В конце страницы к этому курсу прилагается сертификат и удостоверение
Цель: развитие навыков медийной и информационной грамотности педагогов-библиотекарей
Объем: 56 часов
Формируемые знания и компетенции:
Информационное общество открывает для человека невиданные ранее возможности доступа к информации и знаниям. В то же время оно несет многочисленные риски и опасности. В условиях колоссальных объемов противоречивой и разнородной информации людям становится всё труднее ориентироваться, получать и перерабатыать информацию. Мощь современной информационной технологии порождает опасность манипулирования сознанием и поведением человека, угрожает дегуманизацией. Поэтому современный человек должен владеть особым видом грамотности – медиа и информационной грамотности.
Каждое из этих двух понятий (медиаграмотность и информационная грамотность) отражает какое-то одно отличительное свойство, связанное со спецификой используемой информационной технологии или вида информации.
Овладение информационной грамотностью предполагает знание разнообразных видов документальных информационных ресурсов, включая как традиционные печатные документы, так и документы в электронной форме. Доминирующим компонентом таких документов является текст.
Освоение медиаграмотности базируется на специфических объектах – медиатекстах, в качестве которых выступают сообщения, изложенные в любом виде и жанре медиа (газетная статья, телепередача, видеоклип, фильм, сайт и пр.), преднаначенное для одновременного зрительного и слухового восприятия. Медиатексты отличаются тем, что в них значительная роль отводится изображениям, зрительным образам или визуальному ряду.
Долгое время понятия медиаграмотности и информационной грамотности рассматривались независимо друг от друга, параллельно. Ими занимались представители разных специальностей. Так, медиаграмотность преимущественно была в поле зрения медиапедагогов и журналистов, а информационная грамотность связывалась с деятельностью библиотекарей, учителей, преподавателей колледжей и вузов.
Однако современный человек живет в единой, синкретичной информационной среде, использует многообразные виды информации и самые разные информационные технологии. Чаще всего отделить, «разорвать» их невозможно, так тесно они переплелись. Поэтому и потребовалось новое обобщающее понятие – медиа и информационная грамотность.
Ведущими международными организациями, инициирующими обсуждение и изучение проблем подготовки человека к жизни в информационном обществе, являются Организация Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) и Международная федерация библиотечных ассоциаций и учреждений (ИФЛА). В 2010–2013 годах ЮНЕСКО и ИФЛА предложили интегрировать два понятия – «медиаграмотность» (media literacy) и «информационная грамотность» (information literacy) – в единое целое – «медиа и информационная грамотность».
Важной инициативой ЮНЕСКО по интеграции медиа и информационной грамотности явилось издание на английском языке в 2011 году учебной программы по обучению педагогов медиа и информационной грамотности. Впоследствии эта учебная программа была переведена на 11 языков мира и оказала существенное влияние на развитие медиаобразования разных стран.
Термин «медийно-информационная грамотность» стал использоваться в отечественных публикациях в результате заимствования англоязычного термина «Media and information literacy». Первоначально в русскоязычных публикациях использовались различные варианты перевода этого термина: «медийная и информационная грамотность», «медиа и информационная грамотность». В частности, переведенная на русский язык в 2012 году программа обучения педагогов, разработанная экспертами ЮНЕСКО, была опубликована под названием «Медийная и информационная грамотность».
Медиа-информационная грамотность библиотекаря и цифровая среда
Элементы, обосновывающие распространение информации, одновременно выступают и как факторы, определяющие корреляцию человека и медиасреды, в которую встроены процедуры обмена, трансляции и воспроизведения информации.
Одним из главных элементов медийного является интерфейс. На повседневном уровне интерфейс не рефлексируется, так как представляет собой достаточно консервативный способ взаимодействия пользователя и гаджета: текст вводится с помощью клавиатуры, информация отображается на экране в виде текстового материала или изображения, активация объектов осуществляется посредством наведения курсора мыши и так далее.
Интерфейс буквально означает межграничное состояние, когда физические носители становятся невидимыми и происходит представление информации в материальной форме. Иными словами, интерфейс – это не вещь, интерфейс – всегда эффект, это всегда процесс или перевод.
