную оценку практического применения их знаний, умений, навыков для анализа, объяснения и прогнозирования различного рода явлений.
При определении объема знаний, которые надо проверить, и форм их представления в условии конкретного задания обязательно берется во внимание принятая в дисциплине «Биология» логика организации учебного материала. Он строится, как уже говорилось ранее, по принципу последовательного развития знаний на основе теоретических представлений разного уровня.
Учет столь важного фактора при выборе заданий позволяет более точно установить, какие предметные знания и умения (действия с учебным материалом) дети могут применять для совершения своих новых открытий. Именно они должны составить содержательную основу каждого задания.
В свою очередь, для различения заданий по уровню их сложности учитываются требования стандарта к результатам освоения ФРП по биологии 5-9 классов. В зависимости от того, в какой мере ученики владеют определенными предметными понятиями и умениями, учитель может им предложить задания базового уровня и продвинутого (повышенной сложности).
В каждой из этих групп задания могут распределяться по:
а) видам проверяемых знаний и умений;
б) по способам познавательной деятельности, выраженным в соответствующих действиях.
Таким образом, эффективность текущей проверки зависит от:
Текущий контроль должен проходить на каждом уроке, когда учащиеся делают различные задания, участвуют в многообразных видах деятельности, выполняют проверочные, контрольные, лабораторные и практические работы.
Тематический контроль проводится для проверки результативности усвоения материала определенной темы или раздела учебной программы.
Цели тематического контроля:
а) закрепить знания по теме;
б) устранить пробелы в знаниях;
в) стимулировать развитие общих способностей;
г) систематизировать знания обучающихся;
д) оптимизировать затраты учебного времени.
При тематическом контроле требования к оценке результатов учебной деятельности должны возрастать, так как происходит оценка результатов относительно завершенного этапа обучения. Одна тема курса биологии изучается в среднем около 4-6 часов. Это оптимально для проведения тематического контроля знаний учеников. При изучении более коротких тем контроль можно объединить, при более продолжительных – разделить на мелкие фрагменты.
Формы тематического контроля учитель определяет в зависимости от объема и характера изученной темы, а также от контролируемого вида деятельности обучающихся. Это могут быть:
Проверочные работы по одной из пройденных тем следует проводить на последнем уроке, отводя на это 20-45 минут. Существует несколько подходов к составлению заданий для тематического контроля:
Первый подход предполагает составление сложных заданий с развернутым ответом. Такие задания ориентированы не только на проверку имеющихся у учеников знаний по изученной теме, но и умения грамотно, логически связанно, подробно излагать свои мысли. Оценка за выполнение этого задания определяется степенью его полноты и правильности.
Второй подход предполагает выполнение тестовых заданий. Обучающимся предлагается 12-15 вопросов с одним или несколькими вариантами ответов, установлением соответствия, распределением объектов по категориям и установлением последовательности.
При третьем подходе ученики на выбор делают задания разного уровня сложности.
В качестве тематического контроля можно провести и лабораторную работу. Например, при выполнении лабораторной работы «Внутреннее строение листа» на выбор ученика можно предложить три варианта заданий:
По разрешению учителя ученик выполняет одно максимально сложное задание, если умения предыдущих уровней входят в него автоматически.
Результаты тематического контроля можно использовать для:
а) установления причин возникших ошибок и трудностей изучения этой темы;
б) корректировки процесса обучения и планирования индивидуально-дифференцированной работы.
В основной школе промежуточная аттестация по биологии – один из видов внутришкольного оценивания результатов обучения в соответствии с требованиями ФГОС ООО к освоению федеральной рабочей программы. Она предусмотрена для тех обучающихся, которые не выбирают основной государственный экзамен (ОГЭ) по биологии.
Форма такого контроля учебных достижений – это промежуточная контрольная работа (далее – ПКР). Её содержание определяется, прежде всего, с учетом ведущих положений таких документов, как:
Основой для определения содержания ПКР стали также:
а) принципы организации содержания самого курса биологии для 5-9 классов (базового уровня);
б) планируемые результаты его освоения (предметные и метапредметные), представленные в ФРП по биологии.
