Инновационные физкультурно-оздоровительные технологии в дошкольном образовании

В конце страницы к этому курсу прилагается сертификат

Цель: познакомить педагогов с инновационными физкультурно-оздоровительными технологиями, позволяющими повысить физическую активность детей дошкольного возраста. 

Объём курса: 24 часа.

Программа:

  1. Традиции и инновации в физическом воспитании дошкольников.
  2. Обзор инновационных физкультурно-оздоровительных технологий.
  3. Игровой стретчинг.
  4. Степ-аэробика.
  5. Хатха-йога.
  6. Черлидинг.

Итоговое тестирование.

Формируемые компетенции:

  • Владение современными педагогическими технологиями продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного подхода.
  • Разработка плана занятия по физической культуре с учетом возраста, подготовленности, индивидуальных и психофизических особенностей, интересов обучающихся, занимающихся.
  • Контроль физического состояния обучающихся, занимающихся.
  • Изучение и систематизация информации по развитию физической подготовки и обучения детей физической культуре.

Занятие 1. Традиции и инновации в физическом воспитании дошкольников

Дошкольный возраст — главный этап жизни ребёнка. В это время происходит становление важных жизненных функций организма. Развиваются морфологические, психические, двигательные функции. Ребёнок в этом возрасте нуждается в активной физической деятельности. 

Поэтому от отношения взрослых к физическому состоянию детей зависит их будущее физическое и психологическое здоровье. 

В практике дошкольных учреждений часто используются традиционные методы. Чтобы поддержать интерес детей, педагоги применяют игровые, тематические, сюжетные занятия, упражнения на открытом воздухе, физкультурно-спортивные праздники и тематические дни. 

Однако физкультурно-оздоровительные технологии постоянно развиваются. Многие из них начинают всё активнее использоваться в дошкольных учреждениях.  

Под инновацией обычно понимают деятельность, которая направлена на реализацию накопленных достижений, чтобы получить новые услуги с новыми качествами. 

Что касается педагогического процесса, то тут инновация — это внедрение новых целей, содержания, методов и форм обучения, организация совместной деятельности педагогов и обучающихся. 

Определить инновацию можно по следующим критериям:

  1. Новизна.
  2. Оптимальность.
  3. Результативность.
  4. Адаптивность.
  5. Возможность творчески применить всеми педагогами.

Занятие 2. Обзор инновационных физкультурно-оздоровительных технологий

Кратко рассмотрим некоторые инновационные технологии. 

Игровой стретчинг

Предполагает развитие всех групп мышц. В процессе занятия дети имитируют действия животных и насекомых. Упражнение может развиваться по определённому сценарию, в виде сказки или любого другого сюжета. 

Дети усваивают не только спортивные, но и танцевальные движения, развивают творческое мышление, быстроту реакции, координацию и внимание. 

Игровой стретчинг, основанный на статичных растяжках мышц тела и суставно-связочного аппарата рук, ног, позвоночника, позволяет предотвратить нарушения осанки и исправить её, оказывает глубокое оздоровительное воздействие на весь организм в целом. 

Детский пилатес

Комплекс упражнений, адаптированный для детей дошкольного возраста. Занятия можно проводить в игровой форме по сценарию.

Упражнения укрепляют мышцы тела, развивают гибкость, растяжку и силу. Занятия можно проводить с различным спортивным инвентарём и специально подобранной успокаивающей музыкой. 

Упражнения выполняются плавно, медленно, с полной концентрацией внимания. 

Занятие с использованием пилатеса в детском саду

Фитбол-гимнастика

Фитбол — мяч, который используется для опоры. Бывает разных размеров, веса и упругости. Часто используется в медицине, педагогике и спорте. 

Занятия развивают мелкую моторику ребёнка, чувство равновесия, укрепляют мышцы спины и брюшного пресса, развивают навык правильного дыхания, формируют правильную осанку. 

Мастер-класс «Упражнения с фитболом для детей старшего дошкольного возраста»

СОРСИ

Вид спортивной игры, состоящей из разных упражнений, объединённых одним сюжетом. Технология помогает развивать творческое мышление детей и превращает стандартные занятия физкультуры в увлекательную игру. 

Игра строится на проблемной образовательной ситуации, что соответствует образовательным стандартом. Дети взаимодействуют со сверстниками, проявляют двигательную активность в естественных условиях. Общение помогает сформировать у детей необходимые качества и свойства личности. 