Согласно мнению российского медиатеоретика М. Куртова, «интерфейс» представляет собой сочетание «внешних технических средств», таких как дисплей, клавиатура, мышь и языки программирования. Ключевым свойством интерфейса является его «прозрачность». Пользователи не воспринимают непосредственно сам интерфейс, он располагается вне границ их внимания и обнаруживает себя в моменты сбоя, когда пользователь видит перед собой графическое подтверждение проблемы.
Цифровой (двоичный) код является языком хранения и передачи информации новых медиа. Цифровые гаджеты обеспечивают доступ к информационной среде в любое время. Именно это повлекло радикальные изменения в классической структуре передачи информации с помощью аналоговых СМИ. Оцифровка традиционных медиа фактически ознаменовала собой цифровую революцию, когда возникла особая дигитальная среда, изменившая социальные характеристики, в первую очередь, духовного производства.
Следующим основанием взаимодействия пользователя и цифровой среды является гипертекстуальность. Гипертекстуальность в целом синонимична понятию «нелинейность» и обусловливает основное отличие цифрового от печатного текста. Гипертекст представляет собой прямую ссылку на определенную единицу материала за границами смыслов данного текста, которая позволяет понимать его содержательно на более глубоком уровне.
Следующим элементом цифровой социосферы является интерактивность.
Например, в качестве критерия оценки потенциала участия блогера в рекламной кампании рекламодатель производит оценку его аудитории, а именно – количество лайков и комментариев под его постами. Рост интерактивности трансформировал культурную логику.
В то же время интерактивность порождает неоднозначный феномен новых медиа старого типа, когда определенный медиаисточник находится на цифровой платформе, но отказывает своим адресатам в возможности равноправного участия в производстве контента. Это влечет появление новых информационных каналов, в которых бывшие реципиенты становятся производителями собственного продукта. Такое изменение статуса пользователя представляет собой компенсацию монополистического информационного дискурса в пользу свободной интерпретации информации.
Давайте разберёмся:
Традиционно газеты и журналы считались печатными, не электронными медиа. Но сейчас у многих печатных изданий появляются интернет или электронные версии. Финансирование газет и журналов часто осуществляется за счет компаний или частных лиц, иногда государством.
Встречаются газеты и журналы, которые не принадлежат какой-либо компании или человеку, что делает их более независимыми, например, общинные медиа.
Медиамейкерами являются пишущие и фотожурналисты, редакторы, выпускающие редакторы, корректоры, наборщики, дизайнеры, верстальщики и программисты.
Медиасообщения выражаются при помощи заголовка, написанного текста, шрифтов различных цветов и размеров, зарисовок, карикатур, черно-белых и цветных фотографий.
Печатные медиа обычно выходят часто и регулярно: каждый день, один раз в неделю или месяц. Выпуск газеты или журнала можно подготовить за срок от одного до нескольких дней. Частота выхода печатных медиа позволяет им освещать актуальные текущие события.
Доход издания формируется от продаж, подписки, рекламы. Как правило, владельцы, которые тратят деньги на содержание собственного медиа зачастую хотят влиять и на выбор тем и мнений.
Книги являются обычно печатными не электронными видами медиа, но сейчас все чаще читатели предпочитают электронные книги (e-books), которые можно читать в телефоне, на планшете, так и посредством специального устройства – ридера.
Финансирование книги чаще всего осуществляется за счет издателей и компаний.
Медиамейкеры – авторы, редакторы, наборщики, издатели, верстальщики, программисты (e-books).
Медиасообщения выражены композицией и дизайном, обложкой книги, ее названием, иллюстрациями, описанием книги и информацией об авторе, и, конечно, самим текстом.
Книги могут быть поделены на категории согласно содержанию, например, литература, художественная литература, нон-фикшн, научный текст, гиды, специальная литературы или учебники.
На создание книги обычно необходимо от нескольких месяцев до нескольких лет.
Доход – за счет продаж книги. Чтобы увеличить продажи книги, издатели тратят значительное количество денег на рекламу в газетах, на радио, ТВ, и т.д.
Радио – это непечатное электронное медиа. На сегодняшний момент многие радиостанции можно слушать через интернет в режиме реального времени или отдельные радиопрограммы в записи.