Этот подход к определению содержания работы необходим для получения информации о соответствии образовательной подготовки учеников, не выбирающих ОГЭ по биологии, требованиям ФГОС ООО к освоению ФОП ООО по биологии.
Согласно основному предназначению промежуточной итоговой аттестации определяются подходы к построению ПКР и к организации системы оценивания как отдельных заданий, так и всей работы в целом.
Время выполнения промежуточной контрольной работы составляет 45 минут. Она содержит 10 заданий разного уровня сложности, ориентированных на проверку основных элементов содержания курса биологии для 5-9 классов (предметных знаний) и сформированности учебных действий с этим содержанием (предметных умений). Это структурные единицы предметных и ряда метапредметных результатов освоения курса биологии на уровне ООО. Задания ПКР сходны с вопросами для тематических проверок.
Представление о структуре работы, контролируемых элементах содержания и проверяемых учебных действиях, количестве вопросов и уровне их сложности, критериях и шкале оценивания каждого из заданий и работы в целом дает рекомендуемый пример работы в приложении 6 (см. Дополнительные материалы).
Итоговая проверка достижений обучающихся позволяет проконтролировать и обобщить большой объем знаний, установить связи между биологическими понятиями. При завершающем контроле выявляются не только знания обучающихся, но и степень овладения различными видами интеллектуальной и практической учебной деятельности, умениями обосновывать мировоззренческие выводы, опровергать антинаучные догмы.
В зависимости от содержания учебного материала и возрастных особенностей учеников итоговый контроль осуществляется в форме зачета или экзамена.
Устная итоговая проверка, как правило, проводится в виде индивидуального опроса. В таком случае учитель может помочь ученикам, задавая наводящие вопросы, одобряя правильный ответ.
Письменный итоговый контроль, в отличие от устного, дает возможность одновременно у многих школьников проверить:
Однако, как при письменной, так и при устной проверке контролируются результаты усвоения ограниченного содержания.
Итоговый тест, как правило, включает задания с выбором одного правильного ответа. С их помощью контролируются знания как на базовом, так и на повышенном уровне.
Задания повышенного уровня нужны для проверки усвоения более трудного материала. Они могут содержать отрицание, ориентировать на работу с рисунком, тем самым усложняя задачу. Трудность заданий с отрицанием в том, что школьники должны найти признак, не характерный для объекта или процесса, а заданий с рисунком – в распознавании объекта, его функций, особенностей строения.
В тестах используются задания с выбором нескольких правильных ответов, на установление соответствия или последовательности процессов, а также вопросы, требующие развернутого ответа, которые позволяют распределить обучающихся по уровню подготовки. Все эти задания нужны, чтобы выяснить, овладели ли ученики умениями:
Успешность выполнения заданий всех уровней во многом зависит от четкости и лаконичности их формулировок, от доступности используемых научных понятий. Многословные, нечеткие, перегруженные незнакомыми терминами задания повышают их трудность, увеличивают время на их выполнение.
В зависимости от объема контролируемого материала и продолжительности его изучения выделяют несколько форм итоговой проверки:
Тематический итоговый контроль:
Систематичность проверки достигается регулярным проведением контрольных работ (зачетов) по теме в течение учебного года. Её полнота обеспечивается охватом основного содержания темы и характером заданий, направленных на определение уровня овладения различными видами учебной деятельности.
Чтобы избежать перегрузки учеников, важно проводить проверку знаний по теме в учебное время на одном из последних уроков, используя тестовые задания. Подготовиться к зачетам школьникам поможет ознакомление с темами зачетов в начале учебного года и с требованиями к уровню подготовки по каждому блоку знаний, которые составляет учитель в форме деятельностных характеристик стандарта биологического образования. Это позволяет обучающимся представить, что они должны знать и уметь в конце изучения темы на базовом и профильном уровнях.
Подготовка к зачету проводится в ходе текущего контроля, на котором используются задания, аналогичные включенным в тест для тематической проверки. Особое внимание следует обратить на задания со свободным ответом. Стоит заранее подготовить эталоны ответов и сравнить их с ответами школьников.
Включение в проверку практических заданий требует необходимого оборудования:
Для получения объективных результатов в итоговом тематическом зачете используется несколько вариантов заданий, идентичных по содержанию, равноценных по сложности и времени их выполнения. При определении количества заданий в варианте учитывается время, которое тратит ученик на выполнение каждого из них.
