Цель: совершенствование компетенций, необходимых для реализации коррекционно-развивающих программ для детей с синдромом гиперактивности и дефицита внимания в профессиональной деятельности педагогов-психологов.
Объем: 72 часа.
Понятие, типы и симптоматику СДВГ, классификацию гиперкинетических расстройств.
Содержание коррекционно-педагогической деятельности специалистов в области сопровождения детей с СДВГ.
Современные методы психотерапии и психокоррекции детей с СДВГ.
Реализовывать коррекционно-педагогическое сопровождение детей с СДВГ с учетом специфики диагноза.
Применять современные методы нейропсихологической коррекции в рамках сопровождения детей с СДВГ.
Применять современные методы психокоррекции в рамках сопровождения детей с СДВГ.
Овладение принципами психолого-педагогического подхода при коррекции СДВГ.
Навыки диагностического обследования обучающихся с СДВГ.
Овладение основными направлениями и приемами коррекционно-педагогической работы при сопровождении детей с СДВГ.
Синдром дефицита внимания и гиперактивности (далее – СДВГ) – это одна из форм проявления минимальной мозговой дисфункции (далее – ММД), то есть очень легкой недостаточности мозга, которая проявляется в дефиците определенных структур и нарушении созревания более высоких этажей мозговой деятельности.
ММД относят к категории функциональных нарушений, обратимых и нормализуемых по мере роста и созревания мозга. ММД не считается медицинским диагнозом в прямом смысле слова, это скорее подтверждение наличия легких нарушений в работе мозга, причину и суть которых предстоит выяснить, чтобы начать лечение. Детей с реактивным типом ММД называют гиперактивными.
СДВГ – дисфункция центральной нервной системы (прежде всего ретикулярной формации головного мозга), вызванная трудностями концентрации и поддержания внимания, нарушениями обучения и памяти, а также сложностями обработки экзогенной и эндогенной (обусловленной внешними и внутренними причинами) информации и стимулов.
По статистике, около 5-10% детей школьного возраста страдают синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Приблизительно у 20%-60% синдром сохраняется и во взрослой жизни. К подростковому возрасту двигательная гиперактивность обычно уходит, но неспособность к обучению, недостаток внимания, неспособность сосредоточиться у большинства детей сохраняются.
Н. Н. Заваденко приводит данные статистики, которые показывают, что в России таких детей 4-18%, в США – 4-20%, в Великобритании – 1-3%, в Италии – 3-10%, в Китае – 1-13%, в Австралии – 7-10%.
В среднем в каждом классе есть по крайней мере 1-2 ребенка, которым требуется лечение этого заболевания.
Чаще всего синдром проявляется в 6-12 лет, когда гиперактивный ребенок попадает в школу и выясняется, что он сам не может учиться и при этом мешает другим. В таком случае проблема из медицинской превращается в социальную: не достигая успехов в учебе, получая нарекания за поведение, такие дети ведут себя всё хуже и хуже. Мировая статистика подтверждает, что среди малолетних правонарушителей много больных синдромом дефицита внимания и гиперактивности.
Исследователи отмечают более высокую распространенность заболевания среди мальчиков по сравнению с девочками.
По статистике, среди мальчиков 7-12 лет признаки синдрома диагностируются в два-три раза чаще, чем среди девочек. Среди подростков это соотношение составляет 1:1, а среди 20-25-летних – 1:2 (с преобладанием девушек). В клинике соотношение мальчиков и девочек варьирует от 6:1 до 9:1.
Преобладание мальчиков – не только следствие субъективного мнения респондентов, отвечающих на вопросы анкеты. Хотя учителя чаще всего именно в мальчиках видят нарушителей порядка. Высокая частота симптомов заболевания у мальчиков может быть обусловлена влиянием наследственных факторов, а также более высокой уязвимостью плода мужского пола к патогенетическим воздействиям во время беременности и родов. У девочек большие полушария головного мозга менее специализированы, поэтому они обладают большим резервом компенсаторных функций (по сравнению с мальчиками) при поражении центральной нервной системы.
Кроме того, отмечаются половые различия в структуре и динамике поведенческих нарушений. У мальчиков симптомы гиперактивности и другие нарушения поведения появляются с трех-четырех лет. Это заставляет родителей обращаться к врачу еще до поступления ребенка в школу.
У девочек гиперактивность встречается реже, заболевание у них чаще проявляется в виде нарушений внимания. Их поведенческие отклонения проявляются более скрыто и не выявляются при одно-двукратном наблюдении, соответственно, не лечатся и имеют более неблагоприятный прогноз. В большей степени, по сравнению с мальчиками, у них выражены социальная дезадаптация, учебные трудности, личностные расстройства.
В учреждениях, которые организуют образовательный процесс, наиболее остро стоит проблема гармоничного развития ребенка. Зачастую проблемы в поведении младших школьников – серьезная преграда для получения качественного образования, а также для становления самого ребенка как полноценного участника процесса обучения.
Зарубежные и отечественные психологи изучали гиперактивное поведение на основе различных научных направлений, подходов, объектов исследования:
У специалистов, работающих с гиперактивными детьми, существует мнение, что взрослым необходимо уметь тщательно разграничивать СДВГ и широкий круг состояний, сходных с ним лишь по внешним проявлениям, но отличающихся от него причинами и методами коррекции. Также Н. Н. Заваденко отмечает, что «существует заблуждение в том, что диагностика СДВГ не представляет собой значительных трудностей».
Рассмотрим формы проявления синдрома дефицита внимания и гиперактивности у детей, по которым проводится дифференциальный диагноз наличия СДВГ:
1. Индивидуальные особенности личности и темперамента:
2. Формы проявления гиперактивности ребенка:
На основе проявления симптомов можно классифицировать три типа СДВГ.
Детям трудно сосредоточиться долгое время на одном предмете. Кроме того, они импульсивны, очень подвижны, что может помешать во время урока в классе. Дети с таким типом расстройства более заметны, их легче диагностировать.
Такие дети подвержены травматизму, то есть из-за своей активности они могут получать травмы чаще, чем дети без СДВГ.
Маленькие дети могут быть чересчур активными и имеют проблемы, связанные со своей импульсивностью (могут перебивать других при разговоре, хвататься руками за предметы, вести себя неподобающим образом).