Финансирование многих радиостанций осуществляется через компании или частных лиц. Иногда радиостанции принадлежат государству.
Медиамейкерами являются радиожурналисты, ведущие программ, выпускающие редакторы, редакторы смены и музыканты. Всего несколько людей необходимы для того, чтобы запустить радиопередачу, иногда достаточно лишь ведущего, техника и дежурного редактора.
Многие радиопередачи готовятся заранее перед тем, как они будут выпущены, и ведущий получит свой текст от радиожурналиста.
Медиасообщения могут быть выражены через набор программ, голоса, устный язык, музыку, звуки, информацию о текущих событиях и мероприятиях, развлечение.
Время, необходимое для создания радиопрограммы, может быть от нескольких минут до недель или даже больше, в зависимости от радиопередачи и темы события.
Доход радиостанции может формироваться из дохода за продажу эфирного рекламного времени. Некоторые радиостанции получают деньги от своих владельцев или в качестве взносов от слушателей.
Фильмы – это непечатные электронные медиа, которые сначала демонстрируются в кинотеатре, а затем выпускаются на DVD или дисках Bluray или (часто нелегально) в сети Интернет.
Финансирование фильма – комплексное. Перед началом работы над фильмом режиссер, авторы фильма и продюсеры ищут возможные источники для финансирования его создания. Суммы, необходимые на создание фильма могут быть разные, но, как правило, это дорогое предприятие.
Финансирование может быть как от частных лиц, например, от продюсеров или через крупные продюсерские компании. Часто фильмы софинансируются телевизионными компаниями или большими коммерческими компаниями, которые могут разместить рекламу своей продукции в фильме через продактплейсмент (например, герои фильма могут кататься на автомобилях Mercedes, BMW или других брендов).
Медиамейкерами здесь выступают несколько сотен или даже тысяч вовлеченных в процесс специалистов: режиссер фильма, помощники режиссера, авторы, сценаристы, актеры, операторы, звукорежиссеры, редактор по цвету, костюмеры, дублеры и многие другие помощники и члены команды.
Медиасообщение здесь выражено через жанр, историю, драматургию, истории героев и игру актеров, через костюмы, визуальные решения (использование света и теней, цвета, размеры), звуковые элементы (голоса, музыка, звуковые эффекты), а также посредством монтажа.
На создание фильма необходимо минимум полгода. Доход формируется компаниями, которые финансируют фильм, а также от продажи билетов, дисков, за счет доходов от трансляции на телевизионных каналах. Чтобы увеличить количество проданных билетов большая сумма закладывается на рекламу (создание трейлера, постеров, трансляции рекламы на телевидении) с целью привлечь внимание широкой аудитории.
Телевидение – это вид непечатных электронных медиа. Многие телевизионные шоу после выхода в эфир появляются затем и на онлайн-ресурсах.
Финансирование телевизионных каналов может осуществляться из государственного бюджета, доходная часть которого зачастую формируется за счет сборов налогов. В некоторых странах есть специальный налог, который покупатель платит при покупке телевизора, затем этот налог направляется на финансирование телевидения (например, общественная телерадиокомпания BBC в Великобритании). Также в мире есть опыт, когда граждане-зрители собирают средства на то, чтобы телевизионная компания работала – краудфандинг.
Медиамейкерами здесь выступают программный директор, режиссеры, ведущие и дикторы передач, телевизионные журналисты, выпускающие редакторы, дежурные редакторы, операторы, звукорежиссеры, монтажеры, актеры, известные люди, политики, музыканты и многие другие.
Медиасообщения выражены через подборку программного контента, сами программы, через отобранных ведущих и модераторов, язык и тексты, визуальное воплощение и звуковые эффекты.
Время, необходимое для создания телевизионной программы, варьируется от нескольких часов до месяца.
Доход также в большей степени формируется от продажи рекламного времени и за счет спонсорства от компаний и организаций. Если компания или частное лицо тратят деньги на то, чтобы спонсировать телевизионный канал, они также хотят влиять на контент передач, отбор тем и мнений.
Видеоигры относятся к непечатным электронным медиа. В игры можно играть при помощи игровых приставок, на компьютерах или мобильных телефонах.
