Реализация дошкольного инклюзивного образования основные принципы, компетенции педагога, проблем

Реализация дошкольного инклюзивного образования: основные принципы, компетенции педагога, проблемы реализации

В конце страницы к этому курсу прилагается сертификат и удостоверение

Описание

Цель курса: расширить и углубить знания педагогов дошкольных образовательных организаций о реализации инклюзивного образования. 

Объем курса: 24 часа 

Программа: 

  1. Понятие «инклюзия». 
  2. Принципы дошкольного инклюзивного образования.
  3. Профессиональная компетентность педагогов инклюзивной ДОО. 
  4. Технология моделирования профессиональной компетентности педагога, практикующего в инклюзивной среде.
  5. Составляющие инклюзивного дошкольного образования. 
  6. Показатели эффективности деятельности по реализации инклюзивного образования.
  7. Дополнительные материалы. 
  8. Итоговое тестирование. 

Формируемые знания и компетенции:

  • Освоение и реализация основных принципов инклюзивного дошкольного образования 
  • Формирование индивидуального плана развития профессиональных компетенций в области реализации инклюзивного образования 
  • Использование метода анкетирования и самоанализа для оценки профессиональной психолого-педагогической готовности педагога к реализации инклюзивного образования 
  • Самостоятельная оценка эффективности деятельности 

Занятие 1. Понятие «инклюзия» 

Инклюзивное образование выступает приоритетной целью развития на всех уровнях образования: на дошкольном, общем и профессиональном. 

В отечественной науке существует несколько подходов к понятию инклюзия.

Тимохина Т.В. раскрывает это понятие с точки зрения организации учебного пространства, что предполагает реформирование и перепланировку учебных помещений таким образом, чтобы учебные классы отвечали потребностям совершенно всех детей. 

Также автор приводит и более общее понятие «инклюзия», подразумевающее изменения не только в пространстве, но и в учебном процессе и в развитии педагогов. 

Таким образом, Тимохина Т. В. определяет инклюзивное образование как изменение системы образования в целом и принятие особенного ребенка на уровне всей образовательной системы: дошкольной, школьной, послешкольной. 

А.Н. Жантаева рассматривает инклюзивное образование как направление развития. По ее мнению, развитие в области инклюзивного образования включает в себя: 

  • приспособление к особым нуждам учащихся, 
  • развитие методики, 
  • развитие доступности образования. 

Одно из самых точных определений инклюзивного образования зафиксировано в законодательстве Российской Федерации: «обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей». 

  • Инклюзивное образование — широкий термин, включающий в себя несколько аспектов. Итак, инклюзивное образование — это: 
  • доступность образование для абсолютно каждого; 
  • обеспечение права на образование в течение всей жизни;
  • адаптивность системы образования к уровню подготовки и индивидуальных особенностей детей; 
  • права на обучение со сверстниками в социальной среде для учащихся с особенными потребностями; 
  • адаптивность учебной среды для детей с ограниченными физическими возможностями; 
  • развитие компетенций педагогического состава для работы в инклюзивной образовательной среде. 

Охарактеризовать образовательную среду как инклюзивную можно лишь оценив ее по всем аспектам. Тем не менее, инклюзивная образовательная среда в современном мире должна сыграть роль оптимальной образовательной среды. 

Ведь именно инклюзия имеет своей целью обеспечить равные права всем категориям детей. Благодаря инклюзивности образования, развивается гуманизм в обществе, что положительно сказывается не только на «особенных» детях. 

Таким образом, инклюзия в наши дни представляет собой развивающуюся, гуманную и эффективную систему образования, рассчитанную на совместное образование всех детей, вне зависимости от их особенных потребностей. 

Занятие 2. Принципы дошкольного инклюзивного образования

Инклюзивное образование строится на ряде принципов. 