Дети с этим типом не демонстрируют чрезмерной активности. Они не мешают на уроках в школе, поэтому на их симптомы могут не обратить внимания. Дети с невнимательностью не способны сохранять внимание на соответствующем их возрасту уровне. Родители и учителя могут жаловаться, что дети не способны сосредоточиться, отвлекаются, переходят от одного вида деятельности к другому, неорганизованны, забывчивы и склонны к мечтательности.
Этот тип расстройства труднее выявить и диагностировать. Это дети-«мечтатели». Они как будто слушают, но на самом деле думают о чем-то другом, легко отвлекаются. Они спокойны, не слишком подвижны, и учитель не обращает на них внимания. Родители тоже не всегда понимают, почему у тихого спокойного ребенка есть проблемы в учебе, и считают причиной лень.
Дефицит внимания без гиперактивности чаще наблюдается у девочек.
Существует тесная связь между СДВГ и расстройствами мешающего поведения. К семилетнему возрасту у 35-60% детей с СДВГ, направляемых к клиницистам, также диагностируют оппозиционно-вызывающее расстройство (ОВР), а в среднем детстве и в подростковый период у 30-50% также обнаруживают РП.
Комбинация СДВГ + РП возникает раньше, чем один СДВГ, и отношение числа мальчиков к девочкам в этом случае выше. Это более тяжелое нарушение, которое негативно отражается на широком наборе переменных, связанных с самими детьми, их отношениями с родителями и успеваемостью в школе.
Наложение СДВГ на тревожные расстройства отмечается у 25-40% клинической группы. Наличие тревожного расстройства, в отличие от расстройства поведения, обычно ослабляет, а не усугубляет нарушение. У детей с СДВГ + TP отмечается уменьшение экстернализованных проявлений в целом (внешней проекции) и импульсивности в частности.
Нозологическая система DSM-4 (Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам) характеризует СДВГ как «расстройство мешающего (нарушающего порядок) поведения», поскольку его симптомы агрессии, оппозиции, назойливости и дезорганизации подрывают компромисс, присущий нормальной социальной коммуникации. Подобные симптомы негативно влияют на семейные отношения.
Матери менее отзывчивы к своим детям с СДВГ или реже их вознаграждают, более негативны и властны в своих реакциях. Хотя отношение детей к отцам менее проблематично, отмечается также учащение конфликтов между отцом и ребенком.
Раздражающее, назойливое поведение детей с СДВГ повышает вероятность неприятия со стороны сверстников и социальной изоляции. К тому же времени, требуемого на то, чтобы сверстники обратили внимание на новеньких детей с СДВГ и негативно реагировали на них, – мало. По оценкам исследователей, оно составляет минуты и часы.
Родительское поведение также играет роль в статусе детей с СДВГ среди сверстников. С. Хиншоу и его коллеги установили, что авторитетное воспитание с присущим ему сочетанием твердо установленных границ, адекватной конфронтации, аргументации, теплоты и поддержки, развивает у детей с СДВГ социальную компетентность.
Большинство направляемых к клиницистам детей с СДВГ плохо успевают в школе, а около четверти таких детей присущи агрессивные проявления.
Низкие учебные достижения, вероятно, становятся естественным следствием (в случае детей с невнимательным типом СДВГ) трудности с удержанием внимания на заданиях, отвлекаемости, неспособности следовать инструкциям и проблем с организованностью.
Клинические критерии основаны на руководстве DSM-5: диагноз СДВГ – клинический, он базируется на всестороннем медицинском, экспериментальном, образовательном и психологическом оценивании.
Диагностические критерии DSM-5 для СДВГ включают девять симптомов и признаков невнимательности и девять – гиперактивности и импульсивности. Для диагностики по таким критериям необходимо наличие шести или более симптомов и признаков из одной или каждой группы. Кроме того, симптомы должны:
Симптомы невнимательности ребенка с СДВГ:
Симптомы гиперактивности и импульсивности ребенка с СДВГ:
Другие диагностические факторы
Различие между СДВГ и другими состояниями может быть затруднительным. Необходимо избегать гипердиагностики.
Многие признаки СДВГ выражены в дошкольном возрасте и могут указывать на проблемы с общением, которые могут возникнуть при других нарушениях неврологического развития (например, расстройства аутического спектра) или при некоторых расстройствах обучения, тревоге, депрессии или поведенческих расстройствах (например, кондуктивном расстройстве).
Клиницисты должны оценить, отвлекается ли ребенок на внешние факторы (например, на воздействие окружающей среды) или внутренние (т. е. мысли, тревоги, заботы). В более позднем детстве признаки СДВГ становятся более выраженными.
Дети с гиперактивным импульсивным типом или комбинированным типом часто демонстрируют длительные непроизвольные движения нижних конечностей, двигательное возбуждение (например, бесцельные движения, суетливость рук), импульсивное общение и кажущуюся дезориентированность в окружающем мире.
У детей с преимущественно невнимательным типом физические симптомы могут отсутствовать.
Медицинская оценка сосредоточена на выявлении потенциально излечимых заболеваний, которые могут вызывать или усугублять симптомы и признаки. Оценка должна включать в себя поиск анамнеза:
а) пренатального воздействия (например, наркотики, алкоголь, табак);
б) перинатальных осложнений или инфекций;
в) инфекций центральной нервной системы;
г) черепно-мозговой травмы;
д) заболеваний сердца;
е) нарушений дыхания во время сна;
ж) плохого аппетита и (или) разборчивости в еде;
з) наличия СДВГ у членов семьи.
Оценка развития фокусируется на выявлении начала и течения симптомов и признаков. Оценка включает в себя проверку этапов развития, в частности речевых, и использование специфичных для СДВГ оценочных шкал:
Версии таких шкал доступны как для семьи, так и для персонала школы. Это позволяет проводить оценку в различных ситуациях, как того требуют критерии Диагностики статистического руководства по психическим расстройствам (DSM-5).
Обратите внимание, что для постановки диагноза применения только одних шкал недостаточно. Оценка образования должна фиксировать основные симптомы и признаки. Она может включать изучение образовательных документов и использование оценочных психологических шкал или контрольных тестов. Тем не менее, рейтинговые шкалы и тесты сами по себе часто не могут отличить СДВГ от других расстройств развития или поведенческих нарушений.
Выделяют следующие критерии определения диагноза СДВГ:
Однократное наблюдение за ребенком часто бывает ненадежным для правильной постановки диагноза. Родители также не всегда бывают объективным источником информации.