Финансирование зависит от сложности и масштаба игры, источниками финансирования могут быть крупные участники индустрии игр, мелкие компании по разработке игр и иногда отдельные программисты.
Медиамейкерами в этом случае являются артдиректоры, дизайнеры игры, программисты, дизайнеры уровней, звуковые дизайнеры, композиторы, авторы.
Медиасообщение может быть выражено через жанр игры, ее настройки, историю, героев, интерактивные возможности, цели игры, аудио и визуальное воплощение идей авторов.
Время, которое закладывается на создание игры, может быть от одного дня до нескольких лет. Большая часть дохода поступает от продаж игр целевой аудитории, от рекламы перед или во время игры, а также от продаж компонентов внутри игры.
Интернет – это непечатный электронный вид медиа. Получить к нему доступ можно, используя специальное оборудование, например, компьютеры, мобильные телефоны, планшеты, игровые приставки, электронные ридеры.
Специального финансирования всего интернета нет, что отличает его от других видов медиа. Обладая необходимыми знаниями и техническими возможностями люди могут стать пользователями интернета и обладателями собственных онлайн-ресурсов, в том числе аккаунтов в социальных сетях, например, паблика в сети Instagram.
Так же, как компании, государства и отельные люди создают платформы, сайты, блоги, которые используют другие люди (например, YouTube, Facebook, Google, ведомственные сайты, онлайн-издания газет и веб-сайты телеканалов).
Медиамейкеры здесь представлены программистами, вебдизайнерами, IT-специалистами, а также авторами, журналистами, гражданами и медиамейкерами других видом медиа.
Медиасообщение выражается дизайном, письменным языком, заголовком, шрифтами, цветами, стилем, видео, изображениями, звуком, опциями для интерактива и другим.
Время, которое необходимо для создания контента, может быть от нескольких секунд до нескольких месяцев.
Доход формируется за счет рекламы, продажи данных о пользователях и продажи продукции. Часто веб-контент производится не для прибыли, а для того, чтобы распространять информацию или идеи, а также для самовыражения и социализации.
Социальные медиа – это интернет-платформы, которые являются непечатными и электронными видами медиа. Социальными медиа можно пользоваться при помощи компьютера, планшетов и смартфонов.
Финансирование социальных сетей осуществляется за счет компаний. Например, Facebook был создан в 2004 году 20-летним Марком Цукербергом и его партнерами, сейчас этой социальной сетью управляет Facebook.inc.
К медиамейкерам здесь можно отнести программистов, веб-дизайнеров, IT-специалистов, которые обеспечивают работу платформы, а также миллиарды самих пользователей: это преимущественно отдельные пользователи, компании или группы, которые производят контент и делятся им.
Медиасообщения выражены письменным языком и картинками, а также в виде ссылок, сообщения также представлены видео- и аудиоформатами.
Время, которое необходимо на то, чтобы создать и опубликовать контент в интернете, может быть от нескольких секунд до нескольких часов.
Чтобы поддерживать и модерировать крупные платформы, доход формируется от продажи рекламы, информации о пользователях компаниям в виде таргетинга рекламы – определения целевой аудитории, а также организациям или государству, которые готовы заплатить за эти данные. Пользователи обычно не зарабатывают на том контенте, который они публикуют, за исключением известных блоггеров, которые получают деньги от компаний за размещение рекламы их продуктов в своих постах.
Медиаграмотность в 21 веке — не роскошь, а необходимость
Процесс формирования и развития медиаграмотности в рамках развития информационной культуры педагогов-библиотекарей сталкивается с рядом трудностей:
Тем не менее, перспектива развития данной области возможна, с учетом проработки проблемных аспектов:
Необходимые навыки, связанные с медиаграмотностью, можно свести к четырем видам:
Навык | Компоненты |
Технологические | Умение пользоваться цифровым оборудование (компьютер, ноутбук, принтер, сканер). Умение пользоваться основными программами ПК (MC WORD, EXEL, браузеры, поисковые системы). |
Рефлексивные | Умение оценивать информацию на предмет: Актуальности; Достоверности; Пользы; Потенциальных психологический и эмоциональных травм; Наличия возрастных ограничений. |
Критические | Возможность оценивать потенциальный обозреваемый ресурс и его содержание на предмет угроз, запрещенного содержания, пропаганды. Важно уметь читать «между строк», чтобы не нанести ущерб. |
Творческие | Навыки творческого (необычного) применения и интеграции медиаресурсов в образовательный развивающий процесс. Подбор интересных, необычных материалов, актуальных и познавательных. |
Эти компоненты развиваются одновременно с остальным, так как именно их совокупность способна дать ожидаемые результаты в данной области.
