
Профилактика негативного воздействия интернета на школьников в работе социального педагога, педагога-психолога, классного руководителя и воспитателя
В конце страницы к этому курсу прилагается сертификат и удостоверение
Цель: сформировать у социальных педагогов, педагогов-психологов, воспитателей и классных руководителей навыки диагностики и профилактики негативного психологического воздействия сети Интернет.
Объем: 56 часов
Программа:
- Негативное психолого-информационное воздействие сети Интернет. Используемые психологические эффекты в процессе информационного воздействия.
- Технологические эффекты в процессе информационного воздействия.
- Деструктивное влияние сети Интернет на развитие личности несовершеннолетнего.
- Причины негативного воздействия сети Интернет.
- Классификация угроз, оказывающих деструктивное влияние на личность несовершеннолетнего.
- Виды патологических зависимостей интернет-пространства.
- Уровни медиавосприятия.
- Основные направления профилактических мер.
- Этапы работы педагога с несовершеннолетними при выявлении признаков деструктивного поведения.
- Профилактическая лекция для родителей о безопасности в сети.
- Направления социально-педагогической профилактики деструктивного поведения несовершеннолетних.
- Итоговое тестирование.
Формируемые знания и компетенции:
- Освоение основных понятий тематики.
- Знакомство с технологическими процессами распространения информации и путями воздействия.
- Развитие навыков диагностики уровней медиавосприятия школьников.
- Разработка и внедрение профилактических мер.
Занятие 1. Негативное психолого-информационное воздействие сети Интернет. Используемые психологические эффекты в процессе информационного воздействия
Негативное информационно-психологическое воздействие — воздействие на общество, с его согласия либо без, с применением особых средств воздействия на человека и его психику, которые влияют негативным образом на личность, общество, вооруженные силы и государство.
Для того чтобы понять, как используются психологические эффекты, необходимо знать модель коммуникации, представленную на рисунке, и ее эффективность как результат воздействия.
Психологические эффекты воздействуют на человека на подсознательном уровне. Наиболее часто в основе приемов информационного воздействия лежат следующие эффекты:
- эффект «первой любви». По мнению психологов, этот эффект лежит в основе утверждения о том, что «информация, узнанная первой, пользуется большим доверием». В связи с тем, что она «закрепляется» в голове объекта воздействия, занимает определенное место, «обрастает связями» с другой имеющейся информацией, для ее изменения необходимо приложить максимальные усилия.
- стадный эффект. Большинство людей считает, что, если какое-либо мнение поддерживается большинством, — оно является правдой. В связи с тем, что отдельный человек на подсознательном уровне, боясь социальной изоляции, принимает точку зрения большинства, при целенаправленном информационном воздействии в случае уверенного высказывания какой-либо точки зрения на проблему, он поддерживает и распространяет полученную информацию.
- эффект многократного повторения предполагает частое упоминание какой-либо идеи (сообщения) в определенной социальной группе для последующего «откладывания» в сознании. Для этого внушаемая идея или сообщение многократно повторяется;
- эффект групповой поддержки связан с тем обстоятельством, что, когда человек поддерживает мнения кого-либо сообщества, он старается не идти против этой группы людей;
- манипулирование терминами используется, когда просто подать информацию целевой аудитории недостаточно. Для изменения образа одних и тех же событий используется простая замена слов, что позволяет сделать ту или иную идею менее неприятной;
- эффект негатива основан на том, что объект воздействия чаще верит негативной информации;
- использование юмора при подаче информации связано с тем, что подобная информация усваивается более эффективно и легко. По мнению психологов, человек, находящийся в благодушном состоянии, менее осторожен и более доверчив;
- использование визуального контента. При использовании изображения воздействие становится более простым.
Занятие 2. Технологические эффекты в процессе информационного воздействия
Технологические эффекты в процессе информационного воздействия оказывают технологии воздействия на сознание людей через информационные ресурсы, различные средства, способы, которые используются в Интернете для оказания информационно-психологического воздействия на личность, группу людей и население страны.
В процессе информационного воздействия в сети Интернет значительную роль играют технологические эффекты. Главными из них являются следующие.
Скорость распространения
Информация в Интернете распространяется очень быстро путем цитирования первоисточника, ссылок на него и его комментирования, лайков и репостов.