Дети с СДВГ, как правило, имеют стойкие школьные трудности и поведенческие нарушения, которые нередко сочетаются в разных пропорциях друг с другом. Утрата школьной мотивации у них становится следствием противоречия между предъявляемыми стандартными требованиями учебной программы и реальными возможностями усвоения и переработки знаний в текущий момент. Такие проблемы приводят к возникновению у детей нарушений адаптации.
Благодаря приведенному диагностическому инструментарию становится возможным своевременное выявление предпосылок проявлений синдрома гиперактивности, а также определение степени выраженности определенной его особенности. По результатам проведения методики строится дальнейшая работа с ребенком.
Рассмотрим пример урока для детей с СДВГ в начальной школе.
Тема урока: «Мы все разные, но все вместе»
Цели урока:
Ход урока:
Педагог приветствует детей и предлагает им познакомиться друг с другом, обменяться именами и рассказать о своих увлечениях.
Педагог начинает беседу о том, что каждый человек уникален и имеет свои особенности. Он предлагает детям подумать о том, чем они отличаются друг от друга и какие у них есть особенности.
Дети садятся в круг, и каждый по очереди называет свою уникальную черту (например, «Я люблю рисовать», «У меня есть старший брат», «Я умею играть на фортепиано»). Затем они обсуждают, как эти черты делают их особенными.
Дети делятся на группы и получают задание создать коллективную картину, на которой нужно изобразить разнообразие и уникальность каждого человека. Педагог помогает детям обсудить, как можно показать различия между людьми и почему это важно.
Педагог подводит итоги урока, обсуждает с детьми полученные знания и впечатления, подчеркивает важность уважения разнообразия людей и призывает всех быть открытыми к новым знакомствам.
Подобный урок помогает формировать уважение к различиям, развивать коммуникативные навыки и поддерживать социализацию детей с СДВГ в школьной среде.
Оценка эффективности проводится по нескольким критериям:
Эти критерии позволяют оценить эффективность урока в контексте его целей и задач. Важно помнить, что эффективность урока может оцениваться не только по количеству знаний, но и по развитию социальных навыков.
Обучение и социализация ребенка с СДВГ в начальной школе требуют тесного взаимодействия между педагогами, специалистами по образованию, родителями и другими участниками образовательного процесса. Только благодаря объединенным усилиям можно создать условия для полноценного развития и успешной адаптации детей с СДВГ в школьной среде.
Гиперактивность часто рассматривают как «неврологическо-поведенческое расстройство развития, которое характеризуется такими симптомами, как чрезмерная активность, импульсивность, невнимательность, трудности с концентрацией внимания и контролем своих действий».
Синдрому дефицита внимания и гиперактивности обычно сопутствуют запаздывание процессов созревания высших нервных функций и, как следствие, специфические трудности обучения.
У детей с гиперактивностью проявляются трудности планирования и организации сложных видов деятельности. Большинству из них свойственна слабая психоэмоциональная устойчивость при неудачах, упрямство, лживость, вспыльчивость, агрессивность, неуверенность в себе, низкая самооценка и проблемы в общении.
Психолого-педагогическая коррекция гиперактивности в образовательной практике осуществляется различными способами:
Психолого-педагогическая коррекция представляет собой систему мероприятий, направленных на изменение и улучшение психического, эмоционального и поведенческого состояния человека, особенно в контексте его обучения и развития. Этот вид помощи объединяет психологические и педагогические методы, чтобы помочь человеку преодолеть поведенческие проблемы или трудности, связанные с обучением, адаптацией, социализацией.
Однако проблема гиперактивности у детей требует особого внимания и интегрированного подхода к коррекции. Работая с этой категорией детей, нужно анализировать конкретную ситуацию, характерную для определенного случая, и лишь затем вырабатывать индивидуальную линию поведения.
От подбора стратегии и тактики совместных усилий педагогов, психологов, медиков зависит положение ребенка в детском коллективе, дома, а также успех всей помощи ему. Исследования показывают, что терапия поведения, нацеленная на усиление навыков самоконтроля и управления эмоциями, может улучшить состояние детей с гиперактивностью.
Основные цели психолого-педагогической коррекции гиперактивного поведения младших школьников включают в себя:
Для этого необходимо изменить окружение ребенка в семье, детском саду и создать благоприятные условия для коррекции симптомов гиперактивности и преодоления отставания в развитии высших психических функций.
Основными задачами психолого-педагогической коррекции гиперактивности детей могут выступать:
Коррекционная работа может опираться на следующие направления:
Продуктивными методами коррекции гиперактивного поведения в младшем школьном возрасте считаются индивидуальное обучение, игровая поведенческая терапия, психогимнастика, направленные на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка.
Разработка гибкого учебного плана, учет особенностей развития ребенка и поддержка со стороны родителей способствуют успешной коррекции гиперактивности. Однако без сотрудничества с семьей гиперактивного ребенка, психологической поддержки его родителей в коррекционной работе продвигаться сложно.
При сотрудничестве с семьей ребенка в рамках коррекционно-развивающей работы психолог может порекомендовать родителям опираться на следующие правила:
Индивидуальное сочетание продуктивных методов коррекции, соблюдение гармоничного темпа работы, эмоциональное тепло, поддержка ребенка и терпение дают высокие результаты психолого-педагогической коррекции гиперактивного поведения детей.
Чтобы нормализовать обстановку в семье ребенка, его взаимоотношения с родителями и другими родственниками, важно научить членов семьи избегать новых конфликтных ситуаций. Для достижения этой цели нужно выполнить следующие шаги:
Необходимо определить сильные стороны личности ребенка, чтобы опираться на них в преодолении имеющихся трудностей. В частности, нужно:
Подбирая игры (особенно подвижные) и упражнения для гиперактивных детей, необходимо учитывать следующие особенности детей:
а) дефицит внимания;
б) импульсивность;
в) высокую активность;
г) неумение длительное время подчиняться групповым правилам, выслушивать и выполнять инструкции (заострять внимание на деталях);
д) быструю утомляемость;
е) в игре им трудно дожидаться своей очереди и считаться с интересами других.
Включать таких детей в коллективную работу нужно поэтапно:
Желательно использовать игры с четкими правилами, развивающие внимание. Тренировку слабых функций тоже следует проводить поэтапно.
