Курс для педагогов о профилактике негативного воздействия интернета
Профилактика негативного воздействия интернета на школьников в работе социального педагога, педагога-психолога, классного руководителя и воспитателя
В конце страницы к этому курсу прилагаетсясертификат и удостоверение
Описание
Цель: сформировать у социальных педагогов, педагогов-психологов, воспитателей и классных руководителей навыки диагностики и профилактики негативного психологического воздействия сети Интернет.
Объем: 56 часов
Формируемые знания и компетенции:
Освоение основных понятий тематики.
Знакомство с технологическими процессами распространения информации и путями воздействия.
Развитие навыков диагностики уровней медиавосприятия школьников.
Разработка и внедрение профилактических мер.
Программа
Занятие 1. Негативное психолого-информационное воздействие сети Интернет. Используемые психологические эффекты в процессе информационного воздействия
Негативное информационно-психологическое воздействие — воздействие на общество, с его согласия либо без, с применением особых средств воздействия на человека и его психику, которые влияют негативным образом на личность, общество, вооруженные силы и государство.
Для того чтобы понять, как используются психологические эффекты, необходимо знать модель коммуникации, представленную на рисунке, и ее эффективность как результат воздействия.
Психологические эффекты воздействуют на человека на подсознательном уровне. Наиболее часто в основе приемов информационного воздействия лежат следующие эффекты:
эффект «первой любви». По мнению психологов, этот эффект лежит в основе утверждения о том, что «информация, узнанная первой, пользуется большим доверием». В связи с тем, что она «закрепляется» в голове объекта воздействия, занимает определенное место, «обрастает связями» с другой имеющейся информацией, для ее изменения необходимо приложить максимальные усилия.
стадный эффект. Большинство людей считает, что, если какое-либо мнение поддерживается большинством, — оно является правдой. В связи с тем, что отдельный человек на подсознательном уровне, боясь социальной изоляции, принимает точку зрения большинства, при целенаправленном информационном воздействии в случае уверенного высказывания какой-либо точки зрения на проблему, он поддерживает и распространяет полученную информацию.
эффект многократного повторения предполагает частое упоминание какой-либо идеи (сообщения) в определенной социальной группе для последующего «откладывания» в сознании. Для этого внушаемая идея или сообщение многократно повторяется;
эффект групповой поддержки связан с тем обстоятельством, что, когда человек поддерживает мнения кого-либо сообщества, он старается не идти против этой группы людей;
манипулирование терминами используется, когда просто подать информацию целевой аудитории недостаточно. Для изменения образа одних и тех же событий используется простая замена слов, что позволяет сделать ту или иную идею менее неприятной;
эффект негатива основан на том, что объект воздействия чаще верит негативной информации;
использование юмора при подаче информации связано с тем, что подобная информация усваивается более эффективно и легко. По мнению психологов, человек, находящийся в благодушном состоянии, менее осторожен и более доверчив;
использование визуального контента. При использовании изображения воздействие становится более простым.
Занятие 2. Технологические эффекты в процессе информационного воздействия
Технологические эффекты в процессе информационного воздействия оказывают технологии воздействия на сознание людей через информационные ресурсы, различные средства, способы, которые используются в Интернете для оказания информационно-психологического воздействия на личность, группу людей и население страны.
В процессе информационного воздействия в сети Интернет значительную роль играют технологические эффекты. Главными из них являются следующие.
Скорость распространения
Информация в Интернете распространяется очень быстро путем цитирования первоисточника, ссылок на него и его комментирования, лайков и репостов.
Отсутствие границ в интернете
Информацию можно получить из любых источников, в том числе находящихся в других странах. Кроме того, распространить ее также можно на любых территориях.
Анонимность
В Интернете существует возможность быть невидимым, если следовать определенным правилам.
Продолжительность хранения
Информация в Интернете может храниться бесконечно долго. Кроме того, в процессе дублирования информация сохраняется уже не в одном месте, что позволяет обеспечить очень высокую надежность хранения.
