В конце страницы к этому курсу прилагается сертификат и удостоверение
Цель: совершенствование компетенций воспитателей и педагогов коррекционной школы в использовании методик и технологий организации воспитательной работы.
Объём: 72 часа.
Формируемые компетенции:
В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» воспитание рассматривается как целенаправленная деятельность, осуществляемая в системе образования, ориентированная на создание условий для развития и духовно-ценностной ориентации обучающихся на основе общечеловеческих и отечественных ценностей, оказание им помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном становлении.
Воспитание в системе специального образования имеет свои особенности, т.к. неразделимо связано со специальным обучением, коррекционной работой, включается во все элементы жизнедеятельности ребёнка на протяжении всего периода бодрствования в течение дня. Оно включает в себя не только, собственно традиционную для системы образования, воспитательную работу, но и учебную деятельность, коррекционно-педагогическую работу.
Одним из немногих позитивных итогов происходящих в нашей стране перемен, является начальное переосмысление обществом своего отношения к детям-инвалидам, детям с ограниченными возможностями здоровья. За последние годы накоплен достаточно большой инновационный опыт реабилитации детей с особенностями развития, опирающийся на новую стратегию отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья.
Суть этой стратегии заключается в следующем. Любой ребёнок, глубоко умственно отсталый или с нервно-психическими расстройствами, с комплексными нарушениями, не должен быть социальным инвалидом и потенциальным балластом для окружающих, своей семьи, государства в целом – он должен стать оптимально развитой личностью, способной к адекватному вхождению в общественную среду на каждом этапе возрастного становления.
Важно отметить данная система не просто облегчает ежедневную работу, но и показывает каждому воспитателю диапазон его возможностей, побуждает желание пробовать и придумывать эффективные методы и модели в работе с детьми, укрепляет веру в своей значимости как профессионала как личности в целом. Все это незамедлительно сказывается на воспитанниках, они видят в воспитателе друга, партнера, помощника. Дети ощущают ежедневную персональную заботу о себе не как о «ребенке балласте», а как о ЛИЧНОСТИ, которую любят и принимают такой, какая она есть.
Рассмотрим основные направления воспитательной работы в коррекционной школе, особенности работы воспитателя в коррекционной школе, методики организации режимных моментов в коррекционной школе, современные воспитательные технологии.
Целью воспитательной работы в коррекционной школе является формирование социально адаптированной личности посредством создания единого реабилитационно-развивающего пространства.
Задачи воспитательной работы в школе:
Основные направления воспитательной работы в коррекционной школе:
В отличие от других школ коррекционно-образовательная школа-интернат или, как их называют, школы VIII вида, по всей стране создавались как школы-интернаты с небольшим количеством обучающихся. И это не случайно, т.к. помимо знаний, даваемых по учебным программам, перед такими школами ставится социальная задача:
А это значит, что обучающиеся с отклонениями в развитии должны быть воспитаны так, чтобы их самостоятельное поведение в разнообразных жизненных ситуациях соответствовало бы существующим в обществе нормам. Получить такое воспитание в своих семьях, большинство которых неблагополучные, практически невозможно. Вот поэтому очень важно существование данных школ в виде интернатов.
Жизнь в интернате строится в условиях охранительно-педагогического режима, который предусматривает тщательное планирование всех мероприятий, которые направляют деятельность обучающихся, определяют их поведение. Неукоснительное соблюдение правильного режима способствует формированию нужных навыков и привычек, создает систему условий, щадящих неполноценную нервную систему.
В школах существуют внешние раздражители, истощающие нервные силы ребенка. Это, прежде всего, шум. При длительном воздействии шум вызывает раздражительность, головные боли, утомление даже у здоровых людей. Обучающиеся с отклонениями в развитии легко возбуждаются в шумных условиях, они с трудом переносят большое скопление людей, тесноту. Вот поэтому в таких интернатах должно обучаться небольшое количество детей. Наполняемость классов от 8-14 человек – и не более.
Необходимо постоянно следить, чтобы в школе не было беготни, чтобы дети всегда были спокойны, рядом с ними всегда находится кто-нибудь из взрослых (учитель или воспитатель). Очень важно, чтобы с ребятами работали знакомые им учителя и воспитатели, чтобы они предъявляли к ним единые требования.
Поэтому лучше ставить воспитателя с 1 по 9 класс, а учителей менять только при переходе из начальной школы в старшие классы. Коллектив должен быть в основном стабильным, чтобы дети привыкли к педагогам и их требованиям. Любое изменение привычных для детей условий: нарушение режима, смена учителя или воспитателя, повышенный, резкий тон, – неблагоприятно отражается на их нервной системе. Также неожиданное и неблагоприятное требование вызывает у них раздражение или отказ его выполнять.
Вызывают у умственно отсталых детей утомление и трудная работа, большая дозировка заданий, однообразные уроки, недисциплинированность некоторых учащихся в классе, а также бездеятельность. Все это не дает возможности обучающимся сосредоточить в нужную минуту внимание, затрудняет восприятие учебного материала.
Занятия в школе должны проходить в одну смену, например, с 8:30 до 14:00. Все оставшееся время четко планируется и предусматривает все необходимое: 4-х разовое питание, прогулки, сончас, воспитательские часы, самоподготовки, занятия ребят по интересам, игры, просмотр телепередач.