На первом этапе нужно подбирать упражнения и игры, которые способствовали бы развитию только одной функции. Например, это могут быть игры, развивающие внимание, или игры, которые учат ребенка контролировать свои импульсивные действия.
На втором этапе необходимо использовать игры, которые помогут ребенку приобрести навыки контроля двигательной активности.
На третьем этапе подбираются игры на тренировку сразу двух функций.
На четвертом этапе нужно переходить к более сложным формам работы по одновременной отработке (в одной игре) всех трех функций.
В работе с ребенком, имеющим серьезные нарушения внимания, обязательно наличие у него положительной мотивации. Такая мотивация может возникнуть, если в классе хороший и понимающий учитель, если родители действительно заинтересованы в оказании помощи своему ребенку. Обязательно нужна совместная работа родителей и учителей, построенная на эмоциональной заинтересованности родителей.
Ребенок может удерживать внимание достаточно долго, если задание или игра интересная и доставляет ему удовольствие. Если ребенок увлекся и у него хорошо получается, он будет сидеть над этой игрой часами.
Компьютерные игры очень привлекательны для ребенка. Если соблюдать элементарную гигиену здоровья и позволять ребенку играть не более одного часа в день, то можно использовать компьютерные игры для развития различных свойств внимания.
В каждой игре тренируется только одна отдельно взятая функция – это золотое правило, которое необходимо соблюдать и в компьютерных играх, и в обычных подвижных играх для детей с СДВГ. Взрослому человеку также трудно одновременно тренировать и следить, например, за тремя функциями – сдержанностью, концентрацией внимания и усидчивостью. Поэтому тренируется одновременно только одна функциональная особенность.
Концентрацию внимания, его устойчивость и интенсивность, а также память и способность предвидеть результаты своей деятельности нужно начинать тренировать с детства. Для этого применяются специальные подвижные, групповые и компьютерные развивающие игры.
Нейропсихологическая коррекция СДВГ у детей должна включать в себя:
Растяжка нормализует гипертонус и гипотонус мышц. Оптимизация тонуса – одна из важнейших задач нейропсихологической коррекции. Любое отклонение от оптимального тонуса считается как причиной, так и следствием возникших изменений в психической и двигательной активности ребенка, негативно сказывается на общем ходе его развития.
Наличие гипотонуса обычно связано со снижением психической и двигательной активности ребенка, с высоким порогом и длительным латентным (скрытым) периодом возникновения всех рефлекторных и произвольных реакций. Гипотонус сочетается с замедленной переключаемостью нервных процессов, эмоциональной вялостью, низкой мотивацией и слабостью волевых усилий.
Наличие гипертонуса проявляется в двигательном беспокойстве, эмоциональной лабильности (неустойчивости), нарушении сна. Для таких детей характерно отставание в формировании произвольного внимания, дифференцированных двигательных и психических реакций, что придает психомоторному развитию своеобразную неравномерность и может спровоцировать возникновение СДВГ.
Все двигательные, сенсорные и эмоциональные реакции на внешние стимулы у гиперактивного ребенка возникают быстро, после короткого латентного периода, и так же быстро угасают. Такие дети с трудом расслабляются. Поэтому в самом начале занятий ребенку необходимо дать почувствовать его собственный тонус и показать варианты работы с ним на самых наглядных и простых примерах.
Регуляция силы мышечного тонуса должна проходить в соответствии с законами развития движений:
Дыхательные упражнения улучшают ритмирование организма, развивают самоконтроль и произвольность. Единственный ритм, которым произвольно может управлять человек, – ритм дыхания и движения.
Нейропсихологическая коррекция строится на автоматизации и ритмировании организма ребенка через базовые многоуровневые приемы. Нарушение ритма организма (электрическая активность мозга, дыхание, сердцебиение, перистальтика кишечника, пульсация сосудов и т. д.) приводят к нарушению психического развития ребенка. Умение произвольно контролировать дыхание развивает самоконтроль над поведением. Особенно эффективны дыхательные упражнения для коррекции детей с СДВГ.
Отработку дыхательных упражнений лучше всего начинать со стадии выдоха, после чего, выждав естественную в цикле дыхания паузу и дождавшись момента, когда появится желание вдохнуть, сделать глубокий вдох ртом или носом, чтобы почувствовать приятное, легкое (без напряжения) ощущение вдоха. Нужно внимательно следить, чтобы двигалась диафрагма и оставались спокойными плечи, хотя при глубоком вдохе обязательно будет двигаться верхняя часть грудной клетки.
На этапе освоения глубокого дыхания ребенку также предлагается положить руку на область движения диафрагмы, чтобы он почувствовал, как на вдохе рука поднимается вверх, а на выдохе – опускается вниз.
Дыхание (различные его этапы) можно сочетать с разнообразными упражнениями для глаз и языка. К эффективным приемам относится подключение к дыхательным упражнениям визуальной и сенсорной системы. Например, это может быть «надувание» цветных шаров в животе, «вдыхание» солнечного света и золотистой энергии и т. д.
Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма.
Известно, что разнонаправленные движения глаз активизируют процесс обучения. Дело в том, что многие черепные нервы, идущие от продолговатого мозга (включая тройничные, отводящие, лицевой, глазодвигательный и блоковый), соединяются с глазом. Они активизируют движение глазного яблока во всех направлениях, сокращают или расслабляют мышцы зрачка, регулируя колебания сетчатки, и изменяют форму хрусталика, чтобы видеть вблизи и вдали.
В трехмерной среде глаза находятся в постоянном движении, собирают сенсорную информацию и строят сложные схемы образов, необходимые для обучения. Мозг объединяет их с другой сенсорной информацией для построения визуальной системы восприятия.
Трехмерное визуальное восприятие – необходимое условие успешного обучения. К сожалению, в учебной деятельности чаще всего используется двумерное пространство (книга, таблица, тетрадь, компьютер и т. д.). По этой причине снижается качество обучения.
Большая часть двигательной (моторной) коры больших полушарий участвует в мышечных движениях гортани, языка, рта, челюсти и глаз, которые формируют речь.
Коррекционные движения тела и пальцев обеспечивают развитие межполушарного взаимодействия, снятие синкинезий (дополнительных движений, непроизвольно присоединяющихся к произвольным) и мышечных зажимов. Кроме того, развитие «чувствования» своего тела способствует обогащению и различению сенсорной информации от самого тела (дополнительная афферентация тела).
