Современные техники и приемы профилактики девиантного поведения младших школьников в работе педагога-психолога

В конце страницы к этому курсу прилагается сертификат и удостоверение

Цель: совершенствование профессиональных компетенций педагогов-психологов в сфере профилактики девиантного поведения младших школьников в ходе психолого-педагогического сопровождения.

Объем: 56 часов

Программа:

Занятие 1. Дети с девиантным поведением: характеристика и терминология

Занятие 2. Факторы возникновения девиантного поведения

Занятие 3. Формы и причины девиантного поведения

Занятие 4. Виды, направления, принципы профилактической работы

Занятие 5. Социальные факторы защиты в профилактике девиаций

Занятие 6. Проблемное поле в системе педагогической профилактики девиаций

Занятие 7. Условия эффективности деятельности педагога в профилактике девиантного поведения

Занятие 8. Формы профилактики девиантного поведения в начальной школе

Занятие 9. Внедрение игровых занятий с целью профилактики девиантного поведения

Занятие 10. Техника “Устный журнал” как прием профилактики девиантного поведения

Занятие 11. Практикум по профилактике девиантного поведения младших школьников

Дополнительные материалы

Итоговое тестирование

Формируемые компетенции:

  • Навыки диагностики и выявления признаков девиантного поведения у детей младшего школьного возраста;
  • Навыки оценки эффективности профилактической психолого-педагогической деятельности;
  • Овладение игровыми методами профилактики девиантного поведения младших школьников;
  • Овладение современными техниками профилактики девиантного поведения младших школьников.

Занятие 1. Дети с девиантным поведением: характеристика и терминология

Одной из актуальных и социально значимых проблем, стоящих перед нашим обществом сегодня, является рост числа детей с девиантным поведением. В профессиональной среде можно встретить самые разные взгляды на сущностные основания понятия «дети с девиантным поведением».

Одни исследователи (А. Д. Гонеев, Н. И. Лифинцева, Н. В. Ялпаева и др.) полагают, что к названной категории детей следует относить всех психически здоровых детей (с отклонениями в пределах нормы), но имеющих проблемы (задержки, отставания) в нравственном, умственном, эмоционально-волевом развитии вследствие недостатков воспитания (семейного или общественного), неблагоприятной ситуации развития в тот или иной период онтогенеза и в силу этого не поддающихся обычным мерам педагогического воздействия.

Другие исследователи (В. К. Зарецкий, Н. С. Смирнова, Ю. В. Зарецкий, Н. М. Евлашкина, А. Б. Холмогорова) считают, что дети с девиантным поведением — это дети, попавшие в сложную жизненную ситуацию, нуждающиеся в помощи, которые без специальной помощи не смогут справиться со сложившейся ситуацией.

Наряду с термином «девиантное» для определения поведения, не соответствующего общепринятым нормам и правилам, используются термины: отклоняющееся, асоциальное, неадекватное, деструктивное поведение, а самих детей называют трудновоспитуемыми, дезадаптированными, педагогически запущенными, социально запущенными, недисциплинированными, детьми группы риска, детьми, которые нуждаются в дополнительном психолого-педагогическом внимании и др.

Проанализируем представленный выше терминологический ряд, дифференцируя названные понятия, выделяя их отличительные особенности.

Термин «трудновоспитуемый» впервые ввел в 1924 году В. Н. Сорока-Росинский — известный педагог, посвятивший всю свою жизнь воспитанию детей, при этом пояснив, что тот или иной ребенок может оказаться трудным вовсе не в силу какой-либо дефективности, а, наоборот — по причине сложности и богатства своей натуры.

Социально и педагогически запущенный ребенок (по Р. В. Овчаровой) характеризуется неразвитостью свойств субъекта общения, деятельности и самосознания и соответствующей им неадекватной активностью во взаимодействии с окружающими. Социальный и педагогический аспекты запущенности взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Понятие «педагогически запущенный ребенок» большинство авторов связывают с труднообучаемостью и трудновоспитуемостью ребенка, недостаточностью у него знаний и умений, необходимых для того, чтобы справиться с требованиями, предъявляемыми к нему родителями, педагогами, детским коллективом. Социально запущенных детей и детей с риском школьной и социальной дезадаптации часто называют детьми группы риска.

Дезадаптированный ребенок — это ребенок, испытывающий затруднения в усвоении социальных ролей, учебных программ, норм и требований социальных институтов (семья, учреждения образования и т. д.), выполняющих функции институтов социализации.

Характеризуя понятие «учебная дезадаптация», М. А. Галагузова выделяет следующие ее стадии:

  • учебная декомпенсация (возникновение у ребенка затруднений в изучении одного или нескольких предметов при сохранении общего интереса к школе);
  • школьная дезадаптация (возрастающие трудности в обучении, нарушения в поведении, выраженные в виде конфликтов с педагогами, одноклассниками, пропуски занятий);
  • социальная дезадаптация (полная утрата интереса к учебе, пребыванию в школьном коллективе, уход в асоциальные компании, увлечение спиртными напитками, наркотиками);
  • криминализация среды свободного времяпровождения.

К категории дезадаптированных относят трудновоспитуемых детей. Но поскольку трудновоспитуемость не всегда означает дефективность, целесообразно, считает В. Н. Сорока-Росинский, вместо термина «трудновоспитуемость» употреблять выражение «уклонение от нормы», включающее: субнормность (дефективность), супранормность (повышенная одаренность), денормность (уклонение от нормы в узком смысле этого слова).

Недисциплинированный ребенок — тот, кто не умеет соотносить свои потребности, желания, интересы и поступки с моральными требованиями общества. Очевидными признаками недисциплинированного поведения являются нежелание и неумение следовать нормам, выполнять правила поведения.

Ребенок группы риска — это ребенок, который в силу определенных обстоятельств своей жизни более других категорий подвержен негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов, подвержен риску: потери жизни, здоровья, нормальных условий жизнедеятельности. При этом важно помнить и о таком аспекте, как риск для общества, который создают дети данной категории.

Занятие 2. Факторы возникновения девиантного поведения

Существуют различные теории, объясняющие причины возникновения девиантного поведения. В рамках биологической теории объяснение причин девиантного поведения связывалось с особенностями строения тела (Ч. Ломброзо, У. Шелдон), результатами генетических исследований (У. Пирс), наследственной обусловленностью экстравертности (Г. Айзенк). Впоследствии эти теории не нашли своего подтверждения и были подвергнуты серьезной критике.

Представители психологических школ выделяют следующие факторы возникновения девиантного поведения:

  • психоанализ — неосознаваемые мотивы девиации, психологические характеристики личности девианта (З. Фрейд);
  • неофрейдизм — дефицит эмоционального контакта с матерью (К. Хорни, Д. Боулби);
  • отсутствие чувства безопасности в первые годы жизни (Э. Эриксон);
  • структура семьи и тип воспитания (А. Адлер);
  • бихевиоризм — искажение процесса социализации, злоупотребление наказаниями, жестокое отношение к детям (А. Бандура, А. Басс);
  • психодидактическое направление — роль учебных неудач ребенка в развитии отклонений (Ю. Кауфман) и др.

В социологических теориях девиантное поведение рассматривается как результат социальных процессов, сложных взаимоотношений между обществом и конкретной личностью. Для объяснений социальных девиаций Э. Дюркгейм предложил концепцию аномии. Под аномией он понимал состояние разрушенности или ослабленности нормативной системы общества, которая вызывается резкими изменениями, скачками, т. е. аномия в данной трактовке — социальная дезорганизация, социальный вакуум, когда старые нормы и ценности уже не соответствуют реальным отношениям, а новые еще не утвердились.

Последователь Э. Дюркгейма Р. Мертон рассматривал девиантное поведение как результат несогласованности между определяемыми культурой устремлениями и социальной структурой, задающей средства их удовлетворения. В соответствии с теорией стигматизации (Э. Лемерт, Г. Беккер) девиации — следствие того, что само общество (вернее, социальная группа) наклеивает на личность соответствующие ярлыки путем соотнесения действий конкретного человека с абстрактными правилами (первичная девиантность). Постепенно формируется репутация, которая вынуждает индивида придерживаться девиантной роли (вторичная девиантность).

Социологические теории не объясняют, почему в одних и тех же социальных условиях различные люди демонстрируют принципиально разное поведение. Следует признать, что социальные условия действительно определяют характер социальных девиаций, но их оказывается явно недостаточно для объяснения причин и механизмов отклоняющегося поведения отдельной личности.

Перечисленные теории, объясняющие причины возникновения девиантного поведения, отражают его сложность и многообразие. В целом, как считают отечественные ученые (И. А. Фурманов, В. Т. Кондрашенко и др.), на современном этапе развития науки приоритет отдается комплексной биопсихосоциальной модели девиантного поведения. Отклоняющееся поведение личности рассматривается как результат сложного взаимодействия социальных, психологических и биологических факторов, действие которых в свою очередь преломляется через систему отношений личности.

Для того чтобы отнести то или иное поведение к отклоняющемуся от норм, следует рассмотреть понятие «норма» и подчеркнуть относительность этого понятия, которая связана с целым рядом факторов:

  • ситуативность — одно и то же поведение в различных социальных ситуациях может быть (или не быть) отклоняющимся;
  • фактор времени — с течением времени меняется отношение к разным видам деятельности;
  • рассогласование нормативных структур различных социальных систем — одно и то же поведение в различных нормативных структурах может быть (или не быть) отклоняющимся;
  • распространенность — в каждой стране, республике существуют различия в нормативных правовых институтах (Ю. А. Клейберг).