Все это проводится:
Для успешного развития обучающихся необходимо повышать их запас знаний об окружающей действительности, расширять кругозор. Объяснять причинно-следственные связи происходящих явлений природы и событий, обучать правовым нормам жизни в обществе, пропагандировать здоровый образ жизни, поэтому воспитательский час целесообразно посвящать беседам.
Тематику бесед определяет воспитатель в зависимости от возраста, уровня знаний и интересов обучающихся. В основном это беседы:
Учитывая, что большинство обучающихся с отклонениями в развитии с трудом овладевают процессом чтения, страдают различными его нарушениями (дислексией), один день недели воспитательский час лучше отводить для внеклассного чтения. Во время занятий по внеклассному чтению ребята знакомятся с различными печатными изданиями: газетами, журналами, книгами, – знакомятся с авторами статей и биографией писателей. Отрабатываются навыки плавного, беглого и выразительного чтения, умение пересказать прочитанное, высказывать свое отношение к героям и событиям.
Ещё одно направление работы воспитателя – проведение «Час здоровья», на котором осуществляются разнообразные виды работ. Например, если большинство обучающихся школы из неблагополучных семей, в которых родители сами имеют недоразвитие интеллекта, остались без работы или употребляют алкоголь, то дети приходят в школу неухоженными: грязные, в небрежной одежде, страдающие педикулёзом, чесоткой и т. д. Просить ребят привести свой внешний вид и свою одежду в порядок дома бесполезно. Поэтому воспитатели проводят беседы и практикумы по уходу за своим телом, волосами, руками, ногтями, одеждой, обувью, жилищем.
Кроме этого воспитатели в свободное время могут заняться с ребятами мелким ремонтом одежды:
Также необходимо заниматьсяя общественно полезным трудом:
«Часы здоровья» посвящаются и профилактике различных заболеваний, беседам по профилактике употребления ПАВ, подвижным играм, космическим эстафетам, соревнованиям в спортивном зале и на свежем воздухе.
«Час культуры» воспитатели посвящают беседам и сюжетно-ролевым играм по правилам культурного поведения, обучают слушать музыку, любоваться природой и рассматривать картины, организовывают экскурсии на природу, в картинную галерею, на выставки творческих работ.
«Творческий час» посвящён созданию всевозможных поделок из разных материалов: бумаги, ниток, бисера, стекляруса, теста и природного материала из бросового материала, – шитью, вязанию, рисованию выжиганию.
«Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях». Это высказывание К. Д. Ушинского является правилом для каждого воспитателя.
Большую часть времени дети в специальных (коррекционных) учреждениях проводят, взаимодействуя с педагогом-воспитателем (от 8 до 10 часов в сутки). Отношение педагога-воспитателя специальных образовательных учреждений, умение его взаимодействовать с особым ребенком полностью отражаются на состоянии, поведении, личностных проявлениях детей не только в период пребывания их в интернате, но и в последующие годы.
Педагог-воспитатель находится в процессе непрерывного поиска индивидуальных методов, форм и средств взаимодействия для эффективной помощи ребёнку с ограниченными возможностями. Понимая целостность процесса развития ребёнка, значимость разумного сотрудничества (взаимодействия) с ним, воспитатель должен уметь создавать условия «семейных» доверительных отношений.
Многоплановость профессиональной деятельности педагога-воспитателя и её специфика предъявляет определённые требования к умениям взаимодействия с детьми с ограниченными возможностями.
Воспитатель в коррекционной школе:
Воспитателю необходимо чётко и целенаправленно планировать свою работу с учётом ежедневной индивидуальной работы с детьми. Воспитатель должен:
Приведём примерный режим дня обучающихся коррекционной школы.
Первая смена
7:00. Воспитатель встречает детей. Беседы с обучающимися об их поведении и здоровье.
7:15. Утренний туалет. Ведёт детей умываться. Развивает и закрепляет навыки личной гигиены. Следит за сохранностью школьного имущества (полотенце, мыло, расчёска.)
7:30. Приучает обучающихся проводить уборку классов: проветривать классную комнату, протирают пыль, поливают цветы.
7:45. Ведёт ребят на завтрак. Контролирует поведение детей, воспитывает и прививает навыки культурного приёма пищи.
8:15. Подготовка к урокам. Воспитатель переодевает детей в школьную форму. Следит за тем, чтобы дети были чистыми, рубахи, костюмы и брюки были выглажены и находились в полном порядке. Контролирует, чтобы перед уроками в классе была сделана влажная уборка.
8:30. Передаёт детей учителю, затем отмечает в журнале посещаемости отсутствующих детей.
Вторая смена
14:00 Приём детей от классного руководителя. Необходимо выяснить в беседе с классным руководителем какие проблемы были у детей на уроках, узнать что задано на дом и здесь же зафиксировать себе в план.
14:15 Переодевает детей в домашнюю одежду и ведёт умывать. Следит, чтобы дети правильно и чисто вымыли руки и обязательно пользовались индивидуальным полотенцем для рук, которое по мере загрязненности необходимо менять у прачки.
14:30 Ведёт класс в столовую, в которой учит детей правильно сервировать стол, называет те блюда, которые приготовлены на обед.
14:50 Воспитатель идёт с детьми на улицу или в спортзал. Проводит игры, спортивный час, прогулку. На все эти моменты в рабочем плане указывает формы, методы и цели проводимых мероприятий. Обязательно должна присутствовать и проводиться индивидуальная работа с детьми.
