[pvc_stats postid="" increase="1" show_views_today="0"]

Чтобы разобраться, как нужно развивать ребенка, необходимо понять, что такое творчество.

Творчество — это деятельность, порождающая новые ценности.

Творчество или репродукция?

Когда ребёнок ещё маленький, он не замечает технических трудностей и с лёгкостью придумывает что-то новое: по-разному компонует элементы, переставляет детали.

Задача взрослого на этом этапе — не заставлять его копировать что-либо, то есть создавать репродукцию. Это будет препятствовать развитию творческих способностей.

Репродукция полезна в более старшем возрасте. Дошкольнику достаточно показывать отдельные элементы (квадрат, треугольник) и просить их скомпоновать, сделать из этих деталей цельную картинку.

Развиваем дивергентное мышление

Дивергентность — необходимое условие для развития творческого мышления. Ребёнок, обладающий таким типом мышления, при решении проблемы концентрирует все свои усилия не на поиске единственного правильного решения, а рассматривает несколько вариантов.

Есть простое упражнение на развитие дивергентного мышления. Ребёнку предлагают закрыть глаза и представить перед собой яблоко. Потом это яблоко нужно мысленно перевернуть, удалить, приблизить, представить его висящим на дереве, разрезать, потрогать. Такое упражнение формирует гибкость мышления и развивает воображение.

Если навыки не развиваются длительное время, то они угасают

Чем больше задействовано внимание ребёнка, тем активнее он развивается. Для этого ему постоянно нужны новые впечатления и информация. Но с другой стороны нужен покой, для того, чтобы вся новая информация усвоилась.

У ребёнка должно быть 2-3 часа свободного времени, когда он занимается тем, чем хочет. В это время у него раскрываются  новые качества.

Какими качествами обладает творческое мышление и как их надо развивать

  • Ассоциативность — способность видеть связь и схожие черты в предметах и явлениях, на первый взгляд несопоставимых.
  • Диалектичность — способность видеть в любых системах противоречия, мешающие их развитию и уметь устранять их.

Для развития этого качества есть упражнение «Хорошо-Плохо». Например, пошёл дождик. Что в этом хорошего? Радуга, цветочки пьют воду и так далее. Плохо — если нет зонтика, можно промокнуть. В каждом явлении нужно видеть противоречия и пути решения проблемы: зонтик, плащ, крыша, дом.

  • Системность — способность видеть предмет или явление как целостную систему, замечать единство и взаимосвязь событий и законов развития.

Если дать ребёнку предмет и попросить сделать с ним что-нибудь, то он придумает кучу вариантов. Так он учится определять функции предметов с учётом того, что любая вещь многофункциональна.

Что необходимо для развития творческих способностей?

  • Любая физическая активность с ранних лет: плавание, раннее ползание, прогулки, физкультура. 
  • Обучение азбуке и счету, знакомство с предметами и разными материалами.
  • Обстановка, в которой растёт ребёнок, должна стимулировать его развитие. Очень важно создать атмосферу, в которой ребенку хочется развиваться и чувствовать себя уверенным: прыгать, бегать, подниматься по лестнице, рисовать.
  • Позволять заниматься ребёнку тем, что ему нравится. Тогда мозг будет  развиваться в одном направлении, поэтому нельзя отвлекать, когда ребенок чем-то увлечён.
  • Нельзя думать и делать за ребёнка, если он сам может додуматься и сделать. Пусть это будет медленно, но он должен сделать сам, чтобы научиться.
  • Важно постоянно стимулировать ребёнка к творчеству, исключить из обихода замечания и осуждения, хвалить и поддерживать. 

Творчество должно приносить только положительные эмоции и делать ребенка счастливым.

Приглашаем педагогов ДОУ принять участие во Всероссийской олимпиаде «Формирование и развитие творческих способностей дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО»

Поделитесь с коллегами?

Поделиться в vk
Поделиться в whatsapp
Поделиться в odnoklassniki
Поделиться в facebook
Поделиться в telegram