Занятие 3. Деструктивное влияние сети Интернет на развитие личности несовершеннолетнего
Компьютеризация, интернетизация коснулись практически всего цивилизованного мира. Как и прежде, интернет и его сервисы с каждым годом обретают всё более значительные возможности, и сегодня представляют собой уникальное средство массовой коммуникации и информации, а также гигантский архив, библиотеку электронных документов и изображений, компьютерных программ, видео- и аудиофайлов и иных ресурсов, т. е. воображаемую среду, в которой хранятся следы человеческой активности.
Положительное и деструктивное влияние на личность несовершеннолетнего связано с тем, что интернет является глобальной базой всемирного значения, способной к передаче информации, которая может быть использована как для развития и созидания, так и для разрушения, деградации значимых для несформировавшейся личности ценностей.
Значение положительного влияния сети интернет в современном обществе невозможно переоценить. Преимущества имеют отношение к логической корреляции между уникальным адресным пространством на базе протокола (IP) и последующим расширением (дополнением) с возможностью использования, преобразования услуг высокого уровня, находящихся на коммуникационной и смежной инфраструктуре, в качестве доступных на публичном и частном пространстве.
Информационно-телекоммуникационная сеть интернет, объединяющая большое число компьютеров в общую информационную систему, предоставляет возможности свободного извлечения и распространения необходимой для развития человека научной и образовательной, культурной и деловой, познавательной информации.
Прежде всего в рамках деструктивного влияния следует отметить ряд аспектов:
Виртуальное пространство модифицирует ценностные ориентации человека, изменяя его природу. Дети и подростки посредством сети погружаются из реального мира в виртуальный, формирующий мнимое чувство безопасности как одну из базовых потребностей в системе человеческих ценностей, что способствует возникновению зависимости от интернет-пространства.
В силу чрезмерного потребления достижений цифрового общества возникла преграда для активного функционирования мозга, так как на его центральную сеть (дефолт-система), концентрирующуюся на сети интернет, происходит подавляющее воздействие, в результате чего возникает утрата способности к полноценному мышлению.
Детям и подросткам свойственна эмпатия, эмоциональная холодность, равнодушие к окружающим, замкнутость, погружённость в собственные переживания, проблемы. Отмечаются отклонения в интеллектуальной, мотивационной сферах, в ценностных ориентациях, в стратегиях личного совладания.
Занятие 4. Причины негативного воздействия сети Интернет
В качестве основной причины негативного воздействия сети интернет может быть признана:
утрата несовершеннолетним способности, в силу психофизических особенностей личности данного возраста, распознавать фактические данные объективной реальности под информационным воздействием лица, трансформирующего информацию и манипулирующего сознанием другого человека вследствие формирования каналов связи.
Изложенное объясняется особенностями личности возраста несовершеннолетия, которые с учётом специфики психофизического развития данного периода формирования характеризуются
ограниченным объёмом знаний, в том числе правовых,
трудностями к адаптации,
исходным некритическим типом мышления.
Именно эти особенности предопределяют не столько положительное, сколько особое отрицательное влияние интернета, проявляющееся в распространении информации на террористическую, экстремистскую, порнографическую, суицидальную тематику, на пропаганду рискованного поведения, на потребление запрещённых веществ.
Всё это представляет реальную угрозу личной безопасности несовершеннолетнего, способствует формированию у него преступных наклонностей.
Занятие 5. Классификация угроз, оказывающих деструктивное влияние на личность несовершеннолетнего
Классификация угроз, отражённых в сети интернет, оказывающих деструктивное влияние на личность несовершеннолетнего, может быть представлена следующим образом:
– социальный тип угроз – негативные явления сети, воздействующие на психику (кибер-буллинг, троллинг, секстинг и пр.);
– контентный тип угроз первого уровня – публикации, содержащие информацию, негативно влияющую на формирование личности несовершеннолетнего (информация порнографического, сексистского характера, пропаганда рискованного поведения, потребления наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и т. д.);
– контентный тип угроз второго уровня – публикации в сети, которые:
а) включают информацию, пропагандирующую преступное поведение, формирующую криминогенные установки;
б) содержат информацию о вовлечении в неформальные, организованные группы, преступные сообщества (преступные организации), запрещённые военные формирования;
в) используют информацию в иных преступных целях, которые могут повлечь противоправные действия в отношении несовершеннолетнего.