1. Принцип индивидуального подхода 

Принцип подразумевает выбор оптимальных средств, форм и методов обучения и воспитания, исходя из индивидуальных потребностей и особенностей ребенка. Методы и формы обучения подбираются на базе проведенной диагностики и функционального состояния ребенка. 

Данный принцип подразумевает не только подбор подходящих методов и форм обучения, но и обеспечивает выбор оптимальной учебной среды, исходя из индивидуальных потребностей. 

2. Принцип поддержки самостоятельной активности ребенка 

Основной задачей данного принципа является обеспечение социальной среды для ребенка, его реализацию как социальной личности. Исходя из данного принципа, ребенок получает возможность развиваться, в том числе, и самостоятельно. Педагог не ограничивает его развитие, дает возможность самостоятельно оценивать свои способности, проявлять инициативу, выходить за рамки ограничений. Благодаря этому принципу, учащийся не ощущает себя ограниченным, не таким как все, развивается как полноценная самостоятельная личность. 

3. Принцип активного включения в образовательный процесс

Принцип подразумевает развитие инклюзивного общества как естественного, оптимального. Проведение общих мероприятий, совместной работы педагогов — специалистов и родителей — все это обеспечивает инклюзивную развивающуюся среду, благотворно влияющую на всех учащихся.

4. Принцип междисциплинарного подхода

Исходя из принципа междисциплинарного подхода, специалисты (психологи, учителя, логопеды, социальные педагоги) сообща работают над индивидуальным развитием каждого учащегося, в том числе с детьми, не требующими особых условий. Междисциплинарный подход обеспечивается благодаря регулярной диагностике, выявлению потребностей учащихся. 

5. Принцип вариативности в организации процессов обучения и воспитания

Принцип вариативности подразумевает сформированность методической базы, развитие необходимых компетенций у педагога, наличие необходимого оснащения в учебном пространстве. Без вышеперечисленного инклюзивная среда не будет полноценной и не принесет ожидаемых результатов. 

6. Принцип партнерского взаимодействия с семьей

Инклюзивное образование неотрывно от семейного воспитания и уклада. Педагоги и родители обязаны выстроить совместную стратегию развития для максимальных результатов. Педагог вправе предложить варианты развития ребенка, родитель же, в свою очередь, должен донести до педагога все особенные потребности своего ребенка. Только совместными усилиями инклюзия даст ожидаемые плоды.

7. Принцип динамического развития образовательной модели детского сада

Данный принцип подразумевает создание инклюзивной среды на базе детского сада, формирование новой методической базы, развитие новых компетенций. На этапе формирование инклюзивной среды необходимо опереться на опыт специализированных учреждений, но, безусловно, с учетом развития общества. Дошкольному учреждению необходимо критически оценить свои способности реализовывать инклюзивную среду и, исходя из этого, наполнить методическую базу, провести реструктуризацию коллектива, привлечь принципиально новых педагогов.

Занятие 3. Профессиональная компетентность педагогов инклюзивной ДОО

Современная система образования требует постоянных изменений, в том числе, развития и совершенствования профессионально значимых и личностных характеристик педагогов. Согласно государственному стандарту, педагогу необходимо быть готовым осуществлять образовательный процесс со всеми категориями детей. В настоящее время, в связи с повышенным спросом на инклюзивную образовательную среду, педагогу необходимо обладать компетенциями в этой области.

Профессиональная компетенция инклюзивной ДОО подразумевает: 

  • умение осуществлять профессиональные функции в процессе инклюзивного дошкольного образования; 
  • умение создавать условия для полноценного развития и воспитания особенных детей наравне со сверстниками.

Существуют два основных показателя, с помощью которых можно оценить готовность педагога к реализации инклюзии в ДОО: профессиональная готовность и психологическая готовность. 