Отсутствие границ в интернете
Информацию можно получить из любых источников, в том числе находящихся в других странах. Кроме того, распространить ее также можно на любых территориях.
Анонимность
В Интернете существует возможность быть невидимым, если следовать определенным правилам.
Продолжительность хранения
Информация в Интернете может храниться бесконечно долго. Кроме того, в процессе дублирования информация сохраняется уже не в одном месте, что позволяет обеспечить очень высокую надежность хранения.
Занятие 3. Деструктивное влияние сети Интернет на развитие личности несовершеннолетнего
Компьютеризация, интернетизация коснулись практически всего цивилизованного мира. Как и прежде, интернет и его сервисы с каждым годом обретают всё более значительные возможности, и сегодня представляют собой уникальное средство массовой коммуникации и информации, а также гигантский архив, библиотеку электронных документов и изображений, компьютерных программ, видео- и аудиофайлов и иных ресурсов, т. е. воображаемую среду, в которой хранятся следы человеческой активности.
Положительное и деструктивное влияние на личность несовершеннолетнего связано с тем, что интернет является глобальной базой всемирного значения, способной к передаче информации, которая может быть использована как для развития и созидания, так и для разрушения, деградации значимых для несформировавшейся личности ценностей.
Значение положительного влияния сети интернет в современном обществе невозможно переоценить. Преимущества имеют отношение к логической корреляции между уникальным адресным пространством на базе протокола (IP) и последующим расширением (дополнением) с возможностью использования, преобразования услуг высокого уровня, находящихся на коммуникационной и смежной инфраструктуре, в качестве доступных на публичном и частном пространстве.
Информационно-телекоммуникационная сеть интернет, объединяющая большое число компьютеров в общую информационную систему, предоставляет возможности свободного извлечения и распространения необходимой для развития человека научной и образовательной, культурной и деловой, познавательной информации.
Прежде всего в рамках деструктивного влияния следует отметить ряд аспектов:
- Виртуальное пространство модифицирует ценностные ориентации человека, изменяя его природу. Дети и подростки посредством сети погружаются из реального мира в виртуальный, формирующий мнимое чувство безопасности как одну из базовых потребностей в системе человеческих ценностей, что способствует возникновению зависимости от интернет-пространства.
- В силу чрезмерного потребления достижений цифрового общества возникла преграда для активного функционирования мозга, так как на его центральную сеть (дефолт-система), концентрирующуюся на сети интернет, происходит подавляющее воздействие, в результате чего возникает утрата способности к полноценному мышлению.
- Детям и подросткам свойственна эмпатия, эмоциональная холодность, равнодушие к окружающим, замкнутость, погружённость в собственные переживания, проблемы. Отмечаются отклонения в интеллектуальной, мотивационной сферах, в ценностных ориентациях, в стратегиях личного совладания.
Занятие 4. Причины негативного воздействия сети Интернет
В качестве основной причины негативного воздействия сети интернет может быть признана:
утрата несовершеннолетним способности, в силу психофизических особенностей личности данного возраста, распознавать фактические данные объективной реальности под информационным воздействием лица, трансформирующего информацию и манипулирующего сознанием другого человека вследствие формирования каналов связи.
Изложенное объясняется особенностями личности возраста несовершеннолетия, которые с учётом специфики психофизического развития данного периода формирования характеризуются
- ограниченным объёмом знаний, в том числе правовых,
- трудностями к адаптации,
- исходным некритическим типом мышления.
Именно эти особенности предопределяют не столько положительное, сколько особое отрицательное влияние интернета, проявляющееся в распространении информации на террористическую, экстремистскую, порнографическую, суицидальную тематику, на пропаганду рискованного поведения, на потребление запрещённых веществ.
Всё это представляет реальную угрозу личной безопасности несовершеннолетнего, способствует формированию у него преступных наклонностей.