Дополнительный материал
Безопасный интернет для детей
Занятие 6. Виды патологических зависимостей интернет-пространства
К видам патологических зависимостей, которые возникают в интернет-пространстве, относят:
игровую зависимость;
зависимость от онлайн-азартных игр, от виртуальных знакомств, в т. ч. с лицами с противоправным поведением;
общение в неформальных молодёжных группах, которые в ряде случаев характеризуются криминальными проявлениями (терроризм, экстремизм и пр.).
Дополнительный материал
Компьютерная и интернет-зависимость у детей и подростков
Признаки интернет-зависимости у несовершеннолетнего
Если вы стали наблюдать за ребёнком и увидели некоторые из перечисленных ниже признаков, стоит больше уделить внимание этой проблеме.
Ребёнок проводит в глобальной сети больше свободного времени, чем прежде. Его тяжело оторвать от этого занятия.
У ребёнка нарушается сон, он беспокойно спит ночью.
У ребёнка снижается успеваемость, он становится рассеянным и невнимательным.
Виртуальное общение вытесняет реальное. Ребенок не общается с окружающими, не играет с друзьями, пропускает школу и секции, не ходит гулять.
У ребенка наблюдаются нарушения режима дня, отсутствие аппетита.
У ребёнка появилась необходимость быть «онлайн» ежеминутно. Стремление регулярно проверять социальные сети и онлайн-игры.
Если ребёнок остаётся без интернета, он становится агрессивным и его всё раздражает, может устроить истерику.
Занятие 7. Уровни медиавосприятия
Современные медиа – это система, которая обеспечивает и опосредствует оборот информации между участниками социальной коммуникации, преодолевая пространственные и временные барьеры непосредственного общего чувственного опыта.
И как особый вид социального общения массовая коммуникация осуществляется в масштабах всего общества и выступает важнейшим условием общественного развития и организации.
Учащиеся младших классов имеют свои особенности восприятия медиапродукции. В первую очередь, это связано с когнитивным развитием учащихся, способностью понимать реальность, задачами, которые решает ребенок, в каждом периоде своей социализации. Разработана классификация уровней медиавосприятия, приведенная в таблице 1.
Классификация уровней медиавосприятия по А.В.Федорову
Приведенная выше классификация достаточно условна. Так как у школьников при наличии ярко выраженной «первичной идентификации» остальные уровни можно обнаружить в неразвитом, «свернутом» состоянии. В силу возрастных особенностей у школьников, как правило, преобладают уровни «первичной» и «вторичной» идентификации.
И взрослые, и дети обращаются к интернету как к основному источнику информации и новостей. Известно, что младшие школьники еще пока не умеют моделировать свое поведение и планировать свои действия. Их пребывание в социуме – это копирование увиденного и услышанного. Если раньше два десятилетия назад большая часть поведенческих моделей была заимствована от родителей и педагогов, то на сегодняшний день младшие школьники уподобляются медиапродуктам – рекламе, видеоклипам, комиксам, мультфильмам и др.
Воздействие медиа на аудиторию, прежде всего – на обучающихся, не ограничивается эстетической сферой (формированием эстетического сознания). Как показывают многочисленные социологические исследования, оно имеет серьезное социальное, мировоззренческое влияние.
Занятие 8. Основные направления профилактических мер
Можно наметить основные направления профилактических мер:
Диагностико-консультативная работа.
Информационно-просветительская работа.
Каждое из направлений ставит конкретные задачи в общей системе профилактических мер по предотвращению интернет-зависимости.
