Управление образовательной организацией в условиях внедрения обновленных ФГОС НОО, ФГОС ООО

В конце страницы к этому курсу прилагается сертификат и удостоверение

Цель: совершенствование управленческих компетенций директоров школ и заместителей в области введения и реализации ФГОС НОО, ФГОС ООО.

Объём: 72 часа

Программа:

Занятие 1. Основные особенности обновлённых ФГОС

Занятие 2. Методическая поддержка введения ФГОС

Занятие 3. Управленческие механизмы введения обновленных ФГОС

Занятие 4. Критерии готовности образовательной организации к введению обновленных федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования

Занятие 5. Основные мероприятия на уровне общеобразовательной организации, осуществляемые директором, заместителями и рабочей группой по введению обновлённых ФГОС

Занятие 6. Разработка проектов ООП

Занятие 7. Корректировка локальных нормативных актов

Занятие 8. Проведение педагогического совета об изменениях в ООП по обновленным ФГОС

Занятие 9. Определение набора предметов до разработки ООП

Задание 10. Заключительные действия администрации школы

Задание 11. Цифровизация образовательной среды

Дополнительные материалы

Итоговое тестирование

Формируемые компетенции:

  • Организация разработки, корректировки и утверждения основных образовательных программ в соответствии с ФГОС НОО, ФГОС ООО.
  • Контроль качества реализации образовательных программ, принятие управленческих решений по коррекции и улучшению организации образовательной деятельности.
  • Управление формированием и функционированием системы методического и организационно-педагогического обеспечения реализации образовательной деятельности.
  • Организация реализации требований ФГОС к кадровым, финансово-экономическим, материально-техническим, психолого-педагогическим, информационно-методическим условиям реализации образовательных программ.

Занятие 1. Основные особенности обновлённых ФГОС

Принципы обновлённых ФГОС

Обновленные ФГОС НОО и ООО не меняют методологических подходов к разработке и реализации основных образовательных программ соответствующего уровня.

Основой организации образовательной деятельности в соответствии с обновленными ФГОС НОО и ООО остается системно-деятельностный подход, ориентирующий педагогов на создание условий, инициирующих действия обучающихся.

В обновленных ФГОС НОО и ООО сохраняется привычная для образовательных организаций и педагогов структура основной образовательной программы и механизмы обеспечения ее вариативности, к числу которых относятся:

  • наличие двух частей образовательной программы (обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений),
  • возможность разработки и реализации дифференцированных программ,
  • возможность разработки и реализации индивидуальных учебных планов.

Структура требований к результатам реализации основных образовательных программ также остается неизменной и состоит из групп требований к предметным, метапредметным и личностным результатам. В обновленных ФГОС НОО и ООО остается неизменным положение, обусловливающее использование проектной деятельности для достижения комплексных образовательных результатов.

Основные изменения в обновленных ФГОС НОО и ООО

Основные изменения обновленных ФГОС НОО и ООО связаны с детализацией требований к результатам и условиям реализации основных образовательных программ соответствующего уровня. Формулировки детализированных требований к личностным, метапредметным и предметным образовательным результатам учитывают стратегические задачи обновления содержания общего образования, конкретизированы по годам обучения и направлениям формирования функциональной грамотности обучающихся.

Детализация и конкретизация образовательных результатов определяет минимальное содержание рабочих программ по учебным предметам и дает четкие ориентиры для оценки качества образования учителем, образовательной организацией и т.д.

Среди основных изменений обновленных ФГОС НОО и ООО выделим следующие.

Изменился общий объем аудиторной работы обучающихся, включая обучающихся с ОВЗ, произошли изменения в количестве учебных предметов, изучающихся на углубленном уровне, введено понятие «учебный модуль». Все эти изменения требуют пересмотра учебного плана образовательной организации, рабочих программ по учебным предметам, программ внеурочной деятельности. Для обеспечения единства образовательного пространства Российской Федерации, снижения нагрузки на педагогических работников разработаны примерные рабочие программы.

В целях конкретизации, оптимизации процедур обновления материально-технической базы образовательных организаций в тексте ФГОС даются разъяснения понятия «современная информационно-образовательная среда».

В обновленных ФГОС детализирован воспитательный компонент в деятельности учителя и школы, определены связи воспитательного и собственно учебного процесса. Обозначены виды воспитательной деятельности как способы достижения личностных образовательных результатов. В соответствии с этим при организации учебно-воспитательного процесса необходимо обновить рабочие программы воспитания.

Особенности приема обучающихся

Прием на обучение в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373, прекращается 1 сентября 2022 года.

Обучение лиц, зачисленных до 1 сентября 2022 года в имеющие государственную аккредитацию образовательные организации для обучения по основным образовательным программам в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, утвержденными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373, от 17 декабря 2010 г. № 1897 и от 17 мая 2012 г. № 413, осуществляется в соответствии с указанными стандартами до завершения обучения, за исключением случаев готовности образовательной организации к реализации обновленных ФГОС НОО и ООО и наличия согласия родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся по программам начального общего и основного общего образования. Последовательность действий по введению обновленных ФГОС НОО и ООО отражена в таблице.

Наряду с зачислением на обучение в 1 и 5 классы обучающихся по основным образовательным программам начального общего и основного общего образования, разработанным в соответствии с обновленными ФГОС НОО и ООО, рекомендуется к 2024-2025 учебному году обеспечить переход на обучение в соответствии с обновленными ФГОС 2-4 классов и 6-9 классов.

Важно отметить, что решение в отношении 2-4 классов и 6-9 классов о переходе на обучение в соответствии с требованиями обновленных ФГОС принимается образовательной организацией при наличии соответствующих условий и согласия родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся. Такое решение образовательная организация должна принять не позднее 1 апреля 2022 года.

