Основная идея проблемного обучения — развитие мышления ребёнка через решение задач.

Когда ученик сталкивается с проблемой, он начинает перебирать разные способы её решения. Так возникает познавательная потребность, помогающая закреплять теоретические знания и применять теорию на практике.

Задачи учителя в условиях использования проблемных ситуаций

На уроке, в ходе решения проблемы, педагог должен научить детей трём основным навыкам.

Умное незнание

Если ученик не может решить задачу, он должен понимать, почему он не может это сделать. Каких знаний и навыков ему не хватает, чтобы справиться с проблемой. Задача учителя – помочь ученику выявить пробелы в знаниях и понять, как можно их заполнить.

Умное спрашивание

Учитель помогает правильно формулировать вопросы, чтобы узнать решение задачи. Этот навык очень важен, и понадобится не только в школе, но и в жизни.

Построение гипотез

Дети боятся высказывать свои предположения, потому что не хотят выглядеть глупо. Задача учителя – поощрять любую активность и хвалить детей даже за самые нелепые на первый взгляд догадки. Важно научить их не бояться высказывать своё мнение. Педагог должен выслушать всех детей, а не только самых смелых учеников в классе.

Как создать проблемную ситуацию на уроке и из неё выйти

Если у детей возник эмоциональный отклик, живой интерес, удивление, любопытство – перед вами идеальная проблемная ситуация.

Чтобы подготовить почву для взращивания такой проблемы, которую дети охотно будут решать, вам нужно:

  • Отобрать необходимый учебный материал к уроку и продумать, как вы будете его использовать.
  • Выявить или создать мотивацию у учащихся, чтобы им было важно решить данную проблему.
  • Продумать форму организации взаимодействия с учениками.
  • Определить формы контроля результата решения проблемы.

Варианты развития событий в ходе проблемного урока

Ребята поняли суть проблемы, но не знают, как её решить. Задача учителя – заострить внимание на значимом моменте.

Если и в этом случае ученики не могут сформулировать решение задачи, следует проговаривать с ними гипотезы и задавать вопросы.

Существует два вида диалога, которые помогают прийти к решению: побуждающий и подводящий.

В первом случае отдельные фразы учителя могут быстро привести ребёнка к правильному ответу. Но это более творческий подход, потому как ученики соображают быстро и порой выдают неординарные решения.

Подводящий диалог – это последовательная цепочка вопросов, логически связанных между собой. Отвечая на такие вопросы, ученики медленно, но верно идут к правильному решению.

Есть ещё один метод, чтобы привлечь внимание детей к проблеме и мотивировать их искать решение. Он называется яркое пятно.

И взрослые, и дети очень любят интересные истории, сказки, легенды. Такая история, в которую будет вплетена проблема, станет ярким пятном в сознании ребёнка и вызовет его любопытство.

Практический пример

Учитель пишет на доске слова “берёза” и говорит ученикам: «Слово не поместилось. Что делать?»

Дети ещё не проходили правила переноса слов по слогам. Они предлагают варианты решения проблемы. Учитель даёт возможность высказаться каждому ученику и фиксирует ответы на доске.

И когда все предложенные варианты выписаны, детям станет любопытно: а как же правильно?

И здесь учитель подводит ребят к тому, чего им не хватает, чтобы правильно перенести слово.

И когда проблема сформулирована: ученики не знают правил переноса, — можно приступать к её решению.

Проверьте свои знания о методах проблемного обучения, приняв участие во Всероссийской олимпиаде «Методы проблемного обучения на уроке и во внеурочной деятельности».

Поделитесь с коллегами?

Корзина