Снижение престижа профессии учителя ставит ребром вопрос о привлечении старшеклассников к выбору преподавательского будущего. Сделать это можно путем проведения качественной профориентационной работы, направленной на выявление склонностей к педагогической деятельности. Наиболее оптимальный формат такой работы – клуб для старшеклассников, мотивированных на получение педагогических специальностей.

Клубная форма позволяет решить ряд проблем организаций среднего и высшего педагогического образования, таких как повышение престижа профессии педагога, качество отбора абитуриентов, включая рост количества выпускников, осознанно выбирающих педагогическую специальность,  и так далее.

Ранее мы рассмотрели общие вопросы организации школьного профориентационного клуба, здесь же перейдем к конкретике.

Цели клуба для будущих педагогов

  1. Познакомить школьников с профессией педагога, развить начальные педагогические компетенции.
  2. Сформировать профессионально важные качества, мотивы умения и навыки педагогической и организаторской деятельности.
  3. Развить способности к профессиональной адаптации в современных социально-экономических условиях.
  4. Заложить основы профессиональной культуры педагога.
  5. Способствовать становлению сознательного отношения к труду в целом и к своей профессиональной деятельности в частности. 
  6. Обеспечить эффективность отбора абитуриентов в педагогические образовательные организации.

Функции и содержание работы Клуба 

Помимо общих функций, перечисленных в предыдущей статье, можно выделить специфические, а именно:

  • установление и поддержание связи с ведущими педагогическими вузами и колледжами города;
  • организация и проведение встреч со знаменитыми педагогами и представителями педагогических вузов и колледжей;
  • организация экскурсий на педагогическую тематику;
  • мотивирование школьников на получение педагогической профессии.

Преимущества внедрения клуба для старшеклассников, мотивированных на получение педагогических специальностей, для региональной системы образования:

  1. Преемственность в организации педагогического образования.
  2. Успешное внедрение механизмов реализации профессионального стандарта педагога.
  3. Повышение профессиональной компетентности педагогов.
  4. Пробное введение различных моделей Клуба с целью определения лучшей из них.
  5. Увеличение количества студентов, ориентированных на дальнейшую карьеру в педагогической среде.
  6. Разработка и реализация дополнительных образовательных программ с ориентацией на педагогическую профессию.
  7. Решение проблемы дефицита педагогических кадров.

Подходы к организации клуба для будущих педагогов (по Л. В. Байбородовой)

Существует два основных подхода к организации клуба для старшеклассников, мотивированных на получение педагогических специальностей, – практико-ориентированный и субъектно-деятельностный.

Практико-ориентированный подход направлен на применение школьниками психолого-педагогических знаний, усвоенных на этапе допрофессиональной подготовки, для решения практических задач, связанных с педагогической деятельностью.

Субъектно-деятельностный подход к допрофессиональной подготовке включает:

  1. Организацию совместно со школьниками разнообразной учебной и общественно значимой деятельности, имеющей черты будущей педагогической профессии.
  2. Самостоятельную постановку обучающимися целей и задач предстоящей деятельности.
  3. Проектирование, построение и реализацию своих профессиональных и учебных планов.
  4. Участие в различных видах деятельности, требующих творческого подхода, непрерывного поиска новых задач и средств их решений.
  5. Разработку учащимся индивидуальной образовательной программы.
  6. Участие школьников в составлении плана допрофессионального образования, выборе его формы и способов оказания помощи со стороны педагогов и других специалистов.
  7. Предоставление ученику права оценивать результаты всех видов деятельности, анализировать образовательные достижения.
  8. Создание ситуаций полной ответственности и независимости при организации мероприятий, которые позволяют объективно оценить достижения учащихся.

Как определить содержание допрофессиональной педагогической подготовки?

Для этого необходимо учитывать следующие положения:

  1. Содержание подготовки определяется возрастными характеристиками, индивидуальными особенностями, потребностями, интересами и склонностями, уровнем образовательных достижений учащихся, степенью их концентрации на педагогической профессии.
  2. Содержание допрофессионального педагогического образования открыто по отношению к динамике преобразований в различных сферах общества, поскольку требования к профессиональной педагогической деятельности меняются в соответствии с реалиями жизни. Это позволяет быстро адаптировать содержание к новым образовательным подходам и требованиям.
  3. Важно обеспечить развитие личностных качеств каждого учащегося, значимых для его будущей педагогической деятельности.
  4. Необходимо, чтобы работа Клуба отражала общие профессиональные компетенции, определенные в Стандарте педагога, но не дублировала содержание программ, которые осваивают студенты профильных учебных заведений.
  5. Допрофессиональная подготовка должна быть ориентирована на практику, иметь прикладной характер, чтобы обеспечить решение актуальных и реальных педагогических проблем, возникающих в школьной жизни.
  6. Следует учить школьников смотреть на проблемную ситуацию с разных сторон и позиций, обращать внимание на разные точки зрения, привлекать их к применению приобретенных знаний и навыков в различных ролевых позициях и ситуациях.