В 2022 году запланирована разработка, экспертиза и размещение в реестре примерных основных образовательных программ примерных рабочих программ по математике, информатике, физике, химии и биологии углубленного уровня.

В соответствии с частью 5 статьи 12 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон) образовательные организации при разработке основной образовательной программы могут использовать методические материалы (в том числе, рабочие программы), разработанные для углубленного изучения учебных предметов (в том числе в рамках региональных инновационных проектов (программ), в полной мере обеспечивающие достижение требований к результатам реализации основных образовательных программ в соответствии с обновленным ФГОС ООО.

Обновленные ФГОС предусматривают возможность для организации, являющейся частью федеральной или региональной инновационной инфраструктуры, самостоятельно выбирать траекторию изучения предметных областей и учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей, обеспечивая при этом соответствие результатов освоения выпускниками программы основного общего образования требованиям, предъявляемым к уровню основного общего образования.

Это может распространяться на авторские рабочие программы углубленного уровня по предметам «Математика», «Информатика», «Физика», «Химия» и «Биология», входящие в состав основной образовательной программы основного 6 общего образования, разработанной на основе примерной основной образовательной программы.

Занятие 2. Методическая поддержка введения ФГОС

Разработка учебно-методических документов по обеспечению реализации обновленных ФГОС НОО и ООО

В целях создания единого образовательного пространства на территории Российской Федерации 27 сентября 2021 года федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию были одобрены примерные рабочие программы по всем предметам учебного плана, разработанные в полном соответствии с обновленными ФГОС НОО и ООО.

Примерные рабочие программы по предметам содержат все необходимые и определенные ФГОС части, включая тематическое планирование, дифференцирующее как предметные результаты, так и предметное содержание по годам изучения.

В соответствии с частью 7.2 статьи 12 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»: «при разработке основной общеобразовательной программы организация, осуществляющая образовательную деятельность, вправе предусмотреть применение при реализации соответствующей образовательной программы примерного учебного плана и (или) примерного календарного учебного графика, и (или) примерных рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), включенных в соответствующую примерную основную общеобразовательную программу. В этом случае такая учебно-методическая документация не разрабатывается».

Реализация данной нормы закона позволит не только обеспечить общие подходы к качеству учебно-методической документации, используемой педагогическими работниками при реализации основных образовательных программ, но и снять часть методической нагрузки с учителя.

Примерные рабочие программы могут использоваться как в неизменном виде, так и в качестве методической основы для разработки педагогическими работниками авторских рабочих программ с учетом имеющегося опыта реализации углубленного изучения предмета. В случае внесения изменений в примерную рабочую программу как в части ее содержательного дополнения, так и в части перераспределения содержания между годами изучения указанная программа утрачивает статус «примерной».

Методическая поддержка педагогических работников и управленческих кадров

Примерные рабочие программы по предметам обязательной части учебного плана доступны педагогам посредством портала Единого содержания общего образования, а также реестра примерных основных общеобразовательных программ.

На портале Единого содержания общего образования действует конструктор рабочих программ – удобный бесплатный онлайн-сервис для индивидуализации примерных рабочих программ по учебным предметам.

С его помощью учитель, прошедший авторизацию, сможет персонифицировать примерную программу по предмету: локализовать школу и классы, в которых реализуется данная программа, дополнить ее информационными, методическими и цифровыми ресурсами, доступными учителю и используемыми при реализации программы. В помощь учителю разработаны и размещены в свободном доступе методические видеоуроки для педагогов, разработанные в соответствии с обновленными ФГОС начального и основного общего образования.

Видеоуроки – результат совместного труда учителей-практиков и специалистов в области теории и методики обучения и воспитания. В них содержится детальное методическое описание специфики реализации предметного содержания на основе системно-деятельностного подхода. Кроме того, разработаны и размещены в свободном доступе учебные пособия, посвященные актуальным вопросам обновления предметного содержания по основным предметным областям ФГОС НОО и ООО.

Индивидуальную консультативную помощь по вопросам реализации обновленных ФГОС НОО и ООО учитель и руководитель образовательной организации может получить, обратившись к ресурсу на Горячую линию. Целесообразно не только проинформировать педагогов и образовательные организации о возможности получить консультативную поддержку на федеральном уровне, но и подключить к этой работе региональные, муниципальные и школьные методические службы и объединения, а также лидеров методических сообществ субъекта Российской Федерации.

Созданные и доступные уже сегодня методические ресурсы и сервисы являются методической базой как для самоподготовки учителя к разработке и реализации рабочих программ в соответствии с обновленными ФГОС НОО и ООО, так и для научно-методического обеспечения деятельности методических объединений и служб институционального (школьного), муниципального и регионального уровней.

Занятие 3. Управленческие механизмы введения обновленных ФГОС

Министерством просвещения Российской Федерации разработаны:

  • план-график мероприятий Минпросвещения России по введению обновленных ФГОС начального общего и основного общего образования;
  • примерный план-график мероприятий введения обновленных ФГОС НОО и ООО в субъекте Российской Федерации;
  • критерии готовности системы образования субъекта Российской Федерации и образовательных организаций к введению ФГОС НОО и ООО.

Разработка и реализация основных образовательных программ начального общего и основного общего образования в соответствии с обновленными ФГОС должна опираться на комплекс организационно-управленческих мероприятий и организационно-методическую поддержку каждого педагога. К числу организационно-управленческих мероприятий относятся:

  • разработка нормативно-правовых документов и локальных актов различного уровня;
  • планирование и реализация мероприятий по обеспечению условий реализации обновленных ФГОС НОО и ООО (материально-технических, финансовых, информационных и т.п.);
  • организация работы методических служб на региональном, муниципальном уровнях и уровне образовательной организации, региональных учебно-методических объединений и ассоциаций учителей-предметников.