Известно, что центр тонкой моторной координации находится в лобной доле мозга, отвечающей также за внутреннюю речь и самоконтроль.
В процессе развития детей миелинизация (увеличение содержания липидов и уменьшение содержания воды в оболочках нервных путей) нервных сетей происходит при условии их высокой двигательной активности. Дети, которые пропустили жизненно важную стадию развития – ползание, испытывают трудности в обучении. Дело в том, что во время ползания используются перекрестные движения рук, ног и глаз, активизирующие развитие мозолистого тела.
При регулярном выполнении реципрокных движений образуется и миелинизируется большое количество нервных путей, связывающих полушария головного мозга, что обеспечивает развитие психических функций.
Медленное выполнение перекрестных движений активизирует вестибулярный аппарат и лобные доли мозга. У музыкантов, особенно у виолончелистов и пианистов, благодаря большой подвижности их пальцев развиваются тонкая двигательная координация и мозолистое тело. Известно, что занятия музыкой стимулируют развитие математических способностей.
Кроме того, выразительные движения – неотъемлемый компонент эмоциональной, чувственной сферы человека, так как нет таких эмоций, переживаний, которые бы не выражались в телесном движении. В результате дети лучше чувствуют и осознают свое тело, свои чувства и переживания, могут более адекватно их выразить.
Понимание себя дает и понимание телесной экспрессии других, т. е. развитие выразительных движений ребенка как средства самовыражения и общения влияет также и на его общие коммуникативные навыки, создавая дополнительные условия для развития.
Функциональные упражнения нужно проводить по трем основным направлениям:
Коррекцию следует проводить поэтапно, начиная с одной отдельной функции. Гиперактивный ребенок не может быть одновременно внимательным, неимпульсивным и спокойным.
Когда будут достигнуты устойчивые положительные результаты по развитию одной функции, можно переходить к развитию одновременно двух функций, а затем и трех. Например, развивая произвольное распределение внимания, необходимо снизить нагрузку на самоконтроль импульсивности и не ограничивать двигательную активность. Снижая импульсивность, не стоит работать над концентрацией внимания и ограничивать подвижность. Развивая усидчивость, можно допустить импульсивность и рассеянное внимание.
К упражнениям для развития произвольности относят движения, которые совершаются по словесной команде и должны быть определенным образом осмыслены, «перекодированы» ребенком, на основании чего дается команда произвести конкретное действие.
В процессе занятий степень произвольности может быть различной. Так, инструкция для решения задачи типа «делай, как хочешь» не требует программы. Выполнение действий здесь носит механический характер, и степень произвольности снижается.
Оптимальны для развития произвольности подробные инструкции, подразумевающие постепенное формирование у ребенка способности выстраивать собственную программу. Очень важны четкая повторяющаяся структура занятий, неизменное расположение предметов. Такую структуру можно считать дополнительным организующим моментом при формировании произвольности.
Еще одно условие развития произвольности – соблюдение детьми правил, ритуалов и временного регламента. Кроме того, поочередное приписывание каждому участнику группы роли лидера автоматически повышает степень его доминантности и, как следствие, уровень его произвольной саморегуляции, программирования и контроля над собой и происходящим вокруг.
Коммуникативные упражнения используются в коррекции по трем направлениям: индивидуальные упражнения направлены на восстановление и дальнейшее углубление контакта с собственным телом, невербальное выражение состояний и отношений.
Используются два вида упражнений:
а) парные упражнения помогают расширять «открытость» по отношению к партнеру – способность чувствовать, понимать и принимать его;
б) групповые упражнения через организацию совместной деятельности дают ребенку навыки взаимодействия в коллективе.
Визуализация – репрезентация в уме несуществующего объекта, явления или события (зрительные, слуховые, знаковые, осязательные, обонятельные и другие образы). Визуализация происходит в обоих полушариях головного мозга, что развивает мозолистое тело и, следовательно, интегрирует работу мозга. Упражнения могут выполняться с закрытыми глазами.
Релаксация может проводиться как в начале занятия (для настроя), так и в конце – для включения приобретенного в ходе занятия опыта. Интеграция в теле (релаксация, самонаблюдение, воспоминание событий и ощущений) – часть единого процесса. За ней следуют интеграция в движении (невербальный компонент) и в обсуждении (вербальный компонент). Эти три составляющие создают необходимые условия для рефлексии ребенком ощущений и навыков, приобретенных в ходе занятия.
Коррекционная работа должна включать в себя различные виды массажей (дополнительную афферентацию тела). Особенно эффективен массаж пальцев рук и ушных раковин. Специалисты насчитывают 148 точек, расположенных на ухе, которые соответствуют различным частям тела. Точки на верхушке уха соответствуют ногам, а на мочке – голове.
Необходимое условие любого коррекционного процесса – система наказаний и поощрений, которая разрабатывается всей группой в начале занятий. Наказанием может служить выбывание из игры на «скамью запасных», лишение роли лидера и т. д. Поощрениями могут быть различные призы, выбор любимой музыки для сопровождения занятий, ведущая роль в игре и др.
При коррекционной работе также необходимо учитывать, что гиперактивные дети не могут длительное время подчиняться групповым правилам, быстро утомляются, не умеют выслушивать и выполнять инструкции.
Рекомендуется начинать работу с ними с индивидуальных занятий, поэтапно включая их в групповую деятельность. Кроме того, для каждого ребенка необходимы индивидуальная стратегия и тактика взаимодействия.
Кроме предложенной нейропсихологической коррекционно-развивающей программы с элементами психотерапии, в работе с детьми с СДВГ можно использовать следующие приемы:
Следует помнить, что возможности компенсации когнитивных и поведенческих нарушений ограничиваются при отсутствии понимания родителями причин и проявлений этих нарушений.
Коррекционно-развивающая работа наиболее эффективна при участии родителей в проведении занятий в группе и дома. К дополнительным приемам, которыми родители могут воспользоваться для коррекции ребенка, относятся:
а) ритмирование правого полушария через занятия ритмикой, хореографией, лыжами, теннисом, верховой ездой;
б) активизация работы стволовых отделов головного мозга через плавание, ныряние, прыжки на батуте, дыхательную гимнастику;
в) развитие межполушарного взаимодействия через восточные единоборства (особенно ушу-таолу), кинезиологические упражнения, вязание;
г) снятие импульсивности и гиперактивности через упражнения с песком, водой и глиной; контрастный душ, обливания.