Мероприятие по технологии СОРСИ

Геокешинг

Его история началась в 2000 году. Организаторы игры прячут пластиковые контейнеры с кладом по всему миру, а участники по координатам ищут тайник. 

В детском саду тоже можно провести такую игру, используя вместо координат карты или подсказки. В тайник можно прятать игрушки или сладости. Игра не оставляет никого равнодушным и учит детей работать в команде.

Геокешинг — игра с элементами туризма и краеведения: возможности использования в образовательном процессе

Современный темп жизни всё ускоряется, что требует постоянного контроля за физическим и психологическим здоровьем. Поэтому на дошкольные учреждения и в частности на инструкторов по физической культуре ложится огромная ответственность по развитию основных жизненных функций и навыков.

Поэтому занятия физкультурой в детском саду необходимо разнообразить различными инновационными физкультурно-оздоровительными технологиями, позволяющими развивать физические способности дошкольников и прививать любовь к физическим нагрузкам.

Рассмотрим некоторые технологии подробнее.

Занятие 3. Игровой стретчинг

Игровой стретчинг в работе с дошкольниками решает множество задач:

  • помогает привлечь внимание детей к систематическим занятиям спортом, активному и здоровому досугу;
  • формирует представление о фитнесе как о способе организации активного отдыха;
  • укрепляет здоровье детей;
  • помогает сохранить и даже улучшить природную гибкость детей в дошкольном возрасте, если упражнения выполнять регулярно, постепенно увеличивая амплитуду;
  • способствует полноценному развитию растущего организма, усиливает все физиологические процессы в организме, улучшает работу всех органов и систем;
  • создаёт благоприятные условия для комплексного развития всех физических качеств;
  • помогает социализировать учебно-воспитательный процесс;
  • способствует повышению физической подготовленности детей, выносливости, координации.

Стретчинг — совершенно новый подход, новый способ решения проблем физического воспитания, открывающий новые возможности для работы с детьми. Методика стретчинга основана на статичных растяжках мышц тела и суставно-связочного аппарата рук, ног, позвоночника, оказывающих глубокое оздоровительное воздействие на весь организм.

Упражнения выполняются в медленном безопасном ритме и имеют имитационный характер.

Длительность занятия игровым стретчингом может составлять 20 минут. Занятие состоит из трёх частей: разминки, основной и заключительной частей.

Задача разминки — подготовить организм ребёнка к выполнению интенсивных упражнений. Она может состоят из несложного комплекса упражнений на координацию движений и внимания под музыку. Заканчивается разминка дыхательными упражнениями.

В основной части занятия может быть от 6 до 12 упражнений, выполняемых под музыку. Упражнения необходимо подбирать так, чтобы они укрепляли и растягивали все группы мышц. Это могут быть следующие упражнения:

  • «Дерево»: на укрепление мышц спины и ног.
  • «Солнышко»: на растягивание боковых мышц туловища, сохранение гибкости позвоночника, тазобедренных суставов.
  • «Гора»: на укрепление мышц брюшного пресса.
  • «Цветок»: на растягивание мышц ног и спины.
  • «Паук»: на укрепление нижнего отдела позвоночника.
  • «Змея»: на укрепление разгибания спины в шейно-грудном отделе.
  • «Журавль»: на растягивание задних групп мышц бедер и ягодичных мышц, развитие координации.
  • «Страус»: на расслабление верхней части трапециевидной мышцы.
  • «Слон»: на увеличение подвижности в плечевых суставах.
  • «Лисенок»: на укрепление боковых мышц туловища.

Задача заключительной части — восстановить организм после физических нагрузок. Для этого выполняются упражнения на релаксацию и расслабление всего тела под музыку. 

Слушая рассказ педагога, дети входят в воображаемый мир сказок и приключений. Благодаря игровому стретчингу создаётся непринуждённая игровая обстановка, что способствует развитию воображения, фантазии и умственных способностей. Дети представляют образы растений, зверей и тому подобного, повторяют движения ведущего, который объясняет и наглядно показывает каждое упражнение, чтобы дети могли одновременно выполнять их.

Комплекс упражнений по игровому стретчингу

Дополнительный материал

Мастер-класс «Методика преподавания игрового стретчинга для детей дошкольного возраста»

Занятие 4. Степ-аэробика

Степ-аэробика помогает исключить монотонность в выполнении движений, поддерживает хорошее самочувствие детей и повышает их жизненный тонус. В движениях степ-аэробики много элементов спуска и подъёма. Систематические занятия помогают детям развить тело, сформировать осанку, выработать красивые, выразительные и точные движения. 