15:00. Ведет ребят в столовую па полдник.
16:00-17:30. Самоподготовка.
17.30. Воспитательский час.
18:30. Ужин. Воспитатель контролирует выполнением санитарно — гигиенических правил, правил приёма пищи.
19:00. Проводы детей на остановку.
20:00. Подготовка ко сну (ночующих).
21:00. Сон.
Перед самоподготовкой воспитатель напоминает дежурным о том, чтобы в классе была сделана влажная уборка, на столах и в них должен быть порядок. Все учебники, необходимые для выполнения домашнего задания и дневник ученика находятся на столе.
Воспитатель настраивает ребят на самостоятельное выполнение домашней работы с помощью коррекционной минуты, во время которой проводит фронтальную и индивидуальную работу. Коррекционная минутка должна соответствовать тому предмету, домашнее задание по которому будут выполнять ребята следом за ней, так как необходим плавный переход от одного вида деятельности к другому.
В коррекционной школе самоподготовка – одна их форм организации учебного процесса. Это обязательные ежедневные занятия, на которых школьники самостоятельно выполняют учебные задания в строго отведенное время под руководством воспитателя. Как учебное занятие самоподготовка выполняет образовательные и воспитательные функции.
Образовательные функции:
Воспитательные функции:
По характеру приготовления домашних заданий самоподготовка может протекать для разных категорий обучающихся в разных видовых состояниях, которые определяются степенью самостоятельной активности обучающихся в выполнении домашних заданий. Каждое состояние может быть охарактеризовано следующим образом. К основным гигиеническим требованиям относятся:
Дидактические требования к самоподготовке:
К воспитательным требованиям относятся:
Выполнение требований поможет сделать самоподготовку эффективным средством повышения успеваемости обучающихся. Воспитатель класса, руководствуясь указанными требованиями во время самоподготовки, сможет поддерживать нужный для самостоятельной работы порядок. Введение в структуру самоподготовки физкультминуток сочетающих различные упражнения, является необходимым условием для поддержания высокой работоспособности и сохранения здоровья детей.
Самоподготовка планируется по тетради взаимосвязи, которая ведется учителем и воспитателем.
а) поощрения обучающихся, получивших «4» и «5»;
б) выяснение причин получения отрицательных оценок (если это требуется);
в) приготовить все необходимое для проведения самоподготовки (технические средства, раздаточный и демонстрационный материал).
а) предлагается выучить и повторить правило;
б) опрос правил с приведением примеров;
в) воспитатель предлагает прочитать про себя письменное задание от начала до конца;
г) вопрос воспитателя «Кому не ясна цель упражнения?». Объяснить индивидуально. В процессе самостоятельной работы воспитатель контролирует работу обучающихся, следит за рациональным использованием времени, за аккуратностью выполнения, посадкой и отмечает лучшие работы.
Воспитатель контролирует работу обучающихся и проводит индивидуальную работу со слабыми обучающимися (дает возможность подумать, осторожно наводит на мысль).
По чтению, истории, географии, естествознанию предлагается учить самостоятельно, а затем сильные проверяют средних обучающихся. Слабых обучающихся воспитатель проверяет сам. Пересказ ведется вполголоса, чтобы не мешать другим.
Деятельность воспитателя на самоподготовке:
а) запомнить главное;
б) запомнить не слова, а предложения и цепочку мыслей;
в) правильно формулировать свои мысли.
а) произведения изобразительного искусства;
б) дидактический материал;
в) исторические и географические карты.
а) просмотр письменного задания;
б) устный опрос по вопросам учебника или по вопросам, рекомендованным учителем;
в) опрос парно-коллективным методом;
г) игровая форма (конкурсы, соревнования, викторина).
а) анализ самоподготовки детей (поощрение обучающихся за аккуратно правильно выполненные задания и хорошие устные ответы). Демонстрация лучших тетрадей;
б) запись в тетрадь взаимосвязи о степени усвоения домашнего задания.
Требования к проведению самоподготовки:
Выполнение домашних заданий является одной из основных форм самостоятельной учебной работы обучающихся. В условиях школы-интерната домашние задания выполняются обучающимися самостоятельно под контролем педагога. По своей значимости самоподготовка является вторым режимным моментом после учебной работы на уроке. Успешное проведение самоподготовки способствует решению одной из главных задач коррекционной школы-интерната – формированию у обучающихся умения трудиться. С решением этой задачи связаны коррекционно-воспитательные цели и задачи самоподготовки:
Задачи воспитателя на самоподготовке
Самоподготовка — продолжение учебного процесса. Однако значительно отличается от урока методикой организации и проведения. Если основное дело учителя дать обучающимся систематические знания, сформировать навыки самостоятельной работы, то главная задача воспитателя – закрепление знаний, полученных на уроках, обучение работать в коллективе, строго соблюдая режим работы: вовремя начинать и заканчивать самоподготовку, делать перерывы, воспитывать чувство времени, сознательное отношение к выполнению домашних заданий.
Успех выполнения домашних заданий зависит от качества его объяснения на уроке. Одним из условий успешной самоподготовки является оптимальная дозировка домашних заданий. Она должна быть более доступного умственно отсталым детям, рассчитана на самостоятельное выполнение ими и небольшая по объёму. При выполнении непомерно больших заданий дети вынуждены спешить, при этом нервничают, приучаются к небрежности и безответственности.