Организационно-методическая поддержка каждого учителя в период перехода на обновленные ФГОС должна включать:

  • проведение анализа уроков, организованных в соответствии с требованиями обновленных ФГОС;
  • организацию взаимопосещения занятий учителями как в рамках одного методического направления, так и между методическими группами;
  • выработка методических рекомендации на уровне образовательной организации по совершенствованию используемых методов и приемов достижения образовательных результатов;
  • рассмотрение на педагогических советах промежуточных результатов реализации обновленных ФГОС;
  • формирование системы наставничества для профессионального роста молодых специалистов;
  • контроль качества организации учителем учебно-воспитательного процесса.

Учитывая разделение полномочий между различными уровнями управления системой образования в субъекте Российской Федерации целесообразно:

  • определить организацию-оператора, обеспечивающую координацию деятельности по введению обновленных ФГОС НОО и ООО;
  • разработать и утвердить план-график мероприятий по введению обновленных ФГОС НОО и ООО на региональном и муниципальном уровнях;
  • организовать обучение и подготовку управленческих и педагогических команд;
  • активизировать (организовать) работу методических служб на региональном, муниципальном уровнях и уровне образовательной организации, региональных учебно-методических объединений и ассоциаций учителей-предметников;
  • организовать обновление учебно-методической документации в образовательных организациях;
  • осуществлять систематический мониторинг и контроль готовности образовательных организаций к введению обновленных ФГОС НОО и ООО;
  • обеспечить информирование общественности о ходе и значимости введения 12 обновленных ФГОС НОО и ООО в Российской Федерации.

В настоящее время на федеральном уровне сформирована система управления процессами по введению обновленных ФГОС, запланирована оценка готовности субъектов Российской Федерации к введению обновленных ФГОС путем проведения Министерством просвещения Российской Федерации комплексного мониторинга. Федеральным оператором, координирующим деятельность по введению обновленных ФГОС, определен ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО». Организационно-методическое сопровождение введения и реализации обновленных ФГОС НОО и ООО в 2022-2023 учебном году будет продолжено.

Занятие 4. Критерии готовности образовательной организации к введению обновленных федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования

Проверьте готовность вашей образовательной организации к введению обновлённых ФГОС по 13 критериям:

  1. Разработан и утвержден на уровне образовательной организации план-график мероприятий по введению обновленных ФГОС;
  2. Разработаны и утверждены основные образовательные программы начального общего и основного общего образования, соответствующие требованиям обновленных ФГОС;
  3. Разработаны и утверждены рабочие программы по учебным предметам, программы внеурочной деятельности;
  4. Нормативная база (локальные акты) образовательной организации приведена в соответствие с требованиями обновленных ФГОС (Правила приема граждан на обучение, Положение о порядке зачета результатов освоения обучающимися учебных предметов, Положение о языках образования, Положение, регламентирующее режим занятий обучающихся, Положение о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, Положение об организации обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья, режим занятий, финансирование, материально-техническое обеспечение, штатное расписание и др.);
  5. Приведены в соответствие с требованиями обновленных ФГОС к кадровым и психолого-педагогическим условиям реализации основных образовательных программ штатное расписание и должностные инструкции работников образовательной организации;
  6. Определен список учебников, учебных пособий, информационно-цифровых ресурсов, используемых в образовательном процессе и соответствующих требованиям обновленными ФГОС;
  7. Обеспечена доступность использования информационно-методических ресурсов для участников образовательных отношений;
  8. Обновлен/укомплектован библиотечно-информационный центр образовательной организаций учебной и учебно-методической литературой;
  9. Определена модель реализации сетевых форм взаимодействия общеобразовательной организации с организациями дополнительного образования, учреждениями культуры и спорта в реализации основных образовательных программ, соответствующих требованиям обновленных ФГОС;
  10. Разработан план работы внутришкольных методических объединений с ориентацией на рассмотрение и методическую помощь педагогическим работникам в вопросах реализации обновленных ФГОС, сформированы методические группы по всем направлениям функциональной грамотности;
  11. Осуществлено повышение квалификации управленческой и педагогической команд по вопросам введения обновленных ФГОС;
  12. Сформирована система мониторинга готовности каждого учителя к реализации обновленных ФГОС (пройдены курсы повышения квалификации, утверждены рабочие программы, в календарно-тематическое планирование встроены задания по формированию функциональной грамотности, в педагогическую деятельность включены федеральные онлайн конструкторы, электронные конспекты уроков, соответствующие требованиям обновленных ФГОС, имеется банк приемов по решению в урочной и внеурочной деятельности задач воспитания);
  13. Обеспечены кадровые, финансовые, материально-технические и иные условия реализации основной образовательной программы начального общего и основного общего образования, соответствующей требованиям обновленных ФГОС.

Занятие 5. Основные мероприятия на уровне общеобразовательной организации, осуществляемые директором, заместителями и рабочей группой по введению обновлённых ФГОС

Для введения обновлённых ФГОС, необходимо:

  1. Разместить обновленные ФГОС НОО и ООО на сайте образовательной организации в подразделе «Образовательные стандарты и требования» раздела «Сведения об образовательной организации».
  2. Создать банк нормативно-правовых и законодательных актов, регламентирующих введение обновленных ФГОС НОО и ООО и организацию УВП. Перечень нормативных актов.
  3. Создать рабочую группу по введению и реализации обновленных ФГОС НОО и ООО.

Создание рабочей группы

Предполагает:

  • Подготовку Положения о рабочей группе по введению и реализации обновленных федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования, чтобы решить организационные вопросы, упорядочить делопроизводство.
  • Включение в рабочую группу заместителей руководителя образовательной организации, руководителей методических объединений, учителей-предметников, руководителей структурных подразделений – например, заведующего библиотекой и медиатекой, руководителя психолого-педагогической службы и председателя психолого-педагогического консилиума. Возглавляет рабочую группу руководитель образовательной организации, который контролирует и направляет работу коллег.
  • Издание приказа о создании рабочей группы по введению и реализации обновленных федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования. Утвердите им состав рабочей группы, Положение о рабочей группе по введению и реализации обновленных федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования.

