Методики и технологии организации воспитательной работы в коррекционной школе

В конце страницы к этому курсу прилагается сертификат и удостоверение

Описание

Цель: совершенствование компетенций воспитателей и педагогов коррекционной школы в использовании методик и технологий организации воспитательной работы.

Объём: 72 часа.

Формируемые компетенции:

  • Планирование различных видов деятельности группы и микрогрупп обучающихся в воспитательных целях.
  • Обеспечение участия семьи в проектировании воспитательного процесса в группе обучающихся.
  • Осуществление взаимодействия с педагогическим коллективом образовательной организации, выявление проблем обучающихся в обучении.
  • Проведение с группой обучающихся мероприятий, экскурсий, направленных на формирование у них социальной компетентности.

Программа

Занятие 1. Цель, задачи, основные направления воспитательной работы в коррекционной школе

В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» воспитание рассматривается как целенаправленная деятельность, осуществляемая в системе образования, ориентированная на создание условий для развития и духовно-ценностной ориентации обучающихся на основе общечеловеческих и отечественных ценностей, оказание им помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном становлении.

Воспитание в системе специального образования имеет свои особенности, т.к. неразделимо связано со специальным обучением, коррекционной работой, включается во все элементы жизнедеятельности ребёнка на протяжении всего периода бодрствования в течение дня. Оно включает в себя не только, собственно традиционную для системы образования, воспитательную работу, но и учебную деятельность, коррекционно-педагогическую работу.

Одним из немногих позитивных итогов происходящих в нашей стране перемен, является начальное переосмысление обществом своего отношения к детям-инвалидам, детям с ограниченными возможностями здоровья. За последние годы накоплен достаточно большой инновационный опыт реабилитации детей с особенностями развития, опирающийся на новую стратегию отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья.

Суть этой стратегии заключается в следующем. Любой ребёнок, глубоко умственно отсталый или с нервно-психическими расстройствами, с комплексными нарушениями, не должен быть социальным инвалидом и потенциальным балластом для окружающих, своей семьи, государства в целом – он должен стать оптимально развитой личностью, способной к адекватному вхождению в общественную среду на каждом этапе возрастного становления.

Важно отметить данная система не просто облегчает ежедневную работу, но и показывает каждому воспитателю диапазон его возможностей, побуждает желание пробовать и придумывать эффективные методы и модели в работе с детьми, укрепляет веру в своей значимости как профессионала как личности в целом. Все это незамедлительно сказывается на воспитанниках, они видят в воспитателе друга, партнера, помощника. Дети ощущают ежедневную персональную заботу о себе не как о «ребенке балласте», а как о ЛИЧНОСТИ, которую любят и принимают такой, какая она есть.

Рассмотрим основные направления воспитательной работы в коррекционной школе, особенности работы воспитателя в коррекционной школе, методики организации режимных моментов в коррекционной школе, современные воспитательные технологии.

Целью воспитательной работы в коррекционной школе является формирование социально адаптированной личности посредством создания единого реабилитационно-развивающего пространства.

Задачи воспитательной работы в школе:

  • интеллектуальное, нравственное, культурное, эстетическое развитие воспитанников;
  • воспитание добросовестного отношения к учебе;
  • воспитание сознательной дисциплины;
  • совершенствование правового обучения и воспитания;
  • формирование негативного отношения к вредным привычкам;
  • формирование разносторонних интересов воспитанников через участие в общественной жизни школы, кружках, спортивных секциях;
  • подготовка к успешной социализации обучающихся.

Основные направления воспитательной работы в коррекционной школе:

  1. Нравственное воспитание. Направлено на создание условий для освоения детьми духовных ценностей, подготовки их к самостоятельному выбору в пользу нравственного образа жизни, формирования у подрастающего поколения гуманистического мировоззрения, эстетической культуры, художественного вкуса, морально-этических знаний и убеждений, стремления к самосовершенствованию и воплощению духовных ценностей в жизненной практике.
  2. Гражданское, патриотическое воспитание. Направлено на формирование у подрастающего поколения ценностного отношения к Родине, Отечеству, культурно-историческому прошлому России, привитии детям чувства гордости за свою страну, гражданской ответственности, уважения к государственной символике, Конституции, законам и нормам общественной жизни. Формирования у них знаний родного языка, народных традиций, истории, культуры, природы своей страны и бережного отношения к ним, правового сознания, политической культуры, готовности к самостоятельному политическому выбору, исполнению гражданского долга, формирование активной гражданской позиции и самосознания гражданина Российской Федерации.
  3. Экономическое воспитание. Направлено на подготовку детей к профессиональному самоопределению, на осознание ими общественной и личной значимости труда, перспектив своего личного участия в нём. Формирование представлений об экономической ситуации в России и способности ориентироваться в ней. Развитие трудолюбия, воспитание человека – труженика, формирование трудовых умений и навыков, способностей и потребностей в самореализации в профессиональной деятельности, навыков профессиональной адаптации и поведения на рынке труда.
  4. Физическое и экологическое воспитание, содействие здоровому образу жизни. Направлено на формирование у детей культуры здоровья, потребности в занятиях физической культурой и спортом, интереса к собственному здоровью и готовности поддерживать его в оптимальном состоянии. Задачи развития физической культуры тесно связаны с задачами экологического воспитания. Экологическое воспитание в современных условиях должно быть направлено на формирование экологической культуры детей, включающее в себя экологические знания, бережное, нравственное, эстетическое отношение к природе. Формирование практических навыков экологических деятельности.
  5. Профилактика асоциального поведения. Направлена на преодоление причин, порождающих неблагополучие детей, создание условий равных возможностей жизнеобеспечения и развития детей, независимо от их социального статуса. Целью профилактики асоциального поведения является обеспечение прав детей, находящихся в социально опасной ситуации, их полноценное развитие в условиях социально-экономических реформ, своевременная и комплексная социальная, психолого-педагогическая реабилитация, оптимальное жизнеустройство и интеграция в общество. Формирование навыков социальной и личной компетенции, позволяющих им противостоять приобщению к употреблению ПАВ и раннему началу сексуальной жизни в условиях давления социального окружения. Формировать умения общаться, понимать других людей, их чувства, а также умение отстоять собственное мнение, считаться с мнением окружающих.

Занятие 2. Особенности воспитательной работы в коррекционной работе

В отличие от других школ коррекционно-образовательная школа-интернат или, как их называют, школы VIII вида, по всей стране создавались как школы-интернаты с небольшим количеством обучающихся. И это не случайно, т.к. помимо знаний, даваемых по учебным программам, перед такими школами ставится социальная задача:

  • подготовить своих воспитанников, имеющих умственную отсталость, к самостоятельной жизни в обществе,
  • адаптироваться в естественном социальном окружении.

А это значит, что обучающиеся с отклонениями в развитии должны быть воспитаны так, чтобы их самостоятельное поведение в разнообразных жизненных ситуациях соответствовало бы существующим в обществе нормам. Получить такое воспитание в своих семьях, большинство которых неблагополучные, практически невозможно. Вот поэтому очень важно существование данных школ в виде интернатов.

Жизнь в интернате строится в условиях охранительно-педагогического режима, который предусматривает тщательное планирование всех мероприятий, которые направляют деятельность обучающихся, определяют их поведение. Неукоснительное соблюдение правильного режима способствует формированию нужных навыков и привычек, создает систему условий, щадящих неполноценную нервную систему.

В школах существуют внешние раздражители, истощающие нервные силы ребенка. Это, прежде всего, шум. При длительном воздействии шум вызывает раздражительность, головные боли, утомление даже у здоровых людей. Обучающиеся с отклонениями в развитии легко возбуждаются в шумных условиях, они с трудом переносят большое скопление людей, тесноту. Вот поэтому в таких интернатах должно обучаться небольшое количество детей. Наполняемость классов от 8-14 человек – и не более.

Необходимо постоянно следить, чтобы в школе не было беготни, чтобы дети всегда были спокойны, рядом с ними всегда находится кто-нибудь из взрослых (учитель или воспитатель). Очень важно, чтобы с ребятами работали знакомые им учителя и воспитатели, чтобы они предъявляли к ним единые требования.

Поэтому лучше ставить воспитателя с 1 по 9 класс, а учителей менять только при переходе из начальной школы в старшие классы. Коллектив должен быть в основном стабильным, чтобы дети привыкли к педагогам и их требованиям. Любое изменение привычных для детей условий: нарушение режима, смена учителя или воспитателя, повышенный, резкий тон, – неблагоприятно отражается на их нервной системе. Также неожиданное и неблагоприятное требование вызывает у них раздражение или отказ его выполнять.

Вызывают у умственно отсталых детей утомление и трудная работа, большая дозировка заданий, однообразные уроки, недисциплинированность некоторых учащихся в классе, а также бездеятельность. Все это не дает возможности обучающимся сосредоточить в нужную минуту внимание, затрудняет восприятие учебного материала.

Занятия в школе должны проходить в одну смену, например, с 8:30 до 14:00. Все оставшееся время четко планируется и предусматривает все необходимое: 4-х разовое питание, прогулки, сончас, воспитательские часы, самоподготовки, занятия ребят по интересам, игры, просмотр телепередач.

Все это проводится:

  • на уроках;
  • воспитательных часах;
  • в режимных моментах дня.

Для успешного развития обучающихся необходимо повышать их запас знаний об окружающей действительности, расширять кругозор. Объяснять причинно-следственные связи происходящих явлений природы и событий, обучать правовым нормам жизни в обществе, пропагандировать здоровый образ жизни, поэтому воспитательский час целесообразно посвящать беседам.