Согласно С.В. Алехиной, профессиональная готовность состоит из ряда компонентов: 

  • информационная готовность;
  • владение методической базой, методами и технологиями работы;
  • знание основ психологии, коррекционной педагогики;
  • знание индивидуальных особенностей детей;
  • готовность педагогов разработать урок и быть готовым быстро реагировать на изменения в ходе него;
  • знание индивидуальных особенностей детей с различными нарушениями в развития; 
  • готовность к профессиональному взаимодействию и обучению.

Структура психологической готовности включает:

  • психологическое принятие воспитанников с различными типами нарушений;
  • стремление подключать детей с различными видами нарушений в образовательную среду;
  • пресыщенность личной педагогической деятельностью.

Подготовленность необходимо анализировать как комплексный процесс, с разных сторон и на различных уровнях. Готовность воспитателя к инклюзивной педагогической практике, по суждению Д. Воробьевой, включает в себя  следующие индивидуальные характеристики:

  • умение организовать педагогическую работа в условиях сотрудничества;
  • способность сознательно подбирать виды личного профессионального поведения;
  • умение легко  ориентироваться в технологиях, средствах и методах;
  • способность и готовность отбирать соответствующие средства и методы саморазвития. 

Как утверждает Ю. Шумиловская, общая картина  готовности обусловливается сочетанием факторов, характеризующих различные уровни и стороны готовности, и усиливается в том случае, если воспитатель сам выступает в роли активного субъекта процесса обучения и становится в позицию исследователя. 

Существует ряд подходов к структуре профессиональной компетентности современного педагога. В одном из подходов выделяются три основных компонента: когнитивный, процессуально-деятельностный и личностный. Первый и второй компоненты соответствуют профессиональной готовности педагога к реализации инклюзии, третий (личностный) отражает психологическую готовность педагога. 

Высокий уровень развития профессиональных компетенций педагогов в области реализации инклюзивного образования является одним из основных условий успешной реализации инклюзии на каждом из уровней образования. 

Занятие 4. Технология моделирования профессиональной компетентности педагога, практикующего инклюзию

 Технология моделирования профессиональной компетентности педагогов является образовательным маршрутом для педагогов, развивающих свои компетенции. Технология позволяет подготовиться к реализации инклюзии по всем аспектам: когнитивная, операционально-деятельностная и личностная готовность. Таким образом, педагог готов к инклюзивной образовательной среде и психологически, и профессионально. 

Технология подготовки педагога к работе в инклюзивной среде дошкольного образования состоит из содержательного и организационного компонентов. 

Содержательный компонент

Организационный компонент

Решение профессиональных задач 

Проблематизация 

Знание специфики психологического и физиологического развития детей с особыми потребностями 

Целеполагание 

Навыки диагностики детей с ОВЗ 

Планирование 

Организация образовательного процесса 

Конструирование профессиональной задачи 

Организация коррекционно-развивающей среды 

Рефлексия деятельности 

Программа направлена на подготовку специалистов инклюзивных дошкольных образовательных организаций к решению профессиональных задач, проблемных вопросов, с которыми постоянно встречаются педагоги, реализующие инклюзивную практику. 

Содержание модулей в совокупности обеспечивает формирование когнитивного, операционально-деятельностного, личностного компонентов профессиональной компетентности в условиях инклюзивного образования. 

В процессе решения профессиональных задач разрабатывается алгоритм решения проблемы (восполняется недостающая информация, осуществляется систематизация полученной информации и др., выстраивается модель решения этой задачи). 

Овладение профессиональной компетенцией проходит поэтапно:  

Этап 

Цель 

Содержание 

I этап – внедрение в деятельность при решении профессиональных задач в условиях инклюзивного процесса

– понимание педагогом себя как деятеля 

На этом этапе специалист внедряется в процесс, изучая условия задачи и круг вопросов. Происходит осмысление профессиональной задачи с целью ее решения, что помогает настроиться на получение конкретного продукта. Это достигается посредством специально разработанной структуры профессиональной задачи, включающей обобщенную формулировку, ключевое задание, контекст решения задачи, ряд заданий, позволяющих постепенно привести к решению (продукту), критерии оценки решения профессиональной задачи. 