Образец приказа и положения о создании рабочей группы

Разработка плана мероприятий/дорожной карты перехода на обновлённые ФГОС

Для этого необходимо выполнить три основных действия:

1) Оценить кадровые ресурсы образовательной организации.

  • Проанализировать количество учителей и их учебную нагрузку. Обновленные ФГОС НОО и ООО разрешают не обучать родному и второму иностранным языкам, если для этого у школы нет условий, в том числе кадровых.
  • Оценить, как увеличится нагрузка, если в новых ООП будет больше предметов с углубленным обучением и индивидуальных учебных планов. Если планируемая нагрузка выйдет за рамки рабочего времени учителей, придется оформить внутреннее совместительство или принять новых работников.
  • Проанализировать, готовы ли педагоги работать с оборудованием: имеющимся и планируемым к использованию. Если навыки учителей недостаточны, организовать их обучение.
  • Скорректировать график повышения квалификации. Чтобы педагоги были готовы реализовывать ООП по обновленным ФГОС НОО и ООО, их понадобится направить на курсы повышения квалификации. Для этого надо определить, кого из учителей стоит отправить на обучение, чтобы минимизировать профессиональные дефициты. Поручить специалисту скорректировать план-график повышения квалификации педагогов. В обновленных ФГОС НОО и ООО не упомянуто, что педагоги обязаны повышать квалификацию раз в три года. В статье 47 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ по-прежнему закреплено, что у учителей есть право на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года, а в статье 48 – что они обязаны систематически повышать свой профессиональный уровень. Но теперь нигде нет четких сроков, как часто образовательная организация обязана отправлять учителей на курсы повышения квалификации.

2) Оценить материальные ресурсы образовательной организации.

Для оценки материальных ресурсов понадобится проанализировать три направления.

Первое – проверить информационно-образовательную среду: пересмотреть содержание информационно-образовательной среды (далее – ИОС) и порядок доступа к ней.

Сравнение старых и новых норм смотрите в таблице.

В контрольном листе приводится полный перечень общесистемных требований: скачать контрольный лист.

Содержание ИОС ОО

Содержание ИОС ОО понадобится заменить (п. 34.3 ФГОС НОО, п. 35.3 ФГОС ООО). Теперь в начальной и основной школе она должна обеспечивать доступ к учебным планам, рабочим программам учебных предметов, курсов, модулей, изданий. Также в ней нужно размещать учебные издания и образовательные ресурсы, информацию о ходе образовательного процесса, результаты аттестации учеников.

Кроме того, ИОС должна обеспечивать доступ к расписанию учебных занятий, процедурам и критериям, по которым оценивают результаты обучения.

В основной школе она должна дать возможность использовать современные информационно-коммуникационные технологии. Заместитель по УВР должен подобрать необходимые документы, образовательные ресурсы, информацию об образовательном процессе, чтобы разместить в ИОС.

Также надо проверять, как ответственные наполняют и обновляют содержимое ИОС. Сделать это можно в рамках мероприятий ВСОКО. Доступ к ИОС ОО.

Доступ к ИОС надо обеспечить каждому ученику, его родителям или законным представителям. Сохраняться он должен в течение всего периода обучения (п. 34.3 ФГОС НОО, п. 35.3 ФГОС ООО). Чтобы обеспечить доступ, надо назначить ответственных за него. Пусть они расскажут ученикам и их родителям (законным представителям) об ИОС образовательной организации, объяснят, как получить к ней доступ, если он свободный, и как зарегистрироваться, если авторизованный.

В электронной ИОС надо обеспечить безопасность цифровых образовательных ресурсов, защиту детей от информации, которая может навредить (Федеральные законы от 27.07.2006 № 149-ФЗ, от 27.07.2006 № 152-ФЗ, от 29.12.2010 № 436). Чтобы дать ученикам и их родителям (законным представителям) полный доступ к ИОС, необходимо обеспечить педагогов техническими средствами обучения. Поэтому необходимо обновить материальную базу образовательной организации: приобрести новые проекторы и ноутбуки, обучить педагогов работать с электронными образовательными ресурсами.

Часто проблема с доступом возникает из-за контент-фильтрации, которую настроили в образовательной организации. Заблокированы некоторые ресурсы, которые можно было бы использовать на уроках. В таком случае педагоги представляют их электронные адреса.

Электронная ИОС образовательной организации

Образовательная организация обязана создать электронную ИОС, если применяет дистанционные технологии (п. 34.4 ФГОС НОО, п. 35.4 ФГОС ООО). Электронная ИОС должна давать больше возможностей, чем обычная. Кроме доступа к учебным планам, рабочим программам, электронным учебным изданиям и образовательным ресурсам, в ней должна быть возможность формировать и хранить электронное портфолио ученика, фиксировать информацию о ходе образовательного процесса, результатах промежуточной аттестации, выстраивать дистанционное взаимодействие между участниками образовательного процесса, проводить занятия и контрольные работы.

Обеспечение работы электронной ИОС поручается сотрудникам образовательной организации, которые ее используют. Они должны быть квалифицированными. Если необходимой подготовки у работников нет, можно заключить договор с другими организациями.

Индивидуальный авторизованный доступ к электронной ИОС образовательной организации

Доступ потребуется предоставить, если школьники учатся дистанционно. Причем его нужно обеспечить не только на территории ОО, но и за ее пределами (п. 34.4 ФГОС НОО, п. 35.4 ФГОС ООО). Для этого нужно определить порядок, по которому ученики будут получать доступ к электронной ИОС, и назначить ответственного за него.

Работнику необходимо своевременно регистрировать учеников, предоставлять им логин и пароль, помогать в технических вопросах.

