Чтобы разобраться, как нужно развивать ребенка, необходимо понять, что такое творчество.
Творчество — это деятельность, порождающая новые ценности.
Когда ребёнок ещё маленький, он не замечает технических трудностей и с лёгкостью придумывает что-то новое: по-разному компонует элементы, переставляет детали.
Задача взрослого на этом этапе — не заставлять его копировать что-либо, то есть создавать репродукцию. Это будет препятствовать развитию творческих способностей.
Репродукция полезна в более старшем возрасте. Дошкольнику достаточно показывать отдельные элементы (квадрат, треугольник) и просить их скомпоновать, сделать из этих деталей цельную картинку.
Дивергентность — необходимое условие для развития творческого мышления. Ребёнок, обладающий таким типом мышления, при решении проблемы концентрирует все свои усилия не на поиске единственного правильного решения, а рассматривает несколько вариантов.
Есть простое упражнение на развитие дивергентного мышления. Ребёнку предлагают закрыть глаза и представить перед собой яблоко. Потом это яблоко нужно мысленно перевернуть, удалить, приблизить, представить его висящим на дереве, разрезать, потрогать. Такое упражнение формирует гибкость мышления и развивает воображение.
Чем больше задействовано внимание ребёнка, тем активнее он развивается. Для этого ему постоянно нужны новые впечатления и информация. Но с другой стороны нужен покой, для того, чтобы вся новая информация усвоилась.
У ребёнка должно быть 2-3 часа свободного времени, когда он занимается тем, чем хочет. В это время у него раскрываются новые качества.
Для развития этого качества есть упражнение «Хорошо-Плохо». Например, пошёл дождик. Что в этом хорошего? Радуга, цветочки пьют воду и так далее. Плохо — если нет зонтика, можно промокнуть. В каждом явлении нужно видеть противоречия и пути решения проблемы: зонтик, плащ, крыша, дом.
Если дать ребёнку предмет и попросить сделать с ним что-нибудь, то он придумает кучу вариантов. Так он учится определять функции предметов с учётом того, что любая вещь многофункциональна.
Творчество должно приносить только положительные эмоции и делать ребенка счастливым.
Приглашаем педагогов ДОУ принять участие во Всероссийской олимпиаде «Формирование и развитие творческих способностей дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО».
Поделитесь с коллегами?
2020 — 2024 © Центр развития компетенций «Аттестатика» — все права защищены.