387a4024da387fe90b11970d99c3e572

Методы повышения мотивации обучающихся к урокам физической культуры

В конце страницы к этому курсу прилагается сертификат

Цель: расширить представления учителей физической культуры о методах повышения мотивации обучающихся к урокам физической культуры.

Объём: 36 часов

Программа

  1. Проблемы двигательной активности современных школьников.
  2. Мотивационная сфера, нравственные приоритеты и ценностные ориентиры как основа .спортивно-оздоровительной деятельности в школе.
  3. Направления формирования у обучающихся потребности в интенсивных занятиях физической культурой.
  4. Потребность обучающихся в двигательной активности.
  5. Стадии мотивации к физкультурно-спортивной деятельности.
  6. Методические приёмы, повышающие уровень обучающихся 8-10 классов к занятиям.
  7. Факторы, снижающие мотивацию к урокам физкультуры.
  8. Формирование мотивации к занятиям физической культурой на разных возрастных этапах.
  9. Роль знаний в формировании мотивации к занятиям физической культурой.
  10. Дополнительные материалы.
  11. Итоговое тестирование.

Формируемые компетенции:

  • формирование мотивации к занятиям избранным видом спорта, воспитание у обучающихся моральных принципов честной спортивной конкуренции;
  • разработка перспективных, оперативных планов и программ конкретных занятий физической культурой;
  • воспитание у учеников социально-личностных качеств: целеустремлённости, трудолюбия, организованности, ответственности, гражданственности, коммуникативности, толерантности;
  • использование средств избранного вида спорта для формирования навыков здорового образа жизни.

Занятие 1. Проблемы двигательной активности современных школьников

Современные дети и подростки ведут малоподвижный, преимущественно “сидячий” образ жизни. Это обусловлено:

  • преобладанием двигательно неактивных форм досуга;
  • выросшим объёмом учебной нагрузки;
  • широким внедрением электронных средств обучения;
  • слабым вовлечением в занятия физической культурой и спортом.

По результатам исследований выраженная гипокинезия наблюдается у 53-80 % современных школьников, а рекомендуемый уровень двигательной активности имеют только 16 % российских подростков-юношей и 9 % девушек.

С поступлением ребёнка в школу двигательная активность существенно снижается. Низкий уровень двигательной активности наблюдается у 35-40 обучающихся младших и у 75-85 % старших классов.

Мотивация к двигательной активности у детей на сегодняшний день носит в основном фрагментарный характер. В этом курсе рассмотрим, как мотивировать школьников к занятиям физической культурой.

Проблема мотивации к занятиями физической культурой актуальна, поскольку важными задачами современной школы являются:

  • сохранение и укрепление здоровья обучающихся;
  • рост уровня адаптационного потенциала их организма;
  • полноценное физиологическое, психическое и физическое развитие школьников в соответствии с их индивидуальными и возрастными особенностями.

На сегодняшний день существуют два противоречия:

  1. между объективной необходимостью оптимизации физкультурно-оздоровительной деятельности обучающихся как важного условия успешности учебно-воспитательного процесса и отсутствием методологии организации этого процесса;
  2. признанием физической культуры и спорта приоритетными в процессе формирования у школьников ориентации на здоровый образ жизни и устаревшими традиционными формами, методами и средствами деятельности на уроках физкультуры. 

Занятие 2. Мотивационная сфера, нравственные приоритеты и ценностные ориентиры как основа спортивно-оздоровительной деятельности в школе

Приоритетное направление совершенствования деятельности современной образовательной организации — решение проблемы реализации здоровьесберегающего потенциала физической культуры и спорта с целью укрепления и сохранения физического, психического и психофизиологического здоровья обучающихся, формирования навыков здорового образа жизни. Здоровый образ жизни — это специфическая форма организации жизнедеятельности людей, способствующая:

  • повышению уровня адаптации к психическим, эмоциональным, умственным, трудовым и физическим нагрузкам;
  • укреплению и сохранению здоровья человека;
  • удовлетворению своих жизненных потребностей и интересов в рамках социальных и природных ограничений. 

Ведение здорового образа жизни невозможно без личностно-мотивационной мобилизации умственных, физических, психологических, психических, социальных, творческих способностей и возможностей подрастающего поколения.

Основоположник научной теории физического воспитания П.Ф. Лесгафт писал о том, что физическое воспитание не следует ограничивать оздоровлением и укреплением организма или выработкой спортивных навыков. Оно должно быть органически связано с задачами нравственного, духовного, умственного, трудового и эстетического воспитания. 