Варианты занятий степ-аэробикой в детском саду могут быть разными: 

  • полное занятие оздоровительно-тренирующего характера с детьми старшего дошкольного возраста продолжительностью 25-35 минут;
  • часть занятия продолжительностью от 10 до 15 минут;
  • утренняя гимнастика, усиливающая оздоровительный и эмоциональный эффект;
  • показательные выступления детей на праздниках;
  • степ-развлечение.

Задачи, которые решает степ-аэробика:

  • оптимизация роста и развития опорно-двигательного аппарата;
  • повышение работоспособности двигательной активности;
  • формирование правильной осанки;
  • развитие и функциональное совершенствование органов дыхания, кровообращения, сердечно-сосудистой и нервной систем;
  • развитие потребности в систематических занятиях спортом;
  • развитие двигательных качеств (мышечной силы, выносливости, быстроты, гибкости, координации);
  • развитие чувства ритма, музыкального слуха, памяти, внимания, умения согласовывать движения с музыкой;
  • улучшение психического состояния, снятие стресса;
  • формирование навыков выразительности, пластичности и грациозности движений;
  • развитие чувства уверенности в себе;
  • воспитание умения эмоционального выражения, раскрепощённости и творчества в движении;
  • развитие чувства товарищества и взаимопомощи;
  • воспитание коллективизма через синхронные коллективные движения.

Для занятий степ-аэробикой не надо приобретать дорогостоящие тренажёры. Шаговую скамейку можно изготовить своими руками, получив поддержку родителей, которые помогут смастерить индивидуальные степы из дерева. 

Занятия степ-аэробикой необходимо начинать с объяснения важных правил:

  • подъём на платформу осуществляется за счёт работы ног, а не спины;
  • ступня на платформу ставится полностью;
  • спину всегда надо держать прямо;
  • нельзя делать резкие движения и движения одной и той же ногой или рукой больше одной минуты;
  • вперёд нужно шагать с пятки, назад — с носка;
  • при спуске с платформы пятки нужно прижимать к полу;
  • стараться не смотреть на ногу, чтобы не нарушить осанку и не допустить травму.

Повреждения в степ-аэробике происходят из-за слишком сильного толчка ногой или неправильного размещения стопы. Чтобы исключить травмы, степ-аэробикой надо заниматься в комфортной обуви с хорошей амортизацией и фиксацией голеностопа.

Музыка на занятиях должна быть яркой, весёлой. Желательно заниматься под знакомые, любимые мелодии.

Чтобы повысить интерес дошкольников, каждому упражнению комплекса нужно дать подходящее название. Дети быстрее запомнят упражнения, которые в воображении будут создавать какой-то конкретный зрительный образ. Степ-аэробика должна носить ярко выраженный игровой характер. Можно осваивать степ-аэробику, изображая животных, имитируя их движения.

Дополнительный материал

Занятие по степ-аэробике

Занятие 5. Хатха-йога

Хатха-йога — эффективное средство физического воспитания дошкольников. Она акцентирует внимание на развитии подвижности позвоночника и силовой выносливости мышц, здоровье суставов, содействует поддержанию хорошего самочувствия, восстановлению защитных систем организма, нормализует работу нервной системы, кровообращения и обмена веществ.

Большое внимание в хатха-йоге уделяется дыхательным техникам. В физическом воспитании детей применение дыхательных упражнений важно, так как помогает формировать навыки правильного дыхания, повышает функциональные возможности системы внешнего дыхания и организма в целом, снижает заболеваемость, улучшает процессы речи и мышления.

Комплекс упражнений должен включать асаны, адаптированные для детей дошкольного возраста. Амплитуда упражнений должна соответствовать возрасту детей.

В качестве примера приводим комплекс упражнений для старшего дошкольного возраста, направленный на развитие силовой выносливости, координации и гибкости.