Несмотря на относительность и внутреннюю противоречивость, социальные нормы играют неоценимую регулятивную роль в жизни любого общества. Они создают нормативно-одобряемое поле деяний, желательных для данного общества в определенное время, тем самым ориентируя личность в ее поведении; выполняют функцию контроля со стороны общества, служат образцом, информируют, позволяют оценивать поведение, прогнозировать его.

Целесообразным представляется рассмотрение форм отклоняющегося поведения в рамках следующих подходов: социально-правового, педагогического, психологического.

В рамках социально-правового подхода выделяются социологическое и правовое направления. Социология рассматривает поведенческие девиации как социальные явления, которые группируются по нескольким основаниям:

  • в зависимости от масштаба выделяют массовые и индивидуальные отклонения;
  • по значению последствий — негативные (вызывающие вредные последствия и создающие потенциальную опасность) и позитивные;
  • по субъекту — отклонения конкретных лиц, неформальных групп и др.;
  • по объекту — экономические, бытовые и др.;
  • по длительности — единовременные и длительные;
  • по типу нарушаемой нормы — преступность, пьянство, наркотизм, самоубийства и пр.

В правовом аспекте под отклоняющимся поведением понимается все, что противоречит принятым в настоящее время правовым нормам и запрещено под угрозой наказания. Ведущим критерием правовой оценки действий индивида является мера их общественной опасности. По характеру и степени общественной опасности деяний их делят на преступления, административные и гражданско-правовые деликты, дисциплинарные проступки.

В рамках педагогического подхода понятие «отклоняющееся поведение» зачастую выступает синонимом понятия «дезадаптация». Различают школьную и социальную дезадаптацию. В структуру школьной дезадаптации наряду с такими ее проявлениями, как неуспеваемость, нарушения взаимоотношений со сверстниками, эмоциональные нарушения, входят и поведенческие отклонения.

Представители психологического подхода рассматривают девиантное поведение как отклонение от социально-психологических и нравственных норм, представленное либо как ошибочный антиобщественный образец решения конфликта, проявляющийся в нарушении общественно принятых норм, либо в ущербе, нанесенном общественному благополучию, окружающим и себе.

В качестве дополнительных признаков выделяются трудности коррекции поведения и особая необходимость в индивидуальном подходе. В рамках данного подхода используются различные типологии отклоняющегося поведения. Так, Ю. А. Клейберг выделяет три основные группы поведенческих девиаций: негативные (употребление наркотиков и т. п.), позитивные (социальное творчество и др.) и социально-нейтральные (попрошайничество и пр.).

Змановская Е. В. предлагает разделять отклоняющееся поведение на: антисоциальное (делинквентное), асоциальное (аморальное), аутодеструктивное (саморазрушительное). Антисоциальное (делинквентное) поведение, с ее точки зрения, — это поведение, противоречащее правовым нормам, угрожающее социальному порядку и благополучию окружающих людей. Асоциальное поведение означает уклонение от выполнения морально-нравственных норм, что непосредственно угрожает благополучию межличностных отношений. Аутодеструктивное (саморазрушительное) поведение — поведение, отклоняющееся от медицинских и психологических норм, угрожающее целостности и развитию самой личности.

Занятие 3. Формы и причины девиантного поведения 

В младшем школьном возрасте, по мнению В. М. Целуйко, наиболее распространенными являются такие формы отклоняющегося поведения, как непослушание, выражающееся в шалостях, озорстве, проступках; детский негативизм, проявляющийся в упрямстве, капризах, своеволии, недисциплинированности и пр..

Колесникова Г. И., характеризуя девиации, преобладающие в детском возрасте, называет: фобии, поведенческие проблемы (например, агрессия-аутоагрессия), проблемы адаптации, низкую успеваемость.

Как считает Е. В. Змановская, в детском возрасте (от 5 до 12 лет) преобладают следующие формы девиаций:

  • антисоциальное поведение (насилие по отношению к младшим детям или сверстникам, жестокое обращение с животными, воровство, мелкое хулиганство, разрушение имущества, поджоги);
  • асоциальное поведение (побеги из дома, бродяжничество, школьные прогулы, агрессивное поведение, злословие, ложь, воровство, вымогательство, попрошайничество);
  • аутодеструктивное поведение (курение и токсикомания, но в целом, считает ученый, для данного возрастного периода аутодеструкция мало характерна).

Белорусские ученые (И. А. Фурманов, А. Н. Сизанов, В. А. Хриптович) различают, с точки зрения деструктивной направленности, следующие типы нарушения поведения:

  • одиночный агрессивный тип (диагностическими критериями нарушений поведения являются воровство, побеги из дома, намеренная лживость, прогулы школьных занятий, участие в поджогах, вандализм, разрушение чужой собственности, жестокость по отношению к людям или животным и др.);
  • доминирование агрессивного в физическом или вербальном плане поведения;
  • групповой агрессивный тип (особенностью является агрессивное поведение, проявляющееся в основном в виде групповой активности в компании друзей, вне дома);
  • нарушения поведения в виде непокорности и непослушания (особенностью является вызывающее поведение с негативизмом, враждебностью, часто направленное против родителей или учителей).

По мнению ученых (М. Э. Вайнер, И. Ф. Дементьева, Л. Я. Олиференко, И. А. Фурманов, Т. И. Шульга и др.), девиантное поведение несовершеннолетних может быть обусловлено рядом факторов:

  • особенностями индивидных, в том числе нейродинамических, свойств ребенка: нестабильностью психических процессов, психомоторной заторможенностью (или расторможенностью);
  • неправильным воспитанием (гипопротекция, доминирующая гиперпротекция, потворствующая гиперпротекция и др.);
  • особенностями восприятия и интерпретации ребенком тех или иных действий родителя (если ребенок оценивает действия родителя в качестве препятствия к удовлетворению актуальных потребностей, возникает нарушение поведения);
  • неадекватным (защитным) реагированием ребенка на те или иные затруднения школьной жизни или на неудовлетворяющий ребенка стиль взаимоотношений со взрослыми и сверстниками;
  • педагогическими ошибками учителей;
  • стрессовыми ситуациями в семейном социуме (развод родителей и их занятость своими личными переживаниями; девиантное поведение как реакция на эмоциональное невнимание родителей; смерть любимого человека; девиация как реакция на потерю значимого лица; рождение в семье еще одного ребенка и переключение внимания родителей на малыша; девиация как ревность; различные формы насилия, применяемые к ребенку в семье (унижения, словесные оскорбления, пренебрежение к его потребностям); девиация как компенсаторный механизм, как ответ на насилие и др.).

Следует сказать и об опасности последствий вышеназванных видов девиаций. С одной стороны, девиации ребенка — это обычные детские проступки, связанные с незнанием ребенком нормативных правил поведения, неумением контролировать свое эмоциональное состояние и действия; это способ защиты в трудных ситуациях и пр. И поэтому говорить о том, что детский проступок обязательно трансформируется в тяжелое правонарушение в будущем неправомерно, т. е. девиантность ребенка можно рассматривать как преходящее явление. С другой стороны, ненормативное поведение ребенка в период формирования личности, становления самосознания, оставшееся без внимания со стороны взрослых, может приобрести устойчивый характер, закрепиться в сознании и перерасти в противоправное поведение, представляющее опасность как для самого ребенка, так и для окружающего его социума.

Учителю необходимо знать об «этапности» развития девиантности: от трудновоспитуемости детей до совершения ими деликтов (правонарушений). Холостова Е. И., характеризуя процесс развития негативных психологических новообразований, выделяет несколько категорий дезадаптированных детей:

  • трудновоспитуемые дети, имеющие близкий к норме уровень дезадаптации; он обусловлен особенностями темперамента, наличием легких дисфункций мозга, нарушением внимания, недостаточностью возрастного развития, особенностями ситуации воспитания и развития;
  • нервные дети, неспособные в силу возрастной незрелости эмоциональной сферы самостоятельно справляться с тяжелыми переживаниями.

Как правило, всплеск ненормативного поведения наблюдается в подростковом возрасте, однако накопление, аккумуляция негативного опыта ребенком идет постепенно, делинквентное поведение в подростковом возрасте — это результат упущения и недоработок семьи, школы именно в младшем школьном возрасте.

Отдельно следует сказать и о новой форме девиантного поведения несовершеннолетних в Интернете — кибербуллинге, основными видами которого выступают:

  • оскорбление (от англ. flaming) — оскорбительные комментарии, вульгарные обращения и замечания в пространстве Интернета;
  • домогательство (от англ. harassment) — целенаправленные, систематические кибератаки от незнакомых людей, пользователей социальных сетей, людей из ближайшего реального социального окружения;
  • очернение и распространение слухов (от англ. denigra­ tion) — намеренное выставление жертвы в неприглядном виде с помощью публикации фото- или видеоматериалов на интернет-страницах, форумах, в новостных группах, через электронную почту для нанесения вреда репутации человека и разрушения его социальных отношений;
  • использование фиктивного имени (от англ. impersonation) и от его лица распространение сведений, способных разрушить социальные отношения человека;
  • публичное разглашение личной информации (от англ. outing and trickery) — распространение личной информации, например финансового положения семьи, рода деятельности родителей для оскорбления или шантажа;
  • социальная изоляция (от англ. exclusion) — отказ общаться (как на деловом, так и на неформальном уровне), исключение из группы или игрового сообщества;
  • открытая угроза физической расправы (от англ. cyber­ threats) — прямые или косвенные угрозы причинения телесных повреждений и пр.