Тем не менее совершенствование системы физического воспитания идёт медленно и кардинальных изменений в решении данной проблемы не происходит. Можно сделать вывод, что сейчас физическая культура не выполняет ни тактические, ни стратегические свои функции на должном уровне. 

Пока нет достаточно эффективных форм организации учебного процесса по физической культуре в школе, не созданы условия, способствующие освоению ценностей физической культуры, удовлетворению потребностей школьников в занятиях физическими упражнениями.  

В культуре здоровья и формирования здорового образа жизни центральное место занимают ценностно-мотивационные установки и знания, умения, навыки сохранения и укрепления здоровья. Поэтому основой организации спортивно-оздоровительной деятельности являются мотивационная сфера, нравственные приоритеты и ценностные ориентиры обучающихся. 

В них выражаются потребности и интересы ученика, его активное, осознанное отношение к образованию. Только если есть сильные, глубокие побуждения и мотивы, учебная деятельность будет наиболее продуктивной.

Занятие 3. Направления формирования у обучающихся потребности в интенсивных занятиях физической культурой

Мотивация к учебно-физической деятельности обучающихся формируется благодаря трём ведущим потребностям:

  • потребности в движении;
  • потребности выполнять обязанность учащегося;
  • потребность в спортивной деятельности.

Для оптимизации последовательного овладения жизненно важными движениями, воспитания физических, психических, нравственных и волевых качеств, формирования основ здорового образа жизни необходимо:

  • сформировать ценностное отношение к физической культуре, установку на приоритет здоровья, здорового образа жизни, физического совершенствования;
  • овладеть системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, психическое и эмоциональное благополучие;
  • создать основы для творческого и методически обоснованного использования физкультурно-спортивной деятельности в перспективных личностных достижениях. 

Чтобы сформировать у школьников потребность в интенсивных занятиях физической культурой и необходимости в их проведении, необходимо проводить работу по следующим направлениям. 

Организационно-деятельностное направление

У обучающихся необходимо сформировать способность к организации и планированию своей деятельности, овладению комплексом упражнений, которые благоприятно воздействуют на состояние организма, взаимодействию с педагогом и сверстниками.

Оздоровительное направление

Подразумевает улучшение показателей физического развития, укрепления здоровья и повышения функциональных возможностей организма, закаливание и повышение сопротивляемости защитных сил организма. 

Гигиеническое направление

Обучающие должны знать основы здорового образа жизни, придерживаться режима и распорядка дня, системы питания, освоить жизненно важные двигательные умения и навыки. 

Функциональное направление

Обучающиеся должны овладеть знаниями в области физической культуры, совершенствовать волевые и нравственные качества, чтобы стать дисциплинированнее и ответственнее.  

Одним из важных средств формирования мотивационно-ценностного отношения школьников к занятиям физической культурой является внеурочная спортивно-оздоровительная деятельность, в которую входят: 

  • спортивно-массовые мероприятия;
  • система подвижных игр;
  • спортивные игры;
  • новые виды и средства двигательной активности;
  • уроки здоровья и так далее. 

В процессе учебной деятельности одних обучающихся больше мотивирует процесс познания, других — ценностное отношение к процессу обучения, к конкретному предмету, третьих — личностное становление, четвёртых — перспективные направления будущей профессиональной деятельности и так далее. 

Характер мотивации и ценностных ориентаций определяет потенциал внутренних резервов активности личности школьника как субъекта образовательного процесса. Система школьной физической культуры закладывает основу для формирования таких личностных свойств, как мобильность, целеустремлённость, трудолюбие, стремление не отставать от других, чувство коллективизма, творческие способности. 

Физкультура — эффективное средство направления энергии школьников в конструктивное русло. Самыми значимыми ориентирами для них являются знания и умения, поведение и личный пример учителя физической культуры, а не назидания и наставления. 

Если учитель физкультуры поможет сформировать у обучающихся потребность к самообразованию и самосовершенствованию, то им будет легче освоить такие понятия, как дружба, равноправие, справедливость, красота, свобода, счастье и право на интересную жизнь. 

В результате физическая подготовка поможет сформировать личность, которая обладает устойчивой мотивацией к спортивным перегрузкам. 

Кроме удовлетворённости уроком, у обучающихся нужно формировать ценностное отношение к физической культуре как учебному предмету. Такое отношение характеризуется осознанием необходимости предмета и пониманием того, что на уроках физкультуры можно удовлетворить свои потребности в двигательной активности. 