Тематику бесед определяет воспитатель в зависимости от возраста, уровня знаний и интересов обучающихся. В основном это беседы:

  • о событиях, происходящих в настоящее время;
  • по красным датам календаря;
  • о Родине, городе и его достопримечательностях;
  • о знаменитых соотечественниках;
  • о природе и богатстве родного края, страны;
  • о профессиях и людях труда;
  • по правилам дорожного движения;
  • по профилактике правонарушений;
  • по профилактике табакокурение, токсикомании, наркомании и алкоголизма.

Учитывая, что большинство обучающихся с отклонениями в развитии с трудом овладевают процессом чтения, страдают различными его нарушениями (дислексией), один день недели воспитательский час лучше отводить для внеклассного чтения. Во время занятий по внеклассному чтению ребята знакомятся с различными печатными изданиями: газетами, журналами, книгами, – знакомятся с авторами статей и биографией писателей. Отрабатываются навыки плавного, беглого и выразительного чтения, умение пересказать прочитанное, высказывать свое отношение к героям и событиям.

Ещё одно направление работы воспитателя – проведение «Час здоровья», на котором осуществляются разнообразные виды работ. Например, если большинство обучающихся школы из неблагополучных семей, в которых родители сами имеют недоразвитие интеллекта, остались без работы или употребляют алкоголь, то дети приходят в школу неухоженными: грязные, в небрежной одежде, страдающие педикулёзом, чесоткой и т. д. Просить ребят привести свой внешний вид и свою одежду в порядок дома бесполезно. Поэтому воспитатели проводят беседы и практикумы по уходу за своим телом, волосами, руками, ногтями, одеждой, обувью, жилищем.

Кроме этого воспитатели в свободное время могут заняться с ребятами мелким ремонтом одежды:

  • пришить пуговицы, петельки;
  • почистить и погладить одежду;
  • помыть и почистить обувь.

Также необходимо заниматьсяя общественно полезным трудом:

  • делать генеральную уборку спален, классов;
  • очищать от мусора, подметать территорию школьного двора;
  • зимой очищать территорию школьного двора от снега.

«Часы здоровья» посвящаются и профилактике различных заболеваний, беседам по профилактике употребления ПАВ, подвижным играм, космическим эстафетам, соревнованиям в спортивном зале и на свежем воздухе.

«Час культуры» воспитатели посвящают беседам и сюжетно-ролевым играм по правилам культурного поведения, обучают слушать музыку, любоваться природой и рассматривать картины, организовывают экскурсии на природу, в картинную галерею, на выставки творческих работ.

«Творческий час» посвящён созданию всевозможных поделок из разных материалов: бумаги, ниток, бисера, стекляруса, теста и природного материала из бросового материала, – шитью, вязанию, рисованию выжиганию.

Занятие 3. Требования к воспитателю коррекционной школы

«Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях». Это высказывание К. Д. Ушинского является правилом для каждого воспитателя.

Большую часть времени дети в специальных (коррекционных) учреждениях проводят, взаимодействуя с педагогом-воспитателем (от 8 до 10 часов в сутки). Отношение педагога-воспитателя специальных образовательных учреждений, умение его взаимодействовать с особым ребенком полностью отражаются на состоянии, поведении, личностных проявлениях детей не только в период пребывания их в интернате, но и в последующие годы.

Педагог-воспитатель находится в процессе непрерывного поиска индивидуальных методов, форм и средств взаимодействия для эффективной помощи ребёнку с ограниченными возможностями. Понимая целостность процесса развития ребёнка, значимость разумного сотрудничества (взаимодействия) с ним, воспитатель должен уметь создавать условия «семейных» доверительных отношений.

Многоплановость профессиональной деятельности педагога-воспитателя и её специфика предъявляет определённые требования к умениям взаимодействия с детьми с ограниченными возможностями.

Воспитатель в коррекционной школе:

  • прививает обучающимся любовь к труду, высокие моральные качества, навыки культурного поведения, необходимость соблюдения ими правил личной гигиены;
  • контролирует выполнение режима дня обучающимися, своевременное выполнение домашнего задания, оказывает помощь в учении и в разумной организации досуга;
  • осуществляет совместно со школьным врачом мероприятия, содействующие укреплению здоровья и физическому развитию обучающихся;
  • поддерживает постоянную связь с учителями, медицинским персоналом, с родителями обучающихся или лицами их заменяющими;
  • привлекает детей к самообслуживанию и другим видам общественно-полезного труда с учётом возраста, пола, физических и психических возможностей детей, норм и требований гигиены охраны их здоровья;
  • не должен оставлять детей одних.

Воспитателю необходимо чётко и целенаправленно планировать свою работу с учётом ежедневной индивидуальной работы с детьми. Воспитатель должен:

  • проводить работу, направленную на максимальную коррекцию недостатков психофизического развития обучающихся, их социальную адаптацию;
  • изучать личность ребёнка, его интересы и использовать полученные материалы для осуществления индивидуального и дифференцированного подхода в процессе обучения и воспитания, учитывать в работе рекомендации и назначения врачей — психиатра и педиатра;
  • в своё рабочее время несёт большую ответственность (по закону) за жизнь и здоровье детей.

Организация режимных моментов воспитателями в коррекционной школе

Приведём примерный режим дня обучающихся коррекционной школы.

Первая смена

7:00. Воспитатель встречает детей. Беседы с обучающимися об их поведении и здоровье.

7:15. Утренний туалет. Ведёт детей умываться. Развивает и закрепляет навыки личной гигиены. Следит за сохранностью школьного имущества (полотенце, мыло, расчёска.)

7:30. Приучает обучающихся проводить уборку классов: проветривать классную комнату, протирают пыль, поливают цветы.

7:45. Ведёт ребят на завтрак. Контролирует поведение детей, воспитывает и прививает навыки культурного приёма пищи.

8:15. Подготовка к урокам. Воспитатель переодевает детей в школьную форму. Следит за тем, чтобы дети были чистыми, рубахи, костюмы и брюки были выглажены и находились в полном порядке. Контролирует, чтобы перед уроками в классе была сделана влажная уборка.

8:30. Передаёт детей учителю, затем отмечает в журнале посещаемости отсутствующих детей.

Вторая смена

14:00 Приём детей от классного руководителя. Необходимо выяснить в беседе с классным руководителем какие проблемы были у детей на уроках, узнать что задано на дом и здесь же зафиксировать себе в план.

14:15 Переодевает детей в домашнюю одежду и ведёт умывать. Следит, чтобы дети правильно и чисто вымыли руки и обязательно пользовались индивидуальным полотенцем для рук, которое по мере загрязненности необходимо менять у прачки.

14:30 Ведёт класс в столовую, в которой учит детей правильно сервировать стол, называет те блюда, которые приготовлены на обед.

14:50 Воспитатель идёт с детьми на улицу или в спортзал. Проводит игры, спортивный час, прогулку. На все эти моменты в рабочем плане указывает формы, методы и цели проводимых мероприятий. Обязательно должна присутствовать и проводиться индивидуальная работа с детьми.

15:00. Ведет ребят в столовую па полдник.

16:00-17:30. Самоподготовка.

17.30. Воспитательский час.

18:30. Ужин. Воспитатель контролирует выполнением санитарно — гигиенических правил, правил приёма пищи.

19:00. Проводы детей на остановку. 

20:00. Подготовка ко сну (ночующих).

21:00. Сон.

Занятие 4. Образовательные и воспитательные функции самоподготовки

Перед самоподготовкой воспитатель напоминает дежурным о том, чтобы в классе была сделана влажная уборка, на столах и в них должен быть порядок. Все учебники, необходимые для выполнения домашнего задания и дневник ученика находятся на столе.

Воспитатель настраивает ребят на самостоятельное выполнение домашней работы с помощью коррекционной минуты, во время которой проводит фронтальную и индивидуальную работу. Коррекционная минутка должна соответствовать тому предмету, домашнее задание по которому будут выполнять ребята следом за ней, так как необходим плавный переход от одного вида деятельности к другому.

В коррекционной школе самоподготовка – одна их форм организации учебного процесса. Это обязательные ежедневные занятия, на которых школьники самостоятельно выполняют учебные задания в строго отведенное время под руководством воспитателя. Как учебное занятие самоподготовка выполняет образовательные и воспитательные функции.

Образовательные функции:

  1. Информационная функция заключается в организации качественного закрепления и повторения системы знаний, полученных на уроках. Она осуществляется через различные упражнения, требующие от школьников самостоятельной индивидуальной работы.
  2. Развивающая функция служит задачам развития познавательных интересов учащихся, их потенциальных возможностей и познавательной деятельности. В процессе самоподготовки развиваются внимание, память, мышление, речь детей, совершенствуются в целом все психические процессы.
  3. Конструктивная функция – самоподготовка способствует появлению у обучающихся навыков планирования своей учебной работы, распределения сил и соразмерения возможностей.
  4. Коммуникативная функция заключается в формировании у обучающихся правильного отношения к знаниям, как опыту предыдущих поколений.
  5. Творческая функция раскрывается в таком подходе к переработке полученных знаний, когда с их помощью у учащихся пробуждается потребность в творческом самовыражении.

Воспитательные функции:

  1. Гигиеническая функция способствует прочному усвоению навыков гигиены умственного труда. Благодаря этой функции у обучающихся вырабатывается устойчивая привычка трудиться в соответствии с гигиеническими требованиями.
  2. Мотивационная функция формирует у обучающихся в процессе систематической самоподготовки потребность в учебной деятельности, стремление применять полученные знания на практике. В результате появляется интерес к самообразованию, положительное отношение к учению.
  3. Формирующая функция способствует настойчивому и последовательному формированию положительных черт характера, жизненно важных качеств личности. Трудолюбие, волевые проявления в достижении цели, активность и многие другие качества формируются в процессе самоподготовки и становятся достоянием ученика.
  4. Организационная функция проявляется наиболее ярко в создании обстановки, необходимой для возникновения рабочей атмосферы, побуждающей к выполнению домашних заданий.