Диагностико-консультативная работа может вовремя осветить возможные проблемы с учащимися и предложить индивидуальный формат работы как с отдельным ребенком, так и с группой учащихся. На сегодняшний день в современных коррекционных учреждениях самыми распространенными видами данной работы являются консультации психолога и беседы с учащимися и их родителями. Особое внимание также хотелось бы обратить на такой формат исследования как наблюдение, которое позволяет постоянно при правильно организованной работе получать необходимую информацию.
Цель информационно-просветительской работы заключается в донесении адаптивной информации согласно возрастным особенностям учащихся о возможностях современных медиа. Здесь лидирующие позиции занимают тематические классные часы, кружковая работа, внеурочная деятельность.
Очень редко в школах и учреждениях дополнительного образования детей ведутся медиа-кружки, программа которых позволила бы рассмотреть детально воздействие информационной среды на личность человека и научила бы учащихся в дальнейшем более грамотно разбираться в медиа-пространстве.
Дополнительный материал
Интернет-зависимость: диагноз и клиническая картина
Занятие 9. Этапы работы педагога с несовершеннолетними при выявлении признаков деструктивного поведения
Раннее обнаружение проблемы — залог ее успешного решения.
Перечислим основные этапы работы педагога с несовершеннолетними:
Обсуждение с педагогом-психологом проведения диагностики подростка для определения его психофизического, педагогического, социального, психологического статуса; выявления значимых для личностного роста показателей: мотивации достижений, социального интереса, творческого потенциала, сложных состояний (тревожности, агрессии) с целью составления «Карты личности подростка» и получения рекомендаций по коррекции поведения ребенка.
Проектирование действий педагога и подростка:
налаживание доверительных отношений;
организация совместного с подростком поиска причин возникновения проблемы, возможных последствий ее сохранения (или преодоления);
взгляд на ситуацию со стороны;
разделение функций и ответственности по решению проблемы;
совместное определение наиболее оптимальных вариантов разрешения проблемы (конфликта, противоречия).
Деятельностный этап: для обеспечения успеха педагогу и педагогу- психологу важно поддержать подростка психологически; обеспечивать безопасность, защищать его интересы и права перед сверстниками, родителями, учителями. Разрешение проблемы выбора требует привлечения специалистов (психолога и социального педагога). Социальный педагог может выполнять функцию развенчания негативных установок, а педагог-психолог — взять на себя роль «эмоциональной отдушины», человека, безусловно принимающего подростка. Включение ребенка в общественно-полезную коллективную деятельность, позволяющую реализовать потребность в самоутверждении; развитие «полезных» интересов подростка.
Анализ результатов деятельности: совместные с подростком обсуждения успехов и неудач предыдущей деятельности, констатация факта разрешимости или неразрешимости проблемы, совместное осмысление нового опыта, определение перспектив, формирование жизненных устремлений подростка, связанных с будущей профессией.
Занятие 10. Профилактическая лекция для родителей о безопасности в сети
Интернет является прекрасным источником для новых знаний, помогает в учебе, занимает досуг. Но в то же время, Сеть таит в себе много опасностей. Обязательно нужно поговорить с детьми, объяснить, что могут возникать различные неприятные ситуации и то, как из них лучшим образом выходить. Помните, что безопасность ваших детей в Интернете, на 90% зависит от вас.
Даже при самых доверительных отношениях в семье родители иногда не могут вовремя заметить грозящую ребенку опасность и, тем более, не всегда знают, как ее предотвратить.
Советы по безопасности для детей разного возраста
Как показали исследования, проводимые в сети Интернет, наиболее растущим сегментом пользователей являются дошкольники.
В этом возрасте взрослые будут играть определяющую роль в обучении детей безопасному использованию интернета.
5-6 лет
Для детей такого возраста характерен положительный взгляд на мир. Они гордятся своим умением читать и считать, а также любят делиться своими идеями.
Несмотря на то, что дети в этом возрасте хорошо осваивают компьютерные игры и работу с мышью, все же они сильно зависят от вас при поиске детских сайтов. Как им помочь делать это безопасно?
В таком возрасте желательно работать в интернете только в присутствии родителей.
Обязательно объясните вашему ребенку, что общение в интернете – это не реальная жизнь, а своего рода игра. При этом постарайтесь направить его усилия на познание мира.