Занятие 4. Виды, направления, принципы профилактической работы

Профилактика девиантного поведения — деятельность субъектов профилактики по реализации системы общих и специальных мероприятий на различных уровнях организации: общегосударственном, правовом, общественном, экономическом, медико-санитарном, педагогическом, социально-психологическом.

Различают две стратегии профилактики: негативно ориентированная и позитивная. В основе негативной профилактики акцент сделан на отрицательных последствиях девиаций (вредное влияние на психику и организм человека и др.).

Позитивная профилактика ориентирована на усиление защитных факторов личности, воспитание личностно развитого, устойчивого к влиянию внешних негативных факторов человека, способного противостоять множественным факторам риска. Важным представляется и то, что позитивная профилактика ориентируется не на проблему и ее последствия, а на защищающий от возникновения проблем потенциал здоровья, освоение и раскрытие ресурсов психики и личности, поддержку молодого человека и помощь ему в самореализации жизненного предназначения. Как считают В. А. Кулганов, В. Г. Белов, Ю. А. Парфенов, позитивность заключается в том, что профилактическая работа должна приносить радость участникам, создавая атмосферу светлой перспективы здорового стиля жизни, способствовать максимальному раскрытию лучших человеческих качеств детей и молодежи, их личностному созреванию в активной творческой жизненной позиции на благо своей родины.

Всемирная организация здравоохранения предлагает выделять первичную, вторичную и третичную профилактику.

Первичная профилактика направлена на устранение неблагоприятных факторов, вызывающих определенное явление, а также на повышение устойчивости личности к влиянию этих факторов.

Вторичная профилактика — это раннее выявление и коррекция неблагоприятных индивидуальных и социальных факторов, с большой вероятностью вызывающих девиантное поведение; работа с группой риска.

Третичная профилактика направлена на предупреждение рецидивов, а также вредных последствий уже сформированного девиантного поведения для личности и общества. Первичная, вторичная и третичная формы профилактики тесно связаны между собой и разделить их очень сложно.

Исследователи (С. А. Беличева, Е. В. Змановская, Ю. А. Клейберг и др.) называют следующие направления психопрофилактической работы:

  • организация социальной среды предусматривает осуществление воздействия на социальные факторы, которые детерминируют девиации; воздействие может быть направлено на общество в целом, семью, социальную группу или на конкретную личность;
  • информирование предусматривает воздействие на когнитивные процессы личности с целью повышения ее способности к принятию конструктивных решений через организацию лекций, бесед, распространение специальной литературы, видео- и телефильмов и пр.;
  • активное обучение социально важным навыкам, которое преимущественно реализуется в различных групповых тренингах (тренинг резистентности (устойчивости) к негативному социальному влиянию, тренинг аффективно-ценностного обучения, тренинг формирования жизненных навыков и др.);
  • организация деятельности, альтернативной девиантному поведению, связана с представлениями о заместительном эффекте девиаций через формирование потребностей, стойких интересов, приобщение к разным видам активности, творческой деятельности;
  • организация здорового образа жизни предусматривает формирование представлений о личной ответственности за здоровье, гармонию с окружающим миром и своим организмом;
  • активизация личностных ресурсов связана с возможностью самовыражения, участием в группах общения и личностного роста, что обеспечивает активность личности, формирует устойчивость к негативным внешним воздействиям;
  • минимизация негативных последствий девиантного поведения используется в случаях уже сформированного отклоняющегося поведения и направлена на профилактику рецидивов или их негативных последствий.

Принципы профилактической работы (по Ю. А. Клейбергу):

  • комплексность (организация воздействия на различных уровнях социального пространства, семьи и личности);
  • адресность (учет возрастных, половых и социально-психологических характеристик);
  • массовость (приоритет групповых форм работы);
  • позитивность информации;
  • минимизация негативных последствий;
  • личная заинтересованность и ответственность участников;
  • максимальная ответственность личности;
  • устремленность в будущее (оценка последствий поведения, актуализация позитивных ценностей и целей, планирование будущего без девиантного поведения).

Занятие 5. Социальные факторы защиты в профилактике девиаций

Проблема профилактики отклоняющегося поведения несовершеннолетних сложна и актуальна. Ее решение находится в двух плоскостях: снижение влияния факторов риска возникновения девиаций и укрепление факторов защиты, которые проявляются на уровне личности и референтных общностей.

Факторы риска — это условия, предрасполагающие к формированию девиантного поведения.

Факторы защиты (антириска) — это условия, препятствующие формированию девиантного поведения.

Описывая факторы защиты, ученые условно объединяют их в несколько групп: биологические, индивидуально-психологические, социальные. Рассмотрим более подробно последнюю группу, которая включает: семью, школьный социум, референтную группу сверстников и др.

Наиболее значимым, а соответственно и наиболее действенным протективным фактором по отношению к отклоняющемуся поведению несовершеннолетних в названном ряду является семья и семейное окружение. В благополучной семье, которая имеет действенный воспитательный потенциал, налажены гармоничные взаимоотношения между родителями и детьми, благоприятная семейная обстановка, закладываются основы норм и правил нравственности, формируются мировоззрение, ценностные ориентации, жизненные планы, идеалы детей.

Неблагополучная семья задает иной вектор семейного общения, стиль отношений, нормы поведения. Целуйко В. М. в книге «Психология неблагополучной семьи» истоки преступности несовершеннолетних связывает главным образом с семейным неблагополучием, которое выражается не только и не столько в антисоциальном поведении родителей, сколько в отчуждении детей в родительской семье с первых этапов развития их личности. Тревожность, постоянное ощущение враждебности среды, развивающие соответствующие черты личности, лежат в основе мотивации насильственных преступлений, хулиганских действий.

По мнению И. С. Ганишиной, А. И. Ушатикова, в неблагополучных семьях наблюдается излишняя суровость родителей по отношению к детям, чрезмерное использование запретов и наказаний, унижающих детей, оскорбляющих их человеческое достоинство, либо попустительство, в результате которого происходит выход детей из-под контроля родителей. У детей формируется стойкая неприязнь к ним, вследствие чего возникают устойчивые отклонения в поведении. Холостова Е. И. в учебном пособии «Социальная работа», рассматривая семейный фактор как предпосылку дезадаптации детей, говорит о том, что для ребенка, находящегося в самом раннем возрасте, пьянство родителей, их безразличие, граничащее с жестокостью, — факторы, способствующие его патологическому развитию; для детей более позднего возраста неблагоприятная семейная обстановка — лишь отягощающая, а вовсе не обязательная предпосылка дезадаптации.

Вместе с тем вопрос о причинно-следственной связи между неблагополучием семьи и девиантным поведением ребенка в психолого-педагогической литературе остается дискуссионным. Баженов В. Г., Баженова В. П. в книге «Психологические механизмы коррекции девиантного поведения школьников» полагают, что ни неблагоприятная семейная обстановка, ни отсутствие одного из родителей, ни отрицательный пример взрослых, ни любые другие внешние по отношению к ребенку обстоятельства в строгом научном понимании не являются причинами совершенного правонарушения. Названные факторы могут выступать только условиями девиантного поведения школьников, так как они способны лишь обусловить последнее, но не произвести его.

Рассматривая роль семьи в профилактике отклоняющегося поведения детей, Л. В. Мардахаев в книге «Социальная педагогика» называет следующие направления социально-педагогической деятельности:

  • подготовка будущих родителей к семейной жизни и воспитанию своих детей. Она включает изучение: основ взаимоотношений в семье; внутрисемейных конфликтов, причин их возникновения, возможностей предупреждения и путей преодоления; основ ведения семейного хозяйства, экономики семьи; основ семейного воспитания на различных этапах возрастного развития ребенка; основ семейного права, Декларации прав ребенка и других документов, регламентирующих права и обязанности родителей, лиц, их заменяющих;
  • создание благоприятной нравственной обстановки в семье и во внутрисемейных взаимоотношениях — морально-психологического климата семьи;
  • предупреждение ошибок в семейном воспитании;
  • формирование у ребенка твердых нравственных ориентиров, нравственной позиции;
  • воспитание с раннего детства волевых качеств и чувства собственного достоинства, что позволит сформировать у человека нравственно-волевые качества;
  • недопущение насилия над ребенком, подавляющего волю, либо, наоборот, формирующего культ силы, стимулирующего воспитание агрессивности к слабым, немощным;
  • недопущение приобщения детей к спиртным напиткам, курению, азартным играм;
  • побуждение ребенка к самовоспитанию и обучение его методике работы над собой.

Школьный социум также может являться эффективным антидевиантным средовым фактором. В учебном пособии В. А. Кулганова «Превентология. Профилактика социальных отклонений» к числу микросоциальных факторов защиты, проявляющихся в учреждении образования, ученые относят:

  • усиление связи учащихся со школой;
  • повышение общего качества обучения, успешное участие в общественных мероприятиях;
  • поощрение, вознаграждение за хорошее поведение, успехи в учебе, мероприятиях;
  • негативное отношение к употреблению ПАВ, понимание последствий употребления;
  • сформированное неодобрительное отношение друзей, знакомых, сверстников учащегося к употреблению ПАВ и др.

Говоря об усилении связи учащихся со школой, следует в первую очередь сказать о необходимости установления гуманных отношений между субъектами образовательного процесса. Такие отношения, по мнению А. П. Сманцера, Е. М. Рангеловой, достигаются путем:

  • формирования и развития гуманных традиций, стимулирующих гуманное поведение каждого учителя, ученика и служащего школы;
  • утверждения гуманных взаимоотношений в педагогическом и ученическом коллективах школы;
  • создания условий для включения каждого ребенка в жизнь и деятельность школы;
  • формирования системы воспитательной работы, позволяющей каждому ребенку, учителю и служащему усваивать нормы и правила общественного поведения и реализовывать свои права и обязанности;
  • утверждения толерантности, взаимного уважения, принципиальности, честности в повседневных взаимоотношениях школьного коллектива;
  • гуманизации отношений в целостной педагогической системе как условия утверждения гуманности в общении учеников и учителей и др..