Сложность домашних заданий не должна превышать сложности заданий, выполненных в классе под руководством учителя, а объём задания должен составлять одну треть объёма учебной работы на уроке.
1 класс домашнее задание не задаётся.
2-3 классы – до 1 часа.
4-5 классы – до 1,5 часов.
Это максимальные сроки.
В школе-интернате домашнее задание выполняют в тех же самых классах, где проходят уроки, за своей партой. Класс должен быть чистым, проветренным. Дежурные протирают парты, подметают пол, развешивают карты, другие наглядные пособия, которые подбирают учитель и воспитатель.
На столе воспитателя раскладывают дидактический материал, книги для дополнительного чтения. Постепенно обучающиеся привыкают ежедневно перед началом самоподготовки просматривать расписание уроков и заранее подготовить всё необходимое для выполнения домашних заданий. Учебники, тетради и пособия раскладывают в нужной последовательности; в соответствии с порядком выполнения задания по учебным предметам.
Во время самоподготовки основная обязанность воспитателя создать условия для самостоятельной работы детей. Воспитатель не должен проводить фронтальное объяснение, но это не означает, что он только присутствует при самоподготовке. Воспитатель создаёт рабочую обстановку, закрепляет умение детей работать с учебниками, пособиями, рационально распределять время, планирует работу, учит их работать, не мешая товарищам, аккуратно и добросовестно выполнять домашние задания, следить за их посадкой, приучать детей организовано садиться на свои места, быстро включаться в работу. Если многие не справились с домашним заданием, то выполнение этого задания надо приостановить и сообщить об этом учителю.
Первые признаки утомления во время самоподготовки служат сигналом к выполнению физкультминуток. Внешними проявлениями утомления является то, что дети начинают чаще отвлекаться, теряют интерес и внимание, ослабевает память, нарушается
почерк, снижается работоспособность.
Физкультминутки могут быть использованы всеми воспитателями, особенно в младших классах. Они положительно влияют на деятельность мозга, активизируют сердечно-сосудистую и дыхательную системы, улучшают кровообращение внутренних органов, улучшают работоспособность нервной системы.
Длительность физкультурных минуток обычно составляет 1-5 минут и включает комплекс из трех-четырех правильно подобранных упражнений, повторяемых 4-6 раз. За такое короткое время удается снять общее или локальное утомление, значительно улучшить самочувствие детей.
Требования к проведению физкультминуток:
Виды физкультминуток:
При проведении физкультминутки возможны следующие ошибки:
Методическая разработка по физкультминуткам в коррекционной школе
Рассмотрим методику проведения часа здоровья, часа культуры и творческого часа.
1 этап — подготовка к занятию,
2 этап — проведение занятия,
3 этап — повседневная работа.
При подготовке творческого часа очень важны предварительная работа и ход мероприятия.
Предварительная работа:
Ход творческого часа:
Прогулка – одна из форм активного отдыха, служащая для восстановления работоспособности обучающихся. По характеристике двигательных процессов прогулка органически дополняет содержание занятий, связанных с пребыванием детей на воздухе. Но было бы неверно рассматривать прогулку только с точки зрения физического развития школьников.
Воспитательные возможности этой формы активного отдыха многогранны. Прогулка очень близка к экскурсии и включает в себя ряд признаков, свойственной последней, хотя процессы познания осуществляются здесь несколько иначе. Во время прогулки осуществляется широкое и многообразное общение ребёнка с товарищами по классу и воспитателем, в процессе которого идёт активный обмен разнообразной информацией.
Во время прогулки дети через зрительное восприятие знакомятся с окружающим миром. Зрительная оценка изменений в окружающем мире у детей происходит мгновенно, причём продуктивный процесс обогащения и переработки информации идёт за счёт непосредственных наблюдений.
Велико значение прогулки в формировании нравственности ученика. Всё многообразие жизни оставляет в сознании ребёнка неизгладимый след, учит его согласовывать своё поведение с общепринятыми нормами.
Прогулки можно свести к двум основным группам: оздоровительно-воспитательные и образовательно-воспитательные.
Оздоровительно-воспитательные прогулки подразделяются на спортивные, игровые, поисковые, вольные, маршрутные.
Образовательно-воспитательные прогулки можно подразделять на ознакомительные, демонстрационные, обзорные, практикуемые.
Каждая прогулка независимо от своего характера должна иметь одну или несколько педагогических целей, которые предусматривают воспитание, образование, развитие личности обучающегося или коллектива. Время, проводимое на прогулке, колеблется от 1 до 2-х часов. В младших классах прогулка более продолжительна, чем в старших.
В холодное время длительность прогулки сокращается, зато темп её возрастает. Проводятся подвижные игры («Третий лишний», «Уголки»), спортивный игры.
Прогулка начинается с сообщения её цели. Воспитатель должен проследить за одеждой обучающихся и организованным выходом детей из школы, напоминает о правилах поведения на улице и сообщает маршрут.
По окончании прогулки проходит проверка наличия состава группы. Подводит краткий итог прогулки.
Экскурсия – составная часть системы занятий на воздухе. Продолжительность экскурсии: 2-2,5 часа, протяженность маршрута 2—З км. На экскурсиях преобладает двигательная и игровая деятельность обучающихся.