Оценка итогового контроля обучающихся – показатель правильности, точности, объема, глубины выполненной ими работы. Оценка обеспечивает обратную связь, без которой учебный процесс не может быть эффективным.
В процессе оценивания проводится сравнение ответа ученика с составленными заранее эталонами (элементами верного ответа). Оценка выражается в баллах, одобрении учителем качества работы, характеристике достигнутых результатов в сравнении с успехами других обучающихся.
В приложениях 2-5 (см. Дополнительные материалы) приведены примеры контрольных работ по итогам обучения в 5-8 классах.
Устная проверка широко используется на уроках биологии. Среди устных опросов наиболее популярны фронтальные проверки, которые проводят:
Фронтальная проверка позволяет опросить большое количество обучающихся по сравнению с индивидуальной, однако не дает возможности получить полное представление об усвоении знаний. Преодолеть этот недостаток помогает выделение для беседы небольшой группы учащихся, которые должны отвечать на разные вопросы учителя, дополнять и уточнять ответы одноклассников, исправлять ошибки, делать обобщения. Завершается фронтальный опрос выводом, который делает учитель или хорошо успевающий ученик, анализом ответов обучающихся, чтобы они осознали требования к их подготовке.
При составлении фронтального опроса стоит выделять для каждого проверяемого элемента содержания вопросы, которые последовательно:
а) проверяют сам факт знания или незнания;
б) выявляют непонимание и устраняют его причины;
в) акцентируют внимание на практическом применении элемента.
Индивидуальная устная проверка позволяет выявить содержательную корректность ответа, его последовательность, полноту и глубину, самостоятельность суждений, культуру речи. При этом обучающиеся должны изложить материал в виде развернутого рассказа с доказательствами, выводами и др. Вопросы следует варьировать в зависимости от уровня усвоения материала и в соответствии с возрастными особенностями учеников: от элементов дедукции к индукции по мере взросления.
Основные требования к проведению индивидуальной устной проверки:
Обратим внимание, что особенность устной проверки по биологии состоит в использовании рисунков, схем, таблиц и натуральных объектов (живые животные и растения, гербарные материалы, чучела и тушки животных, влажные препараты и др.).
Применение разнообразных методов устного контроля, постановка вопросов, ориентация обучающихся на творческое использование в ответе текста учебника, рисунков, таблиц дают возможность наиболее эффективно реализовать в учебном процессе обучающую, развивающую и воспитательную функции.
Отметка «5» ставится, если ученик:
Отметка «4» ставится, если ученик:
Оценка «3» ставится, если ученик:
Оценка «2» ставится, если ученик:
Письменная проверка получает всё более широкое применение как метод оценивания знаний и умений школьников. Она позволяет за короткое время проверить знания многих обучающихся одновременно. Её специфическая особенность – большая объективность по сравнению с устной, так как легче обеспечить равенство меры выявления знаний.
На основании анализа результатов письменной проверки можно дать сравнительную оценку знаний и умений обучающихся, выявить весь объем ошибок, которые допускаются классом в целом по проверяемому материалу. На основании этого учитель может судить о достоинствах и недостатках применяемой им методики.
Для письменного контроля знаний, умений и навыков всего класса требуется значительно меньше времени по сравнению с устным, но сам учитель должен затратить время на подготовку к ней и на определение результатов. Ученики при письменной проверке должны проявить большую сосредоточенность, умение четко выражать мысли, владеть навыками письменной речи.
Письменная форма может использоваться для проверки усвоения учебного материала на трех уровнях:
Первый уровень:
Второй уровень:
Третий уровень:
Письменная проверка проходит в виде биологических диктантов, контрольных, проверочных и самостоятельных работ, тестов, биологических задач.
Биологический диктант – форма письменного контроля знаний и умений обучающихся. Он представляет собой перечень вопросов, на которые ученики должны дать быстрые и краткие ответы. Время на каждый из них строго регламентировано и достаточно мало, поэтому сформулированные вопросы должны быть четкими и требовать однозначных ответов без долгого размышления. Именно краткость ответов диктанта отличает его от остальных форм контроля.