Гуманизация образовательного пространства школы — это, безусловно, действенная профилактическая среда, включаясь в которую учащийся заражается ее позитивными ценностями и нормами, становится их непосредственным носителем. Дополнительные возможности такой среды заключаются и в ее уравновешивающей роли между нормативно-ценностным полем семьи и школы, которое часто носит рассогласованный характер: школа предъявляет учащемуся один набор ценностей, семья — другой, при этом ребенок должен балансировать между двумя выборами.

В связи с этим образовательное пространство школы выступает дополнительным фактором, который нейтрализует негативное влияние семейного социума, подстраивая его под свое гуманное начало. Разрушение стены между семьей и школой, как считает М. Раттер, возможно посредством привлечения родителей к активному участию в школьных делах, предоставления ведущей роли родителям в организации внеучебной деятельности, т. е. создание такой ситуации, когда родители становятся для детей важными партнерами в получении образования.

В работе по профилактике девиантного поведения несовершеннолетних следует уделить внимание вопросам нравственного воспитания, которое включает формирование у человека соответствующих убеждений, нравственных склонностей, чувств, привычек, устойчивых моральных качеств личности.

По определению А. П. Сманцера, Е. М. Рангеловой, в структуру процесса нравственного воспитания включаются

  • знания о нравственных нормах и основных мыслительных операциях (анализ, синтез, сравнение, обобщение);
  • нравственные понятия, убеждения, суждения о нравственных нормах;
  • умения и навыки материализации сформированного сознания о нравственных нормах в поведении ребенка;
  • потребность реализации нравственной позиции ребенка, а также оценка нравственных норм и правил.

Занятие 6. Проблемное поле в системе педагогической профилактики девиаций

Существует определенное проблемное поле, которое сегодня не позволяет эффективно реализовывать систему педагогической профилактики девиантного поведения несовершеннолетних.

Наблюдается недостаточная подготовленность субъектов профилактики к осуществлению профилактических мероприятий: незнание психофизиологических особенностей детей, однообразие используемых форм работы, которые сводятся, как правило, к информированию несовершеннолетних и пр.

Так, например, предлагаемая медицинскими работниками информация часто изобилует специфической лексикой, не всегда адаптирована к ученической аудитории. Сотрудники правоохранительных органов, как правило, ограничиваются предъявлением статистической информации по совершенным правонарушениям, цитированием статей кодексов и т. п.

Фрагментарность и эпизодичность взаимодействия педагога с другими специалистами, разное видение проблем ребенка педагогами, работающими непосредственно с ним, и отсутствие четких ориентиров на каждом возрастном этапе развития учащихся также заметно снижают результативность проводимых мероприятий. Кроме того, отсутствие взаимодействия между субъектами профилактики приводит к тому, что проводимые мероприятия ограничиваются ответами на вопросы:

  • Какие виды девиаций наиболее распространены?
  • Сколько правонарушений совершено? Почему?
  • Кто должен нести ответственность?

Но не отвечают на вопрос: «Каким образом упредить, остановить развитие девиаций?»

Следует отказаться от планирования по принципу «здесь и сейчас», когда проведение профилактического занятия осуществляется по факту уже совершенного антиобщественного поступка, правонарушения. Важно продуманное перспективное планирование по упреждению возникновения новых форм девиаций, ориентированное на пролонгированные (долгосрочные) программы.

Отметим, что массовость и однообразие профилактики девиантного поведения несовершеннолетних, отсутствие индивидуального (так называемого адресного) подхода (мероприятия проводятся одновременно со всеми учащимися класса без учета степени отклонения поведения от нормы (у кого-то из учащихся такое отклонение есть, кто-то находится на границе риска)), однотипность и множественность мероприятий профилактической направленности (повторяющихся из года в год) без соблюдения принципа необходимости и достаточности приводит к противоположному эффекту — нежеланию школьников участвовать в подобных мероприятиях, воспринимать предлагаемую информацию и пр.

Ориентация в большей степени на 100-процентный результат (а не на процесс), выражающийся в том, что ни один учащийся в школе не курит, не сквернословит, не ворует и прочее, и который, по сути, достичь невозможно, приводит к неудовлетворенности субъектов профилактики от осуществляемой деятельности. А ведь в работе важен пошаговый анализ движения к результату. Если нет положительной динамики в проводимой работе, то следует проанализировать, что необходимо скорректировать.

Исходной точкой планирования профилактической работы должен выступать процесс целеполагания. При этом при формулировке цели важно учитывать следующие составляющие:

  • цель должна быть понятной всем, кто будет работать для ее достижения;
  • быть реальной и достижимой, но не легкой;
  • быть реализуемой в пределах наличного или ожидаемого бюджета времени;
  • исключать или делать минимальной возможность двойной ответственности за результат совместной работы;
  • совпадать с интересами исполнителей и не вызывать конфликтов и др.

В процесс постановки целей важно включить и самих учащихся, поскольку, если цель не принята учащимися, искусственно привнесена в образовательный процесс педагогом, то и ее достижение будет не чем иным, как внешним атрибутом.

Следует сформировать древо целей, так называемую иерархию целей, где главная цель конкретизируется в системе подцелей (задач, целей 1-го, 2-го и n-порядка).

В планах воспитательной работы педагогов (перспективных, календарных, планов тематических недель и др.) в формулировках целей-задач профилактической деятельности следует избегать таких ошибок, как:

  • формулировка цели уже, чем формулировка задач;
  • задача дублирует цель, т. е. осуществлен повтор формулировки цели в системе задач;
  • рассогласование целей и задач (например, цель: «профилактика…», а задача — «коррекция…»);
  • формулировка одной задачи включает в себя перечисление разнонаправленных видов деятельности педагога;
  • включение в формулировки целей-задач терминов, не использующихся в педагогической деятельности (например: «обеспечение благоприятного воспитательного фона в семье»);
  • нарушенные родо-видовые отношения между используемыми терминами (например: «предупреждение правонарушений и девиаций») и др.

Формулировке цели должна предшествовать последовательная диагностическая работа, направленная на выявление актуальных проблем, требующих своего решения. Вместе с тем вектор направленности диагностических процедур необходимо смещать с выявления негативных черт ребенка, склонности его к отклоняющемуся поведению на определение сильных сторон личности, наличие защитных механизмов в окружающем его социуме, мотивированность на самоизменение, саморазвитие.

В диагностической работе следует избегать диагностики предположений, размытых выводов, что у ребенка «что-то не так с…», «возможно проявится…», «вероятнее всего в последующем…» и т. п., которая вместо помогающей компоненты профилактической деятельности выступает процедурой, понижающей личностный, социальный статус ребенка. Скрытое понимание нежелательности (и даже боязнь) такой диагностики присутствует у некоторых родителей, которые не хотят принимать помощь специалистов социально-педагогической и психологической службы учреждения образования, осознавая, что при прохождении через диагностические процедуры у его нормального ребенка найдут комплекс «не нормы».

При организации профилактических мероприятий с несовершеннолетними следует учитывать особенности их возраста, специфику психофизического развития, характерные отличия познавательных процессов. Важно знать особенности протекания возрастных кризисов, в частности раннего подросткового, проявлениями которого являются упрямство, негативизм, обесценивание взрослых, отрицательное отношение к их требованиям.

В реализации системы профилактической работы важно уходить от такой превалирующей идеи, как устранение негатива, искоренение отклонений через подачу моральных эталонов, демонстрацию, аргументирование и разъяснение правильных постулатов-норм, поскольку присвоение ребенком заданных извне норм не может идти механически. Это длительный процесс внутренней мыслительной работы, пропущенной через его опыт, чувства, нравственно-ценностные ориентиры, которые, соприкасаясь, обогащают круг ценностей детей. Сказанное выше и объясняет отсутствие качественного снижения уровня девиаций среди несовершеннолетних при достаточном многообразии проводимых в школе воспитательно-профилактических мероприятий (тематические недели, диспуты, лектории и пр.).

Специалистам (педагогам, классным руководителям, педагогам-психологам) не следует стремиться поставить девиантное поведение под социально-педагогический контроль, включающий применение санкций за отклоняющиеся от нормы формы поведения. Такая установка не может считаться допустимой и эффективной, так как несовершеннолетние сдерживают свои истинные желания только до тех пор, пока существует угроза наказания. Как только ослабевает опасность применения санкций, учащиеся вновь прибегают к социально неодобряемому типу поведения. Социально-педагогический контроль должен представлять собой предупреждение и пресечение разного рода девиаций и основываться на социальной поддержке, усилении воспитательной работы за счет привлечения дополнительных человеческих ресурсов.

Модернизации требует и содержательно-процессуальный компонент профилактической работы, которая зачастую характеризуется однообразием форм, формальностью, отсутствием системности. Имеет место ряд методических ошибок, допускаемых специалистами (учителя, педагоги-психологи и др.) в работе с несовершеннолетними:

  • мероприятия носят поучительно-назидательный, директивный, запугивающий характер;
  • преобладают словесные методы воспитания, множественные однотипные упражнения в правопослушном поведении с ориентацией на быстрые и кардинальные перемены;
  • используется методика негативного стимулирования, подавление внешних проявлений трудновоспитуемости.