Многофункциональное и поэтапное содержание допрофессионального педагогического образования реализуется с использованием различных технологий, форм и методов. При их отборе необходимо обеспечить:

  • применение средств, которые способствуют развитию творческих способностей, самостоятельности и ответственности обучающихся;
  • увеличение доли проблемных, дискуссионных методов и технологий;
  • доминирование активных технологий практической и предметной  направленности;
  • расширение проектной и исследовательской деятельности социально-профессиональной направленности;
  • использование средств, развивающих личностные характеристики концепции «Я-педагог»;
  • применение рефлексивно-аналитических средств оценки деятельности, достижений, событий.

Формы и технологии

  1. Обсуждение книг, телепередач, фильмов на педагогическую тематику.
  2. Научно-практические конференции, посвященные результатам собственных исследований по социально-педагогическим проблемам.
  3. Диспуты, дебаты, дискуссии, связанные с педагогической деятельностью.
  4. Педагогические киноклубы, дискуссионные клубы по проблемам воспитания и образования, взаимодействия педагогов и учащихся.
  5. Создание буклетов или презентаций о деятельности педагогов своей школы, о педагогических династиях, выпускниках, ставших учителями, об известных отечественных и зарубежных педагогах прошлых лет.
  6. Сюжетно-ролевые и импровизированные игры с выполнением организаторских и педагогических ролей.
  7. Тренинги, решение проблемных психолого-педагогических задач, анализ педагогических ситуаций.
  8. Социально-профессиональные пробы, включающие выполнение конкретных действий как в специально запланированных жизненных ситуациях, так и в учебных, игровых, развлекательных мероприятиях, которые позволяют лучше понять свои способности, освоить новые формы и модели поведения.
  9. Встречи с интересными и любимыми педагогами, представителями педагогических династий. При этом информация о педагоге собирается учащимися заранее, продумывается форма подведения итогов беседы, возможно создание видеотеки встреч, фотоальбома или выпуска газеты.
  10. Коллективная творческая работа, реализация проектов социально-педагогической направленности, волонтерская деятельность, в рамках которых учащиеся на собственном опыте осваивают современные образовательные технологии, приобретают наиболее важные с профессиональной точки зрения качества.
  11. «Профессиональное портфолио», которое может включать интервью, вырезки из газет, рисунки, сочинения, отзывы о встречах с педагогами, анализ социально-педагогической практики, социально-профессиональных проб; отражать материалы рефлексии, достижения в педагогических олимпиадах и конкурсах.

Важно включать школьников, ориентированных на педагогическую профессию, в различные формы совместной деятельности с педагогами: проведение совместных дискуссий по проблемам обучения и воспитания, подготовка мероприятий, участие в педагогических советах, работе методических объединений и другое.

Разнообразие образовательных услуг, многолетний опыт учреждений дополнительного образования, осуществляющих профориентацию детей, позволяют предложить различные модели допрофессионального образования, способные во взаимодействии со школьным клубом ориентировать выпускников на педагогическую деятельность и профессиональное самоопределение. К таким моделям относятся:

  • «педагогические классы»;
  • «школа юного педагога»;
  • социально-педагогическая практика обучающихся;
  • элективные курсы психолого-педагогической направленности; 
  • разнообразные виртуальные формы обучения;
  • допрофессиональная педагогическая подготовка школьников по индивидуальным образовательным проектам; 
  • областная педагогическая олимпиада.

Использование этих моделей в совокупности с работой клуба для старшеклассников, мотивированных на получение педагогических специальностей, позволит реализовать комплексный подход к профориентации школьников, привлечь их к дальнейшей педагогической деятельности.

Отбор учащихся в Клуб должен осуществляться на основе предварительной диагностики, которая может быть проведена путем анкетирования, беседы с учениками, анализа образовательных достижений и продуктов деятельности, а также по желанию самого ребенка.

Дополнительные материалы

Источники:

Байбородова, Л. В. Концептуальные основы и модели допрофессиональной педагогической подготовки школьников // Ярославский педагогический вестник, 2015. – № 5. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kontseptualnye-osnovy-i-modeli-doprofessionalnoy-pedagogicheskoy-podgotovki-shkolnikov/viewer

Корзина