Занятие 5. Классификация угроз, оказывающих деструктивное влияние на личность несовершеннолетнего
Классификация угроз, отражённых в сети интернет, оказывающих деструктивное влияние на личность несовершеннолетнего, может быть представлена следующим образом:
– социальный тип угроз – негативные явления сети, воздействующие на психику (кибер-буллинг, троллинг, секстинг и пр.);
– контентный тип угроз первого уровня – публикации, содержащие информацию, негативно влияющую на формирование личности несовершеннолетнего (информация порнографического, сексистского характера, пропаганда рискованного поведения, потребления наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и т. д.);
– контентный тип угроз второго уровня – публикации в сети, которые:
а) включают информацию, пропагандирующую преступное поведение, формирующую криминогенные установки;
б) содержат информацию о вовлечении в неформальные, организованные группы, преступные сообщества (преступные организации), запрещённые военные формирования;
в) используют информацию в иных преступных целях, которые могут повлечь противоправные действия в отношении несовершеннолетнего.
Дополнительный материал
Безопасный интернет для детей
Занятие 6. Виды патологических зависимостей интернет-пространства
К видам патологических зависимостей, которые возникают в интернет-пространстве, относят:
- игровую зависимость;
- зависимость от онлайн-азартных игр, от виртуальных знакомств, в т. ч. с лицами с противоправным поведением;
- общение в неформальных молодёжных группах, которые в ряде случаев характеризуются криминальными проявлениями (терроризм, экстремизм и пр.).
Дополнительный материал
Компьютерная и интернет-зависимость у детей и подростков
Признаки интернет-зависимости у несовершеннолетнего
Если вы стали наблюдать за ребёнком и увидели некоторые из перечисленных ниже признаков, стоит больше уделить внимание этой проблеме.
- Ребёнок проводит в глобальной сети больше свободного времени, чем прежде. Его тяжело оторвать от этого занятия.
- У ребёнка нарушается сон, он беспокойно спит ночью.
- У ребёнка снижается успеваемость, он становится рассеянным и невнимательным.
- Виртуальное общение вытесняет реальное. Ребенок не общается с окружающими, не играет с друзьями, пропускает школу и секции, не ходит гулять.
- У ребенка наблюдаются нарушения режима дня, отсутствие аппетита.
- Нестабильное настроение ребенка, частая смена настроения, скрытность.
- У ребёнка появилась необходимость быть «онлайн» ежеминутно. Стремление регулярно проверять социальные сети и онлайн-игры.
- Если ребёнок остаётся без интернета, он становится агрессивным и его всё раздражает, может устроить истерику.
Занятие 7. Уровни медиавосприятия
Современные медиа – это система, которая обеспечивает и опосредствует оборот информации между участниками социальной коммуникации, преодолевая пространственные и временные барьеры непосредственного общего чувственного опыта.
И как особый вид социального общения массовая коммуникация осуществляется в масштабах всего общества и выступает важнейшим условием общественного развития и организации.
Учащиеся младших классов имеют свои особенности восприятия медиапродукции. В первую очередь, это связано с когнитивным развитием учащихся, способностью понимать реальность, задачами, которые решает ребенок, в каждом периоде своей социализации. Разработана классификация уровней медиавосприятия, приведенная в таблице 1.
Классификация уровней медиавосприятия по А.В.Федорову
Приведенная выше классификация достаточно условна. Так как у школьников при наличии ярко выраженной «первичной идентификации» остальные уровни можно обнаружить в неразвитом, «свернутом» состоянии. В силу возрастных особенностей у школьников, как правило, преобладают уровни «первичной» и «вторичной» идентификации.
И взрослые, и дети обращаются к интернету как к основному источнику информации и новостей. Известно, что младшие школьники еще пока не умеют моделировать свое поведение и планировать свои действия. Их пребывание в социуме – это копирование увиденного и услышанного. Если раньше два десятилетия назад большая часть поведенческих моделей была заимствована от родителей и педагогов, то на сегодняшний день младшие школьники уподобляются медиапродуктам – рекламе, видеоклипам, комиксам, мультфильмам и др.
Воздействие медиа на аудиторию, прежде всего – на обучающихся, не ограничивается эстетической сферой (формированием эстетического сознания). Как показывают многочисленные социологические исследования, оно имеет серьезное социальное, мировоззренческое влияние.
Занятие 8. Основные направления профилактических мер
Можно наметить основные направления профилактических мер:
- Диагностико-консультативная работа.
- Информационно-просветительская работа.