С помощью биологических диктантов можно проверить определенную область знаний обучающихся:
а) буквенные обозначения биологических терминов, явлений, некоторых величин;
б) определения биологических явлений, формулировки биологических законов, научных фактов.
Биологический диктант проводится для определения краткосрочной памяти обучающихся в конце или в начале урока.
Для удобства проверки работы рекомендуется скрывать количество терминов, кратное 5:
При оценке биологического диктанта во внимание принимаются критерии, представленные в таблице 6.
Таблица 6
Критерии оценки биологического диктанта
Отметка | Критерии |
«5» | 5-10-15 правильных ответов |
«4» | 4-8-12 правильных ответов |
«3» | 3-6-9 правильных ответов |
«2» | 2-4-6 или менее правильных ответов |
Приведем пример биологического диктанта для учащихся 9 класса по теме «Опорно-двигательная система», который включает 2 варианта по 10 незавершенных предложений и позволяет проводить контроль знаний о строении и функциях скелета человека, типах костей и их соединений: неподвижные, полуподвижные, подвижные (суставы) (см. таблицы 7, 8, 9).
Таблица 7
Вариант 1 | Вариант 2 |
Закончите предложение: 1. Кости черепа соединены… 2. Сустав сверху покрыт… 3. Парные височные кости входят в отдел черепа, который называется… 4. Грудная клетка состоит из… 5. Предплечье состоит из двух костей: … 6. Тазовые кости образуют… 7. Три отдела скелета верхней конечности: … 8. Функции скелета: … 9. Кости кисти… 10. Вид суставов… | Закончите предложение: 1. Суставная жидкость уменьшает… 2. Череп состоит из двух отделов: … 3. Лобная кость входит в отдел черепа, который называется… 4. Ключицы и лопатки образуют… 5. Голень состоит из двух костей: … 6. Отделы скелета туловища: … 7. Три отдела скелета нижней конечности: … 8. Функции скелета: … 9. Отдел стопы… 10. Виды суставов… |
Таблица 8
Правильные ответы
№ задания | Вариант 1 | Вариант 2 |
1 | неподвижно | трение костей |
2 | суставной сумкой | мозгового и лицевого |
3 | мозговой отдел | мозговой отдел |
4 | 12 пар ребер и гридины | скелет плечевого пояса |
5 | локтевой и лучевой | большой и малой берцовых |
6 | пояс нижних конечностей | позвоночник и грудная клетка |
7 | плечо, предплечье, кисть | бедро, голень, стопа |
8 | опорная, защитная, участие в минеральном обмене | опорная, защитная, участие в минеральном обмене |
9 | запястье, пястье, фаланги пальцев | предплюсна, плюсна, фаланги пальцев |
10 | локтевой, плечевой, коленный, голеностопный | локтевой, плечевой, коленный, голеностопный |
Таблица 9
Критерии оценки биологического диктанта по теме «Опорно-двигательная система»
Отметка | Критерии |
«5» | Полно раскрыто содержание всех 10 предложений диктанта. Четко и правильно записаны биологические научные термины. |
«4» | Раскрыто содержание 8-9 предложений. Допущены незначительные неточности при использовании научных терминов. |
«3» | Усвоено основное содержание учебного материала, но изложено фрагментарно в 7 предложениях. Допущены ошибки и неточности в использовании научной терминологии. |
«2» | На 6 вопросов диктанта не даны ответы. Допущены грубые ошибки при использовании терминологии. |
Тестирование – контроль знаний с помощью тестов различного типа. Как правило, такая проверка включает три компонента:
В отличие от традиционных форм проверки тестирование позволяет учителю быстро узнать результаты контроля. Поэтому оно получило широкое распространение (тесты с выбором одного или нескольких верных ответов, с дополнением ответа, на установление соответствия, последовательности процессов и явлений, с кратким или развернутым свободным письменным ответом и др.).
Тестирование позволяет:
Систематический тестовый контроль формирует у школьников установку на его обязательность, мотивацию постоянно готовиться к урокам и повторять пройденный материал, дисциплинирует их. Тестирование дает возможность получить объективные данные, сравнить результаты учебной подготовки детей из разных классов, школ, районов. Проверочная работа в форме теста ориентирует обучающихся на оперирование различными видами учебной деятельности, так как включает задания разного типа и уровня сложности.