II этап – этап проблематизации

Ознакомление с условиями организации обучающихся с ОВЗ 

После освещения содержания профессиональной задачи и ключевого задания педагоги должны в течение нескольких минут (3–4) познакомиться с условиями организации обучающихся дошкольников с ОВЗ. В качестве результата на данном этапе (проблематизации) является формулировка проблемы и выделение спектра знаний и незнаний педагогов. 

III этап – целеполагание и планирование. 

Формулировка цели и разработка плана 

Заявленный этап дает возможность педагогам «увидеть» образ продукта, который они могут получить в результате решения промежуточных целей и способов их достижения. Результатом на этом этапе может служить формулировка цели и разработка плана дальнейшей деятельности. 

IV этап – конструирование процесса решения профессиональной задачи, реализация

Выполнение профессиональной задачи с альтернативными решениями 

Достижение цели зависит от накопленного у специалистов опыта практической деятельности, овладения профессионально-личностными ценностями, спектра средств, методов и приемов обучения, своего отношения к профессиональной задаче и т. п.

Результатом работы является составление и апробация алгоритма поведения, позволяющего найти эффективные способы решения педагогической задачи.  

V этап – рефлексия

Самоанализ деятельности педагога 

Профессиональная педагогическая рефлексия зависит от специфики педагогической деятельности, своего накопленного опыта, его анализа, переконструирования способов педагогических действий. 

Поэтапный ход подготовки специалиста для системы инклюзивного дошкольного образования реализовывается с учетом включения следующих технологий: контекстного обучения, развития критического мышления, обучения методом кейсов, групповой работы, разработки адаптированной программы, проектирования индивидуального образовательного маршрута.

Поэтапно представленный процесс позволяет на начальном этапе высказать с профессиональной позиции собственную точку зрения, показать уровень компетентности. Основными формами работы являются дискуссия и групповая деятельность. 

На последующих этапах для формирования у педагогов личностной готовности к работе в условиях инклюзивного образовательного пространства используется критический анализ ситуации. С целью развития операционально-деятельностной готовности применяются групповая мозговая атака, таблицы для проверки знаний и др. Развивать рефлексивно-оценочную готовность педагогов к работе в условиях инклюзивного образования позволяет ролевая позиция. 

Занятие 5. Составляющие инклюзивного дошкольного образования

Рассмотрим основные составляющие инклюзивного дошкольного образования, которые являются неотъемлемыми элементами всей системы.

Ребенок-инвалид, ребенок с ограниченными возможностями здоровья

Разнообразие заболеваний и видов отклонений в развитии детей обуславливает необходимость выработки индивидуального подхода работы с каждым ребенком. Это усложняет деятельность педагога дошкольной образовательной организации. 

Если ориентироваться по нозологиям заболеваний, вызывающих ограничение возможностей здоровья, то целесообразно рассматривать категории детей-инвалидов по зрению, по слуху, с нарушением опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития и умственной отсталостью.

В случае первых трёх категорий (с нарушением слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата) при сохранности интеллекта принцип инклюзии в рамках дошкольного образования предполагает активную деятельность с положительными результатами. Дети, имеющие вышеизложенные ограничения возможностей здоровья, быстрее и успешнее адаптируются в детском коллективе, имеют достижения в познавательной и развивающей сферах, проявляют особый интерес к игровой деятельности и демонстрируют высокие результаты творческой работы. 

При конструктивном непрерывном взаимодействии сотрудников дошкольного учебного заведения, а именно воспитателей, психологов, логопедов, дефектологов, с родителями ребенка с ограниченными возможностями здоровья, принцип инклюзии реализуется в полной мере. 

Что касается детей с задержкой психического развития и умственной отсталостью, показатели адаптации и результаты познавательной деятельности существенно ниже нормы. Существует ряд проблем, связанных с нарушением поведенческой сферы и навыков самоконтроля у детей. В данном случае возникает особая потребость в помощи педагогов более высокой квалификации, имеющих специальное дефектологическое образование. 