Второе направление анализа – материально-технические ресурсы. Нужно изменить подход к составу учебных кабинетов и доукомплектовать их новым оборудованием. Следует оценить, есть ли все оборудование и необходимые учебные помещения.

Обновленные ФГОС НОО и ООО предъявляют к ним более детальные требования. Сравнение новых и старых требований – в таблице.

Скачайте контрольный лист оценки материально-технических ресурсов.

Учебные кабинеты

Теперь у образовательной организации должны быть те кабинеты, которые необходимы ей в соответствии с учебным планом (п. 35.1 ФГОС НОО, п. 36.1 ФГОС ООО). Все помещения должны быть у ОО в собственности или принадлежать ей на ином законном основании.

Трансформируемые учебные кабинеты. Обновленный ФГОС ООО дополняет требования СП 2.4.3648–20 и позволяет преподавать в одном учебном кабинете несколько предметов (п. 36.3 ФГОС ООО). При этом кабинет необходимо оборудовать интегрирующими средствами обучения и воспитания.

Учебное оборудование. Образовательной организации теперь нужно определять список оборудования, которое необходимо, чтобы реализовать ООП в соответствии с учебным планом (п. 35.1 ФГОС НОО, п. 36.1 ФГОС ООО).

Исключение – оборудование для ООП ООО по отдельным предметным областям. Для них набор определяет стандарт. В остальном обновленные ФГОС НОО и ООО не фиксируют детальных требований к составу учебного оборудования.

Можно ориентироваться на перечень средств обучения и воспитания утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 03.09.2019 г. № 465 «Об утверждении перечня средств обучения и воспитания, необходимых для реализации образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, соответствующих современным условиям обучения, необходимого при оснащении общеобразовательных организаций в целях реализации мероприятий по содействию созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях, критериев его формирования и требований к функциональному оснащению, а также норматива стоимости оснащения одного места обучающегося указанными средствами обучения и воспитания».

Специальное учебное оборудование в основной школе. Образовательной организации необходимо оборудовать кабинеты по отдельным предметным областям. Обновленный ФГОС ООО устанавливает общие нормы к оснащению таких помещений.

Например, кабинеты по областям «Иностранные языки», «Искусство», «Технология» нужно оборудовать комплектами наглядных пособий, карт, учебных макетов, спецоборудования, которые обеспечивают развитие компетенций. В кабинетах естественно-научного цикла должны быть комплекты специального лабораторного оборудования (п. 36.3 ФГОС ООО).

Третье направление – учебно-методические ресурсы. Фонд учебников придется комплектовать по-новому. Необходимо проверить, соответствует ли состав и формы учебников и учебных пособий нововведениям обновленных ФГОС НОО и ООО.

Обзор изменений – в таблице.

Скачайте контрольный лист оценки учебно-методических материалов.

Учебные пособия. В обновленных ФГОС НОО и ООО установлены конкретные требования к форме учебных пособий. Теперь, если каждый ученик обеспечен учебным пособием, его надо выдать в печатной форме (п. 36.1 ФГОС НОО, п. 37.3 ФГОС ООО). Дополнительно можно предоставить электронную версию.

Все учебные пособия должны быть выпущены организациями из перечня, который утвержден приказом Минобрнауки от 09.06.2016 № 699.

Сфера использования учебников и пособий. Образовательная организация обязана предоставлять каждому ученику не менее одного учебника или учебного пособия не только по каждому предмету. Сделать это нужно будет также и по курсу или модулю, которые входят в обязательную и формируемые части ООП.

Чтобы определить перечень учебников и пособий, которые будет использовать образовательная организация с 1 сентября 2022 г. в работе, необходимо обсудить этот вопрос на педагогическом совете. Сделать это нужно после инвентаризации библиотечного фонда. Список учебников, которые запланированы к использованию, понадобится утвердить приказом.

Учебники, которые возможно придется закупать, должны соответствовать федеральному перечню, который утвержден приказами Минпросвещения от 20.05.2020 № 254, от 27.12.2020 г. № 766.

Если возникнет необходимость приобрести бумажные учебники, следует провести беседы с учителями-предметниками о программах и авторах, просчитать количество учеников на будущий год, не забыть и про внеурочную деятельность. Далее следует проанализировать ценовую политику и рассмотреть вопрос о закупке.

Если бюджета хватит, чтобы электронные учебники/учебные пособия приобрести по некоторым предметам, то закупить их. Это позволит уменьшить вес портфеля школьника.

После проверки уточнить, хватает ли на недостающее оснащение финансового обеспечения. Если нет, обратиться к учредителю.

Полностью проверить, соответствует ли оснащение школы требованиям новых ФГОС, помогут контрольные карты.

3) Проанализировать наличие возможностей школы и заявлений обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся на изучение родного языка и родной литературы из числа языков народов Российской Федерации с целью принятия решения об организации преподавания этих предметов и их включении в учебный план НОО и ООО.

4) Проанализировать наличие возможностей ОО и заявлений обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся на изучение второго иностранного языка из перечня, предлагаемого школой, с целью принятия решения об организации преподавания этого предмета и его включении в учебный план ООО.

Занятие 6. Разработка проектов ООП

Разработать проект ООП НОО следует до начала приема на обучение учащихся в 1 класс и ООО к окончанию 2021-22 учебного года – до начала зачисления на обучение в связи с переводом, т.к. в ходе приема и зачисления на обучение родители (законные представители) несовершеннолетних должны быть ознакомлены с их содержанием. Есть четыре главных нововведения, о которых нужно напомнить педагогам.

Изменение 1. О пояснительной записке. Требования к пояснительной записке стали одинаковыми.

На уровне НОО в записке больше не надо указывать состав участников образовательных отношений и общие подходы к организации внеурочной деятельности.

На уровне ООО необходимо добавить общую характеристику ООП.