Добавьте детские сайты в раздел Избранное. Создайте там папку для сайтов, которые посещают ваши дети.
Используйте специальные детские поисковые машины, типа MSN Kids Search.
Используйте средства блокирования нежелательного контента как дополнение к стандартному Родительскому контролю.
Научите вашего ребенка никогда не выдавать в Интернет информацию о себе и своей семье.
Приучите вашего ребенка сообщать вам о любых угрозах или тревогах, связанных с интернетом.
Ваши дети растут, а, следовательно, меняются их интересы.
7-8 лет
Как считают психологи, для детей этого возраста абсолютно естественно желание выяснить, что они могут себе позволить делать без разрешения родителей. В результате, находясь в интернете ребенок будет пытаться посетить те или иные сайты, а возможно и чаты, разрешение на посещение которых он не получил бы от родителей.
Поэтому в данном возрасте особенно полезны будут те отчеты, которые вам предоставит Родительский контроль или то, что вы сможете увидеть во временных файлах Интернет (папки c:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files в операционной системе).
В результате, у вашего ребенка не будет ощущения, что вы глядите ему через плечо на экран, однако, вы будете по-прежнему знать, какие сайты посещает ваш ребенок.
Стоит понимать, что дети в данном возрасте обладают сильным чувством семьи, они доверчивы и не сомневаются в авторитетах. Дети этого возраста любят играть в сетевые игры и путешествовать по интернету. Вполне возможно, что они используют электронную почту и могут заходить на сайты и чаты, не рекомендованные родителями.
Что можно посоветовать в плане безопасности в таком возрасте?
Создайте список домашних правил посещения Интернет при участии детей и требуйте его выполнения.
Требуйте от вашего ребенка соблюдения временнЫх норм нахождения за компьютером.
Покажите ребенку, что вы наблюдаете за ним не потому что вам это хочется, а потому что вы беспокоитесь о его безопасности и всегда готовы ему помочь.
Приучите детей, что они должны посещать только те сайты, которые вы разрешили, то есть создайте им так называемый «белый» список интернета с помощью средств Родительского контроля. Как это сделать, мы поговорим позднее.
Компьютер с подключением к интернету должен находиться в общей комнате под присмотром родителей.
Используйте специальные детские поисковые машины, типа MSN Kids Search.
Используйте средства блокирования нежелательного контента как дополнение к стандартному Родительскому контролю.
Создайте семейный электронный ящик, чтобы не позволить детям иметь собственные адреса.
Блокируйте доступ к сайтам с бесплатными почтовыми ящиками с помощью соответствующего ПО.
Приучите детей советоваться с вами перед опубликованием какой-либо информации средствами электронной почты, чатов, регистрационных форм и профилей.
Научите детей не загружать файлы, программы или музыку без вашего согласия.
Используйте фильтры электронной почты для блокирования сообщений от конкретных людей или содержащих определенные слова или фразы.
Не разрешайте детям использовать службы мгновенного обмена сообщениями;.
Открывайте только сайты с хорошей репутацией.
Не забывайте беседовать с детьми об их друзьях в интернете, как если бы речь шла о друзьях в реальной жизни.
Не делайте «табу» из вопросов половой жизни, так как в интернете дети могут легко наткнуться на порнографию или сайты «для взрослых».
Приучите вашего ребенка сообщать вам о любых угрозах или тревогах, связанных с Интернет. Оставайтесь спокойными и напомните детям, что они в безопасности, если сами рассказали вам об угрозах или тревогах. Похвалите их и посоветуйте подойти еще раз в подобных случаях.
9-12 лет
В данном возрасте дети, как правило, уже наслышаны о том, какая информация существует в интернете. Совершенно нормально, что они хотят это увидеть, прочесть, услышать. При этом нужно помнить, что доступ к нежелательным материалам можно легко заблокировать при помощи средств Родительского контроля.
Советы по безопасности в этом возрасте
Создайте список домашних правил посещения Интернет при участии детей и требуйте его выполнения.