Каждое из направлений ставит конкретные задачи в общей системе профилактических мер по предотвращению интернет-зависимости.
- Диагностико-консультативная работа может вовремя осветить возможные проблемы с учащимися и предложить индивидуальный формат работы как с отдельным ребенком, так и с группой учащихся. На сегодняшний день в современных коррекционных учреждениях самыми распространенными видами данной работы являются консультации психолога и беседы с учащимися и их родителями. Особое внимание также хотелось бы обратить на такой формат исследования как наблюдение, которое позволяет постоянно при правильно организованной работе получать необходимую информацию.
- Цель информационно-просветительской работы заключается в донесении адаптивной информации согласно возрастным особенностям учащихся о возможностях современных медиа. Здесь лидирующие позиции занимают тематические классные часы, кружковая работа, внеурочная деятельность.
Очень редко в школах и учреждениях дополнительного образования детей ведутся медиа-кружки, программа которых позволила бы рассмотреть детально воздействие информационной среды на личность человека и научила бы учащихся в дальнейшем более грамотно разбираться в медиа-пространстве.
Дополнительный материал
Интернет-зависимость: диагноз и клиническая картина
Занятие 9. Этапы работы педагога с несовершеннолетними при выявлении признаков деструктивного поведения
Раннее обнаружение проблемы — залог ее успешного решения.
Перечислим основные этапы работы педагога с несовершеннолетними:
- Обсуждение с педагогом-психологом проведения диагностики подростка для определения его психофизического, педагогического, социального, психологического статуса; выявления значимых для личностного роста показателей: мотивации достижений, социального интереса, творческого потенциала, сложных состояний (тревожности, агрессии) с целью составления «Карты личности подростка» и получения рекомендаций по коррекции поведения ребенка.
- Проектирование действий педагога и подростка:
- налаживание доверительных отношений;
- организация совместного с подростком поиска причин возникновения проблемы, возможных последствий ее сохранения (или преодоления);
- взгляд на ситуацию со стороны;
- разделение функций и ответственности по решению проблемы;
- совместное определение наиболее оптимальных вариантов разрешения проблемы (конфликта, противоречия).
- Деятельностный этап: для обеспечения успеха педагогу и педагогу- психологу важно поддержать подростка психологически; обеспечивать безопасность, защищать его интересы и права перед сверстниками, родителями, учителями. Разрешение проблемы выбора требует привлечения специалистов (психолога и социального педагога). Социальный педагог может выполнять функцию развенчания негативных установок, а педагог-психолог — взять на себя роль «эмоциональной отдушины», человека, безусловно принимающего подростка. Включение ребенка в общественно-полезную коллективную деятельность, позволяющую реализовать потребность в самоутверждении; развитие «полезных» интересов подростка.
- Анализ результатов деятельности: совместные с подростком обсуждения успехов и неудач предыдущей деятельности, констатация факта разрешимости или неразрешимости проблемы, совместное осмысление нового опыта, определение перспектив, формирование жизненных устремлений подростка, связанных с будущей профессией.
Занятие 10. Профилактическая лекция для родителей о безопасности в сети
Интернет является прекрасным источником для новых знаний, помогает в учебе, занимает досуг. Но в то же время, Сеть таит в себе много опасностей. Обязательно нужно поговорить с детьми, объяснить, что могут возникать различные неприятные ситуации и то, как из них лучшим образом выходить. Помните, что безопасность ваших детей в Интернете, на 90% зависит от вас.
Даже при самых доверительных отношениях в семье родители иногда не могут вовремя заметить грозящую ребенку опасность и, тем более, не всегда знают, как ее предотвратить.
Советы по безопасности для детей разного возраста
Как показали исследования, проводимые в сети Интернет, наиболее растущим сегментом пользователей являются дошкольники.
В этом возрасте взрослые будут играть определяющую роль в обучении детей безопасному использованию интернета.
5-6 лет
Для детей такого возраста характерен положительный взгляд на мир. Они гордятся своим умением читать и считать, а также любят делиться своими идеями.
Несмотря на то, что дети в этом возрасте хорошо осваивают компьютерные игры и работу с мышью, все же они сильно зависят от вас при поиске детских сайтов. Как им помочь делать это безопасно?