По характеру приготовления домашних заданий самоподготовка может протекать для разных категорий обучающихся в разных видовых состояниях, которые определяются степенью самостоятельной активности обучающихся в выполнении домашних заданий. Каждое состояние может быть охарактеризовано следующим образом. К основным гигиеническим требованиям относятся: 

  • Равномерная и достаточная освещенность всего помещения.
  • Регулярное перемещение учащихся из менее освещенной части класса в более освещенную в течение недели, месяца.
  • Чистота оконных стекол.
  • Недопустимость затемнения окон шторами, цветами и близко растущими деревьями.
  • Использование в весеннее время просвечивающих штор на окнах для защиты от прямых солнечных лучей.
  • Поддержание нормального температурного режима.
  • Регулярное проветривание классных комнат.
  • Использование школьной мебели в соответствии с возрастными данными школьников.
  • Недопустимость эксплуатации вышедшей из строя мебели.
  • Влажная уборка помещения перед самоподготовкой.
  • Поддержание чистоты и порядка в классе.
  • Соблюдение обучающимися личной гигиены.
  • Сохранение у детей правильной позы во время работы.
  • Проведение «физкультминуток».
  • Особое отношение к ослабленным болезнью детям.
  • Устранение шумовых раздражителей.
  • Предоставление обучающимися при длительной самоподготовке перерывов на неорганизованный отдых.

Дидактические требования к самоподготовке: 

  • Занятия по самоподготовке проводятся регулярно, в одно и то же время, имеют определенную продолжительность.
  • Задания обучающие выполняют самостоятельно.
  • Проверка проводится поэтапно (самопроверка, взаимопроверка, проверка воспитателем).
  • Производится первичная поэтапная оценка выполненной работы (самооценка, взаимооценка, оценка воспитателем).
  • Планируется индивидуальная работа со слабоуспевающими обучающимися.
  • Объем и характер заданий регулируются с помощью обоюдных контактов учителей и воспитателей.

К воспитательным требованиям относятся: 

  • Отказ от применения каких-либо мер наказания.
  • Использование разнообразных форм одобрения, стимулирующих любые проявления самостоятельности при выполнении домашнего задания.
  • Содействие прилежному отношению обучающихся к самостоятельной работе.
  • Недопустимость во время самоподготовки назидательных бесед с обучающимися, замечаний, отвлекающих их от работы, выражение принуждения в скрытой форме.
  • Разъяснение ведется в крайних случаях и в ограниченном объеме.
  • Терпимое отношение к промахам обучающихся во время работы.
  • Привлечение обучающихся к посильной помощи товарищам при условии выполнения ими своих уроков.

Выполнение требований поможет сделать самоподготовку эффективным средством повышения успеваемости обучающихся. Воспитатель класса, руководствуясь указанными требованиями во время самоподготовки, сможет поддерживать нужный для самостоятельной работы порядок. Введение в структуру самоподготовки физкультминуток сочетающих различные упражнения, является необходимым условием для поддержания высокой работоспособности и сохранения здоровья детей.

Занятие 5. Методика проведения самоподготовки в коррекционной школе

Самоподготовка планируется по тетради взаимосвязи, которая ведется учителем и воспитателем.

I. Предварительная работа воспитателя перед самоподготовкой

  1. Беседа воспитателя с учителем начальных классов или учителями предметниками по итогам дня, просмотр оценок по журналу.
  2. Консультация воспитателя с учителями по подготовке домашнего задания на следующий день.
  3. Беседа воспитателя с обучающимися класса по итогам дня:

а) поощрения обучающихся, получивших «4» и «5»;

б) выяснение причин получения отрицательных оценок (если это требуется);

в) приготовить все необходимое для проведения самоподготовки (технические средства, раздаточный и демонстрационный материал).

  1. Приготовить класс к работе (сделать влажную уборку, проветрить класс, приготовить мел, тряпку).

II. Требования к воспитателю при подготовке домашнего задания

  1. Подготовка домашнего задания в школе проходит под руководством воспитателя.
  2. Воспитатель не подменяет самостоятельную работу уроками, он выполняет роль организатора, создает доброжелательную рабочую обстановку.
  3. Дифференцированный подход к обучющимся.
  4. Воспитатель должен знать формы и методы работы учителя на уроках (взаимопосещение).
  5. Продуманная работа с логопедами.

III. Организационная часть

  1. Приготовление рабочего места.
  2. Пишется расписание уроков на следующий день на доске и выполняется домашнее задание по каждому предмету.
  3. Рассказать о рациональном использовании рабочего времени, установить регламент по предметам.

IV. Выполнение домашнего задания по старшим классам

  1. Русский язык:

а) предлагается выучить и повторить правило;

б) опрос правил с приведением примеров;

в) воспитатель предлагает прочитать про себя письменное задание от начала до конца;

г) вопрос воспитателя «Кому не ясна цель упражнения?». Объяснить индивидуально. В процессе самостоятельной работы воспитатель контролирует работу обучающихся, следит за рациональным использованием времени, за аккуратностью выполнения, посадкой и отмечает лучшие работы.

  1. Математика:
  2. Предлагается выучить и повторить правило.
  3. Опрос правил.
  4. Самостоятельное выполнение письменного домашнего задания.

Воспитатель контролирует работу обучающихся и проводит индивидуальную работу со слабыми обучающимися (дает возможность подумать, осторожно наводит на мысль).

По чтению, истории, географии, естествознанию предлагается учить самостоятельно, а затем сильные проверяют средних обучающихся. Слабых обучающихся воспитатель проверяет сам. Пересказ ведется вполголоса, чтобы не мешать другим.

V. Выполнение домашних заданий по начальным классам

  1. Русский язык:
  • повторение правил;
  • выяснение цели упражнения и разбор (2 примера);
  • остальное выполняют самостоятельно.
  1. Математика:
  • устный счет задачи или примеров;
  • самостоятельная работа по выполнению примеров и задач.
  1. Чтение:
  • читать вслух обязательно на каждом занятии самоподготовки;
  • отрабатывать технику чтения.

Деятельность воспитателя на самоподготовке:

  1. Учит детей правильному процессу запоминания:

а) запомнить главное;

б) запомнить не слова, а предложения и цепочку мыслей;

в) правильно формулировать свои мысли.

  1. На самоподготовке воспитатель использует наглядность, рекомендуемую учителем:

а) произведения изобразительного искусства;

б) дидактический материал;

в) исторические и географические карты.

  1. Индивидуальная работа проводится через дифференцированные задания, составленные учителем.
  2. Воспитатель чутко, внимательно следит за обучающимися, проводит физкультминутку.
  3. Методы проверки выполнения домашнего задания:

а) просмотр письменного задания;

б) устный опрос по вопросам учебника или по вопросам, рекомендованным учителем;

в) опрос парно-коллективным методом;

г) игровая форма (конкурсы, соревнования, викторина).

  1. Подведение итогов самоподготовки:

а) анализ самоподготовки детей (поощрение обучающихся за аккуратно правильно выполненные задания и хорошие устные ответы). Демонстрация лучших тетрадей;

б) запись в тетрадь взаимосвязи о степени усвоения домашнего задания.

Требования к проведению самоподготовки:

  1. Помещение — чистое, проветренное.
  2. Рассаживать обучающихся слабоуспевающих, неусидчивых – ближе к себе , имеющих слабое зрение – ближе к свету.
  3. Координировать поведение детей, возбудимых – сдерживать от поспешности; медлительных — побуждать к деятельности; неуверенных — подбадривать.

Выполнение домашних заданий является одной из основных форм самостоятельной учебной работы обучающихся. В условиях школы-интерната домашние задания выполняются обучающимися самостоятельно под контролем педагога. По своей значимости самоподготовка является вторым режимным моментом после учебной работы на уроке. Успешное проведение самоподготовки способствует решению одной из главных задач коррекционной школы-интерната – формированию у обучающихся умения трудиться. С решением этой задачи связаны коррекционно-воспитательные цели и задачи самоподготовки:

  1. Воспитание у детей добросовестного отношения к выполнению задания.
  2. Формирование у обучающихся устойчивого желания самостоятельно трудиться, побуждение у них чувства долга по отношению друг к другу, к коллективу группы, к учителю и воспитателю.
  3. Воспитание у детей упорства, усердия, целеустремлённости, воли и любви к учению.
  4. Развитие у обучающихся активности и интереса к выполненной работе.
  5. Воспитание чувства ответственности, формирование умения работать в коллективе.

Занятие 6. Технологические моменты проведения самоподготовки в коррекционной школе

Задачи воспитателя на самоподготовке

  • формирование у обучающихся умения распределять время, отведенное на самоподготовку;
  • определять порядок выполнения домашних заданий;
  • воспитание чувства взаимопомощи и доброжелательного отношения к товарищам.

Самоподготовка — продолжение учебного процесса. Однако значительно отличается от урока методикой организации и проведения. Если основное дело учителя дать обучающимся систематические знания, сформировать навыки самостоятельной работы, то главная задача воспитателя – закрепление знаний, полученных на уроках, обучение работать в коллективе, строго соблюдая режим работы: вовремя начинать и заканчивать самоподготовку, делать перерывы, воспитывать чувство времени, сознательное отношение к выполнению домашних заданий.