Однако проверка результатов обучения с помощью заданий с выбором ответа повышает вероятность угадывания верного ответа, лишая учителя возможности проверить умения учеников логично, доказательно излагать ответ.
Эти недостатки можно преодолеть за счет повышения качества тестов:
а) подбора правдоподобных ответов, трудно отличимых от правильных;
б) применения заданий с выбором не одного верного ответа, а нескольких;
в) на определение соответствия процессов и явлений, их последовательности;
г) на использование заданий со свободным ответом;
д) сочетания тестовой проверки с традиционными видами и методами.
Чтобы получить объективные результаты контроля с помощью тестов, следует создать несколько вариантов проверочной работы, равноценных по содержанию, степени сложности, количеству и типам заданий.
Варианты ответов на каждое задание должны подбираться таким образом, чтобы исключались возможности простой догадки или отбрасывания заведомо неподходящего ответа. При оценке тестирования во внимание принимаются критерии, представленные в таблице 10.
Таблица 10
Критерии оценки тестовых работ
Отметка | Критерии |
«5» | Ученик выполнил правильно: 80-100% от общего числа баллов |
«4» | 60-79% заданий |
«3» | 40-59% заданий |
«2» | менее 40% или не приступил к работе, не представил её на проверку |
Остановимся на характеристике различных типов заданий, которые используются в школьной практике при проведении контроля. Наиболее распространены задания с выбором ответа – это могут быть вопросы базового и повышенного уровня сложности. Их применение позволяет рационально использовать время на уроке, быстро установить обратную связь с учениками и определить результаты освоения учебного материала, сосредоточить внимание на пробелах в подготовке, внести соответствующие коррективы для дальнейшего продвижения в обучении. А главное, что с помощью этих заданий можно за сравнительно небольшой промежуток времени проверить усвоение большого объема учебного материала у всех обучающихся класса, школы, региона.
Такие задания контролируют планируемые результаты по основным разделам программы:
Приведем примеры заданий и подходы к оцениванию их выполнения:
Вместе с этим используются и другие типы заданий, требующие свободного ответа учеников.
Достижение планируемых результатов оценивается на базовом и повышенном уровнях.
Достижение ПР на базовом уровне позволяет судить о сформированности знаний, умений и способов деятельности по биологии, которые необходимы для успешного продолжения обучения на уровне среднего общего образования. Это предполагает освоение опорной системы знаний и правильное выполнение учебных действий при решении простых учебных и учебно-практических задач (как правило, знакомых и освоенных при обучении).
Оценка достижения базового уровня осуществляется с помощью стандартных задач с очевидным способом решения. Чаще всего это задания, в которых необходимо узнать биологические объекты, процессы, явления и/или привести их примеры, применить знания в знакомой ситуации.
Достижение ПР на повышенном уровне позволяет судить о более высокой развитости биологической предметной компетенции, способности творчески применять школьные знания для решений широкого круга учебно-познавательных и учебно-практических задач. Для этого используются задания повышенной сложности. Их успешное выполнение свидетельствует об усвоении опорной системы знаний на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями:
а) свободно применять знания в измененной и новой ситуациях;
б) проводить сравнение, анализ, классификацию биологических объектов и явлений, давать им обоснование;
в) обобщать и формулировать выводы;
г) устанавливать причины и следствия;
д) систематизировать и интегрировать фактические знания;
е) использовать теоретические знания в практической деятельности и др.
В заданиях повышенного уровня, как правило, нет явного указания на способ выполнения. Ученику приходится самостоятельно выбирать один из известных ему способов или применять новый, объединяя изученные или трансформируя их. Задания повышенного уровня могут быть разными по форме:
Мыслительные операции, основанные на выборе и сопоставлении, предполагают выполнение заданий на установление соответствия между характеристикой объекта и его видом. Это проверяет усвоение содержания в обобщенном виде, что в значительной степени препятствует угадыванию верного ответа. В задании этого типа каждому понятию или определению из левого столбца, обозначенному буквой, должен соответствовать правильный ответ, обозначенной цифрой, в правом столбце.