Пояснительная записка должна содержать:

  • цели реализации ООП, которые конкретизированы в соответствии с требованиями обновленных ФГОС НОО и ООО к результатам освоения учениками программы;
  • принципы формирования и механизмы реализации ООП, в том числе посредством реализации индивидуальных учебных планов.

Изменение 2. О результатах освоения ООП. В обновленных ФГОС НОО и ООО подробнее описаны результаты освоения ООП – личностные, метапредметные, предметные, в том числе по каждому модулю ОРКСЭ.

На уровне ООО установили требования к предметным результатам при углубленном изучении некоторых дисциплин. Поэтому необходимо внести в целевой раздел ООП планируемые результаты освоения ООП по новым требованиям.

Для оценки метапредметных результатов освоения ООП стоит воспользоваться Универсальными кодификаторами распределенных по классам проверяемых элементов содержания и требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего ООП (Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений»).

Изменение 3. О структуре содержательного раздела. Скорректированы требования и к структуре содержательного раздела ООП.

На уровне НОО исключена программа коррекционной работы и программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.

На уровне ООО вместо программы развития УУД указана программа формирования УУД. Дополнен содержательный раздел НОО и ООО рабочими программами учебных модулей.

По обновленным ФГОС НОО и ООО содержательный раздел ООП должен включать:

  • рабочие программы учебных предметов, учебных курсов, курсов внеурочной деятельности, учебных модулей;
  • программу формирования УУД;
  • рабочую программу воспитания;
  • программу коррекционной работы для уровня ООО в том случае, если в образовательной организации учатся дети с ОВЗ.

Изменение 4. О наборе обязательных предметов в предметных областях. Кроме набора обязательных предметных областей в обновленном ФГОС НОО закреплены и обязательные предметы (модули). В обновленном ФГОС ООО набор обязательных предметных областей остался прежним, изменены наименования нескольких обязательных предметов. Это позволит избежать путаницы, когда образовательные организации будут выставлять итоговые отметки в аттестат.

Так, в области «Математика и информатика» остались только учебные предметы «Математика» и «Информатика». Вместо предмета «История России, всеобщая история» в перечень внесен предмет «История».

Предметная область ОДНКНР должна включать учебные курсы или модули, перечень которых образовательная организация определяет самостоятельно, а родители (законные представители) несовершеннолетних выбирают из этого перечня. С 2023-24 учебного года ОДНКНР станет обязательным предметом.

Названия учебных предметов, курсов, модулей и предметных областей должны быть одинаковыми в следующих разделах ООП:

  • в планируемых результатах освоения ООП – в целевом разделе;
  • в рабочих программах учебных предметов, курсов, модулей – в содержательном разделе;
  • в учебном плане, календарном учебном графике – в организационном разделе.

Проекты ООП НОО и ООО рассматриваются на педсовете. Замечания и предложения коллег станут основой доработок перед окончательным утверждением ООП.

Необходимо определить модель внеурочной деятельности с учетом сетевого взаимодействия с социальными партнерами. Следует обеспечить контроль сопряжения содержания внеурочной и урочной деятельности, воспитательной работы, а также программ дополнительного образования с целью достижения планируемых результатов.

В обновленных ФГОС НОО и ООО не упоминается, что план внеурочной деятельности образовательная организация должна разрабатывать и утверждать самостоятельно. План – это часть ООП, а потому разрабатывать и утверждать его образовательная организация обязана самостоятельно в соответствии с требованиями законодательства.

Занятие 7. Корректировка локальных нормативных актов

Проверка и изменение локальных нормативных актов, разработка новых

Проверить и скорректировать локальные нормативные акты, которые противоречат обновленным ФГОС НОО и ООО. Например, новые стандарты не содержат понятие «дисциплина», в них перечислены только учебные предметы, курсы и модули. Если в тексте локальных актов есть слово «дисциплина» и нет упоминания про модули, требуется разработка проекта изменений с учетом, что какие-то классы будут продолжать обучаться по старым программам, поэтому для них правила не изменились.

Положение об индивидуальном учебном плане (ИУП). Обновленные ФГОС НОО и ООО устанавливают, что для детей, обучающихся по ИУП, срок обучения можно сократить, а вот увеличить его нельзя. Раньше такого уточнения не было.

Если в локальном нормативном акте предусмотрено увеличение срока, придется уточнить норму и обозначить, что она не распространяется на детей, которые обучаются по обновленным ФГОС НОО и ООО. Для них реализацию программы можно только ускорить.

Поручить ответственным скорректировать локальные нормативные акты или разработать новые. Следует помнить, что локальные нормативные акты должны соответствовать требованиям всех действующих ФГОС, поэтому должны состоять из нескольких частей: общих положений, регламентации событий по ФГОС второго поколения и регламентации событий ФГОС третьего поколения.

Издать приказ «Об организации реализации обновленных федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования», утверждающий план мероприятий/ дорожную карту перехода на обновленные федеральные государственные образовательные стандарты начального общего и основного общего образования.

Образец приказа

Распределить поручения между членами рабочей группы:

  • изучить отличие обновленных ФГОС НОО и ООО от ФГОС второго поколения в части структуры и содержания ООП НОО и ООО, быть готовыми к составлению проектов новых ООП НОО и ООО, если до 01.04.2022 г. не будет опубликована ПООП НОО и к 25.05.2022 г. ПООП ООО;
  • проанализировать, в какие локальные нормативные акты образовательной организации необходимо внести изменения;
  • разработать проекты новых локальных нормативных актов;
  • осуществлять мониторинг выпуска разъяснений по обновленным ФГОС от Минпросвещения РФ и других ведомств.

Передать таблицу с обзором главных изменений во ФГОС НОО и ООО членам рабочей группы.

Вариант таблицы с изменениями ФГОС

Своевременный систематический учет в работе разъяснений по обновленным ФГОС НОО и ООО Минпросвещения РФ, РАО и других ведомств.

