Все, что происходит в детском саду, особенно в младших группах, и есть досуг. В этом возрасте дети делают то, что хотят, а не то, что им навязывают. Но приходит момент, когда детям важно различать дела и отдых, как отдельные явления. Поэтому есть принципы организации мероприятий. Они включают в себя:

  • Создание благоприятной атмосферы в группе, в которой ребенок получает радость от общения и совместной деятельности;
  • Для каждого дошкольника должны быть созданы условия для саморазвития и раскрытия его творческих способностей;
  • Чередование активной и пассивной деятельности;
  • Формирование самосознания, для того, чтобы дети чувствовали себя частью общества.

Задачи культурной деятельности в детском саду делятся по возрастам

Для 2-3 лет

  • Создание эмоционально положительного климата в группе, чтобы обеспечить ребенку чувство защищенности и комфорта. Дети, которые вырастают в любви, во взрослой жизни лучше реализуют себя;
  • Привлечение детей к посильному участию в играх. Не нужно оценивать результаты, важно участие, особенно на первых порах;
  • Развивать  умение следить за действиями заводных игрушек, сказочных героев и адекватно реагировать на них;
  • Отмечать праздники в соответствии с возрастными возможностями и интересами.

В качестве развлечений подойдут: праздники на разные темы (лето, зима, весна), театрализованные представления с участием детей или в качестве наблюдателей,  игры с пением, спортивные развлечения.

Для 3-4 лет

  • Показывать театрализованные представления, мультфильмы, прослушивать звукозаписи. Главное, чтобы дети получали удовольствие от увиденного и услышанного;
  • Приобщать к праздничной культуре, отмечать государственные праздники (Новый год, 8 марта);
  • Самостоятельная художественная деятельность;
  • Побуждать детей заниматься изобразительной деятельностью, рассматривать иллюстрации, играть в разнообразные игры;
  • Разыгрывать с помощью воспитателя знакомую сказку, обыгрывать народные песенки, потешки;
  • Поддерживать желание детей петь, танцевать, лепить, рисовать.

Основные развлечения: тематические праздники, спортивные развлечения, концерты для кукол, фокусы.

Для 5-6 лет

  • Приучать детей в свободное время заниматься интересной и содержательной деятельностью: конструирование, прогулки, походы, чтение книг;
  • Способствовать появлению спортивных увлечений;
  • Формировать представление о праздничных и будничных днях: желание активно участвовать в украшении групповой комнаты, музыкального зала, изготовление подарков своими руками;
  • Создавать условия для развития  индивидуальных особенностей: наблюдать, экспериментировать, собирать коллекции;
  • Продолжать развивать художественные наклонности: пение, рисование, музицирование;
  • Создавать условия для дополнительного посещения кружков и студий.

Для 6-7 лет

  • Приобщать детей к интересной и полезной деятельности: игры, спорт, рисование, классическая музыка, лепка, моделирование, просмотр мультфильмов;
  • Формировать стремление активно участвовать в развлечениях, быть доброжелательным и отзывчивым;
  • Приучать использовать приобретенные знания и умения в самостоятельной деятельности;
  • Развивать творческие способности: память, любознательность, воображение;
  • Расширять представления об искусстве, о международных и государственных праздниках;
  • Закладывать основы праздничной культуры;
  • Предоставлять возможность для проведения опытов с разными материалами (песок, глина, вода);
  • Развивать умение играть в настольно-печатные и дидактические игры;

Главные цели культурно-досуговых мероприятий в ДОУ — сформировать здоровую, активную и гармонично развитую творческую личность.

Хотите проверить свои знания по этой теме? Примите участие во Всероссийской олимпиаде «Организация и проведение культурно-досуговых мероприятий в детском саду».

  1. Почему важна внеурочная деятельность и как правильно ее организовать

Внеурочная деятельность — важная составляющая  школьного обучения. Она является органическим продолжением учебных занятий.

Ее основные функции:

  • Помочь учителю и ребенку освоить новый вид деятельности. Например, при изучении нового для ребенка предмета или при переходе из садика в школу;
  • Создать мотивацию к учебе. К примеру, создать исторический кружок. У детей появляется интерес к истории родного края, который расширяется на всемирную историю. Ребенок начинает понимать, что история сама по себе очень интересна;
  • Расширить образовательное пространство, создающее специальные условия для развития;
  • Создать необходимые обстоятельства для взросления, поддержать в моменты адаптации и социализации все 11 лет учебы.

Если педагог планирует организовать какой-либо кружок, то нужно определиться в каком направлении он будет:

  • духовно-нравственном;
  • спортивно-оздоровительном;
  • социальном;
  • общеинтеллектуальном;
  • общекультурном.

Можно выделить 6 форм внеурочной деятельности:

  • Кружки;
  • Краеведческие, исторические, культурные и другие студии;
  • Сетевые сообщества, спортивные и юношеские организации;
  • Научно-практические исследования, олимпиады и конкурсы;
  • Общественные практики;
  • Военно-патриотические объединения.

В отличие от урочной, внеурочная деятельность осуществляется на добровольной основе в зависимости от выбора учеников, родителей, учителей.

То есть, если ученики класса не хотят один кружок, а хотят другой, то они договариваются с педагогом и решают, какой кружок нужен.

Структура рабочей программы курса определяется по ФГОС и содержит:

  • Пояснительную записку, в которой указано, что запланировано и для чего;
  • Общую характеристику курса;
  • Личностные и метапредметные итоги изучения курса;
  • Содержание курса;
  • Тематическое планирование с установлением основных видов внеурочной деятельности; 
  • Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения курса. 

Все это пишется в свободной форме.

Внеурочную деятельность можно проводить путем электронного обучения и дистанционно. Решение школа принимает самостоятельно, заключается договор с организацией.

Для внеурочной деятельности можно брать в пользовании помещения, оборудование, а также кадры для мастер-классов и практических занятий.

Внеурочная работа фиксируется в тарифицируемой педагогической нагрузке. Контроль за посещением занятий обеспечивает классный руководитель.

Вопросы, на которые надо ответить, создавая внеурочную рабочую программу

  • Как в содержании рабочей программы выполнен системно-деятельностный подход к обучению и воспитанию?
  • Какие формы познавательной деятельности учеников приняты ведущими в силу возраста?
  • Каким образом в процессе изучения предмета организована проектная и учебно-исследовательская деятельность учащихся?
  • Как изучение предмета способствует духовно-нравственному развитию учащихся?

Внеурочная работа в каникулы

Формы внеурочной работы во время каникул могут быть разными. Назовем основные характеристики деятельности:

  • Тематические лагеря, которые создают на основе школ и организаций дополнительного образования;
  • Занятия по внеурочной программе на летних каникулах не должны расходиться с  рабочими программам внеурочной деятельности;
  • В пределах основной программы услуги детям оказывают бесплатно;
  • Внеурочную деятельность не рекомендуется рассматривать как средство дополнительного заработка.

Проверьте свои знания по организации внеурочной деятельности, участвуя во Всероссийской олимпиаде «Организация внеурочной деятельности в условиях ФГОС»!

Поделитесь с коллегами?

Корзина