Приведем примеры заданий и подходы к оцениванию их выполнения:
Важное условие эффективности обучения на уроках биологии – освоение структуры мыслительных операций, связанных с получением, обработкой и воспроизведением учебной информации. Особая роль в этом процессе принадлежит решению биологических задач разного уровня сложности. Главное их отличие от других форм учебных заданий в том, что цель и результаты решения направлены прежде всего на изменение самого ученика как субъекта учебно-познавательной деятельности, на овладение им определенных способов мыслительной работы.
Биологическая задача в самом общем виде представляется как информация, описывающая какой-то биологический объект, явление или процесс и содержащая условие, противоречие и вопрос, ответ на который приводит к её решению. В отличие от традиционных вопросов и заданий биологическая задача всегда ориентирована на проверку достижения конструктивного и эвристического уровней усвоения учебного материала, требующих обобщенных и систематизированных прочных знаний.
Может сложиться ситуация, когда обучающиеся хорошо знают учебный материал, но не могут решить ту или иную биологическую задачу, воспринимая её как традиционный вопрос. Особенность биологических задач в том, что многие из них предполагают несколько путей рассуждения, выстраивания разных логических цепочек, приводящих к предполагаемому ответу, к выводу. Решение биологической задачи в этом смысле – не только ответ на сформулированный в ней вопрос-требование, а система умственных действий, помогающих развитию мыслительных способностей ученика, формированию умений видеть проблему и находить пути её разрешения. Причем мыслительные операции по поиску решения биологической задачи не менее важны, чем сам правильный ответ.
По своей структуре биологическая задача разделена на две части:
а) первая – предпосылочная, несущая определенную информацию в виде условия задачи;
б) вторая – вопросительная, содержащая формулировку вопроса, на который надо дать правильный ответ.
В условии биологической задачи имеются данные, часто в скрытом и неявном виде. Их соотношение определяет тип биологической задачи:
Вопрос может стоять в начале, середине или конце биологической задачи. От четкости его формулировки зависит, правильно ли поймут ученики сущность описываемого в биологической задаче объекта, процесса или явления. Ответ на вопрос обучающиеся должны обязательно дать на основе своих рассуждений, а не простого угадывания. Причем сам процесс поиска правильного ответа должен активизировать мыслительные операции, которые осуществляются при обмене мнениями, дискуссии, спора. Это особенно важно, если ответ на биологическую задачу многослойный, состоящий из нескольких развернутых предложений.
Главное условие использования биологических задач в обучении – регулярное их применение на разных этапах образовательного процесса:
Процесс решения биологических задач состоит из последовательных действий:
а) восприятия и осмысления условия задачи;
б) поиска вариантов решения;
в) формулировки окончательного ответа на вопрос задачи.
Пример таких действий сначала должен показать учитель. Он дает обучающимся образцы решения биологических задач и объясняет алгоритм рассуждений:
Целесообразно при этом построить логическую цепочку – ход рассуждений, отображенный для наглядности на доске или бумаге. Она при этом может получиться разветвленной или неразветвленной. В первом случае от учителя требуется подвести учеников к поиску правильного ответа, предложив по ходу рассуждения наводящие вопросы и сообщив необходимые дополнительные сведения для условия задачи.
Переформулирование условия биологической задачи – важная часть её решения, позволяющая абстрагироваться от её содержания, найти наиболее существенные характеристики описываемых в задаче биологических объектов, процессов и явлений. От обучающихся на этом этапе решения требуется:
Некоторые гипотезы могут быть ошибочными, но при решении биологических задач важно не только найти верные ответы, но и обосновать их, потому что часто, зная ответ на сформулированный в задаче вопрос, ученики не могут доказать его правильность. При построении логической цепочки большое внимание следует уделять именно интуитивному поиску ответа, так как единого алгоритма решения биологических задач не существует.
Таким образом, обоснование правильности хода решения биологической задачи способствует развитию мышления обучающихся. Оно включает анализ условия, его переформулировку и планирование хода решения.
Проверку правильности ответа лучше всего осуществлять решением обратной задачи или этой же, но другим способом. Умение объяснять решение биологической задачи можно считать важным признаком познавательной самостоятельности обучающихся. Развитие этого качества в значительной мере зависит от способности ориентироваться в заданной ситуации, которая складывается из умений учеников:
Такая творческая работа школьников имеет значительный обучающий и развивающий эффект, что в целом положительно влияет на результаты образовательной деятельности.