Занятие 4. Потребность обучающихся в двигательной активности

Потребность в движении врождённая, но у каждого человека эта потребность выражена индивидуально. Это зависит от социальных и генетических факторов. 

Учащиеся с сильной нервной системой ощущает большую потребность в двигательной активности. Они активнее на занятиях физической культурой, успешнее и быстрее овладевают двигательными навыками. 

Внешняя стимуляция нужна ученикам со слабой нервной системой. Их необходимо подбадривать, включать в работу с более активными учениками. 

С возрастом потребность в двигательной активности изменяется. Среднесуточный объём основных локомоций составляет:

  • у дошкольников — у мальчиков 7-8 км, у девочек 6,5-7,5 км;
  • у младших школьников в 7 лет  — у мальчиков 12 км, у девочек 8,5 км;
  • у младших школьников в 9 лет — у мальчиков 18,5 км, у девочек 14,5 км;
  • к 13-15 годам суточная активность снижается до 12-16 км;
  • в старшей школе — 10-12 км. 

Следовательно, у младших школьников самая большая потребность в движении. Но их интерес к физкультуре недифференцированный, потому что им нравится всё. Чем старше они становятся, тем чаще начинают интересоваться определённым разделом учебной программы. В конце концов наступает момент, когда интересы обучающихся начинают противоречить учебной программе. Из-за этого уровень мотивации к занятиям физической культурой у большинства школьников снижается. 

Старшеклассники чаще всего проявляют пассивный интерес к занятиям физкультурой и спортом. Они смотрят спортивные телепередачи и посещают спортивные соревнования, но сами физическими упражнениями не занимаются. Мотив, основанный на знаниях о пользе физических упражнений, который формировали учителя, родители, средства массовой информации, не превращается в действенный. 

Исследования показывают, что всего лишь 40 % девушек и 50 % юношей старших классов с интересом занимаются на уроках физкультуры. 

Среди причин негативного отношения учащихся к урокам называют:

  • неинтересное содержание урока и его проведение;
  • недостаточная физическая подготовка учащегося;
  • потеря уверенности в себе. 

Цели посещения уроков физкультуры старшеклассниками расходятся с целями физического воспитания. Ученики приходят на урок физкультуры, чтобы:

  • пообщаться с товарищами;
  • избежать неприятностей из-за низких отметок или прогулов уроков по предмету;
  • просто подвигаться. 

Целенаправленно для хорошего физического развития занимаются на уроках физкультуры только 40 % учащихся. При этом для юношей физическое развитие — это развитие двигательных качеств, а для девушек — улучшение своего внешнего вида. 

Неустойчивый интерес девушек к физкультуре объясняется тем, что направленность занятий и предъявляемые требования соответствуют ценностным ориентирам мальчиков. По данным исследований:

  • 87 % девушек хотят сформировать красивую фигуру и походку;
  • 76 % — научиться танцевать и двигаться красиво;
  • 61 % — повысить свой уровень двигательных способностей;
  • 31 % — научиться играть в спортивные игры и укрепить здоровье. 

Среди мотивов, побуждающих детей заниматься физической культурой, психолог Кретти Б.Д. выделил:

  • потребность быть членом коллектива;
  • стремление к совершенству;
  • повышение социального статуса;
  • получение материальных поощрений;
  • стремление преодолеть стресс. 

Палайм Ю.Ю. разделил все мотивы на две группы. У коллективистов доминируют общественные и моральные мотивы, для которых характерна осознанность общественной значимости спорта, у индивидуалистов — мотивы самовыражения и самоутверждения личности, которым свойственны ориентация на оценку своих спортивных результатов. . 

Занятие 5. Стадии мотивации к физкультурно-спортивной деятельности

Выделяют три стадии динамики мотивации к физкультурно-спортивной деятельности: генерализация, стабилизация, дифференциация. 

Стадия генерализации

Для неё характерны меньшая разборчивость в выборе физкультурно-спортивной деятельности, непосредственность и эмоциональная окраска, распылённость спортивных интересов. 

Стадия дифференциации

Характеризуется мотивами соперничества, самоутверждения, которые побеждают желание удовлетворить потребность в движении. 

На этой стадии на желание заниматься физкультурой влияет рост результатов. 

Стадия стабилизации

Главными становятся соревновательный мотив и мотив самоутверждения. Это связано со стремлением сохранить высокие результаты физкультурно-спортивной деятельности. 

Анализ мотивации обучающихся к урокам физической культурой показывает, что мотивация связана с внутренними мотивами перспективы и удовлетворения процесса деятельности и внешними мотивами, среди которых результат деятельности и отсутствие внешних отрицательных мотивов. 