Каждый уровень развития медиакомпетентности педагога-библиотекаря имеет свои характерные черты. Своевременная диагностика уровня подготовки способствует выбору нужной стратегии развития и разработки программы подготовки.
Профессиональная медиакомпетентность педагога это совокупность его мотивов, знаний, умений, способностей (показатели: мотивационный, информационный, методический, практико-операционный/деятельностный, креативный), способствующих медиаобразовательной деятельности в аудитории различного возраста.
Таким образом, профессиональная медиакомпетентность педагога характеризуется следующими высокими уровнями показателей:
В век интернета роль библиотекарей значительно изменилась и продолжает меняться. Библиотекари помогают пользователям, проводят их консультирование, учат основам медиа- и информационной грамотности, «цифровой грамотности», правилам безопасности при работе с интернетом, обеспечивают «виртуальную» помощь при поиске и оценке веб-ресурсов («виртуальные» справки и другие услуги).
Большую роль в помощи детям и семьям при использовании интернета способны оказать библиотекари различных типов библиотек, поскольку именно они могут изучать, отбирать, рекомендовать наиболее качественные информационные ресурсы. В развитых странах мира большую роль играют школьные библиотекари (медиа-специалисты) как библиотекари-педагоги. Особенно значимой становится их роль в условиях работы учащегося с интернетом. В России есть такие специалисты, но в целом роль школьных педагогов-библиотекарей могла бы стать значительно больше.
Работники сферы культуры, прежде всего, специалисты музеев и библиотек сегодня создают новые качественные мультимедийные интернет-ресурсы для развития личности ребёнка, приобщения семьи к ценностям культуры и искусства, в том числе — к литературе и чтению.
Сегодня многие библиотекари и учителя активно участвуют в создании кон- тента для детей. Примером международного ресурса, созданного для детей, является Международная цифровая детская библиотека (International Children’s Digital Library). Основу её составляют лучшие детские книги (в том числе редкие), изданные в разных странах мира. Этот проект создан специально для детей.
Большую просветительскую работу для детей и семей, учителей и воспитателей осуществляет Библиотека Конгресса США. Например, это созданный для школьников проект «История Америки». Библиотека недавно создала целый ряд новыих сайтов для детей и семей. Большое количество ресурсов собраны на сайте Центра книги Библиотеки Конгресса. Здесь в открытом доступе находятся «Книги, которые сформировали Америку» (коллекции книг для разных возрастов читателей).
Среди них есть сайты с собранными лучшими книгами: Сайт «Ежедневные тайны» адресован детям — «почемучкам». Здесь собраны разные вопросы, которые задают дети и на которые родители не всегда могут дать ответы. Часть их относится к повседневной жизни людей, и на многие из них наука нашла ответы. Например, такие как:
В России и в мире уже существует ряд проектов по оцифровке книг и другой медиапродукции для детей. Огромная роль в этом процессе принадлежит именно библиотекарям. Библиотеки нашей страны сегодня проводят политику оцифровки лучшей и ценной литературы из фондов библиотек. В ближайшие годы на первый план выходит развитие Национальной электронной детской библиотеки (далее — НЭДБ), являющейся составной частью распределённого библиотечно-информационного фонда Российской Федерации. Этот проект возглавляет Российская государственная детская библиотека.
В перспективе НЭДБ предоставит пользователям единую удобную точку доступа к цифровым ресурсам детских библиотек страны, в том числе произве- дениям для детей, созданным на языках народов Российской Федерации, а библиотекам позволит рационально оцифровывать, размещать и использовать электронные ресурсы на основе корпоративного сетевого взаимодействия. В коллекцию этих книг войдут многие «золотые полки» лучших детских книг и журналов для детей, в том числе и дореволюционных изданий. В настоящее время уже создана основа — «коллекция редкой детской книги» из фондов РГДБ и других крупных библиотек.