- В таком возрасте желательно работать в интернете только в присутствии родителей.
- Обязательно объясните вашему ребенку, что общение в интернете – это не реальная жизнь, а своего рода игра. При этом постарайтесь направить его усилия на познание мира.
- Добавьте детские сайты в раздел Избранное. Создайте там папку для сайтов, которые посещают ваши дети.
- Используйте специальные детские поисковые машины, типа MSN Kids Search.
- Используйте средства блокирования нежелательного контента как дополнение к стандартному Родительскому контролю.
- Научите вашего ребенка никогда не выдавать в Интернет информацию о себе и своей семье.
- Приучите вашего ребенка сообщать вам о любых угрозах или тревогах, связанных с интернетом.
Ваши дети растут, а, следовательно, меняются их интересы.
7-8 лет
Как считают психологи, для детей этого возраста абсолютно естественно желание выяснить, что они могут себе позволить делать без разрешения родителей. В результате, находясь в интернете ребенок будет пытаться посетить те или иные сайты, а возможно и чаты, разрешение на посещение которых он не получил бы от родителей.
Поэтому в данном возрасте особенно полезны будут те отчеты, которые вам предоставит Родительский контроль или то, что вы сможете увидеть во временных файлах Интернет (папки c:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files в операционной системе).
В результате, у вашего ребенка не будет ощущения, что вы глядите ему через плечо на экран, однако, вы будете по-прежнему знать, какие сайты посещает ваш ребенок.
Стоит понимать, что дети в данном возрасте обладают сильным чувством семьи, они доверчивы и не сомневаются в авторитетах. Дети этого возраста любят играть в сетевые игры и путешествовать по интернету. Вполне возможно, что они используют электронную почту и могут заходить на сайты и чаты, не рекомендованные родителями.
Что можно посоветовать в плане безопасности в таком возрасте?
- Создайте список домашних правил посещения Интернет при участии детей и требуйте его выполнения.
- Требуйте от вашего ребенка соблюдения временнЫх норм нахождения за компьютером.
- Покажите ребенку, что вы наблюдаете за ним не потому что вам это хочется, а потому что вы беспокоитесь о его безопасности и всегда готовы ему помочь.
- Приучите детей, что они должны посещать только те сайты, которые вы разрешили, то есть создайте им так называемый «белый» список интернета с помощью средств Родительского контроля. Как это сделать, мы поговорим позднее.
- Компьютер с подключением к интернету должен находиться в общей комнате под присмотром родителей.
- Используйте специальные детские поисковые машины, типа MSN Kids Search.
- Используйте средства блокирования нежелательного контента как дополнение к стандартному Родительскому контролю.
- Создайте семейный электронный ящик, чтобы не позволить детям иметь собственные адреса.
- Блокируйте доступ к сайтам с бесплатными почтовыми ящиками с помощью соответствующего ПО.
- Приучите детей советоваться с вами перед опубликованием какой-либо информации средствами электронной почты, чатов, регистрационных форм и профилей.
- Научите детей не загружать файлы, программы или музыку без вашего согласия.
- Используйте фильтры электронной почты для блокирования сообщений от конкретных людей или содержащих определенные слова или фразы.
- Не разрешайте детям использовать службы мгновенного обмена сообщениями;.
- Открывайте только сайты с хорошей репутацией.
- Не забывайте беседовать с детьми об их друзьях в интернете, как если бы речь шла о друзьях в реальной жизни.
- Не делайте «табу» из вопросов половой жизни, так как в интернете дети могут легко наткнуться на порнографию или сайты «для взрослых».
- Приучите вашего ребенка сообщать вам о любых угрозах или тревогах, связанных с Интернет. Оставайтесь спокойными и напомните детям, что они в безопасности, если сами рассказали вам об угрозах или тревогах. Похвалите их и посоветуйте подойти еще раз в подобных случаях.
9-12 лет
В данном возрасте дети, как правило, уже наслышаны о том, какая информация существует в интернете. Совершенно нормально, что они хотят это увидеть, прочесть, услышать. При этом нужно помнить, что доступ к нежелательным материалам можно легко заблокировать при помощи средств Родительского контроля.
Советы по безопасности в этом возрасте
- Создайте список домашних правил посещения Интернет при участии детей и требуйте его выполнения.