Развивать устойчивость внимания можно с помощью:
При организации коррекционно-развивающей работы применяют нейропсихологическую коррекцию. Большая часть методов включает в себя элементы кинезиологии.
Основные задачи, решаемые в рамках этих направлений:
а) в нейропсихологии:
б) в кинезиологии: образовательная кинезиология, «Гимнастика мозга», сенсорная интеграция – это методы, использующие движения, это динамические упражнения, которые улучшают двигательные функции и визуально-двигательные навыки. Это также конкретные упражнения, выполнение которых улучшает функционирование центральной нервной системы. Эти упражнения позволяют приобрести новые навыки, которые ранее были недостаточно развиты.
Трехкомпонентная структура симптоматического комплекса в нейропсихологии
В соответствии с этим подходом симптомокомплекс при СДВГ будет выглядеть следующим образом:
Кроме того, важно рассмотреть представления о трех функциональных блоках мозга, обеспечивающих функционирование ВПФ на разных организационных уровнях:
Работа этих блоков идет в тесном взаимодействии и взаимовлиянии, несмотря на то, что первичный дефект идет от поражения образований, относящихся к третьему блоку, вторично страдают образования всех трех блоков.
Согласно этой концепции, необходимо работать не только в области коррекции и абилитации образований третьего блока мозга, навыков внимания или самоконтроля, основ программирования своей деятельности и т. д. Помимо этого, нужно развивать основные сенсомоторные навыки, мнестическую деятельность – тогда мы направляем работу на второй блок мозга.
На базовом уровне нужно нормализовать работу образований первого блока мозга, оказывающую активизирующее и тонизирующее влияние на работу всех ВПФ.
Выделяются следующие направления коррекционно-развивающей работы:
Таким образом, необходимо учитывать весь спектр методов психокоррекции, включающий в себя своевременную диагностику, зачастую и медикаментозное лечение, регулярную работу с родителями и работу самих родителей с ребенком дома. Всё это помогает решать проблему СДВГ, компенсировать нарушения центральной нервной системы и головного мозга, что дает возможность для полноценной адаптации ребенка в социуме. Кроме того, элементы кинезиологии и нейропсихологии могут стать эффективными составляющими в комплексе психолого-педагогического сопровождения детей с СДВГ.
Методы исследования – анализ психологической, философской, педагогической и медицинской литературы по исследуемой проблеме, медико-психологическая экспертиза, рефлексия и анализ продуктов учебной деятельности, качественные и количественные психодиагностические методы (наблюдение, опрос, экспертные оценки, анкетирование, анализ документов), рефлексия и анализ собственной деятельности.
Ю. С. Шевченко предлагает схему комплексной многоуровневой лечебно-коррекционной помощи детям и подросткам с СДВГ.
Первый уровень – метаболический. Он предполагает медикаментозное воздействие. Выбор препаратов диктуется структурой поведенческого симптомокомплекса.
Второй уровень – нейропсихологический. Он включает нейропсихологическую диагностику и комплексную психомоторную коррекцию онтогенетических блоков мозговой организации деятельности ребенка.
Третий уровень – синдромальный. Он включает комплекс развивающих игр, позволяющих изолированно воздействовать на отдельные элементы синдрома.
Четвертый уровень – поведенческий. На этом уровне предлагаются разные формы бихевиоральной (поведенческой) терапии в соответствии с когнитивной, суггестивной и другими видами психотерапии. Цель – формирование и отработка желаемых моделей поведения.
Пятый уровень – личностный. Он подразумевает использование различных видов индивидуальной и групповой психотерапии, направленной на разрешение внешних и внутренних психогенных конфликтов, личностный рост, эффективное взаимодействие со взрослыми и сверстниками.
Чтобы предупредить появление выраженных коморбидных поведенческих нарушений (с протеканием двух и более хронических заболеваний) у детей и подростков с СДВГ, лечение необходимо начинать в дошкольном или младшем школьном возрасте.
Е. К. Лютова, Г. Б. Монина используют три основных направления в психокоррекционной работе с гиперактивными детьми:
И. П. Брязгунов предлагает пошаговую модель психологической поддержки гиперактивного ребенка, включающую следующие этапы:
Эта модель призвана помочь родителям и педагогам систематизировать жизнь ребенка, рационально её организовать. Такой подход будет способствовать позитивным изменениям в его личности и поведении.
Обобщенная система работы может включать следующие аспекты:
а) физическую реабилитацию;
б) обучение навыкам саморегуляции;
в) развитие коммуникативных навыков;
г) коррекцию негативных эмоций;
д) развитие дефицитарных функций в системе синдрома.
Таким образом, синдром дефицита внимания – это распространенное явление, при лечении и коррекции которого необходим комплексный психолого-медико-педагогический подход.
СДВГ встречается у большого числа детей, во всех социально-экономических группах, но чаще – среди малообеспеченных слоев населения. Также отмечено, что СДВГ чаще встречается в регионах с повышенной плотностью населения.
В происхождении СДВГ играют роль генетические механизмы, органическое повреждение головного мозга и психосоциальные факторы, но возможно воздействие и нескольких взаимовлияющих факторов.
Кроме того, неблагоприятные социально-экономические и психологические условия могут усиливать проявления расстройств, возникших в результате наследственной патологии или повреждений головного мозга в перинатальном (дородовом) периоде.
Л. С. Чутко выделяет следующие психологические и социальные факторы, влияющие на возникновение СДВГ:
Усиливают неблагоприятный эффект такие факторы, как низкий материальный уровень, стесненные условия проживания, злоупотребление алкоголем членами семьи, использование физических методов воспитания.
Для изменения (модификации) поведения детей используются методы поведенческой психотерапии, основанные на оперантном подходе (оперантном обусловливании).
Согласно принципам оперантного обусловливания, поведение контролируется его результатом и последствиями, модификация поведения происходит за счет влияния на них. Главный принцип такой терапии – использовать вознаграждение (материальное подкрепление) ребенка за требуемое поведение и наказание – за неправильное.
Мы рекомендуем говорить не столько о наказании, сколько об отсутствии поощрения, то есть применять не «кнут и пряник», а «пряник и отсутствие пряника». Родители должны сформировать систему поощрений. «Пряником» могут выступать походы в кафе, компьютерные игры, просмотр телепередач, карманные деньги.