Успех выполнения домашних заданий зависит от качества его объяснения на уроке. Одним из условий успешной самоподготовки является оптимальная дозировка домашних заданий. Она должна быть более доступного умственно отсталым детям, рассчитана на самостоятельное выполнение ими и небольшая по объёму. При выполнении непомерно больших заданий дети вынуждены спешить, при этом нервничают, приучаются к небрежности и безответственности.

Этапы самоподготовки

  1. Подготовительный: влажная уборка класса, подготовка доски и рабочего места.
  2. Организационный: настройка детей на самостоятельное выполнение домашнего задания, аккуратную работу.
  3. Работа с дневниками (Начиная с третьего класса).
  4. Дидактические игры и упражнения, логопедическая минутка (Предшествует соответствующему предмету).
  5. Самостоятельная работа обучающихся: индивидуальная работа со слабыми обучающимися, работа над выразительным чтением, над развитием речи. Просмотр работ обучающихся.
  6. Первым выполняется самый сложный предмет, чаще математика или русский, чтение – если надо выучить наизусть стихотворение.
  7. Физкультминутка.
  8. Устные предметы: чтение тихим голосом, ответы на вопросы должен дать воспитатель или учитель.
  9. Проверка домашнего задания: у одной группы обучающихся, для письменных работ можно организовать самопроверку, взаимопроверку. Если большинство детей не поняли материал, то он не выполняется.
  10. Итог самоподготовки. Воспитатель проводит оценку деятельности обучающихся. Можно использовать элементы соревнования, оценку за прилежание.

Сложность домашних заданий не должна превышать сложности заданий, выполненных в классе под руководством учителя, а объём задания должен составлять одну треть объёма учебной работы на уроке.

1 класс домашнее задание не задаётся.

2-3 классы – до 1 часа.

4-5 классы – до 1,5 часов.

Это максимальные сроки.

В школе-интернате домашнее задание выполняют в тех же самых классах, где проходят уроки, за своей партой. Класс должен быть чистым, проветренным. Дежурные протирают парты, подметают пол, развешивают карты, другие наглядные пособия, которые подбирают учитель и воспитатель.

На столе воспитателя раскладывают дидактический материал, книги для дополнительного чтения. Постепенно обучающиеся привыкают ежедневно перед началом самоподготовки просматривать расписание уроков и заранее подготовить всё необходимое для выполнения домашних заданий. Учебники, тетради и пособия раскладывают в нужной последовательности; в соответствии с порядком выполнения задания по учебным предметам.

Во время самоподготовки основная обязанность воспитателя создать условия для самостоятельной работы детей. Воспитатель не должен проводить фронтальное объяснение, но это не означает, что он только присутствует при самоподготовке. Воспитатель создаёт рабочую обстановку, закрепляет умение детей работать с учебниками, пособиями, рационально распределять время, планирует работу, учит их работать, не мешая товарищам, аккуратно и добросовестно выполнять домашние задания, следить за их посадкой, приучать детей организовано садиться на свои места, быстро включаться в работу. Если многие не справились с домашним заданием, то выполнение этого задания надо приостановить и сообщить об этом учителю.

Требования к самоподготовке

  1. Обязательная связь воспитателя и учителя (Взаимопосещение раз в месяц).
  2. Объём домашнего задания (1/3 от классной работы).
  3. Разумное чередование предметов при выполнении домашнего задания.
  4. Индивидуальный и дифференцированный подход к обучающимся в ходе работы.
  5. Соблюдение охранительного педагогического режима.
  6. Требование методики: 1 класс нет самоподготовки. Коррекционно-развивающие игры, ролевые игры. 2 — 4 классы: 1 час с физкультминутками. 5- 9 классы: 1,5 часа с физкультминутками и переменой.

Правила выполнения задания по предметам

Чтение

  1. Старайся читать целыми предложениями, а не словами.
  2. Когда прочитал рассказ, закрой книгу и перескажи про себя главное из прочитанного.
  3. Попробуй ответить на вопросы, которые даны в учебнике к прочитанному рассказу или составленному учителем. Если не сможешь ответить прочитай рассказ снова.

Письмо

  1. Прочитай внимательно задание.
  2. Вспомни на какое правило дано задание. Если забыл, найди это правило в учебнике или тетради и повтори.
  3. Сначала прочитай всё предложение, а затем запиши его в тетрадь.
  4. Если нашёл ошибку, аккуратно исправь её, зачеркни неверную букву (слово) и сверху напиши верную букву (слово).

Математика

  1. Открой учебник на нужной странице и тетрадь с классной работой. Сначала повтори пройденное правило, затем посмотри, как решились задачи в классе.
  2. Прочитай 2 раза условие заданной задачи, обрати внимание на содержание и числовые данные.
  3. Повтори про себя условие задачи, если что либо забыл прочитай ещё раз.
  4. Запиши сокращенное условие задачи.
  5. Определи, что необходимо знать для получения ответа на основной вопрос задачи.
  6. Раньше сформируй вопрос к действию, а потом его выполняй.
  7. Перед решением примеров повтори необходимое правило, посмотри в тетрадь, как решились такие же примеры в классе.
  8. Закончив выполнение задания, проверьте правильно ли оно выполнено.
  9. Найденную ошибку зачеркни и сверху напиши правильный ответ.

Схема анализа проведения самоподготовки

  1. Объём домашней работы и доступность детям.
  2. Приёмы работы воспитателя, настраивающие детей на самостоятельное выполнение домашнего задания.
  3. Отношение к выполнению домашнего задания (по предметам).
  4. Занятость обучающихся на самоподготовке (тем кто успел выполнить домашнее задание либо игра, либо чтение книг).
  5. Самостоятельность обучающихся при выполнении домашнего задания.
  6. Работа воспитателя по предупреждению ошибок, повторение правил, игра и так далее.
  7. Осуществление индивидуального и дифференцированного подхода.
  8. Особенности работы с отдельными детьми и её результативность.
  9. Коррекционная направленность методов и приёмов работы воспитателя, используемых в ходе работы.
  10. Качество выполнения домашнего задания ребятами.
  11. Соблюдение охранительного режима (Физкультминутка).
  12. Роль личности воспитателя (Внешний вид, отношение с детьми, манера держаться, умение предупреждать и ликвидировать конфликтные ситуации, владение дисциплиной).
  13. Выводы и общие оценки.
  14. Замечания и рекомендации

Занятие 7. Организация и проведение физкультминуток

Первые признаки утомления во время самоподготовки  служат сигналом к выполнению физкультминуток. Внешними проявлениями утомления является то, что дети начинают чаще отвлекаться, теряют интерес и внимание, ослабевает память, нарушается

почерк, снижается работоспособность.

Физкультминутки могут быть использованы всеми воспитателями, особенно в младших классах. Они положительно влияют на деятельность мозга, активизируют сердечно-сосудистую и дыхательную системы, улучшают кровообращение внутренних органов, улучшают работоспособность нервной системы.

Длительность физкультурных минуток обычно составляет 1-5 минут и включает комплекс из трех-четырех правильно подобранных упражнений, повторяемых 4-6 раз. За такое короткое время удается снять общее или локальное утомление, значительно улучшить самочувствие детей.

Требования к проведению физкультминуток:

  • комплексы подбираются в зависимости от вида занятия, его содержания, должны быть разнообразны, так как однообразие снижает интерес детей к ним, а, следовательно, их результативность;
  • физкультминутка проводится на начальном этапе утомления, положительном эмоциональном фоне, так как более позднее их проведение не дает желаемого результата;
  • предпочтение нужно отдавать упражнениям для утомленных групп мышц;
  • для каждого класса необходимо выработать 2-3 условных вербально-поведенческих знака («якоря» в терминологии нейролингвистического программирования), позволяющих быстрее и эффективнее переключать обучающихся в другой режим деятельности.

Виды физкультминуток:

  • упражнения для снятия общего или локального утомления;
  • упражнения для кистей рук;
  • гимнастика для глаз;
  • гимнастика для улучшения слуха;
  • упражнения для профилактики плоскостопия;
  • упражнения, корректирующие осанку;
  • дыхательная гимнастика.

При проведении физкультминутки возможны следующие ошибки:

  • подбор упражнений без учета вида деятельности на данном уроке;
  • увеличение или уменьшение продолжительности упражнений (не учитывается степень утомления детей);
  • выполнение движений с недостаточной амплитудой движений.

Методическая разработка по физкультминуткам в коррекционной школе

Занятие 8. Методика организации разных видов воспитательного часа в коррекционной школе

Рассмотрим методику проведения часа здоровья, часа культуры и творческого часа.

Методика проведения часа здоровья

  1. Сформулируйте тему, цель и задачи ( обучающая, коррекционно-развивающаю, воспитательная ), связанные с учебной программой и с работой по коррекционному развитию обучающихся с нарушением интеллекта.
  2. Разработайте структуру занятия. При этом обязательно соблюдать охранительный педагогический режим (проветривание перед занятием, возможна влажная уборка, соблюдение техники безопасности (инструктаж), тактичное поведение воспитателя, предупреждение конфликтных ситуаций между детьми, организация окончания занятия, подготовка рабочего места).
  3. Выберите форму проведения часа здоровья: беседа, работа с книгой, спортивные игры, сюжетно-ролевые игры, эстафеты, соревнования, практикумы, викторины и т. д.)
  4. Запланируйте подведение итогов.
  5. Соблюдайте продолжительность занятия: в младших классах — 20 — 35 минут, в старших классах — 35 минут.