Цель экскурсии: обеспечить отдых и восстановить умственную работоспособность детей, ненавязчиво организовать их деятельность.
Воспитательно-образовательная задача: формирование знаний о неживой природе, связях между объектами и явлениями природы.
Неотъемлемая часть усвоения знаний – сенсорная культура – совершенствование анализаторов, накопление чувственного опыта, формирование элементарных природоведческих понятий. Усвоение детьми знаний должно быть тесно связано с развитием их познавательных способностей, сенсорного аппарата, логического мышления, внимания, речи, наблюдательности и любознательности.
Интерес к природе тоже необходимо воспитывать. Пребывание и труд детей в природе нужно использовать для их здоровья и физического развития. Красота природы является одним из средств эстетического воспитания.
Каждая экскурсия должна отвечать следующим требованиям:
1) двигательная деятельность детей (т.е. ходьба) должна быть основой;
2) экскурсия не должна вызывать переутомления;
З) необходимо разнообразить маршрут, объект, содержание, источник информации;
4) содержание экскурсии следует обогащать кратковременными беседами на нравственные темы, побуждая детей к высказываниям;
5) каждая экскурсия посвящается объяснению одного, двух понятий, вокруг которых группируется сообщаемая информация.
Экскурсия состоит из З -х этапов: подготовка, проведение и закрепление полученных знаний.
Необходимо заранее готовиться к экскурсии:
З. Выбрав место проведения экскурсии, заранее побывать там, разработать маршрут, предусмотреть места для подвижных игр, информации, наблюдений, сбора природного материала, общественно полезной деятельности учащихся.
Предварительно с детьми проводится беседа, на которой сообщается тема и цель экскурсии. Оговаривается, что надо взять с собой, как одеться, полезно ознакомить обучающихся с памяткой поведения в природе.
Некоторые обучающиеся получают задания: подготовить сообщения, выучить загадки, стихи, организовать выставку, провести игру и прочее.
Каждая экскурсия начинается с построения — это хорошо дисциплинирует детей. Проверив по списку общее количество детей, обратить внимание на их одежду и обувь. К месту экскурсии идём колонной по 2 человека с направляющими впереди и замыкающими позади.
При проведении природоведческой экскурсии ведущим методом становится наблюдение объектов, предметов, явлений и руководящее слово воспитателя. В ходе экскурсии постоянно обращаем внимание детей на красоту окружающей природы, подчёркиваем необходимость бережного отношения к ней.
Все явления природы рассматриваем в тесной взаимосвязи и развитии, что помогает заложить у обучающихся ростки экологического воспитания. Более эмоциональному восприятию способствует чтение стихотворений о природе. Подведение итогов экскурсий проводится в виде обобщающей беседы. Это необходимо для того, чтобы ребята правильно объясняли отдельные явления природы.
Поэтому при закреплении материала воспитатель отвечает на все вопросы детей, выясняет, все ли правильно восприняли материал. Закрепление знаний, полученных в ходе экскурсии, будет продолжаться в дальнейшем на внеклассных занятиях и уроках в виде небольших сообщений, демонстраций рисунков, поделок.
Беседа – организованный разговор воспитателя с детьми, посвящённый одному какому-либо вопросу. Диалог-разговор, беседа является основной формой речевого общения ребёнка со взрослыми и своими сверстниками.
В школьной педагогике термином «беседа» называют один из методов передачи теоретических знаний по любому предмету – чтению и развитию речи, истории, и т.д. В процессе беседы развивается и умение беседовать, т. е. развивается умение вести диалог, и, следовательно, речь обогащается соответствующими синтаксическими формами, а также лексикой, отражающей данную область действительности.
Тему беседы воспитатель планирует заранее: подбирает к ней материалы, иллюстрации, проводит подготовительную работу с детьми, продумывает ход беседы.
Тема беседы должна быть близка и понятна детям. Продолжительность беседы —25—40 минут. В беседе вполне уместны игровые приёмы эмоционального характера: небольшие словесные игры, игровые упражнения, загадки, слушание музыки, чтение художественной литературы, физкультминутки.
Почти в каждой беседе воспитатель применяет наглядный материал. Назначение его разнообразно: он помогает сосредоточить внимание детей, уточняет или обогащает их знания, облегчает участие в беседе подключением разнообразных анализаторов. Материал, используемый в качестве наглядности, должен ярко иллюстрировать программное содержание беседы.
В беседе воспитатель:
В беседах дети приобретают знания, умения и навыки, которые необходимы для дальнейшей жизни. Основным приёмом обучения в беседе являются вопросы. Используются вопросы различной сложности: как по содержанию, так и по форме. Особенно важны вопросы, требующие от детей умозаключений, суждений, устанавливающие связи между объектами.
В беседе используются различные приёмы словарной работы, для обучения родному языку, для активизации, обогащения, уточнения словарного запаса детей. Как приём словарной работы используется хоровое повторение слов детьми вместе с воспитателем.
Заранее запланированных бесед о морали должно быть немного: одна в месяц, т.е. девять в течение учебного года.
Беседы на моральные темы оказывают большое влияние на всю разнообразную деятельность детей и их поведение.
Такие беседы воспитывают в детях любовь к родному городу, чувство гордости за него и патриотические чувства.