- Требуйте от вашего ребенка соблюдения временнЫх норм нахождения за компьютером.
- Покажите ребенку, что вы наблюдаете за ним не потому, что вам этого хочется, а потому что вы беспокоитесь о его безопасности и всегда готовы ему помочь.
- Компьютер с подключением в интернет должен находиться в общей комнате под присмотром родителей.
- Используйте средства блокирования нежелательного контента как дополнение к стандартному Родительскому контролю.
- Не забывайте беседовать с детьми об их друзьях в интернете.
- Настаивайте, чтобы дети никогда не соглашались на личные встречи с друзьями по интернету.
- Позволяйте детям заходить только на сайты из «белого» списка, который создайте вместе с ними.
- Приучите детей никогда не выдавать личную информацию средствами электронной почты, чатов, систем мгновенного обмена сообщениями, регистрационных форм, личных профилей и при регистрации на конкурсы в интернете.
- Приучите детей не загружать программы без вашего разрешения. Объясните им, что они могут случайно загрузить вирусы или другое нежелательное программное обеспечение.
- Создайте вашему ребенку ограниченную учетную запись для работы на компьютере.
- Приучите вашего ребенка сообщать вам о любых угрозах или тревогах, связанных с интернетом. Оставайтесь спокойными и напомните детям, что они в безопасности, если сами рассказали вам об угрозах или тревогах. Похвалите их и посоветуйте подойти еще раз в подобных случаях.
- Расскажите детям о порнографии в интернете.
- Настаивайте на том, чтобы дети предоставляли вам доступ к своей электронной почте, чтобы вы убедились, что они не общаются с незнакомцами.
- Объясните детям, что нельзя использовать сеть для хулиганства, распространения сплетен или угроз.
13-17 лет
В данном возрасте родителям часто уже весьма сложно контролировать своих детей, так как об интернете они уже знают значительно больше своих родителей. Тем не менее, особенно важно строго соблюдать правила интернет-безопасности – соглашение между родителями и детьми.
Кроме того, необходимо как можно чаще просматривать отчеты о деятельности детей в интернете. Следует обратить внимание на необходимость содержания родительских паролей (паролей администраторов) в строгом секрете и обратить внимание на строгость этих паролей.
В этом возрасте подростки активно используют поисковые машины, пользуются электронной почтой, службами мгновенного обмена сообщениями, скачивают музыку и фильмы. Мальчикам в этом возрасте больше по нраву сметать все ограничения, они жаждут грубого юмора, азартных игр, картинок «для взрослых». Девочки предпочитают общаться в чатах, при этом они более чувствительны к сексуальным домогательствам в интернете.
Что посоветовать в этом возрасте?
- Создайте список домашних правил посещения интернета при участии подростков и требуйте безусловного его выполнения. Укажите список запрещенных сайтов («черный список»), часы работы в интернете, руководство по общению в интернете (в том числе в чатах).
- Компьютер с подключением к интернету должен находиться в общей комнате.
- Не забывайте беседовать с детьми об их друзьях в интернете, о том, чем они заняты таким образом, будто речь идет о друзьях в реальной жизни. Спрашивайте о людях, с которыми дети общаются в мессенджерах, чтобы убедиться, что эти люди им знакомы.
- Используйте средства блокирования нежелательного контента как дополнение к стандартному Родительскому контролю.
- Необходимо знать, какими чатами пользуются ваши дети. Поощряйте использование модерируемых чатов и настаивайте, чтобы дети не общались в приватном режиме.
- Настаивайте на том, чтобы дети никогда не встречались лично с друзьями из интернета.
- Приучите детей никогда не выдавать личную информацию по электронной почте, в чатах, мессенджерах, регистрационных формах, личных профилях и при регистрации на конкурсы в интернете.
- Приучите детей не загружать программы без вашего разрешения. Объясните им, что они могут случайно загрузить вирусы или другое нежелательное программное обеспечение.
- Приучите вашего ребенка сообщать вам о любых угрозах или тревогах, связанных с интернетом. Оставайтесь спокойными и напомните детям, что они в безопасности, если сами рассказали вам об угрозах или тревогах. Похвалите их и посоветуйте подойти еще раз в подобных случаях.