Образовательный процесс в условиях учреждения образования предполагает реализацию своих функций не только в форме передачи учащимся определенных знаний, умений и навыков, воспитания в общепринятом смысле этого слова, но и формирование готовности учащихся к жизни в социуме, разрешению нестандартных ситуаций. С этой целью работа с учащимися должна быть направлена на своевременное предоставление им информации: о последствиях воздействия психоактивных веществ на психику и поведение человека, о правовой ответственности за совершение правонарушений и т. п.

Основная идея, реализуемая в процессе информирования учащихся — «от плохого — к хорошему», «от негатива — к позитиву». Рациональное зерно в этой идее есть: знание негативной стороны девиации (последствия воздействия на организм человека, ответственность за совершенное правонарушение и пр.) может оттолкнуть ребенка от нее, остановить попытку опробовать запрещенное взрослыми действие.

Кроме того, в проводимой педагогом работе превалирует принцип «сверху — вниз», «от учителя — к ученику», а обратное, ответное движение отсутствует. Возникает противоречие. С одной стороны, педагог не слышит ученика, не знает, о чем он думает, как воспринимает посылаемую ему информацию, согласен или не принимает ее. С другой стороны, ученику не дают возможности высказать свою точку зрения, озвучить мысли, сомнения в потоке монологического мероприятия. В результате диалогическая разговорная составляющая, говорение выпадают из воспитательного процесса, а вместе с ними уходят из школы рассуждение, аргументирование своей точки зрения, доказательство своей позиции.

Вместе с тем именно детские мысли вслух позволяют учителю увидеть и услышать ученика, понять его проблему, найти ответы на возникающие вопросы, объяснить необъяснимые поступки учащихся. Поэтому целесообразным в организации профилактической работы с несовершеннолетними представляется использование развернутых дискуссий при обсуждении нравственных вопросов, решение моральных дилемм (ситуаций, требующих от действующего лица сделать определенный выбор при столкновении с противоречащими друг другу нравственными принципами).

Важной составляющей в системе профилактической работы является развитие у учащихся умений и навыков эффективного поведения в социуме:

  • качественной оценки ситуации,
  • сопоставления и выбора оптимальной стратегии поведения во взаимоотношениях с окружающими,
  • обучения навыкам саморегуляции и самоорганизации,
  • умениям справляться с трудными жизненными ситуациями,
  • формирования установки к конструктивному взаимодействию и пр.

Не следует забывать и о необходимости формирования у несовершеннолетних культуры общения в социальной среде (развитие наблюдательности в общении, осознание особенностей коммуникации участников, развитие умения противостояния уговорам со стороны другого человека, группы людей, осознание необходимости защищать себя; развитие навыков эффективного общения со сверстниками, родителями, представителями противоположного пола и этикета поведения).

Организуя профилактику отклоняющегося поведения несовершеннолетних, целесообразно в работу с учащимися заложить социально ориентированную составляющую, направленную на обучение взаимодействию в социуме и развитие у учащихся конструктивных стратегий поведения. Большие возможности в данном контексте имеют такие формы работы, как социально ориентирующие игры, социальный интерактивный театр, пантомима, обучающий практикум и др.

Занятие 7. Условия эффективности деятельности педагога в профилактике девиантного поведения

В «Психолого-педагогическом словаре»  условия эффективности деятельности педагога рассматриваются как субъективные и объективные требования и предпосылки, реализуя которые он добивается достижения цели в своей работе при наиболее рациональном использовании сил и средств.

В профилактике девиантного поведения в качестве таких условий можно выделить следующие:

  • установление позитивных и доверительных отношений между учащимися в классном коллективе;
  • целенаправленное воздействие на когнитивные процессы личности с целью повышения ее способностей принимать конструктивные решения;
  • формирование умения управлять своим эмоциональным состоянием в ситуациях взаимодействия;
  • создание позитивной мотивации к совершенствованию культуры поведения;
  • включение в социально значимые виды деятельности, создание в них ситуаций успеха;
  • взаимодействие семьи и школы в решении проблемы девиантного поведения.

Установление позитивных и доверительных отношений между учащимися в классном коллективе

Предполагает создание организованной социальной среды общения, в которой происходит развитие и личностное становление несовершеннолетних при соблюдении определенных норм взаимодействия:

  • уважение желаний и интересов сверстников,
  • искреннее и открытое общение,
  • терпение,
  • умение делать друг другу комплименты,
  • проявление заботы.

Отсутствие такой среды в школьном социуме может привести к развитию неконструктивных форм взаимодействия (конфликт, соперничество, враждебность и др.), приводящих к разрозненности группы, ее распаду, возникновению отклонений в поведении и т. п. Неблагоприятный климат в классе ведет к снижению успеваемости учащихся, возникновению девиантного поведения несовершеннолетних, их вовлечению в криминальные группировки. 

В практике работы педагогов хорошо себя зарекомендовали тренинговые упражнения, тематика которых достаточно разнообразна:

  • «Сети помощи»,
  • «Подножка»,
  • «Тропа препятствий»,
  • «Круг»,
  • «Противоположности»,
  • «Ты бы меня понял»,
  • «Снежный ком»,
  • «Карусель»,
  • «Попробуй, узнай!»,
  • «Обидчик» и др.

Одной из форм организации совместной деятельности, помогающей выбрать общее решение, является дискуссия. Данная форма позволяет публично обсудить проблему взаимоотношений между учащимися на основе соответствующей тематики занятий:

  • «Конфликт: плюсы и минусы»,
  • «Дружба для меня — это…»,
  • «Нужно ли нам стремиться к взаимопониманию и взаимоуважению в общении?»,
  • «Что мы ценим друг в друге, а что не принимаем?»,
  • «Какие качества личности важны для успешного общения?».

Целенаправленное воздействие на когнитивные процессы личности с целью повышения ее способностей принимать конструктивные решения

Информирование воспитанников о необходимости использования конструктивных форм взаимодействия и негативном влиянии неконструктивных форм взаимодействия на субъекты отношений является важным условием эффективности деятельности педагога по профилактике девиаций. Важно обсуждать с учащимися неконструктивные способы поведения в ситуациях взаимодействия (конфликт, притеснение, агрессия, насилие и др.) и возможные последствия таких форм поведения, акцентировать их внимание на том, что данные способы взаимодействия не приносят положительных внутренних ощущений для его участников, ухудшают их эмоциональное состояние, причиняют боль и вызывают обиду. Вместе с тем педагогу следует отметить, что избежать таких негативных моментов в жизни невозможно, и поэтому важно научиться конструктивно выходить из подобных ситуаций, чтобы не навредить себе и не обидеть оппонента.

Учащимся следует сообщить информацию о службах, учреждениях, в которых они могут получить необходимую им помощь:

  • социально-педагогическая и психологическая служба учреждения образования;
  • инспекция по делам несовершеннолетних;
  • школьная служба примирения;
  • телефоны доверия, которые есть и по которым можно анонимно получить квалифицированную консультацию специалиста.

Распространенной формой работы является брейнсторм (брейнсторминг) — блестящая идея, т. е. внезапная интуитивная идея, сопровождаемая непреодолимой эмоциональной реакцией, групповое нахождение новых альтернативных вариантов решения проблемы, задачи. Для проведения брейнсторма подходят темы:

  • «Как возникающий конфликт превратить в шутку?»,
  • «Что значит: конфликтогены?»,
  • «Осторожно: уйти от конфликта!» и др.

Свою эффективность доказала такая форма работы, как диспут, который предполагает столкновение различных точек зрения и удовлетворяет потребность участников в общении, позволяет компетентно и плодотворно обсуждать проблемы, доказывать и убеждать, аргументированно отстаивать свою точку зрения. Для диспута можно выбрать такие темы, как:

  • «Есть ли положительная сторона в конфликте?»,
  • «Как я отношусь к ситуациям неконструктивного взаимодействия?» и т. п.

Педагоги могут использовать и такие формы работы, как дебаты (воспитанники обмениваются мнениями, обсуждают проблему неконструктивных взаимодействий), конференции, на которых учащиеся могут выступить с сообщениями по определенной проблеме. Темами дебатов могут быть:

  • «(Не) используем в общении неконструктивные формы взаимодействия»,
  • «Жестокость — (не) лучшее средство общения» и др.

Важно, чтобы при добавлении частицы «не» тема дебатов могла быть превращена в свой антипод.

Эффективным и результативным в работе с несовершеннолетними является метод сказкотерапии. Сказка помогает ребенку отвлечься от реальности и погрузиться в мир иллюзий и фантазий, а это, в свою очередь, помогает ему избавиться от эмоционального напряжения, состояния раздраженности и неудовлетворенности.

Учащиеся, работая совместно, создают особую атмосферу, которая помогает организовать позитивное общение друг с другом. Педагог может использовать следующие упражнения:

  • рисование сказочных персонажей, которые выполняют роль обидчика;
  • парад плохих героев — обидчиков;
  • анализ героев сказок, которые подвергались различным видам насилия со стороны отрицательных героев.

Преобразовать негативную энергию учащегося в позитивную позволяет пластилинотерапия: лепка настроения, лепка желаний, лепка эмоций. В процессе работы с пластилином с использованием разнообразных приемов лепки (раскатывание, сплющивание, вытягивание, скатывание и т. п.) у учащихся улучшается настроение, общее самочувствие, происходит восстановление душевного равновесия.