Содержание комплекса физических упражнений с элементами хатха-йоги для развития физических качеств у детей 5-6 лет

Части заданияНазвание асанНаправленность упражнений
ПодготовительнаяПоза лотосаПозволяет увеличить раскрытие тазобедренных суставов, подвижность коленей и лодыжек.
Поза молящегосяПоза для расслабления. Выполнение полного дыхания, задействовав весь объём лёгких. Наполняет весь организм свежим кислородом.
Поза вытянутых рукУкрепляет мышцы позвоночника, удлиняет позвоночник, оказывает благотворительное влияние на весь организм.
Поза аистаРазвивает мышцы спины и ног, повышает гибкость позвоночника, тонизирует органы брюшной полости.
Поза всадникаУкрепление мышц ног, увеличивает подвижность позвоночного столба и тазобедренных суставов.
Поза собаки мордой внизСнимает усталость, укрепляет и растягивает мышцы ног, суставы и связки плечевого пояса, мышцы спины и рук.
Поза планкиУкрепляет и тренирует мышцы рук, спины. Тонизирует мышцы ног и живота.
Поза кобрыРазвивает гибкость позвоночника, укрепляет мышцы спины, ягодиц и рук.
ОсновнаяПоза дереваТонизирует мышцы ног, развивает чувство равновесия и устойчивости.
Поза орлаУкрепляет мышцы ног, стопы, голени и бёдра. Развивает координацию.
Поза воина 1Устраняет тугоподвижность плеч и спины, тонизирует и укрепляет мышцы ног, особенно бёдра. Расширение грудной клетки, углубляет дыхание.
Поза горыРазвивает координацию, укрепляет мышцы живота, улучшает осанку.
Поза воина 2Укрепляет и растягивает мышцы ног, спины и живота. Развивает подвижность в суставах, укрепляет мышечную систему всего организма.
Поза перевёрнутого треугольникаУкрепляет мышцы ног, боковые мышцы тела, вытягивает позвоночник.
Поза ребёнкаПоза для релаксации, удлиняются и расслабляются мышцы ног, спины, шеи.
Поза герояФормирует правильную осанку, растягивает четырёхглавую мышцу бедра и позвоночник. Развивает гибкость.
ЗаключительнаяПоза растягивания спиныУкрепляет бёдра и ягодицы, растягивает мышцы спины и заднюю поверхность ног.
Поза лотосаПозволяет увеличить раскрытие тазобедренных суставов, подвижность коленей и лодыжек.

Последовательность выполнения упражнений определяется исходя из физической нагрузки, которую оказывают эти упражнения на организм ребёнка, групп мышц, задействованных при выполнении асан, и координационной сложности.

Упражнения с элементами хатха-йоги изучаются по принципу “от простого к сложному” и добавляются постепенно в занятия по мере разучивания, которое осуществляется через подводящие упражнения с контролем техники выполнения.  

При выполнении упражнений необходимо уделять внимание разным способам дыхания. Из арсенала дыхательных упражнений можно использовать упражнения, формирующие навык полного дыхания через постепенное освоение способов дыхания животом (диафрагмальное), грудью (грудное или среднее дыхание) и ключицами (поверхностное). 

Дополнительный материал

Фрагменты занятий во второй младшей групп

Занятие 6. Черлидинг

Черлидинг» в переводе с английского cheer — приветственный возглас (вопль) и leader — тот, кто способен вести за собой (лидер). В России этот вид спорта начал развиваться с появлением американского футбола. В 1996 году при Детской лиге американского футбола появилась первая группа поддержки спортивных команд. 

Американские учёные считают, что регулярные занятия черлидингом физически развивают детей и подростков, способствуют гармоничному формированию личности ребёнка, физическому совершенствованию, помогают выявить творческие и лидерские качества личности. Занятия этим видом спорта дают хорошую акробатическую и хореографическую подготовку. 

Выполняя заученные танцевальные композиции, черлидеры пропагандируют здоровый образ жизни, красивую физическую форму и позитивное отношение к людям. 

Черлидинг развивается по двум основным направлениям:

  1. как самостоятельный вид спорта, органично соединяющий в себе элементы шоу и физических упражнений, выстроенных в программу по определённым правилам. В обязательную программу входят элементы гимнастики, акробатики и фитнес-аэробики, перестроения с танцевальными движениями, акробатические пирамиды и задорные кричалки;
  2. как работа в качестве групп поддержки спортивных команд по футболу, волейболу, баскетболу и других. Черлидеры должны проявлять сопричастность к происходящему на соревновании, переживать за свою спортивную команду и морально поддерживать её в течение всей игры, настраивая болельщиков на позитивный лад. 

Заниматься черлидингом могут дети дошкольного возраста от 5 до 7 лет, не имеющие противопоказаний для занятий физической культурой и спортом. Занятия лучше проводить в группах по 8-10 человек, чтобы осуществить индивидуальную работу с каждым занимающимся и в целом со всей группой. 