- Расскажите детям о порнографии в интернете.
- Помогите им защититься от спама. Научите подростков не выдавать в интернете своего реального электронного адреса, не отвечать на нежелательные письма и использовать специальные почтовые фильтры.
- Приучите себя знакомиться с сайтами, которые посещают подростки.
- Объясните детям, что ни в коем случае нельзя использовать Сеть для хулиганства, распространения сплетен или угроз другим людям.
- Обсудите с подростками проблемы сетевых азартных игр и их возможный риск. Напомните, что дети не могут играть в эти игры согласно закона.
Базовые правила безопасного Интернета для детей
НЕЛЬЗЯ
- Всем подряд сообщать свою частную информацию (настоящие имя, фамилию, телефон, адрес, номер школы, а также фотографии свои, своей семьи и друзей)
- Нельзя открывать вложенные файлы электронной почты, когда не знаешь отправителя
- Нельзя рассылать самому спам и «информационную грязь»
- Нельзя грубить, придираться, оказывать давление — вести себя невежливо и агрессивно
- Никогда не распоряжайся деньгами твоей семьи без разрешения старших — спроси родителей
- Встреча с интернет-знакомыми в реальной жизни, бывает опасной: за псевдонимом может скрываться преступник
ОСТОРОЖНО
- Не все пишут правду
- Читаешь о себе неправду в Интернете — сообщи об этом своим родителям или опекунам
- Приглашают переписываться, играть, обмениваться – проверь, нет ли подвоха
- Незаконное копирование файлов в интернете = воровство
- Открыл что-то угрожающее — не бойся позвать на помощь
МОЖНО
- Используй «ник» (выдуманное имя) в переписке и переговорах
- Уважай другого пользователя
- Пользуешься интернет-источником – делай ссылку на него
- Познакомился в сети и хочешь встретиться – посоветуйся со взрослым, которому доверяешь
- Открывай только те ссылки, в которых уверен
- Интернетом лучше всего пользоваться, когда поблизости есть кто-то из родителей или тех, кто хорошо знает, что такое Интернет, и как в нем себя вести.
Занятие 11. Направления социально-педагогической профилактики деструктивного поведения несовершеннолетних
Меры противодействия распространению деструктивных идей среди несовершеннолетних сводятся к следующим:
- формирование чувства неприятия насилия как такового в любом его проявлении;
- формирование негативного образа и эмоционального неприятия экстремистских формирований и их лидеров;
- активное развитие психологического позитивного мышления вместо разрушительного, раскрытие позитивных жизненных смыслов, развитие способности к целеполаганию;
- создание комфортной социокультурной среды, микроклимата в детском коллективе;
- проведение политики защиты несовершеннолетних от негативного влияния Интернета, обеспечения безопасности в сети Интернет;
- проведение нравственно-правового закаливания (формирование правовой культуры, навыков критического анализа, сопротивления негативному влиянию, развитие стойкости при неблагоприятных обстоятельствах, умения противостоять влиянию других лиц);
- формирование у обучающихся здорового образа жизни через применение здоровьесберегающих технологий, обеспечение безопасных условий, информирование о здоровом стиле жизни;
- минимизация негативных последствий деструктивного поведения (например, травли);
- организация деятельности, альтернативной деструктивному поведению: познавательной (путешествия, туризм); бросающей вызов своим возможностям (спорт, квесты, походы); альтруистической (общественно-полезная и благотворительная деятельность);
- формирование культуры общения, ценностного отношения к правилам и социальным нормам;
- повышение компетентности и социальной успешности личности подростка в значимых для него сферах;
- развитие навыков продуктивной саморегуляции: повышение осознанности собственного поведения, развитие умений планирования, оценки последствий поведения, обучение продуктивным стратегиям совладания со стрессом;
- своевременная коррекция нарушенных межличностных отношений в коллективе (группе);
- активизация личностных ресурсов, обеспечение творческого самовыражения;
- содействие профессиональному самоопределению, овладению способами и умениями трудовой деятельности.
Дополнительные материалы
Анкета для школьников «Диагностика интернет-зависимости и общего отношения к интернету»
Поздравляем! Вы успешно завершили этот курс!