Создание позитивной мотивации к совершенствованию культуры поведения

В контексте реализации данного условия в работе с учащимися целесообразно использовать: проигрывание проблемных ситуаций, показ, чтение художественных текстов, социальный интерактивный театр. Для получения учащимися практического опыта в выполнении правил поведения в классе можно специально создать проблемную ситуацию, в которой каждому ребенку необходимо самостоятельно организовать свое поведение, применить конструктивное правило взаимодействия и проявить необходимые волевые усилия. После проигрывания данной ситуации проводится беседа, анализируются варианты решения ситуации, выясняются мотивы, побудившие ребят поступить определенным образом.

Важным элементом, дополняющим такую форму работы, как разыгрывание проблемных ситуаций, является показ. Учащиеся имеют возможность оценить проигранную ситуацию, выделить положительные и отрицательные ее стороны. Такое активное участие учащихся в обсуждении помогает актуализировать свой жизненный опыт. Педагог принимает активное участие в обсуждении предложенной проблемной ситуации, беседует с учениками, задает им вопросы, выслушивает мнения, иногда противоположные, и делает выводы. При закреплении старых и разъяснении новых для учащихся правил педагог использует художественные тексты — басни, рассказы, стихотворения.

Новой формой в работе по профилактике девиаций является социальный интерактивный театр. Данная форма представляет собой просмотр театрального представления, в котором главный герой оказывается в конфликтной ситуации. В процессе повторного просмотра интерактивного представления зрителям-участникам предоставляется возможность самостоятельно выбрать вариант разрешения ситуации и проиграть ее.

При организации работы по упреждению девиантного поведения педагогу следует избегать следующих ошибок:

  • предлагать учащимся информацию, из которой они могут почерпнуть дополнительные сведения о видах и формах девиаций и описывающую ситуации жестокого обращения;
  • использовать в целях профилактики отклонений в поведении просмотр видеофильмов, содержащих сцены жестокости, насилия;
  • акцентировать внимание собственно на описании девиантного поведения, а не последствиях его влияния на участников;
  • сосредоточивать внимание на рассмотрении негативных примеров, а не на обсуждении положительных;
  • обсуждать вопрос о привлечении учащихся к дисциплинарной ответственности за совершение определенных действий (бездействия), используя общие фразы, без указания конкретных мер ответственности и их последствий.

Взаимодействие семьи и школы в решении проблемы девиантного поведения

Для решения проблемы девиаций необходима целенаправленная, специальным образом организованная система работы в диаде школа — семья. Ограничение ее решения уровнем школьной подсистемы наталкивается на ряд трудностей, основание которых заложено в другой подсистеме — семейной, являющейся определяющей по силе своего влияния на ребенка и охватывающей все стороны его личности: когнитивную, поведенческую, аффективную.

В результате такого влияния осуществляется процесс социального научения, который, как считает А. А. Реан, идет по двум основным направлениям: с одной стороны, приобретение социального опыта идет в процессе непосредственного взаимодействия ребенка с родителями, братьями и сестрами, а с другой, социализация осуществляется за счет наблюдения особенностей социального взаимодействия других членов семьи. Поэтому различного рода нарушения в семейной системе (неправильный стиль воспитания, дефицит общения, неумение либо нежелание родителей взаимодействовать со своими детьми и пр.) способствуют появлению детского эгоцентризма, ведут к развитию полного безразличия к чувствам другого, вызывают такие негативные состояния, как тревога, эмоциональная неустойчивость, упрямство, преобладание отрицательных эмоций над положительными и пр.

Именно в семье ребенок приобретает дисфункциональные схемы поведения, усваивает отрицательные образцы взаимодействия с окружающим социумом, которые впоследствии становятся определяющими стратегиями взаимодействия субъекта с социальным окружением. Поэтому важно обеспечить сотрудничество учреждения образования с семьей по формированию позитивных мотивов правомерного поведения и предупреждению противоправного поведения.

Профилактика отклоняющегося поведения несовершеннолетних в диаде школа — семья должна представлять собой двунаправленные действия со стороны педагогов и родителей по решению общих задач, ориентированных в первую очередь на развитие и раскрытие потенциала ребенка, усиление защитных факторов и нивелирование негативных влияний социальной среды. В рамках организации взаимодействия учреждения образования и семьи следует интегрировать усилия по следующим векторам работы:

  • оздоровление условий жизни детей в школе и семье (в школе — повышение социального статуса ребенка, изменение отношения к учебной деятельности, развитие познавательной активности, повышение самооценки и т. п.; в семье — создание благоприятной психологической атмосферы, доверительного общения, поддержка ребенка и т. п.);
  • создание возможностей для личностной реализации несовершеннолетних в различных сферах деятельности с учетом их предпочтений (в школе — кружки, факультативы, современные виды творчества, инновационные проекты; в семье — поддержка инициатив ребенка, заинтересованность процессом и результатами деятельности ребенка);
  • сотворчество детей и взрослых (включенность в совместную деятельность детей, педагогов, родителей посредством реализации различного рода инициатив, программ социальной направленности, исследовательских проектов и пр.);
  • заполнение сферы свободного времени несовершеннолетнего (в школе — привлечение учащихся к участию в различных внешкольных мероприятиях, содержательность наполнения шестого школьного дня и пр.; в семье — приобщение к домашнему труду, совместный семейный досуг и пр.);
  • развитие традиций в школьном и семейном социумах (традиции как основа, порядок, принятый в школе (семье), обладая большим воспитательным потенциалом, способствуют сплочению ученического (семейного) коллектива) и др.

В контексте реализации названных направлений могут быть использованы разнообразные современные формы взаимодействия педагогов и родителей.

Выход ребенка за рамки семейного социума (школа, сообщество сверстников) еще больше осложняет ориентирование ребенка в системе межличностного взаимодействия. Окружающая социальная среда демонстрирует разнообразие конфликтов, поступков, отношений; подталкивает к выбору неоптимальных форм взаимодействия, выталкивает в асоциальные группы. Происходит дальнейшее заражение их участников асоциальными умениями и навыками, передается и приобретается асоциальный опыт, который не только не осуждается группой, а, наоборот, одобряется и поддерживается.

В связи с этим актуализируется задача обучения несовершеннолетних, пришедших в школу из разных микросоциумов, с разным жизненным опытом, уровнем коммуникативных умений и навыков, конструктивному взаимодействию, активно-нормативному типу реагирования на ситуации притеснения, бесконфликтному общению, гармоничным взаимоотношениям при условии признания ценности каждого как личности, его права на самореализацию, саморазвитие, самовыражение.

Занятие  8. Формы профилактики девиантного поведения в начальной школе

При организации профилактической работы с учащимися начально общего образования (возрастные границы 6 (7)—10 лет) необходимо учитывать особенности младшего школьного возраста, центральными новообразованиями которого являются:

  • качественно новый уровень развития произвольной регуляции поведения и деятельности;
  • рефлексия, анализ, внутренний план действий;
  • развитие нового познавательного отношения к действительности;
  • ориентация на группу сверстников.

Соответственно социальной ситуации развития ведущей деятельностью младшего школьника становится учебная деятельность, опосредующая все процессы психического и личностного развития ребенка, его психологические новообразования в указанный возрастной период. Вследствие оценивания окружающими людьми процесса и результатов учебной деятельности и рефлексии полученных оценок у младших школьников развивается самооценка, закладываются основы нравственного поведения, формируется система ценностей, произвольной эмоциональной саморегуляции. В этом возрасте дети уже могут руководствоваться сознательными целями, социально выбранными нормами, правилами и способами поведения.

Важным является то, что младшие школьники готовы к усвоению новых форм поведения. Но их усвоение идет при целенаправленно организованной деятельности под руководством социально значимых взрослых.

Занятия для младших школьников должны быть направлены на:

  • формирование у детей стремления к самопознанию, целеполаганию, произвольной эмоциональной саморегуляции;
  • развитие у них коммуникативных умений и навыков, рефлексии, эмоционального интеллекта, креативности.

Следует уточнять и расширять этические знания младших школьников, формировать умения осознанно выполнять правила поведения, тем самым создавая комфортные условия для жизни себе и другим (культура ненасилия); стимулировать потребность в нравственном самосовершенствовании. Этому способствуют различные формы работы педагога с учащимися: этические беседы, игровые программы, викторины, конкурсы и др.

При выборе формы профилактической работы необходимо учитывать и тот факт, что в любом виде деятельности младших школьников больше привлекает процессуальная ее сторона и меньше — содержание, результат. Поэтому не должны преобладать только беседы, целесообразны практикумы, устные журналы, шоу-спектакли и другое, где каждый из участников сможет не только слушать и запоминать, но и действовать в специально созданных ситуациях. Эффективными формами работы с младшими школьниками по овладению ими нормами и правилами поведения являются игровые за­нятия, воспитательные занятия с игровой составляющей.

Таким образом, организуя профилактическую работу с младшими школьниками, особое внимание следует обратить на развитие нормативного, ответственного, соответствующего положительному нравственному эталону поведения, формирование у учащихся навыков самооценки, самоконтроля, самоорганизации.

Ниже представлено методическое обеспечение работы педагога по профилактике девиантного поведения несовершеннолетних на уровне начального общего образования.

Занятие 9. Внедрение игровых занятий с целью профилактики девиантного поведения

Игровое занятие представляет собой серию игровых упражнений и игр различных типов, ориентированных на решение определенных профилактическо-коррекционных задач.

В процессе игрового взаимодействия вырабатываются модели межличностного взаимодействия, происходит самоопределение и самореализация скрытых коммуникативных потенциалов ребенка, осознание собственного «Я», формируется способность к произвольной регуляции деятельности на основе подчинения поведения системе правил, отрабатываются адекватные способы разрешения проблемных ситуаций.