Методика проведения часа культуры

  1. Сформулируйте цель.
  2. Поставьте задачи: обучающую (связана с учебной программой), развивающую (связана с работой по коррекционному развитию детей с нарушением интеллекта), воспитательную (связана с обучением детей выполнять правила культурного поведения в школе, на улице, в общественных местах, умением анализировать свои поступки и делать выводы)
  3. Выберите материал, учитывая его доступность, возрастные и психофизические особенности школьников.
  4. Обязательно соблюдайте охранительно-педагогический режим (проветривание комнаты, влажная уборка, тактичное поведение воспитателя).
  5. Выберите форму проведения занятия: беседа, литературно-музыкальная композиция, сюжетно-ролевая игра, инсценировка, практикумы.
  6. Основные методы работы над правилами по культуре поведения – разъяснение и приучение, организация жизни детей в соответствии с требованиями правил.
  7. Проводите поэтапную работу по культуре поведения:

1 этап — подготовка к занятию,

2 этап — проведение занятия,

3 этап — повседневная работа.

  1. Проводите индивидуальную работу с обучающимися.
  2. Воспитатель должен быть образцом поведения для обучающихся.
  3. Воспитание культуры поведения проходит успешнее, если родители и школа осуществляют единые требования к поведению детей.
  4. При анализе и планировании необходимо знать, какими навыками, умениями и новыми знаниями обогатятся дети.
  5. Подведите итог.

Методика проведения творческого часа (при работе с различными материалами)

При подготовке творческого часа очень важны предварительная работа и ход мероприятия.

Предварительная работа:

  1. Воспитатель подбирает темы согласно способностям обучающихся данного возраста.
  2. Подбирает иллюстрации, готовит образцы для показа обучающимся.
  3. Выбирает темы учащимися и беседы с каждым обучающимся по выбранной теме об особенностях работы с материалом данного вида.
  4. Подготовка заготовок для основной работы, которая выполняется на предшествующем творческом часе или в свободное время.

Ход творческого часа:

  1. Сообщение темы, вступительная беседа.
  2. Словарная работа.
  3. Каждый обучающийся или подгруппа называет свою работу, из какого материала она будет выполняться.
  4. Инструктаж по технике безопасности при работе с различными инструментами.
  5. Соблюдение первого правила рабочего человека: «Содержи рабочее место в порядке».
  6. Выполнение работы обучающимися (индивидуальная помощь воспитателя).
  7. Анализ работ: отмечается аккуратность выполнения, соблюдения пропорции предмета, композиция.
  8. Ценность работы: применение в жизни сделанного изделия.
  9. Подведение итогов выполнения работы.

Занятие 9. Методика проведения прогулки

Прогулка – одна из форм активного отдыха, служащая для восстановления работоспособности обучающихся. По характеристике двигательных процессов прогулка органически дополняет содержание занятий, связанных с пребыванием детей на воздухе. Но было бы неверно рассматривать прогулку только с точки зрения физического развития школьников.

Воспитательные возможности этой формы активного отдыха многогранны. Прогулка очень близка к экскурсии и включает в себя ряд признаков, свойственной последней, хотя процессы познания осуществляются здесь несколько иначе. Во время прогулки осуществляется широкое и многообразное общение ребёнка с товарищами по классу и воспитателем, в процессе которого идёт активный обмен разнообразной информацией.

Во время прогулки дети через зрительное восприятие знакомятся с окружающим миром. Зрительная оценка изменений в окружающем мире у детей происходит мгновенно, причём продуктивный процесс обогащения и переработки информации идёт за счёт непосредственных наблюдений.

Велико значение прогулки в формировании нравственности ученика. Всё многообразие жизни оставляет в сознании ребёнка неизгладимый след, учит его согласовывать своё поведение с общепринятыми нормами.

Прогулки можно свести к двум основным группам: оздоровительно-воспитательные и образовательно-воспитательные.

Оздоровительно-воспитательные прогулки подразделяются на спортивные, игровые, поисковые, вольные, маршрутные.

  • Спортивные. Во время лыжных или велосипедных прогулок отрабатываются умение пользоваться лыжами или велосипедом. При этом нельзя допускать перегрузки обучающихся и превращать прогулки в тренировочные или соревновательные занятия.
  • Игровые прогулки включают в себя элементы поиска, выполнения задания.
  • Во время поисковой прогулки осуществляют выбор будущих маршрутов, мест, где в будущем можно организовать коллективные игры, а также ведут сбор природных материалов, пригодных для труда, гербариев.
  • Вольные прогулки проводятся по желанию детей, которые сами выбирают маршрут, цель, темп движения, Частое их применение нежелательно, так как может превратить прогулку в бесцельное времяпрепровождение.
  • Маршрутные прогулки основываются на постоянно меняющихся маршрутах движения. Маршруты могут быть укороченными или наоборот, удлинёнными. Со временем обучающиеся будут хорошо знать районы города, посёлка, прилегающие к школе.

Образовательно-воспитательные прогулки можно подразделять на ознакомительные, демонстрационные, обзорные, практикуемые.

  • Ознакомительные прогулки поверхностно знакомят детей с отдельными предметами и явлениями окружающего мира.
  • Во время демонстрационных прогулок воспитатель обязательно должен комментировать увиденное. Например, отметить своеобразие архитектурных украшений дома, обратить внимание на редкое растение (у нас в парке лиственница), мемориальную доску и т.д. Часто прогулка завершается беседой, во время которой сообщаются какие то дополнительные данные об объекте.
  • Практикуемые прогулки предполагают практику применения правил поведения на улице, переход через дорогу и тому подобное.

Каждая прогулка независимо от своего характера должна иметь одну или несколько педагогических целей, которые предусматривают воспитание, образование, развитие личности обучающегося или коллектива. Время, проводимое на прогулке, колеблется от 1 до 2-х часов. В младших классах прогулка более продолжительна, чем в старших.

В холодное время длительность прогулки сокращается, зато темп её возрастает. Проводятся подвижные игры («Третий лишний», «Уголки»), спортивный игры.

Прогулка начинается с сообщения её цели. Воспитатель должен проследить за одеждой обучающихся и организованным выходом детей из школы, напоминает о правилах поведения на улице и сообщает маршрут.

По окончании прогулки проходит проверка наличия состава группы. Подводит краткий итог прогулки.

Занятие 10. Методика проведения экскурсии

Экскурсия – составная часть системы занятий на воздухе. Продолжительность экскурсии: 2-2,5 часа, протяженность маршрута 2—З км. На экскурсиях преобладает двигательная и игровая деятельность обучающихся.

Цель экскурсии: обеспечить отдых и восстановить умственную работоспособность детей, ненавязчиво организовать их деятельность.

Воспитательно-образовательная задача: формирование знаний о неживой природе, связях между объектами и явлениями природы.

Неотъемлемая часть усвоения знаний – сенсорная культура – совершенствование анализаторов, накопление чувственного опыта, формирование элементарных природоведческих понятий. Усвоение детьми знаний должно быть тесно связано с развитием их познавательных способностей, сенсорного аппарата, логического мышления, внимания, речи, наблюдательности и любознательности.

Интерес к природе тоже необходимо воспитывать. Пребывание и труд детей в природе нужно использовать для их здоровья и физического развития. Красота природы является одним из средств эстетического воспитания.

Каждая экскурсия должна отвечать следующим требованиям:

1) двигательная деятельность детей (т.е. ходьба) должна быть основой;

2) экскурсия не должна вызывать переутомления;

З) необходимо разнообразить маршрут, объект, содержание, источник информации;

4) содержание экскурсии следует обогащать кратковременными беседами на нравственные темы, побуждая детей к высказываниям;

5) каждая экскурсия посвящается объяснению одного, двух понятий, вокруг которых группируется сообщаемая информация.

Экскурсия состоит из З -х этапов: подготовка, проведение и закрепление полученных знаний.

Необходимо заранее готовиться к экскурсии:

  1. Наметить тему. Нужно, чтобы название звучало эмоционально в проблемно.
  2. Определить цель, задачи и составить предварительный план.

З. Выбрав место проведения экскурсии, заранее побывать там, разработать маршрут, предусмотреть места для подвижных игр, информации, наблюдений, сбора природного материала, общественно полезной деятельности учащихся.

  1. Уточнить содержание воспитательного и познавательного материала, отобрать игровой материал, стихи, загадки, викторины.
  2. Продумать методику проведения экскурсионного занятия.
  3. Спланировать организационные формы деятельности обучающихся:
  • когда и где проводить массовые и групповые наблюдения;
  • сбор природного материала;
  • выполнение общественно-полезных дел;
  • распределить обязанности между подгруппами или отдельными обучающимися.
  1. Продумать, к каким обобщениям, выводам надо подвести обучающихся, как оценить их воспитанность и дисциплинированность.

Предварительно с детьми проводится беседа, на которой сообщается тема и цель экскурсии. Оговаривается, что надо взять с собой, как одеться, полезно ознакомить обучающихся с памяткой поведения в природе.

Некоторые обучающиеся получают задания: подготовить сообщения, выучить загадки, стихи, организовать выставку, провести игру и прочее.

Каждая экскурсия начинается с построения — это хорошо дисциплинирует детей. Проверив по списку общее количество детей, обратить внимание на их одежду и обувь. К месту экскурсии идём колонной по 2 человека с направляющими впереди и замыкающими позади.

При проведении природоведческой экскурсии ведущим методом становится наблюдение объектов, предметов, явлений и руководящее слово воспитателя. В ходе экскурсии постоянно обращаем внимание детей на красоту окружающей природы, подчёркиваем необходимость бережного отношения к ней.