Для успешного проведения поведенческой терапии необходимы:
Таким образом, важным звеном в психокоррекции детей с синдромом дефицита внимания можно считать изменение поведения взрослых (родителей и учителей). Например, вспомогательным методом может стать тренинг родительской компетентности. Задачи такого тренинга – преодоление непослушания и устранение вызывающего поведения ребенка, адаптация к эмоциональным трудностям, вызванным воспитанием ребенка с СДВГ, контроль над ситуацией, защита других членов семьи от воздействия неблагоприятных факторов.
Очевидно, что семьи, имеющие детей с синдромом дефицита внимания, нуждаются не только в медицинской помощи, адресованной больному ребенку, но и в психологической коррекции.
Семейная терапия должна быть направлена на коррекцию межличностных отношений и устранение эмоциональных расстройств в семье, способствовать сохранению сложившихся связей, развивать их и переводить на более высокий уровень функционирования. Для достижения этих целей в семейной психотерапии можно применять системный подход.
Можно выделить следующие этапы семейной терапии:
Таким образом, дети с синдромом дефицита внимания имеют ряд проблем в обучении и взаимодействии с окружающими. Такие дети невнимательны, импульсивны и чаще всего гиперактивны. Если с ребенком не проводить своевременную диагностику и коррекцию, он продолжит страдать и в зрелом возрасте.
Рассмотрим наиболее эффективные техники самопомощи и стратегии саморегуляции.
Техники самопомощи:
а) мягкие мячики – могут использоваться для тактильного стимулирования и сенсорной интеграции;
б) поп-иты – помогают визуально и тактильно стимулировать чувствительность;
в) жевательные подвески – могут помочь уменьшить стресс и улучшить концентрацию;
Стратегии саморегуляции:
Гиперактивный ребенок, отличаясь излишней болтливостью, спонтанностью проявления эмоций (как положительных, так и отрицательных), как правило, становится причиной нарушения дисциплины на уроке, что отвлекает и дезориентирует других обучающихся. Такому ребенку больше других нужен помощник и координатор деятельности в условиях тишины.
Знаковая система направлена на:
Знаковое общение предусматривает ряд сигналов-карточек (и для ребенка и для взрослого), которые педагог и ребенок демонстрируют друг другу во время урока, не произнося при этом ни слова. Демонстрация не должна быть публичной. Ребенок в необходимый для него момент может подойти к учителю и положить свой сигнал на стол.
Чтобы сохранить рабочую атмосферу на уроке, учитель отправляет закодированное обращение гиперактивному ученику таким же образом. В зависимости от вида сигнала педагог корректирует работу дальше.
Карточки-сигналы для ученика разрабатывает сам учитель (иногда совместно с ребенком).
Рассмотрим варианты текста для карточек-сигналов.
Карточки-сигналы для ученика:
Карточки-сигналы для учителя:
Успешная реализация знаковой системы возможна только при грамотном её использовании. Ребенок должен четко понимать значение карточек, быть уверенным в своевременной помощи педагога. Для этого необходимо провести подготовительную работу. Лучше всего проводить пропедевтику (вводную подготовку) в игровой форме, чтобы снять эмоциональное напряжение, установить доверительные отношения с учеником.
Наилучший способ для внедрения знаковой системы – психологическая игра «Пойми меня». Ребенку предлагается объяснить значение ситуаций на картинках, общепринятых знаков (например, дорожного движения, невербального общения) для понимания необязательности речевого сопровождения своих действий и эмоций. По окончании описания ассоциаций ученику предлагается самому изобразить ряд заданных сигналов (карточками для ученика), которые он затем будет применять на уроках.
Ученые-психологи доказали, что индивидуальные задания гиперактивный ребенок выполняет гораздо успешнее, чем работает фронтально. Причины этого заложены в его психофизических особенностях. Ребенку не надо соревноваться с другими, привлекать к себе внимание негативными поступками или выкриками, не надо бояться осуждения или неодобрения одноклассниками неправильного ответа.
Его успешность уже заложена в индивидуальной помощи, поскольку предполагается градация заданий по уровню сложности. Такая технология предусматривает не выбор уровня, а последовательное выполнение уровневых заданий.
Успешность, появляющаяся после выполнения самого легкого задания, становится стимулом (мотивацией) для решения новых более сложных задач, требующих волевых усилий. Карточки предполагают разложение учебного материала на фрагменты (задания) в соответствии с требованиями стандарта и программ:
Но поскольку индивидуально-ориентированная система обучения в начальной школе направлена на успешность формирования у школьников умений и навыков организации познавательной и учебной деятельности, в карточках нельзя использовать оценки «3», «4», «5».
Уровень сложности характеризуется набором качеств, необходимых для успешного выполнения заданий.
Это надо знать | Задания-ступеньки | ||
Внимательный | Внимательный и добросовестный | Внимательный, добросовестный и наблюдательный |
Психологи убеждены, что проблема гиперактивности младшего школьника требует комплексного подхода, сотрудничества не только учителя и ребенка, а триединства образовательного процесса: семья – ребенок – педагог.
Мотивация поступков ребенка с чрезмерной активностью и неустойчивым вниманием регулируется системой поощрения. За правильное поведение или выполнение конкретной задачи ребенок может получить вознаграждение. Поставленные задачи должны соответствовать возможностям ребенка, а вознаграждение должно происходить незамедлительно.
Суть бонусной системы заключается в наборе определенного количества баллов для получения заслуженного вознаграждения.
Программа предполагает ежедневное отслеживание поведения и учебных успехов ребенка. После уроков ученик совместно с учителем в индивидуальной беседе подводит итоги прошедшего дня по критериям и зарабатывает определенное количество баллов. Достигнув необходимого количества набранных баллов, ребенок может выбрать предусмотренные формы поощрения.
Ребенок определяет свою успешность/неуспешность по предусмотренным параметрам, представленным в таблице 8.1.
Таблица 8.1
Как прошел мой день? | |||
1. Правильность выполнения учебных заданий | Безошибочно (3 балла) | Мало ошибок (1 балл) | Много ошибок (0 баллов) |
2. Поведение на уроке | |||
3. Поведение в столовой и на перемене | |||
4. Общение с одноклассниками:
| |||
5. Собственная опрятность и порядок на рабочем месте |
Данные таблицы суммируются. Итог подводится каждые три дня.
Если ученик ежедневно набирает не менее 5-12 баллов, он может выбрать один бонус. Получая 13-25 баллов, он может выбрать два бонуса, свыше 25 баллов – право выбрать три бонуса от учителя.
