Необходимость подготовки к экзаменам заставляет учащихся 9-го и 11-го класса задуматься о будущей профессии. Зачастую дети выбирают профессиональный путь исходя из того, на какой специальности в вузе меньший проходной балл. Из-за давления школы и родителей старшеклассники спешат с профессиональным самоопределением, о чем потом жалеют.

Профориентационная работа школьного психолога, как правило, ограничивается тестированием по методике Е. А. Климова (человек-человек, человек-техника и так далее) с последующим составлением перечня подходящих профессий.

Между тем, необходимо искать такие формы профориентационной работы, которые вызывали бы у детей реальный интерес к определенной профессиональной сфере. Выходом может стать организация школьного профориентационного клуба.

Клуб – внеурочная форма работы с учащимися, направленная на вовлечение в социальную практику детей и молодежи преимущественно в возрасте от 14 лет, поэтому важно стимулировать творческие формы общения детей. Чтобы дети могли максимально использовать свои возможности общения, им необходимо как можно больше взаимодействовать не только со сверстниками, но и со взрослыми в различных ситуациях.

Нельзя забывать о принципе ненасилия: важной характеристикой любой внеучебной деятельности является добровольное участие в ней школьника, поэтому необходимо создать дружескую атмосферу, способствующую лучшей организации деятельности детей.

Любой клуб, независимо от его задач и направленности, имеет строгую организацию, которая регламентирует всю жизнедеятельность этого формирования. Регулярность посещения заседаний закреплена в Положении о Клубе и варьируется от нескольких раз в неделю (обычно не чаще двух) до нескольких раз в месяц. Существует и формат, при котором обязательным является лишь присутствие на мероприятиях, проводимых клубом.

Конечно же, содержание, структура, место и роль клубной деятельности в воспитательной системе конкретного образовательного учреждения имеет свои индивидуальные черты, однако общим является то, что такой формат в силу своей атмосферы «раскованности» является наиболее благоприятным для проявления, роста и развития индивидуальных способностей, склонностей, интересов и потребностей учащихся.

Клубный час

Клубный час – основная форма и единица времени деятельности школьных сообществ. К его реализации предъявляются следующие требования:

  • содержание должно отличаться новизной, привлекательностью для детей, вызывать у них активность, стремление как можно быстрее приступить к деятельности;
  • клубные часы должны быть своеобразной формой самовоспитания учащихся;
  • клубный час предполагает свободное общение, творческое взаимодействие детей друг с другом, с учителем и другими участниками клубного заседания.

Структура клубного часа включает следующие этапы:

  1. Подготовительный этап предполагает организацию психологического настроя детей на будущий клубный час.
  2. Мобилизующий этап предваряет основную деятельность школьников. На этом этапе необходимо привлечь внимание детей к теме.
  3. Основной этап реализует главное содержание клубного часа. Задача педагога – поддержать общение и сотрудничество детей.
  4. Завершающий этап предполагает общее осмысление всего, что происходило на заседании клуба. Необходимо, чтобы сами учащиеся высказались по главным вопросам.

Профориентационный клуб: особенности организации

Клубный формат по профориентации детей характеризуется переходом от реализации индивидуальных потребностей к социально одобряемому стилю жизни через включение в социальную деятельность.

К важным функциям детских объединений и учреждений по профориентации детей, реализующих клубную форму, относятся:

  • организация социального опыта учащихся по проведению ежедневного отдыха, времени между окончанием одного рабочего дня (смены) и началом следующего, опыта в сфере самоорганизации своего свободного времени;
  • организация опыта социально приемлемого взаимодействия в сфере нерегламентированного (слабо регламентированного) и регламентированного досугового общения с детьми и взрослыми в группах, существующих на основе общих занятий, увлечений;
  • организация опыта самопознания, самопонимания, рефлексии собственных поступков;
  • организация социального опыта работы и отдыха в имеющихся общественных условиях, опыта перевода недовольства качеством жизни в конструктивное русло, проявления социальной инициативы, опыта в сфере общественной самоорганизации, осознания проблем, их открытого обсуждения, выработки приемлемого варианта решения;
  • индивидуальная педагогическая помощь школьникам в решении проблем межличностного взаимодействия через стимулирование рефлексии, развитие саморегуляции;
  • возможность способствовать восстановлению отношений с окружающими, поддержанию социального статуса в общеобразовательной школе, группе сверстников;
  • индивидуальная педагогическая помощь в выборе любимых занятий, друзей и товарищей.

Функции и содержание работы профориентационного клуба состоят в следующем:

  1. Проведение диагностической профориентационной работы с учащимися.
  2. Организация и проведение тематических заседаний.
  3. Организация проектной деятельности детей по изучению социальных, экономических и психологических сторон профессий.
  4. Организация проектной деятельности школьников краеведческой и профориентационной направленностей, изучающих возможности трудоустройства в городе.
  5. Проведение различных тренингов.

Работа профориентационного клуба возможна только с учетом следующих принципов:

  • мотивационной поддержки профессионального самоопределения обучающихся, их образовательной и профессиональной перспективы;
  • самоанализа учащихся;
  • стимулирования обучающихся к идее самообразования, самостоятельного выбора содержания и форм деятельности;
  • осуществления взаимодействия клуба с образовательной системой организации.

Важно не только организовать клуб по профориентации, но и отслеживать эффективность его работы. Диагностика результативности может иметь такие направления:

  1. Анализ общего состояния деятельности включает следующие аспекты: включенность учащихся в систему внеурочной деятельности в целом, соответствие содержания и способов организации данной внеурочной деятельности принципам системы, ресурсная обеспеченность процесса.
  2. Соответствие клубного формата принципам организации: гуманистическая направленность и системность организации деятельности, вариативность видов, форм и способов организации клубных заседаний, направленность деятельности на развитие и проявление творчества (возможности заниматься индивидуальным и коллективным жизнетворчеством). Для анализа данных показателей можно использовать педагогическое наблюдение, анкетирование, беседу, метод экспертной оценки и самооценки.
  3. Анализ эффективности деятельности включает в себя три предмета диагностики – личность школьника, коллектив и профессиональную позицию руководителя клуба.
  4. Удовлетворенность учащихся, их родителей, педагогов организацией внеурочной деятельности и её результатами.

В следующей статье мы разберем организацию школьного профориентационного клуба на примере клуба для старшеклассников, мотивированных на получение педагогических специальностей.

Поделитесь с коллегами?

Корзина