Успех воспитания обучающихся с отклонениями в развитии во многом определяется системностью и согласованностью работы школы и семьи. Вся работа должна быть направлена на развитие личностных качеств детей, коррекция недостатков развития с опорой на сохранные стороны личности, поиск оптимальных условий и средств воспитательного воздействия. В этой связи возникает потребность совершенствования семейного воспитания.
Главной задачей воспитателя является организация системы работы с родителями. Цель этой работы – помочь ребёнку стать уверенной зрелой личностью, которая сможет понимать и принимать общечеловеческие ценности, успешно социализироваться.
Здоровье, счастье и успешность детей – норма жизни в современном обществе. Семья, родители являются основными воспитателями, нравственность и здоровый быт – важнейшие условия семейного воспитания.
Школа призвана помочь семье в воспитании детей и основная главная роль отводится воспитателю. Поэтому эффективность воспитательной работы зависит от взаимоотношений воспитателя с родителями, его умения сотрудничать с семьёй, опираться на её помощь и поддержку. Это кропотливая ежедневная работа и формы, методы её разнообразны.
Основная и главная задача воспитателя – сделать семью своим союзником, единомышленником, создать демократичный стиль отношений. Работать с родителями обучающихся с отклонениями в развитии, гораздо сложнее, необходим индивидуальный подход, ряд специальных рекомендаций по поводу воспитания детей.
Порой с родителями работать значительно труднее, чем с детьми. Работая с родителями, давая оценку поступкам ребёнка, его успехам, удачам и неудачам в учёбе, отношению к своим обязанностям и т.д., необходимо соблюдать корректность и меру. Здесь надо помнить: оценивай конкретный поступок, а не личность ребёнка в целом! Оценивая ребёнка – даёшь оценку и родителям.
На публичных собраниях не допускаются разговоры о слабых сторонах тех или иных детей. Лучше разобрать общие и актуальные для всех вопросы, в индивидуальной же беседе в тактичной форме, делая акцент на положительные характеристики обучающегося, раскрывать волнующую проблему и вместе с родителями искать пути её решения.
“Золотое правило”: относись к людям так, как бы вы хотели, чтобы относились к вам. Помочь ребёнку поверить в себя, раскрыть свою индивидуальность, громко крикнуть на весь мир: “Это я! Любите меня таким, какой я есть!” – вот главнейшая задача семьи и школы.
Осуществить эту нелёгкую задачу можно лишь при отношениях полного доверия и искренности воспитателя и родителей.
Права и обязанности родителей определены в статьях 38, 43 Конституции РФ, главе 12 Семейного кодекса РФ, статьях 17, 18, 19, 52 закона Российской Федерации “Об образовании”. Успешное решение задач воспитания возможно только при условии взаимодействия семьи и школы. Сотрудничество семьи и школы становится все более актуальным и востребованным.
Для полноценного прохождения процесса обучения и формирования личности обучающегося необходим соответствующий микроклимат между педагогами и обучающимися, самими обучающимися, образовательным учреждением и семьей в целом.
Семья – часть общечеловеческого коллектива, важнейший институт социализации подрастающего поколения. Какую бы сторону развития мы не взяли, всегда окажется, что решающая роль в его эффективности на том или ином этапе играет семья.
Задача воспитателя: совершенствование семейного воспитания и повышение педагогической культуры родителей.
Включение семьи в деятельность воспитательной системы класса, школы основано на:
Главное в деятельности воспитателя – создание благоприятных условий для обеспечения взаимопонимания стремлений школы и семьи в развитии личности обучающегося, мотиве его учения, ценностных ориентаций, раскрытия его индивидуальности, творческого потенциала и т.д.
Критерии эффективности работы воспитателя – это сформированность положительного отношения со стороны родителей к школе, престижность ее восприятия, уважительное отношение к педагогическому коллективу.
Результатом работы с родителями должен быть:
Уровни воспитательного потенциала обуславливают основные направления в работе с родителями. Семьи с высоким потенциалом в основном составляют родительский актив класса. Главной задачей в работе с данной группой родителей – привлечь их к активному участию в воспитательной работе класса, к организации помощи семьям со средним и низким потенциалом, использовать передовой опыт педагогического воспитания детей, накопленный в этих семьях. В этих семьях, уважающих детей, наиболее благополучные для воспитания условия.
Одним из путей достижения результатов в работе с родителями является объединение их в сплоченный коллектив, деятельность которого направлена на повышение уровня учебно-воспитательной работы со всеми обучающимися класса.
Формы взаимодействия педагогов с родителями – это способы организации их совместной деятельности и общения. Целесообразно сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм взаимодействия.
Наиболее распространенные коллективные формы коррекционно-воспитательного воздействия:
Групповые формы взаимодействия обусловлены выделением определенных групп родителей по различным признакам. Например:
Трудно привлекать родителей к школе. Поэтому есть выход через внеклассные мероприятия. Именно во внеклассной работе можно собрать воедино обучающихся, родителей и педагогов. Во-первых, необходимо познакомиться с родителями заранее. Знать социальное положение семьи, условия проживания ребенка и уровень подготовленности самого ребенка к школе.
Для осуществления классного руководства – необходимо знать не только обязанности по организации классного коллектива, но и индивидуальные особенности каждого ребёнка. Стараться приблизить каждую семью к школе.
Если ребенок видит своих родителей активно участвующих во всех проводимых мероприятиях, то и он вырастет таким же увлеченным, в жизни, найдет свой правильный путь.