Бонусами от учителя могут быть следующие права:
Цель таких поручений – дать ребенку возможность чувствовать себя востребованным, успешным, ответственным, возможность дополнительной двигательной активности.
Такая система предполагает еженедельные встречи с родителями. Цель этих встреч – обсуждение успехов и неудач работы, их причин; разработка дальнейшего плана работы с ребенком.
По итогам недели вводится бонус от родителей (если такая программа не разработана ими самими). Такими поощрениями могут быть:
Такой дневник применяется как метод рефлексии. Он позволяет гиперактивному ребенку самому найти оптимальный способ работы, оценить свои достижения, определить мотивы похвалы близких ему людей, учителя, свои собственные. Этот метод позволит увидеть эмоциональную сторону работы, на которую и направлены коррекционные мероприятия.
Суть метода в том, что ученик в удобное для себя время проводит самоанализ своей деятельности и отражает результаты при помощи рисунков или записей в этом дневнике.
Обязательное требование к этому виду работы – оценка только положительных свершений, достижений ребенка. При этом соблюдается ряд условий успешного проведения коррекционно-развивающей работы – создание доброжелательной атмосферы, достижение результата путем «от успеха к успеху».
Дневник представлен в виде нескольких блоков, которые заполняет ученик.
Мои добрые дела. | О чем я мечтаю? |
Что я еще могу сделать? | Мои хорошие мысли. |
На встречах с родителями (запланированы еженедельно) происходит совместный с педагогом анализ успехов ребенка, устанавливается правильность понимания ребенком происходящих с ним изменений. У родителей появляется уверенность, что окружающие люди не отвергают их ребенка, а принимают его. Такой дневник помогает им самим лучше понять и принять сына или дочь. Если учитель встретит родителей не жалобами, а позитивной информацией, то на смену напряженному состоянию придет чувство гордости, радости.
Снятие эмоционального и физического напряжения – одна из главных задач перемены и необходимое условие успешности дальнейшей работы на уроке для гиперактивного ребенка.
Перемена требует смены учебной деятельности на игровую, чередование различных форм отдыха, возможность выбора его вида. Для реализации задачи необходимо зонирование учебного пространства на две части: зона спокойного отдыха и зона активного отдыха (по выбору обучающегося).
Спокойный отдых может проходить как в учебном кабинете, так и в коридоре школы. Он включает в себя:
а) организацию малоподвижных игр («Колечко», «Испорченный телефон», «Фанты»);
б) работу в творческом уголке класса (рисование, лепка, раскрашивание);
в) настольные игры (шашки, шахматы).
Активный отдых проходит вне стен кабинета и обязательно организуется учителем для предупреждения травматизма. Педагог в своей практике может использовать следующие виды игр:
Такое зонирование пространства позволит избежать конфликтных ситуаций, предоставит гиперактивному ученику возможность выбора и реализации в различных видах деятельности.
Отдельное направление в системе коррекционной работы с гиперактивными детьми – это работа с родителями. Не имея необходимых педагогических и психологических знаний о проблеме ребенка, взрослый оказывается зачастую бессильным, неправильно строит отношения с ребенком. Задача учителя – помочь родителям принять особенности своего ребенка, понять суть проблемы, научить правильному поведению в моменты проявления чрезмерной активности, определить свою линию поведения.
Педагогу необходимо рекомендовать родителям знакомиться с профессиональной психолого-педагогической и медицинской литературой, обмениваться информацией о прочитанных научных статьях, книгах для внедрения опыта психологов и педагогов в коррекционно-развивающую программу.
Практикующие психологи разработали несколько приемов «скорой помощи» гиперактивному ребенку, которые необходимо знать родителям:
Существуют специальные методики и упражнения, помогающие научиться справляться с гневом:
Выделите отдельную подушку «для разрядки». Можно пришить к ней глаза, рот. Не стоит использовать для этой цели мягкие игрушки и кукол, подойдет боксерская груша. Все эти «чудо-вещи» могут использовать и взрослые.
Если вы видите, что ребенок перевозбужден, «на грани», попросите его быстро побегать, попрыгать или спеть песенку (очень громко). Это хорошее средство для «быстрой разрядки» ребенка.
Обучение и социализация ребенка с СДВГ и другими видами генетических нарушений в начальной школе – важные аспекты инклюзивного образования. Стремление создать равные возможности для всех детей, независимо от их особенностей, стало приоритетной задачей образовательной системы во многих странах. Поэтому педагоги и специалисты по образованию активно занимаются разработкой методов и подходов, которые позволят детям с СДВГ успешно учиться и интегрироваться в общество.
Один из ключевых аспектов обучения и социализации детей с СДВГ в начальной школе – создание поддерживающей и инклюзивной образовательной среды. Оно включает в себя разработку индивидуальных образовательных программ, адаптацию учебных материалов и содействие взаимодействию с другими учениками.
Особое внимание уделяется формированию навыков социализации у детей с СДВГ. Важно создать условия для их полноценного взаимодействия с другими учениками, развития коммуникативных навыков, участия в коллективных мероприятиях и играх.
Педагоги также активно привлекают родителей и других участников образовательного процесса для поддержки социальной адаптации детей с СДВГ.
Индивидуальный подход к каждому ребенку – основа успешного обучения и социализации детей с СДВГ. Педагоги должны учитывать особенности каждого ребенка, его потребности, способности и темп усвоения знаний. Важно также обеспечить этой категории детей доступ к специализированным услугам – логопедической и психологической помощи.
Создание позитивной атмосферы в школе, где каждый ученик чувствует себя принятым и уважаемым, играет ключевую роль в успешной социализации детей с СДВГ. Поддержка со стороны педагогов, родителей и сверстников помогает таким детям сформировать самооценку и уверенность в себе.
Литература:
Электронные ресурсы:
Интернет-ресурсы:
Вы можете приобрести этот курс, выбрав один или несколько документов, подтверждающих освоение программы:
Печатный экземпляр отправляем Почтой России в течение 3 недель после оплаты. Стоимость - 1200 рублей.
Электронное удостоверение отправляем на электронную почту в течение 3 дней после оплаты. Стоимость - 700 рублей.
Электронный или электронный + печатный. Стоимость от 700 до 1200 рублей.
2020 — 2024 © Центр развития компетенций «Аттестатика» — все права защищены.