При конструировании игрового занятия необходимо предусмотреть возможность участия каждого ребенка в нескольких играх в качестве активного участника (не зрителя или болельщика). Следует адаптировать игровые задания к возможностям ребенка, чтобы не допустить эмоционального пресыщения и игровой усталости. В качестве источника для игр и игровых упражнений можно использовать не только известные разработанные игры, но и любимые детские книги и мультфильмы, реальные ситуации.

Следует знать, что различные виды игр имеют разные профилактические и психокоррекционные возможности.

Так, например, игры-соревнования целесообразно использовать для коррекции импульсивности, застенчивости, трудностей взаимодействия.

Игры-драматизации, в которых разыгрывается сюжет какого-либо литературного произведения, позволяют снять чувство тревожности, неуверенности, страха, заниженной самооценки. Образно-ролевые игры, в которых ребенок принимает на себя образ-роль и создает различные характеры этого образа, помогают в решении таких затруднений ребенка, как замкнутость, неуверенность в себе, повышенная эмоционально-личностная зависимость от партнера, скованность. Психотехнические освобождающие игры направлены на ослабление агрессивности, внутренней напряженности, приобретение эмоциональной и поведенческой стабильности.

Игровое занятие на тему «Стоп-5»

Цель: способствовать осознанию младшими школьниками причин конфликтов, формировать у них навыки конструктивного общения.

Возраст учащихся: 8—10 лет.

Необходимое оборудование (материалы): воздушные шарики; картонная корона; карточки с описанием споров, конфликтных ситуаций; жетоны-квадраты синего, красного и белого цвета; упаковка белой бумаги; газеты, журналы; широкое ведро или корзина.

Педагог сообщает учащимся, что в процессе игрового занятия совместными усилиями они выработают 5 стопов — запретов, которых надо придерживаться во взаимодействии с другими людьми.

ШАРИКИ

П е д а г о г. 

Ребята, вспомните ситуации из вашей жизни, когда вы вели себя агрессивно, конфликтно, неконструктив- но. Какие эмоции вы при этом испытывали? Опишите портрет человека, который злится, сердится. (Краснеет, «раздува­ется» и т. п.) Скажите: похож он в это время на раздутый шарик? (Надувается шарик, рисуются глаза, рот.) Ребята, скажите, если этот шарик еще дальше будет сердиться, что с ним произойдет? Он будет от злости раздуваться и, в конце концов, лопнет. Давайте проверим, так ли это. (Дальше на­ дувается шарик, пока он не лопнет.) Ребята, что случится с человеком, который также долго будет злиться? Существует такое выражение — «Лопнул от злости». Что это значит? Действительно человек лопнул от злости, как шарик? А что с ним произошло? Когда человек «лопается от злости», из него выходит вся накопленная злость и он начинает драться, кусаться, обзываться, ругаться.

Участники выстраиваются в две шеренги напротив, подальше друг от друга.

П е д а г о г.

Представьте себе, что вы — надутый рассерженный шарик. Вы лопаетесь от злости, т. е. начинаете драться, обзываться, ругаться. Скажите, а когда человек вот так себя ведет, что он этим хочет сделать другому? (Больно.) Это хорошо? Сейчас давайте надуем другой шарик и будем выпускать из него воздух постепенно. Что случилось с шариком? Попробуйте и вы разозлиться и медленно «выпустить» из себя злость, но не на товарища, а пытаясь сдержать гнев и успокоиться. Что вам удавалось труднее всего? Какие выводы вы сделали?

В конце игры участники вместе с педагогом хором произносят: «Стоп, гнев!».

ТАРАБАРЩИНА

Учащимся сообщается о том, что класс превращается в королевство, а значит, необходимо выбрать короля (назначается с помощью метода случайного выбора). При этом оговаривается, что король в королевстве необычный: он понимает русский язык, но сам умеет разговаривать только на тарабарском языке. На короля надевают корону и усаживают на импровизированный трон.

Жители королевства приходят к королю с просьбами разрешить их споры, конфликтные ситуации (заранее написаны на карточках). Приходя к королю, жители озвучивают свои проблемы. Король пытается разобраться и рассудить жителей, задавая уточняющие вопросы, высказывая свою точку зрения на тарабарском языке. В случае если жители не понимают решения короля, он может обратиться за помощью к жителям.

Варианты проблемных ситуаций, требующих разрешения: один житель королевства оскорбил другого в разговоре, сосед не хочет возвращать одолженную на некоторое время вещь, сосед занял землю, не принадлежащую ему и т. п.

Организуется обсуждение:

  • Сложно ли было понять короля? Каким образом можно было угадать ответ?
  • Удовлетворили ли вас решения, принятые королем? Почему?
  • Что самое главное в споре, конфликтных ситуациях?

Учащиеся совместно с педагогом вырабатывают правила разрешения конфликтов, хором произносят: «Стоп, конфликтность!».

ТОЛКАЛКИ

Группа разбивается на три подгруппы: синие, красные, белые — методом слепого жребия (дети вытягивают из коробки жетоны-квадраты определенного цвета, не показывая другим участникам). Помещение, в котором проводится игра, условно линией делится на две части: синюю и красную. Задача участников с синими и красными жетонами вытолкнуть участников с белыми жетонами на свою половину.

По сигналу педагога участники с синими и красными жетонами, толкая ладонями, стараются завести участника с белым жетоном, занимающего пассивную позицию, в свою зону. Следует предупредить участников о том, чтобы они были предельно внимательны и не травмировали друг друга. По второму сигналу педагога игра прекращается, подсчитывается количество участников в каждой зоне.

При обсуждении игры необходимо получить ответы на следующие вопросы:

  • Хотелось ли вам выиграть любым способом?
  • Что было наиболее сложным в игре?
  • Какие чувства возникали у вас, когда толкали вы и

когда толкали вас?

  • Старались ли вы уберечь партнера от травм?

В конце игры учащиеся вместе с педагогом хором произносят: «Стоп, агрессивность!».

ШАР ОБЗЫВАНИЯ

Участники игры стоят по кругу. В центре на стуле лежит стопка белой бумаги. Педагог берет один лист белой бумаги, сминает его, предлагает участникам, передавая «шар обзывания» по кругу, называть друг друга разными необидными словами (заранее обговаривается условие, какими словами можно пользоваться: названия овощей, фруктов, грибов или мебели). Каждое обращение должно начинаться со слов: «А ты, (имя участника), морковка!» Педагог просит участников не забывать, что это игра, поэтому не следует обижаться друг на друга. Каждое обращение сопровождается добавлением листа бумаги к «шару обзывания». Пройдя по кругу, шар значительно увеличивается в размерах.

Педагог предлагает участникам высказать свои мысли, которые возникают у них, глядя на выросший бумажный шар. Затем предлагается придумать, что можно сделать с ним. Один из вариантов: размотать шар в обратном порядке, сопровождая процесс разматывания названием приятных слов в адрес соседа.

В конце игры участники вместе с педагогом хором произносят: «Стоп, оскорбление!».

РВАКЛЯ

Педагог предлагает учащимся вспомнить трудные ситуации, которые происходили с ними в жизни, эмоции и чувства, которые сопровождали их. При этом учащимся предлагается брать заранее заготовленные ненужные газеты и журналы, их можно рвать, мять, топтать, а потом бросать в корзину.

Выполняя данное упражнение, учащиеся учатся в приемлемой форме выплескивать накопившиеся у них гнев и злость, снимают напряжение, дают выход деструктивной энергии.

В конце игры участники вместе с педагогом хором произносят: «Стоп, злость!».

Подводя итоги игрового занятия, педагог с учащимися обсуждают, какие «стопы» необходимо соблюдать во взаи- модействии с другими людьми, для чего они нужны, чему способствуют.

Занятие 10. Техника “Устный журнал” как прием профилактики девиантного поведения

Устный журнал как форма внеклассного мероприятия отличается информативностью и широкими возможностями для творчества учащихся. В содержании устного журнала может быть отражена одна тема или представлен обзор разных тем. Содержание устного журнала раскрывается на его 4—5 страницах. Для ведения журнала выбираются двое ведущих, которые «открывают» журнал и представляют каждую его страницу: проносят под музыку оформленный лист с названием страницы. О начале и конце страницы ведущие объявляют ударом гонга. Оформление каждой страницы может быть представлено в виде выступления учащихся, ответов на вопросы, чтения стихов, исполнения песен и др.

Устный журнал «Хорошо»

Цель: обучение несовершеннолетних самостоятельному принятию конструктивных решений, развитие умений и навыков самооценочной и саморефлексивной деятельности.

Возраст учащихся: 9—10 лет.

Необходимое оборудование (материалы): оформленные листы-страницы формата А3.

П е д а г о г. Добрый день! Сегодня мы поговорим обо всем хорошем. Перелистывая страницы нашего журнала, порассуждаем о том, что такое хорошие друзья, хорошая жизнь, хороший выбор, хорошее решение.

ХОРОШИЕ ДРУЗЬЯ

Первый ученик.Дружба—однаизсамыхважных вещей в жизни каждого человека. Дружба — это тяжелый труд, ведь для того чтобы найти друга, обрести дружбу, сохранить ее, требуется немало усилий. В основе дружбы — общие интересы, поддержка, взаимопонимание, взаимопомощь. Во многих пословицах и поговорках отражена тема дружбы:

  • Друг — ценный клад, недругу никто не рад. • Друга на деньги не купишь.
  • Дружба не гриб — в лесу не найдешь.