Развитие рекомендательной библиографии на сайтах библиотек — одно из самых развитых направлений библиотечной работы. Однако необходимо отметить, что эти ресурсы также являются новым онлайн-контентом. Специалистам библиотек хорошо известен сайт РГДБ «Библиогид», при этом коллектив отдела рекомендательной библиографии РГДБ создал и развивает и другой, полезный для специалистов — руководителей детского чтения ресурс — элек тронный каталог «Детям и о детях: издательства России сегодня». Каталог знакомит с новинками текущего репертуара литературы для детей.
Мощный просветительский проект «РГДБ-ТВ» — инновационный проект интерактивного телевидения, инциированный директором библиотеки М. А. Веденяпиной, ориентирован на «юных умников, их родителей и педагогов». Мастер-классы и творческие мастерские, спектакли, сказки на ночь, рекомендации «Библиогида» и многое другое позволяют семьям и специалистам увидеть воочию много интересной и полезной информации.
Приведённые выше примеры из практики работы РГДБ позволяют говорить о том, что детские, детско-юношеские библиотеки сегодня создают всё новые замечательные ресурсы, прежде всего, просветительского характера. Как правило, их отличает высокое качество, и этим ресурсам можно доверять.
Сегодня библиотекари активно развивают различные новые онлайн-проекты по поддержке чтения детей, подростков и семей. Библиотеки в интернете являются грамотными и квалифицированными помощниками в развитии ребёнка как грамотного читателя.
Сайты библиотек — важнейшее средство формирования личности ребёнка и подростка. Изучение сайтов библиотек, работающих с детьми, позволяет говорить о том, что их сайты становятся более яркими и интересными детям и родителям, более информативными и ориентированными на разные целевые аудитории (для детей разного возраста, для родителей, для других категорий библиотечных пользователей). В связи с этим необходимо поддерживать существующие сайты и улучшать их качество, а также создавать новые сайты библиотек.
Эти и другие ресурсы позволят помочь детям использовать интернет во благо, а не во вред. Для того чтобы интернет стал мощным средством и инструментом для развития творческой и культурной личности, необходима новая стратегия создания гуманного «детского» киберпространства. Несмотря на многочисленные трудности, отдельные элементы этой стратегии постепенно развиваются в нашей стране в последние годы. И всё большую роль в ней играют детские библиотекари.
В развитых странах мира практически все библиотеки повсеместно включены в информационные сети, но в России это далеко нет так. Сегодня особенно необходимо повсеместное включение всех детских библиотек в информационное пространство страны, обеспечение их не только широкополосным доступом к интернету, но и беспроводным интернетом.
Если планы правительства будут реализованы и если библиотеки получат все новые возможности и будут полноценно включены в меняющееся информацимонное пространство, то библиотеки усилят свою роль помощников и создателей качественного онлайн-контента. Есть надежда, что это произойдет в ближайшие годы. Тогда многих детей в интернете будут сопровождать заинтересованные в развитии личности ребёнка, информационно грамотные, образованные взрослые консультанты — библиотекари и библиографы, которые смогут обучать, просвещать семьи (и детей, и взрослых) правилам безопасного поведения в сети и стать надёжными союзниками и помощниками для многих детей и родителей.
Социальные сети в помощь педагогу и библиотекарю
Критическое мышление по отношению к системе медиа и медиатекстам – сложный рефлексивный процесс мышления, который включает ассоциативное восприятие, синтез, анализ и оценку механизмов функционирования медиа в социуме и поступающих к человеку через средства массовой коммуникации медиатекстов (информации/сообщений). При этом развитие критического мышления – не итоговая цель медиаобразования, а его постоянный компонент.
Относительно медиакомпетентности/медиаграмотности личности критическое мышление выступает неотъемлемой частью интерпретационного/оценочного показателя, предполагающего ту или иную ступень развития умений интерпретировать, критически анализировать процесс функционирования медиа в социуме и медиатекстов разных видов и жанров.