Все явления природы рассматриваем в тесной взаимосвязи и развитии, что помогает заложить у обучающихся ростки экологического воспитания. Более эмоциональному восприятию способствует чтение стихотворений о природе. Подведение итогов экскурсий проводится в виде обобщающей беседы. Это необходимо для того, чтобы ребята правильно объясняли отдельные явления природы.

Поэтому при закреплении материала воспитатель отвечает на все вопросы детей, выясняет, все ли правильно восприняли материал. Закрепление знаний, полученных в ходе экскурсии, будет продолжаться в дальнейшем на внеклассных занятиях и уроках в виде небольших сообщений, демонстраций рисунков, поделок.

Занятие 11. Методика проведения беседы

Беседа – организованный разговор воспитателя с детьми, посвящённый одному какому-либо вопросу. Диалог-разговор, беседа является основной формой речевого общения ребёнка со взрослыми и своими сверстниками.

В школьной педагогике термином «беседа» называют один из методов передачи теоретических знаний по любому предмету – чтению и развитию речи, истории, и т.д. В процессе беседы развивается и умение беседовать, т. е. развивается умение вести диалог, и, следовательно, речь обогащается соответствующими синтаксическими формами, а также лексикой, отражающей данную область действительности.

Тему беседы воспитатель планирует заранее: подбирает к ней материалы, иллюстрации, проводит подготовительную работу с детьми, продумывает ход беседы.

Тема беседы должна быть близка и понятна детям. Продолжительность беседы —25—40 минут. В беседе вполне уместны игровые приёмы эмоционального характера: небольшие словесные игры, игровые упражнения, загадки, слушание музыки, чтение художественной литературы, физкультминутки.

Почти в каждой беседе воспитатель применяет наглядный материал. Назначение его разнообразно: он помогает сосредоточить внимание детей, уточняет или обогащает их знания, облегчает участие в беседе подключением разнообразных анализаторов. Материал, используемый в качестве наглядности, должен ярко иллюстрировать программное содержание беседы.

В беседе воспитатель:

  1. Уточняет и упорядочивает опыт детей, т. е. те представления и знания о жизни людей и природы, которые дети приобретают во время наблюдений под руководством педагога в разнообразной деятельности, в семье, в школе.
  2. Воспитывает у детей правильное отношение к окружающему.
  3. Приучает детей целеустремлённо и последовательно мыслить, не отвлекаясь от темы беседы.
  4. Учит просто и понятно излагать свои мысли. При проведении беседы воспитатель должен стремиться к тому, чтобы все дети были активными её участниками.

В беседах дети приобретают знания, умения и навыки, которые необходимы для дальнейшей жизни. Основным приёмом обучения в беседе являются вопросы. Используются вопросы различной сложности: как по содержанию, так и по форме. Особенно важны вопросы, требующие от детей умозаключений, суждений, устанавливающие связи между объектами.

В беседе используются различные приёмы словарной работы, для обучения родному языку, для активизации, обогащения, уточнения словарного запаса детей. Как приём словарной работы используется хоровое повторение слов детьми вместе с воспитателем.

Структура беседы

1 вариант. Запланированная этическая беседа

  1. Объявление темы.
  2. Чтение подобранного материала.
  3. Постановка вопросов, направленных на анализ прочитанного материала, на вскрытие моральных понятий.
  4. Самостоятельные попытки обучающегося определить содержание, основные признаки того или иного морального понятия. Обобщения воспитателя.
  5. Обсуждение с обучащимися того, как они в своей жизни и поведении следуют данной норме.
  6. Обсуждение практических дел по закреплению моральных норм жизни.

Заранее запланированных бесед о морали должно быть немного: одна в месяц, т.е. девять в течение учебного года.

2 вариант. Незапланированная этическая беседа

  1. Объявление темы.
  2. Рассказ о конкретном факте, с предложением к обучающимся высказать своё мнение.
  3. Обсуждение с обучающимися факта, сообщённого воспитателем, определение понятия.
  4. Определение практических дел на будущее.

Беседы на моральные темы оказывают большое влияние на всю разнообразную деятельность детей и их поведение.

З вариант. Беседа о родном городе

  1. Начало беседы. Разговор о том, какие города дети знают, как называется наш город. Постановка цели беседы.
  2. Словарная работа. Познакомить детей с новыми словами, которые встретятся в данной беседе.
  3. Чем знаменит наш город, какой продукцией он делится с другими городами. Сказать о трудолюбии людей, пояснить, что трудом славен наш город, этим мы гордимся. Показать соответствующие фотографии.
  4. Достопримечательности города, красивые места, памятники.
  5. Где отдыхают люди нашего города, где бывали дети с родителями.
  6. Конец беседы. Рассматривание и классификация фотографий о родном городе.

Такие беседы воспитывают в детях любовь к родному городу, чувство гордости за него и патриотические чувства.

Занятие 12. Организация работы с родителями

Успех воспитания обучающихся с отклонениями в развитии во многом определяется системностью и согласованностью работы школы и семьи. Вся работа должна быть направлена на развитие личностных качеств детей, коррекция недостатков развития с опорой на сохранные стороны личности, поиск оптимальных условий и средств воспитательного воздействия. В этой связи возникает потребность совершенствования семейного воспитания.

Главной задачей воспитателя является организация системы работы с родителями. Цель этой работы – помочь ребёнку стать уверенной зрелой личностью, которая сможет понимать и принимать общечеловеческие ценности, успешно социализироваться.

Психолого-педагогическое просвещение родителей

Здоровье, счастье и успешность детей – норма жизни в современном обществе. Семья, родители являются основными воспитателями, нравственность и здоровый быт – важнейшие условия семейного воспитания.

Школа призвана помочь семье в воспитании детей и основная главная роль отводится воспитателю. Поэтому эффективность воспитательной работы зависит от взаимоотношений воспитателя с родителями, его умения сотрудничать с семьёй, опираться на её помощь и поддержку. Это кропотливая ежедневная работа и формы, методы её разнообразны.

Основная и главная задача воспитателя – сделать семью своим союзником, единомышленником, создать демократичный стиль отношений. Работать с родителями обучающихся с отклонениями в развитии, гораздо сложнее, необходим индивидуальный подход, ряд специальных рекомендаций по поводу воспитания детей.

Порой с родителями работать значительно труднее, чем с детьми. Работая с родителями, давая оценку поступкам ребёнка, его успехам, удачам и неудачам в учёбе, отношению к своим обязанностям и т.д., необходимо соблюдать корректность и меру. Здесь надо помнить: оценивай конкретный поступок, а не личность ребёнка в целом! Оценивая ребёнка – даёшь оценку и родителям.

На публичных собраниях не допускаются разговоры о слабых сторонах тех или иных детей. Лучше разобрать общие и актуальные для всех вопросы, в индивидуальной же беседе в тактичной форме, делая акцент на положительные характеристики обучающегося, раскрывать волнующую проблему и вместе с родителями искать пути её решения.

“Золотое правило”: относись к людям так, как бы вы хотели, чтобы относились к вам. Помочь ребёнку поверить в себя, раскрыть свою индивидуальность, громко крикнуть на весь мир: “Это я! Любите меня таким, какой я есть!” – вот главнейшая задача семьи и школы.

Осуществить эту нелёгкую задачу можно лишь при отношениях полного доверия и искренности воспитателя и родителей.

Права и обязанности родителей определены в статьях 38, 43 Конституции РФ, главе 12 Семейного кодекса РФ, статьях 17, 18, 19, 52 закона Российской Федерации “Об образовании”. Успешное решение задач воспитания возможно только при условии взаимодействия семьи и школы. Сотрудничество семьи и школы становится все более актуальным и востребованным.

Для полноценного прохождения процесса обучения и формирования личности обучающегося необходим соответствующий микроклимат между педагогами и обучающимися, самими обучающимися, образовательным учреждением и семьей в целом.

Семья – часть общечеловеческого коллектива, важнейший институт социализации подрастающего поколения. Какую бы сторону развития мы не взяли, всегда окажется, что решающая роль в его эффективности на том или ином этапе играет семья.

Задача воспитателя: совершенствование семейного воспитания и повышение педагогической культуры родителей.

Взаимодействие воспитателя и семьи

Включение семьи в деятельность воспитательной системы класса, школы основано на: 

  • Гуманистическом стиле общения и взаимодействия;
  • Уважительном отношении семьи и школы к ребенку и друг к другу;
  • Систематическом повышение психолого-педагогического уровня (учителей и родителей);
  • Умении конструктивно подходить к разрешению конфликтов.

Главное в деятельности воспитателя – создание благоприятных условий для обеспечения взаимопонимания стремлений школы и семьи в развитии личности обучающегося, мотиве его учения, ценностных ориентаций, раскрытия его индивидуальности, творческого потенциала и т.д.

Критерии эффективности работы воспитателя – это сформированность положительного отношения со стороны родителей к школе, престижность ее восприятия, уважительное отношение к педагогическому коллективу.

Результатом работы с родителями должен быть: 

  • повышение психолого-педагогической культуры родителей;
  • знание принципов коррекционной работы в школе;
  • реализация личностно-профессионального роста педагогов;
  • раскрытие личностного потенциала обучающихся в воспитательной системе школы.

Уровни воспитательного потенциала обуславливают основные направления в работе с родителями. Семьи с высоким потенциалом в основном составляют родительский актив класса. Главной задачей в работе с данной группой родителей – привлечь их к активному участию в воспитательной работе класса, к организации помощи семьям со средним и низким потенциалом, использовать передовой опыт педагогического воспитания детей, накопленный в этих семьях. В этих семьях, уважающих детей, наиболее благополучные для воспитания условия.