Требуйте от вашего ребенка соблюдения временнЫх норм нахождения за компьютером.
Покажите ребенку, что вы наблюдаете за ним не потому, что вам этого хочется, а потому что вы беспокоитесь о его безопасности и всегда готовы ему помочь.
Компьютер с подключением в интернет должен находиться в общей комнате под присмотром родителей.
Используйте средства блокирования нежелательного контента как дополнение к стандартному Родительскому контролю.
Не забывайте беседовать с детьми об их друзьях в интернете.
Настаивайте, чтобы дети никогда не соглашались на личные встречи с друзьями по интернету.
Позволяйте детям заходить только на сайты из «белого» списка, который создайте вместе с ними.
Приучите детей никогда не выдавать личную информацию средствами электронной почты, чатов, систем мгновенного обмена сообщениями, регистрационных форм, личных профилей и при регистрации на конкурсы в интернете.
Приучите детей не загружать программы без вашего разрешения. Объясните им, что они могут случайно загрузить вирусы или другое нежелательное программное обеспечение.
Создайте вашему ребенку ограниченную учетную запись для работы на компьютере.
Приучите вашего ребенка сообщать вам о любых угрозах или тревогах, связанных с интернетом. Оставайтесь спокойными и напомните детям, что они в безопасности, если сами рассказали вам об угрозах или тревогах. Похвалите их и посоветуйте подойти еще раз в подобных случаях.
Расскажите детям о порнографии в интернете.
Настаивайте на том, чтобы дети предоставляли вам доступ к своей электронной почте, чтобы вы убедились, что они не общаются с незнакомцами.
Объясните детям, что нельзя использовать сеть для хулиганства, распространения сплетен или угроз.
13-17 лет
В данном возрасте родителям часто уже весьма сложно контролировать своих детей, так как об интернете они уже знают значительно больше своих родителей. Тем не менее, особенно важно строго соблюдать правила интернет-безопасности – соглашение между родителями и детьми.
Кроме того, необходимо как можно чаще просматривать отчеты о деятельности детей в интернете. Следует обратить внимание на необходимость содержания родительских паролей (паролей администраторов) в строгом секрете и обратить внимание на строгость этих паролей.
В этом возрасте подростки активно используют поисковые машины, пользуются электронной почтой, службами мгновенного обмена сообщениями, скачивают музыку и фильмы. Мальчикам в этом возрасте больше по нраву сметать все ограничения, они жаждут грубого юмора, азартных игр, картинок «для взрослых». Девочки предпочитают общаться в чатах, при этом они более чувствительны к сексуальным домогательствам в интернете.
Что посоветовать в этом возрасте?
Создайте список домашних правил посещения интернета при участии подростков и требуйте безусловного его выполнения. Укажите список запрещенных сайтов («черный список»), часы работы в интернете, руководство по общению в интернете (в том числе в чатах).
Компьютер с подключением к интернету должен находиться в общей комнате.
Не забывайте беседовать с детьми об их друзьях в интернете, о том, чем они заняты таким образом, будто речь идет о друзьях в реальной жизни. Спрашивайте о людях, с которыми дети общаются в мессенджерах, чтобы убедиться, что эти люди им знакомы.
Используйте средства блокирования нежелательного контента как дополнение к стандартному Родительскому контролю.
Необходимо знать, какими чатами пользуются ваши дети. Поощряйте использование модерируемых чатов и настаивайте, чтобы дети не общались в приватном режиме.
Настаивайте на том, чтобы дети никогда не встречались лично с друзьями из интернета.
Приучите детей никогда не выдавать личную информацию по электронной почте, в чатах, мессенджерах, регистрационных формах, личных профилях и при регистрации на конкурсы в интернете.
Приучите детей не загружать программы без вашего разрешения. Объясните им, что они могут случайно загрузить вирусы или другое нежелательное программное обеспечение.
Приучите вашего ребенка сообщать вам о любых угрозах или тревогах, связанных с интернетом. Оставайтесь спокойными и напомните детям, что они в безопасности, если сами рассказали вам об угрозах или тревогах. Похвалите их и посоветуйте подойти еще раз в подобных случаях.