При оценке биологических задач во внимание принимаются критерии, представленные в таблице 11.
Таблица 11
Критерии оценки биологических задач
Отметка | Критерии |
«5» |
|
«4» |
|
«3» |
|
«2» |
|
«1» | Ученик не приступил к выполнению работы или не сдал её на проверку учителю. |
Лабораторные работы подразумевают самостоятельную деятельность учеников по проведению наблюдений и экспериментов. Они не становятся фрагментами урока, а пронизывают всю его структуру. На лабораторных занятиях:
Эта организационная форма так же, как и урок, проводится в классе под руководством учителя.
Лабораторные работы нужны для непосредственного ознакомления учеников с предметами и явлениями живой природы через самостоятельные наблюдения и опыты над объектами, при этом среди них подбираются такие, которые можно провести в условиях класса в течение 45 минут.
Работа обучающихся на лабораторном занятии организуется в двух вариантах:
а) фронтальная работа;
б) индивидуальная/групповая работа.
Фронтальная работа – общая одновременная работа всего класса. Она значительно облегчает организацию деятельности учеников на уроке и руководство со стороны учителя. Такая работа может быть разделена на несколько этапов в зависимости от содержания. Перед каждым этапом педагог проводит инструктаж, по окончании занятия подводит итоги и делает общие выводы. Работа выполняется по команде учителя всем классом одновременно в одинаковом темпе. Распределение работы на несколько этапов в большинстве случаев рекомендуется в начале обучения биологии, когда отсутствуют навыки самостоятельной деятельности. В дальнейшем необходимость в такой методике отпадает.
Индивидуальная/групповая работа предполагает выполнение наблюдений, экспериментов отдельными учениками или группами по 2-3 человека. Обучающиеся в этом случае выполняют работу самостоятельно от начала до конца. Её темп разный, отдельные этапы выполняются не одновременно. Каждая группа руководствуется инструкцией, которая составляется учителем и выдается перед началом работы (её можно взять из учебника).
Как правило, внутри группы дети разделяются и могут поочередно выполнять работу, проводить наблюдение.
Обратим внимание, что лабораторные занятия начинаются с озвучивания темы и цели работы. Это важный момент, так как от него будет зависеть вывод, который сделают обучающиеся по окончании урока. Далее проводится инструктаж. После него раздается оборудование: приборы, материалы, объекты и инструктивные карточки. Ученики приступают к работе, а учитель контролирует и корректирует их действия. Результаты опытов обучающиеся заносят в тетради, там же делают зарисовки.
В заключение проводится беседа, подводится итог работы, делаются выводы. На этом этапе стоит актуализировать теоретические знания учеников, необходимые для выполнения лабораторных заданий.
Отметка | Критерии |
«5» |
|
«4» |
|
«3» | А. Работа выполнена не полностью, но по объему выполненной части можно сделать выводы. Б. При проведении опыта и измерений были допущены такие ошибки:
В. Работа выполнена не полностью, однако объем выполненной части позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы. |
«2» |
|
В тех случаях, когда обучающийся показал оригинальный и наиболее рациональный подход к выполнению работы и в процессе её, но не избежал тех или иных недостатков, оценка по усмотрению учителя может быть повышена по сравнению с указанными нормами.
В связи с тем, что большинство лабораторных опытов обучающиеся выполняют фронтально и сущность опытов выясняется на уроке, оценки за их описание выставлять всем не следует. Лабораторные опыты по биологии оцениваются выборочно. Отметку ученику можно поставить при его активном участии в обсуждении материала, быстром выполнении опытов, правильном их анализе.
Проектная деятельность представляет собой особую форму учебной работы, которая в некоторых отношениях существенно отличается от привычной учебной деятельности, направленной на получение и освоение систематических знаний.
Особенность проектной деятельности может быть сформулирована как направленность на получение практического результата, формирование и развитие готовности и способности к разрешению проблемных ситуаций.
Процесс реализации проекта включает три основные стадии:
а) разработку замысла;
б) его реализацию;
в) представление готового продукта.