Формы взаимодействия с родителями

Одним из путей достижения результатов в работе с родителями является объединение их в сплоченный коллектив, деятельность которого направлена на повышение уровня учебно-воспитательной работы со всеми обучающимися класса.

Формы взаимодействия педагогов с родителями – это способы организации их совместной деятельности и общения. Целесообразно сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм взаимодействия.

Наиболее распространенные коллективные формы коррекционно-воспитательного воздействия: 

  • родительское собрание;
  • диспут-размышление по проблеме воспитания;
  • встреча родителей с администрацией школы;
  • дни открытых дверей и. т. д.

Групповые формы взаимодействия обусловлены выделением определенных групп родителей по различным признакам. Например: 

  • родители-организаторы по интересам;
  • родители, решающие какие-либо проблемы в классе;
  • родители, которые имеют сходные проблемы в воспитании детей;
  • родители, которые воспитывают только девочек или мальчиков;
  • родители, воспитывающие одного ребенка или наоборот – много детей и. т. д.

Трудно привлекать родителей к школе. Поэтому есть выход через внеклассные мероприятия. Именно во внеклассной работе можно собрать воедино обучающихся, родителей и педагогов. Во-первых, необходимо познакомиться с родителями заранее. Знать социальное положение семьи, условия проживания ребенка и уровень подготовленности самого ребенка к школе.

Для осуществления классного руководства – необходимо знать не только обязанности по организации классного коллектива, но и индивидуальные особенности каждого ребёнка. Стараться приблизить каждую семью к школе.

Если ребенок видит своих родителей активно участвующих во всех проводимых мероприятиях, то и он вырастет таким же увлеченным, в жизни, найдет свой правильный путь.

Одной из важных форм установления контактов является родительское собрание. Главное его предназначение – согласование, координация и интеграция усилий школы и семьи в создании условий для развития духовно богатой, нравственно чистой и физически здоровой личности ребенка.

Нередко родительские собрания используются и для того, чтобы повысить педагогическую культуру родителей, их активность в жизни класса, ответственность за воспитание обучающихся.

Чтобы сформировать положительное отношение к школе и обосновать необходимость обучения в этом типе образовательной организации, необходимо использовать разные средства просвещения: знакомство со школой, посещение родителями уроков педагогов, выставок творческих работ, общешкольных праздников.

Практика показывает, что после посещения родителями школы большинство родителей не остаются равнодушными к ней. Так родители видят реальные результаты своих детей в учёбе и труде, у них возникает чувство благодарности школе, укрепляется вера в возможности детей.

Классное родительское собрание проводится, как правило, один раз в четверть, но при необходимости может проходить и чаще. Его результативность во многом зависит от целенаправленности, продуманности и тщательности подготовительной работы учителя и членов родительского комитета. Темы должны быть конкретными:

  • «Коррекция отклоняющегося поведения у подростков»,
  • «Роль матери (отца) в воспитании детей»,
  • «Отцы и дети. Конфликты и пути их разрешения» и т.д.

Родительские собрания нужны:

  • для быстрого получения разнообразной информации о детях. В таком случае классному руководителю необходимо тщательно продумать и четко сформулировать вопросы, на которые они хотят иметь ответы;
  • как установочные, инструктивные встречи при изменениях в жизни и деятельности классного коллектива, требований к детям, режима работы и т.д. На подобных собраниях можно выяснить мнение родителей о выносимых на собраниях вопросах; для ознакомления родителей с анализом успеваемости посещаемости с итогами медицинских обследований и т.д. Но это должен быть аналитический материал «без жареных фактов», фамилий родителей и детей;
  • как консультативные по вопросам воспитания детей в семье, пропаганда специальных знаний. Часто на собрания приглашаю психолога, социального педагога, учителей-предметников и т.п. Помнить, что это – консультации, а не претензии к родителям;
  • как экстренные чрезвычайные при острой конфликтной ситуации, при чрезвычайно трудном случае с кем-либо из детей. Это коллективный совет взрослых, как помощь ребенку, попавшему в беду, или маме, нуждающейся в помощи;
  • совместные с обучающимися обсуждения принципиальных вопросов (ношение школьной формы, переход во вторую смену и т.п.);
  • как показ «товара лицом», когда дети показывают своим родителям свои творческие способности, спортивные достижения, прикладные умения и т.п. Такие собрания очень полезны и интересны и для родителей, и для детей.

Подготовка собрания: 

  1. Определить тему, главную проблему и основные задачи собрания; 
  2. Уточнить регламент, продумать ход собрания; 
  3. Разослать родителям приглашения с указанием вопросов, выносимых на собрание; 
  4. Продумать, где будут родители раздеваться, кто и как встретит их в школе; 
  5. Продумать выставочный или информационный материал; 
  6. Определить, кого из учителей-предметников или других специалистов можно пригласить; 
  7. Продумать свой внешний вид – это немаловажная деталь: ведь каждый раз собрание – событие и немножечко праздник.

Основные элементы подготовки собрания родителей:

  1. Выбор темы собрания.
  2. Определение целей родительского собрания.
  3. Изучение классным руководителем и другими организаторами собрания научно-методической литературы по рассматриваемой проблеме.
  4. Определение вида, формы и этапов родительского собрания, способов и приемов совместной работы его участников.
  5. Приглашение родителей и других участников собрания.
  6. Разработка решения собрания, его рекомендаций, памяток родителям.
  7. Оборудование и оформление места проведения родительского собрания.

Правила поведения классных руководителей на родительском собрании:

  1. Снять напряжение, тревогу, ожидание неприятного разговора.
  2. Дать родителям почувствовать ваше уважение и внимание к ним.
  3. Дать понимание, что у школы и семьи – одни проблемы, одни задачи, одни дети.
  4. Подсказать, как найти пути выхода из проблемных ситуаций. Поискать эти пути вместе.
  5. Постараться понять родителей, поставить себя на их место.
  6. Уметь разговаривать с родителями спокойно, уважительно, доброжелательно, заинтересованно.

Важно, чтобы родители и хороших учеников и неуспевающих, детей с девиантным поведением уходили с собрания с верой в своего ребенка.

Некоторые секреты успешности родительского собрания:

  1. Можно расставить столы и стулья по кругу: все хорошо видят и слышат друг друга.
  2. Подготовить визитки с именами родителей, особенно если они еще не знают друг друга.
  3. Использовать форму разговора за чашкой чая, особенно в начале 1-х, 5- х, 9-х классов.
  4. Определить одну самую сложную проблему разговора и на ее обсуждении построить собрание.
  5. Жестко определить регламент собрания. Берегите время родителей.
  6. Умело определить день и час родительского собрания (когда нет важных событий или ситуации, интересных телепередач и т.д.)
  7. Придумайте свои простые правила родительского собрания, доведите их до сведения родителей, например:
  • снимать верхнюю одежду обязательно;
  • не отмалчиваться;
  • отвергая предложения, вносить встречные;
  • молчать, когда кто-то говорит;
  • называть друг друга по имени-отчеству, а не «Катина мама…»
  1. Использовать групповые формы работы родителей, игровые элементы.
  2. Опираться на опыт, мнения авторитетных родителей.

10.Желательно закончить собрание принятием конкретного решения.

Доброжелательная атмосфера в классе и родительском коллективе – это мощный стимул для творческой работы учителя, который так же остро ощущает потребность в признании своих достижений.

Помочь семье в воспитании детей и одновременно поднять ее ответственность за воспитание подрастающего поколения возможно в результате систематической, последовательно организованной работы по формированию у родителей педагогических умений и навыков.

Основная забота – сделать так, чтобы семья положительно влияла на обучающегося. А это не простое дело, требующее много сил, времени и терпения.

Занятие 13. Педагогические приемы формирования классного коллектива в условиях школы-интерната

Социально-педагогический аспект развития и воспитания подрастающего поколения в условиях школы-интерната непосредственно связан с проблемой формирования классного коллектива. Актуальность данной проблемы не теряется и по сей день. Это можно объяснить несколькими основными причинами. Так, например, массовое внедрение компьютерных технологий, Интернета, компьютерные игры приводят к тому, что дети большую часть времени проводят не в общении друг с другом, а в общении в виртуальном мире. Ввиду этого теряются навыки межличностного взаимодействия, притупляется восприятие другой личности в эмоциональном и ценностном отношении.

Воспитание в коллективе, для коллектива и через коллектив являлось основополагающим положением современной теории воспитания. В настоящее время, когда не только провозглашается, но и делается попытка реализации идей личностно ориентированной педагогики, многие или перестали говорить о проблемах формирования детского коллектива. Но и сейчас коллективное воспитание – одно из общих направлений воспитательной работы. За рубежом идея совместной жизнедеятельности детей всегда являлось и является актуальной, но там не используется понятие «коллектив» и акцент делается на социально-психологические аспекты внутригрупповых отношений. Человек – существо социальное, и начиная с малых лет, он должен жить совместно с другими людьми, вступать с ними во взаимодействие и сотрудничество. Этому можно научиться только в групповом общении и взаимодействии, как бы оно не называлось.

Одной из важнейших задач классного руководителя является единение и сплочение семьи, становление взаимопонимания родителей и детей, создание благоприятных и комфортных условий для развития ребенка в семье и школе. Успешное ее решение возможно, если в основе воспитательной работы заложена идея сотрудничества педагога, родителей и детей.