Установление конкретных контрольных сроков по каждому мероприятию плана мероприятий/дорожной карты.

 

Занятие 8. Проведение педагогического совета об изменениях в ООП по обновленным ФГОС

Осуществление контроля соблюдения требований к структуре рабочих программ. Разъяснение, что в обновленных ФГОС НОО и ООО понимается под рабочей программой учебного предмета, курса, модуля. Выдать педагогам памятку.

Обратить внимание на то, что в 2022 году разработке ООП из-за отсутствия ПООП, предшествует разработка рабочих программ на основе примерных рабочих программ, разработанных на федеральном уровне.

Кроме содержания учебного предмета, курса, модуля, планируемых результатов освоения, в рабочих программах понадобится по-новому отразить тематическое планирование. Придется указать не только количество академических часов, которые необходимы, чтобы освоить каждую тему, но и возможность использовать по конкретной теме электронные и цифровые образовательные ресурсы. Например, МЭШ, РЭШ, СФЕРУМ и региональные платформы подобного типа.

В рабочих программах учебных курсов внеурочной деятельности теперь надо зафиксировать форму проведения занятий. Все рабочие программы нужно формировать с учетом программы воспитания.

Перед педсоветом поручить заместителю директора по УВР/УМР разбить учителей на группы по профессиональным объединениям – методическим, межпредметным, проектным для ознакомления с основными положениями обновленных ФГОС НОО и ООО и обсуждения их (приказы Минпросвещения от 31.05.2021 № 286, 287). Например, патриотический уклон, возможность не вводить второй иностранный язык, если в школе нет для этого условий, обучение финансовой грамотности.

Возможная структура педагогического совета

Сценарий педсовета на тему «Изменения во ФГОС НОО и ООО»

Занятие 9. Определение набора предметов до разработки ООП

Довести до сведения учителей информацию о размещении на сайте fgosreestr.ru примерных программ учебных предметов по новым стандартам. Всего 27 примерных программ для начальной школы и 34 – для основной.

Примерные рабочие программы по учебным предметам и курсам для начальной и основной школы подготовил Институт стратегии развития образования с учетом концепций преподавания учебных предметов и примерной программы воспитания. По специальным предметам, например, родным языкам, для всех уровней примерные программы разрабатывали авторские коллективы.

Все программы одобрены федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию. Подготовить проекты новых рабочих программ.

Первое – рабочие программы учебных предметов, курсов, модулей, а также курсов внеурочной деятельности надо составить с учетом рабочей программы воспитания. Второе – в тематическое планирование рабочих программ педагоги должны включить возможность использовать электронные и цифровые образовательные ресурсы по каждой теме. А в рабочих программах внеурочной деятельности надо указать формы проведения занятий.

Воспользуйтесь конструктором рабочих программ, размещенных на федеральном портале «Единое содержание общего образования» Института стратегии развития образования РАО.

В обновленных ФГОС НОО и ООО требования к результатам образования прописаны на уровень образования и не детализированы по классам. Поэтому стоит посоветовать педагогам готовить рабочие программы сразу на уровень образования. Осуществление контроля, включения в рабочие программы воспитательных целей и задач изучения предмета, направления содержания предмета на достижение планируемых результатов.

Поручить рабочей группе обсуждение с руководителями методических объединений и педагогами новых рабочих программ до 01.03.2023 г. Тогда к концу марта 2023 года педагоги подготовят проекты новых рабочих программ, а образовательная организация успеет их проверить и включить в содержательный раздел ООП.

Скорректировать Положение о рабочей программе. В части о структуре рабочей программы нужно закрепить, что документ должен включать минимум три блока. В параграфе, где описывается порядок разработки, – как педагоги должны согласовывать программы с методическим объединением. В разделе об оформлении и хранении прописать, что для школьного сайта необходимо подготовить аннотацию рабочих программ.

Раздел «Структура рабочей программы». В Положении необходимо зафиксировать требования к структуре рабочих программ, учебных предметов, модулей и курсов, которые установили в новых образовательных стандартах. В том числе и для курсов внеурочной деятельности. Например, каждая рабочая программа должна включать минимум три блока – содержание предмета, модуля, курса, результаты его освоения и тематическое планирование (п. 31.1 ФГОС НОО, п. 32.1 ФГОС ООО).

Также в разделе понадобится прописать, что в программе курса внеурочной деятельности необходимо указывать форму проведения занятий (п. 31.1 ФГОС НОО, п. 32.1 ФГОС ООО).

В блоке о тематическом планировании нужно закрепить три аспекта, которые разработчики должны фиксировать в программе. Первый – перечень тем для учеников. Второй – количество академических часов на каждую тему. И третий – информацию об электронных учебно-методических материалах, которые можно использовать при изучении каждой темы (п. 31.1 ФГОС НОО, п. 32.1 ФГОС ООО).

Кроме того, в разделе со структурой программы необходимо зафиксировать, каким образом педагогам следует учитывать программу воспитания в рабочей программе предмета, курса или модуля: в обновленных ФГОС НОО и ООО не указаны способы, как это сделать. Только прописано, что учесть этот документ нужно обязательно (п. 31.1 ФГОС НОО, п. 32.1 ФГОС ООО).

Раздел «Порядок разработки рабочей программы». В разделе нужно закрепить, в какие сроки педагоги должны составлять и изменять рабочие программы, на какие периоды их разрабатывать. Учителей понадобится обязать перед утверждением представлять программу на педсовете или заседании предметного методического объединения педагогов.