Одной из важных форм установления контактов является родительское собрание. Главное его предназначение – согласование, координация и интеграция усилий школы и семьи в создании условий для развития духовно богатой, нравственно чистой и физически здоровой личности ребенка.
Нередко родительские собрания используются и для того, чтобы повысить педагогическую культуру родителей, их активность в жизни класса, ответственность за воспитание обучающихся.
Чтобы сформировать положительное отношение к школе и обосновать необходимость обучения в этом типе образовательной организации, необходимо использовать разные средства просвещения: знакомство со школой, посещение родителями уроков педагогов, выставок творческих работ, общешкольных праздников.
Практика показывает, что после посещения родителями школы большинство родителей не остаются равнодушными к ней. Так родители видят реальные результаты своих детей в учёбе и труде, у них возникает чувство благодарности школе, укрепляется вера в возможности детей.
Классное родительское собрание проводится, как правило, один раз в четверть, но при необходимости может проходить и чаще. Его результативность во многом зависит от целенаправленности, продуманности и тщательности подготовительной работы учителя и членов родительского комитета. Темы должны быть конкретными:
Родительские собрания нужны:
Подготовка собрания:
Основные элементы подготовки собрания родителей:
Правила поведения классных руководителей на родительском собрании:
Важно, чтобы родители и хороших учеников и неуспевающих, детей с девиантным поведением уходили с собрания с верой в своего ребенка.
Некоторые секреты успешности родительского собрания:
10.Желательно закончить собрание принятием конкретного решения.
Доброжелательная атмосфера в классе и родительском коллективе – это мощный стимул для творческой работы учителя, который так же остро ощущает потребность в признании своих достижений.
Помочь семье в воспитании детей и одновременно поднять ее ответственность за воспитание подрастающего поколения возможно в результате систематической, последовательно организованной работы по формированию у родителей педагогических умений и навыков.
Основная забота – сделать так, чтобы семья положительно влияла на обучающегося. А это не простое дело, требующее много сил, времени и терпения.
Социально-педагогический аспект развития и воспитания подрастающего поколения в условиях школы-интерната непосредственно связан с проблемой формирования классного коллектива. Актуальность данной проблемы не теряется и по сей день. Это можно объяснить несколькими основными причинами. Так, например, массовое внедрение компьютерных технологий, Интернета, компьютерные игры приводят к тому, что дети большую часть времени проводят не в общении друг с другом, а в общении в виртуальном мире. Ввиду этого теряются навыки межличностного взаимодействия, притупляется восприятие другой личности в эмоциональном и ценностном отношении.
Воспитание в коллективе, для коллектива и через коллектив являлось основополагающим положением современной теории воспитания. В настоящее время, когда не только провозглашается, но и делается попытка реализации идей личностно ориентированной педагогики, многие или перестали говорить о проблемах формирования детского коллектива. Но и сейчас коллективное воспитание – одно из общих направлений воспитательной работы. За рубежом идея совместной жизнедеятельности детей всегда являлось и является актуальной, но там не используется понятие «коллектив» и акцент делается на социально-психологические аспекты внутригрупповых отношений. Человек – существо социальное, и начиная с малых лет, он должен жить совместно с другими людьми, вступать с ними во взаимодействие и сотрудничество. Этому можно научиться только в групповом общении и взаимодействии, как бы оно не называлось.
Одной из важнейших задач классного руководителя является единение и сплочение семьи, становление взаимопонимания родителей и детей, создание благоприятных и комфортных условий для развития ребенка в семье и школе. Успешное ее решение возможно, если в основе воспитательной работы заложена идея сотрудничества педагога, родителей и детей.
Для детей родители являются авторитетом, поэтому совместная деятельность сближает и сплачивает коллектив. Чтобы помочь родителям стать для учеников помощником и другом, наставником в формировании дружного детского коллектива, ставятся такие цели:
В качестве примеров традиций можно использовать следующие:
Чтобы научить детей взаимодействовать друг с другом по правилам, можно проводить мероприятие «Тематическая свеча». Оно проводится 1 раз в месяц.
Для создания особой атмосферы разрабатываются правила:
Способы завершения свечи могут быть разными: передача друг другу положительной энергетики, импульса, загадывание желания, постановка ближней или дальней цели, одобрения типа «Мы лучшие!», «У нас все получится!» и т. д..
Это помогает создать романтическую, таинственную атмосферу. Воспитанники учатся прислушиваться друг к другу, формулировать конкретные правила, которые объединяют коллектив. Такая форма проведения классных часов имеет большое воспитательное значение – нет нотаций, все равны. Дети раскрываются, доверяют друг другу и наставнику-педагогу. Учитываются интересы каждого, учащиеся учатся слушать и слышать. Поднимаются и решаются любые проблемы и вопросы.
Ещё один способ работы с классным коллективом – психологическая игра «Черный и белый стул». Её можно проводить, если между детьми сложились доверительные, дружеские отношения.
Смысл игры заключается в том, что если участник садится на белый стул, то одноклассники о нем говорят только хорошее, свойственное ему. Если же садится на черный стул, то объективно называют недостатки, то есть отрицательные особенности. Участник делает вывод, над чем необходимо ему работать. Дети дорожат мнением коллектива и сверстников. Это повышает успеваемость, активность, ответственность.