Занятие 6. Методические приёмы, повышающие уровень обучающихся 8-10 классов к занятиям 

Для повышения уровня мотивации к занятиям физической культурой в старших классах рекомендуется использовать следующие методические приёмы.

Теоретические уроки физической культуры

На таких занятиях разрабатываются различные комплексы упражнений для развития физических качеств и различных групп мышц, проводится анализ двигательных ошибок при выполнении упражнений. Также учащиеся обучаются методам самоконтроля на занятиях физкультурой. 

Расширение программного материала практических уроков физкультуры

Чтобы повысить уровень мотивации, необходимо изучать интересы обучающихся. С помощью опроса можно выявить, какими видами спорта им бы хотелось заниматься, и включить в вариативную часть предложения обучающихся. 

При планировании в недельном цикле будут чередоваться уроки базовой и вариативной части. На изучение базового вида спорта отводится два часа в неделю, а на вариативный блок один час. Так получается, что если ученику не очень интересно изучать конкретный вид спорта, в недельном цикле будет урок, который вызовет интерес. 

Включение в урок упражнений, имеющих личностный интерес для обучающихся

Для девушек это будут упражнения, которые эффективно корректируют фигуру, для юношей — упражнения для развития силы. Такие упражнения дают возможность получить видимый результат от занятий физическими упражнениями. 

В заключительной части урока можно выделить 4-6 минут для общефизической подготовки. Работа строится по индивидуальным траекториям. Учащиеся выбирают комплексы упражнений, которые помогли бы удовлетворить их потребность. 

Сначала комплексы упражнений могут составлять учителя. В дальнейшем обучающиеся могут внести свои предложения. Это позволит им использовать теоретические знания в жизненных ситуация, что будет способствовать повышению мотивации к урокам физкультуры.

Занятие 7. Факторы, снижающие мотивацию к урокам физкультуры

Чтобы поддерживать мотивацию к занятиям физкультурой, необходимо также минимизировать негативные факторы. Среди них можно выделить:

  • переодевание в спортивную форму в раздевалке;
  • необходимость двигаться среди одноклассников;
  • насмешки одноклассников;
  • боязнь не справиться с упражнениями;
  • возможность сведения счётов на уроках физкультуры;
  • проигрыш в спортивной игре;
  • вероятность получения травмы. 

Перечислим мероприятия, которые позитивно решают эту задачу:

  1. Общая физическая подготовка, организованная в группах.
  2. Классные часы, направленные на сплочение классного коллектива.
  3. Оценивание уроков физкультуры не по результатам сданных нормативов, а по личностному росту.
  4. Проведение психологических тренингов.
  5. Участие в соревнованиях всем классом. 
  6. Туристические походы.

Занятие 8. Формирование мотивации к занятиям физической культурой на разных возрастных этапах

Дошкольный возраст

Главная цель управления физической активностью на первом этапе физического воспитания заключается в формировании и интенсивном развитии всех компонентов физической культуры личности.

В раннем детстве закладываются сенситивные основы будущей мотивации к физкультурной активности. Поэтому ребёнку надо дать почувствовать радость движения. 

Однако в дошкольном возрасте у детей уже надо формировать в сознании и психике комплекс представлений о необходимости и о желаемости занятий физическими упражнениями, воспитывать понимание, что физические нагрузки необходимы, чтобы быть бодрым, жизнерадостным, сильным и ловким, а отсутствие физической нагрузки приводит к дискомфорту, вялости и скуке. 

Младший школьный возраст

В младшем школьном возрасте интерес и мотивация к физической активности должны быть связаны с воспитанием ответственности обучающегося за собственный уровень физической подготовленности. То есть формировать гражданскую мотивацию физической активности. 

Ответственность за результат в коллективных и командных играх или состязаниях для детей в этом возрасте более значима, чем для взрослых. Именно радости победы или горести поражения на спортивной или игровой площадке формируют понимание о своих возможностях действовать на пользу коллектива и вместе с коллективом. 

Но мотивы к физической активности в младшем школьном возрасте редко становятся устойчивыми и осознанными интересами к спортивным занятиям. Остаётся ведущим эмоциональный фактор, но привычка к систематическим занятиям физкультурой уже может быть достаточно устойчивой. 

Подростковый возраст

Мотивы физической активности во многом обусловлены особенностями психики, становлением характера и самоутверждением в обществе. Формирование интересов в подростковом возрасте определяется учителем физкультуры, родителями и товарищами. Поэтому в этом возрасте важны:

  • физкультурное образование и самообразование родителей, их психолого-педагогическое воспитание;
  • профессиональная зрелость и соответствующая специальная подготовка учителей физкультуры. 