Расскажите детям о порнографии в интернете.
Помогите им защититься от спама. Научите подростков не выдавать в интернете своего реального электронного адреса, не отвечать на нежелательные письма и использовать специальные почтовые фильтры.
Приучите себя знакомиться с сайтами, которые посещают подростки.
Объясните детям, что ни в коем случае нельзя использовать Сеть для хулиганства, распространения сплетен или угроз другим людям.
Обсудите с подростками проблемы сетевых азартных игр и их возможный риск. Напомните, что дети не могут играть в эти игры согласно закона.
Базовые правила безопасного Интернета для детей
НЕЛЬЗЯ
Всем подряд сообщать свою частную информацию (настоящие имя, фамилию, телефон, адрес, номер школы, а также фотографии свои, своей семьи и друзей)
Нельзя открывать вложенные файлы электронной почты, когда не знаешь отправителя
Нельзя рассылать самому спам и «информационную грязь»
Нельзя грубить, придираться, оказывать давление — вести себя невежливо и агрессивно
Никогда не распоряжайся деньгами твоей семьи без разрешения старших — спроси родителей
Встреча с интернет-знакомыми в реальной жизни, бывает опасной: за псевдонимом может скрываться преступник
ОСТОРОЖНО
Не все пишут правду
Читаешь о себе неправду в Интернете — сообщи об этом своим родителям или опекунам
Приглашают переписываться, играть, обмениваться – проверь, нет ли подвоха
Незаконное копирование файлов в интернете = воровство
Открыл что-то угрожающее — не бойся позвать на помощь
МОЖНО
Используй «ник» (выдуманное имя) в переписке и переговорах
Уважай другого пользователя
Пользуешься интернет-источником – делай ссылку на него
Познакомился в сети и хочешь встретиться – посоветуйся со взрослым, которому доверяешь
Открывай только те ссылки, в которых уверен
Интернетом лучше всего пользоваться, когда поблизости есть кто-то из родителей или тех, кто хорошо знает, что такое Интернет, и как в нем себя вести.
Занятие 11. Направления социально-педагогической профилактики деструктивного поведения несовершеннолетних
Меры противодействия распространению деструктивных идей среди несовершеннолетних сводятся к следующим:
формирование чувства неприятия насилия как такового в любом его проявлении;
формирование негативного образа и эмоционального неприятия экстремистских формирований и их лидеров;
активное развитие психологического позитивного мышления вместо разрушительного, раскрытие позитивных жизненных смыслов, развитие способности к целеполаганию;
создание комфортной социокультурной среды, микроклимата в детском коллективе;
проведение политики защиты несовершеннолетних от негативного влияния Интернета, обеспечения безопасности в сети Интернет;
проведение нравственно-правового закаливания (формирование правовой культуры, навыков критического анализа, сопротивления негативному влиянию, развитие стойкости при неблагоприятных обстоятельствах, умения противостоять влиянию других лиц);
формирование у обучающихся здорового образа жизни через применение здоровьесберегающих технологий, обеспечение безопасных условий, информирование о здоровом стиле жизни;
минимизация негативных последствий деструктивного поведения (например, травли);
организация деятельности, альтернативной деструктивному поведению: познавательной (путешествия, туризм); бросающей вызов своим возможностям (спорт, квесты, походы); альтруистической (общественно-полезная и благотворительная деятельность);
формирование культуры общения, ценностного отношения к правилам и социальным нормам;
повышение компетентности и социальной успешности личности подростка в значимых для него сферах;
развитие навыков продуктивной саморегуляции: повышение осознанности собственного поведения, развитие умений планирования, оценки последствий поведения, обучение продуктивным стратегиям совладания со стрессом;
своевременная коррекция нарушенных межличностных отношений в коллективе (группе);
активизация личностных ресурсов, обеспечение творческого самовыражения;
содействие профессиональному самоопределению, овладению способами и умениями трудовой деятельности.