Подготовка кадров инклюзивного дошкольного образования

В рамках работы общеобразовательного дошкольного заведения современные условия обусловили необходимость создания групп комбинированной направленности, которые, согласно принципу инклюзии, дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья посещают наравне со здоровыми сверстниками.

Это обуславливает необходимость подготовки кадров в лице педагогов, воспитателей, логопедов, дефектологов, психологов, а также вызывает потребность в регулярном повышении квалификации в виду быстро меняющихся условий в социальной сфере и сфере образования. 

Но следует отметить, что при включении в группу общеобразовательного дошкольного заведения детей с задержкой психического развития или умственной отсталостью необходимо внедрение в штатное расписание тьютора, который сопровождает ребенка в процессе пребывания в детском саду.

Образовательный процесс детей с ограничением возможностей интеллектуальной и психической сфер идет по личной траектории, которая не соответствует траектории развития здоровых детей, поэтому необходима организация индивидуальных занятий с организованным сопровождением специалиста. 

Отрицание родителями факта наличия инвалидности или ограничения возможностей здоровья у их детей

Важным фактором эмоциональной уравновешенности и психического здоровья ребенка выступает стабильность семейной среды. Большое значение имеет «качество» семьи, её воспитательная способность, которая проявляется в осознанном выборе стиля воспитания и учете индивидуальных и возрастных особенностей своего ребенка. 

Влияние семейного воспитания на формирование внутренней картины здоровья ребенка и становление личности является весьма значимым аспектом. Заключительный блок проблем, рассматриваемых нами, является одним из основополагающих в виду того, что принцип инклюзии возможен и результат его будет успешен в том случае, если взаимодействие и сотрудничество родителей и сотрудников сферы образования ведется в одном направлении. 

В противном случае – когда родители отрицают нарушения здоровья у их детей, — получается определенный образовательный диссонанс. Воспитатели и педагоги дошкольного учебного заведения реализуют индивидуальный инклюзивный подход к ребенку, применяют методики и техники, направленные на всестороннее развитие ребенка с ограниченными возможностями здоровья, а родители отрицают или не принимают факт инвалидности своего ребенка. В данном случае результат посещения общеобразовательного учебного заведения будет отрицательным.Это нанесет вред ребенку, поскольку коррекция сферы развития и познания требует более раннего вмешательства. 

Таким образом, на уровне дошкольного образования целесообразно и необходимо реализовать принцип инклюзии. Однако необходим контроль, распределение обязанностей и ролей педагогов и родителей в данном процессе, а также детальное методическое, техническое и психологическое сопровождение всех элементов деятельности. 

Занятие 6. Показатели эффективности деятельности по реализации инклюзивного образования 

Основные показатели эффективности деятельности детского сада по реализации инклюзивного образования сводятся к следующим:

Субъект

Результат

Все дети, включенные в образовательный процесс

  • показывают положительную динамику в развитии (особенно в развитии социальных навыков);
  • адаптированы и приняты детской группой, с желанием посещают образовательное учреждение;
  • получают помощь и поддержку в овладении образовательной программой.

Родители детей с ОВЗ

  • понимают как перспективу развития их ребенка, так и актуальные задачи и ответственность, стоящие перед ними в процессе включения ребенка в образовательную среду;
  • полноценно участвуют в процессе обучения и развития своих детей;
  • проинформированы и поддерживают режим пребывания ребенка в образовательном учреждении;
  • включены в систему психолого-педагогического сопровождения ребенка.

Родители всех детей, посещающих инклюзивную группу

занимают активную позицию сотрудничества и поддержки по отношению к семье «особого ребенка», педагогу, специалистам психолого-педагогического сопровождения.