Занятия можно проводить два раза в неделю. Продолжительность занятий от 20 до 30 минут в зависимости от возраста. 

Черлидинг — отличная альтернатива классическим видам спорта: гимнастике, акробатике, аэробике. Он предполагает индивидуальный подход к каждому занимающемуся, не имеет медицинских противопоказаний и позволяет во время занятий постоянно регулировать нагрузку. В целом подходит для дошкольного возраста. 

Такие занятия в образовательной работе детского сада помогают решить задачи укрепления физического и психического здоровья детей, сформировать у них правильные двигательные умения и навыки, хорошую осанку. 

Композиции детского черлидинга состоят из общеразвивающих и танцевальных упражнений и учитывают особенности развития детского организма, доступность двигательных элементов и склонность детей быстро уставать. Поэтому занятия для дошкольников по черлидингу составляются на основе знакомых им элементов: бег, ходьба, синхронные движения в сочетании с полуприседами, приставными шагами, выразительными движениями рук. Добавление к ним волнообразных движений туловищем помогают создать оригинальный спортивный танец.  

Качество движений улучшает верно подобранный музыкальный аккомпанемент. Музыка должна соответствовать возрасту, благоприятно влиять на психоэмоциональное состояние детей, вырабатывание координации движений, слуха, музыкальной памяти. 

Тренировки по черлидингу проводятся в спортивном зале. На заучивание одного комплекса обычно уходит 2-3 месяца. На физкультурных занятиях разучиваются основные упражнения, а отдельные элементы могут воспроизводиться на музыкальных занятиях, прогулках и во время подвижных игр. 

Структура занятия по черлидингу состоит из трёх частей: вводной, основной, заключительной. 

На занятиях рекомендуется использовать разные шумовые эффекты: шелест листвы, пение птиц, шум прибоя, — и выполнять упражнения под считалки и фрагменты стихотворений. 

Комплексы упражнений можно составлять таким образом, чтобы каждое движение ассоциировалось с каким-либо явлением. Так дошкольники быстрее их запомнят, точнее поймут характер их выполнения. Комплексы можно объединить по содержанию или связать с временами года. 

Учитывая индивидуальные способности детей и условия дошкольного учреждения, в комплексы можно вносить изменения. Но степень нагрузки должна увеличиваться постепенно. 

Некоторые комплексы можно использовать во время проведения спортивных праздников и развлечений, дней здоровья, праздничных утренников и других мероприятий. 

Обучение черлидингу начинается с заучивания базовых движений, которые затем используются в качестве основы для любой программы выступлений. Движения выполняются жёсткими руками, чётко, быстро и одновременно. 

Перечислим обязательные элементы, отражённые в правилах по черлидингу:

  • чир-дансы — короткий танцевальный блок программы;
  • прыжки, например, пайк, той-тач;
  • станты — фигуры с подъёмом или подбрасыванием наверх одного человека;
  • пирамиды — несколько объединённых стантов;
  • акробатические элементы;
  • кричалки — состоят из названия команды и приветственного обращения зрителям. 

При разработке программы тренировок необходимо основной упор сделать на игровую форму обучения. Так дошкольники лучше поймут информацию, смогут сконцентрировать внимание и разовьют двигательную память. 

В черлидинге элементом, привлекающим внимание, являются помпоны. Детям они нравятся, поэтому они с удовольствием воспроизводят движения, которые показывает тренер. 

По данным исследований, у дошкольников, занимающихся черлидингом, лучше развиты двигательная память и координация движений. Также занятия развивают силу, выносливость, ловкость, внимание, мышление, мелкую моторику, умение работать в коллективе, развивают речь, так как надо разучивать кричалки. 

Дополнительный материал

Пример выступления черлидеров

Что такое инновации в образовательном процессе?
Выберите критерии инноваций:
Чтобы дошкольникам было проще осваивать новые упражнения, необходимо:
Какая инновационная физкультурно-оздоровительная технология предполагает поиск сокровищ с помощью карты или подсказок?
Структура занятия по физической культуре с использованием инновационных физкультурно-оздоровительных технологий включает:
В степ-аэробике подъём на платформу осуществляется за счёт работы:
Выбирая асаны из хатха-йоги для занятий с дошкольниками, необходимо:
Верно ли утверждение: "Черлидинг — это не только занятия спортом, но и пропаганда здорового образа жизни".

 

Поздравляем! Вы успешно завершили этот курс!

Сертификат отправим на указанный адрес электронной почты в течение 24 часов.

Образец сертификата