Организация досуга детей и подростков создает благоприятные условия для их общения, обмена духовными, эмоциональными, личными интересами. У подростков наблюдается стремление более глубоко понять себя, разобраться в своих чувствах, настроениях, отношениях. В наше время увлечь, занять подростка очень сложно, поэтому мы и создаем детские объединения, кружки по интересам, где своими умениями, увлечениями, интересами делимся с ребятами. Увлечь детей – главная задача педагога.
Одним из таких объединений в нашей школе является школьный пресс-центр. Издательская деятельность, занятия в школьном пресс-центре помогают формировать активность у учащихся, самостоятельность, помогают их социализации и самореализации.
Учащиеся, имеющие ограниченные возможности здоровья, должны быть полноправными членами общества, поэтому участвуя в конкурсах, они становятся более уверенными, ответственными и самостоятельными. Это очень важно для наших детей.
В детском объединении «Юный журналист» занимаются ребята с 12 до 16 лет, имеющие нарушения опорно-двигательного аппарата. Ребята отличаются быстрой утомляемостью, неустойчивым вниманием, памятью. Поэтому при организации занятий учитываем индивидуальные особенности наших детей, работаем с детьми как в группе, так и индивидуально, используя определенные формы и методы работы.
Для организации работы школьного пресс-центра написана образовательная программа «Юный журналист», которая помогает выстроить работу школьного пресс-центра и редакции школьной газеты в системе.
В своей работе используем различные формы и методы для заинтересованности ребят, для эффективности проведения занятий. На занятиях ребята знакомятся с историей журналистики [4, с. 12–24], с ее жанрами [8, c. 27–37], культурой написания и оформления газетных материалов [8, с. 64–72]. Все это помогает им осознать свое участие в общем деле – выпуске газеты, научиться общению и работе в группе. В работе с детьми используем групповые и индивидуальные, теоретические и практические формы занятий. Групповые формы работы предполагают выездные экскурсии в типографии, в библиотеки, в учебные заведения, участие в конкурсах по журналистике, подготовку, создание и выпуск школьной газеты.
На индивидуальных занятиях учим ребят писать заметки и статьи в газету, также фотографировать. На теоретических занятиях знакомим ребят с историей журналистики, жанрами, с известными журналистами и их работами. Во время практических занятий посещаем учреждения образования и культуры, работаем над выпуском школьной газеты, проводим встречи с журналистами, работаем с литературой, изучаем материалы СМИ.
В течение учебного года каждый учащийся на занятиях школьного пресс-центра может попробовать себя в качестве журналиста, фотокорреспондента, редактора, технического издателя газеты. Работа над выпуском газеты объединяет ребят, активизирует их, способствует формированию дружеских отношений. В течение учебного года, в начале и в конце проводим анкетирование учащихся [5, с. 90–103].
В своей работе используем разнообразные методы:
В работе с нашими детьми особую роль играют игровые методы.
Для повышения интереса на каждом занятии используем дидактические игры, которые помогают научить ребят грамотно писать, правильно оформлять газету [2, с. 90–103]. Определить результативность работы с детьми на занятиях помогает мониторинг, который проводится в начале и в конце учебного года, а также по необходимости в середине учебного года (промежуточный). В конце учебного года проводим итоговые занятия в форме викторины, игры, круглого стола.
В школе ежемесячно выходит выпуск информационной газеты, рассказывающей о школьных событиях и мероприятиях, выпускаются специальные выпуски поздравительных газет для учителей, мам, ветеранов и другие. Название газеты «Школьный мир» придумали сами ребята в 2008 году, тогда наша газета и стала выходить, в газете есть постоянные рубрики: наши традиции, краеведческая страничка, это интересно, поэтическая страничка, наши достижения и другие.
Ежегодно участвуем с ребятами в городских, областных, международных слетах и конкурсах школьных и молодежных СМИ, которые проходят у нас в городе: «Журмикс», «Nota bene», «Медиаурок», «Юнга +», «Жираф СМИ». И не только участвуем, но и становимся призерами конкурсов и получаем возможность съездить на экскурсию на телестудии города и увидеть, и попробовать себя в роли телеведущих.
Участие ребят в конкурсах способствует развитию и формированию у учащихся силы воли, ответственности, самостоятельности, организованности, творчества. Во время конкурсов проходят мастер-классы, на которых ребята знакомятся с журналистами печатных изданий нашего города, радио и телеведущими, с поэтами и писателями Южного Урала. На конкурсах и слетах проходят выставки печатных изданий образовательных учреждений города и области, на которых у ребят есть возможность познакомиться с оформлением других изданий и событиями, которые происходят в других школах. На каждом конкурсе или слете ребята узнают много интересного и нового по оформлению газеты, написанию статей.
Мы надеемся, что наша газета с каждым годом будет становиться интереснее, будут появляться новые рубрики, творческие корреспонденты, она будет преображаться, становиться красочнее, увеличится количество читателей.
Список литературы
Сборник материалов «Практика обучения, воспитания и социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Вы можете приобрести этот курс, выбрав один или несколько документов, подтверждающих освоение программы:
Печатный экземпляр отправляем Почтой России в течение 3 недель после оплаты. Стоимость - 1200 рублей.
Электронное удостоверение отправляем на электронную почту в течение 3 дней после оплаты. Стоимость - 700 рублей.
Электронный или электронный + печатный. Стоимость от 550 до 950 рублей.
2020 — 2024 © Центр развития компетенций «Аттестатика» — все права защищены.