Для детей родители являются авторитетом, поэтому совместная деятельность сближает и сплачивает коллектив. Чтобы помочь родителям стать для учеников помощником и другом, наставником в формировании дружного детского коллектива, ставятся такие цели:

  • воспитание у детей миролюбия, понимания других людей, умения позитивно с ними взаимодействовать;
  • воспитание у ребят умения жить в коллективе и считаться с общественным мнением, взаимодействовать при решении проблем в коллективе;
  • воспитание умения терпимо относится к особенностям поведения людей, стремиться оказывать помощь и быть готовым ее принимать;
  • формирование традиций классного коллектива.

В качестве примеров традиций можно использовать следующие:

  • отмечать день рождение коллектива,
  • проводить осенний и весенний пикники, концерты для VIP-персон,
  • делать выпуск тематических стенгазет,
  • проводить совместные праздники, вечера с участием родителей и т. д.

Чтобы научить детей взаимодействовать друг с другом по правилам, можно проводить мероприятие «Тематическая свеча». Оно проводится 1 раз в месяц.

Для создания особой атмосферы разрабатываются правила:

  • все сидят по кругу;
  • ведущий зажигает безопасную свечу в центре стола;
  • говорить нужно вполголоса;
  • не перебивать говорящего;
  • если идея или предложения понравились – не хлопать, а одобрять шарканьем в ладоши;
  • участники передают предмет (любой талисман) по кругу, когда нужно соблюдать очередность высказываний.

Способы завершения свечи могут быть разными: передача друг другу положительной энергетики, импульса, загадывание желания, постановка ближней или дальней цели, одобрения типа «Мы лучшие!», «У нас все получится!» и т. д..

Это помогает создать романтическую, таинственную атмосферу. Воспитанники учатся прислушиваться друг к другу, формулировать конкретные правила, которые объединяют коллектив. Такая форма проведения классных часов имеет большое воспитательное значение – нет нотаций, все равны. Дети раскрываются, доверяют друг другу и наставнику-педагогу. Учитываются интересы каждого, учащиеся учатся слушать и слышать. Поднимаются и решаются любые проблемы и вопросы.

Ещё один способ работы с классным коллективом – психологическая игра «Черный и белый стул». Её можно проводить, если между детьми сложились доверительные, дружеские отношения.

Смысл игры заключается в том, что если участник садится на белый стул, то одноклассники о нем говорят только хорошее, свойственное ему. Если же садится на черный стул, то объективно называют недостатки, то есть отрицательные особенности. Участник делает вывод, над чем необходимо ему работать. Дети дорожат мнением коллектива и сверстников. Это повышает успеваемость, активность, ответственность.

Занятие 14. Организация работы школьного пресс-центра и редакции школьной газеты в коррекционной школе (опыт МБОУ школы-интерната № 4 г. Челябинска)

Организация досуга детей и подростков создает благоприятные условия для их общения, обмена духовными, эмоциональными, личными интересами. У подростков наблюдается стремление более глубоко понять себя, разобраться в своих чувствах, настроениях, отношениях. В наше время увлечь, занять подростка очень сложно, поэтому мы и создаем детские объединения, кружки по интересам, где своими умениями, увлечениями, интересами делимся с ребятами. Увлечь детей – главная задача педагога.

Одним из таких объединений в нашей школе является школьный пресс-центр. Издательская деятельность, занятия в школьном пресс-центре помогают формировать активность у учащихся, самостоятельность, помогают их социализации и самореализации.

Учащиеся, имеющие ограниченные возможности здоровья, должны быть полноправными членами общества, поэтому участвуя в конкурсах, они становятся более уверенными, ответственными и самостоятельными. Это очень важно для наших детей.

В детском объединении «Юный журналист» занимаются ребята с 12 до 16 лет, имеющие нарушения опорно-двигательного аппарата. Ребята отличаются быстрой утомляемостью, неустойчивым вниманием, памятью. Поэтому при организации занятий учитываем индивидуальные особенности наших детей, работаем с детьми как в группе, так и индивидуально, используя определенные формы и методы работы.

Для организации работы школьного пресс-центра написана образовательная программа «Юный журналист», которая помогает выстроить работу школьного пресс-центра и редакции школьной газеты в системе.

В своей работе используем различные формы и методы для заинтересованности ребят, для эффективности проведения занятий. На занятиях ребята знакомятся с историей журналистики [4, с. 12–24], с ее жанрами [8, c. 27–37], культурой написания и оформления газетных материалов [8, с. 64–72]. Все это помогает им осознать свое участие в общем деле – выпуске газеты, научиться общению и работе в группе. В работе с детьми используем групповые и индивидуальные, теоретические и практические формы занятий. Групповые формы работы предполагают выездные экскурсии в типографии, в библиотеки, в учебные заведения, участие в конкурсах по журналистике, подготовку, создание и выпуск школьной газеты.

На индивидуальных занятиях учим ребят писать заметки и статьи в газету, также фотографировать. На теоретических занятиях знакомим ребят с историей журналистики, жанрами, с известными журналистами и их работами. Во время практических занятий посещаем учреждения образования и культуры, работаем над выпуском школьной газеты, проводим встречи с журналистами, работаем с литературой, изучаем материалы СМИ.

В течение учебного года каждый учащийся на занятиях школьного пресс-центра может попробовать себя в качестве журналиста, фотокорреспондента, редактора, технического издателя газеты. Работа над выпуском газеты объединяет ребят, активизирует их, способствует формированию дружеских отношений. В течение учебного года, в начале и в конце проводим анкетирование учащихся [5, с. 90–103].

В своей работе используем разнообразные методы:

  • наблюдение,
  • игровые,
  • анализ, синтез, обобщение,
  • наглядные (рассматривание иллюстраций, фотографий, пособий),
  • словесные (рассказ, вопросы, объяснения, поощрения, беседа, убеждение),
  • контроль,
  • анкетирование,
  • мультимедийные презентации,
  • самоконтроль,
  • практические (самостоятельная и групповая работа над подготовкой выпуска, выполнение творческих заданий).

В работе с нашими детьми особую роль играют игровые методы.

Для повышения интереса на каждом занятии используем дидактические игры, которые помогают научить ребят грамотно писать, правильно оформлять газету [2, с. 90–103]. Определить результативность работы с детьми на занятиях помогает мониторинг, который проводится в начале и в конце учебного года, а также по необходимости в середине учебного года (промежуточный). В конце учебного года проводим итоговые занятия в форме викторины, игры, круглого стола.

В школе ежемесячно выходит выпуск информационной газеты, рассказывающей о школьных событиях и мероприятиях, выпускаются специальные выпуски поздравительных газет для учителей, мам, ветеранов и другие. Название газеты «Школьный мир» придумали сами ребята в 2008 году, тогда наша газета и стала выходить, в газете есть постоянные рубрики: наши традиции, краеведческая страничка, это интересно, поэтическая страничка, наши достижения и другие.

Ежегодно участвуем с ребятами в городских, областных, международных слетах и конкурсах школьных и молодежных СМИ, которые проходят у нас в городе: «Журмикс», «Nota bene», «Медиаурок», «Юнга +», «Жираф СМИ». И не только участвуем, но и становимся призерами конкурсов и получаем возможность съездить на экскурсию на телестудии города и увидеть, и попробовать себя в роли телеведущих.

Участие ребят в конкурсах способствует развитию и формированию у учащихся силы воли, ответственности, самостоятельности, организованности, творчества. Во время конкурсов проходят мастер-классы, на которых ребята знакомятся с журналистами печатных изданий нашего города, радио и телеведущими, с поэтами и писателями Южного Урала. На конкурсах и слетах проходят выставки печатных изданий образовательных учреждений города и области, на которых у ребят есть возможность познакомиться с оформлением других изданий и событиями, которые происходят в других школах. На каждом конкурсе или слете ребята узнают много интересного и нового по оформлению газеты, написанию статей.

Мы надеемся, что наша газета с каждым годом будет становиться интереснее, будут появляться новые рубрики, творческие корреспонденты, она будет преображаться, становиться красочнее, увеличится количество читателей.

Список литературы

  1. Богданов, Н. Г. Справочник журналиста / Н. Г. Богданов. – Л. : Лениздат, 1971. – 156 с.
  2. Ворошилов, В. В. История журналистики России : конспекты лекций / В. В. Ворошилов. – СПб., 2000. – 231 с.
  3. Вьюник, В. А. Информация как газетный жанр / В. А. Вьюник. – М., 1999. – 121 с.
  4. Загидуллина, М. В. КузинаЖурналистика / М. В. Загидуллина. – Челябинск : Издательство Игоря Розина, 2013. – 128 с.
  5. Пресс-клуб и школьная газета: занятия, тренинги, портфолио / авт.-сост. Н. В. Кашлева. – Волгоград : Учитель, 2009. – 154 с. : ил.
  6. Табарина, Т. И. 50 развивающих игр / Т. И. Табарина. – Ярославль : Академия развития, 2001. – 79 с.
  7. Тертычный, А. А. Жанры периодической печати : учебное пособие / А. А. Тертычный. – М. : Аспект-Пресс, 2000. – 137 с.
  8. Технология создания школьных средств массовой информации : учебно-методическое пособие / авт.-сост. Ю. В. Найданова, А. Ю. Шевцов. – Челябинск : МБОУ ДПО УМЦ, 2012. – 100 с.

Дополнительные материалы

Сборник материалов «Практика обучения, воспитания и социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

Методы и средства обучения в коррекционном классе

Итоговое тестирование

Имеет ли воспитание в системе специального образования свои особенности?
Какие элементы включает воспитание с системе специального образования?
Ребёнок с ОВЗ должен стать:
Цель воспитательной работы в коррекционной школе:
Подготовка к профессиональному самоопределению относится к:
Какая задача ставится перед коррекционными школами?

 

Корзина