Наметим примерные этапы развития критического мышления аудитории по отношению к медиа и медиатекстам:
С каждым из этих этапов можно соотнести соответствующие умения, способствующие эффективному развитию критического мышления. Например, умения:
Стоит отметить, что содержание медиатекстов зачастую не поддается строго однозначному восприятию. Образность, метафоричность, смысловая многослойность медийного содержания, множественность языков (кодов), используемых при его создании, осложняют его рациональное прочтение и понимание. Медийное произведение никогда не бывает полностью неясным, всегда существует принципиальная возможность многовариантности его интерпретации.
С учетом тесной связи критического и творческого мышления была предпринята попытка сформулировать определение критического творческого мышления как способности и стремления оценивать разные утверждения и делать объективные суждения на основе хорошо обоснованных доказательств, способности видеть упущения в аргументах и не поддаваться утверждениям, не имеющим достаточных оснований.
К сожалению, такого рода формулировку нельзя признать удачной, т.к. она практически ничем не отличается от приведенных нами ранее определений просто критического мышления. Ведь если критическое мышление предполагает развитие аналитического, ассоциативного, логического, комбинаторного, системного и самостоятельного мышления, то творческое выводит на первый план развитие способностей к воображению, виртуальному эксперименту, интуитивному прогнозированию.
Учитывая, что творчество – деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, предложим свою формулировку:
Критическое творческое мышление по отношению к системе медиа и медиатекстам – сложный рефлексивный процесс мышления, который включает ассоциативное восприятие, синтез, анализ и оценку механизмов функционирования медиа в социуме и медиатекстов (информации/сообщений), в сочетании с аудиовизуальным воображением, виртуальным экспериментированием, логическим и интуитивным прогнозированием в медийной сфере.
Методы развития критического мышления и медиакомпетентности можно классифицировать:
При этом акцент надо делать на практические, игровые, творческие задания, ролевые игры.
Развитие критического мышления педагога
Профессиональная медиакомпетентность педагога — совокупность умений (мотивационных, информационных, методических, практико-операционных/деятельностных, креативных) осуществлять медиаобразовательную деятельность в аудитории различного возраста.
Концептуальная основа: синтез культурологической, социокультурной и практической теорий медиаобразования.
Цели: развитие медиакомпетентности личности, культуры ее общения с медиа, творческих, коммуникативных способностей, критического мышления/автономии, умений полноценного восприятия, интерпретации, анализа и оценки медиатекстов, обучения различным формам самовыражения при помощи медиатехники, подготовка будущих педагогов к медиаобразованию учащихся в учреждениях различных типов.
Задачи: развитие у аудитории следующих умений:
Организационные формы: развитие медиакомпетентности и критического мышления педагогов-библиотекарей.
Основные разделы содержания медиаобразовательной программы
Эту модель медиаобразования педагогов можно представить в следующем виде (Рис.1):
Необходимость диагностического и результативного компонентов модели обоснована тем, что как в начале, так и в конце реализации главных структурных элементов важно иметь четкое представление об уровнях развития медиакомпетентности аудитории. Сначала – для определения объема знаний для достижения медиаобразовательных задач. В итоге – для определения эффективности медиа образовательного курса.
Практическая составляющая содержательно-целевого компонента предусматривает синтез осмысления медиатекста — сначала эпизода, а потом и всего произведения в целом — в результате образного обобщения элементов звукозрительного и пространственно-временного повествования. Однако своеобразие этого подхода заключается в серии практических творческих заданий креативного характера, предшествующих «чтению» и обсуждению медиатекстов. Такие задания позволяют аудитории на собственном опыте проникнуть в лабораторию создания произведений медиакультуры (например, освоить на практике такие понятия, как «ракурс», «композиция» и пр.).
Овладение креативными умениями на материале медиа прежде всего связано с новыми творческими возможностями, которые открылись к началу XXI века в связи с массовым распространением видео и компьютерной техники. Разумеется, данный этап предусматривает и традиционные для российского медиаобразования творческие задания (к примеру, написание статей для прессы, минисценариев, «экранизации» отрывков литературных произведений и т.д.).