Второй ученик.Частоговорят:«Друзеймного,а друга нет». Как такое может быть? (Ответы учащихся.) Можно слышать и словосочетание «хороший друг». А разве друг может быть плохим? О ком можно сказать и в каких случаях, что он плохой друг? Приведите примеры.

Первый ученик.Отом,чтодрузьябываютплохими и хорошими, говорится и в высказываниях известных людей: • Не нужен мне друг, который изменяется вместе со мной и повторяет каждый мой кивок! Это ведь делает гораздо лучше тень моя. Плутарх

  • Истинная дружба должна быть откровенна и свободна

от притворства и поддакивания. Цицерон

  • Фальшивых людей опаснее иметь друзьями, чем врагами. Ж. Ж. Руссо

Второй ученик.Никакое богатство не заменит на стоящей дружбы и человека, на которого можно положиться в трудную минуту. Дружбой надо дорожить, ее надо беречь.

ХОРОШАЯ ЖИЗНЬ

Первый ученик.Хорошаяжизнь…Чтоэто? Богатство? Успех? Популярность? Или это что-то другое? Подумайте, какую жизнь человека можно назвать хорошей. (Ответы учащихся.)

Второй ученик.Хорошаяжизнь—этожизньне «для себя и про себя». Об этом есть много замечательных мыслей великих людей:

  • Человек, который думает только о себе и ищет во всем своей выгоды, не может быть счастлив. Хочешь жить для себя, живи для других. Сенека Младший
  • Нельзя жить приятно, не живя разумно, нравственно и справедливо. Эпикур
  • Правильный путь таков: усвой то, что сделали твои предшественники, и иди дальше. Л. Н. Толстой

Первый ученик.Послушайте,пожалуйста,сказку Д. Соколова, сделайте собственные выводы.

Сказка о милостивой судьбе

Жили-были рядышком два деревца молодых и красивых. Вечерами они шептались о судьбе. «Я вырасту высоким и раскидистым, — говорило одно. — У меня в ветках поселятся птицы. В моей тени будут укрываться олени и зайцы. Я первой буду встречать солнечные лучи и утренний ветерок. Пройдет время, и меня окружит поросль моих детей. Они будут такие маленькие и замечательные…». «Нет, — говорило другое, — расти страшно. Зимой бьют морозы, летом сушит солнце. Целый день труди корни, гони воду вверх, корми листья. Пусть лучше меня возьмут дровосеки, а потом плотник выточит из меня что-нибудь прекрасное. Я буду лежать на бархатной подушке…». И что бы вы думали? Пришел бородатый дровосек и срубил второе дерево. Часть его сожгли в печке, а из ствола плотник сделал резную шкатулочку. И долго шкатулка лежала на бархатной подушке, храня в себе сережки, бусы и дорогие духи. Потом рассохлась потихоньку, замочек сломался. Шкатулку отдали детям, они ее быстро сломали и выкинули. Где-то на дворе валялись ее щепочки до зимы, а там уж — спроси у ветра! Ветер станет спрашивать деревья в лесу, и одно из них — то, что было когда-то первым деревцем, — расскажет, что вороны свили на нем гнездо, встроив в стенки щепочки старой шкатулки. Так подружки узнали друг друга и подивились милостивой судьбе.

П е д а г о г. Они достигли своих целей, а вы достигнете своих. Чему учит нас данная сказка? Жизнь и судьба какого дерева кажется вам более привлекательной, полезной? Почему?

Второй ученик.Жизньчеловекабываетразной,и от того, какая она, зависит, что в нее привнес сам человек. Если человек хочет прожить хорошую жизнь, для этого надо прилагать определенные усилия, ставить цели, идти вперед, ценить жизнь.

ХОРОШИЙ ВЫБОР

Первый ученик. Хороший выбор…Что это? Между чем и чем можно и нужно выбирать? Подумайте, какой выбор человека можно назвать хорошим. (Ответы учащихся.)

Второй ученик. Выбор может быть правильным, сложным, непростым, трудным и др. Выбирая то или иное решение, необходимо думать, как ваш выбор отразится на вас, на тех людях, которые рядом с вами. Вспомните, были ли в вашей жизни ситуации выбора. Как строилась ваша цепочка выбора? Какие аргументы были приведены, прежде чем был сделан выбор? (Ответы учащихся.)

ХОРОШЕЕ РЕШЕНИЕ

Первый ученик. В современной жизни мы сами принимаем важные решения: употребить алкоголь или нет, выкурить предложенную кем-то сигарету или отказаться, испытать воздействие наркотического вещества или бежать прочь. Эти решения самые важные, ведь от них зависит наше настоящее и будущее.

Второй ученик.Я думаю,что многие из вас принимали в своей жизни хорошее решение. Что для вас означает словосочетание «хорошее решение»? Порассуждайте, приведите примеры. (Ответы учащихся.)

Кроме того, не следует забывать и о том, что для эффективного разрешения проблемы человек всегда может обратиться за помощью и поддержкой к семье, друзьям, значимым другим. Действительно, хорошее решение — это здоровый образ жизни, отказ от вредных привычек, активная жизненная позиция.

Занятие 11. Практикум по профилактике девиантного поведения младших школьников

Младшему школьнику наиболее понятны, доступны и интересны зрелищные виды искусства: кинематограф, телевидение, театр и т. п. Увлечение экранным искусством у детей проявляется раньше, чем литературой или музыкой. Особенностью детского восприятия является то, что ребенку легче воспринимать представление на телевизионном экране, где он видит игру актеров, декорации, слышит музыкальное оформление.

Одним из любимых видов экранного искусства у младших школьников является мультипликация. Мультипликационные фильмы понятны и доступны детям, их герои, чаще всего звери или сказочные существа, импонируют ребятам, вызывают у них положительные эмоции.

В связи с этим важно уметь использовать имеющийся по- тенциал мультипликационных фильмов с целью активизации знаний, расширения кругозора и повышения культурного уровня учащихся, научения их вдумчивому восприятию предлагаемой им информации, ее творческой переработке.

Практикум «Правила жизни» (на материале медиа)

Цель: учить несовершеннолетних критически оценивать поступки и действия других; развивать полноценное восприятие медиатекста, фантазию и творческое воображение.

Возраст учащихся: 7—10 лет.

Необходимое оборудование (материалы): мультимедийный проектор; подборка мультипликационных видеофильмов (фрагменты); листы с формами.

ОЗВУЧКА

Педагог заранее записывает на флеш-накопитель фрагменты из мультфильмов, телевизионных программ, фильмов-сказок или рекламы, распределяет роли (кто кого будет озвучивать) между участниками. Затем звук выключается и участникам предлагается озвучить отрывок в соответствии с предлагаемым заданием: герои мультфильма учат участников-зрителей не совершать плохих поступков (быть вежливыми, помогать друг другу и пр.).

ВЫПУСК НОВОСТЕЙ

Педагог сообщает учащимся, что на определенное время классный коллектив превращается в телевизионную команду профессионалов: репортеров, телеведущих, специальных корреспондентов и т. д. Учащиеся распределяются на мини- группы, каждая из которых готовит свой вариант выпуска новостей. Новости могут быть посвящены самым разным темам: классу, новостям из жизни друзей или о произошедшем школьном событии. Важно, чтобы новости были актуальными, правдивыми, интересными и включали информацию о необходимости соблюдения правил культуры поведения.

РЕКЛАМНЫЙ АГЕНТ

Педагог организует мини-беседу о роли социальной рекламы в жизни общества, объясняет, чем отличается реклама, подготовленная для телевидения, от рекламных объявлений, которые печатаются в прессе или звучат по радио.

Учащимся предлагается стать рекламными агентами, которым необходимо составить объявление или подготовить ролик о недопустимости отклоняющихся форм поведения: воровства, употребления ненормативной лексики, притеснения и др. (по выбору учащихся).

Юным рекламным агентам перед началом выполнения упражнения можно предложить несколько пошаговых рекомендаций:

  1. Сначала определите, что вы будете рекламировать.
  2. Подумайте, где будет демонстрироваться ваша реклама: по телевидению, на радио, в журнале.
  3. Определите, в какой форме будет представлена ваша реклама: в форме небольшого спектакля, сказки, рекламного объявления и т. д.
  4. Какое оформление вы планируете для своей рекламы: костюмы, музыка и т. д.
  5. Кратко опишите свой сценарий. Подводятся итоги выполнения упражнений.

Дополнительные материалы:

Девиантное поведение учащихся: причины, признаки, организация работы по его профилактике

Вебинар «Профилактика девиантного поведения среди детей и подростков: современные методы работы»

Автором термина “трудновоспитуемый” является:
Социальный и педагогический аспекты запущенности: (выберите верное утверждение)
По мнению группы учебных, В. К. Зарецкий, Н. С. Смирнова, Ю. В. Зарецкий, Н. М. Евлашкина, А. Б. Холмогорова), дети с девиантным поведением – это;
Учебная дезадаптация включает следующие стадии:
Согласно З.Фрейду, факторами возникновения девиантного поведения являются:
Девиантное поведение рассматривается как результат социальных процессов, сложных взаимоотношений между обществом и конкретной личностью в:
Отметьте условия эффективности профилактики девиантного поведения:
Центральными новообразованиями младшего школьного возраста являются:
При выборе формы профилактической работы необходимо учитывать, что в любом виде деятельности младших школьников больше привлекает содержание, результат. Верно ли это утверждение?
В детском возрасте преобладают следующие формы девиаций:

 

Поздравляем! Вы успешно завершили этот курс!

Образцы документов