Педагоги

  • принимают политику администрации образовательного учреждения по инклюзивному образованию;
  • реализуют инклюзивную практику, используя как уже имеющийся профессиональный опыт и знания, так и инновационные подходы к обучению, принимают участие в разработке и реализации индивидуальных образовательных планов (индивидуальных планов или программ развития в дошкольных образовательных учреждениях);
  • эффективно взаимодействуют с родителями, координатором по инклюзии, специалистами психолого-педагогического сопровождения;
  • имеют положительную мотивацию в осуществлении своей профессиональной деятельности;
  • имеют информацию о возможных ресурсах как внутри образовательного учреждения, так и вне его (в окружном ресурсном центре по развитию инклюзивного образования, окружном методическом центре, общественных организациях) и активно их используют в профессиональной деятельности.

Специалисты психолого-педагогического сопровождения

  • участвуют в реализации инклюзивных подходов для задач социальной адаптации и развития детей с ОВЗ и их сверстников, используя при этом наиболее эффективные инновационные технологии психолого-педагогического сопровождения;
  • действуют в междисциплинарной команде, опираясь в планировании и реализации своей профессиональной деятельности на коллегиальные решения и подходы;
  • эффективно взаимодействуют с родителями, педагогами (воспитателями и учителями);
  • администрация и специалисты сопровождения имеют информацию о возможных ресурсах как внутри образовательного учреждения, так и вне его (в окружном ресурсном центре по развитию инклюзивного образования, окружном методическом центре, общественных организациях) и активно их используют в профессиональной деятельности.

Руководители образовательных учреждений

  • создают условия для развития и поддержки инклюзивной культуры, формирования инклюзивных ценностей и соответствующей «укладности» учреждения;
  • занимают лидерскую позицию в формировании инклюзивной политики (стратегии) и тактики, развитии инклюзивной практики в педагогическом коллективе;
  • понимают важность оказания поддержки сотрудникам, отвечающим за координацию работы, связанной с особыми образовательными потребностями.

Представители администрации образовательного учреждения

  • понимают свою роль по отношению к детям с ОВЗ и их родителям, связанную с их основным функционалом;
  • взаимодействуют с координатором по инклюзии по вопросам, связанным с эффективной организацией образовательного процесса;
  • совместно с другими членами коллектива реализуют инклюзивную образовательную политику;
  • разрабатывают и реализуют систему мониторинга деятельности образовательного учреждения в направлении инклюзивного образования;
  • владеют информацией о достижениях детей с ОВЗ, инновационной работе педагогического коллектива в деле развития инклюзивной практики.

Достижение высоких показателей инклюзивного образования напрямую зависит от каждого участника процесса, тем не менее, первостепенным в реализации инклюзия является развитие компетентности педагога.

Дополнительные материалы 

Видео-конференция «Инклюзивное дошкольное образование: нормативная база и современное состояние»

Анкеты для диагностики готовности сотрудников и педагогических работников к реализации инклюзивного образования

Инклюзивное образование подразумевает обучение:
Необходимость в тьюторе возникает у детей:
Какие структурные единицы дошкольной образовательной организации НЕ должны обладать компетенциями для реализации инклюзивного образования:
Критериями подготовки педагогов к реализации инклюзивного образования являются:
Какой компонент подготовки педагогов предусматривает овладение навыками решения профессиональных задач?
Какой компонент подготовки педагогов включает в себя погружение в деятельность, проблематизацию и целеполагание?
Целью первого этапа модульной программы подготовки педагогов к реализации инклюзивного образования является:
Принцип междисциплинарного подхода в рамках реализации инклюзивного образования обеспечивается за счет:
Какой характеристикой должны обладать родители всех детей, посещающих инклюзивную группу ДОО, чтобы результат реализации инклюзивного образования был отличным?
Для чего необходимо проводить диагностику педагогов в процессе развития компетенций для реализации инклюзивной среды?

 

Поздравляем! Вы успешно завершили этот курс!

Образцы документов