Раздел «Оформление и хранение рабочей программы». В Положении необходимо прописать требования к шрифту, интервалу, полям, которые педагоги обязаны использовать при подготовке программ. Тогда все рабочие программы будут одинаково оформлены. Закрепить, где аннотации потребуется разместить – на сайте школы в подразделе «Образование» раздела «Сведения об образовательной организации». К аннотациям необходимо прикрепить сами рабочие программы. Выложить их нужно в виде электронных документов, которые подписаны электронной подписью, а не копий, как раньше (п. 3.4 Требований, утв. приказом Рособрнадзора от 14.08.2020 № 831).

Задание 10. Заключительные действия администрации школы

Составление учебных планов, календарных учебных графиков, планов внеурочной деятельности, так как изменен объем часов аудиторной нагрузки – для НОО увеличили минимальный порог. Уменьшен объем внеурочной деятельности на уровне НОО: вместо 1350 можно запланировать до 1320 часов за четыре года.

Разработка проекта новой рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы. Поручить заместителю директора по ВР вместе с педагогами составить рабочую программу воспитания по обновленным ФГОС НОО и ООО и включить ее в содержательный раздел ООП. В обновленных ФГОС НОО и ООО конкретизировано содержание календарного плана воспитательной работы. Он должен включать перечень событий и мероприятий воспитательной направленности, которые организует и проводит образовательная организация или в которых она принимает участие.

Проведение классных родительских собраний для родителей (законных представителей) учеников, которые в 2021-2022 учебном году обучаются в 4 классах. Довести до сведения, что с 1 сентября 2022 года образовательная организация осуществляет обучение в 5 классах по обновленному ФГОС ООО. Ознакомить с основными положениями стандарта. Составить протокол родительского собрания по ознакомлению с обновленным ФГОС ООО, собрать подписи (под протоколом) об ознакомлении с обновленным ФГОС ООО и ООП ООО.

Составление списка ООП, которые будут реализовываться в образовательной организации с 1 сентября 2022 г. и в следующем учебном году, с учетом ФГОС второго поколения и обновленных ФГОС НОО и ООО, адаптированных ООП, в том числе для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Утвердить этот список на первом педсовете 2022-23 учебного года.

Разработка плана методической работы, обеспечивающей сопровождение введения и реализации обновленных ФГОС НОО и ООО.

Приведение в соответствие с требованиями обновленных ФГОС НОО и ООО должностных инструкции работников образовательной организации.

Осуществление еженедельного контроля готовности к переходу на обновленные стандарты с использованием чек-листа готовности образовательной организации к введению и реализации обновленных ФГОС НОО и ООО.

Задание 11. Цифровизация образовательной среды

Основным стратегическим документом цифровизации сферы образования России стал федеральный проект «Цифровая образовательная среда», включенный в национальный проект «Образование», рассчитанный на период с 2018 по 2024 годы. Таким образом, к 2024 году в каждой образовательной организации должна быть создана функциональная цифровая образовательная среда, отвечающая всем правовым требованиям, образовательным стандартам и пользовательским запросам.

Модернизация российского образования в контексте цифровизации указывает на необходимость формирования цифровых компетенций руководителя ОО и его управленческой команды.

Модель цифровых компетенций включает в себя четыре связанных между собой блока:

  • базовые цифровые компетенции;
  • личностные компетенции в сфере цифрового развития;
  • профессиональные компетенции (функциональное использование методов и инструментов управления процессами, проектами, продуктами цифровой трансформации и регулярным решением сложных профессиональных задач в цифровой среде);
  • цифровая культура.

Процесс цифровой трансформации означает не только развитие материально-технической базы образовательной организации, но и построение инфраструктуры для осуществления быстрых инновационных изменений, гибкой системы управления, внедрения новых образовательных технологий и индивидуализированных моделей обучения. В этом заключается вызов цифровой трансформации, который требует формирования новой культуры управления развитием образовательной организации, восприимчивой к изменениям и устойчивой к неудачам.

Распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 18 мая 2020 года № Р-44 утверждены «Методические рекомендации для внедрения в основные общеобразовательные программы современных цифровых технологий» (далее – Методические рекомендации), которые разработаны на основе модели интеграции цифровых технологий в деятельности общеобразовательных организаций (цифровой трансформации) на региональном и федеральном уровне, опирающейся на исследования передового опыта интеграции цифровых технологий в деятельности общеобразовательных организаций (цифровой трансформации).

Методология, изложенная в методических рекомендациях, позволяет определить состояние цифровой трансформации общеобразовательных организаций в соответствии с передовым уровнем развития информационно-коммуникационных технологий.

Приоритетность задач по цифровой трансформации общеобразовательной организации напрямую зависит от состояния цифровой трансформации школы, от уровня, на котором решается задача (уровень общеобразовательной организации, муниципалитета, региона, федеральный уровень), от имеющейся комбинации внешних факторов цифровой трансформации, на которые общеобразовательная организация не может повлиять, и внутренних, которые находятся в зоне ее влияния.

В общеобразовательных организациях наиболее востребованными могут быть следующие технологические области:

  • технология распределенного реестра (блокчейн),
  • искусственный интеллект;
  • технологии виртуальной и дополненной реальности (VR/AR),
  • интернет вещей,
  • технологии цифровых коммуникаций,
  • технология больших данных,
  • технология формирующей аналитики и открытые образовательные ресурсы.

Дополнительные материалы

Реализация обновлённого ФГОС ООО в предметном обучении

Основа организации образовательной деятельности в соответствии с обновлёнными ФГОС НОО и ООО:
В 2022-2023 учебном году обязателен переход на обновлённые ФГОС НОО и ООО
Планируется, что переход на обновлённые ФГОС НОО и ООО будет осуществлён полностью с 1 по 9 классы
В каком случае образовательная организация может принять решение о переходе 2-4 и 6-9 классов на обновлённые ФГОС?
Как можно использовать примерные рабочие программы? (2 верных ответа)
В комплекс организационно-управленческих мероприятий входят: (3 верных ответа)

 

Поздравляем! Вы успешно завершили этот курс!

Образцы документов