Работа над проектом хорошо соотносится с задачами формирования регулятивных УУД, с задачей формирования и развития готовности и способности к самоорганизации и саморегуляции. При реализации исходного замысла ученики на практическом уровне овладеют:
Обратим внимание, что когда мы рассматриваем метод проектов, то имеем в виду именно способ достижения конкретной цели через детальную разработку проблемы. Проект должен завершиться реальным практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Его можно увидеть, осмыслить, применить на практике.
Чтобы достичь такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, ставить и решать проблемы. Для этой цели следует привлекать знания из разных областей, использовать умения прогнозировать результаты и возможные последствия конкретных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи.
Использование проектной деятельности в обучении биологии позволяет:
А. Планировать исследование в соответствии с поставленными задачами.
Б. Описывать и выявлять отличительные признаки живого, обнаруживать причинно-следственные связи, например, взаимосвязь строения и функции клетки, органа, организма, экосистемы.
В. Принимать решения об использовании соответствующих методов (наблюдение, эксперимент, моделирование, выдвижение гипотезы) для проведения биологических исследований.
Г. Разрабатывать и защищать исследовательские проекты, моделирующие реальные биологические процессы.
Учебно-практические задачи, которые составляют основу проектной деятельности обучающихся, направлены на формирование и оценку навыков:
Выполнение группового проекта формирует коммуникативные умения, навыки сотрудничества, требует совместной работы в парах или группах с распределением ролей и разделением ответственности за конечный результат.
Важные в педагогическом отношении промежуточные результаты совместной учебно-познавательной и практической деятельности при выполнении проекта:
Необходимо отметить еще одно важное значение использования проектной деятельности в обучении: дети выражают суждения (в том числе ценностные), свою позицию, отношение к обсуждаемой проблеме, аргументируют, поясняют свою точку зрения.
Таким образом, использование проектной деятельности в учебном процессе способствует не только освоению системы биологических понятий, закономерностей, теорий, законов, научных фактов, но и формирует такие ключевые навыки, как самостоятельное приобретение и перенос знаний, сотрудничество и взаимопомощь, самоорганизация, оценочные суждения и аргументация своей точки зрения.
К преимуществам проектной деятельности при изучении биологии следует отнести:
Процесс реализации проекта включает четкое планирование действий, наличие замысла или гипотезы решения проблемы, распределение ролей при групповой работе (т. е. заданий для каждого участника) и тесное взаимодействие. Обязательным условием достижения результатов этой работы – определение (выбор) проблемы самими учениками на доступном им уровне. Если она будет по-настоящему интересна, значима для детей, это послужит важным стимулом для её решения.
Результаты выполненных проектов должны быть реальными. Если рассматривалась теоретическая проблема, необходимо предложить конкретный вариант её решения. Если же решалась прикладная задача, должен быть виден определенный практический результат.
В организации проектной деятельности выделяют несколько этапов:
При выполнении проекта обучающиеся 5-9 классов в качестве источников информации предпочитают интернет, книги, энциклопедии, газеты, телевидение и даже опыт и знания родителей. Ученики 6-7 классов отдают предпочтение познавательным и практико-ориентированным проектам, школьники 8-9 классов – исследовательским.
Задавая критерии оценки проектной деятельности, учитель должен интересоваться не только предметными результатами выполнения проекта, но и личностным, метапредметным аспектами этой формы работы.
С позиций достижения предметных результатов к параметрам оценки проектной деятельности следует отнести:
При оценке проекта во внимание принимаются критерии, представленные в таблице 12.
Таблица 12
Критерии оценки проектной работы
Отметка | Критерии |
«5» |
|
«4» |
|
«3» |
|
«2» | Проект не выполнен или не завершен. |
Нормативные документы:
Вы можете приобрести этот курс, выбрав один или несколько документов, подтверждающих освоение программы:
Печатный экземпляр отправляем Почтой России в течение 3 недель после оплаты. Стоимость - 1200 рублей.
Электронное удостоверение отправляем на электронную почту в течение 3 дней после оплаты. Стоимость - 700 рублей.
Электронный или электронный + печатный. Стоимость от 550 до 950 рублей.
2020 — 2024 © Центр развития компетенций «Аттестатика» — все права защищены.