Юношеский возраст

Самый сложный период для формирования мотивов и интересов к физической активности. В юношеском возрасте происходит переоценка ценностей, в результате юноши и девушки уходят из спортивных секций или спортивных школ. 

Поэтому на этом этапе нужно формировать новые общественные и личностные представления о престижности высокого уровня здоровья и разносторонней физической и моторной подготовленности. 

Занятие 9. Роль знаний в формировании мотивации к занятиям физической культурой

Для формирования мотивации к урокам физкультуры важную роль играет освоение всей суммы знаний, которые необходимы для становления личности.

В дошкольном возрасте это элементарные знания, сведения об элементарных слагаемых физической активности:

  • об утренней зарядке,
  • о необходимости участвовать в физкультурных занятиях.

Дети среднего и старшего дошкольного возраста должны осваивать знания, связанные с физическими упражнениями, в том числе должны знать правила подвижных и упрощённых спортивных игр, порядок проведения физкультурных занятий, правила гигиены и закаливания. 

Обучающиеся младшего школьного возраста должны выполнять индивидуальные задания учителя физкультуры, заниматься на школьном уроке физкультуры или в спортивной секции, самостоятельно делать утреннюю зарядку. Поэтому в этом возрасте они должны знать основные правила проведения самостоятельного тренировочного занятия, элементарные приёмы контроля своего состояния, последовательность проведения закаливающих и гигиенических процедур. 

Также дети должны:

  • уметь сохранять правильную осанку, знать о назначении отдельных упражнений, разбираться в устройстве и методах использования некоторых видов спортивно-тренировочного инвентаря и оборудования;
  • знать правила некоторых соревнований и игр, нормы этики отношений с товарищами по команде и спортивными соперниками;
  • знать отдельные интересные факты из истории спорта, высшие спортивные достижения, биографии выдающихся российских и зарубежных спортсменов.

Подростки получают более глубокие физкультурные знания. Они осваивают основные правила тренировки, знают больше упражнений, их специфику, назначение и ожидаемый эффект выполнения. 

Одной из целей управления интеллектуальным аспектом физического воспитания подростка в процессе физической активности должна быть установка на усвоение приёмов самоконтроля и формирования интереса к новой спортивной информации и истории какого-либо вида спорта. Также необходимо формировать и углублять на уроках физической культурой нравственные, этические и эстетические ценности, воспитывать патриотические чувства. 

Старшие школьники должны знать начала теории общеразвивающей тренировки, представлять механизм достижения тренировочного эффекта и суть законов рационального, результативного и экономного движения. Они должны использовать приёмы изучения движений и совершенствования ключевых элементов спортивной техники, знать приёмы анализа техники физических упражнений. 

Юноши и девушки уже могут самостоятельно составить программу тренировки, чтобы развить основные стороны своего физического потенциала, использовать тренажёры, ознакомившись с инструкциями и методическими указаниями. Они должны свободно владеть физкультурной и спортивной терминологией, знать и интересоваться спортивной жизнью страны и мира. 

Дополнительные материалы

Повышение мотивации обучающихся через изменение подходов к преподаванию уроков физической культуры:

Инновационные подходы к формированию мотивации у детей и подростков к занятиям физической культурой и спортом:

Какие задачи современной школы решает работа по повышению мотивации к урокам физической культуры?
Какие потребности обучающихся формируют мотивацию к учебно-физической деятельности?
В рамках какого направления деятельности обучающиеся должны освоить основы здорового образа жизни, придерживаться режима и распорядка дня, системы питания?
К внеурочной спортивно-оздоровительной деятельности обучающихся, формирующей мотивацию, относятся:
Значимыми ориентирами для школьников являются:
Что характерно для ценностного отношения к физической культуре как учебному предмету?
Что характерно для потребности младших школьников в двигательной активности?
Характерные особенности потребности старшеклассников к занятиям физкультурой и спортом:
Причины негативного отношения учащихся к урокам физкультуры:
Перечислите стадии мотивации к физкультурно-спортивной деятельности:
Какие методы помогают формировать мотивацию?
Какие мероприятия повышают мотивацию обучающихся к занятиям физкультурой?
Как формируется интерес к занятиям физкультурой в подростковом возрасте?

 

Поздравляем! Вы успешно завершили этот курс!

Сертификат отправим на указанный адрес электронной почты в течение 24 часов.

Образец сертификата