Однако главное, что видеокамера, видеомагнитофон, компьютер и монитор позволяют без каких-либо технических трудностей (связанных с зарядкой и проявкой обычной фото/кинопленки, озвучанием и пр.) в игровой форме «идентифицировать» себя с авторами произведений медиакультуры (журналистами, продюсерами, сценаристами, режиссерами, актерами, дизайнерами, аниматорами и пр.), что помимо творческих способностей, индивидуального мышления, воображения, фантазии косвенно помогает совершенствованию восприятия и анализа медиатекстов, созданных профессионалами.
Затем логично перейти к блоку перцептивно-аналитической деятельности, который предусматривает:
Блок историко-теоретической подготовки в области медиаобразования не обязательно ставить первым в общей структуре модели, так как знакомиться с теорией и историей медиакультуры, медиаобразования лучше тогда, когда у аудитории уже в достаточной мере развиты восприятие, умение критического анализа медиатекстов, креативные подходы. То есть речь идет о том, что целостность процесса развития медиакомпетентности не нарушается, раздел теории и истории медиакультуры будет базироваться на подготовленной почве, не превратится в набор фактов и фамилий.
Данный блок нередко отсутствует в моделях медиаобразования школьников. Однако для педагогов (будущих и настоящих) он, бесспорно, необходим, так как без знакомства с теорией и историей медиакультуры и особенностями современной медиаситуации преподаватель фактически будет приближен к уровню соответствующих знаний своих учеников, не сможет ответить на многие их вопросы, окажется не в состоянии квалифицированно составить медиаобразовательную программу. При этом совсем не обязательно, чтобы педагог включал все полученные знания по теории и истории медиакультуры в программу, к примеру, школьного факультатива. Однако такой информационный запас, несомненно, положительно повлияет на его общий культурный уровень.
Данная модель отвечает показателям оптимальности (развитие систематических знаний о медиакультуре, умений анализа медиатекстов; учет диалектического единства образования, развития, воспитания; возможности расширения коммуникативности аудитории; ориентация на развитие личности учащихся).
Изучение того, как события по-разному освещаются различными медиа.
Анализ существующего события (60 минут, все вместе, работа в парах)
В самом начале участники делятся на группы. Каждая группа анализирует актуальное событие и то, как медиа освещают это событие. Ведущий может выбрать, должна ли группа самостоятельно выбрать тему или он им сам предлагает тему. Участники с помощью тренера (при необходимости) ищут в интернете информацию на сайтах телевизионных каналов, радиостанций, в газетах, на новостных онлайн-порталах, в альтернативных источниках информации, в социальных сетях, через раздел новости в поисковике Google, на платформе YouTube, в Facebook, Twitter, Instagram, WhatsApp и др. Участники выбирают две версии освещения одного и того же выбранного события, которые они сравнивают в своей презентации.
Задание: Подготовить постановку сценки с элементами ролевой игры (30 минут, групповая работа).
Участники голосуют за событие/тему, которая им больше понравится или предлагают новую. Теперь все группы будут работать над одной темой. Каждая группа выбирает один вид медиа или программу и готовит свою постановку.
Ведущий поясняет задания: Выберите вид медиа и подготовьте постановку: как медиа освещает это событие?
Рекомендации: Попросите группы рассмотреть следующие пункты:
Презентация / Запись на мобильный телефон (30 минут, все вместе)
Каждая группа предлагает свой репортаж или программу по выбранному событию, записывает его на мобильный телефон (по возможности), чтобы можно было позже сравнить. Участники обсуждают презентации и язык убеждения.
Рабочий листок для тренинга-упражнения «Одно событие — разные истории»
Описание события: _________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
Вид медиа | ||
Дата | ||
Содержание | ||
Язык | ||
Иллюстрации | ||
Звук | ||
Наша эмоциональная реакция | ||
Мы в это верим? | ||
Медиамейкер хочет, чтобы мы поверили в… | ||
Какой информации не хватает? |
Вы можете приобрести этот курс, выбрав один или несколько документов, подтверждающих освоение программы:
Печатный экземпляр отправляем Почтой России в течение 3 недель после оплаты. Стоимость - 1090 рублей.
Электронное удостоверение отправляем на электронную почту в течение 3 дней после оплаты. Стоимость - 610 рублей.
Электронный или электронный + печатный. Стоимость от 450 до 690 рублей.
2020 — 2024 © Центр развития компетенций «Аттестатика» — все права защищены.